Научная статья на тему 'История изучения и охраны геологического наследия в России'

История изучения и охраны геологического наследия в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
493
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История изучения и охраны геологического наследия в России»

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ОХРАНЫ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ

Природоохранное движение в России имеет давнюю историю. Меры по охране природы начали проводиться в жизнь еще Петром I. Именно им было высказано распоряжение о необходимости заповедания Раифского леса (в настоящее время это - участок Волжско-Камского государственного заповедника на территории Республики Татарстан) [I].

В 1805 г. было создано Московское общество испытателей природы (МОИП), являющееся старейшим научным обществом России и объединявшее лучшие научные силы во всех областях естествознания. Членами Общества были такие выдающиеся ученые, как П.С. Пал-лас, П.П. Семенов-Тян-Шанский, А.Е. Ферсман, В.И. Вернадский, В.А. Обручев и др. С 1829 г. МОИП издает Бюллетень, в котором рассматриваются и природоохранные вопросы.

Активно и целенаправленно в России природоохранной деятельностью стали заниматься с начала XX в. Пионерами природоохранной деятельности оказались биологи. Одним из них был ботаник И.П. Бородин (1847 - 1930), брошюра которого «Охрана памятников природы» (1910) стала основополагающей в области охраны природы в России и неоднократно переиздавалась. Вторым был зоолог Г.А. Кожевников (1866 - 1933), создатель концепции о заповедниках как об эталонах природы [2. С. 12 - 13]. В 1912 г. по инициативе и под руководством И.П. Бородина при Императорском Русском географическом обществе была создана и активно проработала до 1918 г. Постоянная природоохранная комиссия, одной из задач которой являлось «осуществление на деле сохранения в неприкосновенности отдельных участков или целых местностей, важных в ботанико- и зоо-географическом, геологическом и вообще физико-географическом отношениях» [3]. Одним из первых мероприятий Комиссии явилось образование на Южном Урале особой «горной дачи» государ-

ственного значения, где были запрещены горные разработки (впоследствии на этой территории был организован первый в мире минералогический заповедник - Ильменский) [2].

Первым на территории современной России государственным заповедником был объявлен в 1915 г. Саянский соболиный, который был ликвидирован в 1951 г. В 1916 г. был создан ныне существующий Баргузинский заповедник, а в 1917 г. П.П. Семенов-Тян-Шан-ский разработал первый проект организации сети заповедников на территории России «О типах местности, в которых необходимо учредить заповедники типа американских национальных парков». В проекте содержится план устройства крупных заповедников на территории России, некоторые из которых впоследствии были организованы.

Юридическое понятие «памятник природы» (ПП) появилось в России в 1921 г. в связи с изданием Советом Народных Комиссаров РСФСР Декрета «Об охране памятников природы, садов и парков», подписанного В.И. Лениным. В Декрете говорится, что «Участки природы и отдельные произведения (животные, растения, горные породы и т.п.), представляющие собой научную и культурно-историческую ценность и нуждающиеся в охране, могут быть объявлены неприкосновенными памятниками природы...». Согласно Декрету, «горные породы» также становятся объектами природоохранных мероприятий. Однако данный Декрет не был реализован должным образом.

Что касается термина «геологический памятник природы», на русском языке он был впервые употреблен в 1923 г. Ф.Ю. Левинсон-Лессингом в книге «Введение в геологию», вторая глава которой носит название «Геологические памятники».

В первой половине 20-х годов XX столетия при Российской академии наук возникло Цен-

тральное бюро краеведения (ЦБК), в состав которого входил А.Е. Ферсман. Одним из направлений деятельности ЦБК было выявление нуждающихся в охране памятников культуры и природы, включая и геологические объекты [2]. Так, в составленном ЦБК «Перечне участков и отдельных предметов природы, заслуживающих охраны» перечислено и кратко охарактеризовано 37 геологических объектов [4]. Однако в 30-е годы охрана природы стала рассматриваться руководством страны в качестве тормоза социалистического строительства, и ЦБК был ликвидирован.

Большую работу по выявлению, юридическому оформлению и организации охраны ПП проводило Всероссийское общество охраны природы (ВООП), созданное в 1924 г. В 1939 г. с учреждением в ВООП Секции земной коры произошло разделение заповедного дела на два основных направления - по охране живой и неживой природы. Председателем секции с момента основания был избран А.Е. Ферсман, а ученым секретарем - РФ. Геккер [2]. После кончины А.Е. Ферсмана в 194S г. Секцию земной коры возглавила В.А. Варсанофьева. Именно она и ее многочисленные ученики явились вдохновителями работ по систематическому выявлению геологических достопримечательностей в течение многих лет. В 19S1 г. вышла знаменитая брошюра В.А. Варсанофь-евой и РФ. Геккера «Охрана памятников неживой природы

После принятия в 1960 г. Закона «Об охране природы в РСФСР», ВООП активизировало работу по выявлению и организации охраны ПП (в т.ч. геологических) на региональном уровне, при этом наиболее активными оказались учителя географии и краеведы, именно они и занимались выявлением ПП. Таким образом, большинство взятых под охрану объектов неживой природы составляли геоморфологические объекты [6. С. S0 - S2].

В S0 - 60-е годы в нашей стране, помимо заповедников и ПП, появились заказники. Государственные природные заказники относятся к ООПТ, на территории которых под охраной находится не весь природный комплекс, а лишь отдельные наиболее ценные в природном и историко-культурном плане объекты.

В 197S г. были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах». В ст. 33 Закона РФ «О недрах» говорится: «Редкие геологические обнажения,

минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается».

Начиная с 1983 г. в России стали учреждаться национальные парки. Они явились новой для России формой территориальной охраны природы. Идея связана с совмещением широкого спектра задач: охраны природного и культурного наследия, организации туризма, поисков путей устойчивого развития территорий [7].

В 198S г. ВООП выпустило методические рекомендации по изучению и охране ПП, в которых геологическим памятникам посвящен целый раздел [8].

В 1988 г. Россия присоединилась к «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия», принятой ЮНЕСКО в 1972 г.

После распада СССР многие организации, ответственные за охрану памятников природы, перестали существовать, некоторые утратили охранные обязательства или не считают своим долгом выполнять обязательства, взятые десятилетия назад. Тем более, что выполнение каждой государственной функции должно быть финансово подкреплено, в то время как в настоящее время это условие в отношении ПП не выполняется. Региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления зачастую утратили материалы по имеющимся на подведомственной территории ПП и не учитывают их при осуществлении хозяйственной деятельности. Вследствие этого многие ПП деградируют и теряют свою ценность, а некоторые уже полностью утратили свое значение. Кроме того, многие геологические объекты, имеющие большое научное значение, вообще не имеют охранного статуса и не учтены на государственном уровне.

В 90-е годы в ряде геологических организаций и университетов страны начали проводиться работы по изучению и сохранению геологического наследия.

Стали выходить сначала брошюры, а затем и солидные монографии, посвященные

геологическим ПП отдельных регионов: Байкала (1993), Якутии (1997), Ленинградской области (1999) и России в целом [9]. В Музее землеведения МГУ была составлена первая карта уникальных геологических памятников России [10]. Опубликованы многочисленные кадастры ООПТ отдельных регионов страны, в которых есть сведения о находящихся под охраной геологических объектах. В инструкции по Государственной геологической съемке масштаба 1: 200 000 впервые предписывается необходимость включения в комплект карт специальных схем геологических ПП масштаба 1: S00 000 [11].

В 1992 г. при Российской академии наук был создан Научный совет по изучению и охране культурного и природного наследия, а также организован Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, что способствовало реализации идей «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия». В 1994 г. начались работы по включению ряда российских природных территорий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и первым такой статус получил в 199S г. государственный биосферный заповедник «Девственные леса Коми». В настоящее время в Список всемирного наследия ЮНЕСКО включено 23 российских объекта, в т.ч. ^ культурных и 8 природных объектов, а именно: Западный Кавказ, Девственные леса Коми, Алтай -Золотые горы, Убсунурская котловина (совместно с МНР), Озеро Байкал, Остров Врангеля, Вулканы Камчатки и Центральный Сихотэ-Алинь. 6S объектов геологического наследия (ОГН) (геологических объектов, имеющих особое научное, образовательное или историко-культурное значение) входят в состав восьми природных и двух культурных территорий Всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя «Куршская коса» и «Кижский погост» числятся в списке ЮНЕСКО как объекты культурного наследия, они также представляют интерес и как объекты природного наследия.

В 199S г. вышел ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ООПТ), в котором определены юридический статус и полномочия для каждой охраняемой территории [12]. Система ООПТ объединяет 7 основных категорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, памятники природы, заказники, ботанические

сады и дендропарки, лечебно-оздоровительные местности и курорты. ОГН входят в состав всех категорий ООПТ, кроме ботанических садов и дендропарков. На территории заповедников выявлено 40 ОГН, национальных парков - 21, природных парков - 14, природных заказников - лечебно-оздоровительных местностей и курортов - 26; было зарегистрировано около 1 800 ПП геологического профиля регионального значения и только 3 - федерального значения [2].

С 1997 г., согласно приказу Госкомэкологии России от 04 июля 1997 г. «Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий», в каждом субъекте РФ создаются базы данных ООПТ, при этом по каждой охраняемой территории создается электронная карточка, содержащая нормативно-правовую и научную информацию.

С 2000 г. Министерство природных ресурсов (МПР) РФ занимается организацией и координацией работ по ведению кадастра ООПТ, разработкой и утверждением нормативных правовых актов и методических документов, необходимых для ведения кадастра. Территориальные природоохранные органы МПР осуществляют свод и обобщение кадастровых сведений на уровне субъектов РФ и периодически направляют в МПР отчеты о состоянии ООПТ регионального и местного значения. В 2001 г. на основе кадастровых данных, поступивших в МПР РФ, был подготовлен и опубликован «Сводный список ООПТ РФ», предоставивший информацию о более чем 13000 ООПТ по всем субъектам РФ [13]. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. ведение кадастра ООПТ федерального значения осуществляет Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднад-зор), входящее в структуру Министерства природных ресурсов и экологии. Сбор, обобщение и представление кадастровых сведений по субъектам РФ осуществляет Росприрод-надзор субъектов РФ.

До последнего времени в Российской Федерации единственной юридической основой для выявления и установления официального охранного статуса геологическим объектам, имеющим особую научную или культурную ценность, являлась статья 33 действующего Закона РФ «О недрах». В статье 6 этого Закона вводится понятие об «особо охраняемых

геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоро-вительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости)». Однако до недавнего времени не существовало подзаконных актов, регулирующих образование «особо охраняемых геологических объектов». В 2001 г. для этого были созданы юридические основания: было принято Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2001 г «Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровитель-ное и иное значение», в котором указывается, что придание официального охранного статуса этим объектам должно проводиться на основании ФЗ «Об ООПТ».

Наряду с этим, некоторые геологические объекты РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 20 февраля 199S г. «Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ» приобрели статус объектов культурного наследия - памятников археологии федерального значения. К таким объектам относятся, главным образом, пещеры и древние рудники.

За Постановлением Правительства об ООГО последовал приказ МПР от 29 ноября 2004 г. «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для образования особо охраняемых геологических объектов», в котором прописывается юридический механизм придания природоохранного статуса геологическим объектам, имеющим особое значение. Этот механизм заключается, прежде всего, в подготовке заявителем необходимых сведений об объектах, обосновании целесообразности их отнесения к особо охраняемым геологическим объектам и данных о предполагаемых сроках и этапах формирования организационно-хозяйственной инфраструктуры для образования соответствующей ООПТ. Рассмотрение заявок и принятие решения об образовании ООПТ осуществляется комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию и включающей представителя органа власти соответствующего субъекта РФ.

Необходимо, однако, отметить, что реализация данного Постановления и приказа происходит на деле крайне медленно из-за отсутствия общепринятых методических рекомен-

даций по отнесению геологических объектов к «особо охраняемым геологическим объектам» и установлению их уровня информативной значимости с целью определения соответствующего статуса охраняемой территории.

В последние годы наблюдаются положительные тенденции в сфере природоохранной деятельности. Так, за счет средств бюджета субъектов РФ ведутся работы по инвентаризации и натурному обследованию геологических ПП в некоторых субъектах РФ, например, в Ленинградской, Иркутской, Оренбургской Самарской и Ярославской областях, республиках Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми и Татарстан. Вышли из печати очередные монографии, посвященные памятникам природы Ярославской (2003), Оренбургской (2004) областей, Башкортостана (2004), Карелии (2006), Татарстана (2007) и Коми (2008). Карта геологических памятников масштаба 1: IS 000 000 была опубликована в Национальном атласе России [14. С. 106 - 110].

В настоящее время Россия является участницей примерно 100 международных соглашений в области охраны окружающей среды. Наиболее эффективно международное сотрудничество развивается в области охраны объектов, входящих в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также в области охраны геологического наследия [1S]. Так, в 1997 г. геологи различных научно-исследовательских и учебных организаций страны объединились в группу, вошедшую в состав Европейской ассоциации по охране геологического наследия ProGEO, учрежденной в 1993 г.

Литература

1. Гдологические памятники природы Республики Татарстан / Под ред. И.А. Ларочкиной / Науч. ред. В.В. Силантьев. - Казань: Акварель-Арт, 2007.

2. Лапо А.В. Этапы становления и развития геоконсервации в России // Изучение, сохранение и использование объектов геологического наследия северных регионов (Республика Коми). Материалы научно-практической конференции. - Сыктывкар: Ин-т геологии Коми НЦ Уро РАН, 2007.

3. Положение о Постоянной природоохранной комиссии при ИРГО //Изв. Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. 1913. Т. 22. №1. - С.71.

4. Васильковский А.П. Перечень участков и отдельных объектов природы, заслуживающих внимания // Краеведение.1929. №6. С. 362 - 368.

5. Варсанофьева В.А., Гэккер Р.Ф. Охрана памятников неживой природы. - М.: ВООП, 1951.

6. Мироненко О.А. Объекты геологического наследия РФ регионального (местного) значения // Материалы Рабочего совещания Российской группы ProGEO. - Миасс: УРО РАН ИГЗ, 2007.

7. Национальные парки России/Сост. И.Б. Чеа-бакова. - М.: «ЦОДП», 1996.

8. Выявление, учет памятников природы и содействие организации их охраны (методические рекомендации) / Отв. сост. Ю.К. Ефремов. - М.: ВООП, 1985.

9. Гдологические памятники природы России / Под ред. В.П. Орлова. - СПб: Лориен, 1998.

10. Кац Я.Г., Козлов В.В., Ушаков С.А. Карта уникальных геологических памятников России // Жизнь Земли: Сборник Музея землеведения МГУ. 1997. Вып. 30. - С. 216 - 225.

11. Инструкция по составлению и подготовке к изданию листов государственной геологической карты РФ масштаба 1:20000. - М.: Роскомнедра. 1995.

12. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» //Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1024. - С. 1926 - 1945.

13. Сводный список ООПТ РФ / Ред.-сост. Д.М. Очагов и др. - М.: ВНИИ природы, 2001.

14. Лапо А.В., Вдовец М.С. Геологические памятники природы / Национальный атлас России. Т.2. -М.: Роскартография, 2007.

15. Wimbledon W., Gerasimenko N, Lapo A., Vdovets M., et. al. (1998). A first attempt at a geosites framework for Europe - an IUGS initiative to support recognition of world heritage and European geodiversity // Geologica Balcanica. V. 28. N 3 - 4. P. 5 - 32.

М.С. Вдовец,

кандидат геолого-минералогических наук, научный сотрудник Всероссийского геологического института (С.-Петербург)

ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ: ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМУ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Мировые достижения последних лет в области охраны природы Земли и ее устойчивого развития связаны с активной деятельностью ООН и ее программ, при этом важными этапами консолидации стран стали Всемирные саммиты по устойчивому развитию - в Рио-де-Жанейро (1992) и в Йоханнесбурге (2002). В большинстве стран идеи всемирного наследия поддержаны не только сохранением территорий историко-культурного и природного наследия, но и выделением участков - резервов для развития сети участков всемирного наследия.

В России подобной категории участков в существующем законодательстве не предусмотрено, в связи с чем ни одна из существующих особо охраняемых природных территорий (ООПТ) не может рассматриваться как резерв для сохранения наследия на национальном и международном уровнях. Заложенная в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» система категорий

ООПТ не обеспечивает преемственности выявления, инвентаризации, резервирования и обретения статуса территорий и акваторий национального природного наследия России как самостоятельной государственной системы ООПТ и резерва работы по номинации участков всемирного наследия по Конвенции ЮНЕСКО [1].

В Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г., записано: «Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния» [2. С. 6]. В числе основных направлений государственной политики в области экологии этим документом определено «создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима, формирование на их основе, а также на основе других территорий, с преобладанием естественных процессов, природно-заповедного фонда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.