Литература
1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под общ. ред. А. М. Кантора. - М.: Эллис Лак, 1997. - 736 с.
2. Грачёва С. Реализм или маньеризм?! Творческие искания скульптора Алексея Хмелевского // Кузбасские ведомости. - 1996. - № 6. - С. 16-19.
3. Культурология. XX век: энцикл.: в 2. - СПб.: Университет. кн.: Алетейя, 1998. - Т. 1. - 447 с.
4. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000. - 348 с.
5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. - М.: Мысль, 2001. - Т 3. - 692 с.
6. Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. - М.: Олимп: АСТ, 1999. - 816 с.
7. Ткаченко Л. А. Формирование молодежных объединений художников в Кузбассе в 1980-х годах XX века (на примере творческого объединения «Бедная Лиза») // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. -2014. - № 27. - С. 88-91.
References
1. Apollon. Izobrazitel'noe i dekorativnoe iskusstvo. Arkhitektura: terminologicheskii slovar' [Fine and Decorative Art. Architecture: Terminology Dictionary]. Ed. A. M. Kantora. Moscow, Ellis Lak Publ., 1997. 736 p. (In Russ.).
2. Gracheva S. Realizm ili man'erizm?! Tvorcheskie iskaniia skul'ptora Alekseia Khmelevskogo [Realism or Mannerism?! Creative quest of Aleksey Khmelevskoy, the sculptor]. Kuzbasskie vedomosti [Gazette of Kuzbass], 1996, no. 6, pp. 16-19. (In Russ.).
3. Kul'turologiia. XX vek: Entsiklopediia [Culture Studies. XX century: Encyclopedia]. St. Petersburg, Aleteiia Publ., 1998, vol. I. 447 p. (In Russ.).
4. Mankovskaia N.B. Estetika postmodernizma [The Aesthetics of Postmodernism]. St. Petersburg, Aleteiia Publ., 2000. 348 p. (In Russ.).
5. Novaia filosofskaia entsiklopediia [New Philosophy Encyclopedia]. Moscow, Mysl' Publ., 2001, vol. 3. 692 p. (In Russ.).
6. Sovremennyi slovar'-spravochnik po iskusstvu [Modern reference dictionary of Art]. Ed. A.A. Melik-Pashaev. Moscow, Olimp, AST Publ., 1999. 816 p. (In Russ.).
7. Tkachenko LA. Formirovanie molodezhnykh ob"edinenii khudozhnikov v Kuzbasse v 1980-kh godakh XX veka (na primere tvorcheskogo ob"edineniia "Bednaia Liza") [Young Artists Union's Formation in Kuzbass of the 1980-s of the XX century (a Study of a Creative Union "Poor Lisa")]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvenogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo of State University of Culture and Arts]. Kemerovo, 2014, no. 27, pp. 88-91. (In Russ.).
УДК 745/749
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В ФИЛОСОФСКОЙ, ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX-XXI ВЕКОВ
Камалиева Айгуль Салаватовна, кандидат технических наук, докторант Московского педагогического государственного университета (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]
Данная работа является продолжением темы начатой в статье «Башкирский народный костюм: историография вопроса» [5], в которой рассматривалась историческая и этнографическая литература, так или иначе связанная с исследованиями в одежде башкир. Однако историография вопроса значительно шире и охватывает многочисленные работы в других областях - в искусстве, философии, технических науках.
Если до начала нашего столетия в исследованиях башкирского народного костюма преобладали работы исторической направленности, то с появлением ряда трудов, принадлежащих таким учёным, как А. Р. Абдуллин, Г. Г. Салихов, И. Д. Ахмедьянова и др., вектор исследований значительно поме-
нялся. Познание башкирской духовной культуры, фольклора и мировоззренческих концепций народа, обращение к архетипам в искусстве открыли перед исследователями колоссальные возможности в интерпретации орнаментики, структуры и самого костюма в аспекте традиционной эстетики, ценностно-смысловых ориентиров и архаичных представлений о мироздании в целом.
Характеризуя подобные работы в русле заявленной темы, то есть традиций башкирского народного костюма, следует отметить, что одежда как таковая не всегда являлась предметом отдельного исследования. Так, труды Н. Х. Хисматуллиной, являющиеся одними из первых в данном ряду, посвящены выявлению устойчивых закономерностей орнаментально-колористической системы и принципов художественно-композиционной организации орнаментального декора в народном искусстве. Текстиль в убранстве башкирского жилища художественному анализу подвергла А. Г. Янбухтина, известный учёный, исследователь. Она ставила целью выявление ансамблевых связей между предметами и их художественно-эстетической ролью в организации интерьера. Также изучению художественной организации предметно-пространственной среды посвятила свои работы Т. А. Масленникова, однако народный костюм в исследованиях автора рассматривался отдельно и, более того, осмысливался как основа целостной композиции среды. Автором настоящей статьи было осуществлено научное исследование конструктивно-композиционного строя башкирской одежды с целью разработки базы данных для проектирования этнографически достоверных национальных костюмов. Впервые были получены развертки деталей кроя более двухсот образцов одежды, зафиксированы отдельные узлы обработки, получены схемы расположения декора. Таким образом, в отечественной историографии прослеживается несколько крупных периодов, базирующихся на различных методологических подходах к изучению башкирского народного костюма.
Ключевые слова: костюм, Южный Урал, историография, башкиры, искусство, проектирование.
HISTORY OF THE BASHKIR FOLK COSTUME STUDIES IN PHILOSOPHICAL, ART AND TECHNICAL LITERATURE OF THE XX-XXI CENTURIES
Kamalieva Aigul Salavatovna, PhD in Techniques, Doctoral Candidate, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Historiography of the Bashkir folk costume, the analysis of which was started in the previous article is much broader and is not limited only to works of historical orientation. It also includes scholarly works in the field of art, philosophy, and engineering sciences. National science works, devoted to the study of spiritual culture and traditions in terms of philosophical traditions of the people, greatly expanded the opportunities of researchers in deciphering ornamentation and structure of the costume.
Describing the national historiography of the stated theme, it should be noted that the folk costume was not always an object of a separate study. Thus, in one of the first studies of its kind by N.H. Khismatullina, the attention was paid to ornamental and colouristic basis of the Bashkir folk art, including the pattern creation in weaving, embroidery, leather manufacturing, metal and wood works. The studies by famous scientist A.G. Yanbukhtina were conducted to identify ensemble connections between the objects and their artistic and aesthetic role in the organization of the interior, the art textiles, including the costume were also objects of the study. T.A. Maslennikova dedicated her works to study the artistic organization of objective-spatial environment, however, the folk costume was considered separately in the author's works and more over was comprehended as a basis of the integral arrangement of the environment. The author of this article, whose works are exclusively devoted to the Bashkir costume, solved the tasks of a different kind, namely of identification of structural and compositional costume system through design, technology and decor. The analysis of the structural frames of clothing, manufacturing techniques and the decor arrangement allow further exploring patterns of fabricating and decorating the costume. Thus, historiography on the issue of the Bashkir folk costume revealed several significant stages in domestic science based on different methodological approaches to its study.
Keywords: costume, Southern Urals, historiography, Bashkirs, art, design.
Как показал анализ библиографической базы по истории башкирского народного костюма, время наиболее масштабных и научно обоснованных исследований пришлось на середину и вторую половину XX века. Собственно в этот период были организованы многочисленные экспедиции, охватившие буквально все территории исторического проживания башкир, в том числе за пределами Республики Башкортостан. Было проведено тщательное картографирование предметов костюма, выделены устойчивые костюмные комплексы, материальные пласты, возникшие в одежде в разное время и разной этнической среде. Такова была общая тенденция в изучении народной одежды, стремившаяся вначале выяснить корни традиций и определить генез костюма в целом через его элементы.
Однако уже в конце XX века научное сообщество всё больше обращается к теме семантики костюма и в попытках философского осмысления народной одежды в контексте народного мировоззрения выстраивает собственную концепцию духовности материальной культуры. Народный костюм перестаёт быть лишь обрядовым и повседневным одеянием, в его декоре, крое и украшениях прочитывается особый смысл, вложенный еще в эпоху сакрализации природы, обожествления живой среды и отождествления человека со структурой вселенной. Костюм - это картина мира, отражение вселенной, модель миров....
Башкирский народный костюм в исследованиях ХХ-ХХ1 веков (искусствоведение, философия:
Н. X Хисматуллина, Г. Х. Казбулатова, Р. Г. Янбухтина, Т. А. Масленникова)
Вектор научных исследований, посвященных башкирскому костюму, в последние десятилетия приобрел философский характер. Теперь, владея глубокими знаниями о генезисе костюма, о существовании устойчивых костюмных комплексов, оригинальных по своей художественной выразительности и стилистике, обусловленных тесной взаимосвязью со многими сферами бытового уклада, учёные ставят своей целью объяснение символико-смыслового содержания одежды. Бесспорно, объективной предпосылкой для начала нового этапа исследований костюма стало осмысление костюма как единой знаково-символической системы, принадлежащей более к области духовного искусства, и прежде всего к
мифологии, космогонии и мировоззрению народа. Вместе с тем к началу нашего столетия появились серьезные работы, направленные на изучение истоков мировоззрения древних башкир (Г. Г. Са-лихов) [10], выявление архетипов в башкирском фольклоре (А. Р. Абдуллин) [1], мифоритуальных традиций башкир (А. Ф. Илимбетова) [2].
Первые шаги в изучении проблемы симво-лико-смыслового содержания орнаментальной композиции как отражения традиционного мировоззрения были сделаны в работах Н. Х. Хис-мауллиной [11; 12]. Исследователю удалось проследить эволюцию башкирского орнамента и взаимообусловленность его сложения историческими, культурными, мировоззренческими и социальными условиями. Изучая, главным образом, традиционные виды башкирского народного искусства последних двух столетий, среди которых вышивка, аппликация, искусство создания костюма, а также тамга как форма изобразительной деятельности, автор уделяет внимание, прежде всего, выявлению устойчивых закономерностей орнаментально-колористической системы и принципов художественно-композиционной организации орнаментального декора. В научных поисках Н. Х. Хисматуллиной, в отличие от исследований предыдущих времен, орнамент мыслился как «результат художественного освоения мира, результат обобщения знаний об окружающем мире, связанных с развитием мышления человека, сумевшего перейти от конкретно-изобразительного восприятии жизни к сложным абстракциям» [11]. Автор впервые проводит глубокий анализ мировоззренческих основ национального своеобразия башкирского орнамента, опираясь, с одной стороны, на выводы по анализу художественно-образного строя видов декоративно-прикладного искусства башкир, а с другой - на знания эволюционных процессов преобразовательной и познавательной деятельности человеческого коллектива. Справедливо связывая идейную содержательность древнейших форм орнамента с архаическим мироощущением и мифологической космогонией, автор при проведении семан-тико-структурного анализа обращается к культурам земледельческих финно-угорских, славянских народов, и племен тюрко-монгольского кочевнического мира. Особого внимания заслуживает вторая глава научного исследования «Устойчивые художественно-образные средства и приемы
как основа национального своеобразия народного искусства башкир», в которой Н. Х. Хисма-туллина раскрывает взаимосвязь орнаментики с мировоззренческими представлениями, включающими древнейшие знания мироустройства, культовые религии, космологию и многое другое. Примечательно, что предложенная автором классификация орнаментов, проведенная в мировоззренческом аспекте значительно отличается от предыдущих, имеющих преимущественно этнографическую направленность. Так, «классификация башкирской орнаментики подразделяется на три группы основных символов: 1 - астральная, 2 - зооморфная, 3 - растительная», 4 - абстрактно-геометрическая. Особое место в исследованиях занимает вопрос содержательной и художественной структуры цветового образа в народном искусстве.
По сути, труд Н. Х. Хисматуллиной является одной из первых зрелых искусствоведческих работ, выполненных на качественно ином уровне понимания объекта исследования - орнамента как художественно-образной единицы в орнаментальной системе башкирского искусства, наделенной глубоким семантическим смыслом и отражающей все грани мировоззренческой концепции народа. Позднее автором было опубликовано учебное пособие «Орнаментально-колористическая основа башкирского народного искусства» (2000), в которой были представлены ключевые выводы по теме исследования [12].
Свой взгляд на развитие народного костюма в аспекте эстетической деятельности, то есть региональной истории эстетической практики в Башкортостане представила Г. Х. Казбулатова [3]. Одним из важнейших для нашего исследования положений, защищенных автором в рамках диссертационной работы, является то, что «костюм формировался в мифологическую эпоху и в нем отразилось своеобразное духовно-практическое освоение мира. Автор подвергает убедительному анализу свой тезис о том, что «костюм - есть знаковая система», в которой отчётливо проступает история формирования эстетики традиционного костюма. Г. Х. Казбулатова на многочисленных примерах выявления семантики отдельных предметов и элементов одежды последовательно приходит к выводу о том, что развитие костюма берет начало в «недрах синкретической культуры мифологической языческой эпохи. Опираясь на
известные работы А. Б. Рыбакова, исследователь значительно расширяет понимание костюма как эстетической единицы, в которой в полной мере отражены духовные ценности и мировоззренческие представления народа. В частности, автор впервые указывает на присутствие в костюме трех орнаментально выделенных уровней, соответствующих трехчастной структуре мира. Заслуживают внимания и те примеры, представленные исследователем в работе, которые обнажают способы и приемы выражения в костюме мировоззрения и мирочувствование ислама, скажем в орнаменте. Помимо прочего, Г. Х. Казбулатова провела обширное исследование средств гармонизации костюма, сводя его к анализу цвета, формы, материалов и конструкции.
Значительными в рассматриваемой теме являются работы известного искусствоведа А. Г. Янбухтиной, которые хоть и не посвящены непосредственно народному костюму, но в определённой мере освещают вопросы художественного своеобразия текстильных изделий, в том числе в одежде. В кандидатской диссертации «Ткань и интерьер», защищённой ею в 1977 году, были рассмотрены место и роль узорных тканей в башкирском интерьере [14]. Выставляя на первый план рассмотрение ансамбля текстильных предметов, понимаемого в работе как сложная художественная система интерьерного пространства, автор решает несколько задач, в том числе выявление типов убранства башкирского жилища в его естественном историческом развитии, а также художественно-эстетическое предназначение тканей в организации интерьера. Позднее в известной монографии «Народные традиции в убранстве башкирского дома» (1993), целью которой ставилось осмысление башкирского народного искусства как некоего синтеза искусства и быта, автор излагает основные выводы по диссертации, значительно дополнив содержание новым фактическим материалом. В отдельной главе «Художественная роль тканей и предметов из мягких тканей и предметов в современном интерьере башкирского народного жилища» А. Г. Ян-бухтина, основываясь на обширный фактический материал полевых экспедиций и республиканских музеев, представила художественный анализ таких предметов, как скатерти, занавеси (шаршау), декоративная полоса, кошмы, ковры и др. [13]. Подводя итог, она выделила основные принципы
организации интерьерного пространства в башкирских жилищах различного типа (юртах, избах и современных домах), особо подчёркивая важность функциональной взаимосвязи предметов, являющейся фундаментом для сложения малых ансамблей.
Тема традиций башкирского костюма освещена в искусствоведческой работе Т. А. Масленниковой. Несмотря на то, что целью исследования являлось «комплексное рассмотрение общих закономерностей формирования традиционного искусства башкир с точки зрения художественной организации предметно-пространственной среды жилища, усадьбы, поселения.» [9, с. 11], костюму отведено значительное место. Собственно костюм рассматривался автором как основа художественной организации пространства в башкирском народном искусстве, как явление, занимающее центральное место в жилой среде. Учёному впервые удалось провести анализ приёмов пластического выражения в народном костюме, и выявить их зависимость от историко-культурного пути развития башкирского народа, традиционного мировоззрения и особенностей хозяйственной деятельности. Сравнивая костюм с жилищем, автор вычленяет основные художественные взаимосвязи между элементами, иерархию их составных частей по вертикали и горизонтали. Так, со входом в жилище автором ассоциируются различные отверстия в одежде - низ рукавов, воротник, нижний край платья. Головные уборы и передняя часть наряда, напротив, символизирует центр -гостевое место в доме [9, с. 56]. В целом учёному удалось создать общую картину формирования пространственной среды, принятой в башкирской культуре, в которой не последнее место занимает костюм.
Башкирский народный костюм в исследованиях ХХ-ХХ1 веков (технические науки: А. С. Камалиева)
Отдельный аспект развития народного костюма, заключающийся в выявлении способов формообразования через конструкцию, технологию, декор рассматривался автором настоящей работы в рамках диссертационного исследования [7]. За несколько лет экспедиций (1998-2005) был проведён сбор материала и конструктивно-композиционный анализ (по методике доктора искусствоведения И. Н. Савельевой) более 200
натурных образцов башкирской одежды, преимущественно женской. Были разработаны развертки деталей кроя, систематизированы методы обработки платьев, фартуков, верхней одежды, а также ряда головных уборов и украшений. Некоторые данные, полученные в ходе исследования стали подтверждением выдвинутых ранее другими авторами выводов. Например, применение методики фотографирования со специально разработанной установкой, позволяющей фиксировать вещи в распрямлённом виде дали возможность получить фотографии предметов в плоскостном изображении, на основании которых были выделены схемы расположения декора относительно поверхности изделия. Очерчивание контуров орнамента на вещи полностью подтвердили идею об отражении на одежде трёх уровней, из которых, по мнению древних, состоял мир. Так, по подолу верхней одежды елян юго-восточные башкиры, проживавшие в самом центре Южноуральских гор, пришивали позумент исключительно по зигзагообразной линии, образуя ряд треугольников, заполненных мелких декором в виде монет и коралла, символизировавшим Седой Урал с его многочисленными горными массивами [4, с. 65-71]. Северо-восточные башкиры, расположенные в самой красочной части Башкортостана, богатой разнотравьем и лесными растениями, заполняли всю поверхность платья и фартуков, начиная от верхней части спины и заканчивая подолом, тамбурной вышивкой ярких крупных цветочных узоров [4, с. 82-105]. Таким образом, древние башкиры не просто отождествляли себя с родной природой, но и подчиняли своё существование мировому устройству, подчеркивая его в структуре декоративной композиции и выборе природных объектов. Заслуживает внимания технология изготовления одежды, в которой были переплетены и утилитарность, и духовность в равной мере. Выражалось это, прежде всего, в том, что каждый шов настрачивался тесьмой или орнаментировался любым видом украшений - вышивкой, аппликацией или монетами, таким образом предохранялось место соединения от разрыва и оберегался «слабый участок», символизирующийся в древности со входом во внутреннее пространство человека (к ним относятся различные швы, разрезы, вход в карман, воротник, низ рукавов и изделия). Это ещё раз подтверждает мысль о том, что народный костюм относится скорее к области духовного искусства.
В настоящее время автором работы проводится комплексное междисциплинарное исследование традиций башкирского народного костюма в аспекте их художественного развития. Выводы, уже сейчас полученные в ходе работы, показывают, что глубокое изучение художественных традиций в контексте наук, так или иначе изучавших проблему народного костюма башкир, раскрывают целый пласт нерассмотренных ранее вопросов, касающихся художественной самобытности костюма в его материальном и духовном воплощении. Осмысление исторических, религиозных, мировоззренческих, географических причин и мотивов, вызвавших к жизни те или иные формы, покрои, орнаменты, стилистические особенности в декоре башкирской одежды позволяют взглянуть по-новому на сложный путь развития костюма. Некоторые результаты работы были освещены ранее в статьях «Художественная выразительность башкирской мужской шапки колаксын» и «Особенности художественного стиля башкирских женских украшений» [6; 8].
Подводя итог анализу историографии традиций башкирского народного костюма в ис-
кусствоведческой, философской и технической литературе ХХ-ХХ1 веков следует отметить общую тенденцию к осмыслению художественно-стилистической структуры одежды, определению ее художественно-эстетической сущности как предмета, сложившегося под влиянием множества факторов из духовной и материальной жизни народа. В определённой мере прорывом можно назвать исследования народного искусства, костюма сквозь призму мировоззренческих концепций башкирского народа, обнаживших истинные мотивы и смыслы орнамента, формы и структуры одежды. Детальное изучение конструктивной основы и композиционного решения, их анализ в контексте духовной, эстетической, жизненно-ценностной концепции башкир раскрыло основные принципы формообразования одежды и полифункциональность элементов в отдельности и всего костюма в целом. В совокупности с выводами по историческому пути развития башкирского костюма данные материалы представляют богатейшие знания, но всё же требующие систематизации и углублённого дополнительного изучения по ряду вопросов.
Литература
1. Абдуллин А. Р. Символы народного творчества как основа воссоздания традиционного искусства: дис. ... канд. филос. наук. - Уфа, 1995. - 315 с.
2. Илимбетова А. Ф. Культ животных у башкир: дис. ... канд. ист. наук. - Уфа, 2006. - 345 с.
3. Казбулатова Г. Х. Костюм и знаково-эстетическая деятельность: На примере традиционных костюмов народов Башкортостана: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2002. - 154 с.
4. Камалиева А. С. Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор. - Уфа: Китап, 2012. - 216 с.
5. Камалиева А. С. Башкирский народный костюм: историография вопроса // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 33/2. - С. 150-159.
6. Камалиева А. С. Особенности художественного стиля башкирских женских украшений // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 32. - С. 187-195.
7. Камалиева А. С. Технология проектирования национальной одежды на примере башкирского народного костюма: дис. ... канд. техн. наук. - М., 2005. - 429 с.
8. Камалиева А. С. Художественная выразительность башкирской мужской шапки колаксын // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 32. - С. 183-187.
9. Масленникова Т. А. Художественная организация предметно-пространственной среды в башкирском народном искусстве: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 2011. - 62 с.
10. Салихов Г. Г. Картина мира в башкирском фольклоре: дис. ... канд. филос. наук. - Уфа, 1992. - 298 с.
11. Хисматуллина Н. Х. Орнаментально-колористическая система в народном искусстве башкир (к вопросу преемственности развития национальных художественных традиций): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1990. - 26 с.
12. Хисматуллина Н. Х. Орнаментально-колористическая основа башкирского народного искусства: учеб. пособие. - Уфа: УТИС ИИЯЛ УНЦ РАН, 2000. - 100 с.
13. Янбухтина А. Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. - Уфа: Китап, 1993. - 131 с.
14. Янбухтина А. Г. Ткань и интерьер. К вопросу художественного ансамбля башкирского народного жилища: дис. ... канд. искусств. - М., 1977. - 207 с.
References
1. Abdullin A.R. Simvoly narodnogo tvorchestva kak osnova vossozdaniia traditsionnogo iskusstva. Diss. kand. filos. nauk [Symbols of folk art as a basis for recreating traditional art. PhD in philosophy diss.]. Ufa, 1995. 315 p. (In Russ.).
2. Ilimbetova A.F. Kul't zhivotnykh u Bashkir. Diss. kand. ist. nauk [Animal worship among the Bashkirs. PhD in history diss.]. Ufa, 2006. 345 p. (In Russ.).
3. Kazbulatova G.Kh. Kostium i znakovo-esteticheskaia deiatel'nost': Na primere traditsionnikh kostyumov nar-odov Bashkortostana. Diss. kand. filos. nauk [Costume and iconic aesthetic activity: the example of the traditional costumes of the peoples of Bashkortostan. PhD in philosophy diss.]. Moscow, 2002. 154 p. (In Russ.).
4. Kamalieva A.S. Bashkirskii kostium. Tekhnologiia. Konstruktsiia. Dekor [Bashkir suit. Technology. Design. Decor]. Ufa, Kitap Publ., 2012. 216 p. (In Russ.).
5. Kamalieva A.S. Bashkirskii narodnyi kostium: istoriografiia voprosa [Bashkir folk costume: the historiographi of the subject]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no. 33/2, pp. 150-159.
6. Kamalieva A.S. Osobennosti khudozhestvennogo stilia bashkirskikh zhenskikh ukrashenii [Features of the artistic style of the Bashkir women's jewelry]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2015, no. 32, pp. 187-196. (In Russ.).
7. Kamalieva A.S. Tekhnologiia proektirovaniia natsional'noi odezhdy na primere bashkirskogo narodnogo kostiuma. Diss. kand. tekhn. nauk [Design technology national dress by the example of the Bashkir national costume. PhD in techniques diss.]. Moscow, 2005. 429 p. (In Russ.).
8. Kamalieva A.S. Khudozhestvennaia vyrazitel'nost' bashkirskoi muzhskoi shapki kolaksyn [Artistic expression of bashkir men's hat kolaksyn]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2015, no. 32, pp. 183-187. (In Russ.).
9. Maslennikova T.A. Khudozhestvennaia organizatsiia predmetno-prostranstvennoi sredy v bashkirskom narodnom iskusstve. Avtoref. diss. dokt. iskusstvovedeniia [The artistic organization of subject-spatial environment in Bashkir folk art. Dr. of Art History diss.]. Moscow, 2011. 62 p. (In Russ.).
10. Salikhov G.G. Kartina mira v bashkirskom fol'klore. Diss. kand. filos. nauk [Picture of the world in the Bashkir folklore. PhD in philosophy diss.]. Ufa, 1992. 298 p. (In Russ.).
11. Khismatullina N.Kh. Ornamental'no-koloristicheskaia sistema v narodnom iskusstve Bashkir. K voprosu preemst-vennosti razvitiia natsional'nykh khudozhestvennykh traditsii. Avtoref. diss. kand. iskusstvovedeniia [Ornamental-color system in the folk art Bashkirs. To the question of continuity in the development of national artistic traditions. PhD in Art History diss.]. Moscow, 1990. 26 p. (In Russ.).
12. Khismatullina N.Kh. Ornamental'no-koloristicheskaia osnova bashkirskogo narodnogo iskusstva. Ucheb. posobie [Ornamental-as the basis of Bashkir folk art. Studies manual]. Ufa, 2000. 100 p. (In Russ.).
13. Ianbukhtina A.G. Narodnye traditsii v ubranstve bashkirskogo doma [Folk tradition in the decoration of the Bashkir home]. Ufa, Kitap Publ., 1993. 131 p. (In Russ.).
14. Ianbukhtina A. G. Tkan' i inter'er. K voprosu khudozhestvennogo ansamblia bashkirskogo narodnogo zhilishcha. Diss. kand. iskusstvovedeniia [The fabric and the interior. To the question of the artistic ensemble of the Bashkir people's homes. PhD of Art History diss.]. Moscow, 1977. 207 p. (In Russ.).
УДК 74.01/.09
РОЛЬ АРХЕТИПА В ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ БРЕНДА
Габриелян Тигран Олегович, преподаватель кафедры книжной графики и дизайна печатной продукции, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (г. Симферополь, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматривается вопрос влияния архетипа на визуально-графический язык бренда. Анализируются процессы системообразования и комплексообразования как основа для создания стиля. Си-стемообразование иллюстрируется как процесс выявления главной идеи бренда - архетипа и уточнение