Научная статья на тему 'История инвалидной коляски'

История инвалидной коляски Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
418
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА / КРЕСЛА-КОЛЯСКИ / ИЗГОТОВЛЕНА / СОВРЕМЕННЫЕ / СТУЛ НА КОЛЕСАХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриева Ирина Валентиновна, Гилазова Камила Ринат Кизи

В данной статье рассматривается инвалидная коляска. История инвалидной коляски одновременно и древняя и сравнительно недавняя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дмитриева Ирина Валентиновна, Гилазова Камила Ринат Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История инвалидной коляски»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКИ

1 2 Дмитриева И.В. , Гилазова К.Р.

1Дмитриева Ирина Валентиновна - доцент: 2Гилазова Камила Ринат кизи - бакалавр, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается инвалидная коляска. История инвалидной коляски одновременно и древняя и сравнительно недавняя. Ключевые слова: инвалидная коляска, кресла-коляски, изготовлена, современные, стул на колесах.

Искусство конструирования внешнего вида изделий, промышленный дизайн начал развиваться в двадцатом столетии. В течение более поздней половины девятнадцатого столетия промышленность производства товаров народного потребления находилась в быстром росте, который требовал создания новых авторских товаров, вследствие конкуренции на рынке. Потребители были готовы потратить больше денег на предметы роскоши и роскошный дизайн.

Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой. Что бы ни происходило в обществе - новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба, повышенное внимание к здоровью - все находит отражение в дизайне, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию новых тенденций.

Инвалидная коляска одновременно и древняя и сравнительно недавняя. Первые изделия этого типа появились, вероятнее всего, еще до нашей эры в Древнем Египте. В частности, сохранился рисунок - что-то вроде повозки или тачки на колесах, на которой вполне можно было перевозить человека. Во всяком случае, ему было бы там достаточно удобно.

Небольшая инвалидная коляска была изображена в 535 году до нашей эры на одном из древнегреческих рисунков. Но она скорее напоминает приспособление для перевозки ребенка.

Один из китайских рисунков, изображающий стул на колесах, относится к шестому веку уже нашей эры. Но исследователи не могут с точностью утверждать, что все эти вещи использовались именно для помощи больным людям - так как Риме, а позже на Востоке и Юго-Востоке, обеспеченные люди повсеместно использовали для передвижения «человеческую тягу». Так, патрицианки, а потом и обитательницы сералей могли появиться в городе в паланкине - это кресло или ложе, как бы поставленное на горизонтальные гальтеры и устроенное таким образом, чтобы его могли нести на плечах четыре человека.

Так что доподлинно говорить о появлении в культуре инвалидного кресла-коляски мы можем лишь применительно к середине второго тысячелетия.

Рис 1. Инвалидное кресло императрицы Елизаветы Кристины (1691-1750). В императорской коллекции мебели (Kaiserliches Hofmobiliendepot) в Вене

В 1700 году инвалидная коляска была изготовлена для короля Франции Людовика XIV. К счастью, она была нужна ему временно - монарх восстанавливался после операции.

Известна коляска, сделанная английским часовщиком Стефаном Фафлером, - и снова для одного конкретного человека, а именно - для себя самого. Это было монументальное, громоздкое изделие на трех колесах и с маленькой ручкой, приводящей в движение переднее колесо. Судя по всему, следовало обладать какой-то нечеловеческой силой, чтобы сдвинуть эту махину с места.

Зато инвалидные коляски этого периода вполне можно отнести к предметам роскоши - и не только учитывая их стоимость. Дорогая, мягкая кожа, атласные ткани, позолоченные гвоздики, ценные породы дерева.

Инвалидные кресла скорее напоминают не современных собратьев, а антикварную мебель из респектабельного сигарного клуба.

Рис 2. Инвалидная коляска такого типа была изготовлена в 1870 - 1915. Одна из копий находится в вестибюле реабилитационной клиники Tobelbad Германия

Но дело, как говорится, сделано, направление взято. Начиная с восемнадцатого века инвалидные коляски начинают постепенно, но и постоянно совершенствоваться.

В 1783 году англичанин Джоун Доунс изобретает крытый инвалидный экипаж. Смотрится он не как медицинское приспособление, а как полноценное средство передвижения. Экипаж Доунса можно в любую погоду встретить на улицах - от прочих участников дорожного движения его отличает лишь отсутствие лошади. Чтобы передвигаться, сидящий в коляске человек должен специальной ручкой крутить переднее колесо. Со стороны это похоже, как если б кто-то бесконечно заводил часы или музыкальную шкатулку. Ездить на коляске самостоятельно было трудно, поэтому по большинству коляски все же возили за ручки, имеющиеся сзади. Да, и были же коляски с осликом!

Благодаря современным технологиям инвалидные коляски удалось сделать ультралегкими, уменьшить вибрацию, которая возникает во время поездки и создает массу неудобств больному человеку. Также коляски стали производить из более качественных материалов, которые дольше выдерживают эксплуатацию. А всевозможные аксессуары помогают подобрать средство для передвижения с учетом всех особенностей человека с физическими недостатками. К тому же в большинстве моделей можно регулировать угол наклона подголовника и спинки, подбирать индивидуально высоту подножки, снимать подлокотники, складывать раму.

Благодаря этому изобретению, человек с особыми потребностями может на равных передвигаться в обществе с другими людьми в нужном направлении по своим делам. Причем делать это он может практически без посторонней помощи и, не дожидаясь, пока кто-то освободится от дел и окажет ему внимание. А это тоже весьма значимый психологический аспект. Коляски для этой цели относятся к активному типу.

Список литературы

1. Инновация в области транспорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ibm.com/ (дата обращения: 29.07.2019).

2. Sketching: Drawing Techniques For Product Designers - Koos Eissen, Roselien Steur and BIS Publishers, China, 2007. 243 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.