Научная статья на тему 'История и современные традиции храмовой флористики'

История и современные традиции храмовой флористики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1099
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и современные традиции храмовой флористики»

представленное во вступлении к сборнику «Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм, критика концепций», изданному в 1987 г. «В данной монографии понятие "постмодернизм" сужается и конкретизируется до определения архитектурного течения, сознательно и открыто противопоставившего себя современному движению как направлению, тесно связанному с модернизмом и имеющему четкую идейно-творческую установку, - пишет Хайт, -среди характерных черт этой установки выделяются откровенный ретроспективизм и поиски образного языка, понятного и приемлемого не только для профессиональной и культурной элиты, но и для широких кругов потребителей»1.

Таким образом, проблема толкования термина «постмодернизм» в архитектурном контексте, равно как и проблема классификации архитектурной практики США и Западной Европы последней трети ХХ в. остаются открытыми. Основополагающим является определение постмодернизма как философии архитектурного творчества, как системы ценностных ориентиров, получивших

распространение в профессиональных кругах архитекторов западного мира в период с 1960 по 1980 г. и связанных с глобальными социокультурными переменами, происходившими в обществе в то же время. На практике это привело к появлению построек, разнящихся в очень широком диапазоне: от поздних вариаций «интернационального стиля» до поп-архитектуры, европейского

неоклассицизма и стиля хай-тек. В то же время анализ разнообразной архитектурной практики этого периода позволяет выделить группу построек, которые можно охарактеризовать как произведение «стиля постмодернизм», т. е. в более узком значении этого слова. Объединяющими чертами этих сооружений являются подчеркнутый символизм, яркая образность архитектурного языка, а также широкое использование исторических цитат и реминисценций.

И. В. Кизей

История и современные традиции храмовой флористики

За последние годы интерес к храмовой флористике значительно возрос, строят новые храмы, восстанавливают разрушенные, возникает необходимость украшения интерьеров с учетом современных технологий в области флористики и знания свойств и особенностей растений.

1 Хайт В.Л. и др. Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм, критика концепций. М.: Стройиздат, 1987. С. 11.

199

Актуальность статьи заключается в том, что она может представлять интерес для учителей биологии, технологии, декоративноприкладного искусства, дополнительного образования, а так же преподавателей уроков «Основы православной культуры», и для широкого круга общественности.

Храмовая флористика - часть церковной, так как в православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: крестные ходы, богослужение на открытом воздухе, встреча иерархов, украшение входа в храм, и др. Обычай оформления цветами православных храмов на Руси существует давно. Вне зависимости от местонахождения православного храма - в большом городе или маленьком селе - верующие находят немало способов украсить цветами Дом Божий, как это делают столетиями на Руси. Растения собирали в лесу или поле, выращивали, покупали на рынке, зимой вышивали цветочные орнаменты. Каждый храм по-своему уникален и прихожане в этом активно принимают участие. Традиции и обычаи украшения складывались в зависимости от климата, влияния местных национальных особенностей проживающих в данной местности людей.

В протестантских церквях Англии или Германии нередко проводятся выставки цветов, праздники урожая, что определяет и приемы цветочного убранства. В православном храме, где главное - это присутствие Бога и души молящихся, украшение цветами носит совсем иной, подчиненный характер. Поэтому использование даже самых лучших образцов западноевропейского оформления в русской церкви плохо совмещается с ее духом, архитектурой, службой.

Традиции цветочного оформления храмов, тесно связаны с православной символикой. Украшение храма приурочивается к традиционным православным праздникам или другим значимым событиям.

Праздники в Православной Церкви. В эпоху зрелого средневековья в православной церкви складывалась следующая иерархия праздников: Пасха (включающая всю Светлую седмицу, т. е. день Светлого Христова Воскресения с шестью последующими днями); Великие праздники (Двунадесятые праздники), посвященные наиболее значительным событиям земной жизни и небесной славы Христа и Богоматери; дни особо чтимых святых и икон (в Русской Православной Церкви - Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери и некоторые другие).

Кроме того, праздником является каждое воскресенье, почитающееся «малой Пасхой». Большая часть перечисленных праздников являлась в дореволюционной России неприсутственными днями. Среди праздников различаются «неподвижные» (определяющиеся по солнечному календарю, т. е. приходящиеся неизменно

200

на конкретное число конкретного месяца), и «подвижные» (определяющиеся по лунно-солнечному календарю, например, Пасха и весь круг связанных с ней праздников, либо приходящиеся на конкретный день недели вблизи какой-то неподвижной даты).

Каждый праздник приобретает сложную литургическую разработку, с большим количеством собственных богослужебных текстов, в некоторые из праздников дополняются особыми обрядами, например, освящение ветвей в день Входа Господня в Иерусалим, водосвятие в праздник Крещения Господня и прочие. Цветами обычно оформляют царские врата, чтимые храмовые иконы, икону праздника, плащаницу, выносной крест и выносную свечу. В алтаре обрамляют гирляндой архиерейское кресло и орлец. Иногда цветочные композиции размещают у горнего места или возле престола, но так, чтобы они не мешали церемонии богослужения. К праздничному украшению алтаря в православной церкви относятся строго. В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что «алтарь -главная святыня каждого христианского Храма и в различные моменты богослужения знаменует Рай небесный с Древом Жизни, чертог Небесного Царя, Гроб Господень, Сионскую горницу, Скинию завета».

Согласно православному канону, женщина не имеет права заходить в алтарь, поэтому его должны оформлять мужчины-флористы. Женщины могут заниматься украшением этого святейшего места только в особых случаях и со специального благословения священника.

В храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства. Растения призваны подчеркнуть духовный смысл отмечаемого праздника, решающее значение имеет православная символика. Предпочтение оказывается тем растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаменте, изразцах храма. Экзотические цветы, такие как антуриумы, стрелиции, редко используют в русском православном храме, поскольку при всей своей красоте они достаточно дороги и не во всех регионах присутствуют в продаже.

К использованию даже самых прекрасных и дорогих искусственных цветов священнослужители всегда относились с осторожностью, поскольку сама идея искусственных растений не вполне соответствует духу православной церкви. Патриарх Алексий I просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них «нет правды». Архиепископ Аверкий считает, что обычай «украшать» храм искусственными цветами пришёл к нам через Малороссию, с латинского Запада: «Никаких указаний в Уставе на этот счёт нет, но естественному здоровому религиозному чувству должны претить

201

такие украшения святыни искусственными цветами, и у нас в Православной Церкви этого никогда не было принято делать». Искусственные цветы - не настоящие, в нашем почитании святыни всё должно быть настоящим». В четвёртом томе «Настольной книги священнослужителя» читаем: «Крест может быть украшен венком только из живых цветов».

В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений.

На Рождество Христово храм украшают еловыми ветвями. Традиционные елочки можно заменить конусообразными композициями из цветов. Они выглядят очень красиво и торжественно, подчеркивая величие и значимость этого светлого и радостного праздника. Белые лилии, хризантемы и гипсофила с добавлением хвойных растений - прекрасное сочетание для Рождества. В разных пропорциях они могут присутствовать в обрамлении царских врат, иконы праздника и других местах, выбранных для украшения праздника. Белый цвет - символ чистоты, поэтому он обычно выбирается в качестве основного тона оформления православного храма и на Крещение.

Крещение Господне - один из великих и самых древних христианских праздников. Все убранство храма в этот день должно напоминать прихожанам об очищении, обновлении, возрождении. Гирлянды из белых лилий, роз, хризантем и других растений размещают над царскими вратами, ими обрамляют икону праздника на аналое.

На Вербное воскресение церкви украшают веточками пушистой вербы, заменяющими в средней полосе ветви финиковой пальмы. Из храма христиане несут освященную вербу домой, и украшают ею иконы.

После Крестопоклонной недели в знак приближающихся Страстей Христовых в растительных композициях доминируют цветы красных оттенков - розы, гвоздики. В Страстную пятницу плащаницу Спасителя по традиции обычно убирают белоснежными цветами. На Богородичные праздники используются растения, имеющие соцветия голубых и синих оттенков, на Благовещенье — белые лилии как символ этого праздника, их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают плащаницу на Успение Богородицы.

Светлое Воскресение Христово - важнейший из праздников православной церкви. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее

202

сердца православных христиан в этот день. Одним из основных элементов пасхальной символики служит яйцо. Композиции в виде яйца на Пасху могут располагаться симметрично по обеим сторонам царских врат, возле иконы праздника или у входа в алтарь.

Троица - один из главных праздников православного христианского календаря. Флористическое оформление этого праздника может быть пышным и многоцветным. На Троицу все иконы в храме обрамляют разнообразными цветами, в том числе и полевыми, пол устилается скошенной луговой травой. Гирлянды, украшающие икону праздника на аналое, царские врата и алтарь, составляют из самых разных цветов и листьев растений. Традиционным элементом оформления этого праздника считаются ветки березы, которые еще в давние времена в этот день приносили в храм прихожане. Они не только радуют глаз нежной зеленью, но и распространяют в храме аромат свежести.

В честь особо значимых православных праздников или событий декорируют паникадило. В качестве элементов украшения используют гирлянды. На храмовый, или престольный, праздник пространство храма оформляется особенно нарядно и торжественно.

Анализ личного опыта украшения храма, литературных и Интернет - источников позволил сделать следующие выводы: флористическое декорирование интерьера Православного храма непростая задача для флориста, который максимально использует знания законов построения композиции, средств выразительности композиции. Он может правильно оценить интерьер, подобрать материал, в том числе и растительный, в зависимости от его биологических особенностей. Традиции и символика Православного христианства имеют свои вехи в истории (реформы, войны, революции), что отразилось на жизни церкви и отношению к Православию. Начальным этапом работы в храме является изучение традиций, символики и церковного этикета.

Создание флористических образов на основе богословия и иконографии, должно быть доминирующим в создании православных композиций. Флористическое оформление храмов в традиционной манере чистой флористики также должно иметь место, так как цветы - это всегда образ Царствия Небесного, духовных плодов, божественной красоты, к тому же они (растения) являются «остатками Рая на земле» (прав. Иоанн Кронштадтский). Мирное сосуществование этих двух подходов или направлений, а главное их плодотворное образное осмысление, являются лишь ещё одним подтверждением главной формулы всех жанров христианского искусства - «Единство в многообразии».

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.