Научная статья на тему 'История и смысл символики морских сигналов'

История и смысл символики морских сигналов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
188
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ямченко Л. М.

Рассматривается происхождение и история развития морских сигналов, представляющих познавательный интерес для будущих морских специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ямченко Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и смысл символики морских сигналов»

УДК 627.724:93(06)

ИСТОРИЯ И СМЫСЛ СИМВОЛИКИ МОРСКИХ СИГНАЛОВ Л.М. Ямченко, МГУ им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток

Рассматривается происхождение и история развития морских сигналов, представляющих познавательный интерес для будущих морских специалистов.

На протяжении всей истории человек использовал свою способность распознавать и узнавать абстрактные изображения - знаки и символы - для предостережения, руководства, указания направления и передачи информации. С развитием мореплавания появилась необходимость передачи сообщений на значительные расстояния. Самые ранние письменные сведения об использовании сигналов на море встречаются у греческого историка Геродота: в битве при Саламине в 480 г. до н.э. афинский полководец Фемистокл использовал свой красный плащ как сигнал 300 кораблям греческого флота атаковать персидскую армаду.

Первый морской код был применен византийским императором Львом VI в IX веке н.э. Он ввел в своем флоте правило поднимать штандарты или знамена во время боя, которые сигнализировали другим судам - вступает ли это судно в бой или уходит, участвует в окружении или нет. Эти сигналы подавались подъемом или опусканием флага.

В британском флоте первый узаконенный список сигналов встречается в «Инструкциях для лучшего управления флотом в бою» от 1653 г. В нем было оговорено использование флагов, включая «Union Flag» 1606 г. (предшественник флага Union Jack), для того, чтобы передавать сообщения всему флоту, причем назначение любого флага менялось в зависимости от того, на какой мачте его подняли. На протяжении ста лет к этим флагам прибавились и другие; их сигналы иногда сопровождались выстрелами из орудий, подъемом или опусканием определенных парусов. В конце концов, обилие всевозможных флагов затрудняло действие судов в конкретных ситуациях, и в 1786 г. появляется гибкая система сигналов, которая представляла собой 10 флагов, пронумерованных от 0 до 10. Так, например, во время Наполеоновских войн (1803-1815) британские корабли иногда эскортировали торговые суда. Общение «купцов» с судами сопровождения представляло немалые трудности, так как в торговом флоте никаких сигналов не существовало. Для того чтобы облегчить эту связь в 1817 г. капитаном британского флота Фредериком Марриатом составлены кодовые сигналы для торговой службы. Система состояла из 15 флажков и вымпелов, которыми можно было передавать слова, предложения, названия портов,

маяков, вид груза. Код оказался удачным и просуществовал до середины XIX в. В 1857 г. вышла в свет Международная система кодовых сигналов для торгового флота, состоявшая из 18 флагов. Путем перестановок можно было передавать 78 642 сигнала, поднимая от одного до четырех флагов за один раз. Позднее она была дополнена и переименована в Международную систему сигналов. Полный алфавит включал в себя 26 сигналов.

Современный международный свод сигналов был введен в действие 1 апреля 1969 г. Эта система используется по всему миру на торговых судах всех стран, а также при обмене информацией между торговыми судами и кораблями военно-морских сил. Кодовое слово составляется из групп сигналов флагами - от одного до четырех. Например, сигналы из одной буквы выражают фразы, которые являются наиболее употребляемыми. Значение флагов может варьироваться в соответствии с обстоятельствами, в которых был поднят флаг. Флаг, называемый моряками «Blue Peter» (Papa) поднимается, когда судно собирается в море, все должны доложить о своем прибытии на борт. Поднятие его в море на рыболовном судне означает «мои сети натолкнулись на препятствие».

Самым быстрым средством передачи сигналов является код Морзе, набор специальных телеграфных сигналов, передаваемых в виде сочетаний точек и тире. Система названа в честь ее изобретателя Самюэля Финли Бриз Морзе (1791-1872). Элементарные сигналы кода Морзе и промежутки между ними должны быть определенной длины: тире равно трем точкам, промежуток между двумя словами равен пяти точкам. Ведение переговоров между судами в море или между судном и берегом осуществляется с помощью сигнальных фонарей, прожекторов или клотикового фонаря. Сигнал, передаваемый средствами световой сигнализации, включает вызов, опознание, текст, окончание.

Первым официальным сигналом бедствия, который передавался кодом Морзе, был CQD (Come Quick Danger). В 1908 г. CQD уступил свое место сигналу SOS. Этот сигнал не означает, как это часто принято, «Save our Souls» (Спасите наши души), или «Save our Ships», или, даже, как иногда интерпретируют, «Stop other Signals». Сигнал SOS был оговорен Международной радиотелефонной конвенцией как знак бедствия, потому что его можно передать тремя точками, тремя тире и тремя точками - что является наиболее простой и отчетливой комбинацией для передачи и приема. Впервые этот сигнал бедствия был передан в эфир 14 апреля 1912 г. судном «Титаник», столкнувшимся с айсбергом.

Первого февраля 1999 г. SOS уступил свое место другому сигналу Всемирной морской системы спасения в бедствии GMDSS, охватывающем все суда, включая яхты, водоизмещением 300 т и более, находящимися в морском плавании. Это международная комплексная система радиосвязи, предназначенная для повышения уровня

безопасности мореплавания благодаря применению новейших систем радиосвязи морской подвижной спутниковой службы, центров международной спутниковой связи, береговой и судовой станции спутниковой связи; полярно-орби-

тальной спутниковой системы на базе спутников КО СПАС - САРСАТ.

Исторические сведения о символике морских сигналов, знание семантики и ее развитие представляют познавательный интерес. Главное же заключается в том, что эти знания помогают освоить современную символику сигналов на море, что составляет важную и необходимую часть знаний специалиста морской профессии.

В настоящее время Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков предъявляет к судоводителям требования: умение передавать и принимать сообщения с помощью световых сигналов по азбуке Морзе и пользоваться Международным сводом сигналов. Быстрота приема сигнала и ответа на него - показатель профессиональных качеств штурмана. Международный свод сигналов -морской разговорник, который помогает судоводителю преодолеть языковые трудности общения с коллегами в море.

Библиографический список

1. Большой энциклопедический словарь [Текст]: В 2 т. / Под ред.

A.М. Прохорова. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. 863 с.

2. Foley, John. The Guinness Encyclopedia of Signs & Symbols / John Foley. Guinness Publishing Ltd., 1993. 236 p.

3. Морской энциклопедический словарь [Текст]: В 3 т. / Под ред.

B.В. Дмитриева. П.: Судостроение, 1991. Т. 1. 504 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.