Научная статья на тему 'История и роль парламентской журналистики во взаимодействии Государственной Думы и средств массовой информации'

История и роль парламентской журналистики во взаимодействии Государственной Думы и средств массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1641
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ПАРЛАМЕНТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / АККРЕДИТОВАННЫЙ ЖУРНАЛИСТ / ДЕПУТАТ / ИНФОРМАЦИЯ / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Акаёмов Пётр Иванович

На примере деятельности Государственной Думы в статье анализируется состояние парламентской журналистики в дореволюционный и постсоветский периоды, взаимоотношения между СМИ и парламентом, обобщена практика работы аккредитованных журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и роль парламентской журналистики во взаимодействии Государственной Думы и средств массовой информации»

ИСТОРИЯ И РОЛЬ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

I П.И. Акаёмов

Аннотация. На примере деятельности Государственной Думы в статье анализируется состояние парламентской журналистики в дореволюционный и постсоветский периоды, взаимоотношения между СМИ и парламентом, обобщена практика работы аккредитованных журналистов.

Ключевые слова: Государственная Дума, парламентская журналистика, аккредитованный журналист, депутат, информация, СМИ.

Summary. On an example of activity of the State Duma in clause the condition of parliamentary journalism during the pre-revolutionary and postSoviet periods, mutual relations between mass-media and parliament is analyzed, practice of work of the accredited journalists.

Keywords: the State Duma, parliamentary journalism, the accredited journalist, the information, mass-media.

Парламентская журналистика родилась вместе с первой дореволюционной Государственной Думой и сразу заняла прочное место в журналистской среде: тогда в газетах и журналах появился новый тип сотрудника - парламентский корреспондент. Для России, в отличие от Европы, это было знаковым явлением: парламент и сопутствующая ему журналистика только начинали делать свои первые шаги; многому приходилось учиться. Оглядываясь сегодня на 100 лет назад и анализируя парламентскую тему тех лет, можно прийти к выводу, что многие положения, приёмы, формы, методы парламентской журналистики сохранились до наших дней. «Думские корреспонденты явили собой новую разновидность газетчиков, - описывает их работу того времени исследователь отечественного пар-

ламентаризма Т.С. Родионова. - В этой среде были люди «с именем», но немало появилось и тех, кто представлял своего рода «новый набор» [1, 65]. Парламентская специализация потребовала определённых качеств». А.В. Тыркова-Вильямс, сама написавшая немало материалов из зала заседаний и кулуаров первой Думы, главными умениями парламентского репортёра считала способность «цепко следить за чужой мыслью, отчётливо ее схватывать, запоминать, быстро передавать главное, не увлекаясь завитушками и отсебятиной, которая так легко разгорается в воображении талантливого писателя» [3].

Эти первые заповеди парламентских корреспондентов актуальны и сегодня. Кроме того, аккредитованный журналист в Государственной Думе должен хорошо знать специфи-

361

ку работы учреждения, его регламент, руководителей палаты, фракций, комитетов, наиболее известных депутатов, установить с ними прочные контакты, тесно и постоянно взаимодействовать с пресс-секретарями фракций и комитетов, по возможности иметь своих доверенных осведомителей в Аппарате. Парламентский корреспондент также обязан уметь оперативно передать достоверную информацию в редакцию, используя для этого современные средства связи.

Парламентские журналисты уважаемы, с их мнением считаются политики, их ценят в редакциях. Среди 1320 журналистов, аккредитованных в Государственной Думе в 2009 г., парламентских корреспондентов всего 130 человек, которые на постоянной основе всесторонне освещают деятельность парламента. Остальные имеют аккредитацию «спецкорреспондента» или разовую аккредитацию.

В некоторых регионах России создаются гильдии и клубы парламентских корреспондентов. Так, при Волгоградской областной Думе создан Клуб парламентских корреспонден-362 тов. Основная его задача - разработка единой политики и конкретных предложений в сфере взаимодействия депутатов, СМИ, общественных объединений и отдельных граждан с целью разъяснения и популяризации правовых знаний и принципов работы областного органа законодательной власти. Клуб обладает правом разрабатывать предложения по устранению правовых, административных, экономических и организационных барьеров на пути оптимизации взаимодействия Думы, СМИ и общественности. Эти новые формы работы парламентских корреспондентов - явление закономерное и свидетельствует о том, что вместе с развитием парламента-

ризма в стране развивается и парламентская журналистика, которая превращается в профессиональное сообщество единомышленников.

Главным парламентским клубом страны можно считать клуб «Регион», созданный при Совете Федерации. Он объединяет главных редакторов печатных и сетевых изданий, руководителей электронных СМИ субъектов Федерации, а своей главной целью считает развитие откровенного диалога между руководством Совета Федерации, комитетами, комиссиями верхней палаты и региональными СМИ.

Аналогичные клубы парламентских корреспондентов действуют при Законодательных собраниях в Приморском крае, Вологодской, Ивановской, Нижегородской, Свердловской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской областях. Они также созданы и за рубежом: в Узбекистане, Армении, Казахстане, Украине. «Возросшее значение парламентской журналистики означает, что обществу интересна не только законодательная деятельность областного парламента, но и действенность исполнения законов», -считает главный редактор газеты «Тюменские известия» В.С. Кузнецов [2].

Образование таких парламентских клубов - это взаимная потребность двух заинтересованных сторон - депутатов и журналистов, готовых помочь друг другу быть услышанными избирателями и стремящихся понятным языком донести до общества суть принимаемых законов.

Оценивая обстановку, царившую в Таврическом дворце, описанную в воспоминаниях русской журналисткой А.В. Тырковой-Вильямс, можно отметить, что она во многом осталась без изменений и повторяется сейчас в кулуарах Государственной Думы. «Новорожденный русский парламент жил

Преподаватель

2/ 2009

среди массового подстрекательства, -пишет А.В. Тыркова-Вильямс. - Ходоки привозили с собой наказы, где неизменно говорилось о земле и воле, где гремел всё ещё немолкнущий лозунг - требуйте, требуйте!» [3, гл.11]. Спустя 100 лет на каждом пленарном заседании при обсуждении повестки дня многие депутаты обязательно поднимают острые вопросы, относящиеся к правительству, и они так же, как и их дореволюционные коллеги, постоянно что-то «требуют».

Совпадает во многом и то, как газеты и журналы писали о деятельности первой и о постсоветских Государственных Дум. «Пресса в целом вполне отражала настроения самой Думы. Журналисты в определённом смысле продолжали её работу на страницах своих изданий... К сожалению, это практически единодушие прессы не способствовало развитию диалога двух ветвей власти» [1, 66].

Так рождалась и устанавливалась связь между парламентом, депутатами, СМИ и населением в первых Государственных Думах. Государственный официоз уступал место альтернативным печатным изданиям, что уже было большим завоеванием СМИ и шагом к демократическим реформам.

В советский период единодушия и единообразия в деятельности советов всех уровней интерес к законотворчеству был минимальным, в прессе можно было прочитать только сухие отчёты. Это было обусловлено тем, что Верховный Совет работал не на постоянной основе, профессиональных парламентариев не было, термин «парламентский корреспондент» не употреблялся, а парламентская журналистика как таковая не существовала.

О возрождении парламентской журналистики со всеми её атрибутами можно говорить с 1994 г., когда начала

свою деятельность Государственная Дума. В 1995 г., через год работы Государственной Думы, прошёл «круглый стол» [4], на котором была сделана первая попытка осмыслить и обсудить тему парламентской журналистики. В разговоре приняли участие парламентские корреспонденты ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», телеканала НТВ, радиостанции «Маяк», представители печатных СМИ, руководители Пресс-службы ГД. В ходе дискуссии обсуждались вопросы о сути парламентской журналистики, о возможной тождественности понятий «парламентский корреспондент» и «политический журналист», о способах получения информации у депутатов, о возможных сенсациях в парламенте. Особое внимание было уделено проблемам взаимоотношений парламентского корреспондента с пресс-службой и корреспондентской этике.

Общую точку зрения участников «круглого стола» точно выразил Д.С. Авраамов (журнал «Журналист»):

«Вместе с процессом формирования всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - идёт процесс институализации и четвёртой власти. Недавно Фонд защиты гласности провёл в восьми регионах России социоло- 363 гическое исследование, которое выявило коренные изменения в ориентации журналистов, произошедшие за последние 4 года. По данным исследования, 55% журналистов видят свою главную обязанность в том, чтобы правдиво информировать читателей о текущих событиях, и только 7% считают себя политическими деятелями, призванными что-то менять или переделывать. Общая задача всех парламентских корреспондентов... - раскрывать механизм обсуждения и принятия проектов законов, сделать процесс законотворчества открытым для всех избирателей. Корпоративная задача парламентских журналистов - информировать общественность о прохождении законопроектов, способствующих развитию независимых средств массовой информации, если хотите, лоббирование наших цеховых интересов, чтобы помочь выжить свободной прессе» [4].

Выступления участников «круглого стола» показали: парламентская журналистика состоялась как самостоятельный жанр; свои особенности в подаче материала есть у печатных СМИ и у ТВ; информация должна быть честной, объективной, нести в себе всё, что интересно избирателю. Парламентский корреспондент влияет на политическую жизнь: он способен формировать общественное мнение о законодательном органе страны в целом и о депутатах в частности. Необходимость института парламентаризма в общественном сознании, как и парламентской журналистики в журналистском сообществе и среди специалистов-теоретиков в области СМИ, «напрямую определяется политической культурой журналистов, т.е. их знаниями и умением разбираться в политических отношениях общества, стремлением способствовать активной сознательной включённости членов общества в политический процесс» [5, 570].

Анализируя совокупность признаков парламентской журналистики, можно выделить несколько её основ-

364 ных функций:

• информационную (сообщить аудитории о рассматриваемых законах, прокомментировать принятые важные постановления и заявления, узнать мнения депутатов о значимых событиях в стране и за рубежом и т.д.);

• пропагандистскую (выполняя поручения редакции, создавать положительный или отрицательный имидж Государственной Думе, преподносить принятый закон в нужной окраске);

• представительскую (обладая достоверной информацией о готовящихся законопроектах, ущемляющих интересы определённых групп, парламентские журналисты могут встать на их сторону, сигнализируя им о возмож-

ности конфликта с властью и о необходимости принятия защитных мер);

• корпоративную (являясь носителем определённых коллективных интересов, журналисты вырабатывают групповую солидарность в освещении каких-либо законопроектов, в защите своих коллег и т.д.);

• рекламную (постоянно освещать деятельность фракции, увязывая её с чисто партийными акциями; показывать депутата не только как законодателя, но и как семьянина, спортсмена, мецената и т.д.);

• правовую (выступать в роли судьи в конфликтах между законодателями и обществом, законом и человеком, кандидатами в депутаты и избирателями);

• формирование общественного мнения (наиболее ярко проявляется в период выборов в Государственную Думу и в законодательные собрания в регионах, во многом способствуя победам партий).

Если говорить о понятийном аспекте парламентской журналистики, то на сегодняшний день он мало исследован. Наиболее значимой работой, посвящённой этой теме, является учебное пособие «Парламентская журналистика: ретроспектива, теория, практика» (Отв. ред. И.Н. Тхагу-шев. - М., 2000.).

Вместе с тем, с развитием парламентаризма в России понятие «парламентская журналистика» и на практике, и в научной среде начинает получать конкретные определения. Термин «парламентская журналистика» употребляется в разных значениях. Наиболее часто он применяется к СМИ, которые постоянно освещают деятельность законодательной (представительной) власти, имеют, как правило, штатного парламентского корреспондента в редакции, постоянную рубрику

Преподаватель

2/ 2009

в газете, журнале, регулярные сюжеты в телевизионных программах и т.д. В более узком смысле к парламентской журналистике относят СМИ, учредителями которых являются законодатели («Парламентская газета», журнал «Российская Федерация сегодня», телевизионные передачи на канале «Россия» — «Парламентский час» и «Сенат»). Реже под парламентской журналистикой понимают материалы, размещённые в СМИ, рассказывающие о законотворческой деятельности парламента и работе депутатов любого уровня. «...По сути своей парламентская журналистика является самостоятельным медиа-институтом, влияние которого на читающее общество сопоставимо с общественным влиянием самих парламентских органов, а в некоторых ситуациях (чаще - кризисных) даже может превышать его» [6, 2].

Л.Н. Тимофеева, например, считает парламентскую журналистику одной из специализаций политической журналистики (под которой автор понимает профессиональную деятельность, предметом которой является политика и её субъекты, политические институты, политические отношения, политическая власть [7, 570]), рассматривая её наряду с общественно-политической, партийно-политической, оппозиционной.

Сегодня парламентскую журналистику признают самостоятельным жанром журналистики не только учёные, но и многие практики, которые даже пытаются дать теоретическую обоснованность. Главный редактор санкт-петербургской газеты «Общество и экология» С.А. Лисовский считает, что парламентскую журналистику можно разделить на два типа: пассивную, которая подразумевает простую фиксацию происходящего в парламентах, и активную, включающую в себя не

только описание процесса, но и косвенное участие в нём, высказывание журналистом своей гражданской позиции, участие в «круглых столах», слушаниях и т.д. [8, 563].

Парламентская журналистика стремится занять своё достойное место в целостной системе властных и управленческих отношений, оставаясь при этом независимой и объективной «четвёртой властью».

ЛИТЕРАТУРА

1. Родионова Т.С. Деятели печати и первая Государственная Дума России. — М., 2007.

2. Информационное агентство «Тюменская линия» / / Пресс-клуб «Простые правила» - путь к диалогу журналистов и власти. - 2006. - 13 января.

3. Тыркова-Вильямс А.В. На пути к свободе. - Нью-Йорк, 1952.

4. Стенограмма заседания «круглого стола» в Государственной Думе на тему «Что такое парламентская журналистика?». - 1995. - 21 февраля.

5. Соколова Е.П. Парламентарии в зеркале российской прессы начала и конца ХХ в. // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. - М., 2006.

6. Шлосберг Л.М.. Псковская парламентская журналистика как зеркало современного регионального парламентаризма // Псковская парламентская журналистика 2001-2007. - Псков, 2008.

7. Тимофеева Л.Н. Парламентская журналистика как вид политической журналистики // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. - М., 2006.

8. Лисовский С.А.. Региональные особенности парламентской журналистики // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. - М., 2006. |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.