Научная статья на тему 'История и развитие таджикской музыкальной культуры'

История и развитие таджикской музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1382
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКСКИЕ МАКОМЫ / ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТАДЖИКСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА V - XII ВВ / TAJIK MUSICAL CULTURE V - ХII CENTURIES / TAJIK MAKOMS / PERSIAN-TAJIK MUSICAL CULTURE / HISTORY OF THE STUDY OF THE TAJIK MUSIC CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эшанкулов Мурат Эгамкулович

Освещаются некоторые вопросы изучения развития таджикской музыкальной культуры. Персидско-таджикская средневековая теория музыки, становление и развитие жанрового пласта макомата являются важными объектами для выявления специфики становления таджикского музыкального искусства. Автор акцентирует внимание на важной задаче по исследованию музыкальной жизни на основе материалов таджикских, персидских и арабских историко-литературных и музыкальных первоисточников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and development of the Tajik musical culture

The article is devoted to the study of some of the issues of Tajik music. Persian-Tajik medieval music theory, the formation and development of genre formation makomat are major targets for the identification of the specific formation of the Tajik musical art. The author poses a major problem for the study of musical life on the basis of Tajik, Persian and Arabic literary history and music of primary sources.

Текст научной работы на тему «История и развитие таджикской музыкальной культуры»

УДК 784:398

М. Э. Эшанкулов

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ТАДЖИКСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Освещаются некоторые вопросы изучения развития таджикской музыкальной культуры. Персидско-таджикская средневековая теория музыки, становление и развитие жанрового пласта макомата являются важными объектами для выявления специфики становления таджикского музыкального искусства. Автор акцентирует внимание на важной задаче по исследованию музыкальной жизни на основе материалов таджикских, персидских и арабских историколитературных и музыкальных первоисточников.

Ключевые слова: таджикские макомы, персидско-таджикская музыкальная культура, история изучения таджикской музыкальной культуры, таджикская музыкальная культура V- XII вв.

Макомы1 испокон веков занимали почетное место в музыкальной культуре как таджиков и узбеков, так и других народов Востока. Деятели искусства в течение ряда столетий совершенствовали этот жанр, как великий памятник искусства, благодаря чему он и дошел до наших дней.

По истории персидско-таджикской музыкальной культуры имеется множество научно-теоретических работ, где наряду с прочими актуальными проблемами большое место уделяется макомам, их исполнительской традиции, вокальной и инструментальной системе, выдающимся деятелям искусства - создателям и исполнителям этого жанра и т. д. На эту тему написано несколько фундаментальных исследований и в России, и за рубежом. Среди книг и статей, посвященных становлению и развитию жанра макома, особо выделяется труд И. Раджабова «Макомлар масаласига доир» («Основы макома») [8], в котором подробно анализируются важнейшие грани искусства макома, и коллективная монография о народных инструментальных традициях Узбекистана. В трудах по истории музыки И. Раджабова нашли отражение некоторые страницы таджикско-персидской музыкаль-

1 Маком - в узбекской и таджикской музыке большой вокально-инструментальный цикл (сюита); единый комплекс из 6 маком образует шаш-маком.

ной культуры. Исследования представляют ценность еще и потому, что ученый исходил непосредственно из самих письменных музыкальных первоисточников и дал анализ важнейших музыкально-теоретических вопросов [9-10].

Работа И. Раджабова убеждает нас в том, что трактаты Абдулмумина Сафиудди-на «Рисолат-уш-Шарафия» и «Китоб-ул-адвор» заключают в себе важнейший источник, в них приводится образец нотной письменности.

Одним из значительных теоретических вопросов музыковедения считается исследование инструментальной музыки, ее жанров, этапов развития, что было сделано в нескольких научных трудах, среди которых можно отметить монографию Ф. М. Кароматова [4]. Хотя в ней речь идет об узбекской инструментальной музыке, все же затрагиваются и вопросы, общие для узбекской и таджикской инструментальной музыки.

Заслуживают внимания исследования, в которых музыкальная культура анализируется на основе данных археологии. Так, археолог Р. Садоков опубликовал несколько интересных работ, занявших достойное место в изучении истории музыкальной культуры народов Средней Азии. В своих трудах Р. Садоков, основываясь на археологических данных, рассматривет отдельные стороны строения музыкальных инструментов.

125

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

М. Э. Эшанкулов

История и развитие таджикской музыкальной культуры

Персидско-таджикское музыкально-

эстетическое мировоззрение, будучи богатым и многообразным, охватывает различные стороны средневековой теории музыки, нашедшей отражение в работах наших музыковедов. Но персидско-таджикская и восточная музыкально-эстетическая мысль в целом в исследованиях советских и зарубежных ученых не подвергалась еще тщательному анализу. Имеются работы, лишь в общих чертах определяющие этапы развития музыкально-эстетической мысли ираноязычных народов. В частности, статьи по музыкальной эстетике народов Востока опубликовали В. П. Шестаков и А. Сагаде-ев. Но здесь следует отметить, что, поскольку авторы упомянутых статей исходили из сочинений ученых ираноязычных народов и всего мусульманского Востока, они предложили периодизацию, в которой зарождение персидско-таджикской музыкально-эстетической мысли, датируется IX - X вв., - периодом подъема и расцвета литературы и искусства ираноязычных народов. Нам представляется, что период становления был более продолжительным. И расцвет музыкального искусства приходится на X - XII вв., поскольку основные трактаты создавались именно в это время. С этой точки зрения изучение персидскотаджикского музыкально-эстетического

мировоззрения является одной из актуальнейших проблем эстетики и истории искусств.

Некоторые страницы истории формирования персидской и таджикской музыкальной культуры выявил азербайджанский ученый А. Бадалбейли [3]. В его «Толковом монографическом музыкальном словаре» суммируются сведения о средневековых трактатах по музыке, об исторических периодах развития макома.

К таджикскому музыкальному наследию обращались также литераторы, историки, литературоведы и искусствоведы, опубликовавшие работы и научные сообщения по этой теме. Инициатором данного направления высту-

пил С. Айни, осветивший в своих книгах наряду с прочими областями науки, литературы и искусства и некоторые стороны музыкального наследия таджиков. Крупный исследователь таджикской культуры высказал ряд новых замечаний, основанных на материалах памятников и искусств историко-литературных [1-2].

Таджикские ученые Ш. Хусейн-заде [11] и Н. Негматов [5; 6], рассматривая в своих статьях состояние музыкальной жизни в IX - X вв., проследили связи литературы и искусства и проанализировали вклад выдающихся классиков персидско-таджикской литературы - Рудаки, Фаррухи и Манучехри - в развитие музыкальной культуры, а также их научно-литературные сочинения, в которых нашли отражение музыкально-теорети-

ческие проблемы и т. д.

В работах Ш. Хусейн-заде и Н. Негматова отчетливо показываются важные истоки развития персидско-таджикского музыкального искусства IX - X вв., в связи с чем они имеют огромную научную ценность в изучении таджикско-персидской музыкальной культуры указанного периода.

Как видим, в работах отечественных и зарубежных ученых можно встретить целый ряд фактов, касающихся персидского и таджикского музыкального наследия, но история развития таджикской музыкальной культуры в целом еще не изучена должным образом.

Важной задачей исследовательской работы является определение состояния таджикской музыкальной культуры в V - XII вв. на материале историко-литературных и музыкальных памятников письменности, дошедших до наших дней. Основная проблема, следовательно, заключается в исследовании музыкальной жизни той эпохи и границ ее распространения. Наиболее удачным нам видится термин персидско-таджикская культура для отражения этого явления, поскольку понятия персидская и таджикская культура неразделимы. На наш взгляд, принцип исследования классической лите-

126

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

М. Э. Эшанкулов

История и развитие таджикской музыкальной культуры

ратуры соответствует и задачам изучения истории музыки.

Исходя из этого, во время работы мы не ограничивались только источниками, непосредственно относящимися к музыкальной культуре, а широко использовали все памятники письменности рассматриваемого периода, доступные нам. Подобный принцип позволял привлечь многочисленные материалы по истории таджикской музыкальной культуры.

Известно, что из всего богатства персидско-таджикской музыкальной культуры раннего времени до нас дошли лишь разрозненные письменные первоисточники. Это характерно, главным образом, для доисламского периода и времени арабского нашествия, т. е. двух важнейших этапов в развитии музыкального искусства ираноязычных народов. Поэтому в процессе исследования музыкального наследия мы встречаемся с многочисленными трудностями. Следует подчеркнуть, что в памятниках письменности V - XII вв. сохранились только фрагментарные сведения о состоянии музыкальной культуры того периода. Задачей является исследование музыкальной жизни на основе материалов таджикских, персидских и арабских историко-литературных и музыкальных первоисточников. Всесторонний анализ данных материалов свидетельствует, что таджикская музыкальная культура развивалась и совершенствовалась в неразрывной связи с персидской художественной литературой, поскольку культура Персии и Таджикистана имеет общие исторические корни, единую историю развития вплоть до конца 1940-х гг.

Знатоки профессиональной музыкальной традиции Шашмакома того времени, развивая многообразие традиций музыкального искусства, обогатили его новыми формами и содержанием, пополнили доислам-

скую вокальную и инструментальную музыку свежими направлениями и творческими стилями. В музыке IX - X вв. появляются целые циклы новых обрядово-церемониальных песен, непосредственно опирающихся на богатые традиции таджикского доисламского музыкального искусства и упоминающихся в многочисленных историко-литературных источниках. Данные источники проясняют многие отправные моменты в формировании и развитии средневековой музыки народов Средней Азии, поэтому изучение подобных работ при исследовании истории музыкальной жизни народа чрезвычайно важно.

Избранный нами принцип в определенной степени помогает в решении некоторых вопросов по истории таджикской музыкальной культуры. Но мы не старались создать чисто музыковедческую статью, а пытались выявить в том числе и состояние таджикской музыкальной культуры в V - XII вв., поэтому наше исследование имеет больше историко-источниковедческий характер и освещает проблемы музыкальной жизни рассматриваемой эпохи в целом. Мы не вдавались в специфические детали, поскольку создание чисто музыковедческой работы, посвященной музыкальному мышлению того времени, является отдельной темой для изучения.

Народ бережно хранит свои традиции. В наше время макомы стали поистине народным достоянием, обрели как бы второе рождение, значительно расширился круг их ценителей. Они повсеместно звучат на концертах и по радио. И при каждом новом общении с этим искусством поражает глубина и гумани-стичность его содержания.

Красота и совершенство форм и, наконец, обаятельность национального колорита - все это лишний раз свидетельствует о непреходящей ценности данных шедевров, созданных гением народа.

1. Айни, С. Назаре ба гузаштаи санъати точик / С. Айни // Куллиет. Кн. 2. - Душанбе, 1964. - С. 78-80.

2. Айни, С. Сарсухан ба «Шашмаком» / С. Айни // Куллиет. Кн. 2. - Душанбе, 1964. - С. 177-180.

127

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

М. Э. Эшанкулов

История и развитие таджикской музыкальной культуры

3. Бадалбейли, А. Мусиги лугети / А. Бадалбейли. - Бакы, 1969. - 135 с.

4. Кароматов, Ф. М. Узбекская инструментальная музыка: наследие / Ф. М. Кароматов; Министерство культуры Узбекской ССР, Институт искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи. - Ташкент: Издательство литературы и искусства, 1972. - 360 с.: ил., нот.

5. Негматов, Н. Н. К истории музыкального искусства таджиков в IX - X вв. / Н. Н. Негматов // Сообщения Г осударственного республиканского объединенного музея историко-краеведческого и изобразительных искусств / Министерство культуры Таджикской ССР; отв. ред.: Н. Н. Негматов, К. К. Курбанов. - Душанбе: Ирфон, 1966. - Вып. IV. - С. 141-149.

6. Негматов, Н. Н. Государство Саманидов: (Мавераннахр и Хорасан в IX - X вв.) / Н. Н. Негматов. - Душанбе: Дониш, 1977. - 279 с.

7. Плахов, Ю. К вопросу о ритмической организации инструментальных частей шашмакома / Ю. Плахов // Вопросы истории и теории узбекской советской музыки: [сб. ст.] / Ташкентская государственная консерватория; [отв. ред. М. С. Ковбас]. - Ташкент: Фан, 1976. - С. 180-192.

8. Раджабов, И. Макомлар масаласига доир / И. Раджабов - Ташкент, 1933. - 174 с.

9. Раджабов, И. Трактаты о музыке Х111 - Х1Х вв. в собрании восточных рукописей АН Узб. ССР: рукопись / И. Раджабов; Институт искусствознания им. Хамзы Хаким-Заде Ниязи. - Ташкент, 1955.

10. Раджабов И. Макомы: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / И. Раджабов; [АН Арм. ССР, Институт искусств]. - Ташкент; Ереван, 1970. - 216 с.

11. Хусейн-заде, Ш. Мусики дар асри Рудаки (Сухансарои Панчруд) / Ш. Хусейн-Заде. - Сталинобад, 1958. -256 с.

Сдано 7.11.2013 M. E. Eshankulov

HISTORY AND DEVELOPMENT OF THE TAJIK MUSICAL CULTURE

Abstract. The article is devoted to the study of some of the issues of Tajik music. Persian-Tajik medieval music theory, the formation and development of genre formation makomat are major targets for the identification of the specific formation of the Tajik musical art. The author poses a major problem for the study of musical life on the basis of Tajik, Persian and Arabic literary history and music of primary sources.

Keywords: Tajik Makoms, Persian-Tajik musical culture, history of the study of the Tajik music culture, Tajik musical culture V- XII centuries

References

1. Ayni, S. Nazare ba guzashtai san"ati tochik / S. Ayni // Kulliet. B. 2. - Dushanbe, 1964. - P. 78-80.

2. Ayni, S. Sarsukhan ba «Shashmakom» / S. Ayni // Kulliet. B. 2. - Dushanbe, 1964. - P. 177-180.

3. Badalbeyli, A. Musigi lugeti / A. Badalbeyli. - Baku, 1969. - 135 p.

4. Karomatov, F. M. Uzbekskaya instrumental'naya muzyka: nasledie [Uzbekskaya instrumental'naya muzyka: nasledie] / F. M. Karomatov; Ministry of Culture of the Uzbek SSR, Institute of Art Hamza Hakim-zade Niyazi. -Tashkent: Izdatel'stvo literatury i iskusstva, 1972. - 360 p.: il., notes.

128

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

М. Э. Эшанкулов

История и развитие таджикской музыкальной культуры

5. Negmatov, N. N. On the history of musical art Tajiks IX - X centuries / N. N. Negmatov // Soobshcheniya Gosudarstvennogo respublikanskogo ob"edinennogo muzeya istoriko-kraevedcheskogo i izobrazitel'nykh iskusstv [Messages Republican State United Museum of Regional History and Fine Arts] / Ministry of Culture of the Tajik SSR; ed.: N. N. Negmatov, К. К. Kurbanov. - Dushanbe: Irfon, 1966. - Ed. IV. - P. 141-149.

6. Negmatov, N. N. Gosudarstvo Samanidov: (Maverannakhr i Khorasan v IX - X vv.) [The Samanids state: (Mawarannahr and Khorasan in IX - X centuries)] / N. N. Negmatov. - Dushanbe: Donish, 1977. - 279 p.

7. Plakhov, Yu. To the question of rhythmic organization of the instrumental parts of Shashmaqom / Yu. Plakhov // Voprosy istorii i teorii uzbekskoy sovetskoy muzyki [Issues of history and theory of the Uzbek Soviet music]: [collection of articles] / Tashkent State Conservatory; [ed. М. S. Kovbas]. -Tashkent: Fan, 1976. - P. 180-192.

8. Radzhabov, I. Makomlar masalasiga doir / I. Radzhabov. - Tashkent, 1933. - 174 p.

9. Radzhabov, I. Traktaty o muzyke XIII - XIX vv. v sobranii vostochnykh rukopisey AN Uzb. SSR [The treatises on music XIII - XIX centuries in the collection of Oriental manuscripts of the Academy of Sciences of Uzbek SSR]: the manuscript / I. Radzhabov; Institute of Art Hamza Hakim-zade Niyazi. - Tashkent, 1955.

10. Radzhabov, I. Makomy [Makoms]: autoref. dis. ... dr. of Art criticism / I. Radzhabov; [Academy of Sciences of Armenians SSR, Institute of Arts]. - Tashkent; Yerevan, 1970. - 216 p.

11. Khuseyn-zade, Sh. Musiki dar asri Rudaki (Sukhansaroi Panchrud) / Sh. Khuseyn-Zade. - Stalinabad, 1958. -256 p.

Received 7.11.2013

129

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.