Научная статья на тему 'История и развитие понятия государственного суверенитета'

История и развитие понятия государственного суверенитета Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2580
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВИТЕЛЬСТВО / НАРОД / SOVEREIGNTY / INDEPENDENCE / STATE / GOVERNMENT / PEOPLE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лойко Евгений Евгеньевич

Государственный суверенитет это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. В статье рассмотрены основные подходы и развитие понятия государственного суверенитета от XVI до XXI века. Изучены подходы различных политологов и теоретиков права, рассмотрены особенности государственного суверенитета в последнее время.State sovereignty is the inalienable legal quality of an independent state, symbolizing its political and legal independence, supreme responsibility and value as the primary subject of international law, necessary for the exclusive supremacy of state power and implying disobedience to the power of another state, arising or disappearing due to voluntary change in the status of an independent state as a whole social organism, due to the legal equality of independent states and underlying modern international law The article considers the main approaches and development of the concept of state sovereignty from the XVI to the XXI century. The approaches of various political scientists and legal theorists are studied, and the features of state sovereignty in recent times are considered

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и развитие понятия государственного суверенитета»

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

СУВЕРЕНИТЕТА

HISTORY AND DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF STATE

SOVEREIGNTY

УДК 321

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-1081

Лойко Евгений Евгеньевич, магистрант, Юриспруденция 40.04.01, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Evgenii Evgenievich Loiko loyko@stakr.ru

Аннотация

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. В статье рассмотрены основные подходы и развитие понятия государственного суверенитета от XVI до XXI века. Изучены подходы различных политологов и теоретиков права, рассмотрены особенности государственного суверенитета в последнее время.

Abstract

State sovereignty is the inalienable legal quality of an independent state, symbolizing its political and legal independence, supreme responsibility and value as the primary subject of international law, necessary for the exclusive supremacy of state power and implying disobedience to the power of another state, arising or disappearing due to voluntary change in the status of an independent state as a whole social organism, due to the legal equality of independent states and underlying modern international law

The article considers the main approaches and development of the concept of state sovereignty from the XVI to the XXI century. The approaches of various political

scientists and legal theorists are studied, and the features of state sovereignty in recent times are considered

Ключевые слова: суверенитет, независимость, государство, правительство, народ.

Keyword: sovereignty, independence, state, government, people.

Концепция суверенитета - это одна из самых противоречивых идей в политологии и международном праве, которая тесно связана с концепциями государства и правительства, а также независимости и демократии. Происходящий от французского слова souveraineté, этот термин первоначально понимался как эквивалент высшей власти. Однако его применение на практике часто отходило от этого традиционного значения. В 16 веке во Франции Жан Боден (1530-96) использовал новую концепцию суверенитета, чтобы усилить власть французского короля над мятежными феодалами, облегчая переход от феодализма к национализму. Мыслителем, который больше всего придал термину его современное значение, был английский философ Томас Гоббс (1588-1679), который утверждал, что в каждом истинном государстве какое-то лицо или совокупность людей должны иметь окончательную и абсолютную власть принимать законы; разделение этой власти, по его мнению, должно было по сути разрушить единство государства. Теории английского философа Джона Локка (1632-1704) и французского философа Жана-Жака Руссо (1712-78) - о том, что государство основано на формальном или неформальном договоре своих граждан, социальном договоре, посредством которого они доверяют полномочия правительству, которые могут быть необходимы для общей защиты - привели к разработке доктрины народного суверенитета, нашедшей выражение в Американской декларации независимости в 1776 году [1]. В 20-м веке ряд ученых (например, Леон Дюгуит, Уго Краббе и Гарольд Дж. Ласки) разработали теорию плюралистического суверенитета (плюрализма), осуществляемого различными политическими, экономическими, социальными и религиозными группами, которые доминируют в правительстве каждого государства. Согласно этой доктрине, суверенитет в каждом обществе не находится в каком-либо конкретном месте, а постоянно перемещается из одной группы (или объединения групп) в другую. Далее плюралистическая теория утверждала, что государство является лишь одним из многих примеров социальной солидарности и не обладает особыми полномочиями по сравнению с другими компонентами общества.

В течение 20-го века начали появляться важные ограничения на свободу действий государств. Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. Установили подробные правила ведения войн на суше и на море. Пакт Лиги Наций, предшественника Организации Объединенных Наций (ООН), ограничил право вести войну, а Пакт Келлогг-Бриана 1928 года осудил обращение к войне для решения международных противоречий и его использование в качестве инструмента национальная политика. За ними последовала Хартия ООН, которая налагала на государства-члены обязанность «урегулировать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, и справедливость», и дополнила ее судебным запретом для всех членов. «Воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения» (статья 2). Однако в Уставе также говорится, что ООН «основана на принципе суверенного равенства всех своих членов» [2].

В результате таких событий суверенитет перестал считаться синонимом неограниченной власти. Государства приняли значительный объем законов, ограничивающих их суверенное право действовать по своему усмотрению. Эти ограничения суверенитета обычно объясняются как проистекающие из согласия или автолитизации, но легко можно продемонстрировать, что в некоторых случаях государства считались связанными определенными нормами международного права, несмотря на отсутствие достаточных доказательств того, что эти правила были прямо или косвенно приняты ими. И наоборот, новые правила не могут быть навязаны государству без его согласия по воле других государств. Таким образом был достигнут баланс между потребностями международного сообщества и стремлением государств максимально защитить свой суверенитет.

Различие 19-го века между полностью суверенными государствами и несколькими категориями менее суверенных единиц утратило свое значение в соответствии с законодательством ООН. Акцент был сделан не на правовых различиях между колониями, охраняемыми государствами, протекторатами и государствами, находящимися под сюзеренитетом другого государства, а на практическом различии между самоуправляющимися и несамоуправляющимися территориями. В соответствии с Уставом ООН несамоуправляющиеся территории стали «священным доверием», и управляющие ими государства обещали развивать их к самоуправлению. Некоторые из этих территорий были переданы Совету по Опеке ООН, что привело к более строгому надзору за их управлением со стороны ООН и их более быстрому продвижению к самоуправлению или независимости. Как

только территория достигла самоуправления, как определено в резолюциях Генеральной Ассамблеи, надзор со стороны ООН прекратился, хотя независимый статус не был достигнут [3].

В XX в. проблема ограничения и отрицания государственного суверенитета вышла на новый уровень, чему способствовали как внешние, так и внутренние обстоятельства. Внешними причинами являются глобализация, увеличение общего числа международных организаций и международных союзов и т.д. К внутренним причинам необходимо отнести развитие институтов гражданского общества, увеличение числа сложных государств (федераций) и т.д. В первом случае речь идет о противопоставлении теории суверенитета и международного права, а во втором - о размывании понятия «суверенитет» изнутри.

Концепция абсолютного, неограниченного суверенитета просуществовала недолго после ее принятия как внутри страны, так и на международном уровне. Рост демократии наложил важные ограничения на власть суверенного и правящего классов. Усиление взаимозависимости государств ограничивало принцип, который мог бы быть правильным в международных делах [4]. Граждане и политики обычно признают, что не может быть мира без закона и что не может быть закона без каких-либо ограничений суверенитета. Поэтому они начали объединять свои суверенитеты в объеме, необходимом для поддержания мира и процветания - например, Организации Североатлантического договора (НАТО), Всемирной торговой организации (ВТО) и Европейского союза (ЕС), - и суверенитет все больше становился осуществляется от имени народов мира не только национальными правительствами, но и региональными и международными организациями. Таким образом, теория разделенного суверенитета, впервые разработанная в федеративных государствах, стала применяться в международной сфере.

Список литературы

1. Каламанова С. В. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия /С.В. Каламанова //Социология власти. - 2010. - №21. - С 157-166.

2. Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: монография /В.В. Красинский. - М.: ИНФРА-М. - 2017. - 608 с.

3. Тиунов О.И. Международное право: Учебник / Отв. ред. Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 752 с.

4. Червонюк В.И. Суверенитет народа в эпоху постмодернизма: критическое осмысление доктрины и практики эволюционирующего

конституционализма /В.И. Червонюк // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - № 3. - С. 3 - 7.

Bibliography

1. Kalamanova S. V. State sovereignty: problems of definition of the concept / S.V. Kalamanova // Sociology of power. - 2010. - No. 1. - From 157-166.

2. Krasinsky V.V. Protection of State Sovereignty: Monograph / V.V. Krasinsky.

- M .: INFRA-M. - 2017 .-- 608 s.

3. Tiunov O.I. International law: Textbook / Ans. ed. Ignatenko G.V., Tiunov O.I.

- 6th ed., Rev. and add. - M .: Yur.Norma, SIC INFRA-M, 2019 .-- 752 p.

4. Chervonyuk V.I. The sovereignty of the people in the era of postmodernism: a critical understanding of the doctrine and practice of evolving constitutionalism / V.I. Chervonyuk // Constitutional and municipal law. - 2018. - No. 3. - S. 3 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.