ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2017. № 4
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
УДК 94(44)(093.3) DOI 10.23683/0321-3056-2017-4-48-51
ИСТОРИЯ И ПОЭЗИЯ: «ГЕНРИАДА» ВОЛЬТЕРА КАК ПАМЯТНИК
СВОЕЙ ЭПОХИ
© 2017 г. О.А. Ковалева а
а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
HISTORY AND POETRY: VOLTAIRE'S "HENRIADA" AS THE MONUMENT OF HIS EPOCH
O.A. Kovaleva а
а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Ковалева Ольга Александровна - Olga A. Kovaleva -
кандидат исторических наук, доцент, кафедра Candidate of History, Associate Professor,
зарубежной истории и международных отношений, Department of Foreign History and International Relations,
Институт истории и международных отношений, Institute of History and International Relations,
Южный федеральный университет, Southern Federal University,
ул. Большая Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, Bolshaya Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don,
344082, Россия. 344082, Russia.
Е-mail: savchenko-oa@mail.ru Е-mail: savchenko-oa@mail.ru
Анализируется «Генриада» Вольтера как литературное и историческое произведение. С особым вниманием рассматривается композиционная структура поэмы, а также соответствие ее сюжета исторической действительности. Как и в любом литературно-историческом произведении, в «Генриаде» нашли отражение политико-философские представления ее автора, его отношение к описываемым им событиям, анализу которых посвящена данная статья.
В отечественной и зарубежной историографии XX в. это произведение представлялось в основном как литературно-художественное, а не историческое. Герой поэмы - французский король Генрих IV. Для Вольтера он -воплощение просветительского и антидеспотического идеала. При этом образ Генриха IV- чисто художественный, созданный для того, чтобы показать, что просвещенный монарх существовал уже в XVI в., и вполне может стать политической реальностью для XVIII в. Во Франции Вольтера считают одним из основоположников исторической науки, а «Генриада», в свою очередь, является одним из самых известных его произведений, которым восхищались современники. Но во второй половине XIX в. оно было незаслуженно забыто.
Ключевые слова: поэма, просвещенный абсолютизм, монархия, дворянство, конституция, правление.
It is analyzed "Henriada" Voltaire as a literary and historical work. With special attention is considered the compositional structure of the poem, as well as the correspondence of its plot of historical reality. As in any literary and historical work, the "Henriada" reflects the political and philosophical views of its author, his attitude to the events described by him, the analysis of which is devoted to this article.
In the domestic and foreign historiography of the XX century this work was represented mainly as a literary and artistic, rather than historical. The hero of the poem is the French King Henry IV. For Voltaire, he is the embodiment of the Enlightenment and antidespositic ideal. In this case, the image of Henry IV is purely artistic, created to show that the enlightened monarch existed already in the 16th century, and could well become a political reality for the 18th century. In France, Voltaire is considered one of the founders of historical science, and "Henriada", in turn, is one of the most famous of his works, he admired contemporaries. But in the second half of the XIX century it was undeservedly forgotten.
Keywords: poem, enlightened absolutism, monarchy, nobility, constitution, governing body.
Одним из родоначальников, основоположников буржуазной исторической науки во Франции был прежде всего Вольтер (16941778 гг.). «...Труды Вольтера, - писал в своей статье, посвященной анализу исторических взглядов «фернейского отшельника», академик
В.П. Волгин, - навсегда останутся памятниками весьма значительного момента не только в формировании буржуазной идеологии, но и в становлении исторической науки» [1, с. 70]. Необходимо сказать, что за исключением ученического Essаy upon the Civil Wars of France
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
Lnd., 1727 [2, р. 7] специальных исторических произведений, посвященных Генриху IV и его времени, у Вольтера нет. Но даже несмотря на это, нельзя не изумляться остроте и тонкости ума этого замечательного человека, который сумел уже тогда, в XVIII в., на заре буржуазной историографии так точно и так верно оценить современную ему историческую науку. «Человек со здравым смыслом, читая историю, занят, главным образом, ее опровержением», - писал Вольтер [1, с. 69].
Многие работы известных авторов имеют подчас странную судьбу. Такова она у вольтеровской «Генриады». Ею наперебой восхищались современники, восхищались даже в сравнении с другими его произведениями: «Если изложить в стихах "Историю Карла XII" (сочинение Вольтера. - О.К.), она все же останется историей. Если изложить "Генриаду" прозой, она все же останется поэмой», - писал Д. Дидро в очерке «О драматической литературе» (1758 г.) [3, с. 199].
Мари-Жан-Антуан-Николя, маркиз де Кон-дорсе заявил: «Никогда столь глубокая и правдивая философия не украшалась такими прелестными и трогательными стихами...» [4, с. 22]. Будучи горячим поклонником Вольтера, Кондорсе в изданной им в 1789 г. «Жизни Вольтера» соглашается с тем, что некоторые из эпических произведений, считающихся великими, превосходят «Генриаду» разнообразием действий, но ни одна из них «.не заключает в себе такой глубокой философии, такой чистой морали, ни одна не отличается такой свободой от предрассудков. Из всех эпических поэм одна "Генриада" имеет нравственную цель., потому что она дышит ненавистью к войне и фанатизму, терпимостью и любовью к человечеству» [4, с. 46].
Знаменитый естествоиспытатель Бюффон в академической речи 15 мая 1775 г. сравнил «Генриаду» с творениями Гомера [5, с. 60]. Экземпляр «Генриады» находился в военно-походной библиотеке Наполеона Бонапарта.
Однако превозносимая до небес современниками Вольтера, почитаемая поколением, выросшим в годы Революции и Империи, она была затем надолго забыта.
Вспомнили о «Генриаде» много лет спустя, да и то только для того, чтобы подтвердить, что забыта она была по праву, так как в литературном отношении поэма слаба, а в отношении историческом - тенденциозна.
Ограничиться подобным утверждением проще всего. Попытаемся, хотя бы в общих чертах, рассмотреть это эпическое полотно Вольтера не только как «. результат чисто художественного характера» [6, с. 44], но и как результат его философских изысканий, как вещь, принадлежащую истории в той же мере, как и литературоведению [5, 7, 8].
В противоположность другим поэтическим произведениям Вольтера «Генриада» не отличается стройностью композиции, сюжетная линия неправомерно растянута и грешит многими отступлениями. Почти вся седьмая песнь вписана Вольтером в текст только ради прославления Бурбонского двора, надо полагать, не бескорыстно. Автор воздает должное Людовику XIV, скорбит по его рано умершему сыну, восхищается прелестью королевского дитяти - будущего Людовика XV и поручает «мудрому Флери» печься о малолетнем короле Франции.
Эта поэма как-то не вписывается в творчество Вольтера, собственно в тех случаях, когда он пытается вполне серьезно говорить о божественности Провидения, о Боге, об истинности христианской веры.
Впрочем, лицемерия у него хватает ненадолго, и уже в четвертой и особенно в пятой песнях Вольтер взрывается целым градом язвительных насмешек над религией и папской властью:
В средине алтарей преемники Христа
Вместили без стыда разврат в сии места (имеется в виду Рим. - О.К.) [9, с. 41].
Или:
Под ризою святой служителей Христа
Зло суесвятия взошло во все места [9, с. 52].
Правда, немного погодя он как будто отступает, когда в шестой и седьмой песнях вновь начинает говорить о божественных вещах - видениях, призраках, святом Людовике, аде и рае [9, с. 68-69, 40, 53, 78, 81].
Однако мистицизм не был свойствен Вольтеру. Будучи великолепным знатоком Библии и блестящим критиком христианства, он, разумеется, не мог серьезно относиться к дьяволу и ангелам, Царю небесному и Царю зла. Божества крупные и мелкие выступают в «Генриаде» скорее как фигуры вполне аллегорические. Недаром наряду с Богом в поэме названы имена Нептуна, Авроры и других мифических существ [5, с. 67].
Поэма состоит из десяти частей, написанных, можно сказать, в следующих плоскостях: портреты исторических деятелей - героев по-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
эмы - Генриха IV, Омаля, Майенна, Гиза и других [9, с. 25-26, 16, 7, 33]; монологи этих героев [9, с. 30, 6, 7, 63-67]. Это основные измерения поэмы. Кроме них отдельными живописными пятнами выделяются на ее фоне изумительные по яркости и выразительности языка описания таких событий, как, например, Варфоломеевская ночь или убийство Генриха III Клеманом [9, с. 19-23, 56-58]. «Генриада» интересна и ценна тем, что Вольтер не просто переложил стихами историю Генриха IV, а высказал свои сокровенные мысли о наилучшей форме государственного устройства.
Именно потому, что Вольтер (тогда еще тридцатилетний молодой человек, только что вернувшийся из Англии) [5, с. 59-61] увлекался английскими парламентарными порядками, он посылает своего героя путешествовать в Англию [9, Песни первая и вторая].
Герой поэмы - это, конечно, Генрих IV (отсюда и ее название «Генриада»). «Вольтер не избежал увлечения личностями королей. Но . в образах королей Вольтер-историк исследует качества человека в среде, окружающей его, .. Он (т.е. Генрих IV. - О.К.) воплощал просветительский идеал анти-деспотического, анти-фа-натического правителя» [10, с. 42, 141]. Путешествие (плод литературной фантазии Вольтера) позволяет ему описать английскую конституционную монархию, превознести ее как совершеннейший образец государственного правления:
Узря он (т.е. Генрих IV. - О.К.) Англию, дивился без коварства
Узаконению сего преславна царства [9, с. 11], - пишет Вольтер в первой песне поэмы.
В Англии времен Елизаветы царит социальная гармония:
«... Елисавет была премудра та Царица, Которой правила Европой всей десница. Она заставила граждан в покое жить, Которы отреклись присягою служить» [9, с. 11-12];
«. три непременны власти. Министры от Царя, народ и сбор вельмож, Имев различный вид, о благе мыслят тож» [9, с. 11].
Защищая идею «просвещенного абсолютизма», Вольтер восклицает:
«Блаженны, когда чернь, желав свой долг нести,
Не отрекается верховну власть блюсти; Блаженнее еще, когда Царь мил народу,
Рачительно блюдет общественну свободу!» [9, с. 12].
Генрих IV, «... быв от природы смел, без хитрости коварства» [9, с. 7] - спаситель Франции, действительно великий, народный король. «Все гибло, как Бурбон явился в стане сам. Благочестивый Князь для общего спасенья» [9, с. 5].
Прославление Генриха - не результат исторической неосведомленности «фернейского патриарха» [11, с. 277]. Образ Генриха IV - это чисто художественный образ, лишенный конкретно-исторических черт. Вольтер создал его, стремясь показать, что просвещенный монарх был уже в XVI в., а стало быть, не является таким уж недостижимым идеалом для XVIII в.
Наряду с апологией Генриха мы встречаем в поэме апологию дворянства:
«Из сих младых вельмож, которы на бою Жизнь в жертву принесли Отечеству свою, Все были ревностью ко службе одержимы: Все тверды при своих местах и недвижимы.» [9, с. 29].
«. Достойны рыцари, прехрабрые мужья, Которы возросли в огне среди ружья, Отбросив прочь приказ зловерца Иерарха (т.е. Папы. - О.К.),
Признали Генриха во царстве за монарха. Нелестные друзья, Гиевры и Омон, Вождь мудр Монморанси, и Санци, и Крилльон, Не зная распрь и ссор в законе достохвальных, Клянутся вслед за ним достичь пределов дальних.
К присяге, к Богу в них прямая верность есть: Они то делают, что предписует честь.» [9, с. 59-60].
Эта апология была вызвана, думается, единственно конъюнктурными соображениями: поскольку читателями «Генриады» в значительной степени наряду с буржуа оказывались дворяне, Вольтер счел не лишним польстить им, напомнив о «благородстве» сиятельных предков.
Важное место в поэме занимает тема борьбы против религиозной нетерпимости и фанатизма римско-католической церкви. При этом Вольтера интересует не столько прошлое, сколько современность. Выступая против мракобесов XVI в., он косвенным образом критиковал французское духовенство и религию в целом.
В «Генриаде» уже явственно слышится страстный и обличающий голос защитника Ка-ласа.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
Но тогда, в 1720-е гг., идеи Вольтера еще очень туманны, а сам он полон иллюзий. Спустя годы в России начнется царствование «Северной Семирамиды» (просвещенной императрицы Екатерины II, состоявшей с Вольтером в переписке). Монархи будут заискивать перед казначеем европейского общественного мнения, Вольтер будет им тонко льстить. Разочарование и эпиграммы появятся позже.
Литература
1. Волгин В.П. Вольтер-историк // Исторический журнал. 1945. № 4.
2. Brumfitt J. H. Voltaire Historian. Oxford Univ. Press, 1958. 367 p.
3. Дидро Д. Избранные произведения. М.; Л. : Худ. лит-ра, 1951. 412 с.
4. Кондорсе М.-Ж.-А.-Н., де. Сочинения. СПб. : Тип. т-ва «Обществ. польза», 1882. 397 с.
5. Державин К.Н. Вольтер. М. : Изд-во АН СССР, 1946. 484 с.
6. Шахов А. Вольтер и его время. Лекции по истории французской литературы XVIII в. СПб. : Тип. Тренке и Фюсно, 1907. 352 с.
7. История французской литературы : в 4 т. / под ред. И.И. Анисимова. М. : АН СССР, 1946. Т. 1. 456 с.
8. Артамонов С.Д. Вольтер. Критико-био-графический очерк. М. : Госполитиздат, 1954. 171 с.
9. Генриада, героическая поэма господина Вольтера / пер. с фр. А.И. Голицына. М. : У. тип. В. Окорокова, 1790. 120 с.
10. Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. М. : Наука, 1978. 288 с.
11. История французской литературы : в 3 т. М., 1978. Т. 1. 478 с.
2017. No. 4
12. Акимова А.А. Вольтер. М. : Молодая гвардия, 1970. 448 с.
References
1. Volgin V.P. Vol'ter-istorik [Voltaire Historian]. Istoricheskii zhurnal. 1945, No. 4.
2. Brumfitt J.H. Voltaire Historian. Oxford Univ. Press, 1958, 367 p.
3. Didro D. Izbrannye proizvedeniya [Selected Works]. Moscow; Leningrad: Khud. lit-ra, 1951, 412 p.
4. Kondorse M.-Zh.-A.-N., de. Sochineniya [Compositions]. Saint Petersburg: Tip. T-va "Ob-shchestv. pol'za", 1882, 397 p.
5. Derzhavin K.N. Vol'ter [Voltaire]. Moscow: Izd-vo AN SSSR, 1946, 484 p.
6. Shakhov A. Vol'ter i ego vremya. Lektsii po istorii frantsuzskoi literatury XVIII v. [Voltaire and his Time. Lectures on the History of French Literature of the XVIII Century]. Saint Petersburg: Tip. Trenke i Fyusno, 1907, 352 p.
7. Istoriya frantsuzskoi literatury [History of French Literature]: in 4 vol. Ed. I.I. Anisimov. Moscow: AN SSSR, 1946, vol. 1, 456 p.
8. Artamonov S.D. Vol'ter. Kritiko-biografich-eskii ocherk [Voltaire. Critical and Biographical Essay]. Moscow: Gospolitizdat, 1954, 171 p.
9. Genriada, geroicheskaya poema gospodina Vol'tera [Henriada, the Heroic Poem of Mr. Voltaire]. Transl. from French A.I. Golitsyn. Moscow: U. tip. V. Okorokova, 1790, 120 p.
10. Sivolap I.I. Sotsial'nye idei Vol'tera [Social Ideas of Voltaire]. Moscow: Nauka, 1978, 288 p.
11. Istoriya frantsuzskoi literatury [History of French Literature]: in 3 vol. Moscow, 1978, vol. 1, 478 p.
12.Akimova A.A. Vol'ter [Voltaire]. Moscow: Molodaya gvardiya, 1970, 448 p.
Поступила в редакцию / Received 10 октября 2017 г. / October 10, 2017