Научная статья на тему 'История и перспективы развития справочно-правовых систем в России'

История и перспективы развития справочно-правовых систем в России Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
5526
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОРМАТИВНОПРАВОВАЯ БАЗА / БАНКИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕГРИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ БАЗ / LEGAL-REFERENCE SYSTEM / INFORMATION TECHNOLOGY / RATE-LEGAL BASE / BANKS OF THE LEGAL INFORMATION / INTEGRATION OF LEGAL BASES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Макаренко Сергей Николаевич

Количество действующих на сегодня в России федеральных, региональных и ведомственных документов приближается к миллиону. Справочно-правовые системы (СПС) обеспечивают возможность оперативной работы с ними. Наиболее известные СПС «Гарант», «Консультант плюс», «Кодекс», «Референт». Их развитие, распространение и совершенствование важная задача формирования правого сознания и повышения эффективности правовой системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Макаренко Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF LEGAL-REFERENCE SYSTEMS IN RUSSIA

The quantity of federal for today in Russia federal, regional Russia federal, regional and departmental documents comes nearer to one million. Legal-reference systems (LRS) provide possibility of operative work with them. The most known LRS "Guarantors", «the Consultant plus», "Codex", "Referent". Their development, distribution and perfection the important problem of formation of the right consciousness and increase of efficiency of legal system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «История и перспективы развития справочно-правовых систем в России»

Kozaruk Elena Gennadievna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +788634371631; +79185148993.

ББК 67.08

CH. Макаренко

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫХ

СИСТЕМ В РОССИИ

Количество действующих на сегодня в России федеральных, региональных и ведомственных документов приближается к миллиону. Справочно-правовые системы (СЛС) обеспечивают возможность оперативной работы с ними. Наиболее известные СПС «Гарант», «Консультант плюс», «Кодекс», «Референт». Их развитие, распространение и совершенствование - важная задача формирования правого сознания и повышения эффективности правовой системы Российской Федерации.

Справочно-информационная система; информационные технологии; нормативноправовая база; банки правовой информации; интегрирование правовых баз.

S.N. Makarenko HISTORY AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF LEGAL-REFERENCE

SYSTEMS IN RUSSIA

The quantity offederal for today in Russia federal, regional Russia federal, regional and departmental documents comes nearer to one million. Legal-reference systems (LRS) provide possibility of operative work with them. The most known LRS "Guarantors", «the Consultant plus», "Codex", "Referent". Their development, distribution and perfection - the important problem offormation of the right consciousness and increase of efficiency of legal system of the Russian Federation.

Legal-reference system; information technology; rate-legal base; banks of the legal information; integration of legal bases.

Использование компьютерных технологий для работы с законодательной информацией началось еще во второй половине 1960-х гг. Сначала справочные системы создавались в основном в виде электронных картотек («электронных каталогов»). Так, бельгийская система CREDOC, появившаяся в 1967 г., стала первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации [1;11].

Некоторые юридические электронные картотеки в процессе развития начали работать в диалоговом режиме благодаря сети терминалов в библиотеках и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.

При всех достоинствах электронные картотеки не позволяют знакомиться с полным текстом документов, поэтому более удобны полнотекстовые системы.

1967 .

фирмой DATA Corp. началась разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем (СПС) США - LEXIS. С 1980 г. система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. - Австралии. Ежедневно она

20 . , -

мативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США, а также все судебные прецеденты США.

Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г.

- английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и , .

В настоящее время все экономически развитые страны имеют СПС, и по некоторым оценкам сейчас в мире насчитывается более сотни подобных систем.

В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в 1975 .

( ). -

тем и государственный учет нормативных актов. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации [4;42].

Быстрое развитие и распространение СПС в России началось в конце 1980-х начале 1990-х гг., когда и появились первые негосударственные СПС. Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации - это как бы «мозг и сердце» всей системы. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»); «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»); «Кодекс» (Центр компьютерных разработок); «Референт» (фирма «Референт-Сервис»).

,

потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отнести системы: «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ); «Система» (НТЦ « » ).

, : «ЮСИС» (фирма «Интралекс»); «Юридический Мир» (издательство «дело и право»); «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»); «1C: Кодекс», «1C: Гарант», «1C: Эталон» (фирма «1C»); «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и некото-.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения, поэтому ни одна компьютерная , « »,

- . , системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных. Поэтому при обращении, скажем, в суд (или иную инстанцию) необходимо ссылаться не на правовую базу, а на официальный источник публикации [2;102].

Справочно-правовая система «Консультант Плюс» занимает одну из лидирующих позиций на территории России. Сеть компании «Консультант Плюс» объединяет более 300 региональных информационных центров, производящих поставку СПС, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям. Названия разделов позволяют быстро сориентироваться и понять, какие документы, в каком разделе находятся. Каждый раздел, в свою очередь, состоит из информаци-,

в них документов. Для поиска документов в СПС «Консультант Плюс» можно использовать несколько инструментов, главный из них - карточка поиска.

Карточка поиска представляет собой таблицу с некоторым количеством по. , автоматически заполняемый и корректируемый по мере поступления документов

( ). -визиты заносятся в соответствующий словарь. Поиск в «Консультант Плюс» проходит одновременно по всем разделам информационного массива, т. е. явля-.

« »,

анализ любой правовой проблемы начинается с изучения нормативных документов. Раздел «Законодательство» в «Консультант Плюс» считается главным разделом информационного массива.

Список документов представляется наглядно в структурированном виде, его называют ««Дерево-список». Часто возникают ситуации, когда требуется найти , . Тогда достаточно использовать локальный поиск в одном из разделов [3;116].

В СПС «Консультант Плюс» имеется возможность перенести найденный документ или его часть в текстовый редактор Word, чтобы вставить цитаты в собст-. « » « -». - ,

. , -

чает выбор ключевых понятий для поиска документов.

Список ключевых понятий велик, поэтому предусмотрена возможность использования фильтра для быстрого поиска необходимых понятий. В тексте документа можно поставить электронную закладку по аналогии с обычными бу-. , отмеченное в документе место, так и вызвать на экран документ с поставленной закладкой. Находясь в тексте документа, можно отпечатать его фрагмент или . , , -

ние в файл.

Все базы СПС «Консультант Плюс» связаны между собой через гипертек, , ,

из текста консультации в текст нормативного документа, на который ссылается

автор ответа. Самое главное, что дает гипертекст пользователям, - это возможность без дополнительных усилий проследить логику рассуждений автора, быстро просматривая по ходу чтения консультации нормативные акты, используемые им для аргументации своей позиции по тому или иному вопросу.

Справочная правовая система ««Гарант» распространяется с 1990 г. Ее разработала и распространяет компьютерная фирма-р^работчик справочных правовых

- - ( ) « - ».

Фирма активно сотрудничает с Правовым управлением Государственной думы и рядом других государственных учреждений и организаций. Комплект «Га-

- » -.

законодательства: уголовное, административное и международное право, а также судебная и арбитражная практика и многое другое.

Некоторые специальные информационные блоки не имеют на сегодняшний

. « », « », « », « -

». - -ход в к формам документов в формате MS Word и MS Excel.

Раздел II. Юридическая наука и технологии

Компания «Гарант» совместно с «Консэко Пресс» разработала и начала активно внедрять интересный проект - «Законодательство в схемах», который содержит более 2000 схем, а также ««Законодательство в схемах.

Довольно часто возникает ситуация, когда при обращении к той или иной СПС пользователю известна только рассматриваемая проблема, а информации о формальных реквизитах документа нет. В таких случаях без мощной системы поиска по ситуации найти нужную норму права практически невозможно. В СПС «Гарант» эту задачу решает двухуровневый словарь ключевых слов («Энциклопедия ситуаций»).

« » , благодаря которой пользователь может установить все взаимосвязи между документами. В среднем на каждый документ приходится 10-15 ссылок.

Система «Гарант» распространяется по сетям американской компании ЬЕХК-ЫЕХК [1;137]. Разработчиком информационно-правовой системы (ИПС) « » « -» ( « », - ).

, « », -ся надежными источниками ее получения, договорами, заключенными с основными федеральными и региональными органами власти и управления. Значительная часть документов (законы, акты Президента, Правительства РФ) вводятся в систему сразу из файла официальной электронной рассылки.

Информационные продукты «Кодекс» включают в себя: профессиональные , , -ванные справочные системы, электронные правовые справочники.

Дополнительные возможности по работе со списком найденных документов включают в себя: фильтрацию и сортировку списков, выполнение логических опе-, ,

, .

Единая линия программных продуктов включает в себя ряд разработок, в том числе программный комплекс «Кодекс-Мастер», представляющий собой набор инструментальных средств для создания и управления полнотекстовыми инфор-мационно-по исковыми системами различного направления.

Принцип открытости информационной системы «Кодекс» позволил с помощью комплекса «Кодекс-Мастер» создать новые проекты, при этом существенно

« », : «

», « - », « -», .

ИПС «Кодекс» предоставляет пользователям возможность использовать в работе электронные версии наиболее авторитетных и популярных печатных изда-, ,

- ( «

», « », « », « », РС WEEK/RE и др.). В них представлены все материалы нормативного, аналитического, информационного и консультационного характера, которые, в первую , .

В рамках проекта с издательским домом «Инфра-М» консалтинговая группа «Термика» выпустила ряд электронных книг: словарь-справочник «Надоги», справочники финансиста и директора предприятия. Аудиторская фирма «Сервис» « »

« ».

Важным направлением деятельности консорциума «Кодекс» является предоставление доступа к правовой информации через Интернет, обеспечивая как , « ». 1995 . « - »

информационную систему (ИИС) «Референт». К этому времени СПС «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс» уже были известными лидерами рынка, и «Ре-

- » ,

.

Это явилось стимулом для компании «Референт-Сервис» в принятии ряда нетрадиционных решений при создании правовых баз своего семейства. Следствием ее стратегических инициатив явился выпуск новой оригинальной оболочки - пра-

« -2000».

Она позволяет одновременно работать с локальными базами данных и с Интернет-серверами правовой информации, а также создавать внутри оболочки собственную базу данных с мощным редактором и инструментами администрирования. Базы «Референта» поставляются и в профильных специализированных паке, .

Справочные правовые системы семейства «Референт» имеют удобный дружественный интерфейс и реализуют все основные функции традиционных правовых баз по поиску документов, а также по работе со списком и текстом доку.

Интерфейс «Референта» максимально приближен к Windows, благодаря чему пользователю не потребуется тратить много времени на освоение программы. «Референт» поддерживает функцию Drag and Drop, позволяющую при формировании запроса для поиска документов перемещать информацию по экрану при по. -лях, а ряд документов содержит встроенные цветные графические объекты, например герб России или Москвы.

Другой интересной возможностью системы является интерпретация хорошо знакомой всем функции установки закладок в документе. Пользователь может не только установить закладку, но и работать с электронным документом, как с бумажным. Например, можно не только выделить необходимый фрагмент нужным цветом, как маркером, но и добавить к нему свои комментарии.

Наглядно отражает в графическом виде признаковые ссылки между докумен-« ». -ставлены в виде иерархического списка, внешне похожего на структуру каталогов программы «Проводник» MS Windows, с обозначенными признаками связи.

Встроенный редактор документов позволяет не только редактировать тексты, но и создавать карту документа, вносить комментарии, а также вставлять графиче-, ( ), -.

Еще одной особенностью оболочки «Референт» является возможность созда-

, 200 , включая графику и видео. Эта функция особенно интересна для фирм с небольшим документооборотом и численностью. Крупным фирмам предлагается система хранения документов объемом до 65000 документов [2;148-154].

При принятии решения о выборе той или иной СПС, встает вопрос, на какие же ключевые свойства систем нужно обратить внимание в первую очередь. Единой шкалы оценки качества СПС не существует, поэтому пользователю целесообразно оценивать СПС по следующим критериям:

1. .

воспользоваться различными вариантами поиска в зависимости от того, что пользователь знает о документе, посмотреть, как долго формируется список, сколько документов попадает в список по запросу и насколько удобна его сортировка. На, , вернуться к нужному фрагменту. Нажатием одной клавиши тексты можно копиро-

Word. -

тель может сохранять выбранные документы в папки и формировать собственные подборки по нужной тематике [5; 72].

2. .

: , -(Word l) . -

боты и взаимодействия всех этих программ зависит и бесперебойная работа само.

3. .

ежедневно, еженедельно и ежемесячно. Системы с консультационной информацией пополняются, как правило, раз в неделю.

Однако сервисные услуги далеко не исчерпываются пополнением систем. В их список должны входить обучение различным приемам работы с системой, помощь при поиске документов, возможность заказать для поиска документ, которого нет в системе, решение технических вопросов по работе с ней. Для срочных , , « », оперативно помогут решить любой возникший вопрос. [1; 98]

Все фирмы - распространители СПС должны бесплатно предоставлять потенциальным пользователям демонстрационные версии систем. От полных версий , , , -ности работы в них присутствуют. Кроме того, разработчики время от времени должны проводить специальные акции, предоставляя доступ к полной версии своих систем на непродолжительное время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. . ., . ., -ности экономиста и бухгалтера. - М.: Академия, 2006. - 322 с.

2. . ., . . . системы «Консультант Плюс». - М.: НПО ВМИ, 2005. - 236 с.

3. Прокушева А.П. Экономика информатики. - М.: Изд. Дашков и К, 2006. - 232 с.

4. . . - .: , 2006. - 258 с.

5. . . : . - .:

, 2007. - 277 .

Макаренко Сергей Николаевич

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный » . .

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 888634371631.

Makarenko Sergei Nikolayevich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +788634371631.

15З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.