Научная статья на тему 'История и образ межвоенной Словакии сквозь призму женских образов в творчестве словацких писателей (на примере романов М. Урбана, М. Фигули, Ф. Швантнера, Я. Есенского)'

История и образ межвоенной Словакии сквозь призму женских образов в творчестве словацких писателей (на примере романов М. Урбана, М. Фигули, Ф. Швантнера, Я. Есенского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и образ межвоенной Словакии сквозь призму женских образов в творчестве словацких писателей (на примере романов М. Урбана, М. Фигули, Ф. Швантнера, Я. Есенского)»

Примечания

1 Исследователи-фольклористы, антропологи и историки обращались к изучению этого региона в различные исторические периоды. О том, насколько объемна современная литература по русинскому вопросу, можно судить по аннотированной пятитомной библиографии карпаторусских исследований, составленной и изданной Полем Магочим: Carpatho-Rusyn Studies: An Annotated Bibliography / ed. P.R. Magosci. London; New York: Garland Publishing, 1988-2012.

2 Вергун попробовал себя в качестве писателя в 1901 г., издав поэтический сборник «Червоно-русские отзвуки», который выдержал два издания и снискал популярность в среде австрийских неославистов. Следующий поэтический сборник Вергуна — «Карпаторусские отзвуки» — был опубликован после длительного перерыва в 1920 г.

Б01 10.31168/2619-0869.2018.3.1.7 Н. И. НечаеВЯ

История и образ

межвоенной Словакии

сквозь призму женских образов

в творчестве словацких писателей

(на примере романов М. Урбана,

М. Фигули, Ф. Швантнера, Я. Есенского)

Почти 100 лет назад — в конце октября 1918 г. — словацкие политические активисты торжественно объявили о независимости своего государства. Произошло это в г. Св. Мартин Турчанский. На тот момент в Словакии еще не знали, что за два дня до этого чешские политические лидеры сделали подобное же заявление. Два народа желали независимости от Австро-Венгерской монархии, желая объединиться в одно государство. По итогам Парижской мирной конференции эта возможность была предоставлена чехам и словакам в полной мере. На политической карте мира появилось новое государство — Чехословацкая республика (ЧСР), которое в течение неполных 20 лет будет пытаться построить демократию, став своеобразным «островом демократии среди бушующего океана авторитарных режимов»1.

266 Секция «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ» ==

С конца 1918 г. для чехов и словаков начался новый исторический период. Словаки почувствовали это особенно остро, так как в отличие от чехов, имевших собственное королевство до того, как стать частью Австрийской империи, целое тысячелетие находились под властью венгров. Долгое время, оставаясь de facto на уровне национального меньшинства, несмотря на усиленную мадьяризацию, словаки смогли, однако, сохранить свою самобытность, но при этом так и не приобрели политической искушенности. К 1918 г. в Словакии практически не было собственно словацкой аристократии, нация оставалась преимущественно «деревенской», ситуацию спасала только немногочисленная словацкая интеллигенция. Именно в таком состоянии застали словаков чехи в период объединения. Объединение принесло словакам не только звание «государствообразующей нации», но и чувство собственного достоинства. Уже Первая мировая война разбудила в небольшом народе жажду перемен, стремление к сопротивлению: словаки не понимали, за кого на фронте умирают их отцы, мужья и сыновья — австрийский император был для них чужим. Любовь к отечеству, которую пытались навязать словакам венгерские власти, была им непонятна, поскольку своим отечеством они считали родную словацкую землю, теперь же эту землю разоряла война: линия фронта пролегала недалеко от северо-восточных границ Словакии, в связи с чем многие словацкие хозяйства были разорены. Отсюда — повальное дезертирство словаков, нежелание биться на стороне «своих» против славян — русских и сербов, и единый порыв воли и духа, мечта о независимости, которая постепенно становилась реальностью.

Из всех возможных альтернатив объединение именно с чехами оказалось наиболее приемлемым. Однако эйфория словаков закончилась сразу же после подписания Трианон-ского договора: как им показалось, чехи взяли курс на че-хизацию, пойдя путем венгров. Так в Словакии появилось движение, пытавшееся добиться для словаков широкой автономии внутри новообразованного государства. Однако превратить Чехословакию в федерацию автономистам не

удалось. Напротив, к концу 20-х гг. республика окончательно становится унитарной. Это позволило автономистам эволюционировать далеко вправо и привело Чехословакию в итоге к краю пропасти — гитлеровская Германия, жаждавшая реванша, ловко сыграла на противоречиях чехов и словаков и к весне 1939 г. смогла окончательно разделить чехословацкое государство на две части, превратив Чехию в свой протекторат, а Словакию — в подчиненное Германии, но условно независимое государство2.

Межвоенный период словацкой истории превосходно описан словацкими писателями — романистами. Более того, нужно сказать о том, что именно в это время словацкая художественная литература наконец-то вырастает из рамок провинциальности и становится известной миру. Словацкие романы переводятся на разные иностранные языки. Первой ласточкой стал «Живой бич» М. Урбана; к сегодняшнему времени словацкая художественная проза стоит в одном ряду с другими европейскими литературами.

Многие из авторов, писавших о межвоенном времени, а также о Первой и Второй мировых войнах, были современниками событий: кто-то из них побывал на войне, кто-то трудился в тылу, кто-то только успел родиться, но всех их объединяет любовь к своей родине. Женские образы в романах словацких писателей весьма колоритны и показательны. Выбранные нами для обзора романы «Живой бич» М. Урбана, «Жизнь без конца» Ф. Швантнера, «Демократы» Я. Есенского, повести М. Фигули из книги «Искушение» и ее же роман «Ва-вилон»3 имеют одну важную особенность: главные женские персонажи этих произведений отражают своей историей и характером историю и характер своего государства — Словакии. Поэтому нам кажется весьма актуальным в годовщину независимости рассмотреть исторический путь развития Словакии на примере именно женских персонажей.

Примечания

1 KlimekA. Boj o Hrad. 1. Praha, 1996. S. 103.

2 Нечаева Н.И. Словацкий вопрос в межвоенной Чехословакии // Славянский альманах. М., 2016. № 3-4. С. 152-159.

268

Секция «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»

3 Есенский Я. Демократы. М., 1957; Урбан М. Живой бич. М., 1973; Фигули М. Искушение. М., 1988. 431 с.; он же. Вавилон. В 2-х т. Минск, 1988. С. 382, 350; Швантнер Ф. Жизнь без конца. М., 1970. 568 с.

DOI 10.31168/2619-0869.2018.3.1.8 К. К. MaCJIOBa

История создания, тематика, проблематика и художественные особенности романа К. Чапека «Кракатит»

В 20-е гг. XX в. определяющим для всего творчества Карела Чапека был интерес к новейшим достижениям науки и техники и значению их в жизни человечества. Предпосылки возникновения этой темы мы можем отметить уже в его ранних произведениях малой формы — «Рассказе назидательном» (чеш. «Povidka poucna», 1908) и рассказе «Система» (чеш. «System», 1908), далее она находит свое развитие в драме «Р.У.Р.» (чеш. «R.U.R.», 1921) и, наконец, раскрывается более полно в произведениях крупного жанра: «Фабрика абсолюта» (чеш. «Tovarna na absolutno», 1922), «Кракатит» (чеш. «Krakatit», 1922) и «Война с саламандрами» (чеш. «Valka s mloky», 1936). Два романа Чапека — «Фабрика абсолюта» и «Кракатит» — повествуют о том, что может принести человеку использование внутриатомной энергии.

Научно-фантастическая гипотеза Чапека, связанная с идеей расщепления атомов*, предвосхищала создание атомной бомбы. В 20-е гг. это идея была новой, а опасения из-за страшного оружия казались тогда преждевременными и беспочвенными. Расщепление ядра урана, открытое только в 1939 г., еще не было известно, и получение атомной энергии в больших количествах даже ученым-физикам представ-

* Однако она не была уникальна. См., напр.: Wells G.D. The World Set Free, 1914 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.