Научная статья на тему 'История и культура Северного Кавказа в судьбе Ю. А. Жданова'

История и культура Северного Кавказа в судьбе Ю. А. Жданова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и культура Северного Кавказа в судьбе Ю. А. Жданова»

УДК 008

DOI 10.23683/2227-8656.2019.3.2

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В СУДЬБЕ Ю. А. ЖДАНОВА

Кумыков Ауес Мухамедович

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова; министр просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]

Зумакулов Борис Мустафаевич

Доктор исторических наук, профессор, академик Академии социального образования РФ, Международной академии социальной работы (IASW), уполномоченный по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]

HISTORY AND CULTURE OF THE NORTHERN CAUCASUS IN THE FATE OF YU.A. ZHDANOV

Aues M. Kumykov

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Department of Theory and Technology of Social Work, H.M. Berbekov Kabardino-Balkarian State University, Minister of Education, Science and Youth of Kabardino- Balkarian Republic, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]

Boris M. Zumakulov

Doctor of Historical Sciences, Professor, Member of RF Social Education Academy, International Academy of Social Work (IASW), Human Rights Ombudsman in Kabardino- Balkarian Republic, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]

Тамазов Муслим Султанович

Muslim S. Tamasov

Candidate of Historical Sciences,

Head

of Socio-humanitarian Institute, H.M. Berbekov Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]

Кандидат исторических наук, директор

Социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]

20 августа 2019 г. исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого мирового уровня и организатора науки, доктора химических наук, кандидата философских наук, профессора, члена-корреспондента АН СССР Юрия Андреевича Жданова. Его авторству принадлежит более 800 научных трудов, монографий и учебников, открытий и изобретений. Он сумел подготовить целую плеяду учеников, известных как в России, так и за рубежом.

Юрий Андреевич в течение 30 лет успешно возглавлял Ростовский государственный университет, превратившийся за этот период в крупный интеллектуальный и научный центр страны. Идеи, наработанные за эти годы Ю.А. Ждановым, нашли дальнейшее продолжение в работе Северо-Кавказского научного центра высшей школы, задававшего тон в исследованиях Северного Кавказа.

С юности Юрий Андреевич формировал свой характер - характер ученого, которому чужды партийные интриги, руководствуясь латинским выражением: Amicus Plato, sed magis amica est veritas. Оставаясь принципиальным марксистом, он был против заигрываний с наукой, характерных в сталинскую эпоху. Это, несомненно, стало одной из причин того, что он оказался на юге страны - в Ростове-на-Дону.

Став ректором Ростовского университета в 1957 г. и будучи неравнодушным и деятельным человеком, Ю.А. Жданов превратил вуз в один из лучших в стране, понимая, что «высшее образование требует и новейшего оборудования, и средоточия лучших умов, что в современном мире обучение должно шагать в ногу с передовыми исследованиями и предполагает участие преподавателей и студентов в такого рода исследованиях» (Залиханов, 2004. С. 29).

В соответствии с требованиями времени Ю.А. Ждановым была разработана система приобщения к научным исследованиям не только студентов своего родного вуза, но и учащейся молодежи всего Северного Кавказа. Его подвижническая деятельность предоставила возможность студентам северокавказских вузов осваивать современное

оборудование, овладевать современными научными приемами и методами.

С целью формирования научных школ и кафедр Юрий Андреевич убедил перейти на работу в РГУ талантливых ученых - астрофизика В.С. Марочника (Ташкент), эколога Ю.Н. Куражсковского (Астрахань), химика В.И. Минкина (Новочеркасск), философа В.Е. Давидовича (Львов). При Ю.А. Жданове впервые в истории университетского образования страны появились кафедры экологии, теории культуры, источниковедения и др. Заработала система научно-исследовательских институтов по актуальным направлениям науки.

Ю.А. Жданов сыграл важную роль в развитии северокавказских вузов и укреплении их кадрового потенциала, в числе которых был и КБГУ (Карамурзов, 2013. С. 71).

В конце своей административной и научной карьеры на базе СКНЦ ВШ Ю.А. Ждановым был создан НИИ Кавказа, целью которого являлось решение исключительно важных для отечественного кавказоведения задач - изучение культур народов Кавказа, этнополитиче-ских и геополитических процессов, протекающих в регионе (Акаев, 2004. С. 25). Учитывая, что Юрий Андреевич являлся приверженцем взаимовлияния культур, обогащения, формирования современного мира на принципах рацио, не последнюю роль в функционировании Северо-Кавказского научного центра играли укрепление дружбы народов, взаимообогащение культур.

Вместе с Ю.Г. Волковым Юрий Андреевич положил начало отделению регионоведения при ИППК РГУ, которое первоначально специализировалось на проблемах Кавказа и Юга России, кафедре теоретической и прикладной регионалистики, Центру системных региональных исследований и прогнозирования под руководством

B.В. Черноуса и др. (Акаев, 2014. С. 185-186).

Важное значение в своей деятельности Юрий Андреевич придавал развитию сети научных журналов. По его инициативе были созданы Издательство СКНЦ ВШ, «Известия СКНЦ ВШ» («Известия вузов. Северо-Кавказский регион»), «Научная мысль Кавказа», вокруг которых началась интеграция ученых Кавказа и Юга России (Акаев, 2014.

C. 186). На страницах этих научных изданиях нашли отражение новые идеи, результаты фундаментальных исследовательских проектов в области естественных и гуманитарных наук (Акаев, 2004. С. 25).

Большое количество российских ученых посвятили свои работы научному наследию Ю.А. Жданова. Среди них можно выделить Ю.Г. Волкова и А.В. Лубского, Г.Г. Матишова и И.А. Иванникова,

С.А. Кислицына и А.В. Белоконя, Б.С. Карамурзова, Х.Б. Мамсирова, М.И. Баразбиева и др.

Яркий прогностический дар Юрия Андреевича прослеживается в его философских размышлениях. Его прозрения продолжают сохранять свою актуальность и сейчас.

Одной из проблем, вызывавших интерес этого крупного ученого, была природа невежества - явления, которое к началу XXI в. должно было стать явлением прошлого. Он верно сумел определить суть невежества, отмечая, что это «не просто незнание, это агрессивное самоутверждение своего незнания, с порога отвергающее знание, удовлетворяющееся своей самодостаточностью, враждебно, подозрительно относящееся к знанию, злобно и воинственно навязывающее себя» (Жданов, 2012. С. 14).

Отмечая, что истоки и сущность невежества могут быть самыми различными, Юрий Андреевич указывал, что чаще всего «культ невежества», неуважительное отношение к науке, к знанию, является модной тенденцией, периодически возникающей и распространяющейся в молодежной субкультуре. Ученый предостерегал от распространения общенаучной безграмотности, которая может вести к кадровым проблемам, ошибочной политике и последующей социальной нестабильности.

Одной из причин распространяющегося невежества Ю.А. Жданов считал высокомерие узкого профессионализма, «профессионального кретинизма» (Жданов, 2012. С. 15). Как отмечал в середине XX в. известный историк Л. Февр: «Науку не создают в башнях из слоновой кости. Она творится в гуще жизни, творится живыми людьми, сыновьями своего времени. Тысячи тончайших и запутанных нитей связывают ее со всевозможными видами человеческой деятельности» (Февр, 1991. С. 22).

Рост объема информации, циркулирующей в обществе, не решает проблемы разрыва и преемственности поколений, проблемы отцов и детей, ставшей благодаря российской литературе классической. Отсутствие критического мышления, юношеский максимализм, присущий молодежи, делают ее восприимчивой к невежеству. В связи с этим Юрий Андреевич считал, что «проблема формирования культуры нового поколения, образования и приобщения ко всему богатству знания и умения является ключевой» (Жданов, 2012. С. 18).

Экологичность мышления Ю.А. Жданова проявлялась в противопоставлении культуры и антикультуры. Если первая из них представляла собой, по мнению ученого, путь формирования и самораскрытия личности, то сущность второй заключалась в личностном крахе, деградации, уничтожении. Исследователь предупреждал об опасности разрушитель-

ного отношения к предметному миру, «превращении окружающей среды в помойную яму».

Юрий Андреевич считал, что невежество является идеологической основой антикультуры, «как следствие тотального отчуждения человека от его сущности» (Жданов, 2012. С. 19).

Главной целью человека ученый считал освоение истории и культуры мышления, для чего требуется упорный постоянный труд каждого индивида.

О Ю.А. Жданове часто вспоминают как об эстете, эрудите, блестящем лекторе, прекрасном музыканте, поэте, эссеисте, тонком знатоке литературы и искусств разных народов мира, фольклора Северного Кавказа, обычаев и традиций населяющих его народов. Оказавшись волею судьбы на Юге России, Юрий Андреевич был пленен Кавказом, сумел разглядеть сокровищницу культур, которую веками сохраняли и пополняли населяющие этот регион народы (Залиханов, 2004. С. 28).

Свою любовь, внимание к Северному Кавказу и его народам Ю.А. Жданов проявлял в исследовании истории, фольклора, этнографии. При этом он указывал на то, что единство и этнокультурное разнообразие Кавказа тесно были связаны многовековыми традициями дружбы и гостеприимства между представителями разных национальностей (Акаев, 2004. С. 25). Рассуждая о прошлом и будущем Юга России, ученый подчеркивал особую значимость для кавказских этносов исторических и культурологических исследований. В связи с этим Юрий Андреевич сравнивал труд северокавказских исследователей с подвигом Прометея (Акаев, 2004. С. 26).

Конец XX - начало XXI в. характеризовались активными дезинте-грационными процессами как в России, так и за рубежом. Этнические и конфессиональные фронтиры стали линиями раскола. В этих сложных условиях Ю.А. Жданов призывал к поиску объединяющих начал, общих корней человеческой цивилизации. Касаясь кавказской тематики, он отмечал: «Нам на Кавказе очень важно использовать историческое, культурологическое, лингвистическое знание для того, чтобы устанавливать подлинный мост сотрудничества между народами, культурами Востока и Запада» (Наука о Кавказе ... , 2000. С. 7).

Южный федеральный округ, куда входили в начале 2000-х гг. северокавказские субъекты РФ, являлся самым сложным, проблемным регионом страны. В связи с острыми проблемами социально-экономического развития, этнонациональных и конфессиональных отношений от ученых требовалось комплексное прогнозирование развития событий в разных сферах жизни. Юрий Андреевич осмысливал интеллектуальный потенци-

ал «солнечного сплетения Евразии», размышлял о возможностях его развития (Залиханов, 2004. С. 29).

Хорошо понимая процессы, протекающие на Кавказе, Ю.А. Жданов посвятил им значительную часть своих гуманитарных изысканий, особенно в последнее десятилетие, когда обстановка здесь оказалась особенно острой. Много раз исследователь указывал на то, что сохранение единства России и мира на Кавказе возможно исключительно только на прочной социокультурной и научной основе. В то же время Юрий Андреевич вынужден был откровенно признать существование комплексных проблем, связанных с необходимостью преодоления этнокультурных и этноконфессиональных барьеров, что требовало не только интеллектуальных сил и желания, но и волевых, политических решений (Матишов, 2007. С. 5).

В связи с этим нельзя не отметить тесные контакты Юрия Андреевича с известным государственным деятелем, первым секретарем Кабардино-Балкарского обкома КПСС Тимборой Кубатиевичем Мальбаховым. Как вспоминает, уполномоченный по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике доктор исторических наук, профессор Борис Мус-тафаевич Зумакулов, знакомый с обоими, политика Тимборы Кубатиеви-ча, которую тот проводил в республике, по сути дела была созвучна идеям Юрия Андреевича. В их контексте в годы руководства Т.К. Мальбахова в Кабардино-Балкарии были созданы индустриальные предприятия, началось освоение рекреационных ресурсов, стали осуществляться газификация и строительство водопроводных сетей, в 1957 г. был открыт Кабардино-Балкарский государственный университет, а в 1981 г. - Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия.

Со всей страны направлялись специалисты для работы на предприятиях и в образовательных учреждениях республики. Кабардино-Балкария открывалась миру, приобщалась к современным достижениям, в то же время знакомила мир со своей древней культурой, обычаями и традициями.

Много позже Б.М. Зумакулов задумал книгу, посвященную Тимборе Кубатиевичу. Эта задумка была горячо поддержана Юрием Андреевичем, более того, он выслал свои воспоминания о Т.К. Мальбахове, ставшие частью памяти о великом сыне Кабардино-Балкарии (Зумакулов, 2000).

С юношеского возраста Юрий Андреевич большое внимание уделял философии естествознания, гносеологии, теории исторического процесса. Его перу принадлежит серия работ в области теории культуры. Поэтому неудивительно, что, находясь в зените своей карьеры, он

уделял развитию гуманитарных наук и в целом гуманитаризации научного знания, постоянно отмечая их значимую роль в развитии человечества (Акаев, 2014. С. 188).

Гуманитаризация образования предполагала, по мнению Ю.А. Жданова, подготовку специалистов, понимающих процессы в обществе и знающих его культуру и историю. Без этого выпускник университета не может считаться образованным человеком.

«Никого не удивляет, - писал Юрий Андреевич, - что для познания космоса нужны телескопы и спектроскопы, спутники и ракеты; что для понимания атома необходимы циклотроны, синхрофазотроны и компьютеры. Но почему-то считается, что для познания общества, управления социальными процессами особых усилий не требуется, вроде всем и так все ясно. В действительности познать человека, общество во много раз сложнее и труднее» (Жданов, 2012. С. 20). Единственным инструментом познания он считал диалектический метод.

Ю.А. Жданов приложил руку и к развитию археологической школы Юга России, всячески поддерживая археологические исследования и специализацию, в том числе молодых ученых В.Я. Кияшко, В.Е. Максимен-ко, Л.М. Казаковой. С неменьшим энтузиазмом он содействовал возрождению исследований по истории и культуре донского казачества А.П. Пронштейна, А.И. Агафонова, А.В. Венкова, А.И. Козлова, Н.А. Мининкова, С.А. Кислицына, Н.С. Коршикова, В.П. Трута и др. (Патракова, 2010. С. 11).

Юрий Андреевич стремился к активизации межрегиональных научных и образовательных связей на Северном Кавказе, а с другой стороны, укреплял взаимоотношения с ведущими научными центрами страны - отделениями и институтами Академии наук СССР. Такая политика позволяла поддерживать гомогенность научно-образовательного пространства государства, повышала роль интеллектуалов в социальном развитии, формировании наднациональной идентичности, конвергенции этносов и культур, ликвидировала методологическое и методическое отставание вузов в регионах от столичных научных центров (Патракова, 2010. С. 12).

Высокая внутренняя культура и гуманизм Юрия Андреевича проявлялись в манере общения с другими людьми, в неподдельном интересе к личности другого человека. Вероятно, поэтому к нему тянулись, искали общения разные люди. Встреча с Ю.А. Ждановым стала для многих из них одним из самых запоминающихся эпизодов в жизни (Слово о Юрии Андреевиче ... , 2007. С. 4).

Импульс, переданный ректором РГУ Ю.А. Ждановым профессорско-преподавательскому коллективу, стимулировал разработку актуаль-

ных научных проблем. Так, исторический факультет РГУ в 1970-е гг. стал инициатором крупных региональных исследовательских проектов, центром притяжения ведущих историков Северного Кавказа, с которым в своей научной деятельности соприкоснулись А.Х. Бижев, Р.Х. Гугов, Т.Х. Кумыков, Г.Х. Мамбетов, Х.Т. Медалиев, А.И. Мусу-каев, Х.И. Хутуев (Кабардино-Балкария), Б.М. Джимов, Ф.А. Напсо (Адыгея), В.Г. Гаджиев, Р.М. Магомедов, Х.Х. Рамазанов, А.И. Османов, А.Р. Шихсаидов, М.Ш. Шигабудинов (Дагестан) и многие другие. Сформировавшееся интеллектуальное сообщество ученых должно было, по замыслам Ю.А. Жданова и А.П. Пронштейна, реализовать идею создания обобщающей многотомной истории народов Северного Кавказа (Патракова, 2010. С. 13).

Несмотря на сложности, проект был поддержан Дагестанским филиалом АН СССР, всеми университетами и научно-исследовательскими институтами Северного Кавказа. Ю.А. Жданов, Г.Г. Гамзатов и А.П. Про-нштейн убедили Академию наук СССР включить данный проект в программу данных исследований, после чего Кавказ оказался представленным двумя коллективными монографиями - по истории Закавказья и истории Северного Кавказа.

Работа над «Историей народов Северного Кавказа» значительно усилила научные коммуникации в регионе. Фактически в этом процессе начала складываться корпоративная научная культура кавказоведов, ставших реальным научным сообществом вне официальных, формальных структур (Патракова, 2010. С. 14).

Подготовка «Истории народов Северного Кавказа» в четырех томах продолжалась более 10 лет; первые два тома благодаря усилиям А.Л. На-рочницкого и Ю.А. Жданова были опубликованы в издательстве «Наука» в 1988 г. (Патракова, 2010. С. 15).

Юрий Андреевич Жданов в целом отдал 50 лет Ростовскому университету, превратив его в крупнейший образовательный и научный центр юга страны. Многие видные ученые республик Северного Кавказа были приобщены к научным проектам, осуществляемым совместно с ростовскими коллегами. Значителен вклад, внесенный Ю.А. Ждановым в становление и развитие вузов Северного Кавказа.

Из череды фактов из жизни знаменитого ученого, общественного деятеля формируется образ Ю.А. Жданова как тонкого и глубокого знатока Кавказа, приложившего массу усилий для стабильного развития этого региона, углубления взаимовлияния и взаимодействия культур народов и интеграции бескрайних просторов России как срединного государства.

Литература

Акаев В.Х. Лишь разум человечности оплот... // Научная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 24-27.

Акаев В.Х., Дьяченко А.Н. На пути к научной биографии Юрия Андреевича Жданова // Гуманитарий Юга России. 2014. № 3. С. 183-193.

Жданов Ю.А. Демоническая сила невежества // Гуманитарий Юга России. 2012. № 4. С. 13-21.

ЗалихановМ.Ч. И место красит человека, и человек - место // Научная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 27-29.

Зумакулов Б.М. Говорил тихо - слышали все : кн. о Тимборе Кубатиевиче Мальбахове. Нальчик : Эль-Фа, 2000. 409 с.

Карамурзов Б.С., Савинцев А.П., Баразби-ев М.И., Мамсиров Х.Б. Русский фактор в становлении и развитии Кабардино-Балкарского государственного университета // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4. С. 66-73.

Матишов Г.Г. Идеи Ю.А. Жданова в жизни Южного научного центра РАН // Научная мысль Кавказа. 2007. № 4. С. 3-7.

Наука о Кавказе: проблемы и перспективы // Материалы I съезда ученых-кавказоведов. Ростов н/Д., 27-28 августа 1999. Ростов н/Д. : Изд-во Сев.-Кавк. акад. гос. службы, 2000. 207 с.

Патракова В.Ф., Черноус В.В. Ю.А. Жданов и развитие исторической науки в Ростовском госуниверситете // Научная мысль Кавказа. 2010. № 1. С. 10-17.

Слово о Юрии Андреевиче Жданове (1919-2006 гг.) // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2007. № 1. С. 3-4.

Февр Л. Бои за историю. М. : Наука, 1991. 629 с.

Поступила в редакцию

References

Akaev, V.Kh (2004). Only the mind of humanity is a stronghold... Nauchnaya mysl' Kav-kaza, 3, 24-27. (in Russian).

Akaev, V.Kh., D'yachenko, A.N. (2014). On the way to the scientific biography of Yuri An-dreevich Zhdanov. Gumanitariy Yuga Rossii, 3, 183-193. (in Russian).

Zhdanov, Yu.A. (2012). Demonic power of ignorance. Gumanitariy Yuga Rossii, 4, 13-21 (in Russian).

Zalikhanov, M.Ch. (2004). And a place is painting a person, and a person - a place. Nauch-naya mysl'Kavkaza, 3, 27-29. (in Russian).

Zumakulov, B.M. (2000). He spoke quietly, everyone heard: Book about Timbor Kubatie-wich Malbakhov. Nal'chik: El'-Fa.

Karamurzov, B.S., Savintsev, A.P., Barazbiev, M.I., Mamsirov, Kh.B. (2013). Russian factor in the formation and development of the Kabardino-Balkarian State University. Nauchnaya mysl' Kavkaza, 4, 66-73. (in Russian).

Matishov, G.G. (2007). Yu.A. Zhdanov ideas in the life of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Scientific thought of the Caucasus, 4, 3-7. (in Russian).

The science of the Caucasus: problems and prospects (2000). Proceedings of the I Congress of scientists in Caucasian studies. Rostov n/D., August 27-28, 1999. Rostov n/D.: Izd-vo Sev.-Kavk. akad. gos. sluzhby.

Patrakova, V.F., Chernous, V.V. (2010). Yu.A. Zhdanov and the development of historical science in Rostov State University. Nauch-naya mysl' Kavkaza, 1, 10-17. (in Russian).

Word of Yuri Andreevich Zhdanov (19192006) (2007). Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki, 1, 3-4. (in Russian).

Fevr, L. (1991). Fighting for history. M.: Nauka.

23 мая 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.