Ю.Л. Евстигнеев
ИСТОРИЯ И ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНА «КЫПЧАК»
Хорошо известный в средневековой арабо-персидской историографии термин «кыпчак» в ходе истории неоднократно менял свое содержание: в VIII—XI вв. был этнонимом племенной общности (этноса), начиная с 1030 г. и до XIII—XIV вв. кипчаками назывались все кочевые племена Дешт-и-Кипчака, в золотоордынский (XIII—XV вв.) и последующий периоды — этноним конкретной племенной общности, а в XIX—XX вв. — название этнической группы в составе некоторых народов (алтайцев, башкир, казахов, киргизов, ногайцев, узбеков).
Yuriy Л. ivstigneev
THE HISTORY AND CHRONOLOGICAL TRANSFORMATION OF THE MEANING OF THE TERM 'KIPCHAK'
The well-known in medieval Arabian-Persian historiography term 'kipchak' has taken on a variety of meanings throughout history. In the 8th century to the 11th century it was an ethnonym of a tribal community (ethnos), since 1030 till the 13th century and 14th century all the nomadic tribes of the Desht-i-Kipchak were named as the Kipchaks, during the Golden Horde (between the 13th century and 15th century) and subsequent periods the term in question became an ethnic name for a concrete tribal community, and in the 19th century to the 20th century it became a name for ethnic groups of which some peoples (Altai, Bashkir, Kazakh, Kirghiz, Nogai, Uzbek peoples) consist.
Ключевые слова: кипчаки, племенная общность, Дешт-и-Кипчак, государство, этнос, Золотая Орда, этническая группа.
Key words: the Kipchaks, tribal community, the Desht-i-Kipchak, state, ethnos, the Golden Horde, ethnic group.
В составе многих современных народов присутствуют этнические группы: «кыпчак» в составе алтайцев, теленгитов и киргизов; «кыпшак» — казахов, каракалпаков, ногайцев; «кыпсак» — башкир; «кипчок» — узбеков. Все названные группы, точнее их этнонимы, восходят к хорошо известному на средневековом Востоке народу — кыпчакам. В европейских и византийских источниках, на Руси термин «кыпчак» не известен. Подчас конкретные этнические группы, например, люди хана Атрака (XII в.), ушедшие из донских степей в Грузию, на Руси именуются «по-
ловцами», в Грузии — «кипчаками», причем первые в Грузии, а вторые на Руси не известны. Появляются сомнения в правомерности применения термина «кыпчак» в отношении тех или иных этнических (племенных) групп. Не ясно, какой этнос имеют в виду некоторые авторы (например, мусульманские) под термином «кыпчак» в тот или иной хронологический период истории.
Во времена правления китайских династий Суй (581—618) и Тан (618—907) в степях от Алтая до Великой китайской стены кочевали мно-
Евстигнеев Юрий Андреевич, кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
©Евстигнеев Ю.А., 2012
28
Ю.А. 'Евстигнеев
гочисленные племена теле или тегрег, т.е. «тележники». Из 15 известных китайцам племен тие-лэ (теле) наиболее многочисленными и сильными были сеяньто (сиры, упомянутые в древне-тюркских памятниках) и хойху (уйгуры). Эти два этноса постоянно соперничали за гегемонию в степи: после падения первого Тюркского каганата (630 г.) в борьбе за власть в степи между хойху и сеяньто последние одержали победу. Они создали свой каганат с центром на реке Толе, однако уйгуры во главе токуз-огузов с помощью китайских войск разгромили Сир-ский каганат (646 г.). В итоге победителем остался Китай. В 679 г. сиры поддержали антикитайское восстание тюрков (господствующий этнос в Тюркском каганате) и стали вторым (после тюрков) в племенной иерархии во втором Тюркском каганате (681—745 гг.). И здесь свою роль сыграли уйгуры (главные соперники сиров), разгромившие с помощью того же Китая второй Тюркский каганат (744 г.). В этот раз сиры подверглись истреблению и бежали на Северный Алтай, получив от победителей название кыбчак «неудачник», «никчемный», «злополучный», ставшее этнонимом. Если в древнетюркских рунических надписях на памятниках в честь Тонью-кука (726 г.) и Бильге-кагану (735 г.) в качестве господствующих племен в Тюркском каганате названы тюрки и сиры, то в надписи на памятнике Элетмиш Бильге-кагану (760 г.) в рассказе о господстве в недавнем прошлом над уйгурами тюрков и сиров вместо сиров вписаны «кыбчаки». А с появлением труда «Китаб ал-масалик вал-мамалик» (885; «Книга путей и стран») Ибн Хордадбеха этноним кипчак (хиф-чак) надолго утвердился в перечне тюркских племен в восточной, прежде всего арабо-персидской, историографии. С тех пор этот термин, оставаясь преимущественно этнонимом, неоднократно менял свое содержание в зависимости от исторических ситуаций. В связи с этим целесообразно разделить историю применения термина «кыпчак» на несколько условных периодов, определявших особенности его смыслового содержания.
1. 760—1030 гг. Становление и расселение этнической общности. Этникон «кыпчак» становится эндоэтнонимом (самоназванием). Бежавшие на Северный Алтай сиры (сеяньто), подчинив местные (очевидно, угорские) племена, создают новый племенной союз, получивший название «кыпчак». Численно усилившись, кыпча-
ки продвигаются за Иртыш, расселяются по территории современного Казахстана и попадают в поле зрения купцов из Средней Азии и исследователей из Ирана и других исламских стран. Первым о них написал Ибн Хордадбех в своей «Книге путей и стран». Политическое положение кып-чаков в государстве кимаков описал в своем сочинении «Зайн ал-ахбар» (1049—1053; «Украшение известий») персидский историк Гардизи, попутно изложив легенду об образовании кимак-ского государства и этнического состава его населения. Завершает эту эпоху истории кыпчаков «Диван» («Сборник») персидского поэта, путешественника и чиновника сельджукского султана Насир-и Хосрова, в котором степи севернее р. Сырдарья были названы Дешт-и-Кипчак — «Степь кипчаков» или «Кипчакская степь». Это означало, что здесь господствовали кыпчаки или просто они стали непосредственными соседями Хорезма, как об этом в том же году сообщил Абу-ль-Фазл Бейхаки.
2. 1030—1240 гг. Господство кыпчаков в Дешт-и-Кипчаке не означало, что они создали свое государство, подобно тому, как это сделали их предшественники — кимаки. В XII в. кыпчаки поделили «свою» степь на отдельные владения, во главе которых стали ханы и их «ханские» племена. Единая этническая общность (племенной союз) кыпчаков распалась: в списках этносов Дешт-и-Кипчака домонгольского времени, приводимых арабскими авторами ХШ—ХГУ вв. (Ан-Нувайри, Ибн-Халдун, ад-Димашки, ат-Тани), этноним кипчак отсутствует. Последним исследователем, назвавшем кипчаков в качестве особого этноса в своем труде «Дивану лугат ит-турк» (1074; «Словарь тюркских языков»), был Махмуд Кашгари. Позже кипчаками в исламском мире стали именовать все кочевые племена Дешт-и-Кыпчака, т.е. термин «кыпчак» стал этниконом — собирательным названием кочевого населения Кипчакской степи. Ан-Нувай-ри, рассказывая о соперничестве среди кыпча-ков накануне монгольского нашествия между племенами дуруг и токсоба, назвал первое племя — «из кипчаков» по происхождению, второе — «из татар». Повествуя об ассимиляции кыпчаками покоривших их татар, аль-Омари (XIV в.) под «кипчаками» имеет ввиду местное население Дешт-и-Кипчака, а под «татарами» не столько собственно монголов, сколько все пришедшие с завоевателями племена.
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2012/1 (55)
ИСТОРИЯ И ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНА «КЫПЧАК» 2 9
3. ХШ—ХХ вв. В этот исторический период кыпчаки, потеряв гегемонию в степи и оказавшись в разных улусах монгольских завоевателей, снова «обрели» этничность и сумели сохранить этноним, даже оказавшись в разных улусах монгольской державы. Однако в ходе распада Золотой Орды и развития ее политических (и этнических) наследников — государств (Крымское, Казанское, Узбекское, Казахское ханства и Ногайская Орда) и соответствующих им народов — кыпчаки вошли в их состав. Но с ХУ—ХУГГ вв. и по настоящее время они существуют лишь в качестве частей новых народов — этнических групп под древним названием «кыпчак» (с вариантами произношения в соответствии с языками народов, в состав которых они входят).
Что касается топонима «Дешт-и-Кипчак», то он использовался в мусульманских источниках для обозначения территории Казахстана с ХГУ до ХУГГ в.
Бурное этническое развитие народов в современный период, особенно создавших свое национальное государство (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан), имеет закономерные, но негативные последствия для этнических групп — они исчезают, растворяясь в «своем» этносе, теряя свои особенности. С ними уйдет в историю и этноним «кыпчак».
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. — Алма-Ата, 1989.
2. Евстигнеев Ю.А. Кыпчаки/половцы/куманы и их потомки (к проблеме этнической преемственности). — СПб., 2010; 2-е изд. — 2011.
3. Кляшторный С.Г. Кипчаки в рунических памятниках // Turcologica. К 80-летию академика АН СССР А.Н. Кононова. — Л., 1986.
4. Кляшторный С.Г. Государства и народы евразийских степей. — СПб., 2004.
К сведению читателей
Вышла книга:
Актуальные проблемы исторической науки: сборник научных трудов первых международных Усма-новских чтений. 2 декабря 2011 г., г. Уфа-Стерлитамак, Республика Башкортостан. — Уфа: Гилем, 2011. — 397 с.
Сборник научных трудов посвящается памяти ученого, главного научного сотрудника Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, почетного академика АН РБ, доктора исторических наук, профессора Х.Ф. Усманова. Он содержит интересный материал по развитию сельского хозяйства, вопросам источниковедения и историографии, национально-этническим и конфессиональным процессам, развитию науки, образованию, культуре региона. Авторы затрагивают проблемы модернизации в зарубежных странах, конституционно-правовые аспекты и проблемы местного самоуправления.
Представленные материалы будут интересны специалистам в области истории, педагогики, психологии. Сборник статей адресуется преподавателям, аспирантам, студентам и всем интересующимся региональной истори-
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2012/1 (55)