Научная статья на тему 'История художественного образования в России и Международный союз учителей рисования (начало XX В. )'

История художественного образования в России и Международный союз учителей рисования (начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1319
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ УЧИТЕЛЕЙ РИСОВАНИЯ / ОБЩЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ РИСОВАНИЯ / ЛЕТНИЕ КУРСЫ УЧИТЕЛЕЙ РИСОВАНИЯ 1906-1908 ГГ / SCHOOL ART EDUCATION / INTERNATIONAL UNION OF TEACHERS / TEACHERS OF DRAWING COMMUNITY / SUMMER PROGRAMS FOR TEACHER OF DRAWING IN 1906-1908

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгоаршинных Наиля Ахатовна

Статья знакомит с особенностями развития школьного художественного образования в России начала XX в. в связи с влиянием на нее деятельности Международного союза учителей рисования. В основе статьи анализ материалов, опубликованных в журнале «Вестник учителей рисования» в 1905-1909 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of art education in Russia at the beginning of the 20th century and the International Union of teachers of drawing

The abstract provides a summary of the key features of development of school art education in Russia at the beginning of the 20th century in terms of the influence of the International Union of teachers of drawing activity. The article is based on the analysis of the materials published in the journal Newsletter of Teachers of Drawing in 1905-1909.

Текст научной работы на тему «История художественного образования в России и Международный союз учителей рисования (начало XX В. )»

Н.А. Долгоаршинных

История художественного образования в России и Международный союз учителей рисования (начало XX в.)

Статья знакомит с особенностями развития школьного художественного образования в России начала XX в. в связи с влиянием на нее деятельности Международного союза учителей рисования.

В основе статьи - анализ материалов, опубликованных в журнале «Вестник учителей рисования» в 1905-1909 гг.

Ключевые слова: школьное художественное образование, Международный союз учителей рисования, Общество учителей рисования, летние курсы учителей рисования 1906-1908 гг.

В настоящее время сфера школьного художественного образования России переживает серьезный кризис. Во всем мире школьное художественное образование является важным условием становления растущей личности. Уникальность и значимость предмета «Изобразительное искусство» определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного мышления, интуиции.

С началом реформ, проводимых в российском образовании в последние годы, стал разрушаться планомерный, поддающийся прогнозированию процесс развития школьного предмета «Изобразительное искусство». Возникли проблемы, негативно отражающиеся на преподавании изобразительного искусства в школе.

Идет повсеместное сокращение учителей изобразительного искусства. По стандартам второго поколения изобразительное искусство преподается с 1 по 7 класс. В начальной школе изобразительное искусство преподают учителя начальной школы. Для учителей ИЗО не хватает нагрузки, это приводит к низкой зарплате, отсутствию педагогического стажа и выслуги. Результат: специалисты, учителя изобразительного искусства, уходят из школы.

Совет Федерации одобрил закон о реформировании бюджетных учреждений в России. Этот документ разрешает бюджетным учреждениям (школам) оказывать услуги, приносящие доход. Администрация некоторых школ уже предложила своим учителям ИЗО подыскивать

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

новую работу, т.к. «изобразительное искусство будет за сеткой часов, т.е. будет вестись на платной основе».

В то же время существуют и другие проблемы школьного художественного образования, не связанные с проводимыми реформами. В первую очередь, это низкий уровень преподавания изобразительного искусства.

Изобразительная деятельность начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года рисует. Однако к концу начальной школы многие дети утрачивают свой интерес к рисованию.

Возможность реализовать себя, достичь позитивного результата является главным источником мотивации к изобразительной деятельности, а ее отсутствие - причиной отказа от изобразительного творчества. В свою очередь, проведенный анализ причин неумения учащихся рисовать показывает, что важной проблемой является слабая профессиональная подготовка учителя, особенно в области психолого-педагогических компетенций [5].

По мнению А. А. Пилигина, причина такого положения дел - система убеждений учителя изобразительного искусства. Большинство педагогов не верят, что в рамках учебных часов школьной программы можно научить детей хорошо рисовать, любить искусство, т.к. чаще всего их собственный путь к искусству был связан с профессиональным образованием. Также среди учителей распространено убеждение, что творческие способности даны от природы лишь немногим, а поэтому их возможно лишь незначительно развить. При такой вере в способности ученика учитель в большей степени стремится просвещать детей, предлагая им познакомиться с различными образцами искусства, и обучать простейшим навыкам обращения с карандашом, кистью, красками и т.д., нежели творить.

Сложившаяся ситуация говорит о том, что сегодня вновь стали актуальны проблемы школьного художественного образования. Необходим поиск компенсаторных действий, решение которых позволит исправить описанные выше негативные явления, а также изменит мнение родителей, детей и администрации школ об изобразительном искусстве как о предмете «третьего сорта».

В этих условиях становится интересен опыт деятельности Международного союза учителей рисования, сформировавший в начале XX в. во всем мире отношение к школьному художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности.

В начале XX в., когда создавался Международный союз учителей рисования, методика преподавания рисования активно развивалась, вопросы обучения детей изобразительной деятельности обсуждались на международных конгрессах. Проблемами художественного образования

занимались не только педагоги и художники, но и искусствоведы, психологи, врачи.

Первый Международный съезд (конгресс) по художественному образованию состоялся в Париже в 1900 г., на нем присутствовало 30 делегатов и 516 членов Съезда. На Втором Съезде в Берне (1904 г.) число делегатов возросло до 172 и членов - до 823, представляющих 21 страну. Число участников Лондонского съезда (1908 г.) достигло 1819 человек, из них 74 делегата, представляющих интересы 38 стран [3].

Кстати, на Третьем Международном съезде, проводимом в Лондоне, официальных представителей от России не было. Причина - смена руководства в Министерстве народного просвещения, вследствие чего о съезде просто забыли, поэтому не были сделаны соответствующие распоряжения о командировке делегатов на конгресс, то же самое было и в 1904 г. в Берне. На данных съездах присутствовало несколько учителей из России, приехавших туда частным образом.

Международный союз был создан на основе заключительной резолюции Бернского конгресса по рисованию. Цель деятельности Союза -поддержка учителей рисования, сбор и распространение разнообразной информации по художественному образованию и воспитанию, обмен педагогическим опытом.

Организация Международного союза нашла горячий отклик и поддержку со стороны многих сообществ учителей рисования. Примером может послужить письмо от Общества учителей рисования Рима: «Имею честь выразить Вам, от имени центрального комитета общества учителей рисования в Италии, чувства живейшего сочувствия по поводу основания Вами федерации, способствующей художественному прогрессу во всех странах. Посылая Вам извещение о присоединении нашего общества к федерации, я имею честь выразить нашим шведским коллегам чувства сердечной братской любви» [2].

Официальное местопребывание Союза было в Швейцарии. По уставу, в Союз могли вступить «лица и общества, занимающиеся и интересующиеся преподаванием рисования и профессиональных ремесел». В состав комитета союза вошли представители различных государств - Германии, Великобритании, Австрии, Бельгии, Болгарии, Испании, Америки, Франции, Голландии, Венгрии, Румынии, Швейцарии; общества и школы из Рима, Берна, Стокгольма, Казани (Россия) и др.; частные лица из разных стран, в том числе и из России (А.Н. Смирнов).

Международный комитет собирался раз в два года или по необходимости. Заседания проходили каждый раз в разных странах. Члены комитета были обязаны присылать законодательные акты, методические посо-

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

бия и другие материалы по художественному образованию, изданные в их странах. Материалы съездов рассылались членам Союза и публиковались в главных периодических изданиях их стран.

На заседаниях комитета и съездах не только читались и обсуждались доклады о преподавании рисования в подготовительных, средних, художественных и технических школах, но и устанавливались общие принципы и методы преподавания, единая международная терминология, употребляемая в рисовании, принимались разнообразные резолюции.

Например, на одном из съездов единогласно была принята следующая резолюция: необходимо ввести в той или иной форме образцовое обучение для подготовки учителей рисования. Во всех странах подготовка преподавателей рисования должна быть специальной, логической и наиболее соответствующей цели. Преподаватели школ должны получать образование, отличное от образования художников, в специальных учреждениях, называемых Образцовой школой. Данные школы должны располагать хорошей коллекцией наглядных пособий, обширной библиотекой.

Важным аспектом деятельности Союза была организация международных выставок рисунка. На открытой при Третьем Лондонском съезде обширной международной выставке ученических работ, занимающей пространство в 20 000 кв. м., были представлены экспонаты из 21 страны, в том числе и из таких отдаленных мест, как Австралия и Мексика. В то же время работы учащихся из Италии, Японии и России по разным причинам отсутствовали.

Благодаря деятельности Международного союза во многих странах Европы началось реформирование преподавания рисования. Например, уже 1 января 1909 г. во Франции была утверждена новая программа по рисованию. Французское правительство, чуткий резонатор культурных потребностей своего времени и своей страны, в предисловии к программе написало: «Рисование полезно людям на всех ступенях развития, во всех классах, во всех возрастах. Оно не роскошь, не развлечение, а одно из основных средств выражения цивилизации. Государство считает своим долгом внушить любовь к рисованию и дать понятие о нем всем своим гражданам» [6].

В России также велась большая работа по реформированию преподавания рисования. При Академии художеств были учреждены курсы для подготовки учителей рисования, создана комиссия для выработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школах и составления программы для средних учебных заведений. В комиссию входили выдающиеся художники Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, В.П. Верещагин,

В.Е. Маковкий, П.П. Чистяков и др. Академией художеств с целью повышения уровня преподавания рисования были организованы конкурсные выставки рисунков учащихся общеобразовательных школ.

В этот период начали издаваться художественно-педагогический журнал «Вестник учителей рисования» с бесплатным приложением сборника рисунков (1901-09 гг., 12 номеров в год), обзоры деятельности Общества учителей рисования (СПб., 1902-16 гг.), «Художественно-педагогический журнал» (1910-13 гг., 24 номера в год), «Искусство и жизнь» (1915-16 гг.).

В 1901 г. Санкт-Петербурге было образовано Общество учителей рисования. Цель Общества - содействовать совершенствованию и распространению методов обучения графическим искусствам; оказывать помощь нуждающимся членам общества и их семействам. В обществе читались доклады, широко изучался зарубежный опыт. Члены общества были организаторами летних курсов для учителей рисования (1906 г.). Для практической отработки новых педагогических методик открылись рисовальные классы под руководством Н.Д. Благовещенского, в которых бесплатно преподавали члены общества. В 1907 г. был проведен Всероссийский съезд учителей рисования. Члены общества сотрудничали с московским Обществом преподавателей графических искусств, участвовали в российских и зарубежных съездах по профессиональному образованию. При обществе работала Комиссия по приисканию занятий его членам. Весной 1917 г. общество вошло в Союз деятелей искусства, где его представлял В.И. Бейер.

Важным новшеством на тот период были не только новые методы и приемы преподавания рисования, черчения и лепки, но и новые цели -развитие в будущем гражданине эстетических чувств путем ознакомления учащихся с историческими памятниками искусства, современными художественными произведениями и наблюдениями природы.

С изменением конечной цели преподавания, методов и приемов у многих преподавателей, уже получивших образование и работающих по специальности, появилась потребность познакомиться с новыми направлениями обучения рисованию, с новой методической литературой и учебными пособиями, разобраться в спорных вопросах, обсудить, что возможно предпринять для улучшения преподавания этого предмета в отечественных учебных заведениях.

Реализовать эту потребность учителей помогали двухнедельные курсы повышения квалификации для учителей и учительниц рисования, впервые организованные летом 1906 г. А.Н. Смирновым в Санкт-Петербурге. На первое занятие приехали 56 слушателей из разных мест России.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

В «Вестнике учителей рисования» регулярно помещались заметки, описывающие занятия на этих курсах: «Курсы прошли очень оживленно. занятия продолжались в течение двух недель с 8-ми часов утра до 7 часов вечера. Занятия состояли из лекций, примерных уроков и практических упражнений акварелью и лепкой. Лекции иллюстрировались работами учащихся и соответствующей литературой, пособиями и моделями. Актовый зал был занят под выставку работ учащихся из русских и иностранных учебных заведений, а также руководств по разным отделам преподавания рисования на русском, немецком, французском и английском языках. Предстоящим летом курсы будут повторены и дополнены теми сведениями, пособиями и материалами, которые появятся в течение текущего учебного года» [1].

О пользе таких курсов говорили многие зарубежные ученые и педагоги. Еще на Первом международном конгрессе по вопросам рисования, состоявшемся в Париже в 1900 г., была принята резолюция о необходимости введения в той или иной форме обучение для подготовки и переподготовки преподавателей рисования. На Втором международном конгрессе, проходившем в 1904 г. в Берне, директор амстердамской образцовой школы преподавателей рисования В. Молькенбоэр о курсах повышения квалификации говорил: «Временные курсы представляют ценность для действующих педагогов, которые могут совместно обсуждать вопросы методики - под руководством опытного человека, могущего дать советы относительно педагогики и методики преподавания рисования» [4, с. 77].

Курсы повышения квалификации для учителей рисования отличались от съездов тем, что на них, кроме общих директив, рассматривались методические приемы преподавания. За границей такие курсы получили широкое распространение, их продолжительность могла быть от 4-х дней до 6-ти месяцев, посредством таких курсов в Германии была проведена реформа преподавания рисования.

Для русских учителей рисования, находившихся вдалеке от мощного движения, охватившего все цивилизованные страны, курсы повышения квалификации явились средством общения и позволили присоединиться к работе заграничных коллег.

Интерес к летним дополнительным курсам, проводимым в Санкт-Петербурге, постоянно рос - и это несмотря на то, что курсы были платными, также необходимо было оплачивать проживание и питание. В 1906 г. на курсах принимало участие в качестве слушателей 56 человек, в 1907 г. - 71, в 1908 г. - 86 человек.

Занятия проходили в течение шести дней - с понедельника по субботу. По воскресеньям слушателям предлагалось посещение экскурсий.

План занятий на курсах включал в себя вопросы, связанные с психологией детского возраста, с новыми приемами преподавания рисования, а также демонстрацию примерных уроков рисования. Список занятий был достаточно объемным. В течение одного дня проводилось до семи занятий по различным темам (преподавание рисования в дошкольном возрасте, дома и в детских садах; приемы рисования на классной доске; изучение цвета посредством цветных пластинок и бумаг; приемы рисования с живых растений, животных, человека; скорое рисование и рисование на открытом воздухе; принципы так называемого «американского метода» и др.).

Большое внимание уделялось проблеме оборудования школьного кабинета рисования. Для ознакомления слушателей с новинками в этой области на курсах проводились лекции на тему «Устройство и обстановка школьного класса», устраивались выставки современных учебных пособий, руководств, моделей, материалов. На выставках учителя рисования также могли познакомиться с работами учащихся из русских и иностранных учебных заведений. Ученические работы были получены с выставок из Парижа, Чикаго и других городов мира.

Обобщая представление о Международном союзе учителей рисования, необходимо еще раз отметить, что, благодаря его деятельности началось реформирование школьного художественного образования во всем мире, были приняты общие принципы, формы и методы обучения рисованию, повысилось качество преподавания рисования и значимость предмета.

Мудрецы говорили: жизнь состоит из того, что видит человек, оглядываясь назад. А позади нас - яркая творческая жизнь наших предшественников, людей, которые, объединившись в Международный союз учителей рисования, изменили представления многих о ценности художественного образования.

Людям, живущим в XXI в., еще предстоит осмыслить художественнопедагогическое наследие, оставленное началом XX в. Одно можно сказать с уверенностью - сегодня, когда школьное художественное образование испытывает определенные трудности в своем развитии, нам очень дорог период начала 1900 гг., время крупных перемен, время мыслителей, подвижников, реформаторов.

Библиографический список

1. Летние дополнительные курсы // Вестник учителей рисования. 1906. № 1. С. 8.

2. Международный союз учителей рисования // Вестник учителей рисования. 1906. № 8.С. 92.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

3. Международный съезд по художественному и художественно-промышленному образованию и воспитанию 1908 г. в Лондоне // Вестник учителей рисования. 1909. № 1. С. 1-2.

4. Молькенбоэр В. Образцовое обучение для подготовки преподавателей рисования // Вестник учителей рисования. 1906. № 7. С. 77.

5. Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников. М., 2007.

6. Розовые надежды и серая действительность // Вестник учителей рисования. 1909. № 6. С. 114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.