УДК 94 (94+57)
ИСТОРИЯ ХОЛОКОСТА В НЕВЕЛЕ
Львова Юлия Михайловна.
г. Великие Луки, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», преподаватель, [email protected].
Аннотация. Статья посвящена истории истребления еврейского населения Невеля в сентябре 1941 года. В ходе работы было выяснено, что большинство людей не знакомы с понятием «холокост», очень мало знают об этой трагедии.
Ключевые слова: холокост, гетто, нацизм, НКВД.
FROM THE HISTORY OF HOLOCOAUST IN THE TOWN OF NEVEL
LvovaYuliya.
Velikiye Luki, The Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Velikie Luki State Agricultural Academy", teacher, Ulija358@ rambler.ru.
Abstract. The article is devoted to the problem of the Jewish population extermination in September, 1941. The investigation was carried out and it was found out that most people aren't aware of such term as "holocaust" and knew very few facts connected with this awful tragedy.
Key words: Holocaust, ghetto, Nazism, NKVD (the People's Commissariat for Interior Affairs).
Беспамятство, как известно, грозит повторением ошибок прошлого. В нашей стране историческая память о Холокосте оказалась нарушенной в результате политики государственного антисемитизма и идеологических установок в послевоенный период. В итоге это трагическое событие не было в должной мере осознано, не сформировалась преемственность в его изучении, утратилась связь времён и поколений. Как результат - возрождение неонацизма, всплеск национализма, рост числа преступлений на национальной почве. Необходимо исправлять ошибки. Мы надеемся, что эта тема поможет нам предотвратить проявление холокоста в будущем, чтобы мы и наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.
Актуальность этой работы состоит в том, что в процессе её изучения можно восстановить часть неизвестных, а точнее утерянных имён. Также она позволяет более глубоко изучить явление, выявить его существенные (отличительные) признаки и характерные черты.
Цель работы - восстановить по разным источникам страницы трагедии на Голубой даче в сентябре 1941г.
Задачи работы:
1. Провести комплексный поиск информации в источниках разного типа.
2. Рассмотреть судьбы жителей город Невеля в годы Великой Отечественной войны.
3. Восстановить неизвестные ранее имена из числа жертв трагедии.
К началу войны свыше пяти миллионов евреев были гражданами Советского Союза. Около трёх миллионов из них были уничтожены фашистами.
С самого начала прихода нацистов к власти в Германии евреям был придан статус особенно бесправной группы населения. По идеологии фашистов они были обречены на смерть, все без исключения. С первых дней оккупации еврейское население было ограничено в передвижении даже в пределах одного населённого пункта. Их заставляли переселяться в гетто. Как клеймо они должны были носить опознавательные знаки - повязки с шестиконечной звездой - это сразу же делало их изгоями.
А теперь возвращаемся в Невель накануне Великой Отечественной войны. В этом небольшом городе мирно уживались люди самых разных национальностей. Из воспоминаний Юрия Львовича Колондука, жителя Невеля: «Евреев здесь (в Невеле) было половина города. Жили дружно. Они люди очень хорошие»[2, с. 34-40; 3, с. 144-156; 4, с. 532-536; 5, с. 745-748].
Об этом вспоминает и Тамара Константиновна Гоголинская: «У нас было много соседей-евреев, жили очень дружно».
Как свидетельство трудолюбия еврейского населения ещё одно воспоминание: «В 1929 году на землях бывшего помещичьего имения был создан колхоз «Нацментруд»....Это был еврейский колхоз. Колхоз был отличный, колхоз был богат. Это был колхоз-миллионер».
15 июля 1941 года фашисты вошли в Невель, и оккупация продолжалась до 6 октября 1943 года.
Одной из первых жертв фашистов на территории Псковской области стали жители Невеля еврейской национальности [2, с.34-40; 6, с. 1-10].
Людмила Мироновна Максимовская, директор музея истории Невеля, в своей работе «Голубая Дача. Памяти жертв Невельского Холокоста» представляет выписку НКВД из протокола свидетеля от 28. 10. 1943 года [3, с. 144-156].
Вопрос. Расскажите последовательность истребления еврейского населения г. Невеля немцами в августе и сентябре месяцах 1941 года.
Ответ. 20 июля 1941 года в г. Невеле были расклеены объявления, обязывающие всех евреев носить на спине бубновый знак белого или желтого цвета, выдаваемые немецкой комендатурой при регистрации, а на рукаве белую повязку. Приказом Невельской комендатуры официально запрещалось евреям встречаться с русскими и приветствовать русских.
В августе 1941 г. одно из первых гетто на территории России было создано именно в Невеле. Оно просуществовало меньше месяца.
На территорию загородного парка «Голубая дача» было согнано свыше 1000 человек, преимущественно женщин и детей [2, с. 34-40; 3, с. 144-156].
«Евреев гнали с вещами, узлами, кричали на них. В Голубую дачу гнали тогда больше тысячи человек, может и несколько тысяч: колонна растянулась от
площади К. Маркса до самой Голубой дачи» - из воспоминаний Гуковой Ольги Николаевны.
Очевидцы вспоминали, что когда колонна невельских евреев проходила по мосту через Еменку, самых слабых немцы сталкивали в речку.
В информации, посланной в Москву после освобождения города, говорилось: «Превратив Голубую дачу в лагерь, немцы ввели ожесточенный режим, заключенных использовали на работах, подвергали издевательствам и истязаниям».
«Из гетто гоняли на работу - мыть тюрьму, добывать торф. Есть не давали совершенно... Немцы издевались, глумились, попросту били. Одна женщина с маленьким ребёнком проявила какое-то непослушание, немец в наказание схватил её ребёнка за ножку и - со всей силы головой о стенку. Один раз пришли немцы с деревянным корытом и заставили все ценности сдавать (кидать в корыто). И стояла очередь евреев к этому корыту, и все сдавали - кто кольцо, кто серьги ...» - из воспоминаний очевидцев.
Самое страшное в жизни гетто - это ощущение полной незащищённости, унижённости.
«Первые расстрелы начались 4 сентября. На рассвете подразделения эсэсовцев расстреляли 74 мужчин, якобы за поджог. Есть свидетельства, что в этот же день состоялся массовый расстрел женщин и детей. По показаниям немецкого солдата Кильгорна (это свидетельство приводится во многих работах по истории Холокоста, он давал показания по горячим следам в г. Витебске) из толпы примерно в 600 человек непрестанно выводили по 5 женщин к находившемуся на расстоянии 200 м противотанковому рву. При этом женщинам завязывали глаза. После расстрела одной группы следующая группа сталкивалась на том же самом месте в ров прямо на тех, которые только что были расстреляны» [7, с. 4-8; 8, с. 60-70].
«Наиболее массовый расстрел состоялся 6 сентября. В день расстрела приехали грузовики, утром с полицаями и немцами забрали мужчин. Раздали лопаты. Всем всё стало ясно - расстрел. Все начали метаться, кричать, но гетто уже было оцеплено. Послышались выстрелы. «Мужчины приняли смерть стоя, без единого звука. А женщины подняли крик до небес - у них сначала отобрали детей»[2, с.34-40, 3, с. 144-156].
«Многие были сброшены в противотанковый ров живыми; свидетели рассказывали, что земля на этом месте шевелилась 3 дня. По разным свидетельствам 800-1000 человек, большей частью женщин и детей, были зверски расстреляны. Акцию по уничтожению гетто немцы цинично объявили угрозой эпидемии» [5, с. 745-748; 4, с. 602].
В течение сентября также большая группа жителей Невеля - евреев были расстреляны и в других местах города, в частности близ деревни Борки, в заречной части города в местечке Пятино. Там расстреливали тех, кто прятался, кто пришел в город позднее. Места расстрелов и захоронений не обозначены [2, с. 34-40; 3, с. 144-156; 4, с. 532-536; 8, с. 8-70].
Таким образом, в первые месяцы войны в Невеле и окрестностях было уничтожено около 2000 жителей еврейской национальности. Есть свидетельства, что некоторым удалось избежать страшной участи, их укрыли, спрятали в русских, белорусских семьях, укрыли с риском для собственной жизни [2, с. 1-10; 7 с. 4-8].
Трагедия коснулась большинства семей невельчан. У кого-то здесь остался родственник, коллега, сосед. Горе не обошло и семью Игдаловых. Молодые мужчины воевали на фронте, а женщины и дети не успели уехать из города. Так, Анечка Игдалова, ей всего лишь годик, расстреляна на Голубой даче вместе с матерью и тетей [1, с. 11-12; 4, с. 602].
Страшную весть о расстреле семьи сообщается в письме на фронт: «.сообщаю, что Вера, Леночка и Анечка расстреляны немцами».
Вера - сестра адресата, Леночка - жена, а Анечка - дочь. В списках жертв мы находим 11 человек с фамилией Игдаловы, в том числе и уже упоминавшиеся - Игдалова Вера (сестра автора и адресата письма), Игдалова Аня (дочь адресата), только что родившийся (даже имени пока нет) мальчик (сын Елены и брат маленькой Анечки), но Игдаловой Елены нет.
Мы считаем это своим маленьким вкладом в восстановление и сохранение исторической памяти.
В списке жертв мы нашли и людей с фамилией Шапиро, узнали о судьбе 3-х: Зинаиде Менделевны Шапиро и её сыновей - Мендель (17 лет) и Хаим (14 лет).
У Хаима была возможность уйти из города вместе с родственниками, да он уже и уехал на подводе, но, доехав до д. Борки, спрыгнул с подводы и вернулся в город: «Нет. Я без мамы не поеду. Вы езжайте, а я вернусь за мамой и вас догоню». Вернулся, чтобы остаться навсегда.
Строчки в названии нашей работы взяты из стихотворения Михаила Николаевича Максимовского, двоюродного брата Менделя и Хаима, которые он посвятил, детям - жертвам Голубой дачи [2, с. 1-10; 7, с. 4-8].
Таким образом, мы попытались воссоздать картину кровавого сентября 41 г. в Невеле; удалось дополнить список жертв Холокоста в нашем городе; соприкоснувшись с судьбами конкретных людей, мы увидели человеческое лицо трагедии [3, с.144-156; 8, с. 60].
В настоящее время в мемориал на Голубой даче входят: кованый семисвечник - менора, высотой более 2-х метров (автор - кузнец-художник Леонид Ржевский), памятные обелиски. Каждый может положить камешек в соответствии с древней традицией на могилы безвинно убитых, положить цветы.
Работа по увековечиванию памяти погибших продолжается до сих пор - на памятнике появляются новые имена, которые удалось обнаружить.
Библиографический список:
1. Архивы документов семьи Максимовых, Игдаловых.
2. Брухфельд С. Передайте об этом детям вашим.История Холокоста в Европе 1933-1945. - М.: Издательство текст, 2000. - 104 с.
3. Максимовская Л.М. Голубая дача. Памяти жертв Невельского Холокоста // Невельский сборник. Вып. 9 / Отв. Ред. Л. М. Максимовская; Ассоциация работников музеев России, Комитет по культуре администрации Псковской области, Администрация Невельского района, Центр правовой помощи им. Гарольда и Сельмы Лайт, Музей истории Невеля. - СПб.: Акрополь, 2004. -168 с.
4. Максимовская Л.М. Город просветителей // Мария Юдина: Лучи Божественной Любви. - М.,СПб, 1999. - 602 с.
5. Петрова А.А. Письма из прошлого // Четвертое поколение. Страны содружества. - СПБ.: ООО «Регион пресса», 2010. - С.745-748.
6. Россия начинается здесь: Псковская земля. - 2004 [Электронный ресурс]. -URL: http: culture. pskov.ru (дата обращения: 15.10.2017).
7. Израильские культурные центры «Израиль для Вас»: сайт организации «Натив». - 2000 [Электронный ресурс]. - URL: webstudio.il4u.org.il " projects.nevel/holocaust (дата обращения: 05.09.2017).
8. История еврейского народа. - 2001 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond_100.htm (дата обращения: 12.10.2017).