УДК 54(091)
Д.С. Черезов, Е.И. Григорьев
Казанский государственный технологический университет им. С.М. Кирова, Казань, Республика Татарстан ИСТОРИЯ ХИМИИ НА КАРТЕ КАЗАНИ
Memorial places on the map of Kazan connected with the names of famous scientists which were fostered by Kazan school of chemists were analyzed.
Проанализированы памятные места на карте Казани, связанные с именами известных ученых -воспитанников Казанской химической школы.
Казань является одним из крупнейших в России центров химического образования, науки и промышленности. Так уже в 18 веке в Казани открывается «цыфирная школа» (1718 г.), духовная семинария (1832 г.), первая в России провинциальная гимназия (филиал Московского университета, 1758 г.), духовная академия (первое высшее учебное заведении, 1797 г.). В 19 веке открываются первые светские высшие учебные заведения - университет (1804 г.), ветеринарный институт (1873 г.), учительский институт (1876 г.). В городе действовали многочисленные гимназии и профессиональные учебные заведения. В 1897 г. в Казани открывается первое в России среднее химико-техническое заведение - Казанское промышленное училище.
В 18 - 20 столетиях в Казани возникли крупнейшие в России промышленные предприятия: помповый (кожевенный) завод (1712 г.), суконная мануфактура (1714 г.), адмиралтейство (1718 г.), пороховой завод (1786 г.), чугунолитейный завод Свешникова (1851 г.), химический завод братьев Крестовниковых (1855 г.), кожевенный завод и ткацкая фабрика Алафузовых (1860 г.), газовый завод (1874 г.), химический завод Уш-ковых (1884), мыловаренный и глицериновый завод Арсланова (1900 г.) и др.
В настоящее время в столице Татарстана действуют десятки вузов, в том числе признанные центры химического образования и науки КГУ и КГТУ, десятки химических предприятий, в том числе такие крупные российские производители химической продукции как ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нефис», ОАО «Завод СК им. С.М. Кирова», ОАО «Хитон» и др.
В Казани сохранилось большое количество исторических, архитектурных и культурных памятников, связанных с историей химии.
На старинном гербе тысячелетней Казани - изображение дракона. Древний герб оказался пророческим: дракон - это эмблема алхимиков, предшественников подлинных мастеров химического синтеза и анализа.
Канула в прошлое алхимия, а в Казани, бурно растущем центре, где торговые пути и тракты, ведущие с запада Российского государства на Урал, в Сибирь, к Байкалу и дальше в Китай, пересекали великую водную дорогу с Севера к Каспийскому морю, в Персию и Индию, зарождался мощный культурный и научный центр, где в 1804 году был основан один из первых университетов России - Казанский императорский университет. Казанский университет стал первейшим в России и рассадником химических знаний. И именно у нас в начале 1830-х годов возникла первая в России химическая школа органической химии.
В Казани множество исторических мест, которые связаны с выдающимися открытиями в области химии, с именами величайших химиков.
В 1837 году во дворе главного здания университета (ныне ул. Кремлевская, 18) было построено двухэтажное здание, где расположилась первая университетская химическая лаборатория, не уступавшая лучшим заграничным лабораториям. Именно здесь уже во второй половине 1830-ых возникла научная школа, давшая миру целую плеяду выдающихся ученых, труды которых составили золотой фонд мировой химической науки. Имена этих ученых высечены на мемориальных досках, установленных на фасаде здания: Н.Н.Зинин, К.К. Клаус, А.М.Бутлеров, В.В. Марковников, А.М.Зайцев, Ф.М.Флавицкий, А.Е.Арбузов, Б.А.Арбузов.
Ныне здесь располагается химический институт А.М. Бутлерова.
В общей комнате сейчас музей. Здесь хранятся приборы и препараты, принадлежавшие основоположникам казанской химической школы: ампула с анилином, впервые синтезированным собственноручно Зининым, им же подписанная; реторты, с которыми работал Бутлеров и его преемник - тоже Александр Михайлович - Зайцев. Первый отечественный аспирин, изготовленный в Казани в 1915 г. профессором А.Е. Арбузовым.
Первым заведующим вновь выстроенной химической лаборатории был К.К. Клаус, которому принадлежит честь открытия нового элемента платиновой группы, названного им рутением, что значит по-латыни «российский». Замечательное открытие было сделано К.К. Клаусом в 1844 году. В музейных коллекциях лаборатории органической химии Казанского университета хранятся оригинальные препараты Клауса платиновых металлов и их соединений, в том числе и препараты рутения.
Одновременно с К.К. Клаусом в стенах химической лаборатории Казанского университета протекала научная деятельность другого выдающегося химика Н.Н. Зинина, мировую славу которому принесло открытие в 1842 г. реакции превращения ароматических нитросоединений в аминосоединения. Открытием этой знаменитой зининской реакции было заложено прочное основание развитию анилино-красочной промышленности. Кроме реакции восстановления нитросоединений Н.Н. Зинин сделал в органической химии еще много открытий. Так, независимо от Бертло и де Люка, Зинин нашел способ искусственного образования так называемых горчичных масел, получил бензи-дин из азоксибензола. Нельзя не упомянуть о том, что именно Зинин оценил взрывные качества нитроглицерина и предложил во время Крымской кампании артиллерийскому ведомству начинять гранаты вместо пороха нитроглицерином. В Казани Зинин оставался до 1847 года, когда он получил приглашение занять кафедру химии в Петербургской медико-хирургической академии. В память о нем в Казани названа улица.
Одним из первых учеников Н.Н. Зинина и К.К. Клауса был А.М. Бутлеров. Среднее образование А.М. Бутлеров получил сначала в частном пансионе, затем в Казанской 1-й гимназии (ныне ул. К. Маркса, корпус КГТУ им. Туполева). Занятия химией А.М.Бутлеров начал еще в пансионе, продолжал их и в гимназии, а затем и в университете. Бутлеров был первоклассный экспериментатор, получивший полимер формальдегида, гексаметилентетрамин - уротропин, - нашедший широкое применение в медицине. В 1861 году Бутлеров впервые искусственным путем получил сахаристое вещество, в том же году открывает новый способ получения этилена и т.д.
Одновременно с развертыванием таланта Бутлерова как первоклассного экспериментатора пробуждается его гений теоретика. Значение развитой им теории химического строения невозможно переоценить. Одна из исторических улиц центра Казани названа в его честь, а также на улице А.С. Пушкина недалеко от университета в 1978 г. установлен памятник А.М. Бутлерову.
Бутлеров воспитал целую плеяду выдающихся учеников. Среди них следует назвать В.В. Марковникова, А. Н. Попова, А.М. Зайцева.
В.В. Марковников - окончил курс Казанского университета по камеральному отделению в 1860 году и по представлению Бутлерова был оставлен при университете.
Свои первые химические исследования, сразу выдвинувшие его среди химиков, В. В. Марковников выполнил в казанской химической лаборатории. Острый аналитический ум при одновременной способности к синтезу и обобщению, выдающиеся экспериментальные способности позволили ему в самый короткий срок стать не только лучшим учеником Бутлерова, но и его соратником по разработке и углублению идеи строения органических соединений.
Магистерская диссертация В. В. Марковникова "Об изомерии органических соединений" (1865) и особенно знаменитая докторская диссертация под названием "Материалы по вопросу о взаимном влиянии атомов в химических соединениях" (1869) обратили на себя внимание виднейших заграничных ученых. Идеи, вложенные в его докторскую диссертацию, столь глубоки, что их полное значение выяснилось лишь в самое последнее время в свете новейших завоеваний физики и химии.
Александр Никифорович Попов - окончил Казанский университет в 1865 году со степенью кандидата на представленную диссертацию "По поводу сродства углеродного атома". В этой экспериментальной работе молодой химик блестяще доказал тождество двух кетонов с нечетным числом углеродных атомов, полученных различными путями, и тем окончательно опроверг идеи противников Бутлерова о существовании особой изомерии. Огромное научное значение имела также его докторская диссертация "Об окислении одноатомных кетонов". В 1869 году А.Н. Попов был назначен экстраординарным профессором в Варшавский университет.
Третий выдающийся ученик А.М. Бутлерова - А.М. Зайцев. Зайцевы - исконные казанцы. Их отец - купец второй гильдии, занимавшийся торговлей чаем, - сумел дать всем детям высшее образование, все 5 братьев учились в КГУ. Старший из братьев - Константин Михайлович Зайцев,- учился при кафедре технологии, с 4 курса вел самостоятельные исследования по бутлеровской тематике. Зайцев-второй (Александр) особого внимания к себе в студенческие годы не привлекал. И даже закончил учебу без обычной для прилежного студента степени кандидата. Вот почему, когда братья засобирались на стажировку за границу, то Константин поехал «за казенный счет», Александр же - за свой собственный. Через год Константин вернулся и стал вести занятия с казанскими студентами по анализу на правах приват-доцента. Александр остался в Германии в Марбургском университете еще на три года, где работал под руководством Германа Кольбе. После возвращения в Казань Александр стал работать с Бутлеровым. Он защитил диссертацию на степень магистра на тему «О действии азотной кислоты на некоторые органические соединения двухатомной серы и о новом роде сернистых соединений, полученных при этой реакции», через два года он защищает докторскую диссертацию на тему «Новый способ превращения жирных кислот в соответствующие алкоголи», после чего избирается ординарным профессором по кафедре химии и замещает таким образом кафедру своего учителя А.М. Бутлерова. Еще три брата Михаил, Павел, Алексей к этому времени успешно закончили университет и работали на заводе Крестовниковых. И все-таки, самым известным стал Александр. Под руководством Зайцева получили химическое образование многие десятки выдающихся химиков. Полный список учеников А.М. Зайцева, напечатавших под его руководством научные
работы состоит из 72 имен. Именем Зайцева названа улица в районе завода С.К. имени С.М. Кирова
Казанские химики не замыкались в апартаментах чистой науки, не уклонялись от практических дел. Во многом благодаря именно их работам, в Казани строились химические заводы. Одним их них является мыловаренный и свечной завод Крестовнико-вых, построенный по предложению 29-летненго профессора Киттара.
Модест Яковлевич Киттара был, как и Бутлеров, учеником Зинина. Он вырос в знатока технологии, ему и завещал соответствующую кафедру Зинин, перебираясь в Петербург. Проект Киттары был составлен с тонким учетом казанских условий. Дешевизна сырья - говяжьего или бараньего сала, не находившего тогда в Поволжье и Сибири сбыта, продававшегося за бесценок, и переизбыток рабочих рук, в Казани было полно крепостных мужиков, которых окрестные помещики охотно отпускали на оброк. В то время мыловарни Казани представляли собой полукустарные мастерские, а профессор Киттара предложил завести настоящую индустрию. К концу 1855 года завод начал выдавать продукцию. Завод рос, давал хорошую прибыль. Крестовниковы предпочитали полуфабрикаты свои, не покупные. Для производства мыла требовалась серная кислота. Крестовниковы построили свинцовые камеры для сжигания серы, а поскольку тогдашняя технология не позволяла получить серную кислоту без азотной, без «крепкой водки»,- наладили ее выработку. В 70-х годах на заводе Крестовниковых была создана постоянная техническая комиссия, которая занималась проблемами расширения и совершенствования производства. В состав комиссии вошел ученик переехавшего в Москву Киттары профессор Чугунов. А.П. по его рекомендации на пост директора завода в 1872 году был приглашен Константин Михайлович Зайцев.
В начале 20-ого века на заводе братьев Крестовниковых впервые в мире было организовано промышленное гидрирование ненасыщенных соединений. В настоящее время в корпусах химического завода братьев Крестовниковых (ул. Тукаевская) разместилось ОАО "НЭФИС".
Перечислим еще несколько «химических» мест Казани. В Школьном переулке находится Дом-музей А.Е. и Б.А. Арбузовых. Сохранились дома, в которых жили известные химики: профессор Е.Е. Вагнер (ул. Горького), члены-корреспонденты АН СССР А.Н. Пудовик (ул. К. Маркса) и П.А. Кирпичников (ул. Чехова). Главный корпус КГТУ размещается в здании, являющимся памятником архитектуры, истории и культуры, построенном по решению 5 Менделеевского съезда как Химический институт им. А.М. Бутлерова. Корпуса «Б», «В» и «О» КГТУ размещены в другом памятнике истории химии - корпусах Казанского промышленного училища.
На улице Газовой сохранилось здание химической лаборатории Газового завода, на котором в 1914 - 1916 гг. работал академик РАН В.Н. Ипатьев. На Арском кладбище Казани нашли упокоение более 70 академиков, докторов и профессоров химии, в том числе: члены корреспонденты Санкт-Петербургской академии наук А.М. Зайцев, Ф.М. Флавицкий, академики АН СССР А.Е. и Б.А. Арбузовы, члены-корреспонденты РАН А.Н. Пудовик, П.А. Кирпичников и др. К сожалению не все памятники архитектуры удалось сохранить. Например, дом профессора Кротова (ул. Достоевского), в котором в 1941 - 1943 гг. жил Нобелевский лауреат в области химии академик АН СССР Н.Н. Семенов, был утерян в начале 21 века.
В настоящее время в различных образовательных и научных учреждения Казани ведется работа по увековечиванию памяти казанских химиков и составлению «химической карты Казани».