DOI 10.24411/9999-001А-2018-10060 УДК: [624.131.37]
А.Ю. Бухвалова1, А.И. Клюкина Тюменский индустриальный университет (Тюмень)
История градостроительства города Тюмени и современные проблемы сохранения исторической планировки
Аннотация
В статье на примере Тюмени рассматриваются проблемы сохранения исторической планировки города. Показывается, как во времени формировалась структура города, от чего она зависела и что сохранилось на сегодняшний день. Рассматриваются противоречия между исторической планировкой и современной потребностью города в росте и увеличении транспортных пространств. В работе на примерах показано, что там, где параметры современной застройки соответствуют исторической планировке, сохраняется более высокий уровень комфорта среды. Там, где она разрушается, образуются очаги пространственного хаоса. Жители и особенно гости этих территорий демонстрируют признаки дезориентации в городском пространстве и утрачивают чувство идентичности городу. Также рассматривается вопрос о необходимости сохранения уникального, неповторимого образа города, сложившегося в прошлых столетиях.
Ключевые слова: историческая планировка, планировочная структура города, этапы формирования, историческое ядро, параметры городского квартала, деревянная застройка, капитальная застройка, Тюмень
A.Y. Bukhvalova1, A.I. Klukina Tyumen Industrial University (Tyumen) [email protected]
The History of Urban Development of Tyumen and Contemporary Issues of Preserving the Historical City Plan
Abstract
Taken Tyumen for an example, the article deals with issues of preserving the historical city planning. It demonstrates the way how the city structure was formed, what it was depended on and what has survived to nowadays. The contradictions between the historical planning and the modern need of the city for growth and for increase of transport spaces are considered. The examples given in the article show that where the parameters of modern development correspond to the historical layout, a higher level of comfort of the environment is preserved. Where it collapses, sites of spatial chaos are formed. Residents and, especially, guests of these territories lose orientation in the urban space and their sense of city identity. The issue of the necessity of preservation the unique image of the city developed in the past centuries is also being considered.
Key words: historical city planning, planning structure of the city, stages of formation, the historical core, parameters of the urban quarter, wooden buildings, major construction, Tyumen
Большой проблемой нашего времени является сохранение архитектурно-средового наследия. Однако историческая, традиционная застройка не всегда способна удовлетворить современным требованиям как в части функциональной организации, так и в части соответствия типов и размеров планировочной структуры. Город развивается и неизбежно растет в высоту, меняются масштабы кварталов, зданий, меняется их назначение. Историческая среда постепенно исчезает. Возникает проблема сохранения исторической планировки города, чтобы с ней сохранить его историю, а вместе с тем и уникальность и неповторимость каждого города.
Рассмотрим эту проблему на примере исторической части Тюмени.
Для этого сначала обратимся к истории форми-
рования ее планировочной структуры и выделим этапы градостроительного становления.
Первый этап: XVI — начало XVII в.
В начале XVI в. начинается присоединение Сибири к Российскому государству, и в 1586 г., после похода казацкого отряда во главе с Ермаком на Сибирь, на месте будущего города Тюмени была основана деревянная крепость. Таким образом, Тюмень стала первым городом Сибири, позднее появились такие города-крепости, как Тобольск, Пелым, Бере-зов, Сургут, Верхотурье, Мангазея, Томск, Кузнецк. Все они были основаны согласно традициям градостроительства, сложившимся в центральной части России, в соответствии с которыми поселение должно было размещаться на сухом возвышенном месте в устье реки, желательно на пересечении сухопутных
и водных путей [Оглы, 1980, с. 63]. В Тюмени это было устье р. Тюменки, впадающей в судоходную р. Туру, по которой сюда и приплыл Ермак. Возле острога — деревянной крепости — начали селиться люди, сформировалась территория посада. В конце XVI в. царь Борис Годунов разрешает бухарцам беспошлинно торговать и оставаться жить на территории посада. Они начинают селиться на другом берегу р. Туры. Позднее там образуется Бухарская слобода (территория современной Зареки). Баби-новская дорога соединяла Сибирь с европейской частью России. По ней перевозили государственные грузы и документы. В начале XVII в. вдоль нее, за р. Тюменкой, селятся семьи ямщиков. Они положили начало формированию Ямской слободы.
Так на тот период постепенно сложилась планировочная структура города, состоящая из городского ядра — острога, посада, Ямской и Бухарской слобод, мужского и женского монастырей [Заварихин, Жу-ченко, 2004, с. 21].
Второй этап: середина XVII — начало XVIII в.
В XVII в. завершается процесс присоединения сибирских земель к Российскому государству. Такие города, как Тюмень, Тобольск, Томск, Енисейск, Верхотурье, развиваются как места судостроения, пункты перевалки товаров. Города растут благодаря своему удачному расположению вдоль рек. Тюмень занимает очень выгодное месторасположение, находится на пересечении важных сухопутных (Московско-Сибирский тракт) и водных путей (р. Тура) [Оглы, 1980, с 28].
В этот период план города начинает приобретать регулярную структуру, геометрически правиль-
ные черты. В это время главной городской улицей становится ул. Спасская (современная ул. Ленина), которая стала основной композиционной осью, определившей дальнейшее развитие планировочной структуры города. Перпендикулярные ей улицы — кратчайшие расстояния между р. Тура и речкой Тюменкой (ил. 1) [Заварихин, Жученко, 2004, с. 25—26].
Третий этап: середина и конец XVIII в.
В XVIII в. Тюмень, Тобольск, Томск и другие города Сибири приобретают статус административно-политических, торгово-ремесленных и культурных центров. В конце XVШ в. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы по указу Екатерины II проводит мероприятия по регулированию городской застройки, а также занимается составлением регулярных планов городов. Появляется новый план города (ил. 2), но большая часть застройки все еще остается деревянной.
Четвертый этап: XIX в.
В это период Тюмень, благодаря основанию инженером Р.К. Гуллетом первого в Сибири машино-судостроительного и литейного завода, становится крупнейшим в Сибири центром речного судостроения [Копылов, 1998]. Это дает новый толчок развитию и росту города. Наблюдается активный рост численности населения (табл. 1). Ведется активное каменное строительство. Более жестко закрепляется планировочная структура кварталов, но масштабность города не меняется, пропорции зданий остаются прежними, соразмерными человеку.
Таблица 1
Рост населения города Тюмени до 1917 г. (тыс. человек)
(по: [Оглы, 1980, с. 63; Заварихин, Жученко, 2004, с. 13, 24])
Год 1596 1713 1736 1771 1851 1875 1897 1910 1917
Население 0,3 - - - 2,7 20,0 29,6 50,0 54,0
Вторым толчком для развития города на данном этапе становится прокладка Уральской горнозаводской железной дороги, связывающей Пермь с Екатеринбургом. Сибирский тракт, являющийся на тот период единственным путем через Урал в Сибирь, не справлялся с увеличившимся товарообменом и торговлей. В 1885 г. было построено продолжение Уральской горнозаводской дороги на Тюмень. После открытия движения по данному направлению Тюмень становится крупным перевалочным центром, а с открытием движения по железной дороге Екатеринбург-Челябинск грузы из Тюмени начали поставляться в районы центральной России, в частности в Москву и Санкт-Петербург. Товарооборот возрос в несколько раз. Продолжилось активное каменное строительство. Открываются учебные заведения — реальное училище, девичья школа, Заречное приходское училище, ремесленное и коммерческое училища.
Пятый этап: XX в.
После строительства Транссибирской железной дороги Тюмень оказывается несколько в стороне от
нее и начинается ее постепенный спад в развитии и росте города. Только в 1913 г. Тюмень была присоединена к Транссибирской железной дороге (ил. 3).
В 1918 г. в Тюмени устанавливается советская власть. До конца 1920-х гг. город остается в основном деревянным. Капитальными строятся главным образом производственные здания. Во время Великой Отечественной войны в Тюмень было перенесено большое количество заводов из центральной части России, что сопровождалось быстрым приростом населения и строительством еще большего числа деревянных зданий.
Послевоенное строительство начинается с реконструкции старых промышленных предприятий. Начинается строительство новых заводов. К концу 1950-х гг. наблюдается резкий рост населения (табл. 2), что влечет за собой развитие массового типового строительства. Город меняется достаточно хаотично, прирастая в юго-восточном направлении. Это было связано с отсутствием регламентирующих документов. Генеральный план развития города появляется лишь в 1969 г. (ил. 4). Тогда же проводит-
ся частичная реконструкция исторического центра города. Новые кварталы были построены с учетом этажности и масштабности старых, что позволило сохранить комфортность городской среды на данной
территории. Массовая же типовая застройка носит упрощенный, аскетичный характер [Заварихин, Жу-ченко, 2004, с. 217—221]. Резкий скачок этажности (до 9 этажей) происходит в конце 1970-х гг.
Таблица 2
Рост населения города Тюмени до 1978 г. (тыс. человек)
(по: [Оглы, 1980, с 238; Заварихин, Жученко, 2004, с. 211, 218])
Год 1926 1939 1959 1970 1979
Население 54,0 79,2 154,0 269,0 359,0
Изучение этапов градостроительного развития Тюмени показало, что за 400-летнюю его летопись первая планировка сохранились почти полностью. На сегодняшний день она определяет историческое ядро, исторический центр города.
В наши дни Тюмень имеет статус административного и делового центра, самого большого нефтегазодобывающего региона. Ее население — около 650 тыс. жителей. Интенсивный рост города сопровождается уплотнением и строительством капитальной многоэтажной застройки. Территория исторического центра также подвержена этому процессу, который порождает угрозу исчезновения сложившейся за годы формирования Тюмени планировочной структуры.
На территории исторического центра начинают появляться многоэтажные дома (до 24 этажей), которые не соответствуют исторической планировке, ломают ее. Негативные процессы связаны и с тем, что значительная часть территории застраивалась деревянными домами, которые сейчас находятся в ветхом состоянии. Многие из них являются памятниками архитектуры. Если под давлением многоэтажной застройки историческая планировка исчезнет, то исчезнут памятники, создающие уникальность, неповторимость, индивидуальность города [Скал-кин, 2017, с. 58].
Одним из таких гибнущих районов является Тыч-ковка. В прошлом это район деревянной застройки, живописно расположившийся на богатом рельефе прилегающей к р. Туре территории. Здесь есть архитектурные и исторические памятники, которые еще поддерживают фрагменты исторической планировки, но облик района уже изменился и утратил свою индивидуальность. Мало того, во многом планировочная структура искажена так, что возникла неупорядоченность, планировочный хаос. Попадая в этот район, гости территории теряют ориентацию в городской застройке. У жителей утрачивается чувство идентичности с городом.
В этой ситуации возникает вопросы, как и где сохранять историческую планировочную структуру в городе. В современную эпоху перехода к постиндустриальному периоду развития городов большое значение отводится туристической составляющей экономики городов. Настал период неудовлетворенности жителей качеством городской среды. Появляется все больше проектов по организации пешеходных улиц, пространств, где с помощью ландшафтного дизайна создается более комфортная, очеловечен-
ная среда города. Ставится вопрос качества среды и окружающей ее застройки, которые, в частности, обеспечиваются памятниками истории и культуры и новыми уникальными, украшающими город зданиями. Все это приводит к требованию сохранения исторической планировки прежде всего в рамках исторического центра города. Это единственно место, которое способно полноценно отвечать новым требованиям.
Более приспособленный для пешеходной зоны исторический центр изначально был рассчитан на пешехода. В то время еще не пользовались личным транспортом, лишь иногда повозкой, поэтому размер квартальной ячейки был небольшим, а этажность зданий не превышала 4—5 этажей в капитальной застройке и 2 этажей — в деревянной. Но город растет, и такие параметры этажности на всей территории исторического центра сохранить сложно, да и неразумно.
При четком понимании этой проблемы как раз и можно решить вопрос сохранения архитектурно-средового наследия, если сосредоточиться на сохранении этажности только там, где можно выделить гостевую территорию, отражающую историю города, его узнаваемость, неповторимый облик. На этой территории следует сохранять историческую планировку. В данном контексте под гостевой территорией нужно понимать не только территорию для гостей города, но и пространства для горожан, где они проводят свой культурный досуг, общаются, гуляют по историческим улицам.
В тех случаях, когда историческая планировка не попала в территорию функционирующего городского центра и его гостевой территории, осталась в стороне (Ямская слобода, Бухарская слобода), но в ней имеются скопления архитектурных памятников, следует прибегать к локально организованной исторической городской среде, предназначенной для специального посещения. Тогда гостевая территория выступит ядром сохранения исторической планировки, а локально организованные зоны в других исторических частях города сохранят ее фрагменты, в лучшем случае ее основную планировочную направленность.
В связи с остротой стоящего вопроса нами был проведен анализ зависимости размеров кварталов, масштабов застройки от ее типа. Под типами застройки понималась деревянная и каменная капитальная застройка. Исследование показало, что параметры планировочной структуры деревянной и
капитальной исторической застройки мало отличаются (ил. 5). Это позволяет говорить о возможной замене деревянной застройки на капитальную. Однако параметры новой капитальной застройки должны соответствовать параметрам исторической. В таком случае историческая планировка может быть сохранена, но результат должен быть увязан со значимостью и ценностью территории.
Определение значимости и ценности территории позволяет говорить о том, какую ее часть следует сегодня выделять планировочными средствами, особенно с точки зрения пешеходной доступности. В том случае, когда главным является условие доступности, следует организовать кольцевую систему улиц вокруг ядра исторического центра. Такое кольцо диаметром 1—1,5 км (согласно доктрине Э. Энара «лучеиспускающее ядро города») позволит сделать «непроницаемую» для частного транспорта территорию [Бунин, Саваренская, 1979, с. 241—242]. Вместе с этим уйдут проблемы проездов, парковок и т.д., т.е. все то, что делает среду непешеходной, некомфортной, бесчеловечной. В этом случае открываются возможности сохранения исторической среды, ее планировочной структуры, выполнения условий преемственности.
Список литературы
1. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. — М.: Стройиздат, 1979. —Т. 2. Градостроительство ХХ века в странах капиталистического мира. — 406 с.
2. Заварихин С.П., Жученко Б.А. Архитектура Тюмени. — Тюмень: Изд-во «Радуга-Т», 2004. — 296 с.
3. Копылов В. Завод Гуллета в Тюмени // Лукич. — 1998. — Ч. I. — С. 90—96.
4. Оглы Б.И. Строительство городов Сибири. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1980. — 272 с.
5. Скалкин А.А. Понятие идентичности и факторы ее формирования // Architecture and Modern Information Technologies. — 2017. — № 4 (41). — С. 57—67 [Электронный ресурс]. — URL: http://marhi. ru/AMny2017/4kvart17/05_skalkin/index.php (дата обращения: 10.04.2018).
6. Тюмень в XVII столетии: собр. материалов для истории города с «Введением» и заключительной статьей прив.-доц. П.М. Головачева «Экономический быт Тюмени в XVII в.», с прил. плана старинной Тюмени и 2 видов Благовещенского собора начала XVIII в. — М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1903. — 166 с.
Ил. 1. План основной части Тюмени конца XVII в. [Тюмень..., 1903, с. 172]
Ил. 2. План Тобольской провинции уездного города Тюмени 1766 г. [Заварихин, Жученко, 2004, с. 30, рис. 8]
Ил. 3. План г. Тюмени, 1917 г. М*р://ге::готар.ш/т.р11р#1=141917^=15&у=57.136098&х=65.593235)
Ил. 4. Генеральный план г. Тюмени, 1969 г. Из лекционного материала бывшего главного архитектора
г. Тюмени В.Н. Кулачковского
Ил. 5. Соотношение длины и ширины кварталов исторического центра города. Схема авторов