Карнаушенко Леонид Владимирович
История государства и права народов Северного Кавказа в контексте истории государства и права России
Статья посвящена изучению истории государства и права народов Северного Кавказа в рамках общей истории государства и права России. Особое внимание уделяется взаимосвязи и взаимовлиянию правовых традиций народов Северного Кавказа и российского законодательства начиная с XIX в. Исследуется роль правовой политики в формировании новых социальных структур и изменении облика местного общества. Рассматриваются ключевые элементы правовой системы народов Северного Кавказа, такие как адат и шариат, их соотношение с российским законодательством. Анализируется процесс интеграции народов региона в состав Российской империи и последующего развития правовых норм, его влияние на современное правовое поле Северного Кавказа.
Ключевые слова: адат, взаимовлияние, государство и право, интеграция, народы Северного Кавказа, правовая система, правовые нормы, шариат, социально-нормативные регуляторы.
History of the state and law of the peoples of the North Caucasus in the context of the history of state and law of Russia
The article is devoted to the study of the history of the state and law of the peoples of the North Caucasus in the context of the general history of the state and law of Russia. Particular attention is paid to the relationship and mutual influence of the legal traditions of the peoples of the North Caucasus and Russian legislation starting from the 19th century. The role of legal policy in the formation of new social structures and changing the face of local society is explored. The key elements of the legal system of the peoples of the North Caucasus, such as adat and sharia, and their relationship with Russian legislation are considered. Integration of the peoples of the region into the Russian Empire and the subsequent development of legal norms, as well as the influence of these processes on the modern legal field of the North Caucasus are analyzed.
Keywords: adat, mutual influence, state and law, integration, peoples of the North Caucasus, legal system, legal norms, Sharia, socio-normative regulators.
Изучение истории государства и права народов Северного Кавказа в рамках общероссийского историко-правового дискурса представляет собой важную область юридической науки, отличающуюся своей уникальностью и многоаспектностью. Существующие веками правовые традиции этого региона, в том числе выразившиеся в сочетании мусульманского права и российского законодательства, определяют особенности правовой культуры и ее эволюцию под влиянием процессов интеграции в состав Российской империи в XIX в. Такое взаимодействие, с одной стороны, сохраняло нормативный характер традиционных правовых систем, с другой - приводило к их значительным трансформациям.
Не менее важным, а возможно, и более значимым аспектом в гносеологическом измерении является вопрос зарождения и развития
научных знаний о государственно-правовых институтах на территории Северного Кавказа. Любая наука, чтобы считаться сформировавшейся и самостоятельной, должна иметь свой предмет. В качестве предмета истории государства и права России традиционно рассматривается сложный процесс генезиса и эволюции публично-властных институтов, элементов правовой системы, образующих в своей совокупности механизм государственной власти, все части которого находятся во взаимодействии, а векторы такого взаимодействия определяются конкретно-историческими особенностями того или иного народа.
В настоящее время есть все основания говорить о формировании самостоятельной науки «История государства и права народов Северного Кавказа», развивающейся в контексте истории государства и права России. При-
74
чиной тому служат очевидные границы предмета ее научного познания, который берет свое начало уже в XIX столетии, активно развивается в XX в. и к рубежу ХХ-ХХ1 вв. характеризуется как совокупность научных представлений об этапах политогенеза и правогенеза, а также государственно-правового развития народов Северного Кавказа. При этом важно понимать, что рассмотрение и анализ указанных аспектов не может проводиться в отрыве от процесса эволюции Российского государства и права в целом. Следовательно, понимание истории государства и права народов Северного Кавказа может быть эффективным лишь в рамках общей истории государства и права России.
Перманентный интерес научного сообщества к эволюции правовой культуры Кавказа подтверждает значимость изучения основных этапов формирования истории государства и права народов Северного Кавказа для понимания общих процессов развития государства и права в России (более того, несмотря на внимание исследователей, многие аспекты правовой регуляции отношений в регионе, их юридическая суть и проблемы эффективности остаются достаточно дискуссионными и в настоящий момент).
Интерес к традиционному праву народов Северного Кавказа в российской науке зародился уже в середине XIX в., когда начались активные исследования правовых обычаев народов Российской империи, в частности, в рамках направления, получившего название «этнографическая юриспруденция». Глубокое погружение в изучение правовых систем российских этносов, включая народы Северного Кавказа, стало неотъемлемой частью политики Российской империи, направленной на понимание и интеграцию многообразия правовых культур в единую государственную систему.
Исторический анализ государства и права народов Северного Кавказа в контексте развития государственно-правовых систем России занимал важное место в научных изысканиях отечественной юриспруденции и во второй половине XIX столетия. Изучение этой темы началось с работ юристов дореволюционной эпохи, в частности М.М. Ковалевского [1], чьи труды отличаются неординарными исследованиями, глубоким анализом правовых систем на основе обширного круга данных, включая иностранные источники. Целью Ковалевского было осмысление правовых феноменов указанного периода с тройной перспективы - европейской, российской и кавказской - с целью обнаружения параллелей в эволюции право-
вых концепций и традиций различных государственных образований.
М.М. Ковалевский, признанный социолог и юрист, инициировавший в российской науке XIX в. направление сравнительного правоведения, использовал историко-сравнительный метод, что позволило ему выявить общие черты и отличия в правовых системах народов мира, принимая во внимание те явления, которые легли в основу развития специфического законодательства. Термин «кавказское право», введенный М.М. Ковалевским, привлек внимание не исключительностью, а значимостью для научного осмысления внутренней политики на Кавказе. Именно в его работах начало активно разрабатываться понимание наличия на Кавказе уникальных правовых норм как важной проблемы правового плюрализма.
Примерно в это же время работу по исследованию государства и права народов Кавказа проводил С.А. Егиазаров, сосредоточивший усилия на изучении истории учреждений в Закавказье. Так, изменения в сословном строе, внутренней организации и управлении сельской общиной, совершенствование организации водовладения, земледелия и податного обложения у народов Закавказья стали предметом исследования его магистерской диссертации, защищенной в 1889 г. в Казанском университете. Целью работы было представить учение по истории закавказских учреждений, по эволюции сельской общины и ее организации [2, с. I]. Понятно, что это была по большей части описательная работа, в результате которой были предложены первые эмпирические результаты, однако подобного рода изыскания сложно переоценить в плане будущего развития науки истории государства и права народов Кавказа. Отметим, что работу над историей учреждений Закавказья С.А. Егиазаров продолжил и в докторской диссертации (такая последовательность в предмете исследования была нехарактерной для историко-правовой мысли Российской империи, что говорит о серьезном интересе к проблемам политогенеза среди кавказских народов). В частности, внимание было уделено внутреннему управлению амкарств в Закавказье, изучению организации городских цехов [3, с. II]. Здесь также упор был сделан преимущественно на историческом (тяготеющем к описанию) изложении, но ключевым является обоснованный вывод об очевидном существовании амкарств в ряде городов Закавказья [3, с. 358].
Косвенно проблематика правогенеза у народов Кавказа затронута в трудах П.И. Новгород-
75
цева, который, занимаясь разработкой концепции этического права, предложил свой взгляд на естественное право, интерпретируя его через призму нравственной необходимости в правовой сфере [4]. Он вводил различие между понятиями абсолютного и относительного идеалов, утверждая, что абсолютный идеал формируется индивидуально каждым человеком и выступает в качестве вечного стремления к личностному совершенству и общественному прогрессу. Относительный же идеал складывается коллективно и нацелен на создание условий для обеспечения безопасности, свободы, равенства и солидарности в рамках общественного порядка.
Важность нравственных, религиозных и юридических ценностей на Северном Кавказе, в регионе, где традиционно происходило активное взаимодействие различных культур и религий, не может быть недооценена. Северокавказские культурно-правовые системы, включая адат и шариат, демонстрируют смешение юридических, религиозных и морально-философских элементов, что в некотором смысле находит отклик в идеях этического права П.И. Новгородцева, особенно в части стремления к абсолютным идеалам на основе общечеловеческих ценностей.
В контексте эволюции истории государства и права народов Северного Кавказа важное место занимает работа выдающегося российского ученого Ф.И. Леонтовича, который изучал особенности правовой культуры данных народов через систематизацию сведений о нормативных регуляторах в своем фундаментальном труде «Адаты кавказских горцев». Автор рассматривал эту тему не только с практической стороны, но и как возможность для научного исследования общих принципов развития правовых идей и институтов. В его работах подробно анализируется проблема взаимосуществования, взаимодействия и взаимовлияния российского права, адатского права и шариата, что позже, уже к концу ХХ столетия, сформируется в целое концептуальное направление исследований юридического плюрализма на Северном Кавказе [5].
Ключевой вклад Ф.И. Леонтовича состоит в классификации и анализе четырех древних сборников адатов, которые отражают развитие правовой системы народов Северного Кавказа. В их числе сборник адатов аварского народа XI в., созданный Омаром, ханом аварским, стремившимся унифицировать адаты своих владений, и используемый в судах Дагестана до начала Нового времени; сборник адатов
Рустам-хана XII в., отличающийся подробным изложением основных институтов уголовного права и процесса; сборник кайтагских адатов XVI в., составленный правителем Ахматом, чьи правила были впоследствии приняты в Дагестане; «Кабардинское Народное условие» 1807 г., принятое кабардинцами в рамках народного вече «Адыге Хасэ», предусматривавшее отмену прежних обычаев.
Анализ формирования представлений о праве как едином целом, как объединении массы обычно-правовых норм, а также изучение сознательного развития этой правовой системы на протяжении поколений и составили предмет исследований Леонтовича. В них рассматривались аспекты изменения, дополнения и пересмотра адатов, введения новых адатов, их хранения в народных судах и использования при разбирательстве дел.
Изменения в системе управления на Северном Кавказе нашли отражение в исследованиях С.С. Эсадзе, которого можно считать в некотором роде последователем С.А. Егиа-зарова. С позиции анализа форм и принципов деятельности правительственной администрации он не только перенимал, но и существенно дополнял идеи предшественников, при этом развивая их на новом уровне [6]. Особенностью работы С.С. Эсадзе является ее структура, объединяющая документальный материал и аналитические комментарии к нему, что дает читателю комплексное представление о рассматриваемых вопросах.
Авторское исследование охватывает взаимодействие между населением Северного Кавказа и государственной властью, освещает статус мусульманских общин в православном государстве и затрагивает организацию государственного управления и судебной системы. Важно отметить, что Эсадзе опирался исключительно на официальные документы, на данные Кавказского наместничества, Собственной Его Императорского Величества канцелярии и Государственного Совета, что придает его работе особую ценность и достоверность. Фактически можно утверждать, что принципы информационного подхода в юридическом источниковедении, активно разрабатываемые сегодня профессором С.В. Коданом [7, с. 71], коренятся именно в зарождавшейся на рубеже XIX-ХХ вв. науки истории государства и права народов Северного Кавказа.
Серьезного успеха в исследованиях государственно-правовых институтов народов Северного Кавказа добились советские историки и теоретики права. На фоне активной научной
76
разработки государственных институтов и форм управленческой деятельности на Северном Кавказе в XIX в. заметно отставала исследовательская деятельность в области мусульманского права в регионе. Инициатором внедрения этой проблематики в предмет углубленных специализированных исследований уже после Октябрьской революции, а также первым, кто концептуально представил эту проблему, стал О.И. Чистяков [8]. Он особо подчеркивал, что в автономных республиках Советской России наличие шариатского права и соответствующих судов выделялось как заметная черта процесса судебной реформы и в определенной степени сферы материального права.
В период советской власти мусульманское право и действовавшие на его основе суды, ориентируясь на исламские принципы при разрешении дел, отражали волеизъявление народа. Взаимодействие между советским и мусульманским правом характеризовалось через способность к регулированию различных сфер жизни: традиционный ислам занимался вопросами личного характера, семейными делами и отдельными аспектами судопроизводства. О.И. Чистяков подходил к этому взаимодействию не как к конфликту, а скорее как к четкому разграничению областей применения различных правовых систем, подчеркивая их взаимное дополнение в контексте социальных и культурных реалий Советской России.
С.С. Алексеев акцентировал внимание на том, что обычное право составляло интегральную систему норм, охватывающих имущественные и иные виды отношений, которые поддерживались и утверждались на заре формирования государственных структур [9]. В своих трудах он рассматривал правовой обычай как основополагающий критерий для определения юридических прав и обязанностей, а также дозволенности или запрещенности действий, утверждая, что обычное право является первоначальной формой позитивного права.
До XIX в. адаты отличались двумя взаимосвязанными характеристиками: во-первых, дифференциация между юридическим и общественным регулированием была недостаточной; во-вторых, содержание адатов представляло собой, как отмечает С.С. Алексеев, «нормативные обобщения», выражающиеся в общих принципах должного или допустимого поведения, его признаков и последствий.
Кроме того, указанный автор описал мусульманское право как социальное явление, включающее в себя юридические, религиозные и морально-философские элементы. По
его словам, положения мусульманского права, сформированные государством, получают юридическое основание преимущественно через деятельность государственных органов, включая законодательные и особенно судебные инстанции, выполняющие индивидуализированную правовую, юридически конститутивную работу.
Огромный вклад в развитие науки истории государства и права народов Северного Кавказа (в частности, в становление юридической антропологии Северного Кавказа) внесли теоретические исследования А.М. Ладыженского и А.И. Першица. А.И. Першиц, изучая область нормативной этнографии, рассматривал обычное право на Кавказе как совокупность юридических обычаев, получивших официальное признание и поддержку государства [10]. Он выделил ключевые факторы, формирующие обычное право: этническую принадлежность, связь с религиозными представлениями и ритуалами, а также публичность их осуществления.
А.М. Ладыженский, в свою очередь, сформулировал одно из первых определений адата как специфической формы обычного права, активно изучая этико-правовые традиции народов Северного Кавказа. Он определил обычное право как совокупность правил поведения, которые общество считает обязательными на основе условий общественной жизни или авторитета и против нарушения которых активно борется, применяя репрессивные меры.
Исследователь понимал адат не только как набор правил, но и как особый социальный институт, предназначенный для регулирования общественных отношений и установления возмездия на публичной основе.
Работы названных ученых обогатили понимание юридической системы и обычного права народов Северного Кавказа, подчеркнув их уникальность и важность в контексте общей истории государства и права России.
К заслугам А.М. Ладыженского можно отнести и тот факт, что он исследовал развитие основных юридических институтов кавказских горцев, отмечал чрезвычайное разнообразие уголовных и гражданских адатов народов Северного Кавказа, формулировал общие черты в их развитии. Автор, в частности, подчеркивал, что адаты, регулировавшие имущественные отношения и ответственность за преступления у народов Кавказа, никогда не были одинаковыми. В его работах особо подчеркивалось, что оказавший серьезное влияние на идеологию горцев ислам отразился и на эволюции
77
юридических обычаев народов Кавказа. Он также изучал уголовное и гражданское право горцев по группам, соответственно их социально-экономическому строю, и в каждой из этих групп старался выявить различия, вызванные идеологическим влиянием вообще и религиозным в частности. Из всех горцев Кавказа, которые в наибольшей степени сохранили пережитки первобытнообщинного строя, ярче всего выделялись, по мнению А.М. Ладыженского, осетины, чеченцы и сваны [11].
Современный этап развития науки истории государства и права Северного Кавказа характеризуется новым уровнем аналитической работы, более обширной методологической базой. В области кавказоведения сегодня существует множество работ, посвященных анализу правовой системы горских общин, среди них стоит выделить исследования В.К. Гарда-нова [12], В.Х. Кажарова [13], А.Х. Абазова [14]. В их работах обычное право адыгов рассматривается как элемент феодальной структуры общества. Однако эти исследования оставляют пробел в отношении исторической конкретизации и специфики адата как такового, что не было предметом специализированного анализа. В то же время в трудах некоторых историков и юристов можно найти разделы, посвященные определенным аспектам правовой системы народов Северного Кавказа. Так, в монографиях И.Л. Бабича [15] и В.О. Бо-бровникова освещаются вопросы обычного уголовного права [16].
Значительное влияние на развитие знаний о теории государства и права народов Северного Кавказа оказала исследовательская деятельность Х.М. Думанова [17]. Его работы охватывают широкий спектр тем, включая адат и шариат, социальную структуру общества, а также обычное право и его связь с различными аспектами жизни кабардинцев в первой половине XIX в. В частности, монография «Социальная структура кабардинцев в нормах адата: первая половина XIX в.», ставшая основой его докторской диссертации, базируется на анализе архивных документов и обширного документального материала, что позволило Х.М. Дума-нову глубоко изучить вопросы собственности и эксплуатации зависимого населения через призму обычно-правовых норм.
Автор не ограничивался только историческим аспектом в своих исследованиях, но также внес вклад в изучение общественно-политической мысли Кабарды первой половины XIX в., что отражено в его монографии «Якуб Шарданов». Кроме того, значительная часть
его научной деятельности была посвящена публикации и анализу архивных документов.
Сборник «Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII - начале XX в.», составленный на основе документов из различных архивных учреждений, и другие работы, такие как «Из документальной истории ка-бардино-русских отношений (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.)», содержащие уникальные документы о событиях, связанных с колонизацией царской Россией народов Северного Кавказа, вносят важный вклад в понимание правовых и государственных аспектов истории региона.
Значимую для развития науки историографическую работу провел и А.Х. Боров, осуществив всесторонний анализ исторического взаимодействия России и народов Северного Кавказа с точки зрения социокультурного взаимодействия [18]. Ученый проанализировал ключевые исторические константы и социальные процессы, которые легли в основу интеграционных процессов, способствующих развитию российского Кавказа. Исследование касается критических моментов российско-кавказских отношений, включая модернизацион-ные реформы 1860-1870-х гг., что позволило выявить новые аспекты этих отношений, способствующие укреплению единства народов региона.
Интеграция народов Северного Кавказа в социально-экономическую, административно-политическую и культурную жизнь России привела к кардинальным изменениям в их историческом развитии. А.Х. Боров подчеркивает, что преобразования, произошедшие в результате вхождения в состав России, оказали настолько значительное влияние на социальное устройство народов Кавказа, что этот период можно рассматривать как момент глубокого исторического разрыва и цивилизационного разлома. Автор сравнивает данный этап с эпохой автономной жизни народов до их интеграции в Российское государство. Такой подход демонстрирует сложность и многоуровневость процессов, происходивших в период интеграции Кавказа в российское государственное и общественное пространство, подчеркивая значимость историографического анализа для понимания этих процессов.
Серьезный вклад в развитие науки также внес З.Х. Мисроков [19]. Его заслугой можно считать концептуальную разработку основных проблем использования адатского и мусульманского права в процессах динамики систем права России в XIX-ХХ столетиях. Другими
78
словами, З.Х. Мисроков был в числе ученых, заложивших основы научной разработки юридического плюрализма на Северном Кавказе начиная с XIX в. и по настоящий момент.
Историко-правовые работы дополнялись теоретико-правовыми исследованиями в рамках формирования истории государства и права народов Северного Кавказа. Так, Г.В. Мальцев выдвинул концепцию, согласно которой традиционная правовая культура, включая культуру народов Северного Кавказа, представляет собой не просто остаток прошлого, а ключевой элемент развития правовой системы общества [20]. Автор акцентирует внимание на том, что социальные отношения, присущие традиционному обществу, должны стать объектом юридического и сравнительно-правового анализа, что позволяет глубже понять механизмы функционирования традиционных обычно-правовых систем как исторического типа права.
Основным принципом адата является неписаное правило, которое в теоретико-правовом аспекте Г.В. Мальцев рассматривает как общеобязательное правило поведения, соответствующее основным критериям юридической нормы, изложенной в законодательных актах согласно современным теориям права.
Автор также подчеркивает значимость религии как нормативно-регулятивной системы, оказывающей комплексное влияние на общественную жизнь, включая как непосредственное регулирование поведения, так и более широкие социальные аспекты.
В контексте юридической интеграции населения национальных районов Российской империи Г.В. Мальцев критикует механистический подход, основанный на немедленной отмене местных законов и введении судебных уставов 1864 г. без учета специфики и интересов регионального населения. Ученый утверждает, что для эффективной правовой интеграции требовался более глубокий и постепенный подход, учитывающий особенности правовой культуры и социально-политическую структуру государства.
На рубеже XX-XXI вв. огромную роль в модернизации науки истории государства и права народов Северного Кавказа сыграли труды Д.Ю. Шапсугова, а также выбранное им широкое направление исследований правового мира Кавказа. Понимая правовой мир, созданный народами Кавказа, как «огромный и мощный пласт человеческой культуры», Шапсугов подчеркивает, что есть все основания рассматривать Кавказ как регион, в котором не прекращается взаимодействие глобального Востока и глобального Запада, как социокуль-
турную площадку, где осуществляется культурно-правовой синтез восточной и западной государственно-правовой традиции [21]. В какой-то степени изучение категории «правовой мир Кавказа» обогатило и сам предмет истории государства и права народов Кавказа. Так, понимание правового мира как системы юридических институтов, механизмов, средств и способов, посредством которых закрепляются и реализуются права, свободы и обязанности человека и народа, в значительной степени дополнило имевшиеся представления о рассматриваемой науке и учебной дисциплине.
Богатую эмпирическую базу для развития науки Д.Ю. Шапсугов представил в «Антологии памятников права народов Кавказа», где содержатся обширные материалы о государственно-правовом развитии народов Кавказа, их взаимоотношениях с сопредельными народами. Собранные материалы позволили выдвинуть ряд закономерностей относительно влияния шумеро-акадской, арабской, греческой, римско-византийской, иранской, турецкой, татаро-монгольской, российской правовых культур на правогенез народов Кавказа.
Ученый предложил методику идентификации обычного права, которая позволяет рассматривать адат как комплексную систему, объединяющую различные аспекты права, включая объективное и субъективное, материальное и процессуальное право, а также механизмы внутреннего и внешнего обеспечения [22].
Д.Ю. Шапсугов подчеркивает, что нормы адата на Северном Кавказе обладают значительным потенциалом, который проявляется наряду с нормативными правовыми актами государства, иногда даже противостоят им. Он утверждает, что обычное право является естественным этапом в развитии права любого народа, способствуя формированию ядра правовой системы и обеспечивая преемственность в правовом развитии общества, что необходимо для его стабильности. К таким эндогенным признакам северокавказского адата относятся неотъемлемая связь с народом-носителем, позитивный консерватизм и двойная обязательность, основанная на личной культуре и авторитете.
Активному развитию науки истории государства и права народов Северного Кавказа способствовали и регулярно организовывавшиеся (с 1999 г.) Д.Ю. Шапсуговым в г. Ростове-на-Дону конференции, посвященные обычному праву, где активно транслировались идеи о традиционной правовой культуре, подчеркивавшие, что обычное право не является реликтом прошлого, а выступает активным элементом правово-
79
го развития общества. По его мнению, история государства и права народов Кавказа до сих пор не исследована полностью и требует дальнейшего изучения, учитывая сложность и специфику правовой и политической истории региона. Критика же недостаточности применяемых методик исследования с указанием на необходимость учета цивилизационной среды, духовного производства и системы социальных ценностей народов Северного Кавказа для полноценного понимания и анализа их правовой системы является его вкладом в развитие методологии рассматриваемой науки.
Таким образом, на основе изложенного можно утверждать, что история государства и права народов Северного Кавказа тесно переплетена с общей историей государства и права России, демонстрирует комплексный подход в понимании особенностей взаимодействия и адаптации разнообразных правовых традиций и культур. Процесс интеграции истории госу-
1. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1.
2. Егиазаров С. А. Исследования по истории учреждений в Закавказье. Ч. I: Сельская община. Сословный строй, внутренняя организация и управление общины в связи с земледелием, водовладением и податным обложением. Казань, 1889.
3. Егиазаров С.А. Исследования по истории учреждений в Закавказье. Ч. II: Городские цехи. Организация и внутреннее управление закавказских амкарств. Казань, 1891.
4. Новгородцев П. И. Нравственный идеализм в философии права (к вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма. М.,1902.
5. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882.
6. Эсадзе С.С. Историческая записка об управлении Кавказом. 1907. Т. 1.
7. Кодан С. В. Информационный подход в юридическом источниковедении // Технологии XXI века в юриспруденции: материалы Все-рос. науч.-практ. конф. /под ред. Д.В. Бахте-ева. Екатеринбург, 2019.
8. История отечественного государства и права / под ред. О. И. Чистякова. М., 2000.
9. Алексеев С.С. Право: азбука - теория -философия: опыт комплексного исследования. М, 1999.
10. Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979.
11. Ладыженский A.M. Очерки социальной эмбриологии (внутриродовое и междуродовое право кавказских горцев) // Записки Се-
дарства и права народов Северного Кавказа в общую науку государства и права России не только способствует совершенствованию российской правовой системы, но и расширяет понимание ее динамики и эволюции.
В современной истории государства и права народов Северного Кавказа активно применяется комплексная методология, позволяющая приходить к верифицируемым выводам на основе анализа исторических событий. Интерес к истории государства и права народов Северного Кавказа среди юристов и исследователей XXI в. продолжает расти, что находит отражение в новых работах и активном обсуждении темы в академических кругах. Это указывает на важность и актуальность продолжения изучения данной тематики, поскольку она способствует углублению знаний о правовом многообразии России и формированию основы для более гармоничного существования различных правовых традиций и культур в рамках единого государства.
1. Kovalevsky M.M. Law and custom in the Caucasus. Moscow, 1890. Vol. 1.
2. Egiazarov S.A. Research on the history of institutions in Transcaucasia. Pt. I: Rural community. Class system, internal organization and management of the community in connection with agriculture, water ownership and taxation. Kazan, 1889.
3. Egiazarov S.A. Research on the history of institutions in Transcaucasia. Pt. II: City workshops. Organization and internal management of Transcaucasian amkarstvos. Kazan, 1891.
4. Novgorodtsev P.I. Moral idealism in the philosophy of law (on the issue of the revival of natural law) // Problems of idealism. Moscow, 1902.
5. Leontovich F.I. Adats of the Caucasian highlanders. Odessa, 1882.
6. Esadze S.S. Historical note on the management of the Caucasus. 1907. Vol. 1.
7. Kodan S.V. Information approach in legal source research // Technologies of the 21st century in jurisprudence: proc. of the All-Russian sci. and practical conf. / ed. by D. V. Bakhteev. Ekaterinburg, 2019.
8. History of the Russian state and law / ed. by O.I. Chistyakov. Moscow, 2000.
9.Alekseev S.S. Law: ABC - theory - philosophy: experience of comprehensive research. Moscow, 1999.
10. Pershits A.I. Problems of normative ethnography // Research in general ethnography. Moscow, 1979.
11. Ladyzhensky A.M. Essays on social embryology (intrageneric and intergeneric law of the Caucasian highlanders) // Notes of the North
80
веро-Кавказского краевого горского НИИ. Ростов н/Д, 1928.
12. Гарданов В. К. Система композиций в обычном праве адыгов (черкесов) в XVIII -первой половине XIX в. // VII Международный конгресс Антропологических и этнографических наук. М., 1964. Отдельный оттиск.
13. Кажаров В.Х. Исторический вестник. Нальчик, 2012. Вып. Х. Ч. II.
14. Абазов А.Х. Народы Центрального Кавказа в политико-правовом пространстве Российской империи: судебные преобразования конца XVIII - начала ХХ в. Нальчик, 2017.
15. Бабич И.Л. Правовой плюрализм на Северо-Западном Кавказе. М., 2000.
16. Бобровников В. О. Шариат и адат в российском нормативном пространстве // Государственная служба. 2011. № 5.
17. Думанов Х.М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата (первая половина XIX в.): автореф. дис.... д-ра ист. наук. М., 1991.
18. Боров А.Х. Современная государственность в Кабардино-Балкарии: истоки, пути становления, проблемы. Нальчик, 1999.
19. Мисроков З.Х. Адат и Шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Кавказе. М., 2002.
20. Мальцев В.Н. Политико-юридический аспект реформирования горских судов в Кубанской и Терской областях в конце 60-х - начале 70-х гг. XIX в. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Ре-гионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2008. Вып. 8.
21. Шапсугов Д.Ю. Правовой мир Кавказа: понятие, формы существования, социальные функции // Северо-Кавказский юридический вестник. 2011. № 2.
22. Шапсугов Д.Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н/Д, 1999.
Caucasus Regional Highland Research Institute. Rostov-on-Don, 1928.
12. Gardanov V.K. System of compositions in the customary law of the Circassians (Circassians) of the 18th - first half of the 19th centuries // VII International Congress of Anthropological and Ethnographic Sciences. Moscow, 1964. Separate print.
13. Kazharov V.Kh. Historical Bulletin. Nalchik, 2012. Iss. X. Pt. II.
14. Abazov A.Kh. The peoples of the Central Caucasus in the political and legal space of the Russian Empire: judicial reforms of the late 18th -early 20th centuries. Nalchik, 2017.
15. Babich I.L. Legal pluralism in the Northwest Caucasus. Moscow, 2000.
16. Bobrovnikov V.O. Sharia and adat in the Russian regulatory space // State service. 2011. No 5.
17. Dumanov Kh.M. Social structure of Kabardians in the norms of adat (first half of the 19th century): auth. abst. ... Dr of Sciences in History. Moscow, 1991.
18. Borov A.Kh. Modern statehood in Kabardino-Balkaria: origins, ways of formation, problems. Nalchik, 1999.
19. Misrokov Z.Kh. Adat and Sharia in the Russian legal system: Historical fate of legal pluralism in the Caucasus. Moscow, 2002.
20. Maltsev V.N. Political and legal aspect of the reform of mountain courts in the Kuban and Terek regions in the late 60s and early 70s XIX century // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies. 2008. Iss. 8.
21. Shapsugov D.Yu. Legal world of the Caucasus: concept, forms of existence, social functions // North Caucasian Legal Bulletin. 2011. No 2.
22. Shapsugov D.Yu. Customary law and its role in the legal development of society // Customary law in Russia: problems of theory, history and practice. Rostov-on-Don, 1999.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Карнаушенко Леонид Владимирович, доктор исторических наук, профессор, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583414.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
L.V. Karnaushenko, Doctor of Sciences in History, Professor, Chief of the Department of Theory and History of Law and State, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583414.
81