САВЧЕНКО Л.Г., КЛОПОВА И.В. ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ РОССИИ
Статья посвящена историческому аспекту фотографического дела. В ней приведены познавательные исторические факты осуществления процесса съемки портрета в XVII-XIX вв.
Ключевые слова: фотография, портрет, фотоателье (фотостудия).
L. G. SAVCHENKO, I. V. KLOPOVA THE HISTORY OF PHOTOGRAPHIC WORKSHOPS OF RUSSIA
The article is devoted to the historical aspect of photographic business. It provides informative historical facts of the process of the portrait of the XVII-XIX centuries.
Keywords: photo, portrait, photographer (Studio).
САВЧЕНКО Л.Г., КЛОПОВА И.В. ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ РОССИИ
Фотография и по сей день остаётся одним из самых популярных художественных направлений и научных явлений в мире, стремительно завоевывая самую широкую аудиторию.
Как и в далекие времена, фотография сегодня востребована и охватывает самые широкие сферы жизни человека, ею занимаются люди всех классов, слоев и профессий. Благодаря постоянному усовершенствованию своей технической стороны она доступна каждому - от профессионалов до просто неравнодушных людей, ищущих самовыражения или старающихся запечатлеть себя в селфи (1, с.6).
Самым востребованным и популярным в XIX веке жанром является портрет. Сегодня мы можем рассматривать тысячи фотоснимков, на которых изображены люди, смотрящие на нас из прошлого. Но мало кто знает, каким было фотоателье в XIX веке, где создавались эти портреты.
Поэтому в своей статье я и хочу рассказать о фотоателье в России, как оно работало с середины XIX до начала ХХ веков, что уникального в нем, как оно было оснащено, какое оборудование использовали фотографы, что такое цензура в фотоателье, и что было необходимо для открытия фотоателье.
Луи Дагер обрел вечную славу 7 января 1839 года, представив Парижу свое изобретение, которое назвал в свою честь дагерротипия, после чего молниеносно было распродано более трех тысяч машин (камер-обскур) для получения первых дагерротипов. Уже через полгода камеру-обскуру можно было приобрести в магазине у Карла Беккерса - владельца первого такого магазина в Москве.
Сам он занимался не только продажей фототехники, но и видовой съемкой, на его снимках можно было увидеть улицы и здания Москвы.
Первые фотокамеры привозились из Европы, но в мае 1840 года появилась возможность купить более дешевые камеры, которые изготавливал русский мастер Алексей Федорович Греков делал и пластины к аппаратам, которые также стоили гораздо дешевле иностранных моделей.
Процесс создания первого фотопортрета был очень сложным: позировать заказчику приходилось до двадцати минут, требовались профессиональные приборы и правильное освещение.
Для подобного вида деятельности создавались специально оснащенные помещения - фотоателье.
Алексей Греков считается и первым русским портретистом.
В 1840 году он открывает «Художественный кабинет» - первый фотосалон для тех, кто желает получить свой портрет «величиной с табакерку». В июле этого же года в газете появляется публикация о том, что для сохранения четкости изображения и удобства клиентов в салоне установлено кресло с подушечкой для опоры головы.
Кроме того, Греков смог существенно сократить время выдержки дагеротипа: теперь вместо четверти часа получение изображения занимало 2,5 минуты в солнечную и 4—5 минут в пасмурную погоду (2, с. 105).
Однако, одним «Художественным кабинетом» Греков не ограничился. В 1841 А. Вокерг и его товарищ Ф. Шмидт пригласили москвичей на съемку дагеротипных портретов по «новой методе». Спустя полгода уже И. Гутт открыл дагеротипное заведение снова совместно со Шмитдом. Позднее в газете можно было прочесть заметку о том, что некий В.Огергиескелла приглашает сняться в его фотостудии. Гутт, Вокерг и В. Окергиескелла на самом деле один и тот же человек. В. Окергиескелла читаем наоборот -получаем Алексей Греков (рис. 1).
Рисунок 1 - Процесс съемки портрета в фотостудии
«Художественный кабинет» Грекова, как и другие фотоателье 40-х годов XIX века, представлял собой тесную каморку под самой кровлей. Зачастую потолок в фотомастерских был застеклен и перекрывался регулируемыми шторами. Свет также проникал в помещение через боковые окна, расположенные на северной или северо-западной стороне дома. Искусственное освещение было редкостью вплоть до конца XIX века.
Обстановку ранних ателье составляли фотоаппарат, кресло или стул со специальным зажимом, который придерживал голову, чтобы клиент мог долго просидеть в одной позе. Часто для фотосалонов использовались бывшие мастерские художников. Фоны, статуи и прочую атрибутику фотограф также мог заимствовать у живописцев.
В основном, сюжеты фонов, использовавшиеся для создания портретов, не были разнообразны. Это были сельский пейзаж, берег моря, крепостные стены средневековых замков в квартире, обставленной в буржуазном стиле.
Поначалу ателье были очень скудны: в них можно было найти лишь самое необходимое, однако, их численность быстро возрастала, например, к середине 60-х годов можно было насчитать более трехсот фотомастерских в Париже, около двухсот Лондоне и столько же в Санкт-Петербурге.
Начали появляться дорогие, элитные мастерские. В них снимали именитые мастера, а интерьер составляли не только фотоаппарат и кресло. Там можно было увидеть резные мраморные колонны, стены, драпированные
роскошно расшитыми тканями, дорогие картины, мягкие ковры и клетки с заморскими птицами.
Пространство всего ателье условно состояло из трех частей: обширная приемная для встречи клиентов, частная зона с офисом и будуаром для дам и, наконец, мастерская - лаборатория, рабочее пространство, где находились комната проявки и печати, кабинеты и складские помещения. Эта часть ателье была закрыта для посторонних глаз.
Клиентам, ожидавшим своей очереди, предлагалось посмотреть альбом с образцами фирменной продукции. Дамы могли посетить библиотеку и картинную галерею, а мужчины — курительную и бильярдную. Владельцы ателье не скупились, нанимая для клиентов стилистов и парикмахеров. Фотографический успех зависел от капризов моды, местонахождения ателье и рекламы.
В 50-х годах XIX века в Москве началось бурное увлечение фотографией, «светописные заведения вырастали чуть ли не ежедневно, как грибы». Фотографией занимались люди разных сословий и специальностей -дворяне купцы, мещане, крестьяне, доктора медицины, зубные врачи, аптекари, военные в отставке, секретари, советники, студенты. Самый большой процент среди владельцев фотографических заведений составляли художники. Также в России часто работали иностранные мастера. Некоторые переезжали сюда жить, а другие, проработав несколько месяцев, отправлялись в другой город, либо возвращались на родину.
Рисунок 2 - Ателье с застекленным потолком и стенами
Было трудно уследить за прекращением работы фотоателье в одном месте и началом работы в другом, поэтому в 1858 году открытие, закрытие, продажа, переезд, содержание, сдача в аренду фотомастерских было решено взять под строгий контроль (рис. 2).
Для открытия фотомастерской нужно было получить специальный билет у обер-полицмейстера и требовалось два свидетеля (которые убедят
полицмейстера в благонадежности «открывателя»), а также уплата пошлины (два рубля серебром в год) (1, с. 111).
Всего одного документа для открытия фотомастерской было недостаточно. Без разрешения Московской ремесленной управы владелец не имел права открывать фотоателье. Ремесленная управа — это как современный Роспотребнадзор.
Вот ее главные требования: «Чтобы заведение соответствовало местности, по способу производства было расположено удобно, устроено со всеми предосторожностями от пожара и производства смрада и порчи воды, а также вредного влияния вообще на здоровье».
Рисунок 3 - Приемная в фотоателье
Со временем свобода творчества Московских фотографов стала ограничена - была введена цензура. Осенним днем младший чиновник для надзора над типографиями и литографиями Захаров обходил свой участок. В одной из книжных лавок Городской части второго квартала, он заметил фотокарточки постыдного и безнравственного содержания! Захаров был потрясен и возмущен. Карточки он изъял, а позже отправил доклад в департамент полиции.
6 апреля 1865 года был принят закон о печати, в котором говорилось, чтобы владельцы фотоателье «не выпускали из своих заведений произведения светописи без обозначения фирмы фотографии и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе, как с цензурного дозволения». Для надзоров в фотоателье ввели альбомы или шнуровые книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ. А за нарушение правил, владельцы подвергались денежному штрафу. Провинившийся платил в первый раз 20 рублей серебром, во второй - 40, в третий - 80.
В таком виде фотоателье просуществовали до начала ХХ века (рис. 3).
С приходом советской власти многое изменилось. Первое время фотографам, как и художникам, разрешили оставить свои мастерские, но
позднее все частные заведения были закрыты. Фотоателье и помещения и оборудование были изъяты у фотографов (2, с. 69).
Со второй половины ХХ столетия все ателье принадлежали государству, были подчинены строгим законам и правилам и выглядели совсем по-другому. Это была простая комната без стеклянных потолков, где вовсю использовался искусственный свет, поэтому в студии можно было увидеть несколько источников освещения. Выдержки на камерах стали гораздо короче: держатели головы были не нужны, в съемочных павильонах стояли простые кресла и стулья. Неизменным в студиях оставалась фотолаборатория, в которой при красном свете печатались фотографии, а в отдельной комнате осуществляли ретушь негативов и фотоотпечатков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шипова Т.Н. Фотографы Москвы - на память будущему. 1839-1930: Альбом-справочник. - М.: Мосгорархив, 2001. - 210 с.
2. Фризо М. Новая история фотографии, - СПб.: Machina, 2008. - 337 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Клопова Ирина Владимировна - кандидат философских наук, доцент кафедры фотомастерства Московского государственного института культуры
ихМороуайууапЛвх. ги
Савченко Любовь Германовна - студент бакалавриата Московского государственного института культуры 1 года обучения (направление подготовки «Фотомастерство»)
lvu-savchenko@vandex. ги