Научная статья на тему 'История формирования ценностно-ориентированного менеджмента'

История формирования ценностно-ориентированного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
исторические предпосылки / политэкономия / индустриализация / менеджмент / цифровизация / historical background / political economy / industrialization / management / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лилия Борисовна Сафарян

В настоящей статье автором рассматриваются ключевые научные труды видных экономистов прошлых столетий с целью определения исторических предпосылок развития процесса управления коммерческой организацией. Автором подчеркивается, что широкое распространение ценностно-ориентированного управления обусловлено появлением математического инструментария принятия инвестиционных решений и электрификацией, цифровизацией биржевых торгов. Автор предполагает, что в настоящее время нет существенных социальных предпосылок для концептуального пересмотра процесса управления коммерческой организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лилия Борисовна Сафарян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical development of value-based management

This article explores the significant scientific contributions of renowned economists from previous centuries, with the aim of identifying the historical factors that influenced the evolution of commercial organization management. The author highlights the widespread adoption of value-based management, attributing it to the availability of mathematical tools for investment decisionmaking and the advancements in electrification and digitalization in stock trading. The author proposes that there are presently no noteworthy social requirements for a conceptual reevaluation of the managerial procedures within a commercial enterprise.

Текст научной работы на тему «История формирования ценностно-ориентированного менеджмента»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 169—172. ЛибП ¡вита!. 2024;(1):169—172.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 330.8

https://d0i.0rg/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -1 69-1 72 N1101X1: 201 7-0074-1 /24-023

ЕйЫ: https://elibrary.ru/FHZSBP МОБУВЕй: 77/27-021-2024-01-223

История формирования ценностно-ориентированного менеджмента

Лилия Борисовна Сафарян

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России),

Москва, Россия, slb.08@mail.ru

Аннотация. В настоящей статье автором рассматриваются ключевые научные труды видных экономистов прошлых столетий с целью определения исторических предпосылок развития процесса управления коммерческой организацией. Автором подчеркивается, что широкое распространение ценностно-ориентированного управления обусловлено появлением математического инструментария принятия инвестиционных решений и электрификацией, цифровизацией биржевых торгов. Автор предполагает, что в настоящее время нет существенных социальных предпосылок для концептуального пересмотра процесса управления коммерческой организацией.

Ключевые слова: исторические предпосылки, политэкономия, индустриализация, менеджмент, цифровизация

Для цитирования: Сафарян Л. Б. История формирования ценностно-ориентированного менеджмента // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 169-172. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-169-172. ЕР1\1: https://elibrary.ru/FHZSBP.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

The historical development of value-based management

Lilia B. Safarian

All-Russian State University of Justice, Moscow, Russia, slb.08@mail.ru

Abstract. This article explores the significant scientific contributions of renowned economists from previous centuries, with the aim of identifying the historical factors that influenced the evolution of commercial organization management. The author highlights the widespread adoption of value-based management, attributing it to the availability of mathematical tools for investment decisionmaking and the advancements in electrification and digitization in stock trading. The author proposes that there are presently no noteworthy social requirements for a conceptual reevaluation of the managerial procedures within a commercial enterprise.

Keywords: historical background, political economy, industrialization, management, digitalization

For citation: Safarian L.B. The historical development of value-based management // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):169—172. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-169-172. EDN: https://elibrary.ru/FHZSBP.

В условиях рыночной экономики эффективность управления субъектов корпоративного сектора играет значимую роль для обеспечения финансовой стабильности и темпов роста национальной экономики. На протяжении последних десятилетий руководство коммерческих организаций придерживается концепции ценностно-ориентированного менеджмента, предполагающей управление организацией с целью максимизации рыночной стоимости организации, т.е. повышения благосостояния инвесторов —

© Сафарян Л. Б., 2024

владельцев доли в собственном капитале организации.

Несмотря на то, что коммерческая деятельность является неотъемлемой частью экономики на протяжении веков, концепция ценностно-ориентированного менеджмента появилась сравнительно недавно — в конце XX в., однако стала основой современного управления коммерческими организациями по всему миру. В рамках настоящей статьи предпринимается попытка исследовать историю формирования ценностно-ориентированного менеджмента с позиции предпосылок данного явления.

Промышленная революция оказала существенное влияние на социально-экономическое развитие общества. Наиболее точно роль индустриализации и промышленной революции отражена в замечании Ф. Энгельса: «Промышленная революция имеет такое же значение для Англии, как политическая революция — для Франции, как философская революция — для Германии» [3]. Ф. Энгельс подчеркивал влияние промышленной революции на изменение структуры общества, однако в рамках нашего исследования следует выделить иной аспект — влияние индустриализации на характер осуществления коммерческой и промышленной деятельности. Индустриализация позволила повышать объемы деятельности, расширять и объединять производства. Индустриализация стала одной из предпосылок формирования вертикально интегрированных предприятий, требующих нового подхода к управлению.

Существует также точка зрения, что до индустриализации как такового управления и не было [8]. Данное суждение исходит из того, что небольшое количество предприятий с малым количеством сотрудников, локализованное небольшой территорией, где все друг друга знали и сотрудники зачастую работали поколениями в одном ремесле, просто не требовало высокого уровня управленческого мастерства. Исходя из этого, можно заключить, что индустриализация выступила первой и наиболее важной предпосылкой формирования науки управления коммерческой организации и ценностно-ориентированного менеджмента, в частности.

В конце XIX в. доминировала идея о чистой прибыли как основном интересе инвесторов. Один из наиболее значимых научных трудов по данному вопросу «Принципы экономической науки» принадлежит А. Маршаллу, английскому экономисту неоклассического направления и главе кембриджской школы политэкономии. В гл. VII—VIII книги VI «Распределение национального дохода» А. Маршалл отмечал, что ученые-экономисты не уделяли значительного внимания прибыльности предприятий и критически отзывался о том, что «некоторые американские авторы рассматривали прибыль в качестве простого вознаграждения за риск» [7]. Труд А. Маршалла раскрывает специфику управления

компаниями в условиях, когда собственность еще не была отделена от управления и прибыль, а также методы управления прибылью играли важную роль в экономике частного сектора.

В начале XX в. Ф.У. Тейлор публикует монографию «Принципы научного менеджмента» [11], в которой впервые отмечается, что управлять предприятием должны не инвесторы только по той причине, что они владельцы предприятия, а квалифицированные управленцы. Ф.У. Тейлор также отмечает, что максимизация прибыли — важнейшая задача управления предприятием, так как именно высокие значения прибыли позволяют обеспечивать благосостояние инвестора за счет дивидендов и развивать каждую отдельную отрасль до наивысшей ступени совершенства, обеспечивающей постоянный характер реализации прибыли. Таким образом, Ф.У. Тейлор вносит в экономическую науку идею о необходимости отделения собственности от управления, которая становится второй важной предпосылкой формирования ценностно-ориентированного менеджмента.

Первая половина XX в. характеризуется ростом международных компаний, появлением транснациональных корпораций и увеличением количества конгломератных сделок слияния и поглощения (сделок в разных секторах экономики [2]). Собственникам все сложнее контролировать расширяющееся производства и теория Тейлора об отделении собственности от управления становится распространенной практикой. Таким образом, глобализация, развитие международных финансовых рынков и расширение производства стали третьей предпосылкой формирования ценностно -ориентированного менеджмента.

В конце первой половины — в середине XX в. появляются труды об основах финансовой математики и теории дисконтированных денежных потоков [4; 9], активно использующейся для оценки стоимости активов, в том числе стоимости бизнеса [1]. Появляются выдающиеся труды Нобелевских лауреатов по экономике: Г. Марковица о портфельных инвестициях [6] и У. Шарпа о доходности инвестиций [10]. Научные работы середины XX в. отражают развитие финансового рынка как места аккумуляции и перераспределения фи-

нансовых ресурсов, все большее разделение собственности и управления. В рассматриваемый период времени ученые-экономисты больше уделяют внимания акционерным обществам, прибыль перестает быть главным мерилом успеха предприятия.

В конце XX в. главным мерилом успеха управления коммерческой организацией становится стоимость. Теперь управление деятельностью коммерческой организации направлено на повышение благосостояние собственников. И поскольку непосредственно благосостояние собственников определяется стоимостью организации, следовательно, концепция зиждется на том, что все управление организации преследует цель повышения ее стоимости.

Концепция ценностно-ориентированного менеджмента предполагает, что организация будет существовать бесконечно долго и ее управление должно носить стратегический характер, позволяющий обеспечивать инвесторов приростом капитала. Инвесторы могут сменять друг друга, однако компания должна продолжать успешно существовать и ее стоимость должна повышаться.

Широкое распространение данной концепции базируется на гипотезе Нобелевского лауреата по экономике Ю. Фамы об эффективности рынка [5] и стало возможным сначала благодаря появлению электронных, а потом и цифровых торгов.

В настоящее время концепция ценностно-ориентированного менеджмента является основой управления коммерческими организациями, в основном — акционерными обществами. Несмотря на появление в XXI в. концепции устойчивого развития, последняя скорее дополняет изучаемый в настоящей статье подход к управлению предприятием, чем предлагает иной подход к управлению коммерческой структурой.

Список источников

1. Ващенко Т.В. Математическое обеспечение финансовых решений. М.: Проспект, 2018.112 с.

2. Восканян Р. О. Реализация стратегии роста стоимости инновационной компании посредством конгломератных сделок // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 1 (400). С. 54—60.

3. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии: пер. с нем. Г.А. Котляра, издание Н. Глаголева. СПб.: типография Н.П. Собко, 1905.418 с.

4. Dean J. Measuring the productivity of capital // Harvard business review. 1954. Vol. 32. № 1. Pp. 120-130.

5. Fama E.F. The Behavior of Stock-Market Prices // The Journal of Business. 1965. Vol. 38. № 1. Pp. 34-105.

6. Markowitz H. Portfolio Selection // The Journal of Finance. 1952. Vol. 7. № 1. Pp. 77-91.

7. Marshall A. Principles of Economics, 8th ed. London: Macmillan and Co., 1920. P. 354.

8. McGrath R. Management's Three Eras: A Brief History // Harvard Business Review. 2014. July 30. URL: https://hbr.org/2014/07/ managements-three-eras-a-brief-history

9. Parker R.H. Discounted Cash Flow in Historical Perspective // Journal of Accounting Research. 1968. Vol. 6. № 1. Pp. 58-71.

10. Sharpe W. Capital Asset Prices: a Theory of Market Equilibrium under Conditions of Risk // The Journal of Finance. 1964. Vol. 19. № 3. Pp. 425-442.

11. Taylor F.W. The Principles of Scientific Management. New York and London: Harper & Brothers, 1911. 144 p.

References

1. Vashchenko T.V. Mathematical support of financial solutions. Moscow: Prospect, 2018. 112 p.

2. Voskanyan R.O. Implementation of the strategy of value growth of an innovative company through conglomerate transactions // Economic analysis: theory and practice. 2015. No. 1 (400). pp. 54-60.

3. Engels F. The situation of the working class in England: translated from German by G.A. Kot-lyar, published by N. Glagolev. St. Petersburg: printing house of N.P. Sobko, 1905. 418 p.

4. Dean J. Measuring the productivity of capital // Harvard business review. 1954. Vol. 32. № 1. Pp. 120-130.

5. Fama E.F. The Behavior of Stock-Market Prices // The Journal of Business. 1965. Vol. 38. № 1. Pp. 34-105.

6. Markowitz H. Portfolio Selection // The Journal of Finance. 1952. Vol. 7. № 1. Pp. 77-91.

7. Marshall A. Principles of Economics, 8th ed. London: Macmillan and Co., 1920. P. 354.

8. McGrath R. Management's Three Eras: A Brief History // Harvard Business Review. 2014. July 30. URL: https://hbr.org/2014/07/ managements-three-eras-a-brief-history

9. Parker R..H. Discounted Cash Flow in Historical Perspective // Journal of Accounting Research. 1968. Vol. 6. № 1. Pp. 58-71.

10. Sharpe W. Capital Asset Prices: a Theory of Market Equilibrium under Conditions of Risk // The Journal of Finance. 1964. Vol. 19. № 3. Pp. 425-442.

11. Taylor F.W. The Principles of Scientific Management. New York and London: Harper & Brothers, 1911. 144 p.

Информация об авторе

Л.Б. Сафарян — преподаватель Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Information about the author L.B. Safarian — Lecturer of the All-Russian State University of Justice.

Статья поступила в редакцию 12.02.2024; одобрена после рецензирования 04.03.2024; принята к публикации 18.03.2024.

The article was submitted 12.02.2024; approved after reviewing 04.03.2024; accepted for publication 18.03.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Коблов С.В. Цифровая трансформация процессов управления организацией как новая управленческая парадигма. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 127 с.

ISBN 978-5-238-03776-9

Монография посвящена проблеме цифровизации, в последние годы ставшей доминирующей в российском обществе, что обосновывается многочисленными данными по научным публикациям, количеству патентов, объему инвестиций и публикациям в различных СМИ.

Проведен анализ способов, механизмов, инструментов и иных аспектов актуализации трека цифровой трансформации российской экономики. На основании полученных результатов исследования сформулированы направления развития сквозных цифровых технологий. Рассмотрена культура организаций, являющаяся барьером для цифровой трансформации компаний, которая эволюционирует в «цифровую культуру». Представлены современный рейтинг сквозных трендов процесса цифровизации, а также глобальные сквозные тренды цифровизации в отраслевом разрезе, демонстрирующие трек развития цифровой матрицы российской экономики.

Представленная в монографии информация позволит ориентироваться в сложившихся направлениях развития сквозных цифровых технологий российской экономики, а также принимать рациональные управленческие решения представителям российского бизнеса и топ-менеджменту российских компаний.

Для руководителей, специалистов и экономистов, исследующих вопросы, связанные с цифровой проблематикой, аспирантов и магистрантов, занимающихся исследованиями в области цифровой экономики, а также всех, кому интересна данная научная область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.