Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО» В ДРЕВНЕМ РИМЕ'

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО» В ДРЕВНЕМ РИМЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
822
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИМСКОЕ ПРАВО / ЛИЦА ПРАВА: ЧАСТНЫЕ И ПУБЛИЧНЫЕ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / КОРПОРАЦИИ / КОЛЛЕГИИ / ТОВАРИЩЕСТВА / СОЮЗЫ ПО ДУХОВНЫМ ИНТЕРЕСАМ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Субботин Юрий Викторович, Крицкая Светлана Юрьевна

Статья посвящена историческому аспекту формирования в Древнем Риме в условиях постоянного развития римского права такого значимого не только для римской, но и для современной юриспруденции понятия, как «юридическое лицо» в практически всех его разновидностях. Публичное лицо права, которое в трудах немецких романистов XIX века получило название «юридическое лицо», начиная с документированного свидетельства создания рексом Нумой Помпилием в VIII веке до н.э. религиозной коллегии Арвальских братьев и заканчивая Сводом римского гражданского права императора Юстиниана в VI веке н.э., неуклонно изменялось в соответствии с необходимостью отражать насущные потребности римской социально - экономической жизни. Появление таких видов юридических лиц, как collegium, corporatio, societas, sodalicium, universitas во всех их формах, наглядно показывает огромное значение, которое эти юридические и экономические явления приобрели в жизни римских граждан. Эстафета использования сущности юридических лиц в практике и теории передалась из трактатов древних времен в современное состояние юриспруденции для дальнейшего совершенствования знаний о лицах права юристами наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF FORMING THE IDEA OF JURIDICAL PERSON IN ANCIENT ROME

The article is devoted to the problems of formulating the meaning of Latin term juridical person in all known forms, such as collegium, corporation, association, society, university, company and others. The historical aspect of this problem is very important for the legal understanding of the matter even in modern conditions. The idea of some juridical person using for the needs of law was interpreted by German scientists in Roman law in XIX c. for the sense of legal construction dealing not with a real individual man, but the lawfull unity calling physical or juridical person. This construction helps to many modern juriss in their practice.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО» В ДРЕВНЕМ РИМЕ»

История формирования понятия «юридическое лицо» в Древнем Риме

Субботин Юрий Викторович,

старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Западного филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» E-mail theopol@yandex.ru

Крицкая Светлана Юрьевна,

доцент кафедры гражданского права Северо-Западного филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» E-mail: crebet@mail.ru

Статья посвящена историческому аспекту формирования в Древнем Риме в условиях постоянного развития римского права такого значимого не только для римской, но и для современной юриспруденции понятия, как «юридическое лицо» в практически всех его разновидностях. Публичное лицо права, которое в трудах немецких романистов XIX века получило название «юридическое лицо», начиная с документированного свидетельства создания рексом Нумой Помпилием в VIII веке до н.э. религиозной коллегии Арвальских братьев и заканчивая Сводом римского гражданского права императора Юстиниана в VI веке н.э., неуклонно изменялось в соответствии с необходимостью отражать насущные потребности римской социально - экономической жизни. Появление таких видов юридических лиц, как collegium, corporatio, societas, sodalicium, universitas во всех их формах, наглядно показывает огромное значение, которое эти юридические и экономические явления приобрели в жизни римских граждан. Эстафета использования сущности юридических лиц в практике и теории передалась из трактатов древних времен в современное состояние юриспруденции для дальнейшего совершенствования знаний о лицах права юристами наших дней.

Ключевые слова: римское право, лица права: частные и публичные, юридические лица, корпорации, коллегии, товарищества, союзы по духовным интересам, правовой режим юридического лица.

Энциклопедист I века до н.э. Марк Теренций Варрон в своем трактате «О сельскогм хозяйстве» восклицал: "Quid in Italia utensile non modo nasci-tur sed etiam egregium fit. Quod far conferam campano, quod triticumappulo, quod vinum falerno, quod oleum venafro? Non arboribus consita Italia est: ut tota pomarium videatur?" - « Все, что полезно для людей не только родится в Италии, но даже становится прекрасным. Какой ячмень соотнесу я с кам-панским, какую пшеницу с апулийской, какое вино с фалернским, какое масло с венафрским? Не засажена ли Италия деревьями, что она вся кажется фруктовым садом?» [22 p.90].

Каждый римский гражданин считался лицом права, имеющим индивидуальные особенности, сходные с особенностями других граждан, поэтому для облегчения правовых действий любой гражданин рассматривался не как конкретный человек: Тит, Марк, Публий, а как некая правовая конструкция - принципиальная схема придуманной, воображаемой личности: некое частное или единичное лицо в правовых действиях - сделках (persona pri-vata, singula) [3 c.35]: в современной терминологии такое отдельное частное лицо права называется физическим лицом [5 c. 91].

Однако люди постоянно находились во взаимодействии, особенно при глубокой специализации своей деятельности, при чем реализация целей их работы могла превышать срок человеческой жизни [4 c. 230].

Ни одно занятие сельским хозяйством или ремеслом не обходилось без религиозных культов поклонения богам и жертвоприношений, которые совершали жрецы, объединенные в религиозные союзы., самыми древними из которых считаются понтифики - жрецы бога Юпитера, авгуры - птице-гадатели и жрецы священнодействий (duoviri) [11 p. 675].

Для совершения каких-то юридических действий, связанных с большим объемом работы, с привлечением больших средств, с реализацией замыслов, требующих длительного периода времени, сил одного физического лица могло не хватить: требовалось объединение усилий нескольких физических лиц, а иногда и привлечение их капиталов для создания союзов - сообществ. Такие союзы частных лиц, под названием collegia - коллегии, известны с глубокой древности, например, коллегия торговцев зерном, созданная в 495 г. до н.э. при храме Меркурия [11 р.157].

Римляне называли некоторые коллегии «публичными лицами» (personae publicae), отражая в таком названии, что это объединение отдельных лиц создается публично, т.е. с разрешения и при контроле государства [9 с. 50].

5 -а

сз

<

Так, магистраты из африканских провинций Фронтин и Урбик считали, что «есть лицо отдельное, а есть публичное», относя к публичным лицам «народ, курию, колонии» («Sive singularis sit perso-na...vel populus, vel curia, vel collegium») [1 с. 100].

Collegium - слово архаичное, часто встречающееся в надписях, где его написание долго не могло установиться: conlegium, gonlegium, colligium, collegius, colegi, однако тот факт, что оно является производныфм от глагола legere «брать» не вызывает сомнений: приставка cum « с, вместе с», видоизменившаяся в con + lego = collegium «собрание» [19 p. 350]. Таким образом, первоначально под коллегией понималось собрание людей (физических лиц) и их имущества для совместной работы, одобренной государством. В Законах XII таблиц и сохранившихся надписях прямо упоминаются коллегии флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, дубильщиков, кузнецов и гончаров [11 р. 159-160].

Хотя, несомненно, коллегии авгуров - птицега-дателей и гаруспиков - гадателей по внутренностям жертвенных животных, состоявшие в основном из этрусков и сабинян, занимались задолго до того, как Рим стал городским поселением, исполнением обрядов старых сельско-хозяйственных культов, тем не менее, самые древние сохранившиеся свидетельства о жреческих коллегиях относятся к коллегии Арвальских братьев, или братьев пашни. Второй римский рекс Нума Помпилий в VIII веке до н.э. учредил коллегию и выделил для отправления культа Великой Богини (Dea Dia)(воз-можно, Церера - богиня полей и хлебов или Опа -богиня плодородия и богатства) священную рощу в 4 милях от Рима. [15 p. 33]. М.Т. Варрон в трактате «О латинском языке» так описывает арвальских братье: "Fratres arvales dicti qui sacra publica faciunt, propterea ut fruges ferunt arva" - " Арвальские братья названы так, что они совершают государственные священнодействия, для того, чтобы поля приносили плоды» [25 p.39-40] Записи их священнодействий (вплоть до 325 г.н.э.) на деревянных досках сохранились до I в. до н.э., когда принцепс Окта-виан Август приказал перенести текст с обветшавших досок на мраморные таблицы, благодаря чему мы можем узнать о составе коллегии из 12 жрецов, причем глава (magister) и его помощник (promagister) сменялись ежегодно [10 p. 459, 864] и их жертвоприношениях [20 p. 241-251]. Начиная с I в. до н.э. наряду со словом collegium - коллегия, стало употребляться, часто замещая его слово corporatio -корпорация (буквально «телесность, тела, объединение тел» - множественное число от «corpus, corporis» - «тело»). По аналогии с коллегией корпорация стала обозначать «собрание, совокупность физических лиц». Этимологически это слово связано с праиндоевропейским корнем — *krp- «создавать», из которого образованы слова: S2 иранское (авестийское) kahrpam «фигура, внеш-й ность, тело», прусское kermens «тело», русское ° чрево/черево «тело, нутро» [14 р. 144]. «Этимо-SB логический словарь латинского и других италий-

ских языков» Михила де Ваана добавляет: средне-ирландское crí «тело» и древнеиндийское (санскрит) krp-ä «внешность» [24 p. 138]. Из значения «множество тел» получилось понятие «совокупность физических лиц, которые объединились для осуществления совместной деятельность при достижении какой-либо общественно или лично полезной деятельности, одобренной и разрешенной государством с образованием самостоятельного субъекта права, которое у римлян называлось публичным лицом, а в современное нам время называется юридическим лицом» [13 p.139]. Как писал в своей книге «О сельском хозяйстве» Луций Юний Модерат Колумелла: «в корпорации необходимо охранять интересы мужчин, которые связали себя с наиболее значимой целью» [22 р. 6 2].

Возможно, название «публичное лицо права» использовалось бы и в наши дни, но, начиная с 1247 г. применение этого термина стало расширяться и наполняться новыми смыслами. После Второго Лионского Собора (1245 г.), папа Иннокентий IV в Страсбурге в 1247 г. издал комментарии (Apparatus) к пяти книгам Декреталий своего предшественника - папы Григория IX. Здесь Иннокентий IV впервые обратил внимание на «лицо права»: «Collegum in causa universitatis fingatur una persona» («Когда коллегия, находится в положении сообщества, пусть она представляет одно лицо»); «Quia universitas, si-cut est capitulum, populus, gens et haec nomina sunt iuris non personarum, et universitas nihil aliud est, nisi singuli homines qui ibi sunt» («Так как сообщество как бы представляет отделение, народ, племя, и это названия права, а не отдельных лиц, то и сообщество является ничем иным, как объединение отдельных людей, которые в него входят»). Поскольку объединение отдельных граждан воображается некой единицей права, то оно и называется persona ficta («воображаемое лицо»)[16 p. 437-438]

Взяв за основу идею лица как фикции права, немецкие юристы XIX в. Отто фон Гирке, Карл Фридрих фон Савиньи, Рудольф фон Йеринг, Бер-нхард Виндшейд и др., а также английские правоведы Лорд Кок, Джон Остин и пр., создали теорию юридического лица [8 c.131-205].

В римском праве не было абстрактных категорий юридических лиц, а были конкретные исторически меняющиеся публичные (т.е. юридические) лица. Жизнь и деятельность римских граждан проходила в различных коллективных организациях или была связана с коллективными структурами, по сути дела, с публичными лицами, которые, кроме коллегий и корпораций, иногда назывались so-cietas ("ius quodam fraternitas in se habet" - «что-то от права братства в себе имеет» D. XVII. 2, 63) или sodales ("sunt qui eiusdem collegii" - «принадлежащие к одной и той же коллегии» D. XLVII. 22. 4) [2 с. 426]:

- гражданскими - курия, триба, муниципий, колония, эрарий, затем фиск;

- военными - центурия, воинское братство;

- религиозными - разные жреческие коллегии (гаруспиков, авгуров, понтификов, Арвальских

братьев и т.д.), культовые сообщества (братство сторонников императора Августа);

- профессиональными - товарищества разного рода предпринимателей (откупщиков, могильщиков, рыбаков, ремесленников, торговцев)

- для удовлетворения духовных запросов и выполнения функций общественного призрения -благотворительные фонды, поддерживающие бедняков; приюты, больницы, школы (например, правовая школа сабинианцев); любительские объединения (кружок любителей поэзии Гая Цильния Мецената, друга Октавиана Августа и покровителя известных поэтов - Вергилия, Горация, Катулла) [7 c.246], пожарные команды, как частные, так и государственные, образованные по эдикту принцепса Августа, а в христианские времена - монастыри как corporatio Christianorum [2 c.396]. Постепенно многие из этих коллективов стали

оформляться юридически, приобретая права и выполняя обязанности. Традиционно эти общности стали подразделяться на «объединения лиц» (uni-versitas personarum) и «совокупности имуществ» (universitas bonorum). К первым относился, например, «римский народ» (populus Romanus), а ко вторым - казна как имущество императорской администрации - фиска[18 p. 50].

Понятие universitas rerum было известно еще Марку Туллию Цицерону, который в трактате «О природе богов» постоянно употреблял слово universitas, например, "Mundus est rerum unuversi-tas" - «Мир является соединением вещей» [12 р. 18-25]. Но в юридическом значении universitas стало употребляться только в постклассическом римском праве[23 p. 90].

Несмотря на то что, в полном смысле слова, все эти организации нельзя отождествлять с юридическими лицами современного гражданского права, как российскими, так и зарубежными. Однако они имеют черты аналогичные характеристикам, которые выделяют юристы нашего времени для юридических лиц.

Первые корпорации, зафиксированные под названием коллегий в Таблице VIII Законов XII Таблиц, образовались при определенных условиях, которые можно назвать правовым механизмом образования коллегий. К условиям возникновения коллегий относились:

1) Tres faciunt collegium (D.16.85) («трое создают коллегию») - дано указание на минимальное число лиц, необходимых для создания коллегии, а вот максимальное число лиц не указывается;

2) Publica pax et clementia omnium ordinum (D. L.17.73. 4) («общественный мир и согласие всех сословий»). По этому поводу Гай писал: «Если не противоречит это общественным установлениям, пусть имеет законную силу то, о чем договорились между собой ради собственных целей» (D.XLVII. 22. 4);

3) Lex collegii - необходимо было составить устав, в котором должно было отражаться название коллегии; срок, на который она создавалась

(D.XVII. 63); указывались учредители, их права и обязанности. Например, устав похоронной коллегии, устав коллегии трубачей 3-го легиона, городской устав муниципия Сальпенсы в Испании и т.п.;

4) Collegium licitum - на деятельность коллегии следовало получить разрешение (D. XLVII. 22. 1).

Некоторые коллегии были запрещены, например, коллегия вакхантов, осуществлявшая культ бога Вакха (Senatusconsultum de Bacchanalibus); братство воинов, находящихся в провинции, в военных городках и лагерях (castrensis iurisdictio) [2 p. 339].

Организация юридических лиц жестко регламентировалась. При императоре Августе по закону Юлия (Lex Iulia de collegiis, 21 г. до н.э.) для создания коллегии нужно было получить разрешение Сената (consensus senatus). Это положение неоднократно подтверждалось в законах, сенатускон-сультах и преторских эдиктах и позже в законодательстве императора Юстиниана: «Чтобы не было создано незаконное (illicitum) сообщество» (D. III. 4. 2-3).

Но по мере развития хозяйственного оборота, требовавшего большей мобильности участников и привлечения крупных капиталов, те или иные юридические лица постепенно начинали приобретать права, сходные с правами частных лиц, например, муниципии получали экономическую самостоятельность, получив имущество по легату - завещательному отказу. Законные корпорации могли освобождать имеющихся у них рабов, делая их вольноотпущенниками, а затем наследовать имущество этих вольноотпущенников. Юридические лица могли предъявлять иски другим юридическим лицам или физическим лицам через представителей - это был представитель юридического лица, чаще всего на процессах - actor или syndicus. Помимо синдика, который иногда избирался корпорацией управляющим общим имуществом, в составе правления корпорации находился и казначей - ar-carius, который занимался распределением прибыли, поступавшей в казну данного юридического лица - arca [17 p.238].

Юридические лица ликвидировались, если:

- они попадали в утвержденный властными органами список (D. III. 4) запрещенных объединений или же объявлялись в конкретном постановлении Сената или конституции императора незаконными;

- была достигнута цель, ради которой объединение и создавалось;

- члены юридического лица добровольно заявили о его закрытии;

- член, на имя которого заключен договор товарищества, умер;

- у одного из членов конфисковали имущество, р которое представляло основную имуществен- Д ную массу; Ч

m

- в корпорации не осталось ни одного члена или К «сообщество свелось к одному члену ... право S всех ушедших сосредоточилось в нем одном, у и сохраняется имя корпорации» (D. III. 4. 7. 2). А

CM

<o

Имущество ликвидированного юридического лицо распределялось среди его членов, согласно «уговора о распределении прибыли и убытка» -«Aequales scilicet partes in lucro et in damno spect-antur» (D.III.25.1).

За всю историю существования Рима в числе разного рода организаций выделялись несколько видов юридических лиц, обозначаемых: то corpo-ratio, то collegium, то universitas, то sodalicia:

1) самыми крупными являлись:

• Res publica (государство), как юридическое лицо включавшее populus Romanus (совокупность граждан - римский народ), и совокупность имущества граждан, которую представляли aerarium (эрарий - народная казна) и fiscus (фиск - императорская казна),

• Municipium - «городское сообщество, муниципальное образование, связанное с Римом федеральным договором о взаимопомощи и совместных действиях против врагов»,

• Colonia - «колония - городское поселение римских граждан на захваченных Римом землях»,

• Pagus - «паг - небольшой населенный пункт в провинции», населенный, как правило, варварами, которых римляне называли peregrini dediticii «вечные зависимые чужеземцы» и др.

2) культовые объединения:

• Collegia sacerdotum (Salii, Arvales fratresj - коллегии жрецов (салиев - прыгунов, обслуживавших культ бога производительных сил Марса, Арвальских братьев - братьев пашни и др.);

• !orporationes christianorum - общины христиан, получившие название Ecclesia (Церковь), а с 313 г. по Миланскому эдикту (Edictum Mediolanense) получившая статус юридического лица;

• Corpora pia (monasterium) - богоугодные заведения, в основном монастыри;

• Sodalitates - сообщества ветеранов по поводу предстающих похорон (действовали по принципу «черной кассы»);

• Collegia sodalicia - братства (культовые коллегии), впоследствии занимавшиеся политической агитацией - общества сторонников императоров Флавиев; братство, поддерживающее императора Адриана;

3) Объединения ремесленников (laborantes): collegium fabrorum (объединение кузнецов), collegium pistorum (артель рыбаков), collegium funeraticia (коллегия похоронщиков), societas publicanorum (коллегия откупщиков), collegium fullonum (коллегия суконщиков, ответственная за хранение и починку одежды), collegium navicularium (коллегия лодочников), collegium mercatorum (коллегия торговцев), collegium AEsculapii et Hygiae (коллегия врачей и сиделок, обеспечивающая уход за больными пациентами),

• collegium tenuiorum (коллегия бедняков, плативших небольшие ежемесячные взносы на достойное погребение) и другие.

4) Учреждения и некоммерческие организации (universitates):

• scholae - школы,

• больницы (nosocomia),

• приюты (receptoria),

• кружки (circulli).

• благотворительные фонды как совокупность лиц (Universitas personarum) и совокупность вещей (universitas bonorum) - (fundi, или beneficia), которые могли быть частными, например, фонд Гая Плиния Цецилия Секунда, передавшего в дар родному городу Комо сады в бесплатное пользование и крупную сумму денег для помощи неимущим, а могли быть государственными, например, учрежденные императорами Не-рвой и Траяном фонды снабжения по содержанию детей бедных граждан[21 p.99].

Также можно выделить корпорации с точки зрения законности их создания:

• Universitates iuris licitae - организации, созданные по разрешению;

• Universitates facti - объединения существующее фактически, но без разрешения (turba -толпа; secta - секта, школа, учение, от лат. sequor - следую; latrones - шайка; grex - стадо; bibliotheca - библиотека и т.п.). Современное отношение к пониманию важности римского права для представления, что собой представляло юридическое лицо, выразил Р. Ие-ринг, считавший, что права в субъективном смысле являются сутью содержания права, а главными субъектами являются физические и юридические лица. Причем, физические лица стоят позади юридических, поскольку для них «юридическое лицо является только технически-необходимым представителем (носителем прав) - будь то замкнутый круг лиц или неопределенная множественность (например, при больнице - больные; при учреждении, служащем искусству, - любители искусства) [6 с. 76].

Литература

1. Альбрехт (2005) - Альбрехт М. фон. История римской литературы / пер. А.И. Любжина. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2002-2005. Т. 1-3. Т. 3. М., 2005. 616 с.

2. Бартошек (1989) - Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения). М.: Юридическая литература, 1989. 448 с.

3. Березкин, Субботин (2017) - Березкин А.В., Субботин Ю.В. Личность как индивидуум и как лицо права: история понятий // Безопасность, личность, общество: социально-правовые аспекты. Сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола. 24 ноября 2016 г. СПб.: ИД Петрополис, 2017. С. 32-40.

4. Гарсия Гарридо М.Х. Римское частное право: казусы, иски, институты. М.: Статут, 2005. 812 с.

5. Герваген (1888) - Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. СПб.: Тип. И.Н. Ско-роходова, 1888. XVI, 91 с.

6. Иеринг Р., фон. Юридическая техника. М., 2008. 180 с.

7. Мельникова (2003) - Мельникова А.С. Кружки интеллектуалов в эпоху поздней римской республики (по письмам Марка Туллия Цицерона) // Проблемы античной истории: Сб. научных статей: 70-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. С.243-260.

8. Савиньи Ф. К. фон. Система современного римского права: В 8 т. T.II. М.: Статут, 2012. 573 с.

9. Суворов 1900 - Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М.: Статут, 2000. 299 с.

10. Acta Fratrum Arvalium quae supersunt (ed. Guil. Henzen)/ Berolini: Typis Georgii Reimeri, 1874. -970 p.

11. The Cambridge Ancient History. Vol.7. Part 2. The rise of Rome to 220 B.C. Cambridge: University Press, 2015. 968 p.

12. Cicero. XIX De natura deorum. Academia. London: W. Heinemann, 1967. 704 p.

13. Düll R. Persona // Paulys Realencyclopädie der Classischen Alterumswissenschaft. Stuttgart: Alfred Druckenmüller Verlag, 1937. Bd. 37. Sp. 1036-1041.

14. Ernout, Meillet (2001) - Ernout A., Meillet A. Dictionnaire Étymologique de la Langue Latine. Paris: Klincksieck, 2001. 833 p.

15. Havell B.A. Ancient Rome. The Republic. New Lanark, Scotland: Geddes and Grosset, 2003. 544 p.

16. Koessler М. The Person in Imagination or Persona Ficta of the Corporation // Louisiana Law Review. 1949. Vol. 9. № 4 (May). P. 437-438 (электронная версия доступна из URL: https://digi-talcommons.law.lsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?arti-cle=1615&context=lalrev).

17. Noël, Carpentier (1831) - Noël V.F., Carpenti-er M.L.J. Philologie française ou dictionnaire étymologique. Paris: Le Normant Fils, 1831. T. 1. 785 p.; T. 2. 932 p.

18. Orestano R. Il problema delle persone giuridi-che in diritto romano. Vol. 1. Toronto: Giappi-chelli, 1968. (электронная версия доступна из URL: https://www.studocu.com/en/docu-ment/libera-universita-maria-santissima-assunta/ diritto-romano/summaries/riassunto-dell-esame-di-diritto-romano-2-il-problema-delle-persone-giuridiche-orestano/2572026/view).

19. Oxford Latin Dictionary (1968) - Oxford Latin Dictionary. Oxford: Clarendon Press, 1968. 2126 p.

20. Piganiol A. Observation sur le ritue le plus des frères arvales.// Comptes rendus des séances de l' Academie des Inscriptios et Belles Lettres. N. 2, 1946, pp. 241-251.

21. Rheifelder H. Das Wort «Persona» Geschichte seiner Bedeutungen mit besonderer Berücksichtigung des französischen und italienischen Mittelalters // Beihefte zur Zeitschrift für romanische Philologie. Halle (Saale): M. Niemeyer, 1928. T. 77. 199 s.

22. Scriptores rei rusticae: Marcus Porcius Cato. Enar-rationes. De re rustica. Marcus Terentius Varro. De re rustica. L. lunius Moderatus Columella. De re rustica. Rutilius Taurus Palladius. De re rustica. Reggio Emilia: Bertholomaeus de Bruschis, Bottonus, 1482. 386 p.

23. Siracusa R. Le nozione di "universitas" in diritto romano. Milano: DEL, 2016. 138 p.

24. Vaan M. de. Etymological Dictionary of Latin and the other Italic Languages. Leiden: Brill, 2008. 706 p.

25. Varronis Marci Terentii.De lingua Latina. Berolini: Teubneri, 1885. 608 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE HISTORY OF FORMING THE IDEA OF JURIDICAL PERSON IN ANCIENT ROME

Subbotin Yu.V., Kritskaya S. Yu.

Western Branch of Russian State University of Justice

The article is devoted to the problems of formulating the meaning of Latin term juridical person in all known forms, such as collegium, corporation, association, society, university, company and others. The historical aspect of this problem is very important for the legal understanding of the matter even in modern conditions. The idea of some juridical person using for the needs of law was interpreted by German scientists in Roman law in XIX c. for the sense of legal construction dealing not with a real individual man, but the lawfull unity calling physical or juridical person. This construction helps to many modern juriss in their practice.

Keywords: Roman law, individual human person, civil and public persons, physical person, juridical person, collegium, corporation, company, association, operating conditions of juridical persons creature.

References

1. Albrecht (2005) - Albrecht, M. von. Istoria rimskoi literatury [Geschichte der römischen literatur], Moscow, Greko-latinskii cabinet Shichalina, 2002-2005, Т. 1-3, Т. 3, 2005. 616 s. (Russian translation).

2. Bartosek (1989) - Bartosek M. Rimskoe pravo [Roman Law]. Moscow, Yuridicheskaya literatura, 1989. 448 s. (In Russian).

3. Berezkin, Subbotin (2017) - Berezkin A.V., Subbotin Yu.V. Lich-nost' kak individuum i kak litso prava: istoriya ponyantiy [Person as individuum and as juridical person: the history of terms]. Security, identity, society: a socio-legal aspects. St. Petersburg, Petropolis, 2017, ss. 32-40. (In Russian).

4. Garsia Garrido M.J. Rimskoye chastnoe pravo: casos, acciones, instituciones. Moskva: Statut, 2005. 812 s. (In Russian).

5. Gervagen (1888) - Gervagen L.L. Razvitie ucheniya j yuridich-eskom litse [The development of the doctrine of juridical person]. St. Petersburg: Skorokhodov, 1888, XVI, 91 s. (In Russian).

6. Jhering R.von. Juridicheskaya tehnica. M., 2008. 180 s. (In Russian).

7. Melnikova (2003) - Melnikova A.S. Kruzhki intellektualov v epo-hu pozdnei rimskoi respubliki [Circles of intellectuals in the late Roman Republic]. Problemy antichnoi istorii [The Problems of Ancient History]. St. Petersburg: St. Petersburg University, 2003, ss. 243-260. (In Russian).

8. Savigny F. C. von. Systema sovremennogo rimskogo prava: V 8 t. T.II. М.: Statut, 2012. 573 s. (In Russian).

9. Suvorov 1900 - Suvorov N.S. Ob yuridicheskih litsah po rim-skomu pravu [Legal persons in Roman Law]. Moscow: Statut, 2000. 299 s. (In Russian)

10. Acta Fratrum Arvalium quae supersunt (ed. Guil. Henzen)/ Ber- 5 olini: Typis Georgii Reimeri, 1874. - 970 p. И

11. The Cambridge Ancient History. Vol.7. Part 2. The rise of Rome И to 220 B.C. Cambridge: University Press, 2015. 968 p. Е

12. Cicero. XIX De natura deorum. Academia. London: W. Heine- К mann, 1967. 704 p. g

13. Düll R. Persona. Paulys Realencyclopädie der Classischen Al- а terumswissenschaft. Stuttgart: Alfred Druckenmüller Verlag, К 1937, bd. 37, sp. 1036-1041. >

14. Ernout, Meillet (2001) - Ernout A., Meillet A. Dictionnaire Étymologique de la Langue Latine. Paris: Klincksieck, 2001, 833 p.

15. Havell B.A. Ancient Rome. The Republic. New Lanark, Scotland: Geddes and Grosset, 2003. 544 p.

16. Koessler М. The Person in Imagination or Persona Ficta of the Corporation // Louisiana Law Review. 1949. Vol. 9. № 4 (May). P. 437-438 (электронная версия доступна из URL: https:// digitalcommons.law.lsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1615&-context=lalrev).

17. Noël, Carpentier (1831) - Noël V.F., Carpentier M.L.J. Philologie française ou dictionnaire étymologique. Paris: Le Normant Fils, 1831, T. 1, 785 p.; T. 2, 932 p.

18. Orestano R. Il problema delle persone giuridiche in diritto romano. Vol. 1. Toronto: Giappichelli, 1968. (электронная версия доступна из URL: https://www.studocu.com/en/document/ libera-universita-maria-santissima-assunta/diritto-romano/sum-maries/riassunto-dell-esame-di-diritto-romano-2-il-problema-delle-persone-giuridiche-orestano/2572026/view).

19. Oxford Latin Dictionary (1968) - Oxford Latin Dictionary. Oxford: Clarendon Press, 1968. 2126 p.

20. Piganiol A. Observation sur le ritue le plus des frères arvales.// Comptes rendus des séances de l' Academie des Inscriptios et Belles Lettres. N. 2, 1946, pp. 241-251.

21. Rheifelder H. Das Wort «Persona» Geschichte seiner Bedeutungen mit besonderer Berücksichtigung des französischen und italienischen Mittelalters. Beihefte zur Zeitschrift für romanische Philologie. Halle (Saale): M. Niemeyer, 1928, Heft 77, 199 s.

22. Scriptores rei rusticae: Marcus Porcius Cato. Enarrationes. De re rustica. Marcus Terentius Varro. De re rustica. L. Iunius Mod-eratus Columella. De re rustica. Rutilius Taurus Palladius. De re rustica. Reggio Emilia: Bertholomaeus de Bruschis, Bottonus, 1482. 386 p.

23. Siracusa R. Le nozione di "universitas" in diritto romano. Milano: DEL, 2016. 138 p.

24. Vaan M. de. Etymological Dictionary of Latin and the other Italic Languages. Leiden: Brill, 2008. 706 p.

25. Varronis Marci Terentii.De lingua Latina. Berolini: Teubneri, 1885. 608 p.

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.