Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Иванова Л.Б. — История формирования основ высшего образования в Бурятии // Исторический журнал: научные исследования. - 2021. - № 3. DOI: 10.7256/2454-0609.2021.3.35739 URL: https ://nbpubMLcom/fcary_read_article.php?id=35739
История формирования основ высшего образования в Бурятии
1/Ъанова Лилия Борисовна
ассистент, кафедра истории Бурятми, ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет имени Дрржи
670000, Россия, республика Бурятмя, г. Улан-Удэ, уп. Ранжурова, 6, оф 2304
okinsk1@mail.ru
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.7256/2454-0609.2021.3.35739
Дата направления статьи в редакцию:
16-05-2021
Дата публикации:
23-05-2021
Аннотация: В статье рассматриваются малоизученные аспекты возникновения и развития основ высшего образования в Бурятии. Особое внимание уделяется историческому анализу знаниевых традиций бурятского общества и образовательной практики буддизма, а также изучению опыта распространения западной светской культуры в Сибири после присоединения ее к России. Изучаются основные принципы функционирования и главные направления эволюции традиций высшего образования в контексте конкретно-исторических условий конца XIX - начала XX в. В работе выделены основные исторические периоды формирования высшего образования на территории региона. При рассмотрении каждого из них становится очевидно, что образовательные учреждения, существовавшие в разные периоды, являлись катализаторами развития высшего образования в Бурятии. В ходе проведенного исследования выявлено, что развитие основ высшего образования на территории региона происходило в русле основных тенденций развития дореволюционного российского общества и начального этапа советских модернизационных процессов. Однако имели место особенности историко-культурного развития Бурятии, обусловившие специфичность решения образовательных проблем, которые основывались на богатом культурно-историческом наследии бурятского этноса, этнических процессах и национальных традициях российской системы образования. Советские модернизационные процессы ускорили создание основ высшего образования. Открытие на территории республики высших
учебных заведений в 1932 г. положило начало формированию и развитию высшего образования в Бурятии, широкой подготовке высококвалифицированных профессиональных кадров.
Ключевые слова: буддийское образование, светское образование, национальная интеллигенция, Восточный институт, Прибайкальский народный университет, Иркутский государственный университет, высшее образование, Верхнеудинск, интеллигенция, научно-педагогические работники
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова" 2021 г. № 21 - 10 - 0502
В настоящее время система высшего образования в России претерпевает существенную трансформацию. Эти процессы коснулись и регионального высшего образования, в том числе и Республики Бурятия. Происходящее не носит случайный характер, оно продиктовано тем, что современное высшее образование основывается на историческом опыте советского периода развития и мировых достижений в этой области. Однако необходимо обратить внимание на существовавшие в Бурятии, задолго до появления первого высшего учебного заведения исторические предпосылки, базовые основы для подготовки специалистов.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью в историческом анализе истории формирования основ высшего образования в национальных регионах Сибири на этапе дореволюционного развития и в первые годы советского строительства.
Значительный вклад в изучение этой научной проблемы внесли П. И. Бартанов, Б. Б. Батуев, И. А. Батудаев, Г. А. Терюшков, М. П. Хабаев, К. Х. Халзанов, С. В. Калмыков, В М. Пыкин, И. И. Осинский, И. Х. Бальхаева, Л. А. Зайцева и др. В их работахотражены многие важные аспекты проблемы складывания основ высшего образования в регионе, однако основные предпосылки зарождения системы высшего образования в комплексном рассмотрении не раскрыты.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые комплексно рассматриваются проблемы формирования основ высшего образования в Бурятии. Акценты расставлены на специфике процесса в контексте экономических, социокультурных и этнополитических преобразований в стране и регионе. Процесс складывания основ высшей школы Бурятии анализируется за содержательно насыщенный хронологический период XIX - н. XX вв. что позволяет выявить этапы этого процесса и рассматривать его как единый и взаимосвязанный. Несомненно, что еще в XIX в. в бурятском обществе появились первые образовательные учреждения, а со второй половины XIX в. появляется целая плеяда профессиональных специалистов, получивших высшее образование в учреждениях европейской России. Особое значение для перспектив развития высшей школы в Бурятии имели временно дислоцировавшийся в Бурятии Восточный институт из Владивостока. Верхняя граница исследования доходит до 1932 г., когда был открыт первый ВУЗ в Бурятии. Комплексный подход к проблеме основан на привлечении широкой документальной базы, основной упор сделан на привлечение периодических изданий и архивных документов. При написании работы были использованы проблемно-хронологический, историко-типологический и компаративистский методы исследования, которые позволили определить соотношение закономерностей и региональных особенностей развития основ высшего образования в ходе культурно-исторических процессов.
Объектом исследования является объективный исторический процесс формирования основ высшего образования в Бурятии.
Предметом исследования выступает конкретно-исторический процесс развития предпосылок высшего образования в Бурятии в условиях эволюции бурятского общества на этапе модернизационных процессов.
Цель исследования раскрыть исторические предпосылки процесса становления и развития высшего образования в Бурятии, выявить социально-экономические, социокультурные и этнополитические факторы, определявшие специфику этого процесса в дореволюционный и советский периоды.
На территории Республики Бурятия можно выделить, по нашему мнению, несколько основных периодов формирования системы высшего образования: первый период -распространение знаниевых традиций бурятского общества и образовательной практики буддизма, второй период - один из самых длительных, в этот период происходила закладка первых образовательных учреждений в республике. С установлением советской власти в Сибири и в России в целом начинается наиболее продуктивный период развития системы высшего образования.
Процесс становления и развития духовно-нравственного образования бурятского народа был неразрывно связан с воспитанием подрастающего поколения, которое опиралось на традиции народа. Именно в восточных традициях и обычаях бурят, связанных с почитанием знания и ума, аккумулируется многовековой опыт и мудрость народа в воспитании молодого поколения.
Народные традиции, связанные с воспитанием детей и молодежи, как традиции народного воспитания органически входят в народную педагогику. Традиции народного в ос пита ния мож но рас с ма тр ив а ть ка к ис то рич е с ки с ло ж ив шие с я в о с пита те льные отношения между взрослыми и детьми, практический воспитательный опыт народа, средства и приемы воспитания, передаваемые из поколения в поколение в процессе живого общения и поддерживаемые силой общественного мнения. Воспитательное значение традиций заключается в том, что они тесно связаны с жизнью и бытом народа, близки и понятны ему. Традиции и обычаи присутствуют в семье, школе, на улице, в производственных коллективах, отражаются в народном искусстве, в нормах приличия, праздниках и т. д.
Распространившийся с XVIII в. в Бурятии буддизм оказал влияние не только на духовно-культурную жизнь, но и на образование и просвещение народа. Дацаны являлись практически единственными культурными центрами, хранилищами культурных ценностей и их трансляторами в новое поколение. При каждом дацане функционировали
конфессиональные школы со своей специфической системой обучения и воспитания С развитием буддизма связано появление и укрепление бурятской национальной интеллигенции. Именно под воздействием буддизма формировалась бурятская национальная культура.
Во второй половине XIX в. в Бурятии начался процесс становления светского образования и науки, в бурятском обществе создаются первые школы. Носителями демократических идей в развитии высшего образования в Бурятии явились просветители в лице передовой интеллигенции Сибири - последователей декабристов, ученых-востоковедов и формирующейся национальной интеллигенции, главным образом, учителей бурятских школ. Этот фактор стал основным в формировании одной из базовых
составляющих будущей системы высшего образования - ее направленности на светскую западную модель.
Первым бурятским ученым, получившим высшее образование западного образца и защитившим кандидатскую диссертацию, стал известный монголист XIX в., знаток истории и этнографии народов Центральной Азии, первый бурятский ученый Доржи Банзаров. Доржи Банзаров по ходатайству тайши селенгинских бурятских родов в числе пяти малолетних бурят был принят в 1-ю Казанскую гимназию. Окончив гимназию в 1842 г., он поступил в Казанский университет и с отличием его окончил.
Первыми народными учителями, которые несли в темные массы свет знаний, ценности культуры, правды, порядочности, гуманизма, был выпуск народных учителей Иркутской губернии - Хангаловский поток.
Матвей Николаевич Хангалов по праву является одним из первых учителей-демократов, прос в е тите ле й на ро да .
Известно, что роль учителей-бурят в деле пробуждения и подъема народа, движения и прорыва к новым горизонтам социального и национального бытия была решающая: именно они, первые народные учителя, подготовили в конце XIX в. выдающуюся бурятскую интеллигенцию, отцов самоопределения монгольской нации. Именно народные учителя взрастили слой интеллигенции профессоров Э.-Д. Ринчино, Ц. Жамцарано, Г.
Цыбиков, Б. Барадин
Вопрос о необходимости организации в крае высшей школы впервые был поставлен еще дореволюционной бурятской интеллигенцией. Среди бурят высшее образование получили П. Бадмаев, Г. Цыбиков, Ц. Жамцарано, Б. Барадин, М. Богданов, Э.-Д. Ринчино, Д. Сампилон, Б. Вампилун, М. Сахьянова, С. Цыбиктаров, Л. Жабэ, Б.-С. Ямпилов и др. Многие из них стали крупными учеными, внесшими большой вклад в развитие отечественной науки.
И с то рия в ыс ше г о о б ра з ов а ния в С иб ири, на Д а льне м В ос токе в с е це л о с в я з а на с процессами социально-экономического освоения и развития этого региона. В 1876 г. по указу Александра II в Сибири был открыт первый университет в г. Томске. В 1899 г. было открыто второе высшее учебное заведение за Уралом - Восточный институт. История этого института неразрывно связана с историей становления высшего образования в Бурятии, так как на время Русско-японской войны он был эвакуирован в Верхнеудинск.
В январе 1905 г. приамурский генерал-губернатор предложил верхнеудинскому городскому голове подыскать помещения для 120 студентов и 10 профессоров
Восточного института, приезд которых в Верхнеудинск был назначен на 20 января ^^ Об эвакуации института сообщают биографы Г. К. Цыбикова, называя дату возвращения
профессора из Верхнеудинска во Владивосток 15 декабря 1906 г. [7]. К сожалению, подробных сведений о верхнеудинском периоде истории Восточного института нет. Известно, что студенты Восточного института принимали активное участие в революции 1905 г. В сентябре 1905 г. была предпринята попытка возобновить учебный процесс, а в октябре 1905 г. несколько студентов, преподаватели и офицеры-вольнослушатели вернулись во Владивосток.
В 1917 г. рождается новая форма учебных заведений - народные университеты, ставшие на некоторое время связующим звеном между средней и высшей школами [7]. После
открытия в 1918 г. Иркутского университета возникла идея создания университета в Верхнеудинске. 18 января 1920 г. на заседании отдела Байкальского союза кооперативов был поднят вопрос о создании университета взамен закрытой вечерней школы для взрослых.
Весной 1920 г. в Верхнеудинске создается инициативная комиссия по организации Прибайкальского народного университета. В эту комиссию вошли представители кооперативных и общественных организаций, а также преподаватели школ. По инициативе местных лекторов состоялось официальное открытие Прибайкальского народного университета, который разместился в трехэтажном здании С. И. Розенштейна.
В 1920-1921 учебном году в университете функционировали общеобразовательный и гуманитарный факультеты. В следующем учебном году были открыты физико-математический факультет и кафедра прибайкаловедения. Эта кафедра, собрав и обработав фактический материал, подготовила и прочитала цикл лекций по социально-экономической истории Прибайкалья, осуществила выпуск «Известий кафедры Прибайкаловедения», издала ряд статей, очерков, упорядочила архивное дело
4 сентября 1921 г. был открыт филиал университета в г. Троицкосавске. Диплом об образовании университет не выдавал, только удостоверение лицам, успешно прослушавшим тот или иной курс. Университет был закрыт в 1922 г. в связи с ликвидацией ДВР.
С момента установления в Бурятии советской власти процесс образования был систематизирован на основе всеобщего обязательного обучения, доступности и светскости школы, государственного обеспечения, демократии, учета местных и на циона льных ос о б е нно сте й и т. д.
К концу 1920-х - началу 1930-х гг. в республике была фактически создана система среднего образования путем введения всеобщего начального обучения в сельской местности и семилетнего - в городах. К этому времени функционировал ряд профессиональных учебных заведений, в том числе 8 техникумов; действовало 8 рабфаков, в том числе филиалы рабочих факультетов Восточно-Сибирского медицинского института и Восточно-Сибирского института снабжения (торговли), одна
советско-партийная школа и 60 курсов по подготовке и переподготовке кадров
Таким образом, в Бурят-Монгольской АССР на рубеже 1920-1930-х гг. сложились определенные предпосылки для организации системы высшего образования.
Впервые вопрос об организации первого педагогического института обсуждался на заседании Центрального комитета в Восточной Сибири в декабре 1921 г. В повестку дня планировалось поставить вопрос об открытии педагогического института. Эта задача была поставлена в мае 1922 г. в положении о Центральном совете по культурным делам бурят-монголов РСФСР И ДВР
В 1926 г. при педагогическом факультете Иркутского университета открывается бурят-монгольское отделение для подготовки учителей с высшим образованием для средних школ и техникумов республики. Это отделение положило начало организации первого
вуза в Бурятии
Организацию вуза взяли на себя сразу два ведомства - Наркомпрос РСФСР и Наркомзем СССР. В республике началась активная подготовка к открытию педагогического вуза по линии Наркомпроса РСФСР. Для обеспечения материальной базы организуемого вуза в
октябре 1931 г. было принято решение о переводе до 10 ноября 1931 г. в г. Троицкосавск Бурятского педагогического техникума. Официальное открытие института планировалось 1 января 1932 г. К этому сроку намечалось перевести бурят-монгольское
отделение педагогического факультета Иркутского университета в г. Верхнеудинск [6].
Одновременно Наркомзем СССР вел подготовительную работу по открытию агропедвуза в Бурят-Монголии по своему ведомству. Для аграрной республики подготовка специалистов сельского хозяйства имела огромное значение. Колхозы и совхозы нуждались в высококвалифицированных кадрах в связи с напряженной работой по подъему животноводства, связанной с огромным сокращением поголовья скота в конце 1920-х - начале 1930-х гг. 13 августа 1931 г. коллегия Народного Комиссариата земледелия СССР принимает постановление об организации агропединститута в Бурят-Монгольской республике с объявлением набора студентов с 1 сентября 1931 г. по 1
января 1932 г. Совнарком БМАССР 15 октября 1931 г. утверждает контрольные цифры развития народного хозяйства Бурят-Монгольской АССР на 1932 г., где в разделе культуры и науки записано: «Признать необходимыми организацию: а) агропединститута по линии Наркомпроса с контингентом студентов 225 человек; б) агропединститута по
линии Наркомзема с контингентом студентов 100 человек»
На совещании Наркомзема СССР 18 ноября 1931 г. сектор кадров обсудил вопрос об открытии в Бурят-Монголии агропединститута, организуемого Наркомпросом РСФСР и постановил: «Считать необходимым проводить организацию агропединститута Наркомзема СССР, т. к. ведущими отраслями Бурят-Монголии являются мясное животноводство и овцеводство, поэтому агропединститут должен готовить агропедагогов
по мясному животноводству и овцеводству»
Таким образом, было найдено взаимоприемлемое решение, отвечающее в первую очередь интересам республики. В постановлении IV пленума Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) от 12 января 1932 г. отмечалось: «1932 г. должен явиться годом начала развертывания высшего образования в БМАССР и практического разрешения вопроса подготовки квалифицированных высших кадров для нужд культурного и хозяйственного строительства. Для этого утвердить организацию в 1932 г. педагогического и
агропедагогического институтов» I14!.
В г. Верхнеудинск в конце января 1932 г. было переведено бурят-монгольское отделение Иркутского университета, насчитывавшее 60 чел. (I—III курсы). Заведующий отделением М. П. Хабаев еще в начале октября 1931 г. был назначен директором агропединститута по линии Наркомпроса РСФСР, а в конце этого месяца - по линии Наркомзема СССР. Под его непосредственным руководством решались все многочисленные проблемы создания и становления двух первых вузов Бурят-Монголии. Открытие института по линии Н аркомпроса РСФСР состоялось 10 февраля 1932 г.
Официальное открытие второго агропединститута состоялось 23 мая 1932 г.
Н есмотря на то, что открытые высшие учебные заведения принадлежали разным ведомствам, в целях экономии средств и совместного использования научных работников на начальном этапе вузы имели общее руководство, единый штат административно-технических, научных работников, партийных и других общественных организаций, совместно пользовались библиотекой, кабинетами и т. д.
На оба института приходилось 5 отделений: физико-техническое (25 чел.), химико-биологическое (17 чел.), литературно-лингвистическое (три курса, 44 чел.),
скотоводства (21 чел.), кормодобывания (20 чел.) [4].
Первый преподавательский коллектив вузов состоял из высококвалифицированных, опытных научно-педагогических работников, крупных специалистов в своих областях: 3 профессора, 3 доцента, 10 ассистентов и 2 аспиранта -Ш.
Первый выпуск педагогов с высшим образованием (15 человек) состоялся летом 1932 г. Выпуск составили студенты третьего курса, переведенные из бурят-монгольского отделения Иркутского пединститута. Это были первые специалисты с высшим
образованием, получившие дипломы непосредственно в Бурятии -Ш.
Развитие основ высшего образования на территории региона происходило в русле основных тенденций развития дореволюционного российского общества и начального этапа советских модернизационных процессов. Однако имели место особенности историко-культурного развития Бурятии, обусловившие специфичность решения образовательных проблем, которые основывались на богатом культурно-историческом наследии бурятского этноса, этнических процессах и национальных традициях российской системы образования. Советские модернизационные процессы ускорили создание основ высшего образования. Открытие на территории республики высших учебных заведений в 1932 г. положило начало формированию и развитию высшего образования в Бурятии, широкой подготовке высококвалифицированных профессиональных кадров.
Библиография
1. Бальхаева И. Х. Становление высшей школы в Бурят-Монгольской АССР // Вестник Чувашского университета. - 2009. - С. 10-23.
2. Занданов И. М. Подготовка кадров специалистов в Бурятской АССР // Исследования и материалы по истории Бурятии. Труды БКНИИ СО АН СССР. - Улан-Удэ, 1963. - С. 59.
3. Калмыков С. В. Университеты связуют времена. - Улан-Удэ, 2010. - 304 с.
4. Кудрявцев В. Д. Нужна поддержка всей общественности // Бурят-Монгольская правда. - 1932. - 23 мая. - С. 3.
5. Лыгденова В. Б., Самбуева С. Б. Особенности развития начального образования в Бурятии во второй половине XIX века // Мир науки: интернет-журнал. - 2016. - Т. 4, № 3. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/06PDMN316.pdf (доступ свободный). - С. 2.
6. Осинский И. И. Альма-матер. - Улан-Удэ, 1999. - 642 с.
7. Пыкин В. М. У истоков высшего образования Бурятии // Высшая школа: история, современность, перспективы. - Улан-Удэ, 2003. - С. 46-53.
8. Танхасаева А. С., Танхасаева С. С. Бурятские народные традиции как социально-педагогическое явление. - Улан-Удэ, 2003. - 86 с.
9. Хабаев М. П. Очерки истории формирования высшего педагогического образования в Бурятии. - Улан-Удэ, 1983. - 86 с.
10. Вольмин К. Прибайкальский народный университет // Прибайкальский календарь на 1922 год. - Верхнеудинск: Книгоиздательство Объединенного Прибайкальского Союза Кооперативов, 1921. - С. 115-118.
11. Андреев В. Хангалов Матвей // Культура и искусство Бурятии. Soyol.ru: [сайт]. -URL: http://soyol.ru/personas/figures/689/ (дата обращения: 26.04.2021).
12. ГАРБ. ФР. 248. Оп. 1. Д. 5. Л. 274.
13. ГАРБ. ФР. 250. Оп. 1. Д. 494. Л. 10, 30-31.
14. Постановление IV Пленума Бурятского обкома ВКП(б) от 12 января 1932 г. по
контрольным цифрам на 1932 г. // Бурят-Монгольская правда. - 1932. - 18 янв. - С. 2.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. на статью
История формирования основ высшего образования в Бурятии Название соответствует содержанию материалов статьи.
В названии статьи просматривается научная проблема, на решение которой направлено ис с ле до в а ние а в тора .
Рецензируемая статья представляет научный интерес. Автор разъяснил выбор темы исследования и обозначил её актуальность.
В статье не сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором.
Н а взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования просматриваются в названии и тексте статьи, однако их непродуманность сказалась, по мнению рецензента, на результатах исследования.
Автор представил результаты анализа историографии проблемы, но не сформулировал новизну предпринятого исследования.
П ри изложении материала автор избирательно продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования. Апелляция к оппонентам в статье отсутствует.
Автор не разъяснил выбор и не охарактеризовал круг источников, привлеченных им для раскрытия темы.
Автор отчасти разъяснил выбор географических рамок исследования, но не разъяснил и не обосновал выбор хронологических рамок исследования. Верхняя хронологическая граница данного исследования - 1932 г. Возможно, по мнению автора, признаком сформированности «основ высшего образования в Бурятии» являлся «первый выпуск педагогов с высшим образованием».
Н а взгляд рецензента, автор грамотно использовал источники, выдержал научный стиль изложения, грамотно использовал методы научного познания, стремился соблюсти принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала. В качестве вступления автор указал на причину выбора темы исследования, обозначил её актуальность, заключив о необходимости «обратить внимание на... исторические предпосылки, базовые основы для подготовки специалистов» в Бурятии, а также кратко описал результаты анализа историографии проблемы.
В основной части статьи автор выделил три периода формирования системы высшего образования в регионе и заметил, что «именно в восточных традициях и обычаях бурят. аккумулируется многовековой опыт и мудрость народа в воспитании молодого поколения», что «народные традиции, связанные с воспитанием детей и молодежи, как традиции народного воспитания органически входят в народную педагогику» т.д. Затем автор пояснил, почему «буддизм оказал влияние не только на духовно-культурную жизнь, но и на образование и просвещение народа», начиная с XVIII в., сообщил, что «во второй половине XIX в. в Бурятии начался процесс становления светского образования и науки» т.д., назвал имена первых в Бурятии лиц, получивших светское
образование в российских учебных заведениях, заметив, что «народные учителя взрастили слой» «дореволюционной бурятской интеллигенции».
Следующий сюжет автор посвятил истории высшего образования, сообщил о пребывании Восточного института в 1905 году в Верхнеудинске, обстоятельства создания в 1920 г. Прибайкальского народного университета и его филиала в г. Троицкосавске.
Далее автор сообщил, что «с момента установления в Бурятии советской власти процесс образования был систематизирован на основе всеобщего обязательного обучения, доступности и светскости школы, государственного обеспечения, демократии, учета местных и национальных особенностей» т.д. и раскрыл сюжет о мерах, предпринятых в 1926-1932 гг. для организации «подготовки учителей с высшим образованием для средних школ и техникумов республики». Автор обратил внимание на то, что два новых высших учебных заведения в Бурятии «принадлежали разным ведомствам, в целях экономии средств и совместного использования научных работников на начальном этапе вузы имели общее руководство, единый штат административно-технических, научных работников, партийных и других общественных организаций, совместно пользовались библиотекой, кабинетами и т.д.». Автор описал структуру институтов, преподавательский коллектив, сообщил о первом выпуске педагогов с высшим образованием. Выводы автора носят обобщающий характер, обоснованы, сформулированы ясно. Выводы отчасти позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования.
В заключительном абзаце статьи автор сообщил, что «развитие высшего образования на территории региона происходило в русле основных тенденций модернизационных процессов российского общества» т.д. и вдруг, что «значительное влияние на развитие системы подготовки кадров высшей квалификации оказали советские модернизационные процессы, с успехом осуществляемые в регионе и в стране в целом». Автор сообщил, что «открытие на территории республики двух высших учебных заведений положило начало становлению и развитию высшего образования в Бурятии, широкой подготовке высококвалифицированных педагогических и сельскохозяйственных кадров». Как соотносятся между собой выражения «формирование основ высшего образования» и «начало становления и развития высшего образования», не вполне ясно. «Основы высшего образования» в Бурятии сформировались к 1932 г. или начали формироваться (переживали становление) в начале 1930-х гг.?
Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала. Статья требует доработки в части формулирования ключевых элементов программы исследования и соответствующих им выводов.
Замечания главного редактора от 22.05.2021 : "Автор в полной мере учел замечания рецензентов и исправил статью. Доработанная статья рекомендуется к публикации"