УДК 726.8
КОЛОСОВА ИРИНА ИВАНОВНА, канд. архит., доцент, Epyon@sibmail.com
МЕДВЕДЕВА АННА БОРИСОВНА, магистрант, any777@list.ru
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ЗАХОРОНЕНИЙ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В X - НАЧАЛЕ XX В.
В статье анализируются этапы развития различных видов и мест захоронений, связанные с формированием Руси как православного государства. Рассматривается история становления кладбищ как пространственной среды, наполнение которой менялось на протяжении веков. Исследуются виды надгробий и их проектирование в соответствии с сословной принадлежностью погребенного. Изучаются приемы планировочной организации территории кладбищ.
Ключевые слова: регулярная планировка; православие; языческое святилище; обряд; культ захоронения; курган; храм; нартекс; аркосолий; саркофаг; крест; надгробие; кладбище.
IRINA I. KOLOSOVA, PhD, A/Professor, Epyon@sibmail.com
ANNA B. MEDVEDEVA, Undergraduate Student, any777@list.ru
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
HISTORICAL FORMATION OF CULTURE OF DEPOSITION IN RUSSIA IN 10th AND EARLY 20th CENTURIES
The article presents the analysis of different types of deposition connected with Rus' formative years. The history of cemetery formation as a spatial environment is considered herein. Different types and design of headstones is studied according to the social class of deposited people. The cemetery planning methods are studied in this paper.
Keywords: ordered planning; Orthodoxy; paganish sanctuary; ceremony; deposition cult; mound; temple; narthex; arcosolium; sarcophagus; cross; headstone; cemetery.
Языческая Русь, как и многие государства мира дохристианского этапа развития, в качестве основного вида захоронения использовала курганные насыпи. С момента, когда народы, населявшие Русь, перешли к оседлому образу жизни, погребения располагались в непосредственной близости от мест обитания [1].
Крещение Руси в 988 г. стало началом формирования новой истории культуры русского народа. Изменения произошли и в обычаях, связанных
© И.И. Колосова, А.Б. Медведева, 2014
с культом погребения. Распространение православия привело к тому, что в конце X - начале XI в. в древнерусских городах начинается строительство христианских храмов, что, в свою очередь, оказало влияние на становление новых традиций в выборе мест захоронения и организации кладбища. Погребения устраивают на освященной церковью земле. Производились они как рядом с храмами, так и внутри них. Предназначались они в первую очередь для знати, принявшей христианство раньше своих подданных, в то время как значительная часть населения продолжала совершать захоронения под курганными насыпями [2]. Вплоть до конца XII в. православный и языческий культы захоронения существовали параллельно.
Примером могут служить курганы Стародубского ополья (рис. 1), располагавшегося на границе Черниговской и Брянской областей. В курганах, находившихся в центре ополья (к. X - н. XI в.), были найдены погребения с использованием обрядов кремации (в неглубоких ямах) и ингумации (в камерах). Во многих камерах обнаружены разнообразные предметы быта, принадлежавшие погребенным.
Рис. 1. План размещения курганных групп в Стародубском ополье
Другим примером захоронения этого же периода (к. X - н. XI в.) являются Псковский курганный некрополь и языческое святилище. Оба объекта находились за пределами поселения, между реками Великой и Псковой. Некрополь располагался, как было принято, рядом с крепостными стенами [5]. Центральное место на кладбище занимало святилище в окружении курганов. Ни одна курганная насыпь не сохранилась полностью, тем не менее установлено, что курганы были круглыми в плане, диаметром от 3-4 до 12-14 м и максимальной высотой до 1,5 м [4]. Большая часть погребений - с исполь-
зованием обряда трупосожжения, часть захоронений выполнена по христианскому обряду, но основная масса усопших была погребена по языческому обряду. Об этом говорит святилище, наличие которого связано с ритуалом очищения земли огнем перед захоронением. Позднее, в Х1-Х11 вв., рядом с Черниговом появляются курганы с захоронениями в ямах. Теперь в большей части захоронений (82 %) отсутствуют какие-либо предметы быта [6].
Следует отметить, что в это время в крупных городах постепенно начинают действовать прицерковные кладбища, складывается традиция в выборе места захоронения с учетом сословной принадлежности усопшего. Захоронения знатных горожан располагались либо внутри церкви, либо на территории, прилегающей к ней. Это отвечало главному условию христианского обряда -совершение его на освященной церковью земле. Рядовых жителей хоронили преимущественно за границами населенных пунктов, вне привязки их к храмам и в соответствии со сложившимися веками обрядами. Таким образом, несмотря на смену официальной государственной религии, курганный обряд захоронения для простого населения древнерусских городов еще какое-то время продолжал существовать.
Формирование нового православного обряда захоронения шло одновременно с увеличением влияния церкви на жизнь государства. Более того, диктатура церковной власти распространилась и на правителей Древней Руси. Это привело к тому, что именно храмы и их территории стали основным местом, где начали хоронить знать и организовывать кладбища.
При погребении в храме использовались как подпольное, так и внутреннее пространства церкви. В XI в. по выбору месторасположения в культовых постройках можно выделить три основные группы захоронений. Это храмы с захоронениями в галереях, храмы с погребениями в пристройках к ним и храмы с захоронениями в основной части церкви [2]. Примером является Спасская церковь Переяслава-Хмельницкого (Киевская область, Украина), где захоронения расположены вдоль южной стены и в северо-западном углу основного помещения. Кроме того, три внутренних захоронения находятся в северной половине нартекса1 и три снаружи - вдоль северной стены храма (рис. 2, а) [7]. В другом сооружении - церкви Михаила - вдоль южной стены и у юго-восточного угла пристроены специальные часовни, в каждой из которых располагалось по одному захоронению (рис. 2, б) [8]. В киевском Софийском соборе (начало XI в.) захоронение располагается в северной галерее. В Успенском соборе Печерской лавры (начало XI в.) для погребения был выделен нартекс [2].
В храмах-усыпальницах четко прослеживается социальная принадлежность погребений: здесь захоронены представители верховной власти - князья и члены их семей, высшие церковные иерархи, местная знать. Уже в этот период для погребения княжеской знати становится характерным использование гробниц, каменных, кирпичных и деревянных саркофагов.
1 Нартекс (от греч. - ларчик, шкатулка) - входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся (Словарь архитектурных терминов).
Рис. 2. Планы церквей Переяслава-Хмельницкого с захоронениями:
а - Спасская церковь, XI в.; б - церковь Михаила с пристроенными часовнями, к. XI в.
На части из них нанесен орнамент с включением символики византийской культуры (рис. 3) [12].
Рис. 3. Саркофаг Ярослава Мудрого, XI в. Мрамор. Киев, Софийский собор. Неизвестный мастер
Простых людей по-прежнему хоронят на территориях, расположенных на некотором расстоянии от поселений, но теперь эти кладбища находятся в зоне влияние церкви, а в ряде случаев и недалеко от нее. Курганные захоро-
нения уменьшаются в размерах и приобретают вид могильных холмиков, завершением которых становится деревянный крест. Первоначально крест был простым, позже он получил дополнительную перекладину. Даты рождения и смерти стали наносить на него гораздо позже - ближе к XVIII в.
Следует отметить, что крест как символ христианской религии в качестве надгробия появился на Руси с момента ее крещения. Ставился он не для украшения, а для обозначения места, где похоронен именно христианин. Такое надгробие устанавливалось преимущественно на могилах умерших более низких сословий. В течение длительного времени эта традиция не менялась и оставалась основной для большей части населения.
В XII столетии уже во многих храмах были могилы, располагавшиеся либо в пристройках, либо в галереях и нартексах. Примерами этого периода являются: Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове (начало XII в.), где ниша-аркосолий2 была устроена в южной стене крещальни, а еще одна -в восточной стене нартекса (рис. 4, а) [9]. Кроме того, в крещальне Кирилловской церкви Киева (начало XII в.) 2 аркосолия были устроены в южной и западной стенах и еще один - в западной стене нартекса (рис. 4, б). В случае когда гробница замуровывалась в полу или в стене храма, роль надгробия выполнял именно аркосолий. В его нише, над местом погребения, помещались либо надпись, либо орнамент. Иногда здесь выполнялось изображение святого, носящего то же имя, что и погребенный [12].
Рис. 4. Планы храмов с захоронениями в нартексе:
а - Успенский собор Елецкого монастыря с аркосолиями в притворе. Чернигов, XII в.; б - Кирилловская церковь с аркосолиями в притворе и крещальне. Киев, XII в.
До XIV в. сложившиеся принципы захоронений в структуре культового сооружения оставались практически неизменными, с той только разницей, что совершались они в основном в центральной части храма - усыпальнице.
2 Аркосолий - арочная ниша над захоронением (Российская архитектура, 1995 г.).
Наибольшее развитие такие захоронения получили в крупных русских городах. Это храмы Новгорода, Пскова, Москвы. С 1330-х гг. наиболее активно начинают развиваться усыпальницы в Москве. Более того, в XV-XVI вв. все официальные государственные некрополи концентрируются именно в храмах Москвы.
Вплоть до XVI столетия территории церковных дворов оставались почти единственным местом и для размещения кладбищ. С этого периода и до первой половины XVII в. самым распространенным становится использование для надгробных памятников белокаменных прямоугольных или слегка трапециевидных плит. Они закладывались горизонтально на место погребения. В конце XV в. на них стали размещать надписи и орнамент [12]. Для простых людей крест по-прежнему являлся единственным видом надгробия.
Окончательное становление Руси как православного государства закрепило в качестве главного требование, основой которого стали организация и формирование кладбищ как территорий, относящихся к церковной епархии. Практически исчезает свободное расположение могил, планировка становится более продуманной, учитываются перспективный рост территории для захоронений, появляется система основных улиц-проходов, ориентированных на главный храм. Новое градостроительное планирование началось с кладбищ Москвы.
Одним из наиболее знаковых является Донское кладбище, расположенное на юго-западе столицы. Оно основано в 1591 г. на территории Донского монастыря. В градостроительном решении можно прочитать приемы регулярной планировки с поквартальным расположением могил. В месте пересечения основных направлений размещается храм - прием, быстро ставший основным планировочным решением при организации мест захоронения.
Со второй половины XVIII в. Донской некрополь стал главным местом захоронения знати (рис. 5). Кладбище занимает территорию площадью 13 га и делится на Старое и Новое. К началу XX в. территория старого кладбища оказалась переполненной, поэтому за южной стеной монастыря была выделена и огорожена дополнительная территория. Здесь было организовано Новое Донское кладбище, основой которого является строгая регулярная планировка (рис. 6). Кладбище стало местом погребения представителей русской интеллигенции и военных [10]. Вокруг кладбищ начинают устанавливать ограды, а на территории строить вспомогательные сооружения.
Другим известным местом погребения в Москве является Новодевичье кладбище, возникшее у южной стены Новодевичьего монастыря в XVI в. (рис. 7). Территория традиционно стала местом погребения знати. К началу XX в. свободного места на площади монастырского кладбища практически не осталось. Кладбище было расширено на юг, получив название «нового Новодевичьего кладбища». В середине XX в. вокруг него возведены стены, ворота и построены служебные помещения (рис. 8). В конце века кладбище было вновь расширено - так образовалась территория «новейшего Новодевичьего кладбища». Таким образом, в настоящее время Новодевичье кладбище состоит из четырёх участков, общая площадь которых составляет более 7,5 га [11].
Рис. 5. План территории кладбища Донского монастыря
Рис. 6. План территории Нового кладбища Донского монастыря
Рис. 7. Расположение Новодевичьего кладбища в структуре города
Рис. 8. План территории Новодевичьего кладбища
В конце XVIII в. как результат вспыхнувшей в Москве эпидемии чумы Сенатом издан указ об организации захоронений для умерших в особых загородных местах. Первым загородным некрополем стало Лазаревское кладбище. Оно основано в 1758 г. и до 1917 г. оставалось самым крупным в Москве (до настоящего времени не сохранилось) (рис. 9).
Примерно в это же время начинают организовывать кладбища для самоубийц. Обычно их хоронили за пределами основного кладбища на специально отведенных местах.
Позднее в Москве появились другие кладбища, самым известным из которых является Ваганьковское, расположенное в Центральном административном округе (рис. 10). В наше время оно является выдающимся памятником истории и культуры. Занимаемая им площадь более 50 га.
Рис. 10. Расположение Ваганьковского кладбища в структуре города
Кладбище, как и другие, описанные выше, имеет регулярную планировочную структуру и поделено на секторы разного размера (рис. 11). Первоначально на территории Ваганьковского кладбища хоронили людей крестьянских сословий, и только в Х1Х в. здесь появились могилы богатых и известных людей.
Возвращаясь к истории развития культуры захоронений, следует отметить, что со второй половины XVIII в. самым распространенным после плиты видом надгробий вновь становятся мемориальные саркофаги. Теперь они приобретают пластическую форму, а символический рельеф на поверхности
превращается в сочетание сложных пространственно-барельефных композиций. Позднее в композициях могильных памятников появляется скульптурный портрет [12].
Рис. 11. План Ваганьковского кладбища
Коллекция таких надгробий найдена в описанном выше некрополе Донского монастыря (рис. 12).
Рис. 12. Надгробие А.Р. Брюса. 1760-е гг. Белый камень. Некрополь Донского монастыря. Москва
Рост населения страны, в том числе в Москве, в к. XIX - н. ХХ в. привел к увеличению числа городских кладбищ. Теперь независимо от величины градостроительного образования они располагаются за границей поселений на специально отведенных для этой цели территориях, имеют регулярную планировку с четкой геометрией кварталов для захоронений и улиц-проходов. Для размещения могил состоятельных людей выделяются участки земли большей площади, с тем чтобы здесь могли быть похоронены члены семьи усопшего. Территории таких «родственных» некрополей получают самостоятельное ограждение. Ограды становятся предметом особого внимания. Их рисунок и материал изготовления демонстрируют размер состояния умершего.
Прижизненная иерархия по-прежнему отражается и в видах надгробий. Богатые, сложной пластики и с наличием рельефа (скульптурных изображений, орнаментов и т. п.) - для обеспеченной части населения и простой деревянный крест - для несостоятельных людей. Такая традиция сохранилась вплоть до настоящего времени, как и традиция территориального деления площади кладбища с выделением мест захоронения в соответствии с социальной принадлежностью умершего.
Анализ изученного материала показал, что после принятия христианства на Руси обряд захоронения менялся медленно. Вплоть до конца XII в. основным видом захоронения оставался обычай погребения усопших в курганах, о чем свидетельствуют многочисленные примеры захоронений в окрестностях ряда древнерусских центров. Параллельно с существованием курганов, с распространением влияния церкви создавались кладбища, располагавшиеся на территории городских храмов, и усыпальницы, предназначенные для знати, - во внутреннем пространстве церквей.
Самым распространенным видом надгробия у знати были каменные саркофаги, украшенные византийским орнаментом. Для состоятельных людей использовались надгробия в виде горизонтально положенных плит, выполненных из мрамора. В конце XVIII в. надгробия становятся скульптурными композициями, приобретают пластическую форму. В практику вводится надгробие с вертикально поставленной плитой, где помещаются даты жизни и смерти, изречения или орнамент. Одновременно у людей более низких сословий основным видом надгробия являлся крест, который используется довольно часто и в настоящее время.
С конца XVI в. кладбища проектируются на основе регулярной планировки с поквартальным расположением могил и сеткой улиц-проходов, ориентированных на храм. В XVII-XVIII вв. территории захоронений начинают огораживаться. Здесь строятся вспомогательные сооружения. Выбор места захоронения на протяжении всей истории развития российского государства, как и его вид и пластика, определялись сословной принадлежностью усопшего.
Размещенные на окраинах поселений погосты с течением времени оказались включенными в центральные районы городов. Часть из них закрывалась для захоронений, другие переносились на новые места. Некоторые, такие как Донское, Новодевичье, Ваганьковское кладбища в Москве, стали историческими памятниками - некрополями. Они хранят не только память об усоп-
ших, но и собрания произведений выдающихся скульпторов, архитекторов и художников - авторов надгробий.
После революции 1917 г. многие традиции культуры захоронений были упразднены и утеряны. Правительством советской России был принят Декрет «О кладбищах и похоронах», который отстранил Православную церковь от похоронного дела. Были разработаны первые «Санитарные нормы и правила устройства и содержания кладбищ», согласно которым кладбища не могли располагаться рядом с общественными зданиями, в том числе храмами. Выполняя эти требования и нормы, большинство кладбищ, находящихся на территории бывших монастырей и около православных храмов, было уничтожено [13]. Кладбища стали утилитарным объектом в планировочной структуре любого градостроительного образования.
Библиографический список
1. Крещение Руси - основа духовного единства славянских народов. - Условия доступа : http://www.bogoslov.ru/text/304466.html (дата обращения : 18.10.2013).
2. Панова, Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси Х1-Х^ вв. / Т.Д. Панова. - М. : Радуница, 2004.
3. Проблемы археологии Южной Руси // Материалы историко-археологического семинара «Чернигов и его округа в Х-ХШ вв.» - Киев, 1988. - С. 196-202.
4. Псков в российской и европейской истории. - Условия доступа : http://druzhkovka-news.rU/pskov-v-rossijskoj-i-evropejskoj-istorii/4/ (дата обращения : 25.10.2013).
5. Лабутина, И.К. Новые погребения Псковского некрополя / И.К. Лабутина // Тез. докл. Всесоюз. археол. конф. - Суздаль. - 1987. - М., 1987. - С. 145.
6. Рыбаков, Б.А. Древности Чернигова / Б .А. Рыбаков // МИА. - М., 1979. - С. 15.
7. Каргер, М.К. Раскопки в Переяславле-Хмельницком в 1952-1953 гг. / М.К. Каргер. -1954. - № 20. - С. 12.
8. Раппопорт, П.А. Русская архитектура Х-ХШ вв. / П.А. Раппопорт // САИ. - Л., 1982. -Вып. Е1. - С. 47.
9. Холостенко, Н.В. Архитектурно-археологическое исследование Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове / Н.В. Холостенко // Памятники культуры. Исслед. и реставрация. - М., 1961. - Т. 3. - С. 59.
10. Некрополь. Донской монастырь. - Условия доступа : http://www.donskoi.org/o-donskom-monastyre/nekropol (дата обращения : 7.06.13).
11. Новодевичье кладбище. - Условия доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Новодевичье кладбище (дата обращения : 4.06.2013).
12. Ермонская, В.В. Русская мемориальная скульптура / В.В. Ермонская, Г.Д. Нетунахина, Т.Ф. Попова. - М. : Искусство, 1978. - С. 312.
13. Организация похоронного дела. - Условия доступа : http://www.requiem.ru/law/doc30/ (дата обращения : 29.03.2014).
REFERENECS
1. Kreshchenie Rusi - osnova dukhovnogo edinstva slavyanskikh narodov [Christianization of Rus' as a basis for religious unity of the Slavs]. Available at : http://www.bogoslov.ru/text/304466.html (accessed 18.10.2013).
2. Panova T.D. Tsarstvo smerti. Pogrebal'nyi obryad srednevekovoi Rusi XI-XVI vekov [Kingdom of death: obsequies in medieval Russia in 15-16th centuries]. Moscow : «Radunitsa», 2004. (rus)
3. Problemy arkheologii Yuzhnoi Rusi. [Problems of archeology in South Russia]. Proc. Hist. Seminar "Chernigov and its districts in 10-13 centuries", Kiev, 1988. Pp. 196-202. (rus)
4. Pskov v Rossiiskoi i Evropeiskoi istorii [Pskov in the Russian and European history]. http://druzhkovka-news.ru/pskov-v-rossijskoj-i-evropejskoj-istorii/4/ (accessed 25.10.2013).
5. Labutina I.K. Novye pogrebeniya Pskovskogo nekropolya [New interments of Pskov necropolis]. Proc. All-Rus. Arch. Conf. 1987. Moscow : 1987. P. 145. (rus)
6. RybakovB.A. Drevnosti Chernigova [Ancientry of Chernigov]. MIA. Moscow, 1979. 215 p. (rus)
7. Karger M.K. Raskopki v Pereyaslave-Khmel'nitskom v 1952-1953 gg. [Excavations in Pereyaslav-Khmel'nitskii in 1952-1953]. 1954. No. 20. P. 12. (rus)
8. Rappoport P.A. Russkaya arkhitektura X-XIII vv. [Russian architecture in 10-13th centuries]. SAI. Leningrad, 1982. V. E1. P. 47. (rus)
9. Kholostenko N.V. Arkhitekturno-arkheologicheskoe issledovanie Uspenskogo sobora Eletskogo monastyrya v Chernigove [Architectural and archeological research of Uspenskii cathedral of Eletskii monastery in Chernigov]. Pamyatniki kul'tury. Issled. i restavratsiya. Moscow, 1961. V. 3. P. 59. (rus)
10. Nekropol'. Donskoi monastyr' [Necropolis. Monastery of Don]. http://www.donskoi.org/o-donskom- monastyre/nekropol (accessed 7.06.13).
11. Novodevich'e kladbishche [Novodevich'e Cemetery]. http://ru.wikipedia.org/wiki/Novodevich'e kladbishche (accessed 4.06.2013).
12. Ermonskaya V.V., Netunakhina G.D., Popova T.F. Russkaya memorial'naya skul'ptura [Russian memorial sculpture]. Moscow : Iskusstvo, 1978. 312 p. (rus)
13. Organizatsiya pokhoronnogo dela [Funeral business]. http://www.requiem.ru/law/doc30/ (accessed 29.03.2014).