Е.В. Сизова
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ ТОМСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ В 1838-1920 гг. (ПЕРВЫЙ ОПЫТ)
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 11-14-70002а/Т).
Рассматривается история создания, формирования и развития библиотеки Томской мужской гимназии с 1838 по 1920 г. Библиотека имела не только учебную, но и художественную литературу. Пополнялась она бессистемно и в недостаточном количестве. В начале ХХ в. формирование фонда библиотеки приняло более упорядоченный характер. Однако с началом Гражданской войны ситуация стала вновь неудовлетворительной. В 1920 г. Томская мужская гимназия прекратила свое существование, ее книжные фонды разошлись по разным библиотекам Томска.
Ключевые слова: Томская мужская гимназия; библиотека.
Библиотеки являются неотъемлемой частью истории культуры России. Повсеместное открытие библиотек при учебных заведениях в нашей стране началось в начале XIX в. Однако до сих пор изучение процесса их формирования и развития остается на втором плане. Так было и с библиотекой Томской мужской гимназии. В исследованиях, как правило, освещалась ее история в XIX в. и очень мало внимания уделялось ее жизнедеятельности начала XX в. Сведения о данном книжном собрании есть на страницах книг А.А. Мисюрева, Ф.Ф. Шамахова, в пятитомной монографии «Истории Сибири». Наибольший интерес представляют работы А.Н. Жеравиной [1], посвященные истории Томской мужской гимназии. В них автор осветила становление и развитие библиотеки этого учебного заведения в
XIX в., показав самые важные аспекты формирования одной из самых интересных и богатых учебных библиотек города Томска. В данной статье на основе работ предшественников и современников, а также привлечения богатого архивного материала делается попытка осветить историю формирования и развития библиотеки Томской мужской гимназии с 1838 по 1920 г.
Для нормальной организации учебного процесса администрации мужских гимназий стремились обеспечить своих воспитанников и педагогов учебниками, исследовательской литературой, учебными и наглядными пособиями. В первую очередь гимназическое начальство стремилось приобретать наглядные пособия по всем предметам. Это были приборы, инструменты, географические и исторические карты, картины, атласы, глобусы, пособия по черчению и чистописанию. По уставу учебных заведений 1804 г. при мужских гимназиях должны были учреждаться библиотеки, необходимые для учебного процесса. Предполагалось, что они будут формироваться из сочинений «известных классических авторов и лучших ученых творений иностранных и российских» [2. С. 18].
Со временем цели и состав учебных библиотек видоизменялись. Так, уже по уставу гимназий и прогимназий 1864 г. гимназии должны были иметь библиотеку, состоящую «а) из книг, могущих способствовать обогащению учителей знаниями и б) из книг, предназначаемых для употребления учащимися» [3. С. 15]. В связи с этим руководство Санкт-Петербургского учебного округа в 1867 г. распорядилось, чтобы гимназии и другие учебные заведения этого округа открыли ученические библиотеки. Из фундаментальных библиотек должны были быть переведены в ученические
те книги, «которые по содержанию должны были быть доступны ученикам и могли бы с пользою быть ими читаемы» [4. С. 76]. В Министерстве народного просвещения решили, что такое разделение библиотечных фондов было бы желательным во всех учебных заведениях России. Таким образом, в 1867 г. книжные собрания гимназий были разделены на фундаментальные и ученические.
Фонды библиотек гимназий использовались в процессе профессиональной, учебной и самостоятельной деятельности преподавателей и учеников. Фундаментальные библиотеки были достаточно хорошо подобраны, содержали ценные и редкие издания, их в полной мере можно было называть научными. Ученические библиотеки включали учебники, методические материалы, литературу для внеклассного чтения, а фундаментальные - литературу педагогической тематики, методическую по учебным предметам, однако в большинстве случаев ее не хватало.
Вся учебная литература до 1832 г. поступала в гимназии из Департамента народного просвещения в кредит с надбавкой в 20%. В 1832 г. Министерство народного просвещения постановило, чтобы учебные заведения выделили из своих средств по 200 руб. для образования «книжного капитала». Это было сделано для того, чтобы можно было покупать книги по номинальной цене, а средства, вырученные с продаж, использовать на выдачу бедным ученикам учебной литературы.
Формирование фондов гимназических библиотек шло на основе книг, одобренных и рекомендованных Министерством народного просвещения для выписки в ученические библиотеки. Издавались специальные каталоги ученических библиотек средних учебных заведений для более правильного их формирования. Вся предложенная в них литература делилась на подразделы по возрастному принципу: книги для младшего возраста с 1-го по 3-й классы, книги для среднего возраста с 4-го по 6-й классы, книги для старшего возраста с 7-го по 8-й классы. Библиотекарям предоставлялось право по собственному усмотрению выдавать книги, назначенные для младшего возраста, также ученикам среднего и старшего возрастов; а книги, назначенные для среднего возраста, - ученикам высших классов. В связи с тем что большинство учебных заведений не обладали достаточным количеством средств, Министерство народного просвещения не настаивало на приобретении всех означенных в списках книг. В каталогах указывался большой спектр литературы, из кото-
рой педагогические советы гимназий могли сами выбирать то, чем пополнять фонды ученических библиотек. В то же время не возбранялось включать в их состав книги, которых не было в каталогах, но которые были рекомендованы и одобрены Министерством народного просвещения. Периодически каталоги книг для ученических библиотек пересматривались и дополнялись.
Библиотека Томской мужской гимназии первоначально формировалась совершенно бессистемно в основном за счет частных пожертвований и вследствие этого «и количественно, и качественно» не отвечала задачам обучения и воспитания учащихся [5. С. 191]. Она не всегда пополнялась нужными книгами, прежде всего потому, что из бюджета гимназии на формирование библиотечного фонда выделялись небольшие суммы денег. К моменту открытия Томская мужская гимназия не имела полного комплекта учебных пособий и книг, необходимых для обучения гимназистов, а многочисленные пожертвованные книги бесполезно стояли на полках. Еще до основания гимназии в Томске была организована библиотека, которая располагалась в доме Томского купеческого, мещанского и цехового общества. Ее фонд был очень мал из-за незначительного количества средств. Поэтому было решено присоединить к гимназии эту библиотеку и начать формировать ее с учетом потребностей учебного заведения [6. С. 15].
Для учебного процесса и для получения преподавателями новой информации стали выписывать периодические издания. Пополнялась библиотека Томской мужской гимназии в основном руководствами для преподавания и, частично, сочинениями «образцовых» писателей. В 1840 г. в библиотеке было всего 716 томов книг. В 1840-х гг. поступили в дар книги от бывшего инспектора гимназии И.П. Княжницкого -14 книг на французском языке, 94 тома от коллежского асессора В. Беляева, около 80 томов на французском языке от дочери коллежского советника Боннар. Однако они не могли быть востребованы в учебном процессе [5. С. 191]. Спустя 16 лет количество книг увеличилось до 1 250 томов. Необходимо заметить, что из бюджета гимназии на пополнение библиотечного фонда выделялись мизерные суммы: так, в 1850 г. они составляли 214 рублей 28 копеек, т.е. 3,5% от общей штатной суммы, выделявшейся на содержание всей гимназии [7. С. 9-11, 14, 23]. Кроме того, необходимо заметить, что из-за нехватки мест для размещения классов гимназии библиотека разместилась в самом неудобном месте.
Все книги библиотеки были записаны в систематический каталог, который был неудобен в обращении. В 1860 г. для библиотеки Томской мужской гимназии были составлены каталоги по системе В.И. Со-больщикова. Суть их заключалась в том, что хранение книг должно быть организовано так, чтобы библиотекарь в любое время мог проверить наличие книг, быстро удовлетворить запрос читателя, знать кому, когда и что выдано. Кроме того, все должно быть построено так, чтобы в фонде сразу смог работать вновь пришедший библиотекарь. По системе Собольщикова все книги в библиотеке были расставлены по величине их переплета, а на книгах был проставлен шифр,
включающий номер шкафа, номер полки и место книги на полке.
Необходимость в литературе для чтения очень четко просматривается на страницах воспоминаний гимназистов того времени. Так, Н. Ядринцев писал о том, что он и его друзья по гимназии знакомились с «лучшими произведениями литературы, с Пушкиным, Лермонтовым, Жуковским и т.д.», читая книги и журналы из библиотеки его отца [8. С. 197]. Н.И. Наумов в своей автобиографии писал, что он с «радостью бежал из гимназии домой и садился за чтение тех книг», которые ему удавалось достать [9. С. 179]. Это ли не показатель того, что гимназия нуждалась в литературе для чтения. А многочисленные воспоминания заставляют задуматься о том, что им не хватало нужной литературы, которая могла бы позволить преподавателям изменить свою манеру преподавания предметов.
Фундаментальная библиотека Томской мужской гимназии в 1858 г. состояла из 785 наименований в 1 292 томах и по сравнению с библиотеками других сибирских гимназий была очень бедна. Так, в этот же период в библиотеке Тобольской мужской гимназии насчитывалось уже 1 958 наименований книг в
4 768 томах. В связи с этим обстоятельством преподаватели и учащиеся Томской гимназии нуждались в учебной литературе. Поэтому в 1862 г. по распоряжению генерал-губернатора Западной Сибири к библиотеке Томской мужской гимназии была присоединена Томская публичная библиотека, которая 1 января 1863 г. была открыта для местных жителей. Для этого заблаговременно в конце 1862 г. все книги фундаментальной библиотеки из тесной, плохо освещенной комнаты казенного дома были перенесены в новое здание, нанимаемое гимназией у М.Ф. Гуляевой, и помещены в новых шкафах. В газетах появилась статья об открытии библиотеки для публики, на что многие граждане откликнулись с большим сочувствием. Подписчиков насчитывалось 189 человек. В основном это были учащиеся средних учебных заведений. На собранные с подписчиков деньги библиотекой были выписаны книги современных авторов. В 1864 г. ожидали увеличение числа читателей.
Генерал-губернатор передал в библиотеку гимназии сумму в 2 000 руб., которую он собрал на публичную библиотеку, но ее оказалось мало для содержания отдельного здания. К 1 января 1864 г. в ней было уже 890 наименований в 2 172 томах. Кроме того, была организована дополнительная подписка на периодические издания, что значительно улучшило фонд гимназической библиотеки. До этого выписывалось только 3 периодических издания, а в 60-е гг. XIX в. - уже 27, среди которых были «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Русская старина», «Всемирная иллюстрация», «Филологические записки», «Московские ведомости», «Вестник Русского Географического общества», «Библиотека для чтения»,
«Книжный вестник», «Санкт-Петербургские ведомости», «Сенатские ведомости» и др. Несмотря на это, в отчетах директора гимназии за 1865 г. мы читаем, что «библиотека нуждается в приобретении хороших изданий классиков, начало приобретения этих классиков уже сделано - в декабре отослано в контору товарище-
ства “общественная польза” 172 рубля из библиотечной суммы с просьбою выслать хоть часть из этих классиков» [10. Л. 38 об.].
Фундаментальной и публичной библиотекой заведовал один из учителей гимназии и за свою работу в публичной библиотеке получал вознаграждение 20% с суммы, собираемой с абонентов. С момента открытия этой библиотеки с подписчиков собирали около 370 рублей в год, а вознаграждение за заведывание библиотекою учитель гимназии получал около 75 рублей в год [11. Л. 13]. Сумма эта очень скромная и не соответствовала затраченным учителем силам и времени, так как читальня была открыта ежедневно в будние дни с 9.00 до 14.00 и с 16.00 до 21.00, в праздничные дни с 12.00 до 21.00; а выдача книг на дом осуществлялась три раза в неделю с 17.00 до 19.00 [11. Л. 13 об.].
В 1866 г. Главный инспектор училищ посчитал неудобным соединение гимназической и публичной библиотек, особенно при нехватке помещений для самой школы. Он был против того, что подписчиками публичной библиотеки могут быть воспитанники гимназии и духовной семинарии, которые могли «получать из библиотеки все книги, по своему выбору» [11. Л. 13]. По его же мнению, этого допускать нельзя, так как гимназистам следует выдавать книги из библиотеки выборочно и под руководством преподавателей. В то время как гимназисты, являющиеся читателями публичной библиотеки, пользуются правом читать газеты в читальне, «а следовательно, и слушать всякого рода толки, суждения других абонентов. ...а гимназистам вовсе не следует предоставлять права быть абонентами за плату: им, если Совет гимназии признает это удобным, следует выдавать, с одобрения преподавателей, книги для чтения из библиотеки, без всякой за это платы. Необходимо также безотлагательно публичную библиотеку с читальней при ней отделить от фундаментальной библиотеки гимназии и передать ее в ведение городского общества, от коего она и поступила в гимназию» [11. Л. 13]. В связи с этим главный инспектор училищ распорядился: 1) исключить гимназистов из числа абонентов публичной библиотеки; 2) вернуть им деньги за 2-ю половину 1866 г.; 3) разделить фонды публичной и гимназической библиотек и передать первую в ведение городского общества; 4) учредить ученическую библиотеку для учащихся при Томской мужской гимназии. Кроме того, он посчитал неудобным существующее размещение книг в библиотеке в шкафах по росту, а не по содержанию.
С закрытием публичной библиотеки, которая состояла из библиотеки Томской мужской гимназии и общественной, слитых вместе, выделение первой стало делом сложным, так как не существовало никаких каталогов собраний, где бы фиксировалось к какой библиотеке относится та или иная книга. Опознавательные обозначения на самих книгах не давали достаточных оснований для отнесения их к одному из фондов при разделе. В течение пяти лет библиотека правильно не пополнялась из-за того, что существовали сложности с определением, что уже есть в фонде, а чего нет. Большую часть работы по систематизации фондов выполнил библиотекарь Г.К. Тюменцев, который к началу 1870-х гг.
привел в порядок библиотеку гимназии, а также произвел пополнение книжного фонда нужными сочинениями. После разделения фондов состояние гимназической библиотеки было плачевным. Множество книг были «. найдены до того избитыми и с растерзанными листами, что более не могли служить для библиотеки, несколько сочинений затерянных или разрозненных» [12. Л. 90]. В 1878 г. Г.К. Тюменцев, будучи уже директором Томского реального училища, добился передачи части книг городской публичной библиотеки в его училище, а другой части - в библиотеки гимназии и уездного училища.
В ноябре 1872 г. В.И. Асташев через своего доверенного Карла Ксаверьевича Гортт де Грота обратился к руководству Томской мужской гимназии с вопросом
0 возможности передачи в дар библиотеки его покойного отца. В связи с этим была создана комиссия из «инспектора гимназии Вирена, учителя немецкого языка Лохера и учителя математики и библиотекаря Г. К. Тюменцева для приведения в известность из каких именно книг и сочинений состоит сказанная библиотека» [13. Л. 3]. В ходе работы этой комиссии был составлен каталог книг библиотеки И. Асташева в количестве «730 названий в 2640 томах сочинений на русском и иностранных языках, серьезных и в большинстве ценных и даже редких» [Там же]. Все эти книги поступили в гимназию и были размещены в помещении физического кабинета. Этот дар был оценен в более чем 30 тысяч рублей.
После разделения гимназической библиотеки на фундаментальную и ученическую весь фонд первой был распределен по 12 тематическим отделам: словесность, история, естествознание, богословие, математика, география, языкознание, древние языки, справочные книги, правоведение, философия, периодические издания. В 1877 г. было решено, что библиотекарь гимназии должен выдавать книги из фундаментальной библиотеки преподавателям «по субботам после уроков во второй половине второго часа. Кроме того, должен ждать полчаса тех, кто хотел бы получить книги» [14. Л. 21].
В 1883 г. по просьбе попечителя Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринского министром народного просвещения было разрешено передать библиотеке Томского университета из фондов библиотеки Томской мужской гимназии книги в количестве более
1 500 томов; считалось, что они будут более полезны университету [15. С. III]. Это была часть книг (2 640 томов), доставшихся гимназии в 1872 г. после смерти золотопромышленника И. Д. Асташева, который приобрел их у томского губернатора А. Д. Озерского. Здесь имелись журналы и книги по естествознанию и горной промышленности, сочинения по философии, истории, литературе, свободным искусствам. Среди этих изданий находились книги, принадлежавшие когда-то Г.С. Батенькову: более 300 названий книг на русском, французском и немецком языках, а также журналы и газеты из его библиотеки [16. С. X].
1887 г. стал для библиотеки Томской мужской гимназии очень удачным. В этом году были приобретены ценные учебные пособия для старшеклассников по русскому языку, истории, древним языкам на 900 с лишним рублей [1. С. 197].
Состояние библиотеки Томской мужской гимназии по отчетам ее директоров в 70-е гг. XIX в. считалось вполне удовлетворительным, особенно учитывая факт отдаленности учебного заведения от центров просвещения и «происходящую от того медлительность и дороговизну в снабжении их книгами и учебными пособиями» [17. Л. 181]. О книжном фонде гимназии в 80-е гг. XIX в. в источниках того времени мы черпаем разную информацию. Так, в 1883 г. «Сибирская газета» (Томск) писала: «Библиотека мужской гимназии, когда-то очень ценная, находится также в загоне и составляет мертвый капитал. Порядка, как нам передавали, там очень мало: книги берут не записывают, держат неопределенно долго и теряют» [18]. С другой стороны, по официальным отчетам на 1 января 1885 г. состояние фундаментальной библиотеки Томской мужской гимназии оценивалось как нормальное. Однако проведенная во второй половине 1885 г. попечителем Западно-Сибирского учебного округа ревизия гимназии показала, что в фундаментальной библиотеке шкафы с книгами помещались частью в очень тесной учительской комнате, частью в классных комнатах; каталоги велись неисправно и при проверке многие книги оказались утерянными.
В 1890 г. при написании очередного отчета выяснился факт, что книжный фонд фундаментальной библиотеки резко сократился на 3 260 томов. В объяснительной записке директора Томской мужской гимназии от 11 апреля 1891 г. на имя попечителя ЗападноСибирского учебного округа говорится следующее: «Сведения по библиотеке, данные в прежние годы бывшим библиотекарем Н.Н. Баранским, были не верны. Число томов было показано им на три тысячи с лишком больше» [19. Л. 85]. Это подтвердилось при передаче библиотеки Н.Н. Баранским В.П. Щепетеву. В отчете констатируется факт ошибки предыдущего библиотекаря. Но на основании архивных данных и имеющихся дополнительных сведений можно предположить, что Н. Баранский не исключил из инвентаря фундаментальной библиотеки ту часть книг, которая в 1883 г. была передана Томскому университету.
Как видно из вышесказанного, ситуация с пополнением гимназической библиотеки изменялась слабо и зависела от случайных факторов. Книжный фонд гимназической библиотеки новыми изданиями пополнялся незначительно. Большую роль в процессе подготовки к урокам и ознакомления с различного рода новыми сочинениями сыграл Томский университет и открытая при нем библиотека, которую посещали преподаватели Томской мужской гимназии. В записке библиотекаря Томского университета С.К. Кузнецова к ректору от 21 февраля 1896 г. говорилось о посторонних читателях университетской библиотеки. Среди прочих упоминаются имена преподавателей томской гимназии, зарегистрированных на 7 октября 1892 г. (И.М. Тыж-нов, И.М. Курочкин, В. А. Геблер и директор В.П. Ще-петев) [20. Л. 103-103 об., 119-124 об.].
В 1901 г. библиотечный комитет Томской городской публичной библиотеки признал желательным возврат книг из библиотеки гимназии, ранее принадлежавших публичной библиотеке. Для этой цели был составлен список книг за 1866 г., включивший книги и
журналы, переданные городской библиотекой в гимназию. Было написано письмо на имя директора Томской мужской гимназии, в котором прозвучала просьба вернуть публичной библиотеке книги, переданные гимназии в 1862 г. Однако эта попытка библиотечного комитета оказалась безрезультатной [21].
Кроме фундаментальной библиотеки, при Томской мужской гимназии существовала ученическая, которая была невелика по объему и, по мнению администрации учебного заведения, удовлетворяла своему назначению. Решение о необходимости разделения библиотечного фонда на две составляющие поступило еще в 1861 г. В 1864 г. И.Д. Асташев «положил начало ученической библиотеке», пожертвовав деньги в размере 1000 рублей [22]. Но из-за материальных затруднений это преобразование было сделано только к 1867 г.
В 1866 г. был составлен реестр книг, необходимых для учебного процесса. Он насчитывал 389 названий стоимостью в 593 рублей 91 копеек. По разным причинам Министерство народного просвещения из этого реестра исключило 47 названий и прибавило 13. Здесь было предложено приобрести следующие сочинения: по истории - Плутарха, Н.И. Костомарова, Т.Н. Грановского; по естественной истории - Араго, Циммермана; по сибиреведению - П. П. Семенова, Д. И. Зава-лишина; литературные произведения - В. А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.Н. Островского и др. [7].
К 1868 г. после заказа книг для ученической библиотеки на средства, пожертвованные И. Д. Асташевым, осталось около 300 рублей. На эту сумму педагогический совет гимназии выписал некоторые периодические издания: «Учитель» для учеников 6-го и 7-го классов, «Всемирный путешественник», «Вокруг света» и др. Были закуплены также учебные пособия, необходимые ученикам для работы над домашними заданиями: лексиконы, атласы. Эти пособия выдавались беднейшим воспитанникам гимназии во временное пользование, но при условии бережного обращения с книгой и своевременного возврата. Несмотря на ежегодное пополнение, ученическая библиотека была очень бедна. Поэтому старшеклассникам «была предоставлена возможность через преподавателей пользоваться книгами из фундаментальной библиотеки» [23. Л. 14 об.].
Потребность в литературе в библиотеках гимназий была высокой, а источников ее пополнения было недостаточно. Министерство народного просвещения, конечно же, посылало в сибирские учебные заведения учебники и другую литературу. Они направлялись в продажные библиотеки, где залеживались из-за того, что «в учебных заведениях находилось мало учеников, желающих приобрести руководства, присланные в большом числе экземпляров» [24. Л. 69-69 об.]. В результате у гимназий накапливались долги перед Министерством за книги, которые ученикам были не нужны.
Первые шаги в улучшении этого положения попытались сделать преподаватели Томской мужской гимназии. В 1868 г. инспектор Н. Стукальский, учитель немецкого языка К. Лохер и еще несколько человек, служащих в Сибири в ведомстве Министерства народного просвещения, стали инициаторами созда-
ния общества «Сибирской книжной торговли и Комиссионерства учебных заведений (Восточной и Западной Сибири) для облегчения выписки и продажи как учебных книг, так и других дозволенных в продажу и распространение» [25. Л. 15]. Однако это общество не было учреждено.
В Западной Сибири, как и в сибирском регионе в целом, долгое время не было ни книжных магазинов, ни собственных типографий, ни городских библиотек. Значительный прогресс в этом деле произошел в 7080-х гг. XIX в. В этот период расширяется книготорговая деятельность, открываются книжные магазины, лавки, склады, публичные библиотеки в Томске, Омске, Тобольске, Барнауле, Каинске и других городах Западной Сибири. Несмотря на это, о серьезных изменениях в обеспечении гимназических библиотек необходимыми книгами в третьей четверти XIX в. можно говорить в основном применительно к Томску, в котором в 1871 г. П.И. Макушиным была открыта публичная частная библиотека с фондом в 583 наименования книг. Для более широкого охвата населения города, прежде всего для учащихся средних учебных заведений, Петром Ивановичем была назначена доступная плата - 25 копеек в месяц за право брать единовременно по одной книге при залоге в 1 рубль или поручительстве известного библиотеке лица [26. Л. 2].
При своей библиотеке П. И. Макушин составил особый отдел из 300 книг, доступных пониманию учащихся в старшем отделении школ. Плата за пользование этими книгами составляла 10 копеек в месяц. Чтобы ближе познакомиться с развитием детей и помогать производить выбор книг, заведование выдачей Маку-шин взял лично на себя, назначив для обмена книг два дня в неделю - среду и субботу с 2 до 6 часов дня. Школьники с большим интересом отнеслись к этому начинанию, но библиотека функционировала не более полугода. Не удалось Петру Ивановичу приобщить к числу читателей учащихся городских школ. Причиной стало то, что директор училищ, он же директор Томской губернской мужской гимназии, проведав об этой «ученической библиотеке», нашел само ее существование укором учебному начальству и его дискредитированием в глазах населения. Директор сделал распоряжение по гимназиям и училищам Томской губернии, чтобы ученики школ не смели ходить в библиотеку Макушина за книгами для чтения. Он предложил классным наставникам сообщить ученикам, чтобы они обращались за книгами в ученические библиотеки, а не в библиотеку Макушина, где выбор книг бывает «совершенно случайным». В частности, директор училищ считал, что есть «что-то во всем складе господина Ма-кушина и во всех его приемах сомнительное и вызывающее к подозрению» [27. Л. 14].
12 февраля 1877 г. педагогический совет Томской мужской гимназии решил передать закупку книг и учебных пособий, необходимых для этого учебного заведения, книжному магазину Макушина и Михайлова. Первоначально предполагалось подписать контракт с этим магазином на условиях, что книги для казенных воспитанников будут продаваться по петербургским ценам, а для других учеников гимназии на 10% дороже [28. Л. 2 об.]. В конечном итоге был подписан договор,
по которому Макушин «обязывался за комиссию брать не более 10% цены книг с пансионеров, а с бедных учеников даже и 5%» [Там же. Л. 55 об.].
После окончания каждого учебного года П.И. Ма-кушин производил тщательный опрос заведующих учебными заведениями в городе и в пределах губернии о том, какие и в каком приблизительно количестве экземпляров потребуются учебники на следующий учебный год. На основании этих сведений определяли количество необходимых экземпляров каждого из употребляемых учебников в норме двух третей от числа учащихся; к началу учебного года все книги были уже налицо в Томске, а для заказчиков вне Томска были на местах к 15 августа. Если в течение учебного года ощущался недостаток в каком-либо из учебников, то Петр Иванович немедленно выписывал его телеграммой [29. Л. 7].
Библиотека Томской мужской гимназии в последние десятилетия XIX - начале XX в. обладала старинными изданиями, поступившими в течение многих лет от частных жертвователей, но, к сожалению, практически не пополнялась новыми книгами [7. С. 192]. В начале
XX в. она нуждалась в пособиях для преподавания физики, истории, географии, естественных наук. Пополнение книжного фонда было незначительным. В связи с этой ситуацией с 1915 г. было предложено пополнять ученическую библиотеку Томской мужской гимназии ежегодно за счет выписки комиссиями по предметам и преподавателями намеченных книг, одобренных Министерством народного просвещения. Библиотеки фундаментальная и ученическая по-прежнему оставались в неудовлетворительном состоянии. В отчете за 1916 г. говорилось, что в гимназическую библиотеку читателям не удавалось попасть из-за того, что там хранился запас муки для гимназического пансиона [30]. Правда, следует отметить, что библиотека продолжала пополняться разными периодическими изданиями.
Администрации учебных заведений старались исправить ситуацию с гимназическими библиотеками, однако с началом Первой мировой, а затем Гражданской войны положение усугубляется. В период с 1915 по 1917 г. в учебных заведениях ощущался недостаток средств для закупки необходимых учебников и художественной литературы. С 1918 г. увеличивается число не только мужских гимназий, но и учебных заведений разного вида; потребность в книгах возросла, а расходы на комплектование учебных библиотек были сокращены. В это время Сибирь была отрезана от центральных губерний, была прервана связь с крупнейшими книгоиздательствами, которые располагались в Москве и Петрограде, а многие местные типографии закрылись. Весь Западно-Сибирский регион продолжала снабжать литературой только фирма П.И. Макуши-на. Однако многих нужных книг не было и в магазине Петра Ивановича, так как его организация получала литературу из столичных издательств и доставлялась в Сибирь с очень большим запозданием.
Издававшиеся в Сибири книги не удовлетворяли спрос на учебную и художественную литературу, не было школьных учебников, книг по разным отраслям знаний. За неимением новых изданий учебные заведения начали скупать старые. Во многих средних школах были
организованы книжные лавки, куда ученики приносили старые учебники и обменивали их на нужные [31].
Несмотря на все сложности в формировании книжного фонда библиотека Томской мужской гим-
назии считалась богатой и достаточно хорошо укомплектованной. Это обстоятельство можно проследить на основании представленных ниже графиков (рис. 1, 2).
Кол-во экз.
Годы
Рис. 1. Количественная характеристика фундаментальной библиотеки Томской мужской гимназии 1840-1917 гг.
Кол-во экз.
Годы
Рис. 2. Количественная характеристика ученической библиотеки Томской мужской гимназии 1878-1917 гг.
В 1920 г. Томская мужская гимназия прекратила свое существование. Ее книжные фонды разошлись по разным библиотекам. Часть фондов фундаментальной библиотеки Томской мужской гимназии в количестве
5 089 томов поступила в библиотеку Томского государственного университета [32], а другая часть - в Томскую областную библиотеку им. А.С. Пушкина.
Таким образом, руководство Томской мужской гимназии стремилось обеспечить свое учебное заведение необходимой литературой. В первой половине XIX в. книжный фонд из-за скудости ресурсов не удовлетворял насущные нужды этой школы, пополнялся хаотично и в основном за счет пожертвований. Начиная с середины столетия ситуация постепенно изменялась, что привело к улучшению комплектования гимназических библиотек, а также к их более целенаправленному пополнению. С 1867 г. стали появляться уче-
нические библиотеки, благодаря которым воспитанники могли познакомиться помимо учебников еще и с разными сочинениями по какому-либо предмету. Развитие книгораспространения в Западной Сибири во второй половине XIX в. привело к появлению книжных магазинов, публичных библиотек, что благотворно сказалось на формировании библиотечных фондов. В начале XX в. библиотеки Томской мужской гимназии формировались, как правило, необходимой для учебновоспитательного процесса литературой. В больших объемах выписывались разнообразные периодические издания. Однако в 1917-1919 гг. в связи с материальными трудностями, отсутствием возможности вести занятия в собственных зданиях, которые были заняты под постой войск, скудные средства не позволяли Западно-Сибирским мужским гимназиям пополнять их библиотечные фонды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жеравина А.Н. Из истории гимназического образования в Томске // Вестник Томского государственного университета. 2003. N° 276.
Сер. «История. Краеведение. Этнология. Археология». С. 195-204.
2. Устав учебных заведений, подведомых университетам. [Б.м.] : [Б.и.], 1804.
3. Устав гимназий и прогимназий 1864 г. СПб. : Тип. Рогальского и К°, 1864.
4. Об устройстве особых ученических библиотек при гимназиях и прочих учебных заведениях // Журнал Министерства народного просвеще-
ния. 1867. Май.
5. Жеравина А.Н. Томск второй половины XIX - начала XX в. (по материалам дореволюционной печати) / под ред. В.П. Зиновьева. Томск,
2010.
6. Мисюрев А. Томская губернская гимназия в первое пятидесятилетие ее существования (1838-1888). Томск, 1894.
7. Исторический ход народного образования в Томской губернии // Памятная книжка Томской губернии на 1885 г. Томск, 1885.
8. Ядринцев Н.М. Воспоминания о Томской гимназии // Потанин Г.Н. Тайжане. Томск, 1997.
9. НаумовН.И. Автобиография // Сибирские огни. 1963. № 9.
10. ГАТО. Ф. 125. Оп. 1. Д. 212.
11. ГАТО. Ф. 99. Оп. 1. Д. 424.
12. ГАТО. Ф. 125. Оп. 1. Д. 327.
13. ГАТО. Ф. 99. Оп. 1. Д. 563.
14. ГАТО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 3.
15. Каталог главной библиотеки Императорского томского университета. Томск, 1889. Т. 1.
16. Лобанов В.В. Библиотека Г.С. Батенькова. Томск, 1993. Ч. 1.
17. ГАТО. Ф. 125. Оп. 1. Д. 354.
18. Сибирская газета. 1883. 2 января.
19. ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 436.
20. Переписка Томской городской публичной библиотеки с директором Томской мужской гимназии // ГАТО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 202.
21. Милютин А.И. Десятилетие Томской городской публичной библиотеки (1899-1909). Томск, 1909.
22. Томские губернские ведомости. 1894. № 8. 24 февраля.
23. ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 770.
24. ГАТО. Ф. 125. Оп. 1. Д. 7.
25. ГАТО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 2.
26. ОРКП НБ ТГУ. Фонд Ф. 4: П.И. Макушин. Оп. 1. Д. 2.
27. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. Д. 24.
28. ГАТО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 3.
29. ОРКП НБ ТГУ. Фонд Ф. 4: П.И. Макушин. Оп. 1. Д. 3.
30. Отчет о состоянии Томской 1-ой мужской гимназии за 1918/19 уч./г. // ГАТО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 560.
31. Народная газета. 1918 г. 2 октября.
32. Архив НБ ТГУ. Инвентарная книга.
Статья представлена научной редакцией «История» 2 апреля 2012 г.