Саидова Мубинахон Гайбуллоевна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков ИЭТ ТГУК
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В СОПОСТАВЛЯЕМЫХ ЯЗЫКАХ
Великий французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии Огюст Кант (1798-1857) отмечал, что «невозможно глубоко познать ни одну науку, не изучив её историю».
Астрономия, наука о Вселенной, одна из самых древних наук, которая изучает положение и движение небесных тел в пространстве, физическое строение, происхождение и развитие небесных тел, их систем и вселенной в целом. Объектами её исследований являются планеты и их спутники, кометы и метеоры, солнце и звёзды, туманности и материя, заполняющая космическое пространство, галактика и внегалактические объекты.
Астрономия, подобно многим другим современным наукам, переживает период стремительного развития, обусловленного техническим прогрессом. Появились и появляются новые отрасли и методы исследований, такие как радиоастрономия, инфракрасная и ультрафиолетовая, рентгеновская астрономия, гамма-астрономия, космохимия, ракетная и спутниковая астрономия и др. В странах средневекового Востока астрономия считалась одной из развитых естественных наук. Календарь, время определения религиозных обрядов, продолжительность суток, в том числе время наступления религиозного акта (намаза) были основаны на астрономических наблюдениях.
В людях всегда жило инстинктивное сознание того, что небо над нами было источником и сущностью их жизни в более глубоком смысле, чем земля (доставлявшая им продукты питания). С неба исходили свет и тепло. Там описывали свои орбиты небесные тела - Солнце и звёзды. Там пребывали боги, которые управляли судьбой человека и выражали свою волю при помощи звёзд. Небо было близким, звёзды принимали участие в жизни людей. Изучение звёзд смело раскрыть тайны этого высшего мира, и было самой благородной целью, ради которой человеку стоило напрягать мышление и прилагать духовные усилия.
Таким образом, астрономические явления вошли в жизнь ещё первобытного человека как часть окружающей его среды, тесно связанной со всей его
деятельностью. Наука началась не с абстрактного явления - стремления к истине и знанию; она возникла как часть жизни, вызванная стихийным зарождением социальных потребностей.
Астрономические явления смены дня и ночи регулируют жизнь человека и животных. Первобытные племена часто с большой точностью определяют время дня по высоте Солнца. Это необходимо им для того, чтобы регулировать дневную работу. Миссионеры сообщают, что в ясные дни аборигены сходятся на утренние собрания точно в назначенный час, тогда как в облачные дни они могут ошибаться. Европейские крестьяне могли делать то же самое, пока церковные и карманные часы не сделали это излишним. В тех случаях, когда был необходим более точный метод, длина тени измерялась шагами. Другое важное явление, определяющее человеческую деятельность -смена времён года, в высоких широтах это - чередования мёртвой зимы и изобильного лета; вблизи экватора - сухих и дождливых сезонов. Первобытные охотники и рыболовы зависели от циклов жизни и миграции животных. Крестьяне и скотоводы регулировали свою работу - посев и жатву, кочевники - со стадами, в зависимости от времён года. При этом они руководствовались своим опытом в определении сезонных изменений природы.
Внимание к небесным явлениям стало необходимым, когда труд принял более сложные формы и начали ощущаться новые потребности.
Когда кочевники или рыбаки превратились в торговцев, путешественников, им понадобилось ориентироваться в пространстве, для этой цели они использовали небесные тела: днём—Солнце, ночью—звёзды. Таким образом, пробудился их интерес к звёздам. В самой ранней литературе арабов звёзды уже имели особые названия. Полинезийцы и микронезийцы, которые были опытными моряками, при плавании по Тихому океану пользовались звёздами для определения часа ночи, точки восхода и захода звёзд служили небесным компасом, по которому они управляли ночью своими судами.
Вторым побудительным мотивом, приведшим к тщательному наблюдению небесных явлений, была потребность измерять интервалы времени. Старейшим практическим применением астрономии был счёт времени, из которого позднее развилась наука. Периоды Солнца и Луны (т.е. год и месяц) являются естественными единицами счёта времени, но иногда в качестве любопытных результатов более высокой ступени развития знаний появлялись и другие периоды, такие как период Венеры у мексиканцев и период Юпитера у индийцев. Годичный период Солнца проявляется в сезонных изменениях, но период лунных фаз более заметен и вследствие своей краткости более практичен. Поэтому лунный календарь преобладал везде, за исключением тех мест, где климатические и сельскохозяйственные сезоны выступали особенно явно.
Кочевые народы регулируют свой календарь целиком по синодическому периоду в 291\2 дня, через который фазы Луны повторяются. Новый месяц в 29 или 30 дней начинается каждый раз, когда на западном вечернем небе в виде тонкой дуги появляется новая Луна, следовательно, часы суток начинаются с вечернего часа. Луна служила для измерения времени. Это и послужило основой для становления культа Луны, поклонения ей как живому существу, которое своим возрастанием и убыванием регулировало время. Первое её появление, а ещё более полнолуние, рассеивавшее темноту ночи, отмечалось как праздник и сопровождалось церемониями и жертвоприношениями. Результатом этого было не только поклонение, но также и более пристальное наблюдение, что проявилось в любопытном делении зодиака на 27 и 28 «лунных станций». Они представляли собой небольшие группы звёзд, удалённые друг от друга приблизительно на 13, так что Луна при своём движении по небесной сфере каждую следующую ночь оказывается в следующей группе. Они были известны арабам под именем «манзил или манзила», индийцам как накиштра (т.е. «звезда») и китайцам как «Сю» («ночлежный дом»). Так как лунные станции в этих трёх случаях по большей части одинаковы, то предполагалось, что эти народы заимствовали их друг у друга [4:17].
Лунный период является самой древней календарной единицей. Но даже при чисто лунном счёте такой важный период природы, как год, проявляется уже в самом факте существования двенадцати месяцев и двенадцати последовательных названий месяцев, указывающих на их сезонный характер: месяц дождей, месяц молодых животных, месяц сева или жатвы. Постепенно развивается тенденция к более близкому согласованию лунного и солнечного счёта. Большинство земледельческих народов использует в своих календарях как месяц, так и год, особенно в близких к экватору странах, где времена года меньше отличаются друг от друга. Так, например, полинезийцы и африканские негры регулярно устраивают церемонии в полнолуние, однако их праздники урожая зависят от времени года. Они знают, сколько лун должно пройти между жатвой и посевом, и какие месяцы подходят для сбора диких плодов и охоты.
Здесь, однако, возникает затруднение, потому что даты новолуния и полнолуния смешиваются в солнечном году относительно календарных дат, так что фазы Луны не могут указать определённой сезонной даты.
Лучшее решение в этом случае дают звёзды, движение которых уже было известно, поскольку их использовали для ориентировки в пространстве и во времени. Тщательное наблюдение показывает, что расположение звёзд в один и тот же час ночи регулярно изменяется со временем года. Постепенно то же самое расположение звёзд наступает раньше; самые западные звёзды в
вечерних сумерках, а на рассвете на восточном горизонте появляются новые звёзды, восходя всё раньше с каждым следующим месяцем. Это утреннее появление и вечернее исчезновение - так называемые «гелиакический восход и заход», определяемые годичным движением Солнца по эклиптике— повторяются каждый год в одну и ту же дату. То же самое происходит с моментом, в который звезда восходит в вечерних сумерках (конец наблюдаемых восходов) или заходит перед самым рассветом, - так называемые «акронические» восход или заход.
Звёздные явления - не единственное средство для фиксирования дат солнечного года: может быть использовано также и само Солнце. На реке Махакаш праздники начала сева определяются по заходу Солнца в точке горизонта, отмеченной двумя большими камнями. Жрецы индейского племени зуньи устанавливают самый длинный и самый короткий дни, отличаемые множеством церемоний, по тщательному наблюдению самой северной и самой южной точек восхода Солнца; то же самое имеет место и у эскимосов Гренландии, где из-за высоких широт этот метод более точен, чем где бы то ни было [3:47].
Необходимость разделить и регулировать время разными путями приводила различные первобытные народы и племена к наблюдению небесных тел, и следовательно, к началу астрономического знания.
Использование астрономических наблюдений в целях астрологических предсказаний также дало сильный толчок развитию астрономии. Астрономия стран Ближнего и Среднего Востока воплотила в себе традиции древней астрономии, получившей особое развитие в Византии, Греции и в Индии.
Подтверждение этому—оригинальные астрономические произведения средневекового Востока, изданные на персидско-таджикском языке.
Астрономические наблюдения в Вавилоне производились жрецами, т.к. небесные светила играли важную роль в древневавилонской религии. Первые датированные наблюдения за светилами в древнем Вавилоне относятся к VII веку до н.э. [1:17]. Основной причиной, заставившей жителей древнего Египта и Вавилона изучать звёздное небо, была необходимость установления связи сезонных изменений вида звёздного неба с ходом различных земледельческих работ [5:36].
Когда Вавилон стал культурным центром всего Ближнего Востока, его язык и письмо вошли в употребление в качестве международного языка, признававшегося даже в Египте и Малой Азии [3: 30]. Ассирийцы восприняли культуру покорённых ими вавилонян и развили дальше её формы и традиции. После завоевания Персидской империи Александром Македонским Вавилон стал оказывать большое влияние на греческую науку своей богатой древней культурой [5: 49].
На протяжении этих столетий от Ашурбанипала до Александра, несмотря на смену династии, Вавилон оставался крупным торговым центром, столицей процветающей империи и культурным центром Ближнего Востока.
Хотя астрономия Древней Греции и имела сильное влияние на астрономию стран Ближнего и Среднего Востока, персоязычная астрономическая терминология формировалась в регионах арабской астрономической терминологии. Термины астрономии и астрологии были общими для этих отраслей науки. В средние века и даже позднее каждый астроном наряду с астрономическими наблюдениями занимался также астрологическими предсказаниями, т.к. верховных богослужителей прежде всего интересовали не астрономические наблюдения, а астрологические предсказания. В результате чего дальнейшие развития получила и наблюдательская астрономия.
В связи с развитием её методов появилось большое число новых терминов. Астрономия в Средней Азии достигла значительного развития уже в средние века, её термины получили самое широкое распространение не только среди учёных, но и поэтов и писателей на протяжении ряда веков— как в классической, так и в советской литературе.
Таджикская астрономическая терминология как один из пластов словарного состава таджикского языка своими корнями уходит в глубокую древность. Таджикские астрономические термины начали формироваться ещё в эпоху Халифа Мамуна (813-833) и находят своё дальнейшее развитие в трактатах Абумахмуда Худжанди (ум. ок. 1000г.), Абу-Райхона Беруни (9731048), Ибн Сино (980-1037), Кутбиддина Ширази (1236-1311), Насриддина Туси (ум.в 1274), Алишаха Хоразми (1201-1274), в трудах, созданных представителями самаркандской научной школы: Гиясуддином Джамшидом Кашани (ум.ок.1430), Кази-Заде Руми (1360-1429), Алоуддином Кушчи (ум.ок.1575) и наконец, в астрономических трудах великого просветителя таджикского народа Ахмада Дониша (1827-1897), а также в различных персидско-таджикских фархангах (словарях) и энциклопедиях.
Астрономическое произведение Абурайхона Беруни «Тафхим» является одним из ценнейших источников научной терминологии персидского и таджикского языков, написанное автором на двух языках, сначала на фарси (таджикском), а потом на арабском. Астрономии посвящено около 70 сочинений этого великого хорезмского учёного. П.Г.Булгалов, известный советский берунивед, писал: «Есть все основания считать Беруни не только одним из блестящих знатоков арабского языка Х-Х1 вв., но и учёным, пытавшимся по-своему смело воздействовать на него, особенно в области астрономической терминологии». [1:10]
Имя Улугбека прославлено в веках его звёздными таблицами, в которых он определил положение 1018 неподвижных звёзд с поразительной для того
времени точностью. Кроме того, весьма ценны данные наблюдений Улугбека над планетами [7:39].
В «Зидже» Алишаха Хоразми, посвящённой вопросам солнечно-лунных календарей, определения широты и долготы местности, восхода и захода небесных светил, тригонометрическим функциям и их применению в астрономических расчётах, теории движения планет и элементов их орбит, а также в «Манозил-ул-кавокиб» Ахмада Дониша, посвященном вопросам астрологии, ярко прослеживается история развития и формирования астрономических терминов.
«Гиёс-ул-лугот» занимает особое место по охвату научной терминологии в истории таджикской лексикографии. Автор, дав пояснение космонимов звёзд и созвездий в отдельных словарных статьях, также детально раскрывает понятия, относящиеся к элементам орбиты, конфигурации планет, точкам небесной сферы, очертаниям созвездий неба и к другим понятиям теоретической и практической астрономии. Продолжение этой линии отчётливо наблюдается на «Звёздной карте» Османской энциклопедии, где в основном зафиксированы арабские названия наиболее известных созвездий неба, преимущественно в таджикском морфологическом оформлении (Дуби Акбар, Хути Чануби и др.). Все 48 единиц созвездий классического периода имеют исконно арабские названия. Остальные названия созвездий, которые были открыты после 1600г., имеют таджикские названия, например, Хайкалтарош, Товус, Паргор, Барбат [7:26].
За рубежом по истории формирования астрономической терминологии опубликован ряд работ. Р.Н. Аллен в предисловии к своей книге «Названия звёзд» отмечает, что названия звёзд в основном арабские, частично греческие и латинские [7:68].
Каталог астрономических терминов Византии, разработанный известным историком науки О.Нейгебауэром, является новой страницей в изучении астрономии классического периода.
Список литературы:
1. Абдуллаев Н.Ш. Формирование таджикской астрономической терминологии и тамономии: -автореф. ..канд.филол.н. -Душанбе, 1978.
2. Амонова Ф. Именное суффиксальное словообразование в современно-персидском и таджикском языках: Учебное пособие. -Душанбе, 1982.
3. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. -М., 1972.
4. Баракаева Г.Б. Принципы составления таджикско-английского словаря и вопросы таджикской и английской лексикографии: -автореф. ...канд. филол.н. -Душанбе, 1968.
5. Гак В.Г. Опыт применения сопоставительного анализа к изучению структуры слова//Вопросы языкознания. - 1966. -№2.
6. Джамшедов П. Сопоставительный анализ таджикских глагольных форм муа-йян и английский continuous: авт.дисс.на соискуч. степ. к.ф.н. -М., 1972.
7. Джамшедов П. Таджикско-английские соответствия (разряды глагола) -Душанбе, 1974.
8. Вюстер Е. Введение в общую терминологию. - М, 1989.
9. Даниленко В. Л. Русская терминология. - М, 1971.
М.Г. Саидова
История формирования астрономической терминологии в сопоставляемых
языках
Ключевые слова: солнце, звёзды, небесное тело, луна, месяц, астрономия,терминология
Данная статья посвещена астрономии, которая подобно многим другим современным наукам, переживает период стремительного развития, обусловленного техническим прогрессом. Следует отметить, что астрономия, наука о Вселенной,-одна из самых древних наук, которая изучает положение и движение небесных тел в пространстве, происхождение и развитие небесных тел, их систем и Вселенной в целом В странах средневекового Востока астрономия считалась одной из развитых естественных наук. Календарь, время определения религиозных обрядов, продолжительность суток, в том числе время наступления религиозного акта были основаны на астрономических наблюдениях. Необходимо отметить, что персоязычная астрономическая терминология сформировалась в арабских регионах в средние века. В связи с развитием её методов появилось большое число новых терминов. Астрономия в Средней Азии достигла значительного развития, и её термины получили самое широкое распространение не только среди учёных, но и поэтов и писателей на протяжении ряда веков - как в классической, так и в советской литературе.
M. Saidova
The History of Astronomy Vocabulary Formation in Correlated Languages
Key words: sun, stars, heavenly body, moon, crescent, astronomy, terminology
The given article is devoted to astronomy which like other modern sciences has been sustaining the period of impetuous development preconditioned by the technical progress. It is worth mentioning that astronomy, the science about the Universe, is one of the most ancient ones which studies the position and movement of heavenly bodies in space, their origin and development, their systems and the Universe upon the whole. In the countries of the mediaeval East astronomy was considered as one of the developed natural sciences. Calendar, the time of determination of religious retes, durability of day and night were based on astronomical observations. One ought to note that Persian-language astronomic terminology formed in Arabian regions in the time of Middle Ages. A lot of new terms appeared being associated with it. Astronomy in Middle Asia achieved considerable development and its terms disseminated widely not only among scholars; poets and writers resorted to them in the course of centuries either - both in classical and Soviet literature.