Научная статья на тему 'История формирование Европейского союза'

История формирование Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
21298
3215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕДИНЫЙ РЫНОК / ШЕНГЕНСКАЯ ЗОНА / ЗОНА ЕВРО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ / СОВЕТ ЕС / ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / ПАЛАТА АУДИТОРОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / EUROPEAN UNION / HISTORY OF FORMATION / MAASTRICHT TREATY / INTEGRATION / UNIFIED MARKET / SCHENGEN AREA / EURO-ZONE / EUROPEAN COUNCIL / EUROPEAN COMMISSION / EU COUNCIL / EUROPEAN PARLIAMENT / CHAMBER OF AUDITORS OF THE EUROPEAN UNION / EUROPEAN CENTRAL BANK / ИТТИҳОДИ АВРУПО / ТАЪРИХИ ТАШАККУЛѐБӣ / СОЗИШНОМАИ МААСТРИХТ / ҳАМГИРОӣ / БОЗОРИ ЯГОНА / ЗОНАИ ШЕНГЕН / ЗОНАИ ЕВРО / ШӯРОИ АВРУПОӣ КОМИССИЯИ АВРУПО / ШУРОИ ИТТИҳОДИ АВРУПО / ПАРЛУМОНИ АВРУПО / ПАЛАТАИ АУДИТОРИИИ ИТТИҳОДИ АВРУПО / БОНКИ МАРКАЗИИ АВРУПО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Солиев Р.А.

В статье освещается история становления, формирования, и динамика развития Европейского Союза как экономического и политического общеевропейского интеграционного института. Изучаются цели и методы функционирования Евросоюза в финансово-экономической, политической, социально-правовой и других областях. Описывается структура Еропейского Союза, а также анализируются характерные черты данной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of the European Union Formation

The article dwells on the history dealing with the establishment, formation and development of dynamics of the European Union as an economic and political pan-European integration institution. The goals and functioning methods of the EU in economic and financial, political, social, legal and other fields are studied. The author of the article describes the structure of the EU, analyzes the characteristics of the organization.

Текст научной работы на тему «История формирование Европейского союза»

07.00.15.ТАЪРИХИ МУНОСИБАТДОИ БАЙНАЛХАЛК|И

ВА СИЁСАТИ ХОРИЧИ 07.00.15. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИИ

И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 07.00.15. HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND FOREIGN POLICY

УДК 269.74+001.25(575.3) Р.А.СОЛИЕВ

ББК 65.68(4)575.3

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Идея объединения Европы получила второе дыхание после Второй мировой войны. Ее движущими силами были: 1) ясно осознанная народами Европы потребность в длительном мире, 2) необходимость развития экономических связей между западноевропейскими странами в целях восстановления разрушенного войной хозяйства, 3)формирование биполярной системы мира, где главными силами стали США и СССР, а также распад колониальной системы, в результате чего Западная Европа лишилась прежнего политического веса и многих рынков сбыта. Отправной точкой послевоенного движения за единую Европу принято считать речь британского государственного деятеля Уинстона Черчилля «Трагедия Европы», произнесенную 19 сентября 1946 г. в Цюрихском университете. В ней Черчилль призвал европейцев покончить «с национальными распрями», прежде всего, с франко-германским антагонизмом, и образовать на континенте «нечто вроде Соединенных Штатов Европы»(3, 45).

В мае 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы, на котором представители 16 европейских стран, а также наблюдатели из США и Канады обсуждали разнообразные интеграционные планы — вплоть до немедленного создания федеративного государства. Реальным итогом Конгресса стало образование Совета Европы, начавшего действовать в мае 1949 г. Первоначально он занимался сотрудничеством в сфере экономики, социального развития, культуры, законодательства, науки и техники. Теперь деятельность Совета Европы сосредоточена на вопросах обеспечения и защиты прав человека( 4, 27).

18 апреля 1951 г. ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали в Париже Договор о Европейском объединении угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community) сроком на 50 лет. Договор вступил в силу в июле 1952 г. Его основные цели: создание общего рынка угля и стали, модернизация и повышение эффективности производства в угольной и металлургической промышленности, улучшение условий труда и решение проблем занятости в этих отраслях. Договор был призван укрепить мир в Европе и создать предпосылки для тесного объединения народов. Поставив под международный контроль добычу угля и производство стали, участники договора решали две задачи: они способствовали модернизации национального хозяйства (основой которого тогда служила металлургия и тяжелая промышленность), а также устраняли возможность подготовки одной из стран к новой войне(4, 520 ).

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). Европейское экономическое сообщество было учреждено Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган(2, 78).

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 28 государств (расширения союза государств) (3,

45 ):

1973 год - к ЕС присоединяется Великобритания, Дания и Ирландия 1981 год - Греция становится членом Евросоюза 1986 год стал значимым для таких стран, как Португалия и Испания 1995 год объединения ЕС со Швецией, Австрией и Финляндией

2004 год - присоединение Мальты и Кипра, а также тех стран, которые в прошлом входили в социалистический лагерь и СССР: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Словакия, Чехия, Словения

2007 год - присоединились Румыния и Болгария. 2013 год - Хорватия стала 28 членом Евросоюза.

Таблица 1. Основные даты в развитии ЕС(10):

1946 Цюрихская речь Уинстона Черчилля

1951 Договор об образовании Европейского объединения угля и стали между Бельгией, Италие Люксембургом, Нидерландами, Федеральной Республикой Германия и Францией

1952 (безуспешный) Договор о Европейском оборонном сообществе

1957 Договоры об основании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии - Римские договора

1965 Договор о слиянии

1973 1-и этап расширения: Соединенное Королевство, Дания, Ирландия

1978 Создание Европейской валютной системы

1979 Первые прямые выборы в Европейский Парламент

1981 Вступление Греции

1986 2-и этап расширения: Португалия, Испания

1992 Маастрихтский договор

1995 3-и этап расширения: Австрия, Швеция, Финляндия

1997 Амстердамский договор

2000 Ниццкий договор

2003 Европейский конвент представляет проект Договора о внедрении Конституции для Европ

2004 4-и этап расширения: Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словеш Венгрия, Чешская Республика

2004 Подписание в Риме Договора о внедрении Конституции для Европы

2007 5-и этап расширения: Болгария и Румыния

2009 Лиссабонский договор

2013 6-и этап расширения: Хорватия

Характерные черты и особенности Европейского Союза радикально отличают его от всех других международных организаций.

• Собственная система институтов. Институты ЕС самостоятельно осуществляют полномочия, которые находятся в сфере ведения интеграционных образований, и обладают правом принимать обязательные правовые акты.

• Собственная автономная правовая система. Учредительные акты, а также акты, которые принимаются институтами Евросоюза, и Конституция ЕС (полное официальное название - Договор о введении Конституции для Европы от октября 2004г.) являются источниками права ЕС. Эти акты производного права содержат большинство норм, регулирующих общественные отношения, имеющие отношение к процессу европейской интеграции.

• Собственный автономный бюджет. Особенностью бюджетной системы Евросоюза является процесс ее формирования, который происходит не за счет взносов стран-членов, а за счет собственных средств. Бюджет ЕС наполняется налогами и сборами от импорта сельскохозяйственной продукции, частью средств от НДС, отчислениями от ВВП стран-членов, но не более 1,2% национального ВВП. Все плательщики НДС (налога на добавленную стоимость) в государствах Евросоюза объединены в единую электронную базу данных. Размеры отчислений с фонда оплаты труда вообще не регулируются в рамках союза. Поэтому социальные платежи, отчисления в фонды медицинского страхования ощутимо различаются по странам ЕС(5,77).

• Собственная валютная система. С 1999 года участниками еврозоны стали 19 государств, в которых введена в обращение единая европейская валюта - евро. Все члены зоны евро обязаны отвечать определенным требованиям, которые сформулированы в нормативно-правовых актах, образовавших в совокупности Пакт стабильности и экономического развития(6,42).

• Собственное гражданство. Гражданство Евросоюза является производным от национального гражданства стран-членов. Каждый человек, являющийся гражданином страны ЕС, автоматически обретает гражданство Европейского Союза. Но и утрата национального гражданства влечет за собой утрату гражданства ЕС. Граждане Евросоюза имеют определенные права и обязанности, включающие свободу передвижения и проживания на территории стран-членов; право избирать и быть избранным на выборах в Европарламент и местных выборах; право на защиту и представительство своих интересов на территории третьих стран со стороны дипломатических и консульских органов любого государства ЕС или со стороны Евросоюза в целом(13).

• Собственная территория. Национальная территория стран-членов образует территорию Евросоюза. Часть европейских стран в свое время пожелало основать общность на основе Шенгенского соглашения об общей внешней границе. Сегодня несколько тысяч километров можно проехать по дорогам Европы, не встречая пограничников(19).

• Таможеннъе границы между странами ЕС условны. Внутренние таможенные пункты как таковые упразднены, но таможни государств перешли на передвижной вариант службы. Так, например, В Чехии на основных транзитных маршрутах очень часто можно наблюдать микроавтобусы таможенной службы, ведущих наблюдение за проходящим транспортом. Передвижение граждан Евросоюза внутри сообщества свободное, но рынки труда регулируются отдельными положениями, требующими, например, получения разрешения на трудоустройство^, 75).

Таблица 2. Страны ЕС, Шенгенского пространства и зоны действия евровалюты _на 2015 год(18):_

№ п/ Государство Евросоюз Еврозона Шенге НАТС

1 Австрия + + +

2 Бельгия + + + +

3 Болгария + +

4 Великобритания + +

5 Венгрия + + +

6 Германия + + + +

7 Голландия + + + +

8 Греция + + + +

9 Дания + + +

10 Ирландия + +

11 Исландия + +

12 Испания + + + +

13 Италия + + + +

14 Кипр + +

15 Латвия + + + +

16 Литва + + + +

17 Лихтенштейн +

18 Люксембург + + + +

19 Мальта + + +

20 Норвегия + +

21 Польша + + +

22 Португалия + + + +

23 Румыния + +

24 Словакия + + + +

25 Словения + + + +

26 Финляндия + + +

27 Франция + + + +

28 Хорватия +

29 Чехия + + +

30 Швейцария +

31 Швеция + +

32 Эстония + + + +

За весьма короткий по историческим меркам отрезок времени (70 лет) Европейский Союз превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в подлинно европейскую интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляющую деятельность в самых различных сферах общественной жизни.

На современном этапе развития ЕС уже базируется на иных целях и задачах, которые планирует достигать и решать. Если раньше объединение стран Европы в единый Союз носил характер сотрудничества и выражался в координации общих сил для решения ряда проблем, то теперь же это своего рода «государство» (или надгосударственное образование), которое ставит перед собой иные задачи и цели(7,45).

Главенствующее место среди основополагающих задач, стоящих перед ЕС, занимает общая внешняя политика и политика в области безопасности(12 ).

Среди основных целей, которые ЕС намеревался достигнуть, еще каких-то десять-пятнадцать лет назад были такие, как:

1. проведение сбалансированной и долгосрочной социальной и экономической политики, в частности, путем создания без внутренних границ, путем усиления экономического и социального выравнивания и создания Экономического и валютного союза, имеющего конечной целью введение единой валюты;

2. утверждение европейской идентичности на международной арене, в частности, путем проведения общей внешней политики и политики в области общественной безопасности, которая могла бы привести в нужный момент к созданию системы совместной обороны;

3. усиление защиты прав и интересов граждан государств-членов путем проведения гражданства Европейского Союза;

4. развитие тесного сотрудничества в области судебной практики и внутренних дел;

5. сохранение достижений Сообщества и развитие их, чтобы определять в какой мере политика и формы сотрудничества, устанавливаемые договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов ЕС(1,24 ).

Для иллюстрации масштабов деятельности Союза достаточно указать лишь некоторые из ее основных результатов:

- в социально-экономической сфере: построение общего рынка, введение единой валюты "евро", издание обширного законодательства применительно к различным отраслям хозяйства (транспортное, банковское, таможенное, антимонопольное, аграрное, трудовое законодательство и т.д.);

- в политической области: функционирование весьма работоспособной системы "европейских" органов власти, которая включает избираемый непосредственного гражданами Европейский парламент, суды Союза, Комиссию, Совет, Европейский центральный банк, и др.;

- в правоохранительной и гуманитарной сферах: становление института гражданства Союза, принятие Хартии ЕС об основных правах, создание Европейского полицейского ведомства (Европол) и аналогичной структуры для координации работы национальных прокуратур (Евроюст), формирование единых информационных систем и банков данных ("Шенгенская информационная система", централизованная база данных отпечатков пальцев "Евродак" и др.), установление в законодательстве Союза общих признаков и стандартов уголовной ответственности в отношении ряда преступных деяний (фальшивомонетничество, терроризм, торговля людьми и др.), замена малоэффективного института экстрадиции "европейским ордером на арест", учреждение агентства по контролю внешних границ ЕС (Фронтекс) (12 )и т.д.

Структуру Евросоюза представляют собой основные институты, или органы. Традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС нехарактерно. Основные четыре института Европейского Союза заложены еще в 1952 году, когда было создано Европейское Объединение угля и стали, а идея Европейского Совета еще даже не просматривалась. Эти институты, а именно: Ассамблея, Совет, Комиссия и Суд - по сути своей с тех пор не изменялись. Ассамблея превратилась в наднациональный парламент, а Европейский Суд - в суперарбитра. В то же время роль Совета, состоящего из представителей правительств государств-членов, несколько снизилась, а роль Европейской Комиссии как исполнительного органа существенно не изменилась(15).

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств

в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., а в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар дЭстена, занимавшего в то время пост президента Франции(16 ).

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год - либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Решения Совета обязательны для поддержавших их государств. Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский Совет - формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность(8,162 ).

Европейская Комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д.

Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе(18).

Совет Европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Был создан в 1952 г. и был призван уравновесить Европейскую Комиссию. Однако компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента(8, 30).

В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т.д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в порядке, единогласно определяемом Советом (обычно ротация происходит по принципу большое — малое государство, основатель — новый член и т.д.). Ротация происходит раз в шесть месяцев.

В начальные периоды существования Европейского сообщества большинство решений Совета требовали единогласного решения. Постепенно все большее применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству

принадлежит определенное число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала.

Под эгидой Совета действуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам. Их задача — готовить решения Совета и контролировать Еврокомиссию в случае, если ей делегированы определенные полномочия Совета(19).

Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования полномочий от национальных государств (напрямую или через Совет Министров) к Еврокомиссии. Подписание новых «пакетных» соглашений добавляли новые компетенции Евросоюзу, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении собственной политики, в определённых сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над её деятельностью. Другая тенденция — усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров(20).

Европейский Парламент является собранием из 751 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европарламента — утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска.

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами(21).

Последние выборы в Европарламент проводились в 2014 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе(22).

Европейский суд (официальное название — Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС(23).

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда(8, 36).

Палата аудиторов Европейского союза. Создана в 1975 году для аудиторской проверки бюджета Европейского союза и его учреждений. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.

Палата аудиторов проверяет отчеты о доходах и расходах Европейского союза и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам Европейского союза; следит за качеством управления финансами; после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету ЕС заключения или замечания по отдельным вопросам; помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета Европейского союза. Штаб-квартира палаты находится в Люксембурге( 24).

Европейский центральный банк_(ЕЦБ) является центральным банком для евро, который управляет монетарной политикой в еврозоне. Банк состоит из 19 государств-членов ЕС и является одним из крупнейших валютных зон в мире. Это один из самых важных центральных банков мира и один из семи институтов Европейского Союза, перечисленных в Договоре о Европейском союзе. Уставный капитал

банка находится в собственности центральных банков всех 28 стран-членов ЕС. Амстердамский договор установил банк в 1998 году, штаб-квартира ЕЦБ находится во Франкфурте, Германия. Основная цель Европейского центрального банка является поддержание ценовой стабильности в рамках еврозоны(25).

Объединяясь в Европейский Союз, страны - участницы руководствовались не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейской интеграции лежат также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.

Интеграция в ЕС имеет несколько целей, таких как сохранение мира, социальная стабильность, создание экономического и политического союза. Центральным пунктом данной интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами, сопровождающийся внедрением общей экономической и валютной политики, в основе которой лежат такие принципы, как - свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала(26, 27).

По состоянию на 1 января 2015 года, население ЕС составляет около 508 200 000 человек(28). Среди многих языках и диалектах, используемых в Союзе, ЕС имеет 24 официальных и рабочих языков: болгарский, хорватский, чешский, датский, голландский, английский, эстонский, финский, французский, немецкий, греческий, венгерский, итальянский, ирландский, латышский, литовский, мальтийский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, испанский и шведский. Важные документы, такие как законодательство, переводятся на каждом официальном языке(29 )

"Единство в многообразии" является девизом Европейского Союза. Девиз означает, что с помощью ЕС, европейцы едины в совместной работе для мира и процветания, и что много различных культур, традиций и языков в Европе являются позитивным активом для континента( 30).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Акопова, А.С., Воронкова, О.Н., Гаврилко, Н.Н. «Мировая экономика и международные экономические отношения»/ А.С Акопова. - Ростов-на-Дону, 2001.- 416 с.

2. Борко, Ю. «Европейский союз: углубление и расширение интеграции / Ю. Борко - "МЭиМО", №8.2000.

3. Европейская интеграция: учебник./ под ред. О.В.Буториной. - М.:Деловая литература, 2011. - 720 с.

4. История европейской интеграции (1945 - 1994). Под ред. А.С. Намазовой, Б.Эмерсон - М., 1995.

5. Кондратьева, Н.С. Единый рынок ЕС: теория и практика / Н.С. Кондратьева // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - N°3. - С.74-87.

6. Макроэкономика: учебник для бакалавров / под ред. А.С.Булатова. - М.: Юрайт, 2014. - 405с.

7. Международные экономические отношения/Под общей редакцией П.М. Кононова. М.: Экономика, 2007.

8. Право Европейского Союза: учебник для вузов /под ред. С.Ю.Кашкина. - М.: Юрайт, 2014.-172 с.

9. Фарханги истилохоти хукук / Зери тахрири Махмудов М.А. — Душанбе: ЭР-граф, 2009. — с. 563

10. "Basic information on the European Union"//europa.eu/about-eu/index_en.htm

11. Barnard Catherine. Substantive Law of the EU, Oxford: OxfordUniversity Press, 2013.-800p.

12. "Council Regulation 2004 (EC) No 2007/2004". Council of the European Union.

13. "Respect for fundamental rights in the EU - general development"//www.europarl.europa.eu/atyourservice/en/displayFtu.html

14. "Schengen area" //ec.europa.eu/dgs/home-aifairs/what-we-do/policies/borders-and-visas/index_en.htm

15. "EU institutions and other bodies"//europa.eu/about-eu/institutions-bodies/index_en.htm

16. "President of the European Council" (PDF). General Secretariat of the Council of the EU.

17. //www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ec/111298.pdf

18. European Commission//eeas.europa.eu/

19. "Institutional affairs: Council of the European Union"//europa.eu/pol/inst/index_en.htm

20. "How EU takes decisions"//europa.eu/about-eu/basic-information/decision-making/index_en.htm

21. "European Parliament: The Legislative Observatory" //www.europarl.europa.eu/oeil/popups/ficheprocedure.do?lang=en&reference=2007/2240(REG)

22. "Institutions: The European Parliament"//europa.eu/about-eu/institutions-bodies/european-parliament/index_en.htm

23. Court of Justice: presentation//curia.europa.eu/jcms/jcms/Jo2_7024/#competences

24. Auditors provide critical assessment of EU accounts"//www.bbc.co.uk/democracylive/europe-24819085

25. ECB, ESCB and the Eurosystem//www.ecb.europa.eu/ecb/orga/escb/html/index.en.html

26. A European Customs Union"//www.cvce.eu/obj/a_european_customs_union-en-a11a5i17-d744-479e-ba75-2c70b6058608.html

27. The Single Market //ec.europa.eu/internal_market/index_en.htm

28. Eurostat - Population on 1 January 2015 //ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&language=en&pcode=tps00001&tableSelection= 1 &footnotes= yes&labeling=labels&plugin= 1

29. Languages in Europe - Official EU Languages//ec.europa.eu/education/404_en.htm

30. United in diversity//europa.eu/about-eu/basic-information/symbols/motto/index_en.htm

REFERENCES:

1. Akopova, A.S., Voronkova O.N., Gavrilko N.N. World Economy and International Economic Relations. -Rostov-on-the Don, 2001. - 416 p.

2. Borko, Yu. European Union: Deeping and Diffusion of Integration. "International Economy and International Relations "IE and IR". 2000. - J№8.

3. European Integration: manual/ under the editorship of O.V.Butorinoy. - M.: Business Literature, 2011. - 720 p.

4. The History of European Integration (1945 - 1994): under the editorship of A.S. Namasova, B. Emerson. - M., 1995.

5. Kondratyeva N.S. The United Market of EU: Theory and Practice // World Economy and International Relations. - 2014. - J№3. - P. 74 - 87.

6. Macro-Economics: manual for Bachelors / under the editorship ofA.S. Bulatov. - M.: Yuright, 2014. - 405 p.

7. International Economical Relations / Under the general Editorship of P.M. Kononov. - M.: Economics, 2007.

8. The Law of European Union: manual for universities / under the editorship of S.Yu.Kashkin. - M.: Yuright, 2014. - 172 p.

9. The Dictionary of Juridical Terms / under the editorship of M.A. Mahmudov. - Dushanbe: Er-Graph, 2009. -563 p.

10. Basic Information on the European Union"//europa.eu/about-eu/index_en.htm

11. Barnard Catherine. Substantive Law of EU, Oxford: Oxford University Press, 2013. - 800p.

12. Council Regulation 2004 (EC) No 2007/2004. Council of the European Union.

13. "Respect for fundamental rights in the EU - general development"//www.europarl.europa.eu/atyourservice/en/displayFtu.html

14. "Schengen area" //ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/policies/borders-and-visas/index_en.htm

15. "EU institutions and other bodies"//europa.eu/about-eu/institutions-bodies/index_en.htm

16. "President of the European Council" (PDF). General Secretariat of EU Council.

17. //www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ec/111298.pdf

18. European Commission//eeas.europa.eu/

19. "Institutional Affairs: Council of the European Union"//europa.eu/pol/inst/index_en.htm

20. "How EU Takes Decisions"//europa.eu/about-eu/basic-information/decision-making/index_en.htm

21. "European Parliament: The Legislative Observatory" //www.europarl.europa.eu/oeil/popups/ficheprocedure.do?lang=en&reference=2007/2240(REG)

22. "Institutions: The European Parliament"//europa.eu/about-eu/institutions-bodies/european-parliament/index_en.htm

23. Court of Justice: presentation//curia.europa.eu/jcms/jcms/Jo2_7024/#competences

24. Auditors provide critical assessment of EU accounts"//www.bbc.co.uk/democracylive/europe-24819085

25. ECB, ESCB and the Eurosystem//www.ecb.europa.eu/ecb/orga/escb/html/index.en.html

26. European Customs" Union" //www.cvce.eu/obj/a_european_customs_union-en-a11a5f17-d744-479e-ba75-2c70b6058608.html

27. The Single Market //ec.europa.eu/internal_market/index_en.htm

28. Eurostat - Population on 1 January 2015 //ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&language=en&pcode=tps00001&tableSelection= 1 &footnotes= yes&labeling=labels&plugin= 1

29. Languages in Europe - Official EU Languages//ec.europa.eu/education/404_en.htm

30. United in diversity//europa.eu/about-eu/basic-information/symbols/motto/index_en.htm

Таърихи ташаккулёбии Иттихрди Аврупо

Вожахри калидй: Иттщоди Аврупо, таърихи ташаккулёбй, созишномаи Маастрихт, уамгирой, бозори ягона, зонаи Шенген, зонаи Евро, Шурои Аврупои Комиссияи Аврупо, Шурои Иттщоди Аврупо, Парлумони Аврупо, Палатаи аудиториии Иттщоди Аврупо, Бонки марказии Аврупо

Дар мацола таърихи мухтасари созмонёби, ташаккул ва суръати рушди Иттщоди Аврупо цамчун иттщоди ицтисодию сиёсии уамгироии тамоми кишварцои Аврупо барраси мегардад. Хадафу усущои фаъолияти Иттщоди Аврупо дар соущои ицтисодию молияви, сиёси, ицтимоию ууцуцй ва гайра омухта мешаванд. Сохтори Иттщоди Аврупо тавсиф шуда, вижагщои ин созмон тщлил мегарданд.

История формирования Европейского союза

Ключевые слова: Европейский Союз, история формирования, Маастрихтский договор, интеграция, единый рынок, Шенгенская зона, зона Евро, Европейский Совет, Европейская Комиссия, Совет ЕС, Европейский Парламент, Палата аудиторов Европейского союза, Европейский центральный банк. В статье освещается история становления, формирования, и динамика развития Европейского Союза как экономического и политического общеевропейского интеграционного института. Изучаются цели и методы функционирования Евросоюза в финансово-экономической, политической, социально-правовой и других областях. Описывается структура Еропейского Союза, а также анализируются характерные черты данной организации.

The History of the European Union Formation

Keywords: European Union, history of formation, Maastricht Treaty, integration, unified market, Schengen area, Euro-zone, European Council, European Commission, EU Council, European Parliament, Chamber of Auditors of the European Union, European Central Bank.

The article dwells on the history dealing with the establishment, formation and development of dynamics of the European Union as an economic and political pan-European integration institution. The goals and functioning methods of the EU in economic and financial, political, social, legal and other fields are studied. The author of the article describes the structure of the EU, analyzes the characteristics of the organization.

Маълумот дар боаи муаллиф:

Солиев Рустам Абдуллоевич, номзади илщои сиёсатшиносй, Сафири Фавцулодда ва Мухтори Чулщурии Тоцикистон дар Чулщурии Озарбощон (Чулщурии Озарбощон ш.Боку), E-mail:rustamsoliev@gmail.com Сведения об авторе:

Солиев Рустам Абдуллаевич, кандидат политических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в Азербайджанской Республике (Республика Азербайджан, г.Баку),E-mail:rustam.soliev@ gmail. com Information about the author:

Soliev Rustam Abdulloevich, candidate of political sciences, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Republic of Tajikistan to the Republic of Azerbaijan (Azerbaijan Republic, Baku), E-mail:rustam.soliev@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.