Научная статья на тему 'История философии: Учебник для высших учебных заведений. 3-е изд., перераб. и доп., Ростов н/Д, 2004'

История философии: Учебник для высших учебных заведений. 3-е изд., перераб. и доп., Ростов н/Д, 2004 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
313
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История философии: Учебник для высших учебных заведений. 3-е изд., перераб. и доп., Ростов н/Д, 2004»

«История философии»: Учебник для высших учебных заведений. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д, 2005

Выход в свет учебников по истории философии -всегда заметное событие, ведь систематизация и изложение столь богатого и сложного материала -дело весьма ответственное. Авторский коллектив учебника «История философии» широко известен в нашей стране и в Северо-Кавказском регионе. Материал по истории философии - это, с одной стороны, достаточно изученное наследие, а с другой -всегда потенциальная возможность открытия новых взаимосвязей с позиций современных тенденций развития философской мысли.

Третье издание учебника сохраняет стиль и общую направленность изложения материала. Это объясняется, прежде всего, в основном сохранившимся авторским составом (А.В. Белов, Г.В. Драч, Л.В. Жаров, Е.В. Золотухина, В.П. Кохановский, С.П. Липовой, И.Н. Лосева, Т.П. Матяш, В. А. Мерклин, Е.Е. Несмеянов, Л.П. Пендю-рина, Ю.Р. Тищенко, В.Н. Шевелев, В.П. Яковлев) и наличием прежних ответственных редакторов -В.П. Кохановского и В.П. Яковлева. В то же время некоторые разделы в новом издании оказались либо переработанными другими авторами, либо специально написанными для него.

Представленный учебник рассчитан на широкую аудиторию, изучающую курс философии в соответствии с государственными стандартами или самостоятельно. Третье издание, также как и предыдущие, ориентировано на схему Восток-Запад-Россия, в соответствии с которой и рассматривается мировое наследие философской мысли. Авторы стремились охватить как можно больше материала, представить многогранность философских систем, богатое разнообразие методов познания, специфику философского творчества, формы проявления духовной свободы мыслящего человека.

В новое издание включен материал по классической арабо-мусульманской философии VIII - XV вв., что позволило более целостно рассмотреть феномен средневековой мысли. Текст по философии Возрождения переработан и дополнен анализом взглядов Савонаролы Джиро-ламо и Мартина Лютера, что дает более целостное представление о рассматриваемом периоде. Тема «Философия эпохи Просвещения» представлена новой главой вместо одного параграфа. Выделена отдельной главой западная философия второй половины ХХ в., включившая структурализм, аналитическую философию, философскую герменевтику и т.д.

Дополнены новыми параграфами отдельные главы. Глава 7 по западно-европейской философии второй половины XIX - середины XX в. включает и материал по неогегельянству. Глава 9 «Религиозная философия Запада конца XIX - первой половины XX в.» расширена материалом по творчеству Ж. Маритена, П. Тиллиха, Д. Бонхёффера, Р. Генона. Это позволяет представить религиозную философию как сложное, неоднородное явление, имеющее различные импульсы для своего развития. Изменения имели место и при изложении материла по постмодернизму.

Однако не всегда главы учебника расширены, порой происходит сокращение материала прежнего издания. Так, например, творчество М. Шелера вычеркнуто из главы по религиозной философии Запада конца XIX - начала ХХ в. Также, к сожалению, исчезла глава о западноевропейской философии истории ХХ в. В другие главы перенесен анализ творчества Р. Коллингвуда, О. Шпенглера.

Изменения коснулись и раздела по русской философии. Так, появилась новая глава «Философия русского космизма», в которую были перенесены из других глав материалы по творчеству Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского. Вновь представлены параграфы по творчеству К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского. В данном случае весьма удачно изменена структура раздела по русской философии, так как русский космизм действительно представляет весьма своеобразное явление и поэтому возникает необходимость рассматривать его специально как самостоятельное направление в истории русской философии. Отрадно также и то, что глава «Русская философия всеединства» дополнена материалом по творчеству Е.Н. Трубецкого, который не только был прекрасным комментатором творчества В.С. Соловьева, но и сам внес значительный вклад в развитие философии всеединства.

В разделе «Восточная философия» появился материал по философии буддизма, выделены подразделы, отражающие особенности философской мысли Древнего Китая. Однако, на наш взгляд, не устранены некоторые недостатки предыдущего издания. Так, например, при освещении философии Древней Индии не рассматривается индуизм, а его характеристика дается в главе по неоиндуизму. Тем самым специализированная глава по философии Древней Индии лишена важнейшего материала. Если же авторами выделяется глава по неоиндуизму, то надо полагать, что она сама по себе имеет ценность и специфику, характерную для неонаправлений в истории философии. В противном случае читатель получает превратное представление о философских системах Древней Индии.

Не может не вызвать удивления довольно скупое изложение истории философии Древнего Китая, оно сводится к взглядам Конфуция и Лао-цзы. Это, несомненно, визитная карточка философской культуры Древнего Китая, но все же не следует предавать забвению и другие философские направления, в частности, натурфилософию, легизм, моизм, номинализм.

Нет оснований с точки зрения существующих представлений о Востоке включать в раздел по восточной философии главу «Современная африканская философия». При этом и сам автор главы не утруждает себя пояснениями в этой части. Несомненно, что материал главы является интересным и даже злободневным, но такое вольное обращение с общепринятыми понятиями вызывает удивление и вряд ли уместно для обучающей литературы. Видимо, в предисловии авторам следовало бы отказаться от трёхчленного деления Восток-Запад-Россия и выде-

лить самостоятельный раздел по африканской философии.

Порой очень явно выражены предпочтения авторов в изложении конкретного историко-философского материала. Это, в общем-то, довольно часто встречающееся явление, но для учебной литературы всё же необходим более беспристрастный подход. Например, в главе по античной философии, в параграфе, посвященном классическому периоду, весьма немногословно излагается философия Платона и явное предпочтение отдается взглядам Аристотеля. Но в дальнейшем читатель встретится с тем, что платонизм не в меньшей степени, чем аристоте-лизм, оказал влияние на развитие западно-европейской философии.

Некоторое нарушение логики изложения материала наблюдается и при характеристике взглядов софистов и Сократа. Если в тексте классический период античной философии прежде всего связывается с философией софистов и Сократа (с. 70), то почему же тогда софисты весьма скупо характеризуются в своем творчестве (с. 8788) и о них чуть более подробно говорится в связи с характеристикой Сократа. На наш взгляд, в учебной литературе материал должен все-таки более системно излагаться в связи с непосредственным рассмотрением взглядов тех же софистов, а не в привязке к другому философу, к тому же имеющему свои неповторимые черты.

Обращаясь к форме изложения, следует отметить, что не все разделы и главы подчинены единому стилю. Так,

ряд глав имеют вступительные статьи, в которых характеризуются исторические и интеллектуальные особенности эпохи, что позволяет читателям настроиться на определенную «волну», выделены шрифтом наиболее значимые имена мыслителей той или иной эпохи. В других же главах отсутствуют вступительные статьи и не всегда имеют место шрифтовые выделения имён. Такие упущения снижают методологическую ценность учебника и эффективность усвоения и запоминания материала.

Завершая рассуждения по поводу третьего издания учебника «История философии», хотелось бы отметить неуспокоенность авторского коллектива, нацеленного на совершенствование учебной литературы, на постоянный поиск новых ракурсов и граней в мировом историко-философском наследии, на сохранение своего профессионального почерка и уникальности. Творческая активность авторов, их высокий профессионализм дают надежду на то, что их дальнейшая работа в области совершенствования и создания современных учебников по истории мировой философии будет продолжена и востребована студентами, аспирантами, преподавателями и просто любознательными читателями. Ведь знание истории философии - это тот надежный фундамент, на котором произрастают профессионализм и философская культура тех, кто испытывает непреодолимую «любовь к мудрости».

Г.Ф. Гараева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.