Научная статья на тему 'История фармацевтической этики'

История фармацевтической этики Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
566
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История фармацевтической этики»

Е.Г. эльяшевич ИСТОРИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ эТИКИ Белорусский государственный медицинский университет

К профессиональной этике людей, занимающихся медициной и фармацией, к их моральным качествам всегда предъявлялись высокие требования [1].

Этика - от греческого нрав, обычай -наука о морали. Под моралью (лат. mores -нрав, обычай, характер) понимают характеристику личности и общества. Мораль имеет свои функции: познавательную, оценочную, регулятивную, мировоззренческую. Эти функции определяют такие понятия как добро, зло, честь, достоинство, совесть [2].

Морально-этические принципы медицинского и фармацевтического работника формировались на протяжении 25 веков [1].

В древней китайской книге «Канон Желтого императора о внутреннем» (Хуан-ди Ней Цзин) большое значение придавалось индивидуальному подходу к пациенту [3]. В древнем индийском эпосе Аюрведы (V в до н.э.) у врача Сушруты говорилось, что больному человеку необходимы сочувствие, доброжелательность, сострадание, поддержка веры в выздоровление [4].

Врач древности Г иппократ (460-370 до н.э.) в своих трудах «О враче», «О благоприличном поведении», «Об искусстве», «Афоризмы» говорил об уважительном отношении к суждениям больного, впервые систематизировал правила медицинской этики на основании опыта медицины, создал «Кодекс моральных норм» для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией. Главным принципом клятвы Гиппократа, которую выпускники медицинских вузов принимают и в наши дни, стал принцип «Не навреди» [1].

К. Гален (около 130 - около 200 гг.) требовал от лечащего врача такта, благородства и достоинства [5].

Во всех трудах древних ученых не говорилось о рабах и рабовладельцах, ибо для врача все люди равны и нуждаются в его помощи [1].

Еще в VII-VШ в. была распространена медицинская эмблема Ван Тюльпа в виде горящей свечи, которая означала «Светя другим - сгораю» [6].

Средневековый ученый Авиценна (Абу Али Ибн Сина, 980-1037) в «Каноне

ll

врачебной науки» требовал относиться с любовью к больному человеку, к его несчастьям, горестям, болезням [7].

В XIV веке в Италии появился «Салернский кодекс здоровья», автора Ар-нальдо де Виланова (около 1240 - около 1310), в котором даны рекомендации де-онтологического отношения к пациенту [8].

Основным жизненным принципом представителя ятрохимии Парацельса (Филиппа Ауреола Теофраста фон Го-генгейма, 1493-1541) было делать добро, благо, творить любовь и милосердие [9].

В Средние Века была сильна христианская мораль. Из «Нагорной проповеди» Христа следовало, что Бог есть любовь и надо любить друг друга, прощать обиды, соблюдать заповеди [10].

В России большое значение деонтологии фармацевта придавалось со времен Петра I. В 1789 году вышел первый «Аптекарский устав». В нем, в частности, говорилось, что «аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутственен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно» [11].

В XIX веке этика, как наука о морали, разделилась на деонтологию ^еоп - долг), включающую понятие о долге, и аксиологию, включающую понятия о добре и зле.

Термин «деонтология» ввел английский ученый Иеремия Бентам в труде «Деонтология, или наука о морали» [12]. В российскую медицину термин «деонтология» введен в 40-х годах XX века профессором хирургии Н.Н. Петровым [13].

Деонтология - это совокупность правил, соответствующих той или иной медицинской области деятельности (хирургическая деонтология, онкологическая, фармацевтическая и т.д.). Такие правила сформированы для каждой специальности. Фармацевты последующих поколений взяли на вооружение все лучшее в области деонтологии, накопленное предшественниками. Проблемы общемедицинской деонтологии постоянно находятся в поле зрения ученых [1].

В 1948 году Всемирной медицинской ассоциацией была принята «Международная клятва врача» (Женевская декларация), в 1949 году - Международный

кодекс медицинской этики. В 1964 году была принята Хельсинская декларация -свод этических норм проведения на людях биомедицинских исследований [14].

На съезде аптечных работников Среднего Урала, состоявшемся в декабре 1968 года в Свердловске, был принят текст «Заповеди фармацевта», в которой говорилось: «Клянусь честно и добросовестно работать, высоко нести звание фармацевта, изучать фармацевтическую науку, не останавливаться на достигнутом, вносить достойный вклад в развитие фармации, беззаветно служить делу охраны здоровья народа - главная цель моей жизни» [15].

В 1969 году, при Министре здравоохранения СССР Борисе Васильевиче Петровском, уделявшем пристальное внимание вопросам этики и деонтологии, состоялась Первая Всесоюзная конференция, посвященная общемедицинской деонтологии. На ней было принято решение впредь на съездах, конференциях, симпозиумах широко освещать вопросы профессиональной этики. По вопросу фармацевтической деонтологии на конференции выступила профессор Т.И. Толь-цман [16].

В 1977 году Министерством здравоохранения СССР была проведена Вторая Всесоюзная конференция по этике и деонтологии, на которой акцентировалось внимание на изучении методологических позиций деонтологии и уточнении ее основных понятий. На конференции были заслушаны доклады Т.И. Тольцман, Н.И. Брилева, посвященные фармацевтической деонтологии [17].

В 1977 году Советом международной фармацевтической федерации был принят «Этический Кодекс фармацевтов» [18].

В докторской диссертации Е.Г. Элья-шевич «Основы фармацевтической этики и деонтологии» (1989 г.) было доказано, что фармацевтическая этика - это наука о морали фармацевтов, имеющая свою историю, предмет, содержание и методы исследования. Предметом фармацевтической этики является совокупность функциональных обязанностей и норм морали и права, формирующая отношение провизора (фармацевта) к их выполнению. Содержание предмета фармацевтической этики определяют ее категории. Основными категориями фармацевтической деонтологии являются долг, обязанность,

ответственность и связанные с ними добросовестность, сострадание, сочувствие, сопереживание, чуткость, доброжелательность, сердечность [1].

Существуют различные уровни обязанностей и отношений к их выполнению, которые регулируются различными уровнями долга.

Первый уровень - долг перед Родиной, перед своим народом.

Второй уровень - обязанности перед своей профессией, понимание социальной значимости труда фармацевта и провизора.

Третий уровень - обязанности, определяющие взаимоотношения в системе провизор (фармацевт)- пациент (посетитель аптеки).

Четвертый уровень - обязанности в системе провизор (фармацевт) - провизор (фармацевт) и в подсистемах (руководитель-подчиненный, провизор-стажер и его руководитель и т.д.).

Пятый уровень - обязанности в системе провизор-врач.

Шестой уровень - обязанности в системе провизор-работник фармацевтической компании.

Методы исследования фармацевтической этики и деонтологии - наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опрос, метод контент-анализа, экспертных оценок, выкопировка и анализ документации и др. [1].

Было доказано, что фармацевтическая этика является теоретической основой фармацевтической деонтологии. Фармацевтическая этика рассматривает два аспекта: аксиологический (ценностный) и деонтологический (должностной) в диалектическом единстве. Она изучает и обосновывает как социальную значимость профессии фармацевта, его отношение к своим профессиональным обязанностям, требования к личности провизора и фармацевта (деонтология), так и определяет с позиции добра и зла (аксиология) характер поступков и отношений фармацевтов к пациентам (посетителям аптеки), врачам, своим сотрудникам. Фармацевтическая этика, как и любая профессиональная этика (юридическая, педагогическая, медицинская), разрабатывает принципы и закономерности функционирования профессиональной морали [1].

Таким образом, фармацевтическая

этика - это наука о морали фармацевтов, призванная изучать и улучшать качественную (моральную) сторону работы фармацевтов и провизоров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эльяшевич, Е.Г. Основы фармацевтической этики и деонтологии: дисс........

докт. фарм. наук / Е.Г. Эльяшевич. - Харьков, 1989.

2. Аникин, Д.А. Основные понятия этики / Д.А. Аникин, С.Г. Зубанова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// fictionbook.ru/. - Дата доступа: 25.07.2011.

3. Хуан-ди Ней Цзин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sl-ovare.coolreferat.com/. - Дата доступа:

25.07.2011.

4. Медицинская этика Аюрведы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://osoznamie.org/. - Дата доступа:

25.07.2011.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.allbest.ru/. - Дата доступа: 22.07.2011.

6. Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/. - Дата доступа:

25.07.2011.

7. Кубарь, О.И. Этическая экспертиза биомедицинских исследований в госу-дарствах-участниках СНГ / О.И. Кубарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pointofview-online.ru/. - Дата доступа: 25.07.2011.

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://attachment:/249/index-188850. htme/. - Дата доступа: 25.07.2011.

9. Косолобова, Е.В. Этика Парацельса / Е.В. Косолобова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.agni-yoga.net/ BASE/med/Paracelsus/Paracelsus_0_0_1. htm- Дата доступа: 22.07.2011.

10. Нагорная проповедь. Евангелие от

Матфея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dorogadomoj .com/

d385nag.html. - Дата доступа 25.07.2011.

11. Аптекарский устав Российской империи // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.первостольник. рф/2012/04/aptekarskij-ustav-rossijskoj-im-perii/. - Дата доступа 25.07.2011.

12. [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http ://slovari.yandex.ru/иере-

мия%20бентам/БСЭ/Бентам%20Иере-

l9

мия/. - Дата доступа 25.07.2011.

13. [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://m.wikipedia.org/wiki/Пе-

тров,_Николай_Николаевич_(онколог). -Дата доступа 24.07.2011.

14. Иванюшкин, А.Я. От этики Гиппократа к биоэтике / А.Я. Иванюшкин // Медицинское право и этика. - 2004. - №1.

15. Периоды развития фармацевтической этики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://medpred.by/farm_ ethic/all_ethics/history/. - Дата доступа:

20.07.2011.

16. Медицинская этика и деонтология

- от Гиппократа до наших дней [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1Шр:/ЛехЛ. пеШ2/15.1т1. - Дата доступа: 25.07.2011.

17. Проблемы медицинской деонтологии. Тезисы докладов Второй Всесоюзной конференции. М.: М-во здравоохранения СССР, Учен. мед. Совет, Совет науч. мед.

о-в., Всесоюз. науч. о-во невропатологов и психиатров, 1977.

18. Биомедицинская этика - Учебное пособие / [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://bookmeta.

com/book/198-biomedicinskaya-yetika-uchebnoe-posobie-aseeva-ia/17-zanyatie-14-biofarmacevticheskaya-yetika.html.

Дата доступа: 25.07.2011.

Адрес для корреспонденции:

220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Ленинградская, 6,

Белорусский государственный медицинский университет, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, тел. раб. : 8 (0172) 200-89-65 Эльяшевич Е.Г.

Поступила 13.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.