Научная статья на тему 'История евангельско-баптистского сообщества российского Дальнего Востока 1917 1922 гг. В работах первых советских историков-«Антирелигиозников»'

История евангельско-баптистского сообщества российского Дальнего Востока 1917 1922 гг. В работах первых советских историков-«Антирелигиозников» Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
107
118
Поделиться
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ХРИСТИАНСТВО / БАПТИЗМ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ИНТЕРВЕНЦИЯ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИСТОРИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Потапова Наталья Владимировна

Статья посвящена анализу отечественных исторических исследований 1920-30-х гг. о евангельском христианстве и баптизме на Дальнем Востоке России периода гражданской войны. Особенности военно-политической истории региона предопределили резко негативное отношение идеологов нового строя к верующим, определили их как «контрреволюционеров» и «шпионов», сделали их образцом, ссылаясь на который советские исследователи доказывали идеологическую чужеродность и геополитическую вредность верующих евангельских христиан и баптистов в Советском государстве в целом. Именно в антирелигиозной литературе 1920-30-х гг. были заложены методологические основы анализа истории указанных деноминации в исследуемый период всей последующей советской историографии темы.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Потапова Наталья Владимировна,

Текст научной работы на тему «История евангельско-баптистского сообщества российского Дальнего Востока 1917 1922 гг. В работах первых советских историков-«Антирелигиозников»»

История евангельско-баптистского сообщества российского Дальнего Востока 1917-1922 гг. в работах первых советских историков-«антирелигиозников»

Исследования истории «сектантства» в России в царский и в советский период предпринимались преимущественно с идеологической целью. В период Российской империи сложилось два основных направления в историографии отечественного евангельского христианства и баптизма. Первое направление - церковно-миссионерское, было представлено обширной литературой, написанной православными авторами с охранительными по отношению к православию и «обличительными» по отношению к евангельскому христианству и баптизму целями. Эта литература создавалась не с целью получения новых знаний, а с целью обоснования ложности и вредности сектантства, в расчёте на формирование негативного общественного мнения [1; 2; 6; 7; 41 и т.п.]. Второе направление дореволюционной историографии евангельского христианства и баптизма было представлено работами авторов находившихся на либерально-буржуазных позициях (в том числе - либерально-народнического направления), отстаивавших принципы свободы совести и поэтому выступавшими против позиции по отношению к сектантам, которую занимали православные авторы. Наиболее известные и компетентные авторы: С.П. Мельгу-нов, А.С. Пругавин, В.И. Ясевич-Бородаевская и др. [33; 43; 44; 45; 37; 38; 39; 75]. В недрах этого течения зародилось и марксистская историография темы. Основателем марксистского «сектоведения» можно считать В.Д. Бонч-Бруевича, одного из ближайших соратников и помощников В.И. Ленина.

Немногочисленные труды деятелей большевистского правительства, формулирующих его религиозную политику, написанные в первые годы советской власти, можно отнести и к источникам и к историографии темы. Первоначально остриё антирелигиозной риторики было направлено в сторону Русской православной церкви (РПЦ), отношение же к сектантам было лояльным. Хотя литература того периода о евангельских христианах и баптистах небогата, можно назвать ряд работ в которых так или иначе затрагиваются различные аспекты их истории в России [4; 31; 32; 35; 36; 66]. В них подчёркивалось, что мировоззрение сектантов расходится с научно-коммунистическим, но сектантство неоднородно, для него характерно явное классовое расслоение, поэтому необходимо разграничение «руководящих кадров» - классово чуждых, буржуазных и рядовой массы верующих, которую надо привлекать к строительству социализма. Научный подход и серьёзный тон, решительное отмежевание

Статья подготовлена в ходе исследований по теме «Анализ религиозной жизни контактной зоны островной и континентальной части Дальнего Востока России» в рамках тематического плана фундаментальных исследований Сахалинского государственного университета (№ НИР 01201353482)

от всего, что в критике религиозного сектантства нарушало принцип свободы совести, характеризуют работы А.Т. Лукачевского, М.Н. Покровского [35; 42].

С течением времени большевистским партийно-государственным руководством была осознана идеологическая опасность и сектантства и религии в целом, стало ясно, что с сектантами, как представителями чуждой и конкурирующей (и весьма успешно) идеологии необходимо бороться. Вскоре после окончания гражданской войны и смерти В.И. Ленина развивается организованное в масштабах всей страны безбожное движение. Бессменным лидером общественной организации Союза воинствующих безбожников (СВБ) и редактором его печатных изданий был Е. Ярославский, перу которого принадлежит масса публикаций, посвященных антирелигиозной работе. СВБ издавались периодические печатные издания, журналы и газеты -«Антирелигиозник», «Безбожник» и др., на страницах которых размещались и публикации по вопросам истории сектантства.

Для борьбы с влиянием рассматриваемых деноминаций, советские исследователи и пропагандисты успешно пользовались наработанным «антисектантским» арсеналом православных миссионеров, применяли излюбленный противосектантскими миссионерами способ формирования негативного образа сектантов и на его основе - негативного общественного мнения по отношению к ним. Все публикации этого периода, также как и православно-миссионеские, имели свою «миссию» - распространять безбожие и вновь «разоблачать» сектантов. Особенно непримиримыми становятся публикации с 192627 гг., когда прошедшее в апреле 1926 г. совещание при Агитпропе ЦК ВКП(б) приняло тезисы «Сектантство и антирелигиозная пропаганда», ознаменовавшие начало перехода государства от относительной лояльности к сектантам к гонениям. Обличение сектантов стало основной темой антирелигиозной литературы.

Среди многочисленных антирелигиозных публикаций второй половины 1920-30-х гг. можно выделить комплекс работ авторитетных исследователей-антирелигиозников, «разоблачавших» сектантство во всероссийском масштабе, находилось в них место и для критики дальневосточного евангельско-баптистского сообщества, которое стало «образцом» контрреволюционности в связи с длительным периодом успешного существования в «несоветских» условиях периода Гражданской войны.

На этом этапе Ф.М. Путинцев, один из основных докладчиков

рмулирует концеп-

на Совещании 1926 г., в серии статей и книг фо: цию большевистского отношения к сектантству [46-65]. Опираясь на большое количество документов, он поставил свои исследования на службу доказательства классовой враждебности и контрреволюционности сектантства, проявлявшейся, в частности, в период Гражданской войны, активно используя при этом терминологию военных лет [47, с. 5]. Ф. Путинцев дал социально-экономический анализ сектантства, причин его роста и перспектив в советском государстве, сделал вывод о его мелкобуржуазной природе, и о том, что оно отомрёт вместе с остатками буржуазного строя. В 1928 г. вышла в

свет книга Ф. Путинцева «Политическая роль сектантства» [55]. В 1935 г. она была переработана и издана в виде монографии, став венцом антисектантской литературной деятельности Ф. Путинцева и основным источником сведений о баптизме и евангельском христианстве и эталоном методологических установок «воинствующего атеизма» для последующих исследователей. Кроме прочих вопросов, Путинцев рассматривал и деятельность сектантства во время войны и революции, уделяя внимание и дальневосточной истории сектантов, будучи мастером в наклеивании ярлыков, Путинцев не утруждал себя доказательствами, обоснованием своих категоричных выводов о контрреволюционности дальневосточных верующих [55, с. 4950,108; 54, с. 130, 344]. Путинцев обратил пристальное внимание на международный аспект деятельности сектантов, геополитическую опасность сектантства для Советского государства, утверждая, что сектанты выступали агентами империализма [55, с.82; 54, с.3-5, 340, 343]. Он отмечал неразрывную связь сектантов с частным капиталом, заграничным капиталистами и капиталистическими президентами [55, с.92-93]. Критикуя с идеологических позиций Христианский союз молодых людей (ХСМЛ), в своих работах Путинцев утверждал, что существовала тесная связь между ХСМЛ и дальневосточным сектантством, подчёркивал их общую контрреволюционную деятельность [55, с.94; 49, с.50-51]. По его мнению, прямые связи сектантов с зарубежными единоверцами в период Гражданской войны и в последующие годы, предопределили антисоветскую, подрывную, шпионскую деятельность верующих [65, с.8-9; 62, с.3-4; 52, с.10-14; 59, с.5-9; 49; 60]. В работах Ф. Путинцева обращалось внимание и на деятельность протестантских миссий на Дальнем Востоке России, в Харбине, среди эмиграции и делались классовые оценки этого явления [60]. Много внимания уделил Путинцев анализу политических позиций сектантов в период революций, сделав вывод о лживости заявлений сектантов об их аполитичности [54, с. 137-150]. Анализируя ситуацию, сложившуюся в годы гражданской войны и военного коммунизма, он приходил к выводу, что целый комплекс обстоятельств способствовал росту влияния сектантства именно в эти годы, в частности, Путинцев заметил, что сектантство на этом этапе выполнило роль «срединной идеологии», между двух крайностей - безбожием и церковностью [65, с. 6-7].

Ещё одним ярким обличителем сектантства в этот период был Б.П. Кандидов. Им была написана масса работ по общим вопросам, связанным с развитием атеизма, антирелигиозной пропаганды, по конкретным проблемам истории РПЦ и сектантства [10-29]. Б. Кандидов пристальное внимание обращал на дальневосточную проблематику, он, пожалуй, наиболее ярко выразил точку зрения молодой советской исторической науки на исследуемые религиозные течения на Дальнем Востоке в период гражданской войны. Б. Кандидов писал: «...Сектантские организации в истории империалистической интервенции в Сибири и на Дальнем Востоке последовательно выполняли своё дело: помогали душителям пролетарской революции. В этом направлении их деятельность была разнообразна: призывали

интервентов, старались «поднять дух» империалистических войск и белогвардейских шаек, шпионили, доносили, выпускали контрреволюционную литературу, клеветали по адресу советской власти, а когда было нужно, и сами орудовали винтовкой» [12, с. 9]. Непосредственно деятельность сектантов Дальнего Востока в период гражданской войны в связи с японской интервенцией рассматривается Кандидовым в монографии, написанной в ответ на усилившуюся активность Японии в непосредственной близости советско-китайской границы в 1932 г. [17]. Дальневосточной тематике посвящена статья Б. Кандидова, опубликованная в «Безбожнике» в том же году, в которой описывается контрреволюционная деятельность сектантских организаций [12]. Он изображал религиозный фронт в 19181920 гг., как один из фронтов Гражданской войны, рассматривал, в том числе и на примере Сибири и Дальнего Востока, связи сектантов с интервентами, с ХСМЛ, с эмиграцией, с зарубежными верующими, на основании этого утверждал об исключительной контрреволюционности религиозных, в том числе сектантских, организаций [23, с.26, 51-52, 85; 16, с. 1-9]. После длительного перерыва в 1937 г. и вновь «на злобу дня» появилась статья Б. Кандидова о международном аспекте деятельности сектантов, центральной идеей которой является огульное и бездоказательное обвинение всех «сектантов» в подрывной антисоветской деятельности и шпионаже [14, с. 3-4].

В 1928 г. была опубликована книга А.И. Клибанова «Классовое лицо современного сектантства» [30]. Он был единодушен с коллегами, обвинявшими сектантов, в том числе - дальневосточных, в буржуазных предпочтениях и контрреволюционности [30, с. 3336.]. Пристальное внимание уделил автор международным связям сектантов. Представляет значительный интерес первое исследование деятельности эмигрантских и зарубежных кругов верующих евангельского направления и их взаимоотношений с российскими единоверцами, которое провёл А. Клибанов, доказывая, что сектантство - опора контрреволюции [30, с. 69-85].

Актуальным проблемам религии в советском обществе посвящены работы И.Я. Элиашевича [70-73]. В ответ на возникшую угрозу массового религиозного движения среди молодёжи в 1928 г. им была написана книга «Религия в борьбе за рабочую молодёжь» [73]. В первую очередь он рассматривал вопрос о деятельности ХСМЛ, в том числе в период интервенции в России. Значительный интерес представляют попытки проанализировать связь миссионерства и империализма, в частности, в дальневосточном его проявлении [73, с.10]. И.Я. Элиашевич утверждал, что в годы гражданской войны существовал религиозный контрреволюционный фронт, частью которого было и сектантство, открыто поддерживавшее белых [73, с. 33].

Из работ второй половины 1920-х гг. особняком стоят солидные труды Б. Тихомирова и А. Ярцева [67; 74]. Несмотря на соответствующую требованиям времени идеологическую окраску, они содержат систематизированный материал по дореволюционной истории и современному состоянию исследуемых религиозных течений, главной целью авторов было доказательство реакционности их

социально-политических позиций, поэтому авторами использовалась традиционная «фронтовая» терминология [74, с.3]. В этих работах рассматривался вопрос о деятельности евангельских христиан и баптистов в первые послереволюционные годы, в период Гражданской войны и революции, в небывалых для них условиях свободы совести. Ярцев и Тихомиров дают развёрнутую картину структуры союзов евангельских христиан и баптистов, форм и методов их деятельности, рассматривают и вопрос о связях союзов с заграницей. Б. Тихомиров «разоблачая» политические и геополитические корни баптизма писал о том, что «мировая организация баптизма» находится на службе империализма, способствуя закабалению колоний, например, российского Дальнего Востока [67, с. 30].

Кроме названных работ крупнейших деятелей «антирелигиозного фронта» общероссийского значения, содержащих информацию о Дальнем Востоке, немало внимания уделялось дальневосточной истории сектантов в период гражданской войны и интервенции в статьях в центральной антирелигиозной прессе [3; 5; 9; 12; 69]. Источни-ковой базой этих работ служила дальневосточная пресса и материалы местных ячеек СВБ. Цель авторов - не исследование истории, а разоблачение антисоветской сущности религиозных организаций. Подчинённые общей цели, публикации различаются по объёму и глубине представленной в них информации. Автор статьи «Сектанты в Дальневосточном крае» (1927 г.) делал экскурс в историю, суть которого состояла в том, чтобы изобличить сектантов в связях с заграницей, финансировании их зарубежными миссиями, особенно в период интервенции, и объяснить этим причину роста сект [3]. Статья С. Вайнштейна, опубликованная в 1932 г. [5], представляла собой сокращённый доклад, прочитанный в агитмассовом отделе Владивостокского горкома ВКП(б) в 1931 г. участником антирелигиозной научно-исследовательской экспедиции. В статье содержалась короткая историческая справка о развитии сектантства в период революций и гражданской войны. С. Вайнштейн обошёлся почти без упоминаний о контрреволюционности евангельских христиан и баптистов того периода, отметив лишь, что «в период Февральской революции, а также при последующих небольшевистских правительствах, сектанты получили огромное количество богословской литературы... главным образом от своих американских «братьев» [5, с. 38.]. Статья о состоянии религиозности населения Сахалина о об антирелигиозной работе на острове (1931 г.), была написана С.Л. Урсыновичем, участником дальневосточной экспедиции, организованной кафедрой истории религий и атеизма Московского историко-философского института, побывавшем на Сахалине в августе 1931 г. [69]. Статья представляет огромный интерес в связи с тем, что она предлагает вниманию читателя уникальные материалы - итоги единственного научного исследования религиозной жизни Сахалина и антирелигиозной работы на острове за весь советский период. Урсынович приводит пространную историческую справку о деятельности различных конфессий на острове [69, с. 14, 15, 18]. Вредность баптистов и евангельских христиан проявилась, по его мнению, в том, что начало

их деятельности на Сахалине пришлось на годы японской интервенции. В статье И. Запорожченко, проникнутой стремлением автора к «разоблачению» дальневосточного сектантства (1933 г.), отмечалось, что «Советскую власть дальневосточные (да и все другие) сектанты встретили в штыки...», а последующая их работа велась на деньги интервентов и белогвардейцев [9, с. 14].

К историографии темы можно отнести и книги регионального значения, изданные на этом этапе - работы А. Долотова и И. Узкова [8; 68]. Написанные с целью дискредитации религиозных организаций для практического пользования местными безбожниками, они содержали фактический материал о деятельности религиозных организаций в Сибири и на Дальнем Востоке в 1917-1920-х гг. Утверждая, что сектантство отрицательно отнеслось к Октябрьской революции, И. Узков писал, что «проповедью «любви» без различия классов, выливанием ушатов помоев на советскую власть, сектантство подготавливало тыл к смирению и покорности белогвардейцам [68, с. 42-43].

К концу 1930-х - исследователи теряют интерес к истории и современным проблемам сектантства, так как репрессивная компания, развёрнутая против сектантов дала свои результаты. Начавшаяся Великая Отечественная война, а затем тяжёлый восстановительный период не способствовали историко-религиоведческим исследованиям и с конца 1930-х гг. вплоть до конца 1950-х гг. наблюдается перерыв в развитии историографии темы.

Марксистская методология, атеистические установки, исключительный приоритет теории об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, политизация всей общественной жизни привели к тому, что советские исследователи уже с середины 1920-х гг. оказались лишены возможности для свободного и творческого, непредвзятого изучения истории религии. Идеологически обусловленный анализ и оценки объяснялись и тем, что в период гражданской войны и после неё евангельско-христианские и баптистские организации были связаны с эмигрантскими кругами в США, Германии, Англии, Китае и в других странах, что создавало в условиях противостояния с капиталистическим миром напряжённое и подозрительное отношение и к этим деноминациям внутри страны. Как справедливо отметил Л.М. Митрохин, материалы исследований советских историков религии нуждаются в критическом осмыслении, но, в то же время и обойтись без них нельзя, работы воинствующих безбожников 1920-30-х гг., являются единственными отечественными исследованиями истории сектантства в тот период и содержат ценную фактическую информацию [40, с.21]. Исследования антирелигиозников 1920-30-х гг. стали методологической основой для анализа темы последующими советскими историками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айвазов И. Баптизм - орудие германизации России. Петроград, 1916. 38

с.

2. Айвазов И. Баптизм - орудие пангерманизма. М., 1915. 28 с.

3. Безбожник. Сектанты в Дальне-Восточном крае // Антирелигиозник. 1927. № 8. С. 18-29.

4. Бонч-Бруевич В.Д. Кривое зеркало сектантства. По поводу I Всероссийского съезда сектантских с.-х. и производственных объединений. М., 1922. 40 с.

5. Вайнштейн С. Сектантское движение в городе Владивостоке // Антирелигиозник. 1932. № 7-8. С. 37-44.

6. Введенский А. Борьба с сектантством. Одесса, 1914. 413 с.

7. Восторгов И.И. Вражеский духовный авангард. «Немецкая вера»: К вопросу о сущности русского сектантства. М., 1914. 16 с.

8. Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Иркутск, 1929. 129 с.

9. Запорожченко И. Сектантское мракобесие на Дальнем Востоке // Безбожник. 1933. № 12. С. 14-15.

10. Кандидов Б. Антирелигиозная работа НКЮ в годы гражданской войны // Безбожник. 1933. № 1. С.7.

11. Кандидов Б. Вредительство, интервенция и церковь. М.: «Безбожник», 1931. 72 с.

12. Кандидов Б. Интервенция на Дальнем Востоке и роль сектантства (19181922 гг.) // Безбожник. 1932. №13-14. С. 8-9.

13. Кандидов Б. Религиозные организации и антирелигиозное движение в эпоху подготовки Великой Октябрьской пролетарской революции // Антирелигиозник. 1937. № 9. С. 9-16.

14. Кандидов Б. Сектантская контрреволюция и шпионаж // Безбожник. 1937. Сентябрь. № 9. С. 3-4.

15. Кандидов Б. Сектантство и мировая война // Атеист. 1930. № 51. С. 1-44.

16. Кандидов Б. Транспорт заграничной религиозной литературы в РСФСР в годы гражданской войны // Атеист. 1930. № 49. С. 1-9.

17. Кандидов Б. Японская интервенция в Сибири и церковь. М., 1932. 64 с.

18. Кандидов Б. Японский империализм и православная церковь (Провокационное выступление японских интервентов 4-5 апреля 1920 г. на Дальнем Востоке и роль духовенства) // Безбожник. 1932. №11-12. С. 11-12.

19. Кандидов Б.П. Война и религия: Метод. пособие к передвижной выставке / под ред. М. Р. Галактионова. М., 1934. 28 с.

20. Кандидов Б.П. Голод 1921 года и церковь. М.-Л., 1932. 92 с.

21. Кандидов Б.П. Империалистическая война и религия. М., 1933. 45 с.

22. Кандидов Б.П. Легенда о Христе в классовой борьбе: Очерки и материалы. М., 1928. 84 с.

23. Кандидов Б.П. Религиозная контрреволюция 1918-1920 гг. и интервенция. (Очерки и материалы). М., 1930. 148 с.

24. Кандидов Б.П. Религия и Октябрьская революция. М., 1932. 109 с.

25. Кандидов Б.П. Церковно-белогвардейский Собор в г. Ставрополе в мае 1919 г.: материалы по вопросу об организации церковной контрреволюции в годы гражданской войны. М., 1930. 94 с.

26. Кандидов Б.П. Церковь и Врангель. Харьков, 1931. 98 с.

27. Кандидов Б.П. Церковь и гражданская война на юге: (Материалы к истории религиозной контрреволюции в годы гражданской войны): по неопубликованным архивным материалам. М., 1931. 295 с.

28. Кандидов Б.П. Церковь и контрразведка: Контрреволюционная и террористическая деятельность церковников на юге в годы гражданской войны. М., 1930. 93 с.

29. Кандидов Б.П. Церковь и Октябрьская революция. 2-е изд. М., 1930. 32 с.

30. Клибанов А. Классовое лицо современного сектантства. Ленинград, 1928. 104 с.

31. Красиков П.А. На церковном фронте (1918-1923). М., 1923. 311 с.

32. Красиков П.А. Советская политика в религиозном вопросе // Революция и церковь, 1919. № 1. С. 1-8.

33. Красножен М. Иноверцы на Руси. Том 1. Положение неправославных христиан в России. Юрьев, 1910. 312 с.

34. Крывелев И. Дети сектантов (по материалам экспедиции Ист-фил. института в Ессентукский и Прохладненский районы Сев. Кавказа) // Антирелигиозник. 1932. № 1. С. 18-22.

35. Лукачевский А.Т. Сектантство прежде и теперь. М., 1925.

36. Луначарский А.В. Христианство или коммунизм: Диспут с митрополитом А. Введенским. Ленинград, 1926. 74 с.

37. Мельгунов С. Церковь и государство в России (В переходное время): сб. ст. (1907-1908 гг.). Вып.2. М., 1909. 320 с.

38. Мельгунов С. Церковь и государство в России (К вопросу о свободе совести): сб. ст. Вып.1. М., 1907. 194 с.

39. Мельгунов С. П. Из истории религиозных общественных движений в России в XIX веке: Старообрядчество: Религиозные гонения: Сектантство. М., 1919. 236 с.

40. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб, 1997. 477 с.

41. Остроумов Н.И. Баптизм - враг православия и русской народности: (Очерк о рац. сектантстве в связи с нынешней войной). Рязань, 1914. 24 с.

42. Покровский М. Н. Очерк истории русской культуры. Ч.1 и 2. Курск, 1924. 342 с.

43. Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством: К вопросу о веротерпимости. М., 1905. 130 с.

44. Пругавин А. С. Неприемлющие мира: Очерки религиозных исканий: Анархическое течение в русском сектантстве. М., 1918. 180 с.

45. Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни: с критическими замечаниями духовного цензора. М., 1905. 94 с.

46. Путинцев Ф. Выступления сектантов против революции и диктатуры пролетариата. По материалам сектантских журналов за 1917-1920 гг. //Антирелигиозник. 1934. № 2. С. 10-13.

47. Путинцев Ф. Гражданская война, нэп и религия // Антирелигиозник. 1926. № 11. С. 3-8.

48. Путинцев Ф. Значение сектантских обрядов // Безбожник. 1926. Ноябрь. № 19-20. С.14-17.

49. Путинцев Ф. Кабальное братство сектантов. М., Л., 1931. 200 с.

50. Путинцев Ф. Классовая сущность сектантских теорий и практики // Антирелигиозник. 1926. № 1. С. 34-56.

51. Путинцев Ф. Кружковые и национальные методы «благовестничества» // Безбожник. 1926. Ноябрь. № 19-20. С. 9-11.

52. Путинцев Ф. Ленин и сектантство // Анттрелигиозник. 1934. № 3. С. 10-14.

53. Путинцев Ф. М. Вопросник и методические указания по собиранию сведений о сектах // Антирелигиозник. 1927. № 6. С. 78-83.

54. Путинцев Ф. М. Политическая роль и тактика сект / под ред. П. Красикова. М., 1935. 225 с.

55. Путинцев Ф. Политическая роль сектантства / под ред. К.А. Попова. М., 1928. 131 с.

56. Путинцев Ф. Районы распространения сектантства прежде и теперь // Антирелигиозник. 1927. № 1. С. 17-25.

57. Путинцев Ф. Сектантские союзы // Безбожник. 1926. Ноябрь. № 19-20. С. 1-5.

58. Путинцев Ф. Сектантские толкования и толкователи // Безбожник. 1926. Ноябрь. № 19-20. С. 12-13.

59. Путинцев Ф. Сектанты в годы мировой войны // Антирелигиозник. 1934. № 4. С. 5-9.

60. Путинцев Ф. Сектанты и перевыборы Советов. М., 1930. 46 с.

61. Путинцев Ф. Современное сектантство // Антирелигиозник. 1926. № 4. С. 44-57; № 6. С. 8-19.

62. Путинцев Ф. Сущность сектантского социализма, или что такое царство божие на земле // Безбожник. 1929. Май. № 9. С. 3-4.

63. Путинцев Ф. Формы и методы сектантского «Благовестничества» // Безбожник. 1926. Ноябрь. № 19-20. С.6-8.

64. Путинцев Ф. М. Сектантство и антирелигиозная пропаганда // Антирелигиозник. 1929. № 6. С. 22-29.

65. Путинцев Ф.М. Сектантство и антирелигиозная пропаганда. (Методическое пособие) / под ред. К.А. Попова. М., 1928. 44 с.

66. Степанов И.О. Почему падает вера и нарастает безбожие? М., 1920.

67. Тихомиров Б. Баптизм и его политическая роль. М., Л., 1929. 62 с.

68. Узков И. Против религии за воинствующее безбожие. Владивосток, 1930. 88 с.

69. Урсынович С. Религиозные и антирелигиозные движения на Советском Сахалине // Антирелигиозник. 1931. № 11. С. 14-27.

70. Элиашевич И,Я. Церковь и фашизм. Л., 1929. 62 с.

71. Элиашевич И. Строительство социализма и отмирание религии в СССР. Л., М., 1931. 56 с.

72. Элиашевич И., Бойцов Н. Религия и война. Л., 1930. 80 с.

73. Элиашевич И.Я. Религия в борьбе за рабочую молодёжь. Л., 1928. 73 с.

74. Ярцев А. Секта евангельских христиан. М., 1928. 52 с.

75. Ясевич-Бородаевская В.И. Борьба за веру: Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии. СПб., 1912. 656 с.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Ajvazov I. Baptizm - orudie germanizatsii Rossii. Petrograd, 1916. 38 s.

2. Ajvazov I. Baptizm - orudie pangermanizma. M., 1915. 28 s.

3. Bezbozhnik. Sektanty v Dal'ne-Vostochnom krae // Antireligioznik. 1927. № 8. S. 18-29.

4. Bonch-Bruevich V.D. Krivoe zerkalo sektantstva. Po povodu I Vserossijskogo s»ezda sektantskikh s.-kh. i proizvodstvennykh ob»edinenij. M., 1922. 40 s.

5. Vajnshtejn S. Sektantskoe dvizhenie v gorode Vladivostoke // Antireligioznik. 1932. № 7-8. S. 37-44.

6. Vvedenskij A. Bor'ba s sektantstvom. Odessa, 1914. 413 s.

7. Vostorgov I.I. Vrazheskij dukhovnyj avangard. «Nemetskaya vera»: K voprosu o sushhnosti russkogo sektantstva. M., 1914. 16 s.

8. Dolotov A. TSerkov' i sektantstvo v Sibiri. Irkutsk, 1929. 129 s.

9. Zaporozhchenko I. Sektantskoe mrakobesie na Dal'nem Vostoke // Bezbozhnik. 1933. № 12. S. 14-15.

10. Kandidov B. Antireligioznaya rabota NKYU v gody grazhdanskoj vojny // Bezbozhnik. 1933. № 1. S.7.

11. Kandidov B. Vreditel'stvo, interventsiya i tserkov'. M.: «Bezbozhnik», 1931. 72 s.

12. Kandidov B. Interventsiya na Dal'nem Vostoke i rol' sektantstva (1918-1922 gg.) // Bezbozhnik. 1932. №13-14. S. 8-9.

13. Kandidov B. Religioznye organizatsii i antireligioznoe dvizhenie v ehpokhu podgotovki Velikoj Oktyabr'skoj proletarskoj revolyutsii // Antireligioznik. 1937. № 9. S. 9-16.

14. Kandidov B. Sektantskaya kontrrevolyutsiya i shpionazh // Bezbozhnik. 1937. Sentyabr'. № 9. S. 3-4.

15. Kandidov B. Sektantstvo i mirovaya vojna // Ateist. 1930. № 51. S. 1-44.

16. Kandidov B. Transport zagranichnoj religioznoj literatury v RSFSR v gody grazhdanskoj vojny // Ateist. 1930. № 49. S. 1-9.

17. Kandidov B. YAponskaya interventsiya v Sibiri i tserkov'. M., 1932. 64 s.

18. Kandidov B. YAponskij imperializm i pravoslavnaya tserkov' (Provokatsionnoe vystuplenie yaponskikh interventov 4-5 aprelya 1920 g. na Dal'nem Vostoke i rol' dukhovenstva) // Bezbozhnik. 1932. №11-12. S. 11-12.

19. Kandidov B.P. Vojna i religiya: Metod. posobie k peredvizhnoj vystavke / pod red. M. R. Galaktionova. M., 1934. 28 s.

20. Kandidov B.P. Golod 1921 goda i tserkov'. M.-L., 1932. 92 s.

21. Kandidov B.P. Imperialisticheskaya vojna i religiya. M., 1933. 45 s.

22. Kandidov B.P. Legenda o KHriste v klassovoj bor'be: Ocherki i materialy. M., 1928. 84 s.

23. Kandidov B.P. Religioznaya kontrrevolyutsiya 1918-1920 gg. i interventsiya. (Ocherki i materialy). M., 1930. 148 s.

24. Kandidov B.P. Religiya i Oktyabr'skaya revolyutsiya. M., 1932. 109 s.

25. Kandidov B.P. TSerkovno-belogvardejskij Sobor v g. Stavropole v mae 1919 g.: materialy po voprosu ob organizatsii tserkovnoj kontrrevolyutsii v gody grazhdanskoj vojny. M., 1930. 94 s.

26. Kandidov B.P. TSerkov' i Vrangel'. KHar'kov, 1931. 98 s.

27. Kandidov B.P. TSerkov' i grazhdanskaya vojna na yuge: (Materialy k istorii religioznoj kontrrevolyutsii v gody grazhdanskoj vojny): po neopublikovannym arkhivnym materialam. M., 1931. 295 s.

28. Kandidov B.P. TSerkov' i kontrrazvedka: Kontrrevolyutsionnaya i terroristicheskaya deyatel'nost' tserkovnikov na yuge v gody grazhdanskoj vojny. M., 1930. 93 s.

29. Kandidov B.P. TSerkov' i Oktyabr'skaya revolyutsiya. 2-e izd. M., 1930. 32 s.

30. Klibanov A. Klassovoe litso sovremennogo sektantstva. Leningrad, 1928. 104 s.

31. Krasikov P.A. Na tserkovnom fronte (1918-1923). M., 1923. 311 s.

32. Krasikov P.A. Sovetskaya politika v religioznom voprose // Revolyutsiya i tserkov', 1919. № 1. S. 1-8.

33. Krasnozhen M. Inovertsy na Rusi. Tom 1. Polozhenie nepravoslavnykh khristian v Rossii. YUr'ev, 1910. 312 s.

34. Kryvelev I. Deti sektantov (po materialam ehkspeditsii Ist-fil. instituta v Essentukskij i Prokhladnenskij rajony Sev. Kavkaza) // Antireligioznik. 1932. № 1. S. 18-22.

35. Lukachevskij A.T. Sektantstvo prezhde i teper'. M., 1925.

36. Lunacharskij A.V. KHristianstvo ili kommunizm: Disput s mitropolitom A. Vvedenskim. Leningrad, 1926. 74 s.

37. Mel'gunov S. TSerkov' i gosudarstvo v Rossii (V perekhodnoe vremya): sb. st. (1907-1908 gg.). Vyp.2. M., 1909. 320 s.

38. Mel'gunov S. TSerkov' i gosudarstvo v Rossii (K voprosu o svobode sovesti): sb. st. Vyp.1. M., 1907. 194 s.

39. Mel'gunov S. P. Iz istorii religioznykh obshhestvennykh dvizhenij v Rossii v XIX veke: Staroobryadchestvo: Religioznye goneniya: Sektantstvo. M., 1919. 236 s.

40. Mitrokhin L.N. Baptizm: istoriya i sovremennost' (filosofsko-sotsiologicheskie ocherki). SPb, 1997. 477 s.

41. Ostroumov N.I. Baptizm - vrag pravoslaviya i russkoj narodnosti: (Ocherk o rats. sektantstve v svyazi s nyneshnej vojnoj). Ryazan', 1914. 24 s.

42. Pokrovskij M. N. Ocherk istorii russkoj kul'tury. CH.1 i 2. Kursk, 1924. 342 s.

43. Prugavin A. S. Monastyrskie tyur'my v bor'be s sektantstvom: K voprosu o veroterpimosti. M., 1905. 130 s.

44. Prugavin A. S. Nepriemlyushhie mira: Ocherki religioznykh iskanij: Anarkhicheskoe techenie v russkom sektantstve. M., 1918. 180 s.

45. Prugavin A.S. Raskol i sektantstvo v russkoj narodnoj zhizni: s kriticheskimi zamechaniyami dukhovnogo tsenzora. M., 1905. 94 s.

46. Putintsev F. Vystupleniya sektantov protiv revolyutsii i diktatury proletariata. Po materialam sektantskikh zhurnalov za 1917-1920 gg. //Antireligioznik. 1934. № 2. S. 10-13.

47. Putintsev F. Grazhdanskaya vojna, nehp i religiya // Antireligioznik. 1926. № 11. S. 3-8.

48. Putintsev F. Znachenie sektantskikh obryadov // Bezbozhnik. 1926. Noyabr'. № 19-20. S.14-17.

49. Putintsev F. Kabal'noe bratstvo sektantov. M., L., 1931. 200 s.

50. Putintsev F. Klassovaya sushhnost' sektantskikh teorij i praktiki // Antireligioznik. 1926. № 1. S. 34-56.

51. Putintsev F. Kruzhkovye i natsional'nye metody «blagovestnichestva» // Bezbozhnik. 1926. Noyabr'. № 19-20. S. 9-11.

52. Putintsev F. Lenin i sektantstvo // Anttreligioznik. 1934. № 3. S. 10-14.

53. Putintsev F. M. Voprosnik i metodicheskie ukazaniya po sobiraniyu svedenij o sektakh // Antireligioznik. 1927. № 6. S. 78-83.

54. Putintsev F. M. Politicheskaya rol' i taktika sekt / pod red. P. Krasikova. M., 1935. 225 s.

55. Putintsev F. Politicheskaya rol' sektantstva / pod red. K.A. Popova. M.,

1928. 131 s.

56. Putintsev F. Rajony rasprostraneniya sektantstva prezhde i teper' // Antireligioznik. 1927. № 1. S. 17-25.

57. Putintsev F. Sektantskie soyuzy // Bezbozhnik. 1926. Noyabr'. № 19-20. S. 1-5.

58. Putintsev F. Sektantskie tolkovaniya i tolkovateli // Bezbozhnik. 1926. Noyabr'. № 19-20. S. 12-13.

59. Putintsev F. Sektanty v gody mirovoj vojny // Antireligioznik. 1934. № 4. S. 5-9.

60. Putintsev F. Sektanty i perevybory Sovetov. M., 1930. 46 s.

61. Putintsev F. Sovremennoe sektantstvo // Antireligioznik. 1926. № 4. S. 44-57; № 6. S. 8-19.

62. Putintsev F. Sushhnost' sektantskogo sotsializma, ili chto takoe tsarstvo bozhie na zemle // Bezbozhnik. 1929. Maj. № 9. S. 3-4.

63. Putintsev F. Formy i metody sektantskogo «Blagovestnichestva» // Bezbozhnik. 1926. Noyabr'. № 19-20. S.6-8.

64. Putintsev F. M. Sektantstvo i antireligioznaya propaganda // Antireligioznik.

1929. № 6. S. 22-29.

65. Putintsev F.M. Sektantstvo i antireligioznaya propaganda. (Metodicheskoe posobie) / pod red. K.A. Popova. M., 1928. 44 s.

66. Stepanov I.O. Pochemu padaet vera i narastaet bezbozhie? M., 1920.

67. Tikhomirov B. Baptizm i ego politicheskaya rol'. M., L., 1929. 62 s.

68. Uzkov I. Protiv religii za voinstvuyushhee bezbozhie. Vladivostok, 1930. 88 s.

69. Ursynovich S. Religioznye i antireligioznye dvizheniya na Sovetskom Sakhaline // Antireligioznik. 1931. № 11. S. 14-27.

70. EHliashevich I,YA. TSerkov' i fashizm. L., 1929. 62 s.

71. EHliashevich I. Stroitel'stvo sotsializma i otmiranie religii v SSSR. L., M., 1931. 56 s.

72. EHliashevich I., Bojtsov N. Religiya i vojna. L., 1930. 80 s.

73. EHliashevich I.YA. Religiya v bor'be za rabochuyu molodyozh'. L., 1928. 73 s.

74. YArtsev A. Sekta evangel'skikh khristian. M., 1928. 52 s.

75. YAsevich-Borodaevskaya V.I. Bor'ba za veru: Istoriko-bytovye ocherki i obzor zakonodatel'stva po staroobryadchestvu i sektantstvu v ego posledovatel'nom razvitii. SPb., 1912. 656 s.