Немченко Эльвира Викторовна
соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова
(тел.: 89284446778)_________________________________________________________
История этапов возникновения и развития правового регулирования отношений по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных (муниципальных) нужд
Данная статья посвящена историческому этапу возникновения и развития правового регулирования отношений по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных (муниципальных)нужд
Ключевые слова: государственная закупка, товар, работа, поставка.
E.V. Nemchenko, Post-graduate, Chair of civil and entrepreneurial law chair of North Ossetian state University's K.L. Hetagurov; tel.: 89284446778.
The article is devoted to the history stages of origin and development of legal regulation of relations for the supply of goods, performance of works, rendering of services for the state (municipal) needs Key words: state perchase, goods, works, supply.
Необходимость в качественной, максимально гласной организации удовлетворения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, в обеспечении реального равенства участников правоотношений в сфере размещения государственных и муниципальных заказов в настоящее время не вызывает сомнений у представителей современной юридической науки [1], а также у ученых-экономистов [2]. Еще в 1994 г.
А.Ф. Ноздрачев подчеркивал, что "одним из важнейших инструментов воздействия государства на экономическое и социальное развитие в условиях рынка является заказ на покупку и поставку продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд" [3]. Соблюдение процедур размещения заказов, их прозрачность напрямую связывают с эффективностью государственного управления и целевым расходованием бюджетных средств, рассматривают в качестве мер противодействия коррупции [4]. В условиях мирового финансово-экономического кризиса возрастает роль государственного регулирования процесса расходования бюджетных средств, осуществляемого через систему управления разме-
щением заказов на поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд, и направленного на сокращение и оптимизацию расходов бюджетов всех уровней.
Рассматривая генезис развития правового регулирования отношений по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных (муниципальных) нужд в России, следует отметить, что в силу общеизвестных геополитических и климатических условий развития нашей страны, исторически государство всегда занимало и продолжает занимать весьма значительную роль в качестве субъекта права и общественной жизни.
В Российском государстве привлечение частных капиталов к обеспечению государственных нужд происходило издавна, но первые сохранившиеся нормативные акты с упоминанием мероприятий, являвшихся прообразом конкурсных или публичных торгов, относятся к XVII в. [5].
В дореволюционной России торги являлись основным способом приобретения товаров для государственных нужд. Сделки, оформляющие
28
закупку товаров для государственных нужд, в русском праве носили наименование казенных поставок (подряда) [6].
Самым первым для России государственным актом в сфере правового регулирования поставок продукции для государственных нужд является подписанный 7 июля 1654 г. Указ о "подрядной цене" на доставку в Смоленск продовольствия [7]. Этот Указ был объявлен от имени царя Алексея Михайловича на доставку в Смоленск муки и сухарей: "Государь указал послать свои Государевы грамоты к Москве к Боярам и в городы к Воеводам, и к приказным людем: велено на Москве и в городах Государев указ всяким людем сказать, которые люди похотят уговориться везти под Смоленск муку ржаную и сухари, и они б с теми людми уговаривались; а давали им за муку за четверть по сороку и по сороку по пяти алтын и по полуторы рубли, а то им ведено сказывать, что у них с того подрядного хлеба пошлин нигде не возьмут".
Как видим, какие-либо состязательные (конкурсные) процедуры в законодательстве того времени как таковые отсутствуют, но можно наблюдать появление первых составляющих современного института государственного заказа: публичное объявление заказа, условия, поиск исполнителей. Тем не менее, сведения о государственных закупках в XVII в. являются весьма ограниченными и скупыми. "Фактически единственным государственным заказчиком в допетровской Руси, - отмечает Е.Ю. Гончаров, -был царский двор и сам царь" [8].
К.П. Победоносцев отмечал, что сделки, связанные с поставкой продукции для государственных нужд, заключались в России "с самых древних времен... но особое важное значение они получили в государственной экономии и законодательстве со времен Петра Великого" [9].
В 1717 г. была введена специальная должность "гофмаклера" - специалиста по ценам, которую обычно занимали купцы. Они должны были следить за экономической выгодой государства при проведении торгов. Деятельностью Петра I на законодательном поприще фактически была создана фундаментальная основа нормативно-правового регулирования закупок для государственных нужд.
В 1721 г. был принят Регламент Камер-коллегии, закрепивший основные положения распределения государственных заказов на конкурсной основе, а в 1722 г. принимается "Регламент о управлении адмиралтейства и верфи". Вопросы снабжения Адмиралтейства и
верфи считались в числе важнейших и инструкции по их решению находились в первой главе "Регламента о управлении адмиралтейства и верфи", в п. 15 "Каким образом подрядчиков сыскивать и с ними договариваться" [10].
Петром I было создано специальное ведомство - Канцелярия подрядных дел, которое занималось вопросами поставок и закупок продукции для государственных нужд [11]. Для отбора поставщиков применялся новый для того времени метод - публичный конкурс ("для привлечения большего количества претендентов был использован специальный, публичный, способ их оповещения о грядущих конкурсах: объявления вывешивались на городских воротах, и таким образом каждое заинтересованное лицо имело возможность быть в курсе дела. Здесь же вывешивались объявления об устанавливаемых льготах исполнителям государственного заказа" [12]). За неисполнение госзаказа впервые были введены меры государственного принуждения в виде специальных штрафных санкций (пеней), которые брались и с самого исполнителя, и с его поручителя.
При Императрице Елизавете Петровне в 1758 г. был утвержден такой нормативный документ, как "Регул провиантского правления". Данный документ по большей части имел отношение к регулированию поставок продовольствия (преимущественно хлеба). В Регуле 1758 г. особое внимание уделено объявлению о торгах: билеты с сообщением и условиями указывалось "чинить с барабанным боем", по окончании службы священники должны были сообщать о назревшей государственной нужде, причем, не затягивая во времени -последнее касалось глубинки, куда не доносился "барабанный бой" и не доходили газеты.
Распоряжение 1818 г. "О мерах к отвращению промедлений платежа поставщикам по заключенным с ними в казенных местах подрядах" регулировало отношения казны и подрядчиков. Отныне штраф за просроченные (по вине учреждений, не выплативших деньги) поставки возлагался на должностных лиц, "кои в сей неисправности окажутся виновными" [13].
Таким образом, как отмечено К.П. Победоносцевым, особенно важное значение получили они в государственной экономии и в законодательстве со времен Петра Великого, с развитием военных и морских учреждений и с умножением материальных потребностей государства, требовавших удовлетворения [14]. Этот период времени знаменуется изданием постановлений и указов о казенных подрядах.
29
Среди таковых можно назвать Устав и Регламент Камер-Коллегии, Адмиралтейств Регламент, инструкция Генерал Кригс-Коммисару (1719-1723-1731 гг.), Регулы Провиантского Правления (1758 г.), Регламент Адмиралтейской Коллегии (1765 г.), Указ о подрядах (1784 г.), Указ о залогах (1790 г.), Устав 1802 г. о провианте и Положение 1830 г. о подрядах и поставках [15].
Затем положения о казенных подрядах были включены в Свод гражданских законов (ст. 1737 Свода законов гражданских (1832 г.) содержала примечание, в соответствии с которым "правила о казенных подрядах и поставках изложены в Положении о сих подрядах и поставках"). Как отмечали А.В. Красик и Б.И. Элькин, "более полустолетия Положение о казенных подрядах и поставках жило в нашем праве под одной общей обложкой с законами гражданскими, а затем было вновь восстановлено на правах самостоятельной кодификации" [16].
В первой четверти XIX в. наблюдался рост числа правительственных актов в сфере государственного заказа: было принято 107 актов, регламентирующих или корректирующих проведение торгов, их обеспечение и последующее исполнение заказа, в том числе было опубликовано 15 Правил по различным номинациям госзаказа [17].
Положение 1830 г. о подрядах и поставках, подписанное императором Николаем I, отражало нараставшие протекционистские тенденции в период, когда осуществлявшее переход от феодальной к капиталистической системе производства российское государство посчитало необходимым провести перераспределение создаваемой в стране стоимости, в том числе и путем конкурсных торгов [18].
Начиная с 1900 г., и вплоть до революции 1917 г. действовало Положение 1830 г. о подрядах и поставках, в соответствии с которым назначались торги трех видов: устные торги, торги посредством напечатанных объявлений и смешанные. Устные торги производились в присутствии назначенных от ведомств чиновников или депутатов, а также желающих участвовать в торгах. Торги производились путем записи цены, объявляемой каждым из торгующихся до тех нор, пока "никто ниже цены на поставки объявлять не будет" [19]. Через три дня производились повторные торги, при которых выявлялись желающие сделать более выгодные предложения казне. Победитель давал подписку, что он принимает на себя подряд по цене и условиям, состоявшимся на торгах.
Как видно из вышеизложенного, в дореволюционные времена для отечественного
правопорядка было характерно особое правовое регулирование гражданско-правовых отношений с участием казны, обеспечивающее соблюдение публичных интересов [20]. Указанные отношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках, содержавшим "подробное и детальное регулирование порядка заключения соответствующих договоров, условий возникающих из них обязательств, способов обеспечения их исполнения и ответственности сторон за нарушение условий договоров" [21].
Как видно из изложенного, после революции 1917 г. законодатель не отказался от регулирования отношений по поставке товаров для государственных нужд, обращаясь при принятии соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе и к дореволюционному законодательству [22].
Впоследствии централизованная система планирования и распределения продукции установилась на все время существования советской власти в нашей стране. Эта система была ликвидирована только Постановлением Совмина РСФСР от 23 октября 1991 г. № 558 "Об организации материально-технического обеспечения народного хозяйства РСФСР в 1992 году".
"Государственный заказ в СССР принципиально отличался от заказа XIX - начала XX вв. и тем более начала XVII в. Исчезла его экономическая и социальная база. Единая общенародная собственность на средства производства и принцип единого народного хозяйства, оказались несовместимы с прежним режимом заказа как средством регулирования отношений в сфере государственного управления. Двойственность заказа, как административной формы согласования публичных и частных отношений в советское время нашла отражение в двух формах заказа. В области государственного управления народным хозяйством страны как единым хозяйственным комплексом, заказ выступает урегулированной нормативными правовыми актами публично-правовой процедурой, административные формы и процедуры которой позволяли органам государственного управления относительно объективно выявлять и дифференцировать потребности и нужды государства в предметах материальнотехнического снабжения и в товарах массового потребления, осуществлять в установленном порядке отбор наиболее значимых и обоснованных из них, результат которого законодательно закреплялся в предусмотренных конституцией того времени юридических акта -
30
планах экономического и социального развития СССР" [23].
Для конца 1980-х годов в нашей стране стало характерно обвальное разрушение механизма управления хозяйственных связей предприятий, регионов, республик; в руках"центра"оставалось все меньше рычагов централизованного регулирования процессов формирования хозяйственных связей, а действенность этих рычагов неуклонно снижалась. Все труднее становилось разместить обязательный госзаказ, снижался уровень выполнения уже принятых
[24]. "В ситуации, когда прежняя система хозяйственных связей была отменена и было непонятно, как действовать в новых изменившихся условиях, фактически образовался правовой вакуум, который поставил в сложное положение хозяйствующие субъекты"
[25]. Стала явственно ощущаться необходимость построения нового правового механизма, основанного на принципах рынка. В августе 1990 г. в опубликованной программе Г. Явлинского и С. Шаталина "500 дней" был предложен новый принцип размещения государственных заказов в рамках государственной контрактной системы. 15 октября 1991 г. был издан Указ Президента РФ "О хозяйственных связях и поставках продукции и товаров в 1992 году" и Постановление Правительства от 23 октября 1991 г. № 558 "Об организации материальнотехнического обеспечения народного хозяйства России в 1992 году". Эти два документа выполнили важную функцию: они разрушили прежнюю систему материально-технического обеспечения, упразднили обязательный госзаказ и принудительное формирование хозяйственных связей [26].
Возврат от централизованной системы планирования и распределения продукции к торгам как к способу размещения заказов государства на поставку товаров получил дальнейшее развитие в Законе РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-1 "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" [27].
В ходе утверждения в Российской Федерации современной рыночной системы хозяйствования, отношения, связанные с государственными и муниципальными заказами, получили дальнейшее развитие, и постепенно отечественным законодателем была сформирована правовая база их регулирования.
Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. [28], в частности, ее ст. 8 о единстве экономического пространства РФ и свободном перемещении товаров и финансовых средств, а также необходимость сотрудничества
с мировыми финансовыми организациями послужили отправной точкой в разработке законодательства в сфере государственных закупок, аналогичного странам с развитой рыночной экономикой.
В начале 1990-х гг. был принят ряд нормативноправовых актов, направленных на использование рыночных механизмов в регулировании отношений по поставке товаров для государственных нужд.
Основу правового регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, составляет именно Гражданский кодекс РФ [29]. В рамках договора купли-продажи выделяется самостоятельный вид этого договора - поставка товаров для государственных нужд (ст. 525-534 ГК РФ). ГК РФ системно регулирует вопросы формы и содержания этого договора, особенностей его заключения и исполнения, ответственности сторон. К отношениям из данного договора применяются положения договора поставки (ст. 506-523 ГК РФ), если иное не установлено § 4 гл. 30 ГК РФ о договоре поставки. Хотя ГК РФ регулирует лишь порядок поставки для государственных нужд, относя к последним потребности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 525 ГК РФ), в порядке аналогии закона эти положения можно применять и к поставкам для муниципальных нужд [30]. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ [31] содержит лишь несколько правовых норм, посвященных регулированию государственного и муниципального заказа, а соответственно государственного и муниципального контракта. Эти нормы устанавливают необходимость конкурсного подхода к размещению заказов для государственных и муниципальных нужд (ст. 72 БК РФ).
Отсутствие четкой правовой регламентации отдельных вопросов размещения государственного и муниципального заказа в настоящее время затрудняет осуществление над лежащ его контрол я над законностью и обоснованностью действий заказчиков при расходовании бюджетных средств [32].
Поскольку при непрофессиональном, неквалифицированном подходе к такому переносу могут выпасть некоторые структурные элементы, строгая последовательность которых определяет основную гипотезу норм права данного акта, результатом будет нелогичный и внутренне не связанный документ, в котором неизбежны потери понятийного характера,
31
дублирование и взаимное искажение норм и трудности их законного исполнения. Очевидно, что все перечисленные факторы никоим образом не будут способствовать формированию эффективной и единообразной практики правоприменения в исследуемой сфере отношений.
С сожалением приходится констатировать, что реализованная в действующем законодательстве России модель публичных закупок весьма далека от идеала. Налицо такие недостатки модели, как игнорирование регулятивной функции государственных и муниципальных контрактов, представленных в действующем законодательстве в качестве подвидов гражданско-правовых договоров и ориентация закупок лишь на бюджетную эффективность.
1. См.: Щербаков В.А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 3; Гоебенщикова Я. Б. Правовой механизм закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2008. С. 3.
2. См.: Алтынцев А.В. Механизмы регулирования региональных рынков научноисследовательских работ и консультационных услуг для государственных нужд: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2008. С. 3-4; Алтынцев А.В., Климанов В.В. Бюджетные закупки на региональном и муниципальном уровне: нововведения и перспективы // Финансы. 2008. № 3. С. 15-18.
3. Ноздрачев А.Ф. Государство как заказчик продукции //Государство и право. 1994. № 7. С. 35.
4. Бордунова С. Об изменениях в Федеральном законе "О государственных закупках"// Право и экономика. 2009. № 1.
5. См.: Вольчик В.В. Изменения формальных правил размещения государственного заказа в России и текущие преобразования в контексте международного опыта. В кн.: Постсоветский институционализм - 2006: Власть и бизнес. Монография /под ред. Р. М. Нуреева. Ростов-н/ Д: Наука-Пресс, 2006. С. 186.
6. Савина С.В. Правовое регулирование организации и проведения конкурсов в предпринимательской деятельности: Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2007. С. 11.
7. Именной указ от 7 июля 1654 года "О подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей" // П.С.З. - СПб., 1830. Т. 1. № 132.
С. 342.
8. Гончаров Е.Ю. Государевы нужды в допетровскую эпоху //Конкурсные торги. 2000. № 5. С. 31.
9. См.: Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В трех томах. Т. 3. М., 2003.
10. Регламентъ благочестивейшего государя Петра Великого отца Отечества "О управлении адмиралтейства и верфи". Печатанъ в Санктпетербургской Типографіи. 1722 г. С. 68.
11. Щербаков В.А. Историкометодологические аспекты развития правового регулирования поставки продукции д л я г о с у д а р с т в е нны х н у ж д в Р о с с и и // Российский следователь. 2008. № 5.
12. Веденеев Г.М., Гончаров Е.Ю., Кобзев Г.Н. Конкурсные торги в России: исторический опыт. М.: Изд-во МЭИ, 2005. С. 13.
13. Анощенко Е.Н. Из истории проведения подрядных торгов. Киев, 1994. С. 35.
14. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть третья: Договоры и обязательства. М.: Статут, 2003. С. 417.
15. Там же.
16. Красик А.В., Элькин Б.И. Положение о казенных подрядах и поставках. - Птг., 1915. (предисловие). (Цит. по: Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. СПб., 2002. С. 191).
17. Становление рыночной системы государственных закупок в России /
В.И. Смирнов, Н.В. Нестерович, Е.Ю. Гончаров и др. / под ред. В.И. Смирнова,
Н.В. Ахметзянова. Казань, 2000. С. 4.
18. Гончаров Е. История торгов в России. ХХ в. (до 1917 г.) //Конкурсные торги. 1998. № 14. С. 41.
19. Гончаров Е. История торгов в России. ХХ в. (до 1917 г.) //Конкурсные торги. 1998. № 14. С. 43.
20. Гражданское право: В 4 т. Т. 3: Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: ВолтерсКлувер, 2008.
21. Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего сената и комментариями/Сост. И.М. Тютрюмов. СПб., 1911. С. 1494-1594.
22. Корнилова Н.В. О соотношении гражданского и бюджетного законодательства в вопросах поставки товаров для государственных и муниципальных нужд // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. 2007. № 4.
23. Кузнецов В.И. Правовое регулирование института государственного заказа: Дисс. ...
32
канд. юрид. наук. М., 2005. С. 38.
24. Вольчик В.В. Изменения формальных правил размещения государственного заказа в России и текущие преобразования в контексте международного опыта. В кн.: Постсоветский институционализм - 2006: Власть и бизнес. Монография /под ред. Р. М. Нуреева. Ростов-н/ Д: Наука-Пресс, 2006. С. 193.
25. Гребенщикова Я.В. Развитие нормативноправовой базы проведения закупок продукции для муниципальных нужд в России // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 2.
26. См.: Ноздрачев А.Ф. Государство как заказчик продукции //Государство и право. 1994. № 7. С. 35-45.
27. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 2. Ст. 1558.
28. Конституция Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993г.
29. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301; Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
30. Сокол П.В. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Законодательство и экономика. 2006. № 5.
31. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
32. Кочаненко Е.П. Порядок заключения государств енного (муниципального) контракта вследствие непреодолимой силы // Законодательство и экономика. 2009. № 7.
1. See: Shcherbakov V.A. Civil-law regulation of placement of the state and municipal orders in the Russian Federation: Avtoref. yew. ... edging. jur. sciences. M., 2009. P. 3; Grebenshchikova Ya.B. A legal mechanism of purchase of the goods, works, services for municipal needs: Avtoref. yew. ... edging. jur. sciences. M., 2008. P. 3.
2. See: Altyntsev A.V. Mechanisms of regulation of the regional markets of research works and consulting services for the state needs: Avtoref. yew. ... edging. ec. sciences. M., 2008. P. 3-4;Altyntsev A.V., Klimanov V.V. The budgetary purchases at regional and municipal level: innovations and prospects // Finance. 2008. No 3. P. 15-18.
3. Nozdrachev A.F. State as customer of production//State and right. 1994. No 7. P. 35.
4. Bordunova S. About changes in the Federal law "About the state purchases" // the Right and economy. 2009. No 1.
5. See: Volchik V.V. Changes of formal rules of placement of the state order in Russia and the current transformations in a context of the international experience. In book: A Post-Soviet institutsionalizm - 2006: Power and business. The monograph / under the editorship of R.M. Nureev Rostov N / D: Nauka-Press, 2006. P. 186.
6. Savin S. V. Legal regulation of the organization and carrying out competitions in business activity: Dis. ... edging. jur. sciences. M., 2007. P. 11.
7. The nominal decree from July 7, 1654 "About the contract price for delivery to Smolensk torments and crackers"// P.S.Z. SPb., 1830. T 1. No 132. P. 342.
8. Goncharov E. Yu. Monarchic needs during a pre-Pertine era//the Competitive auction. 2000. No 5. P. 31.
9. See: Pobedonostsev K.P. Course of civil law: In three volumes. T. 3. M., 2003.
10. Regulyation blagochestiveyshy sovereign Peter the Great of the father of the Fatherland "About admiralty and shipyard management". Press in Sanktpeterburgsky Tipografii. 1722. P. 68.
11. Shcherbakov V.A. Historical and methodological aspects of development of legal regulation of delivery of production for the state needs in Russia//the Russian inspector. 2008. No 5.
12. VedeneyevG.M., GoncharovE.Yu., Kobzev G.N. The competitive auction in Russia: historical experience. M.: MEIpublishing house, 2005. P. 13.
13. Anoshchenko E.N. From history of carrying out the contract auction. Kiev, 1994. P. 35.
14. Pobedonostsev K.P. Course of civil law. Part third: Contracts and obligations. M.: Statute, 2003. P. 417.
15. In the same place.
16. Krasik A.V., Elkin B.I. Provision on state contracts and deliveries. - Ptg., 1915. (preface). (Tsit. on: Shevchenko L.I. Regulation of the relations of delivery: theory and practice. SPb., 2002. P. 191).
17. Formation of market system of the state purchases in a Russia / Century. I.Smirnov, N.V. Nesterovich, E. Yu. Goncharov, etc. / under the editorship of Smirnov, N. V. Akhmetzyanova. Kazan, 2000. P. 4.
18. Goncharov E. History of the auction in Russia. XX century (till 1917) // the Competitive auction. 1998. No 14. P. 41.
33
19. Goncharov E. History of the auction in Russia. XX century (till 1917) // the Competitive auction. 1998. No 14. P. 43.
20. Civil law: In 4 t. T 3: Liability law / Otv. E.A.Sukhanov's edition. M.: Volters Kluver, 2008.
21. Laws civil with government explanations of the senate and comments/ Col.. I.M. Tyutryumov. SPb., 1911. P. 1494-1594.
22. Kornilova N. V. About a ratio of the civil and budgetary legislation in questions of delivery of the goods for the state and municipal needs //Economic justice in the Far East Russia. 2007. No 4.
23. Kuznetsov V.I. Legal regulation of institute of the state order: Dis. ... edging. jur. sciences. M.,
2005. P. 38.
24. Volchik V. V. Changes of formal rules of placement of the state order in Russia and the current transformations in a context of the international experience. In book: A Post-Soviet institutsionalizm - 2006: Power and business. The monograph / under the editorship of R. M. Nureev. Rostov N / D: Nauka-Press, 2006. P. 193.
25. Grebenshchikova Ya.V. Development of standard and legal base of carrying out purchases of production for municipal needs in Russia//the Constitutional and municipal law. 2002. No 2.
26. See: Nozdrachev A.F. State as customer of production // State and right. 1994. No 7. P. 35-45.
27. SND and VS Russian Federation sheets. 1992. No 2. Art. 1558.
28. Constitution of the Russian Federation: the Russian newspaper is accepted on national vote on December 12, 1993) // On December 25 1993.
29. The civil code the Russian Federation (part one) from November 30, 1994 of No. 51-FZ//SZ Russian Federation. 1994. No 32. Art. 3301; the Civil code the Russian Federation (part second) from January 26, 1996 of No 14-FZ//SZ Russian Federation. 1996. No 5. Art. 410.
30. Falcon of the Item of Century. The federal law "About placement of orders for deliveries of the goods, works, rendering of services for the state and municipal needs"//the Legislation and economy.
2006. No 5.
31. The budgetary code of the Russian Federation from July 31, 1998 of No 145-FZ//SZ Russian Federation. 1998. No 31. Art. 3823.
32. Kochanenko E.P. An order of the conclusion of the state (municipal) contract owing to force majeure //the Legislation and economy. 2009. No 7.
_______________________________________34