К истории понятий
УДК 159.9
«ИСТОРИЯ ДУШИ» П.С. АВСЕНЕВА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
А. А. Костригин. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия) / Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль, Россия) [email protected]
Резюме. В статье обсуждается подход Петра Семеновича Авсенева к изучению души. Киевский психолог и богослов в некоторых аспектах выходит за рамки богословского рассмотрения души и обращается не только к общепсихологических характеристикам души, но и к «необыкновенным» явлениям, которые обусловливаются тендерными, характерологическими, этническими, физиологическими, патологическими особенностями человека. Подчеркивается актуальность изучения религиозно-философского направления в психологии XIX в.
Ключевые слова, история психологии, П.С. Авсенев, религиозно-философская психология, опытная психология, умственная психология, библейская психология, история души, психология индивидуальности.
Особенности российской науки и философии в XIX в. в настоящее время активно исследуются и определяются. В контексте истории психологии актуальна дискуссия психологии, философии и религии в отношении души и душевных явлений: на протяжении всего XIX в. существовала религиозно-философская психология как мощная ветвь психологического знания. Ее представителями являются: В.А. Снегирев [5, 6, 7, 12, 13, 14], С.С. Гогоцкий, Н.А. Зубовский, Н.Г. Дебольский, В.Н. Карпов, О.М. Новицкий, Ф.Ф. Сидонский, П.Д. Юркевич и др.
Появление такой науки как психология возвестило новые перспективы в развитии богословского и философского дискурса. Несмотря на то, что психология всегда была составной частью философии и богословия (неявно, без отражения самостоятельного статуса), во время ее обретения методологической независимости вновь стоял вопрос о ее месте в философском знании [6].
Мыслители старались предложить новые концепции, основывающиеся на психологической методологии: «Умозрительная психология» Ф.А. Голубинского [3], «Психология живой личности» В.А. Снегирева [11], «Психология о душе человеческой как силе действующей» Н.А. Зубовского [4], «История души» П.С. Авсенева [1].
О последней «психологии» и пойдет речь в данной статье. Автором используется проблемнологический метод.
Петр Семенович Авсенев (1810-1852) - философ, богослов, профессор Киевской духовной академии. Творчество П.С. Авсенева освещено несколькими исследователями [2, 9, 15, 16, 17, 18]. В Киевской духовной академии преподавал сначала немецкий язык, затем психологию и историю философию. Одна из основных его работ - «Из записок по психологии». В ней П.С. Авсенев изложил свои взгляды на природу души, классификацию душевных явлений, предмет и метод психологии, классификацию психологических наук. Обратимся к анализу психологического подхода Петра Семеновича.
П.С. Авсенев определял психологию так: «Наука, имеющая предметом изъяснить являющееся нам устройство и жизнь души из чистого ее существа, дабы привести человека в истинное самопознание» [1, С. 20]. Также он указывает, что психологию называют еще «антропологией и философией подлежательного духа» [1, С. 20]. Предметом психологии является душа. Цели психологии, по мнению киевского философа, - способствовать познанию души самой себя, показать потребность души в соединении с «Единым духовным добром», открывать пути и способы управлять душой, а также «приложить познания о душе к различным житейским целям и стремлениям человека» [1, С. 21].
П.С. Авсенев выделяет три вида психологии исходя из ее источников: опытная, умственная и библейская (или откровенная). Опытная психология - «познание о природе души, приобретаемое чрез
восхождение от явлений к причинам, от множественного к единству, от частного к общему, на основании наблюдений» [1, С. 25].
Умственная психология занимается познанием «истинного существа души», поиском «Божественных совершенств» в душевных явлениях человека, а также сведением способностей и сил души к единой причине, одному деятельному принципу. Чтобы увидеть «чистое» состояние души, необходимо от душевных явлений отделить «все недостатки и несовершенства, привходящие в них от влияния чувственности, от неравновесия между способностями души, от коренной ее порчи и других подобных причин, - и на место их внести в душу противоположные им совершенства (Via negationis)» [1, С. 26].
Третье направление психологии, которое выделял Петр Семенович Авсенев, обозначается «библейской (откровенной) психологией». Принимая образ Бога как прообраз человеческой души, библейская психология исполняет задачу показать по руководству Откровения, как человек, получив образ Божий при создании, помрачил его в падении и постепенно возвращает в искуплении [1, С. 27]. Здесь идея души соотносится с идеей Бога.
Таким образом, опытная психология рассматривает душу как явление, «умственная - познает ее в ее существе как образ Божий, а откровенная представляет ее Первообраз» [1, С. 28]. Несмотря на разные подходы, П.С. Авсенев подчеркивает, что их не нужно разъединять, т.к. только в совокупности представляют полную науку о душе. Однако доминирующее положение киевский ученый относит изучение опыта, «а прочими пользоваться только как пособием» [1, С. 28]. Интеграция данных психологических подходов выражается в следующей фразе Петра Семеновича: «Именно опыт (внутренний и внешний) доставляет ей (науке психологии - прим. А.К.) познание о положительном содержании души; умозрение объясняет ей внутренний смысл и значение его, а откровенное учение о душе служит ей руководством и критерием, предостерегая от заблуждений» [1, С. 27-28].
В основу собственной программы развития психологии П.С. Авсенев положил оригинальное для того периода разделение психологических наук. Понимая необходимость изучения не только общего, но и частного в душе, киевский богослов выделяет две части психологии - общее
естествословие души и историю души (частное естествословие души). Под первой частью понимается выражение общих характеристик души и личности человека, то неизменное и существенное, что есть в каждом человеке. «Описать этот образ души человеческой, отражающий в себе образ Божий в коренных чертах его» [1, С. 47] есть задача естествословия души (в работе П.С. Авсенева присутствует альтернативное название этой части психологии - «физиология»). Вторая составляющая психологии, касающаяся противоложных явлений души и личности человека, история души, проясняет множество частных «обличий и видоизменений» души, показывая, что душа «нигде не пребывает в одинаковом, неизмененном состоянии, а проходит различные фазы или формы развития» [1, С. 47].
В данной работе автор оставит без подробного анализа первую область психологии - «общее естествословие души», и обратится к рассмотрению раздела «Истории души».
В подходе П.С. Авсенева предметом «Истории души» являются «важнейшие видоизменения и состояния души человеческой, испытываемые ею в течение земной жизни, под влиянием тела» [1, С. 113]. В качестве обоснования выделения такой области психологии киевский психолог разводит две стороны души: общую, существенную (которой занимается общее естествословие души, или общая психология, как бы мы сейчас ее назвали) и частную (которая входит в область исследовательских задач истории души). Последняя психология, не преуменьшая значение общих характеристик души, обращается к описанию жизненных проявлений души, которая постоянно изменяется: каждое явление «то бывает завитым в зародыше, то развивается в возрастах, то представляет перевес либо той, либо другой стороны своей - в полах, темпераментах; то является преимущественно деятельным - в бодрствовании или страдающим - во сне; то расстраивается и угнетается какою-либо болезнию - в сумашествии, то, по-видимому, возвышается в своей жизнедеятельности, преобразуясь как будто в какой-то высший род бытия - в состояниях экстатических, в магнетическом сне и пр.» [1, С. 115116]. Петр Семенович объединяет под названием «истории души» на тот момент еще невыделившиеся области психологии - гендерную психологию, психологию индивидуальности, психологию состояний, психологию характера, психологию сна, психопатологию,
трансперсональную психологию. Конечно, нельзя считать киевского психолога Петра Семеновича Авсенева родоначальником всех перечисленных отраслей психологии, однако свой вклад в эти науки ученый внес.
На характер выделения данной области психологии повлияло богословское мировоззрение ученого: по его мнению, весь мир - это идея Божья; душа человека - так же идея, «мысль Божья», живая сила», которая проявляется в мире в разных формах. Изначально платоновское учение об «идеях» П.С. Авсеневым применяется к психологическому подходу. (Влияние Священного писания, схоластики и учения Платона на научное и философского мировоззрение богословов нами уже было показано [8]).
Значение истории души для психологии огромно. Изучение частных, изменяющих характеристик души позволяет полнее представить способности души. Так, психология бывает не только изучающей обычные явления, но и показывающей необыкновенные состояния души (например, ясновидение, лунатизм, галлюцинации и др.). Развивая это разделение дальше, можно сказать, что исследования психологии сосредоточены не только в области сознания, но и касаются бессознательного. Более того, общая психология показывает нам постоянное тождество личности человека; история же души свидетельствует, что «один и тот же человек в течение своей жизни сознает себя однажды тем, а потом другим лицом попеременно. Следовательно, тождество земного нашего самосознания небезусловно» [1, С. 121]. Наконец, «психология допускает обыкновенно, что все душевные силы наши и отправления субстрат свой имеют в нервной системе; но вот случается иногда, что в минуты смерти, когда все нити этой системы расстраиваются, для души исчезают границы пространства и времени, и она духовными очами созерцает чудеса мира будущего» [1, С. 121].
Частные состояния души делятся на следующие виды: 1) высшие, относящиеся к «разумно-свободной» части души, являющиеся видоизменениями «земной нашей личности»; 2) низшие, относящиеся к сердцу, являющиеся «страдательными видоизменениями»; 3) смешанные, относящиеся одновременно и к рациональной, и чувственной части души. Из этой классификации выводятся три отделения истории души: 1) о
видоизменениях личности человека; 2) о безличных состояниях человека; 3) о состоянии целостного развития человека [1, С. 125]. Далее представим каждый раздел «Истории души» более подробно.
Область изучения видоизменений личности включает в себя описание частных проявлений человеческой души по степени обобщенности и под влиянием различных факторов: а) родовые изменения в виде космосмических, солнечных, лунных и планетных явлений души; б) видовые изменения в виде племенных, народных и половых явлений души; в) единичные или индивидуальные видоизменения души в виде дарований (видоизменения разума), темпераментов (видоизменения сердца) и характеров (видоизменения воли) [1, С. 126].
К безличным состояниями человеческой души относятся следующие [1, С. 126-127]:
1) расстройства нервной системы («состояния страждущей личности»): а) расстройства органов чувств, которые происходят под влиянием раздражения мозга (бред, воспаления мозга), подавления жизнедеятельности мозга (головокружение, летаргический сон, апоплексия); б) расстройства органов движения, которые выражаются в неправильности деятельности вне зависимости от мозга (эпилепсия) и в оцепенении органов (каталепсия); в) расстройства в системе растительных отправлений (или в физиологии), которые являются физическими явлениями и переменами в женском поле (истерика) и мужском поле (ипохондрия).
2) чисто безличные состояния души (без физических расстройств): а) сон; б) сон с движением (лунатизм); в) сон с движением и чувствованием (сумашествие).
3) Смешанные лично-безличные состояния («магическая жизнь души»): а) предчувствия и «дальночувствия» (соединение нервной системы и физиологии); б) соединение личной и безличной стороны души, выражающееся в патологиях (магнитезер, сомнамбула, состояние двойственной личности).
Третье отделение истории души представляет изучение состояний полного развития человеческой души: происхождение души, изменение души в различные возрасты, смерть и состояние души после смерти [1, С. 127-128].
Такое подробное изложение видоизменений души и факторов изменений преследует цель охватить весь строй проявлений души, а также объединить в разделе «Истории души» все психологические исследования, существующие в середине XIX в. Т.к. в тот период такие направления, как гендерная психология, психология сна, психопатология, этнопсихология не были достаточно развиты, то сделать это было вполне возможно; однако сегодня видно, что указанные психологические отрасли невозможно объединить. Единственной наукой, которая претендует на интегральное представление большинства индивидуальных психических явлений, является дифференциальная психология. Однако ее методологический аппарат многое не может охватить.
Для этапа развития психологии, в который разрабатывал свой подход П.С. Авсенев, такое изложение психологических знаний было, с одной стороны, реакций на слишком обобщенные психологические взгляды философов; с другой стороны, научно-ориентированные установки киевского психолога являются оригинальными для богословской традиции: ориентация на опыт, использование физиологии, этнографии, гендерных принципов позволяет обозначит Петра Семеновича как новатора религиозно-философской психологии. Однако влияние схоластики на мировоззрение Авсенева все еще велико: деление души на силы (разум, сердце, воля), ориентация на Священное Писание и учение Платона, редукция части психологии к религиозным задачам. (Такие подходы критиковались Е.А. Бобровым: «Богословская тендециозность» (цит. по [10, С. 13]).
Важность исследование представителей религиозно-философского направления психологии заключается в установлении истоков психологических концепций конца XIX в. - первой трети XX в. Другой задачей является осмысление методологических и философских основ подходов религиозно-философской психологии, представляющей альтернативное психофизиологическому и эмпирическому течение, а также объяснение причин отказа доминирующего числа психологов от концептуальных разработок данного направления.
Творчество Петра Семеновича Авсенева еще предстоит полностью изучить и определить его вклад в психологию.
Литература:
1. Авсенев П.С. Из записок по психологии. СПб.: Тропа Троянова, 2008. 335 с.
2. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского университета Св. Владимира (1834-1884) / Под ред. Иконников В.С. Киев: В типографии Императорского университета Св. Владимира, 1884.
3. Голубинский Ф.А. Лекции по философии и умозрительной психологии. СПб.: Тропа Троянова, 2006. 464 с.
4. Зубовский Н.А. Психология. СПб.: Тропа Троянова, 2006. 158 с.
5. Костригин А.А. Богослов и психолог В.А. Снегирев о субстанциональности души // Психология - наука будущего. Материалы VI Международной конференции ученых. 2015. С. 205-209.
6. Костригин А.А. «Описательная психология» В. Дильтея и «Психология живой личности» В.А. Снегирева: сравнительно-исторический анализ // Международна научна школа "Парадигма". Лято - 2015. В 8 т. Т. 4: Психология: сборник научни статии / под ред. А. В. Берлов, Л. Ф. Чупров. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. С. 169-176.
7. Костригин А.А. Системный подход к изучению души в трудах В.А. Снегирева // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I. Методология системогенетического подхода. Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности: материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. Ярославль: Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. С. 69-71.
8. Костригин А.А., Чупров Л.Ф. Место психологии в системе философских наук в трудах русских богословов XIX в. // Наука. Мысль. 2015. № 2. С. 30-34.
9. Куценко Н.А. Духовно-академическая философия в России первой половины XIX века: киевская и петербургская школы (Новые материалы). М.: ИФ РАН, 2005. 138 с.
10. Серебряков Ф.Ф. Философское образование и философская мысль в Казанском университете: учебное пособие. - Казань: Казан. гос.
ун-т, 2009. 146 с.
11. Снегирев В.А. Психология. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. 768 с.
12. Стоюхина Н.Ю., Костригин А.А. Отечественные психологи конца XIX - начала XX вв. о снах и сновидениях // Психология и Психотехника. 2015. № 1. С.63-69. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.1.13808
13. Стоюхина Н.Ю., Костригин А.А. Проблематика сна и сновидений в отечественной психологии на рубеже XIX-XX вв. // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-2 (39). С. 62-66.
14. Стоюхина Н.Ю., Мазилов В.А., Костригин А.А. Вениамин Алексеевич Снегирев: богослов и психолог // Ярославский педагогический вестник.2015. Т.2. №3. С. 138-149.
15. Мозговая Н.Г. Православная «мистика и европейская рационалистическая философия за стенами духовных академий: Ф. Голубинский (МДА) и П. Авсенев (КДА) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Гуманитарные науки»: Энтелехия. 2011. № 24. С. 52-57.
16. Цвык И.В. Авсенев Петр Семенович (Феофан) / Русская философия: Энциклопедия // Под. общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. - М.: Книжний Клуб Книговек, 2014. С. 9.
17. Цвык И.В. Духовно-академическая философия в России XIX в. (историко-философский анализ): диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: РУДН, 2002.
18. Шульц 0.1. П. Авсенев - представник в^чизняно! духовно-академ1чно1 фтософсько! традици Х1Х ст. / О.1. Шульц // Сднють навчання i наукових дослщжень - головний принцип уыверситету: Збiрник наукових праць звто-науково! конференци викладачiв уыверситету за 2011 рк, 9-10 лютого 2012 року. Частина 2./ Укл. Г.1.Волинка, О.В.Уварша, О.П.Симоненко, О.П.Смельянова. К.: Нацюнальний педагопчний уыверситет iменi М.П.Драгоманова, 2012. С. 255-257.
19. Chuprov L.F., Kostrigin A.A. Position of psychology in philosophical sciences in works of Russian theologians of XIX century. //International Journal Of Applied And Fundamental Research. - 2015. - № 2 URL: www.science-sd.com/461-24855 (23.10.2015). - URL: http://www.science-sd.com/pdf/2015/2/24855.pdf
— • —
tri Kostrigin А. A. «Istorija dushi» P.S. Avseneva как psihologicheskaja
Щг disciplina / А. A. Kostrigin II PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. -№ 3-4.
— • —
Abstract. The article discusses the Pyotr Semenovich Avsenev's approach to the study of the soul. Kiev psychologist and theologian went beyond the theological philosophy of the soul and referred not only to general psychological characteristics of the soul, but also to the "extraordinary" events, which are caused by gender, character, ethnic, physiological, pathological features of the person. The author emphasizes the importance of the study of religious and philosophical direction of psychology in the XIX century.
Keywords: history of psychology, P.S. Avsenev, religious and philosophical psychology, empirical psychology, mental psychology, biblical
psychology, history of the soul, psychology of individuality.
— • —
Сведения об авторе
Артём Андреевич Костригин, ассистент кафедры психологии управления, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, аспирант кафедры общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Россия).
© А. А. Костригин, 2015. © «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015.
Подписано в печать 18.11.2015. — • —