Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЧЕШСКИХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ИСТОРИЯ ЧЕШСКИХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ ЧЕХИИ / ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО ЕС / РЕФОРМА ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ЧЕХИИ / STOMS AUTHORITIES OF THE CZECH REPUBLIC / CUSTOMS LAW OF THE EU / REFORM OF CUSTOM SERVICE OF THE CZECH REPUBLIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Халапян Е.А.

Анализируется история чешских таможенных органов. Рассматривается современная структура таможенной службы Чехии. Характеризуются ее компетенция и роль в государственном механизме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of Czech Republic s custom authorities

The article deals with the history of Czech Republic's custom authorities. Contemporary structure of Czech Republic's custom authority its competence and role in the state mechanism are also analyzed in the text.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЧЕШСКИХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

УДК 339.543

ИСТОРИЯ ЧЕШСКИХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Е. А. Халапян

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 3 июня 2014 г.

Аннотация: анализируется история чешских таможенных органов. Рассматривается современная структура таможенной службы Чехии. Характеризуются ее компетенция и роль в государственном механизме. Ключевые слова: таможенные органы Чехии, таможенное право ЕС, реформа таможенной службы Чехии.

Abstract: the article deals with the history of Czech Republic's custom authorities. Contemporary structure of Czech Republic's custom authority its competence and role in the state mechanism are also analyzed in the text. Key words: mstoms authorities of the Czech Republic, Customs law of the EU, reform of Custom service of the Czech Republic.

В истории чешских таможенных органов отчетливо выделяются семь этапов.

Первый этап - таможенная служба Чехии в период Средневековья. Первым документом, который регулировал деятельность таможенных органов на территории Чешского государства, был Статут Моравской империи 903 г.1 Данный документ вобрал в себя традиции таможенного дела Франкского государства, с которым у Великой Моравии были тесные торговые связи в отношении импорта и экспорта товаров. Согласно положениям Статута в Моравии назначались три вакария в соответствующие округа. Наряду с судебной юрисдикцией они осуществляли взимание таможенных сборов и пошлин (в форме наличных денег либо в натуральной форме).

После падения Великой Моравии началось создание нового государства Пржемысловичей, которое сформировалось к концу Х в.2 Внешне- 235 торговые операции государства заключались, прежде всего, в транзите через его территорию товаров. На границе в местах прохождения торговых путей стали строиться замки, с одной стороны, для защиты, а с другой — для сбора таможенных пошлин3. Иногда, как отмечает Ю. Янэк,

1 Panus J. Historie celnictvi v Cechach a na Morave. Asociace muzei a galerii Ces-ke republiky, Skola muzejni propedeutiky 2003—2004. S. 16—17.

2 См.: Panus J., Capek J. Z historie ceskeho celnictvi — 135 let od narozeni JUDr. E. Martince // CLO-DOUANE. 2004. c. 1. S. 18.

3 См.: Brodesser S., Horvath V., Janak J. Celnictvi v Ceskoslovensku. Praha, 1982. S. 15.

© Халапян Е. А., 2014

Вестник ВГУ. Серия: Право

короли передавали полномочия по взиманию таможенных платежей монастырям и дворянам в счет получения от них кредитов4.

В период правления Люксембургской династии в Чехии были сохранены существовавшие таможенные процедуры; были введены территории с особым таможенным режимом: Габри с 1341 г., Литомержице с 1352 г., Градец Кралове с 1396 г.

В правление короля Фердинанда I была проведена серьезная модификация таможенного дела в стране5. В 1538 г. утверждено положение о том, что импортные и транзитные пошлины, подлежащие уплате в городах, должны были осуществляться исключительно в Праге — на Тынском дворе.

Во время правления Фердинанда была создана сеть таможенных постов, причем не только в приграничных районах, но и внутри территории страны. Их основной задачей, по мнению В. Хорвата, был сбор таможенных пошлин на экспортируемые товары6. Высшим таможенным органом была Палата торговли Чехии. Надзор за работой таможенных постов и всех таможенных служащих осуществляли двое уполномоченных, непосредственно подчиненных Палате.

Второй этап - чешская таможня в составе Австро-Венгерской империи. В XVIII в. на таможенное регулирование в Чехии, как отмечает Ю. Марек, стала оказывать большое влияние экономическая политика австрийской монархии7. Значительные изменения в тарифную политику Чехии внес таможенный режим, введенный в 1737 г. Были введены высокие таможенные пошлины на импорт иностранных товаров, которые могли быть произведены внутри страны, и низкие пошлины для тех же товаров, которые производились в некоторых регионах австрийской монархии. Правила 1775 г. упразднили таможенные границы между большинством частей Австрийской империи.

В 1850 г. для создания единого рынка Австрийской империи была отменена таможенная граница между Венгрией и западной частью империи. С 12 мая 1853 г. экспортные пошлины были в основном отменены, транзитов ные пошлины — снижены. Страна отказалась от исключительно запретительной тарифной защиты8. Указанные правила с незначительными изменениями продолжали действовать до окончания Второй мировой войны. 236 В середине XIX в. в Австрии была создана система управления таможней, которая стала частью финансового управления9. Таможни получили статус органов финансовой службы. Офисы были разделены на большие

со

Ol

4 См.: Janak J., Hledikova Z., Dobes J. Dejiny spravy v ceskych zemich od pocatku statu po soucasnost. Praha, 2007. S. 32.

5 См.: Schelle K. et al. Ceske pravni dejiny. Vydavatelstvi a nakladatelstvi. Ales Cenek, Plzen, 2009. S. 81.

6 См.: Mainus F., Janak J., Horvath V. Historie celnictvi v CSSR. Praha, 1977. S. 28.

7 См.: Marek J. Smrt v celnim pasmu. Nakladatelstvi Svet kridel, 2000. S. 43.

8 См.: Mainus F., Janak J., Horvath V. Op. cit. S. 30—58.

9 См.: Janak J. Kapitoly z dejin celnictvi // CLO-DOUANE. 1982. № 4. S. 20-21.

и малые; каждая категория, в свою очередь, была разделена на два класса. Они стали первой инстанцией в системе таможенных органов. Следующим звеном были Управления финансов провинций. Высшим звеном выступало Министерство финансов в Вене. .

В результате слияния службы охотников и корпуса пограничников > имперским решением от 22 декабря 1842 г. была создана Финансовая х гвардия, которая выполняла функции финансовой полиции на границах а и внутри страны10. я

Третий этап - таможенные органы первой Республики (1918-1939 гг.). : Распад Австро-Венгрии и обретение Чехословакией независимости11 озна- с чали существенные изменения для таможенных органов. При этом первое о время правовая и административная системы Австро-Венгерской империи и (в частности, Закон о таможенном тарифе 190G г.) продолжали действовать в новом государстве12. В соответствии с Законом о таможенном тарифе Ш и сборе пошлин от 20 февраля 1919 г.13 Чехословакия объявлялась отдель- К ной таможенной территорией. Право собирать таможенные пошлины с : импортируемых, экспортируемых и транзитных товаров получили тамо- q женные органы Чехословацкого государства14. Высшим органом в системе о чехословацкой таможни оставалось Министерство финансов, которое было е создано в ноябре 1918 г.15 Непосредственно за работу таможни отвечал Де- Ы партамент косвенных налогов, пошлин и монополий. Были созданы новые : таможенные посты (в основных пунктах пересечения границы), подчиняв- р шиеся Министерству финансов как высшему таможенному органу16. На q основных путях железнодорожного сообщения были созданы сторожевые оо посты. Первая станция охраны была учреждена на чешско-австрийской границе, в Силезии; на нее были также возложены все функции подразделений Финансовой гвардии. На путях железной дороги были размещены станции мониторинга, служащие которых выполняли функции таможенников и пограничников. В течение нескольких недель границы были обеспечены таможенным и пограничным контролем17. К концу 1923 г. в Чехии имелось 185 таможенных пунктов.

В 1927 г. был принят Закон о таможне18, вступивший в силу 1 января 1928 г. Этот закон в чешской науке19 принято называть «Законом

10 См.: Benes J. Financní stráz ceskoslovenská 1918—1938. Dvur Králové nad 237 Labem: ing. Jan Skoda-FORTprint, 2005. S. 8. -

11 Независимость была провозглашена 28 октября 1918 г. Законом Национального комитета Чехословакии. 1918. № 11.

12 См.: Mainus F., Janak J., Horvath V. Op. cit. S. 4G.

13 См.: Ibid. S. 110.

14 См.: Benes J. Financní stráz Ceskoslovenská 1918—1938. Dvur Králové nad Labem: ing. Jan Skoda-FORTprint, 2005. S. 9—10.

15 См.: Brodesser S., Horvath V., Janak J. Op. cit. S. 174.

16 См.: Mainus F., Janak J., Horvath V. Op. cit. S. 114.

17 См.: Brodesser S., Horvath V., Janak J. Op. cit. S. 184.

18 Zákon C. 114/1927 Sb., celní zákon, ve znení pozdejsích predpisu.

19 См.: Panus J., Capek J. Z historie Ceského celnictví — 135 let od narození JUDr. E. Martince // Spolek celníku Ceské republiky. Rocenka 2003—2004. S. 3.

Мартинца» по имени разработчика. Закон закрепил основные понятия таможенного дела, установил правовой статус и компетенцию таможенных органов. Чехословацкая территория была разделена на четыре таможенных округа; были созданы окружные таможенные администрации в ранге финансовых органов20. Таможенный контроль в отношении всех товаров осуществлялся только таможенной службой. Таможенные процедуры осуществлялись подразделениями, которые находились как на границе, так в глубине территории государства21. Закон предусматривал создание таможенных постов на железнодорожных станциях, в аэропортах и на автомобильных дорогах22. По закону о таможне 1927 г. таможенники должны быть вооружены и соблюдать правила воинской дисциплины. В их обязанности входила охрана таможенной границы, контроль за пересечением людей и товаров, предотвращение правонарушений23.

В 1936 г. правительство Республики издало Положение «О Службе обороны». Служба состояла из военнослужащих, сотрудников жандармерии, сил гражданской полиции и других лиц, имеющих статус государственных служащих. В компетенцию Службы входил и сбор таможенных пошлин. Служба была подчинена Министерству внутренних дел, а впоследствии передана в МО, став частью вооруженных сил.

Четвертый этап - период Второй мировой войны. После оккупации чешских земель Германией 15 марта 1939 г. Республика была вынуждена справляться с политическими и экономическими последствиями потери приграничных территорий. Торгово-экономические отношения между пограничными и внутренними районами Чехословакии были прерваны. В начале октября 1938 г. Германия согласилась на свободный обмен товарами между оккупированной частью и остальной территорией Республики. В отколовшейся части Чешской территории Германия сразу оо же реформировала систему управления финансами. На территории Республики изменения системы финансового управления не произошло; вся экономика была адаптирована к нуждам Рейха24. ^ 15 марта 1939 г. Чехия была занята войсками фашистской Герма-сч нии; был создан Протекторат Богемии и Моравии25, Главное финансовое управление которого было создано 16 сентября 1940 г. и находилось в Праге. Оно стало основой для организации сбора таможенных пошлин 238 и акцизов. Нижестоящими органами были учреждения I и II классов, а также комиссары округов. Таможенные органы отвечали за взимание и сбор таможенных пошлин и акцизов. Органы разделялись на классы

20 Cm.: Brodesser S., Horvath V., Janak J. Op. cit. S. 190.

21 Cm.: Mainus F., Janak J., Horvath V. Op. cit. S. 116-117.

22 Cm.: Ibid. S.122-123.

23 Cm.: Historie ministerstva financi 1918-2004. URL: http://www.mfcr.cz

24 Cm.: Mainus F., Janak J., Horvath V. Op. cit. S. 151.

25 URL: http ://www. google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved =0CCsQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.psp.cz%2Fkps%2Fpi%2Fgi%2Fhistorie% 2Fvynos_o_zrizeni_protektoratu.pdf&ei=QAJzU-_iIOi6yQPk5oGwBw&usg=AFQjCN HaGUSKKctYBRJT3sU4h06li0geWQ&bvm=bv.66699033,d.bGQ&cad=rjt

в зависимости от важности их местонахождения. Учреждения I класса находились в прямом подчинении главного офиса; офисы II класса были подчинены таможенному комиссару округа. В 1940 г. было создано 13 основных таможенных органов на всей территории Чехии и Моравии. Г Таможенные органы, созданные в соответствии с таможенным законом > 1927 г., прекратили свою деятельность 30 сентября 1940 г.26 С 1 октября х 1940 г. начал функционировать Таможенный союз с Рейхом, существо- а вавший до 5 мая 1945 года. Я

Пятый этап - развитие таможенных органов в рамках ЧСФР. После Г войны система вернулась в довоенное состояние. Высшим органом тамо- с женного администрирования в Чехословакии вновь стало Министерство о финансов; прямой контроль за таможенными органами продолжали осу- я ществлять финансовые учреждения. х

Указом Президента Республики27 23 июня 1945 г. была проведена ре- ш организация таможенной администрации. В соответствии с ним возобно- И вила деятельность финансовая гвардия28. На службу вернулись бывшие Г сотрудники таможенных органов. q

Наконец, в 1949 г. была отменена существовавшая почти 100 лет о структура налогового администрирования страны. Были упразднены н все существовавшие налоговые органы, а их функции переведены в ы «национальные комитеты». В компетенцию последних было переведе- Г но и таможенное дело. Однако уже 8 июля 1952 г. постановление Пра- р вительства «О таможенном администрировании»29 вывело таможенное н дело из компетенции национальных комитетов и передало эти полно- g мочия Министерству внешней торговли, в структуре которого было создано Центральное таможенное управление (ЦТУ). ЦТУ подчинялись таможни. Таким образом, структура таможенных органов была упрощена; остались два уровня (ЦТУ и таможни), промежуточные звенья были упразднены30.

В 1953 г. был утвержден новый Закон о таможне31, который действовал до конца 1974 г.32 В шестой главе закона предусматривалось право министра внешней торговли издавать нормативные акты в сфере тамо-

26 См.: Mainus F., Janak J., Horvath V. Op. cit. S.155. _

27 Dekret Presidenta republiky ze dne 23. cervna 1945 o sjednocení celního práva 239 na území republiky Sb. c. 22/1945. URL: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/1945-22

28 Dekret presidenta republiky, o znovuvybudování financní stráte v zemích Ces-ké a Moravskoslezské a o úprave nëkterych platovych pomërû financní stráte. Sb. c. 86/1945.

29 Vládní narízení c. 27/1952 Sb., o organizaci celní správy. URL: http://www. google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CDAQFjAB&url= http%3A%2F%2Fis.muni.cz%2Fth%2F345121%2Fpravf_b%2FVyvoj_celni_spravy_ nasem_uzemi.pdf&ei=GANzU8zlDIi3yA0q54DIAQ&usg=AFQjCNHvnZAKLwQGG 01xkVLDkAynq4ml7g&bvm=bv.66699033,d.bGQ&cad=rjt

30 См.: Brodesser S., Horvath V., Janak J. Celnictví v Ceskoslovensku. Praha, 1982. S. 257-258.

31 Zákon c. 36/1953 Sb., celní zákon, ve znërn pozdëjMch predpisû

32 Vyhláska FMZO Sb. c. 119/1974.

женного дела. В § 49 закреплялось правило: если международными договорами установлены правила, отличающиеся от положений данного закона или актов, изданных в соответствии с ним, применяются положения международного договора.

Конституционный закон «О Чехословацкой Федерации» 1968 г.33 закрепил, что территория Республики является единой таможенной территорией; при этом таможенно-тарифная политика находилась в ведении Федерации (§ 13). Федеральным органом в области внешнеэкономических отношений стало Министерство внешней торговли, структура которого была установлена Законом «О статусе федеральных министерств» 1970 г.34 ЦТУ объявлялось высшим таможенным органом в стране. Закон также предусматривал создание таможенных органов в субъектах Федерации: Таможенного управления ЧСР в Праге и Таможенного управления ССР в Братиславе. Они находились в непосредственном подчинении ЦТУ. Таким образом, ТС Чехословакии стала трехзвенной.

В 1974 г. был принят новый Закон о таможне35. В § 2 Закона устанавливалась уже четырехзвенная структура таможенных органов: а) Министерство внешней торговли; б) ЦТУ; в) таможенные управления в республиках; г) таможенные посты. Таможенный закон 1974 г. продолжал действовать до конца 1992 г., когда был заменен новым Таможенным законом36.

Шестой этап начался после «Бархатной революции» 1989 г. Дополнительным фактором преобразований выступало разделение 1 января 1993 г. Чехословацкой Федерации на два независимых государства - Чехию и Словакию. Вместе с Конституцией Чехии вступила в силу новая налоговая система. Закон «О налоговом регулировании»37 закрепил некоторые виды налогов, которые стали собираться таможенными органа-00 ми: НДС (в связи с ввозом товаров) и налог на потребление38. Z По закону о таможне 1993 г. Министерство финансов вновь получило ^ статус главного регулятора в таможенной сфере. В рамках МФ было уч-q реждено ГТУ, которому подчинялись 21 региональное отделение и 136 041 таможенных пунктов. Таким образом, ТС Чехии вновь стала трехзвен-ной.

240 -;-— _ v , v

33 Ústavní zákon ze dne 27. ríjna 1968 o ceskoslovenské federacy Sb. c. 102/1968. URL: http s://www. beck-online.cz/bo/document-view. seam?documentId=onrf6mjzgy4f 6mjugm

34 Zákon o pusobnosti federálních ministerstev Sb. c. 133/1970. URL: http://www. psp.cz/sqw/sbirka.sqw?cz=133&r=1970

35 Zákon c. 44/1974 Sb., celní zákon, ve znení pozdejsích predpisu. URL: http:// www.psp.cz/sqw/sbirka.sqw?cz=44&r=1974

36 Zákon c. 13/1993 Sb., celní zákon, ve znení pozdejsích predpisu. URL: http:// www.zakonyprolidi.cz/cs/1993-13

37 Zákon o správe daní a poplatku (zákon c. 337/1992 Sb.). URL: http://zakony-online.cz/?s176&q176=all

38 См.: Grúñ L. Financní právo a jeho instituty. 2. aktualizované a doplnené vyd. Praha: Linde Praha. 2006. S. 196.

После реорганизации в 1997 г.39 региональные таможенные отделения были заменены на восемь таможенных управлений, которым стал подчиняться 91 таможенный пункт и 133 таможенных поста. Изменения

коснулись также и статуса таможенников. По закону задачи таможенных Г

органов осуществляли таможенные служащие и гражданские сотрудни- >

ки. Сотрудники таможни стали составлять служебный и гражданский х

персонал ТС. Этот закон существенно улучшил положение таможенных а

служащих40; они получили преимущества, вытекающие из закона о поли- Я ции Чешской Республики.

До вступления в Европейский союз (далее — ЕС) необходимо было под- с

готовить условия для присоединения, что потребовало создания правовой о

базы интеграции41. В сфере таможенного администрирования необходимо я

было подготовить внесение изменений в законодательство о таможенной х

службе42. ГТУ Чешской Республики принимало меры к тому, чтобы пе- ш

реход на новые таможенные правила произошел без проблем. Была про- И

делана кропотливая работа по адаптации ТС Чехии к работе в условиях Г

Таможенного союза ЕС. Так, в конце 2001 г. было проведено совещание q

представителей таможенных администраций всех стран-кандидатов, ко- о

торые должны присоединиться к ЕС. На совещании были одобрены меры н

по реализации программы «Таможня 2001»43. ГТУ проводились меро- ы

приятия для обеспечения сотрудничества и информированности органов Г

власти Чешской Республики. Совместно со структурами Правительства р

Чехии ТС Чехии осуществляла перевод права ЕС на чешский язык. В н

частности, в 2003 г. было переведено более 3000 страниц текста тамо- § женных документов ЕС. В течение первых четырех месяцев 2004 г. были завершены все административные и технические подготовительные работы, связанные со вступлением Чешской Республики в ЕС.

Седьмой этап - таможенная служба после вхождения Чехии в Евросоюз. С 1 мая 2004 г. после вступления Чехии в ЕС в стране стал применяться весь массив европейского права, включая документы о сотруд-

39 См.: Cl. I zakona c. 113/1997 Sb., ze dne 24. dubna 1997, kterym se meni a doplnuje zakon Ceske narodni rady c. 13/1993 Sb., celni zakon, ve zneni zakona Ceske

narodni rady c. 35/1993 Sb., zakon c. 54/1956 Sb., o nemocenskem pojisteni zamest-_

nancu, ve zneni pozdejsich predpisu, zakon c. 32/1957 Sb., o nemocenske peci v ozbro- 241

jenych silach, ve zneni pozdejsich predpisu, zakon c. 88/1968 Sb., o prodlouzeni mater--

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ske dovolene, o davkach v mater stvi a o pridavcich na deti z nemocenskeho pojisteni,

ve zneni pozdejsich predpisu, a zakon Ceske narodni rady c. 589/1992 Sb., o pojistnem na socialni zabezpeceni a prispevku na statni politiku zamestnanosti, ve zneni pozdejsich predpisu.

40 См.: Karnik M. Celnictvi se stalo neopominutelnym atributem demokratickeho statu // CLO DOUANE. 1998. № 1. S. 6.

41 См.: Streckova Y. a kol. Verejna ekonomie pro skolu i praxi. Praha, 1998. S. 4.

42 URL: http://www.mfcr.cz

43 Customs 2001. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament and the Economic and Social Committee of 8 February 2001 concerning a strategy for the Customs Union [COM (2001) 51 final. URL: http://europa. eu/legislation_summaries/customs/l11014_en.htm

ничестве таможенных администраций стран ЕС, а также соглашения о сотрудничестве между Евросоюзом и третьими странами44.

Новый Закон «О таможенном регулировании в Чехии» вступил в силу 1 мая 2004 г.45 Он отменил закон 1993 г. и установил новую иерархическую систему ТС Чехии; она стала трехзвенной. Систему таможенных органов Чехии возглавило ГТУ со штаб-квартирой в Праге (§ 1). ГТУ подчинялось Минфину и руководило работой восьми таможенных управлений, которые, в свою очередь, контролировали 54 таможни. В 2006 г. число таможен снизилось до 44; ликвидированные подразделения были реорганизованы в финансовые органы по администрированию акцизов46.

Однако данный вариант структуры ТС показал недостаточную эффективность. Как отмечали чешские ученые, «сложность организации государственных органов зависит от действий самого государства, которое неэффективно определяет структуру органов и соответственно осуществляет финансирование этих органов, которые имеют обременительную иерархичную структуру или используют слишком много служебного персонала»47. Изменения назрели для того, чтобы сделать систему более эффективной и соответствующей современным таможенным реалиям. В результате была произведена модернизация ТС, направленная на повышение эффективности таможенных сборов и налогов, а также соответствие стандартам ЕС.

В настоящее время в Республике взят курс на сокращение административных расходов48. Поскольку ГТУ финансируется государством, удовлетворение потребностей заинтересованных лиц «должно идти рука об руку с экономической устойчивостью государственного бюджета»49.

Второй этап реформирования ТС Чехии начался 1 января 2013 г. Вступил в силу Закон «О таможенной администрации Чешской Респуб-^ лики» 2012 г.50 В соответствии с § 83 нового Закона был отменен Закон «О

44 Cm.: PolákP. Intrastat: Prírucka pro zpracování statistickych hlásení Instrastat. Díl 2. Kombinovaná nomenklatura (popis a seznam zbozí). Praha, 2005.

CD 45 Zákon ze dne 1. dubna 2004 o Celní správe Ceské republiky № 185/2004/ URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCYQF

_jAA&url=http%3A%2F%2Fwww.uohs.cz%2Fdownload%2FLegislativa%2F185_2004.

242 pdf&ei=gBJzU5GyOfPzyAPT9oD4Dg&usg=AFQjCNG9YO8h5rq4rhT-DqhH5xxWX -MdmVw&bvm=bv.66699033,d.bGQ&cad=rjt

46 URL: http://www.mfcr.cz

47 Janák J., Hledíková Z., Dobes J. Dejiny správy v ceskych zemích od pocátku státu po soucasnost, Nakladatelství Lidové noviny. Praha, 2007. S. 23.

48 Cm.: Schelle K. et al. Dejiny ceské verejné správy, Vydavatelství a nakladatelství Ales Cenek. Plzeñ, 2009. S. 65.

49 Vítková M. Nové zákony o Financní a Celní správe CR. 20. ledna 2012. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCgQF jAA&url=http%3A%2F%2Fis.muni.cz%2Fth%2F345536%2Fpravf_m%2FVliv_pra-va_Evropske_unie_na_celni_spravu_CR.doc&ei=V6p5U8e5F-eyyAOk3YGICA&usg= AFQjCNF1yHeq55tkk_vAbWGGsHA8r8zLcA&bvm=bv.66917471,d.bGQ&cad=rjt

50 Zákon o Celní správe Ceské republiky c. 17/2012. URL: http://www.zakonypro-lidi.cz/cs/2012-17/zneni-20140101

таможенной администрации Чешской Республики» 2004 г., постановление правительства о знаках и форме ТС Чехии51. Частично отменялись 13 других законов, включая закон «О полиции»52.

По закону 2012 г. система чешских таможенных органов приняла Г1"1 следующий вид: а) ГТУ; б) таможни. Из структуры ТС исчезли террито- > риальные таможенные управления; их полномочия были распределены х между ГТУ и таможнями. а

В настоящее время ГТУ возглавляет Генеральный директор. В соот- Я ветствии с § 3 закона Генеральный директор назначается на должность Г и освобождается министром финансов, которому и подотчетен. Министр с финансов также назначает на должность заместителей Генерального ди- 0 ректора и главу внутреннего аудита ГТУ. Все они должны быть офицера- я ми таможенной службы (§ 7 закона). Генеральный директор утверждает х организационные правила таможенных органов и вправе учреждать та- ш моженные подразделения для обеспечения выполнения отдельных задач. И

По закону (§ 6) ТС Чехии получило в пределах своей компетенции статус органа полиции, если уголовное дело, о котором идет речь, отно- q сится к области таможенного, налогового законодательства, контрабан- о ды, а также незаконных действий с опасными отходами, радиоактивны- н ми материалами и др. В соответствии с § 12 УПК Чехии53 ГТУ действует ы в качестве органа расследования54.

ГТУ состоит из 13 отделов и трех отдельных департаментов (инс- р пекции, внутреннего аудита и технической лаборатории). Отделы объ- н единяются в три секции: Секцию 01 - экономики и информатики, Сек- § цию 02 - сборов и налогов, Секцию 03 - расследований и надзора.

Важную роль в деятельности чешской таможни играет Таможенная техническая лаборатория55 с несколькими подразделениями как территориальными (в Усть-над-Лабе, Градец Кралове, Оломоуце и Остраве), так и функциональными (например, таможенно-судебный департамент

51 Vyhlaska c. 179/2011 Sb., o zpusobu vnejsiho oznaceni a odznacich Celni spravy Ceske republiky, vzorech sluzebnich stejnokroju a zvlastnim barevnem provedeni a oznaceni sluzebnich vozidel Celni spravy Ceske republiky.

52 Cast treti zakona c. 150/2011 Sb., kterym se meni zakon c. 273/2008 Sb., o Poli-_

cii Ceske republiky, ve zneni pozdejsich predpisu, zakon c. 124/1992 Sb., o Vojenske 243

policii, ve zneni pozdejsich predpisu, zakon c. 185/2004 Sb., o Celni sprave Ceske-

republiky, ve zneni pozdejsich predpisu, a zakon c. 141/1961 Sb., o trestnim rizeni soudnim (trestni rad), ve zneni pozdejsich predpisu. URL: http://www.google.ru/url7s a=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCgQFjAA&url=http%3A%2F%2F aplikace.mvcr.cz%2Fsbirka-zakonu%2FViewFile.aspx%3Ftype%3Dz%26id%3D2338 8&ei=RBtzU5b7LsXoywOn34JY&usg=AFQjCNE6KOiJFOoVo52Cwj2MSglsiDJXGQ &bvm=bv.66699033,d.bGQ&cad=rjt

53 Zakon c. 141/1961 Sb., O trestnim rizeni soudnim (trestni rad), ve zneni zakona c. 265/2001 Sb. URL: http://www.psp.cz/sqw/sbirka.sqw?cz=141&r=1961

54 См.: Бирюков П. Н. Роль прокуратуры в уголовном процессе Чехии // Судебная власть и уголовный процесс. 2013. № 2. С. 96-103.

55 Celne technicka laborator. URL: http://www.celnisprava.cz/cz/o-nas/nase-ukoly/ Stranky/celne-technicke-laboratore.aspx

занимается анализом табака и наркотических средств, аутентификации документов и ценностей и др.)56. Лаборатория активно участвует в деятельности Группы европейских таможенных лабораторий57.

Вторым звеном ТС Чехии являются таможни. Согласно § 8 закона таможни выполняют: а) функции, предусмотренные законодательными актами Чехии и непосредственно применимыми правилами ЕС; б) обязанности по управлению; в) администрирование налогов и сборов. При выполнении указанных функций таможня руководствуется законодательными актами ЧР и непосредственно применимыми правилами Европейского союза. Интересно отметить, что § 9 закона предоставляет отдельным таможням специальные полномочия. Так, таможня ЮжноЧешского края (п. 3 § 9) выдает, приостанавливает и аннулирует сертификат уполномоченного экономического оператора58, принимает решение о транзите59. Таможня Праги утверждает в качестве гарантии обеспечения уплаты таможенных платежей с помощью ваучера (п. 4). В настоящее время в Чехии действуют 16 таможен: 14 краевых, а также таможни города Праги и аэропорта Рузине.

Таким образом, Закон внес изменения в систему таможенных органов путем сокращения их числа и упразднения среднего звена — таможенных управлений. Как отмечает Генеральный директор ГТУ П. Новотны, модернизация ТС Чехии была направлена на ее обновление, «дальнейшее интегрирование в систему таможенных органов ЕС, внедрение научных достижений и программ, инновационных технических способов, современных информационных технологий»60.

56 URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&v ed=0CEYQFjAD&url=http%3A%2F%2Fwww.vscht.cz%2Fdocument.php%3FdocId% 3D5661&ei=YPV2U7nxNNK04gTNr4HAAg&usg=AFQjCNEhnQwS0sjw4HDHtop-NBgaqojkCQ&bvm=bv.66917471,d.bGE&cad=rjt

57 URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/customs/customs_controls/customs_ laboratories/group_ecl/index_en.htm

58 Council Regulation (EC) № 1005/2008 of 29 September 2008 establishing a Community system to prevent, deter and eliminate illegal, unreported and unregulated fishing, amending Regulations (EEC) № 2847/93, (EC) № 1936/2001 and (EC)

-№ 601/2004 and repealing Regulations (EC) № 1093/94 and (EC) № 1447/199 // OJ L

244 286. 29.10.2008/

59 См.: Воробьев М. В. Система таможенного транзита «Т» в Европейском союзе // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2006. № 2. С. 56—65.

60 URL: http://www.miroslavantl.cz/senat/215-ustavne-pravni-vybor-usporadal-kolokvium-o-cinnosti-celni-spravy-cr/

Воронежский государственный университет

Халапян Е. А., соискатель кафедры международного и европейского права E-mail: xea-fond@yandex.ru Тел.: 8-915-008-10-22

Voronezh State University Halapyan E. A., Post-graduate Student of the International and European Law Department

E-mail: xea-fond@yandex.ru Теl.: 8-915-008-10-22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.