Научная статья на тему 'История биологической науки в отражении университетских уставов'

История биологической науки в отражении университетских уставов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УСТАВ / НАТУРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / РАЗДЕЛЫ БИОЛОГИИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / КАФЕДРЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / UNIVERSITY STATUTE / NATURAL HISTORY / BIOLOGY SECTIONS / KNOWLEDGE DIFFERENTIATION / DEPARTMENTS OF BIOLOGY PROFILE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жарова Екатерина Юрьевна

В статье рассматривается развитие отраслей биологии в университетском образовании студентов физико-математических и медицинских факультетов университетов Российской империи, отраженное в университетских уставах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University statutes as a reflection of biological science evolution

Development of the biology sections in students university education on Physics and Mathematics and Medicine faculties in Russian empire is considered as the reflection in university statutes.

Текст научной работы на тему «История биологической науки в отражении университетских уставов»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

)

Е.Ю. ЖАРОВА, канд. биол. наук Брянский государственный универ -ситет им. акад. И.Г. Петровского

История биологической науки в отражении университетских уставов

В статье рассматривается развитие отраслей биологии в университетском образовании студентов физико-математических и медицинских факультетов университетов Российской империи, отраженное в университетских уставах.

Ключевые слова: университетский устав, натуральная история, разделы биологии, дифференциация, кафедры биологического профиля.

С момента основания первого университета в России и до конца XIX века биологическая наука сделала огромный шаг вперед. Это был путь от естественной истории

- всеобъемлющей науки, заключающей в себе различные аспекты биологического, географического и геологического знания,

- до появления в структуре биологии совершенно новых отраслей (эмбриологии и гистологии, микробиологии и вирусологии). После появления университетов исследования перестали быть прерогативой только Академии наук, появилась новая система циркуляции знаний - между преподавателем и студентами, которая способствовала не только развитию самого знания, но и привлечению молодых инициативных людей в отечественную науку.

Первый университет был задуман императором Петром I как одно из подразделений Академии наук. В указе Петра об учреждении Академии университет рассматривается как «собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко Филология и Юриспруденция (Прав искусство), Медицина и Философия, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают» [1, с. 220]. Академический университет должен был состоять из четырех вышеназванных факультетов. Для медицинского факультета предусматривались лекции по анатомии и ботанике. Именно эти разделы биологии в XVIII в. изучались будущими врачами. Отсутствие сугубо биологического образования отдавало разви-

тые и вновь появляющиеся разделы биологической науки в руки врачей. Биология служила только для медицинской науки. Это хорошо объясняет развитие таких ее отраслей, как анатомия и ботаника.

В 1747 г. по уставу Академии наук Академический университет получил самостоятельный статус: «Университет есть собрание учащих и учащихся людей» [2, с. 735]. Однако этот устав регламентировал в университете чтение лекций, «которые имеют быть трех классов - математические, физические и гуманиора» [2, с. 736]. Как видно, биологическим наукам в списке преподаваемых дисциплин места не нашлось, так как в университете не было медицинского факультета.

Стараниями М.В. Ломоносова в 1755 г. был открыт Московский университет. Он не был заменой еще существующему на тот момент Академическому - Московский университет открывался для расширения сети научных учреждений России. Елизавета Петровна проводила образовательную политику с оглядкой на великого родителя: «Установленная здесь Государем Петром Великим С.-Петербургская Академия ... со славою у иностранных и с пользою здешнею свои плоды производит. Но пространная Ее Императорского Величества Империя не может довольствоваться одним учебным корпусом» [3, с. 286].

На трех факультетах (юридическом, медицинском, философском) Московского университета по проекту устава регла-

ментировалось 10 профессоров, среди которых были (на медицинском факультете) профессор натуральной истории, который «должен на лекциях показывать разные роды минералов, трав и животных», и профессор анатомии, который «обучать должен и показывать практикой строение тела человеческого на Анатомическом театре и приучать студентов кмедицинской практике» [4, с. 289].

Отдельно хотелось бы сказать о таком предмете, как натуральная, или естестве-ная, история. По выражению Э.И. Колчин-ского, «естественная история была важным этапом в познании природы, базировавшимся на интегративном рассмотрении геолого-минералогических и географических (объединяемых также как «геогнозия») и биологических объектов» [5, с. 6]. Век XVIII был веком естественной истории. Она объединяла в себе минералогию, ботанику и зоологию. О значении этой науки говорит тот факт, что в XVIII в. были произнесены сразу несколько речей, посвященных естественной истории (тогда как другим разделам биологической науки такого внимания не уделено) [6].

Развитие науки в начале XIX в. потребовало основания новых учебных заведений. Ими стали Дерптский, Виленский, Харьковский и Казанский университеты. Каждый из них получил собственный устав.

Дерптский университет имел четыре отделения: Богословское, Юридическое, Медицинское и Философское. В последнем имелись классы - физико-математический, естественных наук, филологическо-истори-ческий и технологико-экономический) [7, с. 142-143]. По уставу 1803 г. (принят 12 сентября) в Дерптском университете ... числились следующие кафедры:... 4) естественной истории вообще и ботаники в особенности [8, т. 1, с. 130]. Речь идет о так называемом естественном классе философского отделения. На медицинском факультете один из четырех ординарных профессоров планировался на кафедру анатомии, физиологии и судебной врачебной науки [7, с. 142].

Ранее (18 мая 1803 г.) был принят устав Виленского университета, который также состоял из четырех факультетов (отделений): «1) отделение физических и математических наук; 2) отделение врачебных, или медицинских, знаний; 3) отделение наук нравственныхи политических; 4) отделение словесных наук и свободных, или изящных, художеств» [9, с. 610]. Причем для Вилен-ского университета планировалось два ординарных профессора - естественной истории и ботаники (на физико-математическом отделении) и один профессор анатомии на медицинском отделении [9, с. 614].

5 ноября 1804 г. были приняты уставы Московского, Харьковского и Казанского университетов (каждому университету давался свой устав). По новому уставу Московский университет имел четыре факультета: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных, или медицинских, наук, словесных наук. Для физико-математического отделения - один профессор ботаники («заведение» кафедры естественной истории прописано отдельным пунктом, это была так называемая Демидовская кафедра, средства на которую выделены П.Г. Демидовым); для медицинского факультета - один профессор анатомии, физиологии и судебной врачебной науки. В Харьковском и Казанском университетах также открывались четыре отделения, однако на физико-математическом отделении существовала одна кафедра естественной истории и ботаники. При общей тенденции заведения во вновь открывающихся университетах кафедр естественной истории с ботаникой в Московском, а также в Виленском университете эти дисциплины были разнесены по разным кафедрам, из естественной истории выделилась минералогия (в Московском университете) [10]. Интересно, что в Виленском университете (его устав был принят раньше других) планировался только профессор анатомии для медицинского факультета, тогда как во всех остальных к кафедре анатомии уже отнесена и физиология.

150

Высшее образование в России • № 6, 2011

Таким образом, в начале XIX в. в университетах началось выделение дисциплин из обширной естественной истории, стали обособляться ботаника и минералогия.

4 июня 1820 г. Дерптскому университету был дан новый устав, который сохранял прежнее деление на факультеты и вводил новые кафедры. На медицинском факультете анатомия и физиология были разделены на две самостоятельные кафедры, а на философском факультете в классе естественных наук, наряду с кафедрой «естественной истории вообще и в особенности ботаники», появилась кафедра «естественной истории вообще и в особенности минералогии» [11, с. 262]. «Можно лишь удивляться тому, что медицинский факультет уже в 20-м году вполне ясно оценил значение физиологии для медицины; тогда, как известно, физиология только начинала развиваться и далеко не все понимали ее великое значение» [8, т. 2, с. 3]. И если такие разделы естественной истории, как ботаника и минералогия, начали уже обособляться, что отразилось в университетских уставах, то зоология осталась незаслуженно забытой. В Дерптском университете она была учреждена лишь в 1842 г. (хотя как научная дисциплина входила в изучаемые курсы) [8, т. 1, с. 130].

Следующий персональный устав был утвержден для университета Святого Владимира (Киевского) 25 декабря 1833 г. [12]. Он предварял единый университетский устав 26 июля 1835 г. Киевский университет открывался в составе двух факультетов - юридического и философского, имевшего два отделения. Ко второму отделению (естественно-научному) относились кафедры минералогии и геогнозии, ботаники, зоологии. В университетском уставе закрепилось разделение естественной истории на три ветви.

Общий Устав Императорских Российских Университетов был утвержден в 1835 г. «Статьи настоящего Устава имеют силу и действие во всех вообще Российских Университетах, кроме тех изъятий, кои постановлены для Университета Дерптского

в особенном его Уставе, и для Университета Св. Владимира в проекте правил, предначертанных для него на время» [13, с. 842]. Новый устав устанавливал единообразное деление на факультеты и отделения: философский факультет (1-е и 2-е отделение), юридический и медицинский (при Московском, Харьковском и Казанском университетах). В состав второго (физико-математического) отделения философского факультета входили следующие науки: «1) Чистая и Прикладная Математика. 2) Астрономия. 3) Физика и Физическая География. 4) Химия. 5) Минералогия и Геогнозия. 6) Ботаника. 7) Зоология 8) Технология, Сельское Хозяйство, Лесоводство и Архитектура» [14, с. 91]. Новый устав повторял введенное в уставе университета Св. Владимира выделение трех отраслей естественной истории.

Нововведения касались и кафедр медицинских факультетов - анатомия и физиология были разнесены по разным кафедрам (подобно уставу Дерптского университета 1820 г.), причем в уставе давалось точное перечисление предметов: «1) Анатомия: а) Анатомия человеческого тела, с присовокуплением Специальной Физиологии и важнейших статей из Сравнительной Анатомии; б) Анатомия Патологическая; в) Рассечение трупов. 2) Физиология: а) Физиология Общая и б) Общая Патология» [14, с. 99]. Причем кафедра анатомии и физиологии предусматривалась и для ветеринарных отделений, где ранее была только кафедра скотолечения.

Итак, к моменту введения нового устава в Российской империи существовало шесть университетов, и в четырех из них имелся медицинский факультет.

18 июня 1863 г. был утвержден новый университетский устав. По этому уставу философский факультет был разделен на два - историко-филологический и физико-математический (в Дерптском университете это разделение произошло в 1850 г.; «в С.-Петербургском университете полагается факультет восточных языков, но нет фа-

культета медицинского» [15, с. 3]. На физико-математическом факультете действовали следующие кафедры: «9) Ботаника:

а) Морфология и систематика растений;

б) Анатомия и физиология растений. 10) Зоология: а) Сравнительная анатомия и систематика животных; б) Анатомия человека и физиология животных» [15, с. 6]. На медицинском: «2) Анатомия здорового человека. 3) Эмбриология, гистология и сравнительная анатомия. 4) Физиология: а) Систематическая; б) Экспериментальная» [15, с. 8]. Появились такие кафедры, как кафедра анатомии и физиологии на физико-математическом факультете и эмбриологии, гистологии и сравнительной анатомии - на медицинском. Патологическая анатомия и физиология были отделены от нормальной. Кроме того, вынесены отдельно отрасли ботаники. За 28 лет биологическая наука сделала огромный шаг вперед, и это заметно даже при чтении сухого законодательного акта.

До введения нового устава 1884 г. в Российской империи было открыто еще три университета (Новороссийский, Варшавский и Томский).

Новороссийский университет был учрежден 1 мая 1865 г. В составе университета было три факультета: юридический, физико-математический (2 отделения - математическое и естественное) и историко-филологический. На естественном отделении физико-математического факультета были открыты кафедры ботаники, зоологии, анатомии и физиологии (в соответствии с уставом 1863 г.) [16].

До 1869 г. «Варшавский университет 1 был польским университетом. Обучение велось на польском языке, учебный процесс регулировался польским законодательством» [17, с. 87]. 8 июня 1869 г. был ут-

вержден Устав Императорского Варшавского университета, еще одного российского университета, преподавание в котором велось на русском языке 2. Он также состоял из четырех факультетов, которые имели кафедры по уставу 1863 г. (кафедры биологического профиля на физико-математическом и медицинском факультетах).

18 мая 1878 г. был учрежден Императорский Сибирский университет в Томске, «с четырьмя факультетами: историко-филологическим, физико-математическим, юридическим и медицинским» [18]. Открыт он был 22 июля 1888 г. в составе единственного медицинского факультета [19].

Последний общий устав российских университетов появился в 1884 г. Он оставлял прежнее деление на факультеты. На физико-математическом факультете были все те же две кафедры биологического профиля: 7) ботаника; 8) зоология, сравнительная анатомия и физиология. На медицинском - три (анатомия; физиология; гистология и эмбриология) [20, с. 54]. Внося изменения в функционирование университета как учреждения, устав никак не повлиял на распределение изучаемых наук по кафедрам, поэтому в данном аспекте можно считать устав 1863 г. более прогрессивным.

За два века биология как научная дисциплина прошла нелегкий путь. В начале этого пути еще не было самого термина «биология», а на вторую половину XIX в. пришлось становление и развитие новых научных направлений, таких как эмбриология, гистология, цитология, микробиология, вирусология, генетика, отдельные разделы ботаники и зоологии. Таким образом, эволюция биологической науки хорошо просматривается в трансформациях университетских уставов: от естественной истории до системы биологического знания.

1 Варшавский университет был открыт в 1816 г. и закрыт из-за событий 1830-31 гг. В 1862 г. была основана Варшавская Главная школа, преобразованная в 1869 г. в Императорский Варшавский университет.

2 §6 Устава гласил: «В Императорском Варшавском Университете, как в преподавании, так и во всех вообще испытаниях, сочинениях, на публичных актах и в делопроизводстве употребляется Русский язык».

152

Высшее образование в России • № 6, 2011

Литература

1. Об учреждении Академии и о назначении

для содержания оной доходов таможенных и лицентных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбуга. С приложением проекта об учреждении Академии // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). 1-е собрание. Т. VII (1723-1727). СПб.: в Тип. II Отделения Собст. Е.И. В. Концелярии, 1830. С. 220-224.

2. Регламент Императорской Академии Наук

и Художеств в Санкт-Петербурге // ПСЗРИ. 1-е собрание. Т. XII (1744-1748). СПб.: в Тип. II Отделения Собст. Е. И. В. Концелярии, 1830. С. 730-739.

3. Об учреждении Московского универси-

тета и двух гимназий. С приложением Высочайше утвержденного проекта по сему предмету // ПСЗРИ. 1-е собрание. Т. XIV (1754-1757). СПб.: в Тип. II Отделения Собст. Е.И. В. Концелярии, 1830. С. 284-294.

4. Высочайше утвержденный проект об уч-

реждении Московского университета. ПСЗРИ. 1-е собрание. Т. XIV (1754-1757).

- Спб.: в Тип. II Отделения Собст. Е. И. В. Концелярии, 1830. С. 287-294.

5. Колчинский Э.И. От естественной истории

к дифференцированному биологическому знанию // Э.И. Колчинский, А.К. Сытин, Г.И. Смагина. Естественная история в России (очерки развития естествознания в России в XVIII веке). СПб.: Изд-во СПб ИИ РАН «Нестор-История», 2004. 242 с.

6. Политковский Ф.Г. Речь о происхождении

и о пользе истории натуральной. М., 1785. 14 с.; Политковский Ф.Г. Слово о связи истории натуральной с физикой, химией и врачебным искусством. М., 1796. 25 с.; Прокопович-Антонский А.А. Слово о начале и успехах наук, и в особенности естественной истории. М.: в Универ. типогр. у В. Окорокова, 1791. 30 с.

7. Сборник постановлений по Министерству

народного просвещения. Т.1. Царствование Императора Александра I. 1802-1825.

- СПб.: в тип. Имп. АН, 1864. 908 с.

8. Биографический словарь профессоров и

преподавателей Юрьевского, бывшего Дерптского университета за сто лет его существования. (1802-1902) // Под ред. Г.В. Левицкого, орд. проф. Т. 1-2. Юрьев: тип. К. Маттисена, 1902-1903.

9. Устав или общие постановления Импера-

торского Виленского университета и училищ его округа // ПСЗРИ. 1-е собрание. Т. XXVII (1802-1803). - СПб.: в Тип. II Отделения Собст. Е. И. В. Концелярии, 1830. С. 610-620.

10. Уставы Императорского Московского, Харьковского и Казанского университетов // ПСЗРИ. 1-е собрание. Т. XXVIII. (18041805). Спб.: в Тип. II Отделения Собст. Е. И. В. Концелярии, 1830. С. 570-657.

11. Высочайше утвержденный Устав Императорского Дерптского университета // ПСЗРИ. 1-е собрание. Т. XXXVII. (18201821). СПб.: в Тип. II Отделения Собст. Е. И. В. Концелярии, 1830. С. 254-283.

12. Высочайше утвержденный Устав Университета Святого Владимира // ПСЗРИ. 2-е собрание. Т. VIII. (1833). Ч. 1. СПб.: в Тип. II Отделения Собст. Е. И. В. Концелярии, 1834. С. 790-798.

13. Общий Устав Императорских Российских Университетов // ПСЗРИ. 2-е собрание. Т. X. (1835). СПб.: в Тип. II Отделения Собст. Е. И. В. Концелярии, 1836. С. 756-855.

14. Сравнительная таблица уставов университетов 1884, 1863, 1835 и 1804 гг. СПб.: Типо-Литография С.-Петербургской тюрьмы, 1901. 268 с.

15. Университетский Устав 1863 года. СПб.: в типографии Иосафата Огризко, 1863. 128 с.

16. Маркевич А.И. Двадцатипятилетие Императорского Новороссийского университета: Ист. записка экстраординарного профессора А.И. Маркевича и академические списки. Одесса: Экон. тип., 1890. 734 с.

17. Парка С.В. Научно-квалификационная деятельность Польского университета в 1816-1869 гг. // Вестник СевКавГТУ. Сер. «Право». 1999. № 1. С. 87-91.

18. Об учреждении Сибирского Университета // ПСЗРИ. 2-е собрание. Т. (1878). Ч. 1. СПб., 1880. С. 352-353.

19. Фоминых С.Ф. Роль Императорского Томского университета в развитии образования и науки в Сибири (1888-1917) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. Вып. 4(20). Сер. Гуманитарные науки (спецвыпуск). С. 61-66.

20. Общие Уставы Императорских Российских Университетов 1863 и 1884 г. Одесса: тип. Акционерного Южнорусского Общества печатного дела, 1901. 83 с.

ZHAROVA E. UNIVERSITY STATUTES AS A REFLECTION OF BIOLOGICAL SCIENCE EVOLUTION

Development of the biology sections in students' university education on Physics and Mathematics and Medicine faculties in Russian empire is considered as the reflection in university statutes.

Keywords: university statute, natural history, biology sections, knowledge differentiation, departments of biology profile.

И.А. КАЗАКОВА, доцент Пензенский государственный университет

Система оценивания знаний в историческом аспекте

В статье показана история оценивания знаний в образовательных учреждениях России с начала XVII века до наших дней. Рассмотрены критерии оценки знаний, которые применялись в лицеях, университетах, военных училищах. Выявлены тенденции применения системы оценивания в рамках Болонского процесса.

Ключевые слова: балльная система, оценка, разряд, шкала, критерии оценивания, балльно-рейтинговая система, Болонский процесс, качество обучения.

В древние времена за плохую успевае- Первая группа, или высший разряд, обо-мость или проступки к ученикам применя- значает очень хорошие успехи - «учения

лись исключительно карательные меры. Так, в Древней Греции сложилась традиция воспитания детей с помощью телесных наказаний [1]. В XVI-XVII веках в иезуитских школах появилась система оценивания знаний баллами. Цель была вполне гуманной - вместо телесных наказаний за плохие успехи ввести поощрения за хорошие. Все ученики распределялись по разрядам: лучший, средний и худший. Каждый из разрядов обозначался цифрой. «Единица» была высшей отметкой. К среднему разряду принадлежало наибольшее число учеников, поэтому со временем его разделили на дополнительные подразряды. Так сформировалась многоуровневая ранговая шкала, с помощью которой стали оценивать знания учащихся.

В российских учебных заведениях изначально, как и в Европе, существовала трёхразрядная система оценок. Сохранились списки студентов Киевской духовной академии 1737 г., в которых студенты оценивались с помощью словесных отзывов. Существовало три группы отзывов [2].

изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Вторая группа, или средний разряд, характеризует средние успехи - «учения посредственного, мерного, нехудого». Третья группа, или низший разряд, обозначает успехи ниже среднего - «учения слабого, подлого, пре-худого, безнадежного, ленивого».

Во времена правления Александра I вместе с созданием Министерства народного просвещения во многих губерниях, городах, уездах начинают открываться учебные заведения разных типов: классические гимназии, духовные семинарии, реальные училища, приходские и уездные училища. Цели образования в них ставились неодинаковые. Например,основная задача гимназий - дать учащимся общее среднее образование и подготовить их для поступления в университеты и другие высшие учебные заведения, например высшие специальные училища. Некоторые гимназии, например Казанская, открывались с целью «образования молодых людей для воинской службы, а не для ученого состояния».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.