Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕК СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ И РЕГИОНОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕК СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ И РЕГИОНОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОЦИУМ / РЕГИОН / СИБИРЬ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ЭВОЛЮЦИЯ / БИБЛИОТЕКИ / CULTURE / SOCIETY / REGION / SIBERIA AND FAR EAST / EVOLUTION / LIBRARIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Артемьева Елена Борисовна

Цель статьи - определить роль культурологических, социологических концепций и результатов регионоведческих исследований в развитии библиотековедения и обозначить отдельные подходы, которые использовали специалисты при изучении библиотек Сибири и Дальнего Востока. Показано, что развитие библиотек XVIII-XX вв. рассматривалось в контексте общего исторического процесса и эволюции региональной культуры, основными чертами которой являются открытость, стремление к диалогу, приращению ценностей, созданных как внутри, так и вне данной культуры. Акцент при этом был сделан на том, что библиотеки территории развиваются не изолированно, а как составляющая библиотечной системы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Артемьева Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the Siberian and Far Eastern Libraries from the Perspective of Cultural and Regional Research

The aim of the paper is to reveal how the cultural and sociological conceptions along with the results of regional researches influenced the development of library science; to identify approaches applied by specialists studying the libraries in Siberia and Far East. It was shown that libraries development in XVIII-XX centuries was viewed by the specialists in the context of the general historical process and evolution of the regional culture which had such characteristic features as openness, aspiration for dialogue, increment of values originated both within and beyond that culture. The author emphasized the fact that local libraries were not isolated from the national library system but functioned as its integral part.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕК СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ И РЕГИОНОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 02(571.1)(082)

Е.Б. АРТЕМЬЕВА

ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕК СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ И РЕГИОНОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, г. Новосибирск e-mail: artem@spsl.nsc.ru

Цель статьи - определить роль культурологических, социологических концепций и результатов регионоведческих исследований в развитии библиотековедения и обозначить отдельные подходы, которые использовали специалисты при изучении библиотек Сибири и Дальнего Востока. Показано, что развитие библиотек XVIII-XX вв. рассматривалось в контексте общего исторического процесса и эволюции региональной культуры, основными чертами которой являются открытость, стремление к диалогу, приращению ценностей, созданных как внутри, так и вне данной культуры. Акцент при этом был сделан на том, что библиотеки территории развиваются не изолированно, а как составляющая библиотечной системы страны.

Ключевые слова: культура, социум, регион, Сибирь и Дальний Восток, эволюция, библиотеки.

В условиях трансформаций ХХ-ХХ1 вв. актуализируются проблемы укрепления единства экономического и социального пространства страны, создания территориальных инновационных кластеров и новых

технологий управления. В то же время нарастают глобальные процессы регионализации, что вызывает настоятельную потребность в изучении специфики территорий для решения насущных задач современно-

© Артемьева Е.Б., 2011

го и стратегического развития. Особенности эволюции регионов в сопоставлении истории и современности привлекают внимание ученых разных отраслей науки, прежде всего специалистов, занимающихся изучением культуры. Интересуют они библиотековедов и книговедов, объектом исследования которых является книжная культура в целом и библиотеки как ее составляющая. Освоение положительного исторического и современного опыта функционирования библиотек в осложняющихся обстоятельствах, изучение динамики и тенденций развития библиотечных ресурсов необходимо для понимания существа происходящих процессов и определения роли влияющих на них факторов; выявления особенностей и проблемных ситуаций.

В Сибири зарождение научных школ регионального библиотековедения и книговедения происходило в начале 1960-х гг. и было связано с появлением Государственной публичной научно-технической библиотеки СО АН СССР. На протяжении нескольких десятилетий представители обеих школ изучают библиотеки с разных позиций1, но общим является то, что рассматривают они их как учреждения, включенные в социально-культурное пространство региона, которым является Сибирь и Дальний Восток. В связи с этим считаем целесообразным проанализировать концепции культурологических ирегионоведческих исследований и определить их роль в развитии библиотековедения.

Эволюция идеи разделения наук о природе и наук о культуре, по мнению специалистов, достигла апогея в культурологической концепции О. Шпенглера - немецкого философа и культуролога. Именно культура, согласно его учению, является универсальной категорией в исследовании общества. Рассмотрение культуры предполагает следующие направления: 1) культура как основа интеграции или дифференциации; 2) выявление роли культуры в поддержании социальной стабильности, преемственности, динамики развития (культура как система создания, хранения, распространения, обмена, потребления духовных ценностей)2. В работе «Закат Европы» Шпенглер выдвинул концепцию культуры, которая рассматривается, во-первых, не как единая общечеловеческая культура, а как расколотая на восемь культур, каждая из которых вырастает на основе своего собственного уникального «прафеномена» - способа «переживания жизни». Наряду с египетской, индийской, вавилонской, китайской, арабо-византийской, греко-римской, западноевропейской, культурой майя ученый выделил пробуждающуюся русско-сибирскую культуру. Во-вторых, он рассматривает культуру как подчиненную жесткому биологическому ритму.

В пределах общего цикла эволюции в каждой из культур им выделяются два периода: этап восхождения

1 Автор статьи, начиная с 1980-х гг., принимал участие как в библиотековедческих, так и в книговедческих исследованиях, касающихся изучения истории библиотек.

2 Понятие культура в концепции Шпенглера. Философский

словарь. Мир словарей. URL: http://mirslovarei.com/content_fil/ ponjatie-kultura-v-koncepcii-shpenglera-12423.html (дата обращения: 31 марта 2011 г.).

культуры (собственно культура) и этап ее нисхождения (цивилизация) [1]. Развивая учение о множестве завершенных, разобщенных в пространстве и во времени «культур», равноценных по предельной полноте осуществленных в них возможностей и достигнутому совершенству выражения, языка форм, Шпенглер в то же время выступает против идеи единого «всемирного» исторического процесса, единой линии эволюции человечества, проходящей последовательные этапы развития, т. е. поступательного движения, которое историки, используя социальные, гносеологические и другие критерии, определяли как прогресс.

Находясь под влиянием идей О. Шпенглера, британский историк и философ А. Тойнби также высказывал приверженность идее многолинейного развития суверенных культур, что отражено в его знаменитом 12-томном труде «Постижение истории» [2]. Но, предприняв широкомасштабное переосмысление всего общественно-исторического развития человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций, Тойнби признает объединяющую роль «мировых проповеднических религий», которые оказываются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса3.

Исходя из предмета нашего исследования считаем целесообразным обратиться к концепции Н.Я. Данилевского - русского социолога, культуролога, которого в западной историографии называют прямым предшественником О. Шпенглера и А. Тойнби. Главная идея культурологической концепции Данилевского - идея о локальных культурно-исторических типах, соответствующих типам цивилизаций [3]. Особое значение он придавал самобытности, уникальности каждого отдельного культурно-исторического типа, при этом акцентировал внимание на преемственности цивилизаций. С его точки зрения, цивилизации при всем их несходстве равноценны и одинаково важны в рамках мирового исторического развития. Установка ученого - анализировать всемирно-исторический процесс с учетом сочетания в нем общих закономерностей и специфики их воплощения в истории отдельного культурного типа, с нашей точки зрения, очень важна. Нельзя оставить без внимания и концепцию В.О. Ключевского, главным трудом жизни которого является полный курс лекций «Русская история» [4]. Он считал, что в историческом изучении важны две, не исключающие, а дополняющие друг друга, точки зрения - культурно-историческая и социологическая.

Считаем уместным сослаться и на концепцию русского социолога и культуролога П.А. Сорокина. Он считал, что подлинной причиной и условием закономерного развития общества, или «мира социума», является существование мира ценностей, значений чистых культурных систем, а человек является носителем системы ценностей. То есть каждый тип культуры

3 Тойнби А. Социологический словарь. Мир словарей. URL: http://mirslovarei.com/content_soc/tojnbi-toynbee-arnold-5452.html (дата обращения: 31 марта 2011 г.).

определяется социальной системой, культурными системами общества и самим человеком4.

Сегодня, когда речь идет об интеграции цивилизаций с сохранением и даже усилением всех локальных особенностей, мы рассматриваем концепции наших предшественников как дополняющие одна другую. Современные ученые считают, что региональные проблемы необходимо представлять в историко-культурном ключе, делая особый акцент, прежде всего, на локальные сообщества и их деятелей. При этом важным является рассмотрение местной специфики «в ее нераздельной слитности с общероссийским началом». Это мнение высказывает историк М.А. Орешина, отмечая, что «идея о естественной разделенности России, о независимости ее цивилизационных истоков, когда изымается связь этих уникальностей с целостностью, к которой они были изначально и неизбежно привязаны, формирует "корпускулярный" стиль мышления, акцентирующий расколотость России и уникальность отдельных ее регионов» [5, с. 37].

Ю.М. Беспалова, представляя региональную культуру как особый мир, уединенный и замкнутый, также отмечает, что важнейшими ее чертами остаются открытость, стремление к диалогу, приращению ценностей, созданных как внутри, так и вне данной культуры [6]. Применяя указанные концепции в комплексе для изучения культуры региона, В.Г. Рыженко и А.Г. Быкова пытаются представить социокультурную составляющую образа региона в контексте динамики культурного пространства и интеллектуального ландшафта России. В общей линии изучения регионального образа принципиальным является постоянное соотнесение истории и современности, а также представление о регионе как исторически сложившейся открытой системе с подвижными границами [7; 8, с. 10-11].

Таким образом, современными историками культуры высказываются суждения о перспективности использования в качестве междисциплинарного подхода социокультурной (цивилизационной) теории, поскольку культурный фактор, в том числе научное знание, обеспечивает перспективу развития социума, освоение личностью культурных ценностей, создание новых регулятивных норм духовной жизни, а работники культуры и образования выступают носителями культуры не только в смысле хранителей традиций, исторической памяти, но и как творцы идеалов, смыслов, программ общения и поведения [8, с. 12].

Библиотеки - это прежде всего учреждения культуры, способствующие духовному развитию общества. Библиотечное дело включено в контекст культурно-исторической и социальной среды региона и страны в целом. Поэтому нам близко такое видение проблемы. В то же время духовные «параметры» каждого конкретного региона в значительной мере детерминированы природно-климатическими условиями и полиэтно-функциональными характеристиками населения (ра-

4 Концепция локальных цивилизаций и культурно-исторических типов (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин) Конспект по культурологии // Электронная гуманитарная библиотека. URL: http://www.gumfak.ru/kult_html/lecture/lect07.shtml (дата обращения: 16 марта 2011 г.).

сово-биологическими, социально-экономическими, религиозно-культурологическими), особенностями его территориальной организации [8, с. 13]. Заметим, что об этом в свое время говорил и Л.Н. Гумилев - выдающийся русский историк и этнограф, основатель теории пассионарности, разработчик оригинальной концепции этногенеза. Опираясь на установки теории локальной цивилизации, прежде всего на работы Н.Я. Данилевского, он рассматривал в качестве базовой структуры исторического процесса этнос - общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием пассионарного духа (биопсихической энергии, рождаемой сочетанием собственно этнических, географических, климатических условий жизни этой общности) [9, с. 129-135].

Регион - это целостное природно-территориаль-ное или природно-социальное образование, в рамках которого происходит естественное взаимодействие и соразвитие всех природных и социально-экономических объектов и процессов, с одной стороны. А с другой - он выступает как политико-административное или производственно-территориальное подразделение (которое не всегда совпадает с регионом как природно-территориальным образованием) [10]. И это тоже надо учитывать при рассмотрении любых процессов, там протекающих.

Как мы уже указывали, на протяжении многих лет специалисты книжного дела изучают эволюцию библиотек сибирско-дальневосточного региона. Мы рассматриваем названный регион именно как целостное природно-социальное образование, в рамках которого происходит естественное взаимодействие и соразвитие всех природных и социально-экономических объектов и процессов, хотя учитываем и то обстоятельство, что это три самостоятельных географических и экономических района - Западная и Восточная Сибирь и Дальний Восток, и территория двух федеральных округов - Сибирского и Дальневосточного. Помним мы и о том, что существует историческое понятие «Сибирь», которое включает в себя и весь российский Дальний Восток, и это играет определяющую роль в том, что Сибирь и Дальний Восток в большинстве библиотековедческих исследований рассматриваются как единая территория.

Сибирь - регион со своими особенностями - географическими, экономическими, историческими, культурными. По своему географическому положению он занимает центральное место в азиатской части России и принадлежит к числу наиболее крупных территориальных образований. В то же время это удаленный от центральной части страны регион, это провинция. В Словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова в определении «провинция» как раз на этом и сделан акцент - это «местность, территория страны, удаленная от крупных центров» [11, с. 596]. А согласно Словарю В.И. Даля, термин «провинциальный» означает нестоличное пространство жизни («провинция - губерния, область, округ, уезд; провинциал - живущий не в столице, житель губернии, уезда, захолустья») [12, с. 536]. В уже названном Словаре Ожегова также можно прочитать: «провинциальный - отсталый, наивный, простоватый» [11, с. 596]. Порой так Сибирь и воспринимают...

Как пишут уже упоминаемые нами историки В.Г. Рыженко и А.Г. Быкова, «провинция» чаще всего понимается как обозначение региональной, географической единицы, отдаленной от центра, но одновременно являющейся особой социокультурной системой [8, с. 19].

Таким образом, Сибирь - это локальная цивилизация, со своими местными особенностями, включенная в общий исторический процесс развития. И важно при изучении библиотек, входящих в культурное пространство региона, рассматривать Сибирь и Дальний Восток с разных (см. выше) точек зрения. Поскольку рамки статьи не позволяют глубоко уйти в анализ, обозначим лишь подходы, которые использовали специалисты. В ходе исследования «Книжная культура Сибири и Дальнего Востока. История и современное состояние», результатом которого стала пятитомная коллективная монография «Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока» (2000-2006) [13], развитие библиотек ХУШ-ХХ вв. рассматривалось в контексте общего исторического процесса и эволюции региональной культуры. Основными ее чертами до сегодняшнего дня остаются открытость, стремление к диалогу, приращению ценностей, созданных как внутри, так и вне данной культуры. Акцент при этом был сделан на том, что библиотеки территории развиваются не изолированно, а как составляющая библиотечной системы страны. «Региональные аспекты такой сложной в культурном отношении провинции, какой является Сибирь, точнее всего прочитываются через концепт «культурных гнезд»5, которые, имея уникальную местную специфику, тяготели непосредственно к общерусскому центру»6. «Культурными гнездами» в разное время являлись Тобольск, Иркутск, Томск и Омск, Новониколаевск (Новосибирск), там лучше, чем в других местах, развивались и библиотеки.

Определяли функционирование библиотек и географические особенности - удаленность региона, огромная территория и проживание на ней коренных народов Сибири и представителей разных национальностей, прибывших сюда в связи с освоением края. Все это способствовало формированию многослойной культуры. Нельзя отрицать и влияния разных религий и вероисповеданий.

Каждое социокультурное пространство - это единое целое, составные части которого объединены общими ценностями. Оно не только формирует особые типы и стили поведения людей, но и объединяет их чувством особого переживания пространства [6]. И региональный аспект, суть которого состоит в соотношении общего и отдельного в культурной сфере, при этом очень важен.

5 Понятие появилось в конце 1920-х гг. в работах Н.К. Пиксанова и часто используется для обозначения тесного единения явлений культуры и их деятелей, их органического слияния и сочетания истории культурного объекта вкупе с ее деятелями.

6 Дергачёва-Скоп Е.И., Алексеев В.Н. Концепт «культурное гнездо» и региональные аспекты изучения духовной культуры Сибири // Сибирская заимка. 2002. № 3. URL: http://www.zaimka.ru/03_2002/ dergacheva_concept/ (дата обращения 28 марта 2011 г.).

При проведении региональных сугубо библиотековедческих исследований активно применялись и используются сейчас социально-экономический, ресурсно-деятельностный, организационно-функциональный, институциональный подходы, что стало темой отдельной публикации [14]. Ученые ориентировались на культурологические, социологические и регионоведческие концепции. Это отражено и в названии исследований: «Рациональное размещение и использование библиотечных ресурсов в Сибири и на Дальнем Востоке» (1981-1985), «Межведомственное взаимодействие библиотек Сибири и Дальнего Востока» (1986-1990), «Книга, читатель, библиотека в системе общественных отношений региона» (1991-1995), «Библиотечная деятельность в регионе в контексте теории устойчивого развития» (1996-2000), «Библи-отечно-информационные ресурсы в научно-образовательном комплексе региона» (2001-2003), «Библиотека в структуре базовых социально-экономических процессов территории» (2002-2003), «Ресурсный потенциал информационно-библиотечной среды федерального округа (на примере Сибирского федерального округа)» (2004-2006), «Информационно-библиотечные ресурсы и развитие научно-образовательного и культурного комплекса территории» (2007-2009), «Библиотеки региона в системе современных социокультурных и научных коммуникаций» (2010-2012).

Развитию науки свойствен кумулятивный и ин-тегративный характер. Это означает суммирование на каждом историческом этапе прошлых достижений - они не перечеркиваются последующими успехами познания, поскольку позволяют обеспечить функционирование научного знания, как особого вида социальной памяти, как стиля мышления. Стиль мышления базируется на фундаментальных категориях и понятиях, методах и принципах, схемах объяснения. Эталоны и способы описания знаний со временем меняются, так как меняется сама структура науки. Так, для современного этапа ее развития, как мы уже указывали, все более характерным становится переход от предметной к проблемной ориентации, что вызывает к жизни широкое развертывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых методами различных научных дисциплин. Этот процесс характерен и для познавательной конструкции библиотековедения, как знания и науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. М., 2003.

2. Тойнби А.Дж. Постижение истории : сб. / пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М., 2001.

3. Хачатурян В.М. Н.Я. Данилевский и В.С. Соловьев о всемирно-историческом процессе и локальной цивилизации. М., 1993. Вып. 2. С. 166-172.

4. Ключевский В.О. Русская история : полн. курс лекций : в 3 кн. Ростов н/Д, 2000.

5. Орешина М.А. Россия региональная: теоретико-методологические аспекты изучения. М, 2000.

6. Беспалова Ю.М. Региональная культура в социокультурном пространстве России // Словцовские чтения-99. Тюмень, 1999. С. 236-238.

7. Рыженко В.Г. История культуры Западной Сибири в современном регионоведении: отечественные исследовательские традиции и новые возможности // Словцовские чтения-99. Тюмень, 1999. С. 264-267.

8. Рыженко В.Г., Быкова А.Г. Культура Западной Сибири: история и современность : учеб. пособие. Омск, 2001.

9. Садохин А.П. Этнология : учеб. для вузов по гуманит. спец. и направлениям. М., 2000.

10. Юшманов В.В. Регионализация и интеллектуализация России как первоочередные условия ее перехода к устойчивому развитию // Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития. Екатеринбург, 1999. С. 225-235.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд., стереотип. М., 1996.

12. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2002.

13. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока : в 5 т. Новосибирск, 2000-2006.

14. Артемьева Е.Б., Кожевникова Л.А. Роль Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук в развитии библиотечного знания и науки // Вклад информационно-библиотечной системы РАН в развитие отечественного библиотековедения. Новосибирск, 2011. С. 157-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.