Научная статья на тему 'История Белоруссии глазами эмигранта XX века'

История Белоруссии глазами эмигранта XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
497
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / БЕЛОРУССИЯ / КУЛЬТУРА / ЭМИГРАЦИЯ / HISTORY / BELARUS / CULTURE / EMIGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершова Эльвира Борисовна

На основе опубликованных материалов белорусского эмигранта Евгения Калубовича показано отношение к истории Белоруссии и ее культуре людей, покинувших родину в годы Второй мировой войны. Находясь за границей, они интересовались процессами, происходившими на родине, высказывали свое отношение к историческим событиям, имевшим место на ее территории. Публикации Е. Калубовича показывают отношение к созданию БССР, политическим событиям и судьбам соотечественников в первой трети ХХ века. Оппозиционное отношение к советской власти в Белоруссии выражено в неприятии того, что было сделано там после ее установления. Знание различных точек зрения позволяет глубже понять, что происходило в те сложные времена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF BELARUS SEEN BY AN IMMIGRANT OF THE ХХ CENTURY

Based on the published materials of the Belarusian émigré Yevgeny Kalubovich, the attitude to the history of Belarus and its culture of people who left their homeland during the Second World War is shown. While abroad, they were interested in the processes that took place in their homeland, expressed their attitude to the historical events that took place on its territory. The publications of E. Kalubovich show the attitude towards the creation of the BSSR, political events and the fate of compatriots in the first third of the twentieth century. Opposition to the Soviet regime in Belarus is expressed in opposition to what was done there after its establishment. Knowing the different points of view allows you to understand more deeply what happened in those difficult times.

Текст научной работы на тему «История Белоруссии глазами эмигранта XX века»

УДК 94(476)

Ершова Эльвира Борисовна

доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук

117292, г. Москва, Проспект 60-летия Октября, д. 21, корп. 2, кв. 20,

e-mail: elvira40@inbox. ru

ИСТОРИЯ БЕЛОРУССИИ ГЛАЗАМИ ЭМИГРАНТА XX ВЕКА

Elvira B. Ershova

Doctor of Historical Sciences, Professor, Full Member of the Academy of Humanities

117292, Moscow, Russia, 21, korp. 2, apt. 20, 60-letiya Oktyabrya Avenue,

e-mail: elvira40@inbox.ru

HISTORY OF BELARUS SEEN BY AN IMMIGRANT OF THE ХХ CENTURY

Аннотация. На основе опубликованных материалов белорусского эмигранта Евгения Калубовича показано отношение к истории Белоруссии и ее культуре людей, покинувших родину в годы Второй мировой войны. Находясь за границей, они интересовались процессами, происходившими на родине, высказывали свое отношение к историческим событиям, имевшим место на ее территории. Публикации Е. Калубовича показывают отношение к созданию БССР, политическим событиям и судьбам соотечественников в первой трети ХХ века. Оппозиционное отношение к советской власти в Белоруссии выражено в неприятии того, что было сделано там после ее установления. Знание различных точек зрения позволяет глубже понять, что происходило в те сложные времена.

Ключевые слова: история, Белоруссия, культура, эмиграция.

Abstract. Based on the published materials of the Belarusian émigré Yevgeny Kalubovich, the attitude to the history of Belarus and its culture of people who left their homeland during the Second World War is shown. While abroad, they were interested in the processes that took place in their homeland, expressed their attitude to the

© Ершова Э.Б., 2018

historical events that took place on its territory. The publications of E. Kalubovich show the attitude towards the creation of the BSSR, political events and the fate of compatriots in the first third of the twentieth century. Opposition to the Soviet regime in Belarus is expressed in opposition to what was done there after its establishment. Knowing the different points of view allows you to understand more deeply what happened in those difficult times.

Key words: history, Belarus, culture, emigration.

История российской эмиграции за сотни лет показала, что, расставшись с родиной, как малой, так и большой, эмигранты из любого уголка России, включая и национальные диаспоры на ее рубежах, никогда до конца не забывали о ней даже в том случае, если не соглашались с политикой власти в стране, даже если поддерживали агрессивную политику тех стран, где они обитали после выезда из России. Многие из них мысленно возвращались на родину, завещали своим потомкам вернуть туда их прах. Примеров этому много, особенно в последние десятилетия ХХ - начала XXI вв.

Одной из таких историй может служить судьба белорусского эмигранта Евгения Кохановского (Калубовича), складывавшаяся неоднозначно в прошлом столетии. Родился он в 1910 г. в семье служащего в Рогачевском уезде Могилевской губернии (ныне Гомельская область). Получил педагогическое образование при Советской власти, но, не разделяя при этом ее целей, вступил в белорусскую молодежную националистическую организацию Альтруистов. В 1930 г. эта группа была раскрыта и арестована. Е. Калубович получил три года концентрационного лагеря на Дальнем Востоке. После отбытия наказания стал полноправным гражданином Белорусской Советской Социалистической Республики, о чем свидетельствовали его работа учителем белорусского языка и литературы в минской школе и продолжение образования в Минском педагогическом институте. По окончании вуза, в 1939 г., сразу получил работу консультанта-методиста в Наркомате просвещения БССР.

Нападение гитлеровской Германии на СССР изменило судьбу Калубовича: он остается на оккупированной территории, решив продолжить свою антисоветскую деятельность в качестве защитника своего народа, своей «мащ -Беларуси» от России. Он становится членом Белорусской рады доверия (1943 г.), членом Белорусской центральной рады, председателем Белорусского культурного собрания, руководителем отдела культуры в оккупированном немцами Минске, то есть встает на путь прямого сотрудничества с оккупационными властями фашистской Германии. Освобождение Белоруссии

100

в 1944 г. Советской армией вынудило его к эмиграции в Западную Германию, где он, сменив фамилию на Кохановский, продолжал заниматься национальной культурно-политической деятельностью до 1950 г. Опасение, что советские органы потребуют его репатриации привело его к эмиграции в США, где он работал на небольших предприятиях. Однако и там он продолжал отслеживать события в Белоруссии, изучать ее историю и развитие белорусской культуры за сотни лет. Выйдя в 1972 г. на пенсию, Калубович начал писать и печатать свои воспоминания о родине, ее культуре, интеллигенции. Из жизни ушел в 1987 г. Его статьи и записи были собраны женой Яной Кохановской (белорусской писательницей Александрой Сакович) и изданы в Минске в 1993 г. под его подлинным именем [5].

Одной из первых тем публикаций стало исследование истории белорусской эмиграции. Этой теме посвящена статья «Нашы папярэднию» («Наши предшественники». Здесь и далее переводы заглавий Э. Ершовой), напечатанная в двух номерах журнала «Беларуская Думка» в Нью-Йорке в 19741975 гг. По мнению Е. Калубовича, белорусская эмиграция началась в середине XV в. отъездом из Великого княжества Литовского. Более массовый характер эмиграция из Белой Руси приобрела в XVII в., и к началу ХХ в., по подсчету автора, было уже четыре ее волны. В 1897-1914 гг. в Канаду ушла пятая, экономическая по своей потребности, волна эмиграции. Первая мировая война, революционные события февраля и октября 1917 г. привели к новой волне белорусской эмиграции в Европу, и в ходе революционных событий 19171921 гг. она оказалась уже шестой.

Всего Калубович насчитал восемь волн массовой белорусской эмиграции, последняя из которых ушла с отступающими фашистами летом 1944 г. Кроме подсчета волн статья интересна также конкретными указаниями на личности, попавшие в ту или иную волну. Ссылки даются как на зарубежную прессу, так и на советские источники. Основными государствами, принявшими белорусских деятелей, были страны Прибалтики, Чехословакия, Турция и др. Там они восстанавливали и создавали свои организации по типу Белорусской народной рады, Центрального Белорусского повстанческого комитета, его групп «зеленой армии» на территории БССР и т. д. Основой их деятельности были стремление к провозглашению независимой от России Белоруссии и, исходя из этого, борьба с большевиками.

С этих позиций автор положительно рассматривает состояние белорусской культуры при немцах и поляках, не преминув подчеркнуть, что во времена императорской России «во всей Белоруссии не было ни одной белорусской

101

школы, если не учитывать попыток организации нелегальных и тайных школ». По его мнению, «возрождение белорусского школьництва началось во время Первой мировой войны на немецкой стороне линии фронта» [Там же, с. 46].

Для понимания совершавшихся в тот период событий необходимо знать, какие процессы происходили в государственном переустройстве Белоруссии. Напомним, что в годы Первой мировой войны территория Белоруссии была ареной боевых действий, а после взятия власти большевиками в Петрограде уже в ноябре 1917 г. в Минске были созданы Исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта и Совет народных комиссаров Западной области. В то же время в 1917 г. в Белоруссии активизировались белорусские национальные силы, которые по инициативе Белорусской социалистической громады провели II съезд белорусских национальных организаций и приняли решение добиваться автономии Белоруссии в составе демократической республиканской России. До заключения Брестского мирного договора военные действия продолжались, а после его заключения подавляющая часть белорусской этнической территории перешла под контроль Германии.

9 марта 1918 г. исполком принял Уставную грамоту, в которой объявил Белоруссию народной республикой - БНР. Исполком переименовался в Раду БНР, а 25 марта 1918 г. Рада Белорусской Народной Республики приняла Третью уставную грамоту, в которой провозглашалась независимость Республики. С этого времени, по мнению Е. Калубовича, начала свое возрождение белорусская национальная культура.

В статье «Акт 25 сакавша й адрадженьне нацыянальной беларускай культуры» («Акт 25 марта и возрождение национальной белорусской культуры») Е. Калубович утверждал, что еще осенью 1915 г. Белоруссия была поделена на две части: западную, попавшую под немецкую оккупацию, и восточную, сохранявшуюся в границах России. Раздел этой территории до конца февраля 1918 г. проходил по линии: город Двинск - озеро Нароч-Барановичи-Пинск. Именно в западной части Белоруссии впервые за два последних столетия стараниями белорусских организаций в Вильно и по решению главнокомандующего немецким фронтом фельдмаршала фон Гинденбурга от 16 декабря 1916 г. белорусский язык получил право существовать в публичной жизни - общественной, культурной, образовательной и административной. Приказы Гинденбурга требовали немедленного и скорейшего развития белорусского школьного образования, открытия белорусских издательств, обновления прессы и печати, восстановления

102

Белорусского учительского союза, национального театра, Белорусского научного товарищества и других национальных организаций. Центральный союз белорусских организаций выполнял в Западной Белоруссии роль белорусского народного представительства. Источником для оценки благотворного немецкого воздействия для Калубовича стала газета «Гоман» («Разговор») на немецком языке.

По нескольким источникам в статье приводятся данные об открытии белорусских школ, гимназий, издательств и других учреждений культуры на оккупированных немцами и поляками западных территориях под руководством Белорусской народной рады, оппозиционной большевикам. Ссылаясь на публикации западных СМИ, автор пишет о том, что первая белорусская начальная школа была открыта в Вильно 13 сентября 1915 г., затем, в 1916 г., в разных городах по всей Западной Белоруссии были открыты еще пять таких школ, а в 1917 г., при немецкой оккупации, работали уже 126 школ. В 1918 г. в связи с начавшимися в Германии революционными событиями немецкие войска ушли из Западной Белоруссии, но на их место пришли польские военные отряды, при которых работало уже свыше 350 белорусских школ, были открыты гимназии, функционировали курсы и институт по подготовке учителей белорусского языка и т. д.

Очевидно, что роль немецкой оккупации в развитии белорусского образования Калубович оценивает не критически: темпы этого развития до 1917 г. надо признать более чем скромными, а бурный рост числа национальных школ в 1917-1918 гг. - рассматривать уже в восточноевропейском революционном контексте. Справедливости ради необходимо отметить, что автор писал и о том, что по другую линию фронта, на территории российско-советской оккупации Белоруссии, белорусские организации также старались добыть права для белорусского языка, хотя и встречали различного рода препятствия. Об этом он писал, в частности, в статье «Айцы БССР I iхны лёс» («Отцы БССР и их судьба»). Но в статье «Акт 25 сакавша...» он подчеркивал, что «по национальным вопросам РКП(б) и подчиненные ей центральные органы советской власти продолжали политику царской власти, поддерживая позиции великодержавного российского шовинизма и русификации нерусских народов. Непризнание всего белорусского проявлял Смоленский областной центр, которому подчинялась Беларусь, особенно его руководитель - председатель Северо-Западного областного комитета РКП(б) и областного исполнительного комитета А. Мясников» [Там же, с. 41]. Позднее эти территории переходили из рук в руки то к большевикам, то снова к полякам. Так было до 1921 г., когда

103

часть территорий была освобождена и присоединена к областям созданной еще в первых числах января 1919 г. независимой Белорусской Советской Социалистической Республики.

Используя воспоминания как эмигрантских, так и советских деятелей культуры, в той же статье Е. Калубович продолжал показывать, как возрождалась белорусская культура в революционные и военные годы до восстановления советской власти на территории Белоруссии. Он перечислил, например, белорусские издательства, которые выпускали книги и другую печатную литературу до закрытия их на территории Северо-Западного края после прихода к власти большевиков. В их числе: издательство «Вясёлка», основанное в Минске еще в 1914-1915 гг., успевшее, впрочем, выпустить лишь одну книжку; издательство В. Ластовского, открытое после февральской революции, в 1917 г., при Временном правительстве и Белорусской народной раде; издательство «Вольная Беларусь»; Товарищество им. Ф. Скарины в Ковно (1919-1920 гг.) и др. Всего названо 18 издательств, которые в 1918-1921 гг. печатали на белорусском языке газеты и журналы, школьные учебники и брошюры, художественную литературу. Ими были опубликованы произведения Я. Купалы, Я. Коласа, Ф. Багушевича, В. Дунина-Марцинкевича и др. С приходом большевиков деятельность всех белорусских издательств была якобы запрещена. Однако для того, чтобы советская власть в БССР не организовала вместо них другое белорусское издательство, в апреле 1922 г. в Минске на средства друзей-пайщиков было открыто Белорусское кооперативно-издательское товарищество «Возрождение», где были изданы сборники стихов «Дудка беларуская» и «Смык Беларуси» («Смычок Белорусский») Ф. Богушевича, стихи Я. Купалы, Я. Коласа, поэма М. Чарота «Босыя на вогнщчы» («Босые на кострище») и др. Но «Возрождение» действовало недолго. Оно было вскоре конфисковано советской цензурой и в конце того же года реорганизовано-таки в издательство «Савецкая Беларусь».

В статье содержатся ценные сведения о белорусских издательствах, работавших в Вильно, Ковно, Городне, Минске при немцах и поляках под руководством позднее эмигрантского органа БНР (Белорусской народной рады). Как бы ни не хотелось автору, но пришлось написать и о том, что с августа 1920 г. по предложению известного тогда писателя-революционера Т. Гартного, признанного советской властью, газета «Советская Белоруссия» на одной стороне страницы печатала статьи на русском языке, а на другой -на белорусском. Газеты и журналы под редакцией Гартного печатали

104

произведения белорусских деятелей культуры, поэтов и писателей, журналистов. С апреля 1920 г. Наркомпрос БССР под редакцией Я. Купалы стал издавать, хотя и нерегулярно, советский литературно-художественный журнал «Вольны сцяг» («Свободное знамя») на белорусском языке и в 1921-1922 гг под редакцией Змитрока Бядули (С.Е. Плавника) - первый детский журнал «Зорю» («Звезды»). При перечислении издававшихся в БССР в 1919-1921 гг. книг дается ссылка на Белорусскую советскую энциклопедию, выходившую под редакцией П. Бровки в 1969-1975 гг., возможно, не без намека на недостаточную объективность этой информации.

В публикации Калубовича рассматривается также история создания белорусского национального театра в условиях Первой мировой войны и революционных событий 1917-1920 гг. Разговор о театре начинается с обвинения в адрес современных белорусских ученых, которые в своих исследованиях возникновение театра в Белоруссии освещали «с натяжками, перекручиванием, замалчиванием истинных событий» [Там же, с. 61]. Сам Калубович начинает историю белорусского театра с организации его Ф. Алехновичем в Вильно (так тогда назывался Вильнюс) еще в условиях Первой мировой войны и в районах немецкой и польской оккупации, где не было военных действий, а затем в Минске в 1916-1920 гг. Однако, перечисляя имена белорусских театральных деятелей и постановки Вильненского Белорусского театра, Белорусского государственного театра БНР в Минске, автор основывается на монографии театроведа В. Нефёда «Становление белорусского советского театра. 1917-1941 гг.» (Минск, 1965) и энциклопедии «Мастацтва Савецкай Беларуси» (Мшск, 1976), что явно противоречит первоначальному обвинению.

Приводится немало примеров развития в те годы белорусской культуры: в Минске основывается Товарищество белорусской культуры, начавшее издавать газету «Вольная Беларусь», реорганизованное в августе 1918 г. в Белорусское культурно-просветительское товарищество «Бацькаушчына» («Батьковщина») и создавшее свои отделения во многих городах Белоруссии. Активно начали действовать драматические кружки, а в мае 1918 г., «когда Киев и Украина были очищены от большевиков... разогнанные и терроризированные большевиками белорусские организации в Киеве снова ожили и работают в согласии с Украинской центральной радой» [Там же, с. 67]. Различные культурно-просветительские организации белорусов были созданы в те годы и в Одессе. В то же время автор признает: «После советской оккупации БНР (от декабря 1918 до августа 1919 г.) белорусские театры в Минске возобновили свою

105

деятельность», но приход поляков на эти территории привел к тому, что работать театрам там стало труднее, так как «цензура польских оккупационных властей тормозила их работу» [Там же, с. 66].

В заключительном разделе статьи рассматривается развитие массового культурно-просветительного движения «в результате общей волны национального белорусского возрождения. Везде, где была национально ориентированная белорусская интеллигенция (главное - учителя) и инициативная белорусская молодёжь, начали появляться различные культурно-просветительские товарищества, любительские драматические, хоровые, краеведческие и другие кружки» [Там же, с. 67]. Автор приводит множество примеров развития таких кружков в 1917-1921 гг.

В книге опубликован ряд других статей, написанных в эмиграции и опубликованных в эмигрантских изданиях. Интерес представляют такие, как «Профессор Митрофан Довнар-Запольский и Акт 25 марта», «Якуб Колас и Янка Купала», «Профессор Вацлав Ивановский и Белорусская рада доверия», «Николай Щеглов (Куликович)» (об авторе сборника патриотических белорусских песен) и др. В этих статьях не только излагается материал, связанный с годами жизни указанных персонажей, но и содержатся экскурсы в разные периоды истории Белоруссии, а также личные воспоминания автора. Так, в статье о двух больших поэтах и писателях белорусского народа Якубе Коласе и Янке Купале он рассказал о своем знакомстве с ними в 1934-1941 гг. в ходе юбилейных празднеств, различных собраний, исполнения служебных обязанностей и т. д. Целью статьи было провозглашено обновление в памяти различных событий в жизни «вялтх песьняроу».

В статье «Айцы БССР I iхны лёс» («Отцы БССР и их судьба») Е. Калубович предпринимает попытку выяснения факторов образования БССР и судьбы ее основателей, правдиво, с его точки зрения, раскрыть историю возрождения Белоруссии в сравнении с «фальшивой пропагандистской версией официальной советской историографии».

Перемежая события образования БССР в 1919 г. своими представлениями о том, как это было, автор начал с образования Белорусской секции РКП(б) и Белнацкома (Белорусского национального Комитета) осенью 1917 г. в Петрограде, затем перешел к проведению в январе 1918 г. собрания левых белорусских организаций, выдвинувших своих кандидатов в Белнацком, утверждению их Декретом СНК РСФСР в качестве отдела Народного комиссариата по национальным делам РСФСР (по термину декрета -«Комиссариат белорусских дел», так же как и отделы по другим

106

национальностям России). Белнацком начал свою деятельность с издательства газеты «Дзяньнща» («Неделя»), где была опубликована статья «Беларусь как часть Советской Федеративной Республики», вызвавшая неоднозначное отношение. Дальше Белнацком открывает свои клубы, библиотеки, школы, создает различные политические и культурно-обществнные кружки и товарищества. Для подготовки руководящих кадров организуются Высшие курсы белорусоведов в Петрограде, а в Москве - Белорусский народный университет, где стали преподавать для слушателей известные тогда ученые-белорусы: историк-медиевист А.Н. Ясинский, этнограф В.Н. Добровольский и другие. Белнацком выпустил в 1918 г. альманах «Зажыню» («Зажинки») с произведениями Я. Купалы, Я. Коласа, А. Гаруна, В. Голубка и др.

Описание этих событий соответствует исторической действительности. Но затем автор перешел к тому, что всё делалось в целях непризнания зафронтовой, оккупированной сначала немцами, а затем поляками территории Белорусской Народной Республики (БНР) и ее руководящих органов, противопоставления БССР Белорусской Народной Республике. Разумеется, осуществление права белорусского народа на национальное самоутверждение мыслится Калубовичем только в границах БНР. Подробно описываются события, свидетельствующие о противостоянии сторонников БНР и представителей Белорусских секций РКП(б), которые позднее стали Центральным бюро КП(б) Белоруссии. В конце декабря 1918 - начале 1919 г. конференция этих представителей в Смоленске объявила об образовании Белорусской Советской Социалистической Республики, а с освобождением Минска от польских войск 5 января 1919 г. избранное на конференции правительство переехало в свою столицу. Рассуждая об этих событиях, автор пришел к выводу, что если бы не было БНР, то не было бы и БССР. В дальнейшем он пишет о репрессиях 1920-1930-х гг. в Белоруссии и, не упоминая о германской оккупации в годы Великой Отечественной войны, завершает статью 1969 годом, когда БССР отмечала свое 50-летие.

В своем неприятии образования БССР Евгений Калубович стремился в основном показать, как развивались Белоруссия и ее культура в предреволюционные и оккупационные годы в западных районах, хотя сам непосредственно занимался распространением и преподаванием белорусского языка в советском Минске. На репрессиях белорусской интеллигенции в 1930-е годы делается, разумеется, особый акцент: «Все, кто остался в БССР (или позже вернулись туда с Западной Белоруссии), творцы, организаторы и руководителе возрождения - белорусские филологи, работники просвещения и авторы

107

школьных учебников, издатели, публицисты, актеры, драматурги, музыковеды, регенты хоров, балетмейстеры и т. д. - в 1930-х - начале 1940-х годов как "белорусские буржуазные националисты" трагически исчезли в подвалах ГПУ-НКВД, в ссылках и советских концентрационных лагерях. Тем, кто выжил, в большинстве случаев Москва не позволила вернуться в Беларусь» [Там же, с. 77].

Деятельность советской власти на территории Белоруссии по развитию образования, культуры автор фактически не рассматривал, называя создание БССР советской оккупацией. Свое критичное отношение к этим событиям Калубович выразил тем, что безоговорочно утверждал полное закрытие большевиками издательств, существовавших в Минске и других городах до Советской власти, в условиях оккупации немцами и поляками, и не связывал этот процесс с преобразованием и открытием новых издательств. Таким образом, во всех представленных в данной книге статьях Е. Калубович выразил мнение об истории Белоруссии и развитии белорусской культуры фактически за короткий период 1916-1920 гг., не признавая ее дальнейшего движения по новому пути, уже в годы строительства социалистического общества.

Исследования советских и постсоветских историков, однако, более широко рассматривают исторические судьбы белорусской творческой интеллигенции, показывают ее колебания, затем принятие новой власти и деятельность по развитию белорусской культуры после освобождения основных территорий республики от белополяков в 1920 г. [1-4; 6 и др.]. В 19401941 учебном году в республике работали 25 вузов, 128 техникумов и училищ. В них обучалось 56,5 тыс. человек, в том числе 21,5 тыс. студентов и 35 тыс. учащихся средних специальных заведений [4, с. 4].

За два десятилетия в Минске открылись Белорусский государственный театр и Государственная консерватория, в Гомеле и Витебске - народные консерватории, художественные училища, повсюду создавались театральные, хоровые и музыкальные коллективы, был создан профессиональный союз работников искусств, объединявший их и предоставлявший им оплачиваемую работу. Позднее он был распущен, но были созданы различные ассоциации творческих сил, реорганизованные затем в союзы писателей, художников, композиторов и т. д.

Исследователи белорусской культуры довоенного времени не обошли своим вниманием и репрессии интеллигенции в 1930-1940-е гг. Однако это происходило по всей стране и зачастую не только по идеологическим разногласиям, но и по личным мотивам, из зависти или из-за неприятия произведений тех или иных деятелей культуры. При этом нельзя отрицать того,

108

что писатели Якуб Колас, Янка Купала, Змитрок Бядуля, Дмитрий Жилунович, театральные деятели Евстигней Мирович, Михась Чарот, Флориан Жданович, композиторы Николай Янчук, Михаил Анцев, Николай Чуркин, Григорий Пукст и другие выдающиеся сыновья белорусского народа стояли у истоков национальной культуры и создавали великолепные произведения, известные не только в Белоруссии, но и во всем Советском Союзе.

Публикации Евгения Калубовича представляют несомненный интерес и заслуживают внимания, особенно в отношении процессов, происходивших в зонах оккупации немецких и польских войск, в исконных землях Белоруссии, оказавшихся за границами СССР. Однако в целом изученные работы далеки от объективности и могут рассматриваться только с учетом всего круга имеющихся источников и исследований.

Список литературы

1. Ершова Э.Б. Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссии. 19171941. М.: Россия молодая, 1994. 280 с.

2. Нефед В.И. Становление белорусского советского театра, 1917-1941. Минск: Наука и техника, 1965. 350 с.

3. Нисневич С.Г. Белорусская музыкальная литература: учеб. пособие. Минск: Вышэйшая шк., 1971. 221 с.

4. Фирсова Е.И. Подготовка специалистов для народного хозяйства и культуры БССР. Минск: Наука и техника, 1976. 172 с.

5. Калубовiч А. Крою псторьп: Даследованьш, артыкулы, успамшы». Беласток: Гамакс; Вшьня; Мшск: Мастацкая лггаратура, 1993. 288 с.

6. Мастацтва Савецкай Беларус : зб. дак. i матэрыялау : у 2 т. Мшск : Навука i тэхшка, 1976-1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.