Научная статья на тему 'История архитектуры японского жилища в системе традиционного искусства'

История архитектуры японского жилища в системе традиционного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1951
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидоров Владимир Анатольевич

На основе исторических и современных японских и западных исследований проанализирована архитектура японского жилища как искусство, сохраняющее и повторяющее постулаты канон-культуры. Освещаются периоды формирования японской системы искусства, наполняющего традиционное жилище, сопоставимость западной и японской систем искусства, механизм развития существования традиционных культур, требования эстетических категорий, специфика национальных типов жилищ. Отличие японского подхода от западного позволяет по-новому использовать канонический прототип для решения проблемы современного жилища в Японии и в России с учетом системы искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture History of Japanese Housing in Traditional Art System

On basement of historical and modern japanese and western researches were analyzed architecture of japanese housing as art that save and repeat the canon-culture items. Japanese art system stages for flling traditional housing, western and japanese art comparison, traditional cultures ways of development existence, requirements of aesthetic categories, specifc of national housing types were lighted. Difference of japanese approach from western will let us to use canon prototype at new way decision of modern housing in Japan and in Russia with art system inclusion.

Текст научной работы на тему «История архитектуры японского жилища в системе традиционного искусства»

В.А. Сидоров

История архитектуры японского жилища в системе традиционного искусства

Японское жилище основано на канон-культуре, сохраняющей традиционное японское искусство. Суть ее в эстетизации природы и общественных отношений, в возвеличивании и сохранении природы и социальной иерархии, в повторении искусством природных и общественных закономерностей при их постоянных преобразованиях, во все включающей языческой религии японцев - синтоизме - с восьмью миллионами богов, соединяемых с даосизмом, буддизмом и христианством. До настоящего времени для японской культуры специфично каноническое сохранение всего, что когда-либо укоренялось и в дальнейшем почти не изменялось. Японские жилища в основных исторических формах малоэтажные, новые современные разновидности на уровне жилых ячеек также остаются по своей сути канонически традиционными. Это обусловлено:

- национально-религиозными канонами синтоизма, возможностями использовать то, что было необходимо для его же укрепления из даосизма, буддизма, конфуцианства, христианства. Это сформировало постулат следования пути духов - божественности природы в архитектуре и искусстве, воплощающих синтоизм, где больше чувственности, чем идейности;

- канонами природного мироощущения через знаки и образы языка, письменность (иероглифы) и искусство каллиграфии. Это сформировало постулат эстетизации природы, где эмоциональность преобладает над логикой, в литературных, графических и живописных жанрах больше образности, чем систематичности и рациональности;

- канонами поэтичности. Особые стихотворные формы «хайку» и «танка», поэтический жанр «ренга», романтическая проза, эссе, сказки и повествования всегда составляли наполнение традиционного жилища как в Японии, так и в России;

- каноническим отношением ко всем материалам, технологии обработки, инструментам как к общению с богами - ками, что составляло обрядность и ритуальность всей повседневной жизни, в том числе в жилище;

- этикетом, церемониальностью, возведением всех проявлений материального и духовного в культивируемый ритуал, который осознается через созерцание, отсюда сосредоточенность и этикет всех функций, в том числе элементарных и элитарных;

- участием в природных ритмах через символику и мерность пространственных модулей: кен, татами,

сёдзи, фусума, осиирэ и других с ритмичностью в жизни природы и богов - ками [15].

Японские дизайнеры говорят о синтоистских основах их деятельности, в соответствии с которыми каждый предмет искусства в пространстве и само пространство жилища - это не просто средства удовлетворения потребностей, но некое «живущее» в нем природное божество, пользование которым предполагает ритуальную почтительность, как, например, в чайной и иных церемониях [2; 9; 13]. Как всякая вещь, жилище по японской логике одухотворено, имеет душу, вещи рождаются и умирают, но и после этого остается не пустота, а сама суть, понимаемая как красота искусства, вместилище духовности (рис. 1). Эту одухотворенность жилища со свойственными ему канонами отражает система традиционного искусства и архитектуры (рис. 2).

Японская архитектура в целом и архитектура японского жилища в частности, как и другие виды искусства, сохраняет и повторяет каноны - постулаты, указанные выше: религиозности, природности, эстетичности и этичности, знаковости через иероглифы, поэтичности, обрядности, церемонии, этикета, природной ритмичности и др.

Указанные канонические особенности - постулаты - взаимопроникают друг в друга. Особенной значимостью обладает канонический постулат эстетизации природы и человеческой деятельности. Необыкновенно развитая японская эстетика и другие особенности культуры отразились как в целом в искусстве, так и в отдельных его видах.

Прослеживая периоды развития искусства в Японии, можно обнаружить последовательность формирования системы традиционных видов искусства, которые через процессы повседневного бытования и отмеченные каноны наполняли традиционное жилище.

В первый период «Кодай» - эпоха зарождения (с глубокой древности до У-У1 вв. н.э.), отмеченная господством древних культур Дзёмон и Яёй, - возникло искусство «устной литературы».

В следующий период «Тюсей» - среднее время (ранний феодализм У1-ХШ вв. со столицами в Асука, Нара, Хэйан) - появилось искусство письменности с ярко выраженным влиянием на духовную жизнь страны буддизма Китая и Кореи и культивированием утонченности в быту родовой знати. В это время возникло сразу нескольких видов искусства: живопись, архитектура, поэзия «вака», скульптура, письменная

Рис. 1. Модель мироздания. Дзёан - один из лучших в Японии домов чайной церемонии в поэтическом саду. Инуяма. Префектура Аичи

Рис. 2. Системы традиционного искусства: а) западная система - развитие искусства идет с пересмотром и отрицанием прошлого; б) японская система - с повторением и ретроспективным укреплением прошлого

литература и музыка. По сути, его можно назвать периодом становления японской эстетической мысли и, прежде всего, пиком развития национальной поэтики в лице таких мыслителей, как Ки-но Цураюки ( -945), Фудзивара Кинто (966-1041) и Фудзивара Садаиэ (1162-1241).

В третий период «Кинсей» - время расцвета (ближнее Средневековье, или развитой феодализм

с XIV до середины XVII в.) - ярко проявилось влияние на художественную мысль и творчество буддизма, особенно школы Дзэн. Этот период был необыкновенно богат на новые виды искусства. В поэзии появился новый жанр «ренга», в области сценических искусств - театр «Но», возникло искусство чайной церемонии «тяною», искусство составления растительных композиций «кадо» и в дальнейшем

«икебана», искусство создания ландшафтных садов, монохромной живописи «суйбоку» и каллиграфии «бокусеки». Великолепное развитие получила архитектура, интерьерные росписи «шохей-га» экранных дверей, ширм и раздвижных панелей - стен «фусу-ма». Это было время великих теоретиков Дзёами (ок. 1363-1443) и Синкэя (1406-1475), поэтика которых прочно связана с мировоззрением дзэн-буддизма. Эпоха «Кинсей» высоко оценивается многими японскими учеными, потому что именно тогда искусство обретает серьезность, торжественность и отрешенность. Оно создается как бы под знаком смерти, поэтому всегда очень печально. Изысканная простота, аскетизм и меланхолическая утонченность, согласующиеся с кодексом самурайской чести «бусидо» (путь воина), стали с тех пор неотъемлемыми атрибутами традиционного японского искусства.

В четвертый период «Киндай» - эпоха торжества, позднего феодализма (с середины XVII до XIX в. (1868)) - в поэзии появился новый жанр «хайку», в литературе - жанр короткого рассказа, в области сценического искусства - городской театр «Кабуки», тогда же достиг расцвета кукольный театр «Дзёрури», картины городской жизни - серии гравюр «укиё-э», живопись «уки-э» [6]. Главным теоретическим достижением эстетики данного периода стала поэтика знаменитого стихотворца Мацуо Басё. Кроме того, появились теория живописи и сравнительная культурология.

Последний, пятый, период «Гендай» - эпоха современности, начиная со времени правления Мейдзи (1868) и до наших дней - представлял виды искусства, возникшие от знакомства с искусством Запада, подражания ему и преодоления его через приспособление его к своим особенностям - утверждению традиционных канонов, как уже случалось в истории заимствований из Китая и Кореи.

В этот период общей глобализации отчетливо проявляется еще одна значительная черта мировоззрения и искусства японцев - нераздельность эстетического и этического. Этика действительно для японского искусства очень важна, поскольку красота, приравниваемая к доброте в одном идеале, описывается в одном иероглифе «уцукусики» - красивый элемент, или «ёси» - добрый, праведный. Причем более важным значением было «ёси» - эстетическое понятие «добрая красота». Значение же «уцукусики» несли конкретные цветок, сердце, дерево, скала и др. Так, в летописях «Кодзики» и «Нихонги», а также в молитвословах «Норито» в качестве синкретического этикоэстетического идеала красоты фигурирует «праведное сердце». Красота была связана с полным раскрытием жизненных сил, символом которых часто выступали растения (сосны, клены, бамбук, цветущие вишневые и сливовые деревья) и другие явления природы (водопады, пещеры, скалы, снег, луна, цветы) [12].

Понятие красоты было этически относительным, вдохновляемым природой и направляющим человека на добродетельные и прекрасные поступки. Отсюда и этико-эстетическая символика цвета для тех или иных действий, и этикет в отношении к жизни растений в искусстве «икебана» и «бонсай», и этическое изменение понятия красоты. Например, в прошлом, в отличие от настоящего, считалось истинно прекрасным поступком самоубийство жены после смерти мужа. Что же касается влияния формы, цвета, фактуры растений на японскую скульптуру, живопись и архитектуру, то это остается неоспоримым и сейчас. Архитектура до сих пор черпает вдохновение в этической направленности на красоту окружающих гор и лесов и бережно сохраняет природную естественность деревянных материалов в последних, самых модерновых постройках.

Отмеченное этико-эстетическое восприятие красоты и другие канонические особенности развития японской культуры стали неотъемлемыми чертами традиционного искусства, отражающего эстетику явлений природы [12].

Перенос традиционного искусства в пространство жилища в условиях канон-культуры достигался также повтором, копированием, что составляло суть достигнутого традиционного канона жизни - следование правдивой нравственной красоте природы, с ее повтором дня и ночи, сезонов, месяцев, в ее первозданном виде, и само пространство жилища как часть природы повторяется, трактуется как каноническое. В канон-пространство жилища копируются вместе с художественной частью культуры - искусством - также и другие составляющие: техника, конструкции, материалы, функции. Своей эстетической ролью искусство одухотворяет остальные элементы. Так, можно говорить о всеобъемлющей системе японского канонического искусства и архитектуры традиционного жилища.

Несмотря на то, что западное и японское искусство имеют в своей основе совершенно разные традиции (западное - академическую эстетику и технические приемы реалистического изображения, идущие от Древней Греции и эпохи Ренессанса, японское - от вдохновения и восхищения созерцания природы) в настоящее время их структуры сближаются по составляющим элементам.

В западную систему искусства и архитектуры входят те же элементы: поэзия, музыка, собственно архитектура, скульптура, ландшафтное искусство, религиозная и светская живопись, графика, народное искусство, декор одежды, театр, художественные ремесла, гравюра, ткани, книжная иллюстрация, дизайн промышленности, декоративно-прикладное искусство и другие (рис. 2). Система традиционного российского искусства, объединяющая западное и восточное направления, может осуществляться в пространстве

жилища как по восточной, так и по западной модели. Это позволит по-новому посмотреть на традиционное жилище как на канонический прототип решения современного жилища в Японии и в России с учетом художественной системы традиционных искусств и архитектуры.

В западном мире каноничность культуры также обнаруживается и определяется исследователями как культурное ядро [2; 8]. Подобные основы существуют и в России, но механизмы переноса, повтора, копирования в западном мире не обусловливались логикой развития традиционного искусства. Так, если в японском жилище повторяются практически все виды традиционного искусства, поскольку и они, и само жилище имеют каноническое развитие, то в западном жилище сохраняются лишь некоторые. С оформлением пространства дома, храма, дворца или замка в Японии связаны почти все виды искусства. Новшества не ломали и не отвергали предшествующие достижения, как в некоторых странах Запада и Востока, а как бы вживались в них. Таким образом, можно наблюдать относительную схожесть традиционных культур:

- в Японии - канон-культура;

- в западном мире и в России - культурное ядро.

Старому и новому западному миру свойственно

создание суперкультуры [7; 11], основанной на замене старого новым, с постоянными реформами и кризисами, с рискованной игрой, с непредсказуемой победой или природы, или культуры. В истории Запада много примеров, когда природа и культура временно как бы меняются местами, особенно в период научно-технической революции и в начале XXI в. [3].

Поэтому различия обнаруживаются в механизмах развития и существования традиционных культур (рис. 2):

- в Японии - перманентное повторение, копирование практически неизменного традиционного искусства, культурных традиций и их пространства, развитие ищется внутри, в пределах достигнутого, с укреплением бывших видов искусства;

- в западном мире и в России - замена, реформы и игра с отрицанием в искусстве и в материальном пространстве, развитие ищется за достигнутыми пределами, при этом отрицание приводит не только к развитию, но и к утрате традиционных видов искусства.

Взаимовыгодное взаимодействие восточных и западных культур доказано историческим развитием мировой цивилизации. Сравнение системности восточного и западного искусства становится возможным благодаря родственности их материально-художественных, а для России и духовных элементов. Плодотворное сотрудничество архитектуры и искусства Запада и Востока одними из первых показали Бруно Таут, Варвара Бубнова и другие сподвижники современности [4; 14].

Необходимо также проследить требования эстетических категорий, начиная с «уцукусики», «ёси» -

доброй красоты, описываемых в разное время мастерами японского искусства:

- Ки-но Цураюки (-945) и Фудзивара Кинто (966-1041): «моно-но аварэ», «сугата» - очарование вещей и предельно сжатое выражение чувств; «ама-ри-но кокоро» - буквально «избыток сердца»; «ёсей ёдзё» - категории поэтики;

- Фудзивара Саидаиэ (Тейка) (1162-1241): «юген»

- тишина и спокойствие; «котосикарубеки» - естественность, согласование с природой; «рейё» - грациозность, изящество; «усинтай» - сильное, эмоциональное переживание, буквально «глубина сердца»;

- Синкэй (1406-1475) и Сётэцу (1381-1459) внесли опыт буддийских учений Сингон, Тэндай, Дзен, разработали категорию «гудо» - праведность, идеальность образа за счет передачи ощущений религиозной таинственности. В ландшафтном искусстве Соами (-1525) и Кобори Энсю (XVII в.), в чайной церемонии Сен-но Рикю (1522-1591), в живописи Кано Мото-нобу (1476-1559), Кано Танъю (1602-1674), Сессю (1420-1506), в архитектуре сёгун-эстет Ёсимаса Аси-кага (1436-1490), в поэзии Мацуо Басё (1644-1694) совершен поворот от игрового бесстрашия наслаждений к торжественности, отрешенности, печальности, утонченной меланхолии, секретности. Японский мир искусства стал настолько сложным, изысканным, хрупким, что ему невозможно было сохраниться, не имея своих секретов. Вошли в оборот труднодосягаемые категории «саби и ваби» - спокойствие и умиротворенность, возвышенность.

Секретным средством сохранения и приумножения видов искусства было то, как писал Мацуо Басё, что все они едины в своей основе - буддийском понимании реальности, которая одновременно и присутствует, и не присутствует, как бы пульсирует в феноменальном мире. Для обозначения этой «вечно ускользающей» реальности буддийски ориентированные художники выработали единые в своей цели приемы. В каждом виде искусства преобладали свои приемы и средства, но главный метод в традиционной системе искусств для выражения феномена «ускользания» реальности, сути красоты, утвердился и в архитектуре - метод цитирования природы, развития внутрь, в глубину, что равносильно пониманию «развитие как пульсирование» - поступательно-возвратное и так до бесконечности [5].

С учетом этой специфики системы традиционных искусств и архитектуры сформировались традиционные национальные типы жилищ, отличающиеся наличием своеобразных традиционных элементов:

- в Японии - преемственное, концептуально-контекстуальное, проницаемое, повторяющее традиционные виды искусств, возвращающее в своей структурной типологии жилище зального и многозального универсального канонического типа;

- на Западе и в России - заменяемое, концептуально-абстрактное (как с развитием, так и с утратой определенных видов искусств) непроницаемое жилище, жестко разделяемое в своей структурной типологии на многозональные специализированные типы.

Рассмотрение системы традиционных искусств и архитектуры показало, что в японском поступательно-возвратном развитии не произошло отделения архитектуры жилища от первичных форм жилищ-храмов, что сказалось в общих и специфических особенностях видов искусства применительно к архитектуре японского жилища. Это важно для нас с точки зрения российской архитектурной и искусствоведческой науки, так как понимание тех модификаций и преобразований, которые происходят с традиционным жилищем (каноническим японским), позволит возродить наше отношение к жилищу, и не только к традиционному, как к системе искусства. Как в Японии, так и в России причины отношения архитектора к жилищу как к искусству заложены в главных его источниках - всеобъемлющих процессах бытования традиционных искусств. Искусство реализуется в жилище так же, как жизнь и природа наполняются видами искусства и становятся искусством жизни и второй природой человека.

Российский подход с учетом и японского, и западного опыта к проблеме жилища и искусства жизни

может и должен проявиться в экологическом равновесии с природой. Начало XXI в. еще больше связано с проблемами экологического равновесия во всем мире и духовного возрождения общества. Демонстрацией этого стала Всемирная выставка EXPO 2000 в Ганновере (Германия). В Японии эти направления получили более осознанное воплощение в связи с отличием духовного возрождения, характерного для Запада, и японского духовного созидания в духе природы. Всемирная выставка EXPO 2005 в Аичи (Япония) показала специфическую новизну японских ключевых подходов: главный девиз - мудрость природы, и раскрывающие его тезисы: матрица природы, искусство жизни, развитие экологических сообществ [1; 10].

Отличие японского подхода в том, что он не преодолевает углубляющийся на Западе кризис между природой и человеком, а повторяет и закрепляет в более полном осознании достигнутую гармонию с природой, понимание людьми своей природной сути. Японский подход показывает трактовку архитектуры жилища как обусловленную искусством и повторяющую одухотворенную природную красоту. Такой метод поражает оригинальностью и отсутствием подражания другим культурам, когда во всем проявляется национальный дух и самобытность.

Библиографический список

1. Аи-Тикю-Хаку // Япония сегодня. - 2004. - №9.

2. Кантор, К. Проектность русской культуры / К. Кантор.

- М., 1980.

3. Кантор, К. Дизайн в противоречиях культуры и природы в различных регионах мира / К. Кантор. - М., 1975.

4. Кожевникова, И.П. Варвара Бубнова - русский художник в Японии / И.П. Кожевникова. - М., 1984.

5. Михайлова, Н. Главный японский бог - красота / Н. Михайлова [Электронный ресурс] // http://www.librja-pan1.htm

6. Накагава, Мики. Наивное искусство в Японии / Мики Накагава // Философия наивности. - М., 2001.

7. Николаева, Н.С. Япония - Европа. Диалог в искусстве: середина XVI - начало ХХ века / Н.С. Николаева.

- М., 1996.

8. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М., 1980.

9. Танге, Кендзо. Архитектура Японии : сб. ст. / Кендзо Танге. - М., 1976.

10. Экспо-2005: восприятие архитектуры // Япония сегодня. - 2005. - №12.

11. Christopher, C. Robert. The Japanese Mind / C. Robert Christopher. - Tokyo, 1993.

12. Kurita, Isamu. Japanese Identity / Isamu Kurita. - Tokyo, 1987.

13. Nishi, K. What’s Japanese Architecture? / К. Nishi, К. Hozumi. - Tokyo ; N. Y. ; San Francisco, 1985.

14. Taut, B. Nippon - Gaikokudzin-no mita Nippon / В. Taut. - Tokyo, 1961. - T. 4.

15. T onuma, Koichi. Theory of the Human Scale / T onuma Koichi // Ekistics. - 1981. - №289.

16. Yashiro, Yukio. Two Thousand Years of Japanese Art / Yukio Yashiro. - N. Y., 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.