Научная статья на тему 'История археологического изучения памятников бронзового века А. Л. Нечитайло'

История археологического изучения памятников бронзового века А. Л. Нечитайло Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
796
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Л. НЕЧИТАЙЛО / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ / ВЕРХНЕЕ ПРИКУБА-НЬЕ / ПРЕДКАВКАЗЬЕ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / A. L. NECHITAILO / ARCHAEOLOGICAL SITES / UPPER KUBAN / CISCAUCASIA / NORTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кривцова Татьяна Геннадьевна, Ермоленко Людмила Павловна

В статье рассматриваются вопросы археологического изучения памятников эпохи бронзы А. Л. Нечитайло и ее вклад в исследование памятников майкопской, северокавказской, предкавказской культурно-исторических общностей и культур Степной Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE ARCHAEOLOGICAL RESEARCH OF THE BRONZE AGE SITES BY A. L. NECHITAILO

The article discusses the research of archaeological study of the Bronze Age sites by A. L. Nechitailo and her contribution to the research of the monuments of Maikop, North Caucasus and Ciscaucasian cultural and historical communities and cultures of the Ukrainian Steppe.

Текст научной работы на тему «История археологического изучения памятников бронзового века А. Л. Нечитайло»

32. Palla di Nofri Strozzi. Diario (Pall Nofri Strozzi. Diary) // Archivio Storico italiano. Firenze, 1883, XI; 1883, XII; 1884, XIII; 1884, XIV.

33. Peterson D. S. The War of the Eight saints in Florentine Memory and Oblivion // Society and Individual in Renaissance Florence /ed. by W.J. Connell. Berkeley, Los Angeles, London. 2002.

34. Salvemini G. La dignita cavallersca nel Comune di Firenze e altri scritti (The dignity cavallersca in the Municipality of Florence and other writings) / ed. by E. Sestan. Milano, 1972.

35. Stefani M. Cronaca florentina di Marchionne di Coppo Stefani (The Cronaca florentina di Marchionne di Coppo Stefani) // Rerum Italicarum scriptores. (Rerum Italicarum, the divine) / ed. by N. Rodolico. Vol. XXX. Citta di Castello, 1903.

36. Strozzi L. Le vite degli uomini illustri della casa Strozzi. The lives of the illustrious men of the house of Strozzi / ed. by De Salvatore Landi. Firenze, 1892.

37. Strozzi Palla di Nofri. Diario (Pall Nofri. Diary) // Archivio Storico Italiano. Vol. XIII. Firenze, 1884.

38. Velluti D. La cronica domestica scritta tra il 1376 e il 1370 (The chronic home written between 1376 and 1370) / ed. by I. Del Lungo and C. Volpi. Firenze, 1914.

39. Villani M. Cronica di Matteo Villani. (VillChronic di Matteo Villani). Firenze, 1826.

40. Vita di Donato de Acciaiuoli (Life of Donato de Acciaiuoli) // Bisticci V. Vite degli uomini illustri del secolo XV. (Lives of the illustrious men of the XV century) Bisticci V. Vite degli uomini illustri del secolo XV (Lives of the illustrious men of the XV century). Firenze, 1859.

УДК 902/904

Т. Г. Кривцова, Л. П. Ермоленко

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ БРОНЗОВОГО ВЕКА А. Л. НЕЧИТАЙЛО

В статье рассматриваются вопросы археологического изучения памятников эпохи бронзы А. Л. Нечитайло и ее вклад в исследование памятников майкопской, северокавказской, предкавказской культурно-

исторических общностей и культур Степной Украины.

Ключевые слова: А. Л. Нечитайло, археологические памятники, Верхнее Прикуба-нье, Предкавказье, Северный Кавказ.

Т. G. Krivtsova, L. Р. Егто1епко

THE HISTORY OF THE ARCHAEOLOGICAL RESEARCH OF THE BRONZE AGE SITES BY A. L. NECHITAILO

The article discusses the research of archaeological study of the Bronze Age sites by A. L. Nechitailo and her contribution to the research of the monuments of Maikop, North Caucasus and Ciscaucasian cultural and

historical communities and cultures of the Ukrainian Steppe.

Key words: A. L. Nechitailo, archaeological sites, Upper Kuban, Ciscaucasia, North Caucasus.

Появление историографических публикаций в научной литературе, а также проведение научных конференций, посвященных наследию ученых-археологов, закономерно, так как на Ставрополье складывается хорошая традиция изучать творческий путь ученых, жизнь которых неразрывно связана с историей края. В этом всегда видна преемственность и преумножение научного насле-

дия, созданного трудами предшественников, в частности историка-археолога Аннеты Леонидовны Нечитайло. Свою научную деятельность А. Л. Нечитайло (1935-2008 гг.) начала в Ставропольском крае, где в середине ХХ столетия в ходе активного строительства и хозяйственной деятельности было найдено огромное количество погребений и поселений, относящихся к ПН тыс.

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

до н. э. Спасение памятников эпохи бронзы для археологической науки стало первостепенной задачей ученых. В этот период были организованы научно-исследовательские и спасательные археологические экспедиции. В 50-60-е гг. ХХ столетия Анетта Леонидовна руководила рядом таких экспедиций как научный сотрудник Ставропольского краеведческого музея. В 1963 г. ею были проведены раскопки на месте строительства Большого Ставропольского канала, на территории колхоза «Кубанский» в поселке Усть-Джегута (ныне г. Усть-Джегута, Республика Карачаево-Черкесия), где строителями случайно были вскрыты курганы (вего в итоге их оказалось 49). Материалы экспедиции археологами были датированы IV-III тыс. до н. э. Большинство погребений этого памятника относилось ко II тыс. до н. э., к эпохе развитой бронзы, и принадлежало в основном к северокавказской культуре, ка-такомбной культурной общности. Здесь же были обнаружены 15 курганов майкопской культуры, датируемые III тыс. до н. э. Анне-та Леонидовна условно подразделила их на две большие группы [5, с. 135]. Согласно ее выводам, изложенным в совместной статье с Р. М. Мунчаевым «Комплексы майкопской культуры в Усть-Джегутинском могильнике», керамика могильника близка по форме к поздним памятникам майкопской культуры. Кроме того, исходя из погребального инвентаря, курганы второй группы ею были определены как занимающие промежуточное положение между ранними и поздними памятниками данной культуры [5, с. 150]. Значение данного могильника для археологической науки огромно, оно определятся не только тем, что на одном памятнике было открыто несколько комплексов, относящихся к разным периодам майкопской культуры, но и тем, что могильник содержит важные данные, касающиеся проблем генезиса самой культуры в целом.

В 1966 г. А. Л. Нечитайло были проведены спасательные работы у станицы Суворовской. Согласно планам строительства оросительно-обводнической системы в колхозе «Гигант», сносу подлежали 17 курганов, которые и были ею раскопаны [8, с. 4]. Материалы раскопок крупного курганного могильника, относящегося к культуре эпохи средней бронзы легли в основу монографии «Суворовский курганный могильник» [8].

А. Л. Нечитайло возникновение этого памятника отнесла к началу II тыс. до н. э. и связала с племенами автохтонной северокавказской культуры верхнекубанского варианта. Ученому также удалось выделить группу могил раннего этапа северокавказской культуры, которая отличается вытянутостью костяков. Согласно данным Анетты Леонидовны, в Суворовских курганах находилось 51 погребение верхнекубанского варианта предкавказ-ской культуры. Кроме того, она установила, что для данной группы характерен и свой обряд захоронения, а именно: вытянутое на спине обращенное на юг трупоположение и погребальный инвентарь в могиле. Появление самих же памятников предкавказской культуры на данной территории, по мнению археолога, связано с продвижением племен с территории Восточного Маныча. Таким образом, А. Л. Нечитайло пришла к выводу о сосуществовании двух самостоятельных групп памятников северокавказской и пред-кавказской культур. Их взаимодействие, а не смешение было отмечено А. Л. Нечитайло в материалах погребальных памятников и нашло соответствующее освещение в монографии [8, с. 82-83].

В 1969 г. Анетта Леонидовна переехала на Украину, где поступила в аспирантуру Института археологии АН УСССР по специальности «Первобытная археология». В 1973 г. она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Верхнее Прикубанье в эпоху Средней Бронзы», а затем написала монографию «Верхнее Прикубанье в Бронзовом веке» [6, с. 151]. В основу исследования Анеттой Леонидовной были положены материалы, обнаруженные ею в ходе многолетних археологических раскопок, в результате которых были получены данные, характеризующие погребальный обряд и сами культуры племен эпохи бронзы Верхнего Прикубанья [6, с. 5]. Большинство памятников, упоминаемых в этой работе, были впервые введены в научный оборот. Кроме того, в работе значительное место было отведено вопросам периодизации и хронологии культур эпохи бронзы.

Наиболее древними курганами на территории Верхнего Прикубанья являются памятники майкопской культуры. К 1978 г. А. Л. Нечитайло удалось исследовать близ станицы Усть-Джегутинской 26 курганов, содержащих майкопские погребения. Во всех случаях они были основными, что дало возможность го-

ворить о целом могильном комплексе. Частично материалы о данном памятнике были изложены и опубликованы в совместной с Р. М. Мунчаевым статье А. Л. Нечитайло, упомянутой выше, однако в своей работе Анетта Леонидовна изложила материал с существенными дополнениями, что позволило выделить раннюю и более позднюю группу погребений майкопской культуры.

Относительно других культур бронзового века А. Л. Нечитайло выделяет самый большой пласт погребений Верхнего Прикуба-нья - северокавказский. Общее количество памятников, по ее данным, составляет 220 единиц. Сегодня эта цифра заметно выросла - одной только группы вытянутых погребений в Прикубанье насчитывается более 150 единиц, кроме того, А. Н. Гей выделил особую Новотиторовскую культуру, доминирующую в данном регионе [1].

Однако следует отметить, что до исследований, проведенных А. Л. Нечитайло, северокавказская культура Верхнего Прикубанья была известна лишь по случайным находкам. Накопленный археологический материал позволил ей уточнить ряд вопросов, в том числе проблему погребального обряда и периодизацию самих памятников данной культуры.

Несомненно, помимо памятников периода ранней бронзы, территория Верхнего Прику-банья богата археологическим материалом периода средней (развитой) бронзы. Достаточно подробно в своем исследовании Анетта Леонидовна останавливается и на памятниках Предкавказской (катакомбной) культурно-исторической общности. В одном из могильников Верхнего Прикубанья, а именно в Холоднородниковском, таких погребений оказалось восемь [6, с. 107]. Кроме того, А. Л. Нечитайло подтверждала сложившееся в последние годы в археологии мнение о том, что маркером этой культуры является своеобразный погребальный обряд: вытянутое на спине и имеющее южную ориентацию тру-положение, а также существование обычая сопровождать умершего особой ритуальной посудой, преимущественно курильницами; в погребении курильница могла быть как одна, так и несколько. Разумеется, о функциональном назначении подобного предмета ведутся оживленные споры. Одни ученые полагают, что этот предмет имел некий ватив-ный смысл, другие, в том числе и Анетта Леонидовна, считают, что курильницы служили

человеку для совершения некого обряда. Так как большинство курильниц, найденных ею в могильниках Верхнего Прикубанья, содержали древесный уголь, то это дало возможность археологу предположить, что сами эти сосуды вносились в катакомбы в горячем виде, а в имевшееся боковое отверстие помещали различные травы [6, с. 117]. В некоторых погребениях курильницы замещали жаровнями. Первую классификацию предкавказских курильниц дала А. А. Иерусалимская [2, с. 45], разделив их на три формы. С этими выводами была не согласна А. Л. Нечитайло, которая считала, что на основании лишь типологического анализа не совсем верно строить ряд той или иной керамики, тем более ритуальной, и выделила четыре типа, явно отличающиеся от типов курильниц, предложенных ранее [6, с. 126].

Интересен также и современный взгляд на эту проблему. Н. В. Панасюк на основе морфологических и орнаментальных признаков была предложена классификация, в которой было выделено 12 типов курильниц с подтипами [9, с. 7]. Опираясь на материалы, собранные в результате раскопок на территории Верхнего Прикубанья, А. Л. Нечитайло выделила особую локальную группу памятников верхнекубанского варианта предкавказской культуры [6, с. 132]. Данные выводы Анетты Леонидовны подтверждаются и современными исследованиями проведенными А. А. Клещенко [3] и Н. В. Панасюк [4]. Кроме того, А. А. Клещенко выделяет особый вариант культуры этого региона - суворовскую культуру [3].

На протяжении почти 35 лет А. Л. Нечитайло работала над темой «Связи населения степной Украины и Северного Кавказа». За это время было ею выпущено свыше 50 научных статей и монография «Связи населения Степной Украины и Северного Кавказа в эпоху бронзы» [7, с. 116]. Несомненным результатом ее научных изысканий по данной проблематике стала докторская диссертация, защищенная в 1994 г. в Киеве. В основу своего исследования А. Л. Нечитайло положила материалы о находках из погребальных и поселенческих памятников не только Северного Кавказа, но и Степной Украины. Большинство материалов было опубликовано впервые, что позволило уточнить ряд спорных вопросов, показать связь памятников новоданиловского типа с памятниками

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предкавказья эпохи энеолита и значимость этих связей для каждого из регионов. В своем исследовании Анетта Леонидовна подчеркивает, что при сходной деятельности на ранних этапах бронзового века представители каждой из этих областей сами создавали потребности в контактах. Налаживание прочных меновых отношений с районами месторождений металлов приводило к быстрому развитию этих регионов, что, в свою очередь, вело к дальнейшей дифференциации хозяйства и способствовало интенсификации взаимных контактов [7, с. 19].

Кроме того, в этой работе впервые раскрываются особенности определенного сходства культур, существовавших на территории Причерноморья в эпоху бронзы. Это единство можно рассматривать на примере суворовской, предкавказской и новоданиловской группы памятников. Все это, несомненно, давало возможность для развития культурных связей, как в рамках самих племен, так и между населением Кавказа и Балкан. Помимо этого, в работе были приведены факты, свидетельствующие о контактах племен Кавказа и Украины посредством обмена керамикой, которая сама по себе является массовым материалом. Она также была связана с традициями племен, создавших ее. Начиная еще с эпохи ранней бронзы керамика становится предметом «импорта» в районы Степной Украины. В своем исследовании А. Л. Нечитайло сравнивает несколько памятников, в том числе и Михайловское поселение Херсонской области, где было найдены сосуды, которые по форме, составу самой глины, проработке деталей соответствуют ранней майкопской керамике [7, с. 23].

На сегодняшний день еще не написано исследования, которое могло бы опровергнуть выводы Анетты Леонидовны, содержащиеся в работе «Связи населения Степной Украины и Северного Кавказа в эпоху бронзы». В ней она рассматривала контакты населения в динамике, деля их на три этапа.

Для самого раннего были характерны связи, основанные на обмене. Как полагала А. Л. Нечитайло, для осуществления контактов необходимы были условия, которые сложились в IV тыс. до н. э., когда происходило освоение степей и формировались скотоводческие племена. За счет того что скотоводческие племена постоянно нуждались в новых землях, все это в конечном итоге по-

зволило сформировать культурные и экономические связи степных племен Украины с кавказскими племенами [7, с. 103].

Затем наступил следующий период, характеризующийся сложными двусторонними связями. Все это определяется предметами не только проникающих на территорию Украины с Кавказа, но и появлением степных элементов в майкопской среде. К ним относятся прежде всего традиции, выраженные в погребальном обряде и веревочной орнаментации кавказской керамики. Особое значение приобретает то обстоятельство, что на территории степной Украины появилось подражание кавказским «импортным» изделиям, а это, несомненно, служит показателем стабильности этих связей.

В период средней бронзы наступил третий этап развития контактов этих регионов. Технологии, которые осваивают племена степной Украины, имели высокий уровень. Примерами могут служить колонтаевские топоры, обладающие существенными отличиями, но выполненные по типу кавказских [7, с. 104]. Таким образом, можно сказать о том, что А. Л. Нечитайло в своем исследовании рассматривала не только сами связи между степной Украиной и Кавказом, но и наблюдала изменения, происходившие в динамике этих взаимоотношений и способствующие взаимному обогащению культур этих двух регионов.

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить огромный вклад доктора исторических наук, старшего научного сотрудника Института археологии РАН А. Л. Нечитайло в изучение памятников майкопской, северокавказской, предкавказской культурно-исторических общностей и культур Степной Украины. Анетта Леонидовна не просто систематизировала археологические находки, определив их принадлежность к той или иной эпохе, а коснулась проблем генезиса самих культур на разных территориях Северного Кавказа и Степной Украины. А. Л. Нечитайло сложилась не только как выдающийся ученый, труженик науки, оставивший яркий след в истории науки и культуры края, но и как замечательная личность, мудрый наставник и педагог с огромной эрудицией. Ее работы не утратили своей актуальности, научного значения и сегодня, они долгое время останутся ценным источником по археологии Северного Кавказа эпохи бронзы.

Литература

1. Гей А. Н. Новотиторовская культура. М.: Старый сад, 2000. 224 с.

2. Иерусалимская А. А. Курильницы бронзового века из предкавказских степей в собрании Эрмитажа // Сообщения Государственного Эрмитажа. Выпуск 12. 1957. С. 45-47.

3. Клещенко А. А. Суворовская катакомбная культура: предварительная характеристика // Краткие сообщения Института археологии. Выпуск 228. 2013. С. 171-190.

4. Клещенко А. А., Панасюк Н. В. Катакомбные памятники предгорной зоны Северного Кавказа // Древние культуры кавказского Причерноморья, их взаимодействие с культурами соседних регионов. Сохранение культурного наследия. Сухум: [б. и.], 2006. С. 189-192.

5. Мунчаев Р. М., Нечитайло А. Л. Комплексы майкопской культуры в Усть-Джегутинском могильнике // Советская археология. 1966. № 3. С. 133-152.

6. Нечитайло А. Л. Верхнее Прикубанье в Бронзовом веке. Киев: Наукова Думка, 1978. 152 с.

7. Нечитайло А. Л. Связи населения степной Украины и Северного Кавказа в эпоху бронзы. Киев: Наукова Думка, 1991. 115 с.

8. Нечитайло А. Л. Суворовский курганный могильник. Киев: Наукова Думка, 1979. 174 с.

9. Панасюк Н. А. Курильницы катакомбных культур Предкавказья: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: Институт археологии РАН, 2015. 25 с.

References

1. Gei A. N. Novotitorovskaya kul'tura (Novotitorovskaya culture). M.: Staryi sad, 2000. 224 p.

2. lerusalimskaya A. A. Kuril'nitsy bronzovogo veka iz predkavkazskikh stepei v sobranii Ermitazha (Cassolettes from Ciscaucasian steppes of the Bronze Age in the Hermitage collection) // Soobshcheniya Gosudarstvennogo Ermitazha. 1957. No. 12. P. 45-47.

3. Kleshchenko A. A. Suvorovskaya katakombnaya kul'tura: predvaritel'naya kharakteristika (Suvorov Catacomb culture: preliminary characterization) // Kratkie soobshcheniya Instituta arkheologii. 2013. No. 228. P. 171-190.

4. Kleshchenko A. A., Panasyuk N. V. Katakombnye pamyatniki predgornoi zony Severnogo Kavkaza (Catacomb monuments of the North Caucasus foothill zone) // Drevnie kul'tury kavkazskogo Prichernomor'ya, ikh vzaimodeistvie s kul'turami sosednikh regionov. Sokhranenie kul'turnogo naslediya (The ancient culture of the Caucasian Black Sea coast, their interaction with the neighboring regions cultures. Collection of cultural heritage). Sukhum: [b. i.], 2006. P. 189-192.

5. Munchaev R. M., Nechitailo A. L. Kompleksy maikopskoi kul'tury v Ust'-Dzhegutinskom mogil'nike (Complexes of the Maikop culture in Ust-Dzhegutinsk cemetery) // Sovetskaya arkheologiya. 1966. No. 3. P. 133-152.

6. Nechitailo A. L. Verkhnee Prikuban'e v Bronzovom veke (Upper Kuban region in the Bronze Age). Kiev: Naukova Dumka, 1978. 152 p.

7. Nechitailo A. L. Svyazi naseleniya stepnoi Ukrainy i Severnogo Kavkaza v epokhu bronzy (Contacts of population of steppe Ukraine and the North Caucasus in the Bronze Age). Kiev: Naukova Dumka, 1991. 115 p.

8. Nechitailo A. L. Suvorovskii kurgannyi mogil'nik (Suvorov burial mound). Kiev: Naukova Dumka, 1979. 174 p.

9. Panasyuk N. A. Kuril'nitsy katakombnykh kul'tur Predkavkaz'ya (Cassolettes of Ciscaucasia catacomb cultures): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M.: IA RAS, 2015. 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.