Научная статья на тему 'История анабаптизма. Радикальная Реформация XVI века. Уильям Р. Эстеп.'

История анабаптизма. Радикальная Реформация XVI века. Уильям Р. Эстеп. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
920
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История анабаптизма. Радикальная Реформация XVI века. Уильям Р. Эстеп.»

marked with quotation marks and does not have references to the source or the author. At the same time the text is used fully and verbatim which means it should be classified as plagiarism and grossest violation of writer's ethics.

In spite of the existing scarcity of materials for the study of the Book of Revelation in Russian the reviewed book has a low potential for the contribution to theological dialogue and comprehension of the text of the Apocalypse. Nevertheless, this publication has value for it leads serious students to resolve the tasks related to the perception of the text of the Revelation by some representatives of contemporary Evangelical Christianity. That is, it is possible on the basis of this publication to analyse existing hermeneutical paradigm of perception of the biblical text, evaluate level of mastering basic material related to the study and interpretation of the Bible texts including the sources belonging to the corpus of apocalyptic literature.

Alexander Belyaev, Saint-Petersburg Christian University St Petersburg, Russia ORCID: 0000-0002-3347-3432

История анабаптизма. Радикальная Реформация XVI века. [The Anabaptist story. An Introduction to sixteenth-century Anabaptism] Уильям Р. Эстеп [William R. Estep]. киев.: Мзд-во Книгоноша, 2017. 320 с.; ISBN 978-617-7248-60-5 (пер.); 8.85 EUR.*

DOI: 10.29357/ISSN.2521-179X.2018.20.17

Данную книгу можно без преувеличения назвать классическим трудом по истории Радикальной Реформации XVI века. Известный американский баптистский историк, профессор Уильям Р. Эстеп (1920—2000), признанный авторитет в области истории анабаптизма, живым языком описывает хронологию возникновения и распространения этого движения. Кем были анабаптисты XVI века? Где начало этого движения? Каковы их отношения с магистерскими протестантами? Является ли движение крещенцев определенного рода ответвлением и разновидностью в рамках Реформации? Каковы главные побудительные причины возникновения движения? Что думали анабаптисты о Боге, человеке, церкви, крещении, христианской жизни? На эти и другие вопросы можно найти ответы на страницах этой книги.

История анабаптизма — это первый труд, переведенный на русский язык, который столь всесторонне и объемно освещает рассматриваемую тему. Уникальность

* Статья поступила в редакцию 25.12.2017; утверждена в печать 13.03.2018

книги в том, что автор не только излагает историю крещенцев, но и уделяет много внимания их богословию, а также влиянию, которое данное движение оказало на последующие религиозные течения. Автор считает, что самое время рассказать историю анабаптизма современному читателю, чтобы изменить утвердившееся предвзятое мнение об этом движении XVI века, высказанное в трудах Ульриха Цвингли, Юстуса Мениуса, Генриха Буллингера и Кристофа Фишера, не говоря уже о более мягких, но все же неверных отзывах Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Автор ставит перед собой цель показать важность исторического наследия анабаптизма, ведь идея "Свободной Церкви" оказала влияние не только на многие современные христианские деноминации, но и нашла выражение в ряде конституций и деклараций прав человека.

Книга начинается с истории зарождения анабаптизма в Швейцарии (I гл.). Автор особое внимание уделяет "швейцарским братьям" — первой группе анабаптистов, пришедшим к выводу, что Церковь нельзя отождествлять с христианским обществом в целом. Членом общества человек становится по факту своего рождения, а для вступления в Церковь необходимо личное решение — стать христианином. В книге подробно прослеживается жизненный путь Конрада Гребеля, Феликса Манца, Георга Блаурока, Михаэля Саттлера (II — III гл.), которые призывали вернуться к опыту апостольских общин и утверждали, что Лютер и Цвингли в своей реформационной деятельности сохранили неевангельскую практику: крещение младенцев, тесную связь Церкви со светскими властями, участие христиан в войнах и т. д.

IV глава книги посвящена Балтасару Губмайеру, доктору богословия, профессору и священнику из города Ингольштадт, знатоку схоластики и патристики, который сыграл большую роль в осмыслении и развитии идей крещенцев. Он вел активную переписку со многими учеными своего времени (в особенности с И. Эколампадием) о практике крещения детей и, в конце концов, признал её нецелесообразной. Автор показывает, что Губмайера вело не откровение свыше, полученное сверхъестественным образом, как некоторых мистически настроенных лидеров анабаптизма, и двигала не жажда власти или наживы, — он как ученый муж медленно и последовательно развивал свои евангельские взгляды. Именно Губмайер дал достойный ответ на сочинения Цвингли и других теологов, писавших против перекрещенцев, а также разработал порядок богослужения в новообразовавшихся общинах.

В V-VII главах автор прослеживает путь анабаптистов по Европе в поисках религиозной свободы. Кроме группы в Швейцарии движение крещенцев возникло еще на трех территориях. Это Южная Германия, где сначала лидерами движения были Балтазар Губмайер и Ханс Денк, а после их смерти движение возглавил Пилграм Марпек. Другими центрами развития движения стали братство гуттеритов в Моравии, а также менонитские общины в Нидерландах и Северной Германии. Автор показывает, что крещенцы столкнулись с сопротивлением не только со стороны католиков, но и недавно возникших протестантских церквей. Даже мирные анабаптисты, высказавшиеся против насилия в любой форме, не спаслись от гонений. И умеренные и воинствующие последователи новых

свободных общин испытывали одинаковые преследования со стороны светских властей и представителей государственных церквей. Толерантный подход к оппонентам не вписывался в исторический контекст той эпохи. И лютеране, и католики опасались проповедей крещенцев, поскольку последние ставили под вопрос устоявшийся уклад религиозной жизни.

Автор уделяет много внимания богословию крещенцев (VIII — IX гл.): осознанному крещению по вере в зрелом возрасте, их пониманию природы церкви, эсхатологии, а также показывает, как серьезно анабаптисты восприняли принцип Лютера Sola Scriptura. Именно Священное Писание стало для них динамическим центром библейского и творческого богословия, свободного от наслоений католической традиции и схоластического богословия. Анабаптисты никогда не повторяли механически то, что говорили магистерские реформаторы. Они подходили ко всему критически и творчески, и старались оставаться на фундаменте Библии. Автор показывает, что именно верность Писанию вела крещенцев дальше и в другом направлении, чем двигались Лютер, Цвингли или Кальвин.

Говоря о понимании анабаптистами водного крещения, автор утверждает, что оно стало для сторонников Радикальной реформации логическим следствием из принципа Sola Scriptura. На основании Библии они пришли к выводу, что сама природа осознанного крещения по вере исключает крещение младенцев. Новозаветное крещение требует предварительного решения покаяться в грехах и веры во Христа. Крещение рассматривалось анабаптистами как символ введения (инициации) в церковь и как знак новой жизни, которую уверовавший получает в Иисусе Христе. Автор показывает, что водное крещение не было для анабаптистов таинством, и не воспринималось всерьез там, где отсутствовала вера во Христа.

В заключительной XI главе изложена история распространения крещенцев от Нидерландов до Англии и колоний Нового Света. Автор предпринимает попытку найти связь между континентальными анабаптистами и первыми английскими баптистами и оценить влияние анабаптизма на английские и американские свободные церкви. Например, автор считает, что движение новых, независивых общин Англии состояло в очень близком родстве с анабаптистами XVI века. Английской свободной церкви недоставало лишь более благоприятного климата, чтобы стать полностью развитой анабаптистской церковью. Эстеп приходит к выводу, что сегодня наследием анабаптистов обладает не какая-то одна община, скорее, оно является достоянием любого свободного современного общества. Концепция религиозной свободы и институционального разделения церкви и государства нашла выражение в ряде конституций и деклараций прав человека, у разных правительств и в ООН. Сегодня эти принципы, без сомнения, являются универсальными, и, во много, им мы обязаны именно анабаптистам.

К сильным сторонам работы можно отнести использование автором целого ряда первоисточников, таких как "Исповедание" Клауса Фельбингера (1560 г.) или Большой хроники гуттеритов. Кроме этого, автор анализирует большое количество свежих монографий и других научных трудов по Радикальной реформации. Автор внимателен к деталям обширной панорамы истории анабаптистского движения. Например, книга содержит биографические очерки

первых лидеров и богословов движения. Информация подана емко, глубоко и продумано. К недостаткам можно отнести тот факт, что в данном издании остались непереведенными большое количество имен, терминов и источников на английском, немецком, французском и др. языках, что может затруднять чтение книги русскоязычному читателю. Несмотря на это История анабаптизма может быть полезна как специалистам в области истории Церкви, так и рядовым членам церкви, которые хотят лучше узнать историю Радикальной реформации и понять, какое место занимает движение крещенцев в разветвленном древе мирового христианства.

Вячеслав Кириллов, пастор церкви "Милосердие" г. Омск, Россия

ISTORIIA ANABAPTIZMA. Radikal'naia Reformatsiia XVI VEKA. [THE

Anabaptist Story. An Introduction to Sixteenth-Century Anabaptism]. William R. Estep. Kyiv: Izdatel'stvo Knigonosha. 2017. Pp. 320. ISBN 978-617-7248-60-5 (trans.). 8.85 EUR.*

DOI: 10.29357/ISSN.2521-179X.2018.20.17

This book may, without exaggeration, be called the classic work on the history of the Radical Reformation of the sixteenth century. The well-known Baptist historian, William R. Estep (1920 —2000), a recognized authority in the area of Anabaptist history, describes the chronology of the appearance and spread of this movement in lively language. Who were the sixteenth century Anabaptists? Where did the movement begin? What was their relationship to Magisterial Protestants? Is the baptizer movement a certain kind of branch or variety within the framework of the Reformation? What were the main factors that led to the appearance of the movement? What did the Anabaptists think about God, man, the church, baptism, Christian life? The answers to these and other questions may be found on the pages of this book.

Istoriia anabaptizma is the first work translated into Russian to illuminate the theme under examination in such a comprehensive and many-sided fashion. The book is unique in that the author not only presents the history of the baptizers, but also gives much attention to their theology as well as to the influence that this movement exerted on later religious currents. The author considers that this is the time to relate the history of Anabaptism to the contemporary reader in order to alter the firm prejudices about this sixteenth century movement that were stated in the works of Ulrich Zwingli,

The article received on 25.12.2017; approved for publication on 13.03.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.