Научная статья на тему 'История агробиологической станции ПГСГА и её роль в учебном процессе. Основные достижения ученых на агробиологический станции'

История агробиологической станции ПГСГА и её роль в учебном процессе. Основные достижения ученых на агробиологический станции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ / ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ / УЧЕБНАЯ ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцев И. В., Устинова А. А.

Рассматривается история становления и развития агробиологической станции, ее роль в учебном процессе и проведении учебных полевых практик; основные эксперименты ученых ПГСГА на агробиостанции; проблемы и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История агробиологической станции ПГСГА и её роль в учебном процессе. Основные достижения ученых на агробиологический станции»

Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.

2015. - Т. 24, № 2. - С. 230-241.

УДК 908+929+58

ИСТОРИЯ АГРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ПГСГА И ЕЁ РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНЫХ НА АГРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАНЦИИ

О 2015 И.В.Казанцев, А.А.Устинова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара (Россия)

Поступила 15.01.2015

Рассматривается история становления и развития агробиологической станции, ее роль в учебном процессе и проведении учебных полевых практик; основные эксперименты ученых ПГСГА на агробиостанции; проблемы и перспективы развития.

Ключевые слова: агробиологическая станция, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, учебная полевая практика, педагогическая практика, сельское хозяйство, естественно-географический факультет.

Kazantsev I.V., Ustinova.A.A. The history of agrobiological station SSASSH and its role in the educational process. The main achievements of the scientists on the agrobiological station - Examines the history of formation and development of agrobiological station; main achievements of scientists of Samara State Academy of Social Sciences and Humanities on agrobiological station; role of agrobiological station in conduct the educational process, training and pedagogical practices; problems and prospects of development of agrobiological station. Keywords: agrobiological station, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, training practice, pedagogical practice, agriculture, Natural-Geographical Faculty.

В 1933 г. кафедре ботаники Самарского государственного педагогического и учительского института был выделен ботанический участок на 3-ей просеке нынешнего Октябрьского района городского округа Самара. Позднее он стал функционировать как агробиологическая станция - подразделение кафедры ботаники факультета естествознания Куйбышевского государственного педагогического и учительского института им. В.В.Куйбышева (История..., 2014). Здесь проводили полевую практику со студентами, собирали гербарий и различные природные материалы, необходимые для лекций и лабораторных занятий по ботаническим дисциплинам. Согласно плану Комитета по земельным ресурсам и землеустройству площадь земельного участка станции составляет 24190,3 кв. м (около 2.5 га).

На протяжении всей своей истории агробиологическая станция служила и служит материально-технической и научно-методической базой для учебных занятий и полевых практик студентов, научных исследований преподавателей, студентов и школьников.

Казанцев Иван Викторович, кандидат биологических наук, декан естественно-географического факультета, [email protected]; Устинова Алина Алексеевна, кандидат биологических наук, профессор кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

В военные годы на агробностанцин активно велись работы по выращиванию лекарственных растений, повышению биологической эффективности при лечении раненых. Руководила работой зав. кафедрой ботаники, профессор Вера Фёдоровна Пастернацкая (рис. 1) (Устинова, 2005). Выращивались овощи и фрукты не только для научных целей, но и для столовой института (Сидорук и др., 2006). Сотрудники кафедры химии создавали комплексные минеральные удобрения (Нелюбина и др., 2014).

Ученые факультета проводили и во время войны научные исследования, имеющие как теоретическое, так и прикладное значение (Они победили..., 2010).

Так известный специалист в области физиологии растений доцент Августа Игнатьевна Щукина занималась проблемой селекции зимостойких сортов твердой пшеницы и повышением ее устойчивости (рис. 2). Она также изучала водный режим кукурузы, продуктивность фотосинтеза, влияние ростовых веществ и микроэлементов на урожайность с-х. культур (История..., 2014).

Основную площадь агробиостанции занимал плодовый сад. Участок защищенного грунта представляли теплица площадью 80 кв. м и парники на 50 рам. На агробиостанции всегда выделялся специальный участок для опытов по физиологии растений и был сооружен вегетационный домик.

Рис. 2. Августа Игнатьевна Щукина 1890-1978

Рис. 1. Вера Федоровна Пастернацкая 1886-1945

В конце 50-х гг. факультет естествознания преобразуется в агробиологический факультет. Учителей стали готовить по двум специальностям: биология и основы сельского хозяйства. В связи с изменением профиля на факультете в 1957 году открывается кафедра основ сельского хозяйства (рис. 3) (Казанцев и др., 2014).

В связи с большим объемом полевых практик по основам сельского хозяйства возникла необходимость в более обширном участке. На месте бывшей областной школы садоводов создается новая агробиостанция, а старая - продолжала функционировать. Здесь проходила практика по физиологии растений, методике преподавания биологии и основ сельского хозяйства, овощеводству, плодоводству, цветоводству и другим дисциплинам. Кстати, до 1966 г. методисты - биологи (Я.Ф.Дементьев, Е.М.Казакова, В.М. Баранов и др.) входили в состав кафедры основ сельского хозяйства (рис. 4).

Рис. 3. Коллектив кафедры основ сельского хозяйства (1963г) Слева направо 1 ряд: доц. М.П. Меркулов, доц.Е.В.Носкова, зав.каф. доц. К.П. Ланге, асс. З.А. Хазова, доц. И.В. Пыльнов; 2 ряд:ст. лаб. A.A. Родионова, асс. К.Г. Семенова, лаб. Е.М. Карпеева, асс П.П. Поляков, лаб. JI.M. Климова, лаб. Е.П. Корелова, лаб. Н.П. Глезер

Рис. 4. К.П. Ланге и Л.М. Климова со студентами на агробиостанции

В 1963 году агробиологическому факультету присваивается наименование биолого-химический, т.к. от расформированного физико-химического факультета химия передается агробиологическому. В 1972 году кафедра основ сельского хозяйства объединяется с кафедрой ботаники (рис. 5), и вновь агробиологическая станция возвращается в подчинение кафедры ботаники, которая на протяжении всего своего периода существования активно использовала станцию для проведения своих практик и учебных занятий (История..., 2014).

Новую агробиостанцию площадью 15 га студенты и преподаватели осваивали в течение 1958-59 г.г. и оформили на ее территории следующие отделы.

1. Полевой 6-польный севооборот: пар, озимые, кукуруза, яровая пшеница, пропашные культуры, ячмень и овес. Площадь каждого поля составляла 0,5 га.

2. Полевой травопольный 6-польный севооборот с площадью поля 0,4 га: яровая пшеница с последующим высевом многолетних трав, травы, травы, пар,

озимые, пропашные.

3. Овощной 7-польный севооборот, площадь поля 0,1 га. Здесь чередовались занятый пар, капуста, томаты, огурцы, лук, корнеплоды и сахарная кукуруза.

4. Плодовый питомник с пятью полями, каждое по 0,1 га.

5. Плодовый сад площадью 2,5 га.

6. Методический участок - 1 га.

7. Ботанический участок с водоемом, луговой и лесной растительностью - 2

8. Полигон механизации - 1 га. Имелось 3 трактора и набор прицепных с-х. орудий, которые обслуживали учебные мастера И.А.Чаркин и С.С.Мальцев.

9. Усадьба и хозяйственный двор.

Рис. 5. Коллектив кафедры ботаники (конец 60-х г.г)

Слева направо: доц. Ю.Х. Новоженин, ст. преп. М.Г. Кривошеева, зав. каф. доц.

В.Е. Тимофеев, доц. В.И. Матвеев, доц. Л.Г. Боченко, асс. Л.А. Евдокимов, ст. лаб.

В.А. Абалкина, лаб. Л.А. Скокова, лаб. Е.П. Корелова

В 1966 году на факультете создается кафедра общей биологии (рис. 6), которая также использует старую агробиостанцию для учебного процесса (Меркулов и др., 2011; Семенов и др., 2011). Здесь выделяется место для проведения опытов по генетике, закладывается модель пришкольного участка для постановки опытов, предусмотренных школьной программой и др.

Однако пользоваться обширной новой агробиостанцией пришлось недолго. На этой территории в 1968 г. начали возводить студенческий городок. В частности учебный корпус пединститута (ул. Антонова-Овсеенко, 26) и общежитие (ул. Блюхера, 25). Часть территории отчуждается под строительство жилых домов. Позднее были построены еще 3 общежития из которых одно до сих пор стоит не достроенное и учебный корпус (ул. Антонова-Овсеенко, 24). В 2000-х гг. общежите на ул. Блюхера, 25 тоже приспособили под учебный корпус. В настоящее время на

данной территории ведется строительство бассейна и реконструкция недостроинного общежития.

Делянки с культурами в уменьшенном объеме приходится переносить в ботанический сад, который в ту пору был в ведении нашего вуза. Студенты факультета проходили полевую практику по основам сельского хозяйства частично в ботаническом саду, частично - на старой агробиостанции. Так же строилась и научно-исследовательская работа преподавателей и студентов.

Но в 1974 г. ботанический сад переводят под эгиду государственного университета. В ведении нашего вуза он находился с 1962 г. В период подчинения ботанического сада вузу была проделана большая работа по его благоустройству. Так в 1967 г. реконструирована оранжерея, в 1968 г. - заасфальтирована дорога до Нижнего пруда, в 1970 г. - закончено строительство главного входа и забора со стороны Московского шоссе, которые сохранились до сих пор. Директором ботанического сада в те годы был Г.Ф.Затворницкий (Розно и др., 2007).

Рис. 6. Коллектив кафедры общей биологии (1976 г.)

Стоят слева направо доц. Л.И. Лушина, доц. В.М. Астафьев, ст. преп. В.О.

Алмаева, ст. лаб. Т.Ш. Мусаликина, лаб. Т.И. Войтенко, зав. каф., проф. М.П.

Меркулов, лабЛ.С. Чернова. Сидят ст. преп. Л.П. Наливайко, лаб. А.Н. Лисова, лаб. К.И. Козырева

После этого практики 3 и 4 курсов сосредотачиваются на старой агробиостанции, где строят 2 учебных корпуса (зимний и летний с двумя большими учебными классами), летние беседки, ремонтируют теплицу, проводят водоснабжение и пр. В составе агробиостанции окончательно формируются ее структуры: теплица и парники (защищенный грунт), овощной севооборот (открытый грунт), вегетационный домик и участок по физиологии растений, обширная коллекция зерновых, зернобобовых и разнообразных технических растений (масличных, прядильных, эфиромасличных), участок по методике обучения биологии, генетике, плодовый сад, ягодные культуры, участок декоративных культур и др.

У студентов-биологов 3 курса с начала 70-х до середины 2000-х гг. учебный план предусматривал их обучение на агробиостанции в течение всего вегетационного сезона, от посева семян до их созревания. Студенты проходили три вида полевых полевых практик: по физиологии растений, основам сельского хозяйства и методике преподавания биологии, общим объемом 216 часов. Четверокурсники осенью убирали урожай (Задульская и др., 2003).

В 1988 году факультет начинает подготовку учителей по специальности «География-биология». Студенты-географы также активно использовали агробиологическую станцию по учебным дисциплинам и практикам: биологические основы сельского хозяйства, география почв с основами почвоведения, физиология растений и др.

В 2003 году факультет переименовывается в «естественно-географический» (История..., 2014).

Полевую практику по основам сельского хозяйства и географии почв с основами почвоведения проводили проф. К.П. Ланге, доц. В.А. Молчанов, затем доц. В.А. Власенко и И.В. Минина, а позднее - доц. H.H. Трофимова, Т.К. Шишова, В.В. Соловьева и В.Н. Ильина.

Рис.7. Студенты 3 курса на полевой практике по физиологии растений изучают онтогенез кукурузы. Руководитель практики зав. каф., доц. A.A. Устинова

Полевую практику по физиологию растений на агробиостанции преподавали доц. Л.Г. Боченко, доц. A.A. Устинова, а затем доц. Г.Н. Родионова, Т.К. Шишова, H.H. Трофимова, В.Н. Ильина.

Полевую практику по методике преподавания биологии вели проф. В.М.Астафьев, доц. В.О. Алмаева, Е.С. Пекер, Н.Г. Боброва, A.A. Семенов, И.А. Золотухина и другие преподаватели.

Большое количество студентов, их высокая ответственность и дисциплина позволили превратить агробиостанцию в образцовый участок. Здесь часто проходили экскурсии учителей биологии, школьников, занятия студентов факультета начальных классов и др.

Агробиологическая станция стала крупной научно методической базой образовательной системы не только нашего региона, но и других административных территорий РФ. Так по заданию Министерства просвещения РСФСР кафедра ботаники (заведующий кафедрой А.А.Устинова) в июне 1990 года организовала и провела школу-семинар «Роль агробиостанции в подготовке учителей биологии». В этом совещании участвовали представители ведущих педвузов страны. Созданные на базе агробиостанции образовательные технологии и формы их использования в учебном процессе получили высокую оценку участников данного научно-методического форума (Библиография..., 2011; Устинова, 2001).

С 2005 года план набора студентов уменьшается, постепенно сокращается контингент студентов с 1000 до 500 человек. В связи с данным обстоятельством из 6 кафедр факультета, существовавших в 2010 г., к 2014 г. путем реорганизации и слияния остаются 3: кафедра ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования; кафедра зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека; кафедра химии, географии и методики их преподавания. Данное обстоятельство послужило основанием для переподчинения агробиологической станции и создания плана мероприятий по ее развитию (Приказ ректора ПГСГА от 21.03.2014 № 01-05/08-68). В настоящее время агробиологическая станция является структурным подразделением административно-хозяйственного управления ПГСГА, все 11 факультетов академии могут использовать ее в своих учебных целях.

На агробиостанции все время существования факультета проводились научные исследования сотрудников факультета и студентов. Существенный вклад в науку и практику внесли селекционеры кафедры ботаники и основ сельского хозяйства. К.с/х.н, профессор Константин Петрович Ланге, работая на агробиостанции, вывел двенадцать новых сортов гладиолуса и восемь сортов флокса, что неоднократно подтверждено дипломами ВДНХ. На базе североамериканских и местных сортов кукурузы им создано два качественных гибрида сахарной кукурузы. После культивации гибридов на агробиостанции семена поступали для практического использования в крупнейшие сельскохозяйственные предприятия Самарской области. За многочисленные научные разработки К.П.Ланге был удостоен шести медалей ВДНХ СССР. На протяжении многих лет этот ученый являлся членом научно-методической комиссии Министерства просвещения СССР. Он активно участвовал в составлении учебных программ, издании учебников и различных пособий по основам сельского хозяйства для педагогических институтов страны. Его учебники по плодоводству, овощеводству и растениеводству, вышедшие в издательстве «Просвещение» до сих пор востребованы преподавателями и студентами многих вузов РФ. На основе экспериментов, проведенных на агробиостанции, им опубликовано более 60 научных и научно-методических работ (История..., 2014; Современники..., 2009).

К.б.н., доцент Василий Алексеевич Молчанов проводил большую работу по селекции, акклиматизации, повышению зимостойкости плодово-ягодных культур (История..., 2014; Современники..., 2009). Это крупный селекционер - автор нескольких новых сортов абрикоса. Это они до сих пор культивируются на агробиостанции ПГСГА и служат генетической основой для дальнейшей селекции этой ценной культуры в регионе. Кроме того, он занимался натурализацией абрикоса в окрестностях нашего города, выбором подвоев для их выращивания,

методами выращивания винограда в Самарской области, опубликовал несколько книг о возделывании абрикоса и винограда. Им опубликованы методические рекомендации по организации опытнической работы в школах, производственному обучению и учебные пособия по сельскому хозяйству для студентов педвузов.

Рис. 8. Константин Петрович Ланге Рис. 9. Василий Алексеевич Молчанов

1903-1994

Рис. 10. Прина Викторовна Минина Рис. 11. Людмила Георгиевна Боченко

1927-2002

Значимые работы на агробиостанции велись к.с/х.н., доцентом Людмилой Георгиевной Боченко (История..., 2014). Она стала в нашей области одним из пионеров в области изучения влияния силикатных бактерий на физиологические процессы и урожайность сельскохозяйственных растений. Результаты ее научных исследований оказали существенное влияние на повышение эффективности сельскохозяйственного производства в регионе.

На базе агробиостанции в последние годы выведено несколько новых сортов малины селекционером к.с/х.н., доцентом кафедры ботаники Ириной Викторовной Мининой (Казанцев и др., 2014). Это сорта малины - Надежда (И.В.Минина, 2012 г., авторское свидетельство - №43017), Студенческий» (И.В.Минина, 2012 г., авторское свидетельство - №43018). И.В.Минина занимается также селекцией ежевики. Она автор многочисленных публикаций по методике выращивания и новых сортах плодовых и ягодных культур.

К.б.н., доцент Носкова Екатерина Васильевна изучала вопросы корневого питания плодовых растений и предупреждения хлороза. Работа являлась докторской диссертацией, которую Екатерина Васильевна не успела завершить (История..., 2014).

Рис. 12. Лаб. Л.Н. Шумейко, зав. агробиостанцией З.И. Житкова, зав. каф., доц. A.A. Устинова, уч. мастер Л.М. Климова, доц. H.H. Трофимова, доц. И.В. Минина на агробиостанции. 1997 г.

На агробиологической станции выращивались не только сельскохозяйственные растения, но и животные. Например, будучи аспирантом профессора Людмилы Владимировны Воржевой, Юрий Павлович Фролов изучал работу локомоторного аппарата кролика. Для его эксперимента было специально сделано помещение на агробиологической станции, где кролики содержались (Павлов, 2008; Павлов и др. 2013).

Большой вклад в становление и развитие агробиостанции внесли учебные мастера и лаборанты Нелли Григорьевна Глезер, Лариса Максимовна Климова, Лидия Алексеевна Скокова, Анастасия Назаровна Лисова, Лидия Николаевна Шумейко и многие другие, а также заведующие агробиостанцией Екатерина Васильевна Носкова, Нина Кирилловна Баканова и Зоя Ивановна Житкова. С уверенностью можно сказать, что практически все сотрудники естественно-географического факультета принимали и принимают активное участие в функционировании агробиостанции.

В настоящее время на агробиологической станции сотрудниками кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования ведутся

активные научные исследования по физиологии растений, плодоводству, растениеводству.

Рис. 13. Лаб. Ю.А. Ветрова, доц. И.В. Минина, доц. Г.Н. Родионова, зав. каф., доц. A.A. Устинова, зав. агробиостанцией З.И. Житкова на участке цветоводства

Осуществляется разработка и реализация двух крупных тем Плана прикладных исследований ПГСГА: «Совершенствование непрерывного биоэкологического образования студентов и школьников» (01.960.012102 19.11.96), «Селекция культурных растений. Адаптация растений к неблагоприятным условиям среды» (03.9.80001010 12.05.98).

Активно разрабатывается совместный проект с департаментом образования городского округа Самары по созданию на базе агробиостанции летней экологической школы «АБиоС», которая предполагает проведение экскурсий, массовых мероприятий, теоретических и практических занятий по естественнонаучным дисциплинам для учащихся школ г.о. Самары. Летняя экологическая школа будет работать в режиме проведения как разовых мероприятий экологической направленности (мероприятия «День птиц», «День Земли» и т.п.), так и в режиме тематических модулей («Физиология растений», «Зоология животных», «Общая биология», «География и геология», «Фитодизайн и ландшафтоведение», «Юный турист»).

Особое значение отводится вопросам экологии. Закладываются опыты и организуются наблюдения по отрицательной роли антропогенного фактора на живую природу: зарастание мусорных куч, кострищ, разрушение растительности от вытаптывания, очистка приствольных кругов деревьев от опавшей листвы и т.п.

В период педагогической практики студенты готовят и проводят экскурсии как по агробиостанции в целом, так и на участке методики обучения биологии. Каждый из них разрабатывает методику экскурсий по «экологической тропе». Практикуются уроки-экскурсии по изучению многообразия растений отдельных семейств (бобовых, крестоцветных, злаковых, розоцветных, лилейных). В содержание их включается материал по агротехнике возделывания некоторых

сельскохозяйственных культур с целью получения безопасных для человека продуктов питания.

В связи с традиционно существующим на естественно-географическом факультете направлением подготовки бакалавров Педагогическое образование, профили: «Биология» и «География», «Биология» и «Химия» и открытием нового направления подготовки «Экология и природопользование», профиль «Экология», а также направлений подготовки магистров «Биология», магистерская программа «Экология», Педагогическое образование, магистерские программы «Биологическое образование», «Химическое образование» роль агробиостации в учебном процессе существенно возросла. Исключительное значение в экологическом образовании и воспитании молодежи имеют учебные практики, которые проводятся на агробиостанции.

Рис. 14. Студенты естественно-географического факультета на учебной практике на агробиологической станции

Свою роль должны сыграть и другие факультеты. Так часть учебных занятий на факультетах начального образования, культуры и искусств, психологии и других также будут проводиться на агробиологической станции.

В целом план развития агробиостанции предусматривает разбивку ее территории на определенные зоны.

- Зона культурного использования для игр, отдыха, различных мероприятий. В данной зоне предполагается проводить культурно-массовые мероприятия со школьниками и студентами в летнее время.

- Зона научного использования, где будут участки с наделами культур. В данной зоне будет происходить научный эксперимент.

- Зона промышленного использования: теплицы, оранжерея. Развитие данной зоны предполагает привлечение сторонних организаций для создания малого предприятия по выращиванию сельскохозяйственной продукции.

- Зона делового использования с пресс-центром, мини-гостиницей, учебным корпусом.

После реализации плана возможна круглогодичная эксплуатация агробиостанции как учебного, научного и культурного центра, т.к. становится возможным в круглогодичном режиме устраивать конференции, деловые встречи, работать со школьниками и студентами (проведение конкурсов, олимпиад, конференций).

Таким образом, агробиологическая станция ПГСГА является активно используемой площадкой для образовательного процесса и на новом этапе своего развития будет задействована не только в рамках академии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Библиография кафедры ботаники: Справочное издание / сост. А.А.Устинова, А.Е.Митрошенкова. Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. 136 с.

Задульская O.A., Соловьева В.В., Устинова A.A. Обобщение опыта руководства научными исследованиями студентов на кафедре ботаники в период с 1950 по 2000-е годы // Исследования в области биологии и методики её преподавания: межкафедральный сборник научных трудов. Вып. 2. Самара: СамГПУ, 2003. С. 16-23.

История естественно-географического факультета ПГСГА: этапы восхождения / сост. С.И.Павлов, А.С.Яицкий. - Самара: ПГСГА, ООО «Порто-принт», 2014. 323 с.

Казанцев И.В., Яицкий A.C. Естественно-географическому факультету ПГСГА -85 лет// Самарский научный вестник. 2014. №2(7). С. 43-48.

Меркулов М.П., Семенов A.A., Яицкий A.C. История и современность кафедры общей биологии, теории и методики обучения Поволжской государственной социально-гуманитарной академии // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: традиции и современность: Сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. 2829 января 2011 года, Самара, Россия / Отв. ред. А.А.Семенов. Самара: ПГСГА, 2011. С. 518.

Нелюбина Е.Г., Панфилова Л.В. Становление и развитие кафедры химии и методики ее преподавания // Самарский научный вестник. 2014. №2(7). С. 85-88.

Они победили на фронте, они победили в тылу: очерки о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла / Сост. В.О.Алмаева, А.С.Яицкий, А.А.Семенов. Самара: ПГСГА, 2010. 204 с.

Павлов С.И. История кафедры зоологии Самарского государственного педагогического университета // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2008. Т. 17, №3. С. 616-637. - Павлов С.И., Носова Т.М., Позднякова М.А. История кафедры зоологии ПГСГА и научных школ, сформировавшихся при ней // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: Мат. 2-й Всероссийской научно-практич. конф. с Международным участием, посвященной 110-летнему юбилею докт. биол. наук, проф. Д.Н.Флорова и 75-летнему юбилею канд. биол. наук, проф. М.С.Горелова. 14 октября 2013. Самара: ПГСГА, 2013. С. 7-16.

Розно С.А., Матвеев Н.М., Кавеленова Л.М. История создания и основные направления работы ботанического сада Самарского государственного университета // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2007. Т. 16. №1-2 (1920). С. 13-20.

Семенов A.A., Яицкий A.C., Наливайко И.В., Алмаева В.О. 45 лет в системе высшего педагогического образования // Высшее образование сегодня. 2011. №8. С. 29-31. - Сидорук И.С., Тимофеев В.Е., Матвеев В.И., Устинова A.A. История кафедры ботаники Самарского государственного педагогического университета // Бюллетень Самарская Лука. 2006. №17. С. 168-185.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современники: Естественно-географический факультет / сост. С.И.Павлов. 2-е изд., доп. Самара: СНЦ РАН, 2009. 298 с.

Устинова A.A. Великая Отечественная война в истории естественно-географического факультета // Исследования в области естественных наук и образования: Межвуз. сб. науч.-исслед. работ преподавателей и студентов. Самара: Изд-во СГПУ, 2005. С. 33-39. - Устинова A.A. Итоги работы кафедры ботаники Самарского государственного педагогического университета в 1990-2000 гг. // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2001. №11. С. 391-399.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.