Научная статья на тему 'Историософские аспекты исторических взглядов Г. П. Федотова'

Историософские аспекты исторических взглядов Г. П. Федотова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
310
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.П. ФЕДОТОВ / ИСТОРИОСОФИЯ / ИСТОРИЯ РОССИИ / КУЛЬТУРА / G.P.FEDOTOV / HISTORIOSOPHY / HISTORY OF RUSSIAN / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фоменкова Е.В.

В статье исследуются некоторые стороны историософских взглядов историка Г.П. Федотова.Подчерки-вается важность их выявления для понимания конкретно-исторических представлений мыслителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOSOPHICAL ASPECTS OF G. P. FEDOTOV''SHISTORICAL VIEWS

The article examines some parts of historiosophical views of G. P. Fedotov. It emphasizes the importance of their identification to understand the specific historical ideas of the thinker.

Текст научной работы на тему «Историософские аспекты исторических взглядов Г. П. Федотова»

УДК 930.1

UDC 930.1

ФОМЕНКОВА E.B. FOMENKOVA E.V.

аспирант кафедры истории России, Орловский госу- Post-graduate student, Departrnentof History, Orel State

дарственный университет имени И.С. Тургенева, University

E-mail: FEV19910922@yandex.ru " E-mail: FEV19910922@yandex.ru

ИСТОРИОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Г.П. ФЕДОТОВА HISTORIOSOPHICAL ASPECTS OF G. P. FEDOTOV'SHISTORICAL VIEWS

В статье исследуются некоторые стороны историософских взглядов историка Г.П. Федотова.Подчерки-вается важность их выявления для понимания конкретно-исторических представлений мыслителя._

Ключевые слова: Г.П. Федотов, историософия, история России, культура.

The article examines some parts of historiosophical views of G. P. Fedotov. It emphasizes the importance of their identification to understand the specific historical ideas of the thinker.

Keywords: G.P.Fedotov, historiosophy,the history of Russian,culture.

Творчество русского историка, мыслителя Георгия Петровича Федотова (1886 - 1951 гг.) разно планово по тематике и охватывает широкий круг вопросов, насущных для той эпохи, современником которой он был. Однакостержневой темой его размышлений является судьба России. В изучении её прошлого, анализе настоящего и прогнозировании будущего Федотов сочетает качества профессионального историка с глубиной мысли и масштабом видения философа. В основе его конкретно-исторических взглядов находится целостное мировоззрение, одним из важнейших компонентов которого является историософия - религиозное истолкование смысла и цели истории. Представляется, что для адекватного понимания Федотова-историка необходимо выявить его историософские воззрения, поскольку именно они во многом определяли тот методологический подход, который он применял при исследовании истории России. Изучению указанного аспекта мировоззрения Г.П. Федотова и посвящена настоящая статья В центре историософских построений Федотова находится человек как особое - духовное и биосоциальное - существо. На основе анализа значительной совокупности работ мыслителя можно с уверенностью утверждать, что в своём понимании человека он исходил из христианской антропологии. С этой точки зрения человек - существо, в котором соединяется духовное и природное начала, носящее в себе образ и подобие Божие, наделённое свободой, обладающее способностью творить, призванное к вечной жизни в Боге. Федотов был убеждён в том, что бессмертная человеческая личность имеет высочайшую ценность. Так, размышляя над проблемой эсхатологии и культуры, он писал: «В чём ужас бесконечного прогресса? В том, что он, накопляя изумительные ценности, созданные человеком, бессилен искупить его самого: от греха и смерти... Самое высшее

в мире - это человеческая личность. И если она гибнет без возврата, чего стоит мир её созданий, её отпечатков, кристаллизованных в культуре?..»[12].

Категория свободы является ключевой во взглядах Федотова. Рассматривая происхождение столь значимой в истории социальной свободы, Федотов выражает мнение, что она «...утверждается на двух истинах христианства. Первая - абсолютная ценность личности («души»), которой нельзя пожертвовать ни для какого коллектива - народа, государства или даже Церкви... Вторая - свобода выбора пути - между истиной и ложью, добром и злом» [6, т. 2, с. 267]. Можно сказать, что, с одной стороны, свобода -знакбогоподобия человека, с другой - страшный дар, открывающий возможность спасения или гибели, влекущий за собой бремя ответственно сти.

Как свободное и творческое существо человек является главным действующим лицом истории, творцом культуры. «История и культура по сути человечны» [11],- писал мыслитель. Он отрицательно относился к теориям, утверждавшим жёсткую закономерность исторического развития. История - это открытый процесс, творимый главным образом актами свободы человека. «Ничто не предопределено в истории силой естественных законов или давлением Божественной воли. Ибо история есть мир человеческий - не природный и не Божественный - и в нём царит свобода» [6, т. 2, с. 23]. Вместе с тем мыслитель полагал, что «может быть и есть закономерности социальной жизни, но они даны лишь для преодоления их человеческим духом, который способен преодолевать их в Духе Богочеловеческом» [10]. Признавал он и действие природно-материального фактора в истории, подчёркивая при этом определяющую роль воли человека: «Как ни велико в истории значение косных, природных, материальных сил, но воля вдох-

© Фоменкова Е.В. © Fomenkova E.V,

новленного Богом или соблазнённого Люцифером человека определяет сложение и распад природных сил. С этой точки зрения, не может в мире пройти бесследно ни слабое усилие к добру, ни малейшее движение зла. Не поглощаются они одним историческим процессом, а включаются в разные одновременно действующие процессы: созидания и разрушения» [6, т. 2, с. 23].

Глубокое осознание непреходящей ценности каждой личности, уверенность в онтологической реальности свободы, неотъемлемой от человека, определили критическое отношение Федотова к концепциям прогресса в историческом развитии. Реалии прошлого и настоящего имеют в себе то, что обобщённо можно назвать «злом»- гибель людей, страдание, войны, разрушение культурных ценностей и т.д. В оптимистической философии истории зло мыслится как «жертва или цена» будущего блага [6, т. 2, с. 23], своеобразная плата за грядущее «счастье»(как правило, для не родившихся ещё поколений). Но человек никогда не может быть средством к достижению каких угодно благих целей: он самоценен.

По Федотову, история - драма, в которой происходит бескомпромиссная борьба греха и святости. Свою мысль он иллюстрирует образным сравнением истории с театром, «...где действие происходит одновременно в трех ярусах: на небесах, в аду и на земле. Небу, аду и земле средневекового театра соответствуют в христианской истории - святость, грех и быт» [10]. «Быт» в контексте данной статьи - это «мир посредственности, средины», того, что находится между «белым» и «черным» (т.е. святостью и грехом). Это есть сфера собственно быта и учреждений. Если в истории человечества видеть только историю этих двух объектов, то она лишается трагичности и отчасти обессмысливается. - считает Федотов. Мир средины - это лишь фон для трагедии, сама же трагедия истории рождается из непрерывной борьбы благодати и греха, ибо «спасение не райская идиллия, а суровая драма. Силы инерции социальной материи, силы греха страстной природы человека сопротивляются благодати» [10]. В сущности, эта борьба происходит в самом человеке, с религиозно-философской точки зрения - в его сердце как духовном центре («тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей»).Борьба добра и зла в человеке, сочетание импульсов созидания и разрушения в истории возможны и реальны потому, что человек наделён даром свободы. Именно свобода человека сообщает истории её непредвиденность и возможность (подчеркнём: не предопределённость) трагического финала. Здесь мы подходим к проблеме конца истории.

Эсхатологические взгляды Федотова тесно связаны с христианским учением о конце света. По Федотову, форма конца истории не предопределена, библейскую книгу Апокалипсис не следует понимать однозначно и фаталистически: «Пророчество не есть констатирование неизбежности, обращённая в будущее цепь железных закономерностей» [12]. Возможно два варианта эсхатологии: катастрофа, которая уничтожит существу-

ющий мир, либо катастрофа, которая преобразит мир, сообщит ему новое бытие. Возможность пессимистического и оптимистического конца вытекает из того, что «... история не демонстрация классического лабораторного опыта и не постановка давно уже написанной драмы. Человеческая свобода входит в состав её, образуя самую ткань её. Поставленная между миром природы и миром благодати, человеческая свобода сообщает истории её непредвиденность» [12]. В этом смысле история понимается Федотовым как богочеловеческий процесс: человек должен совершать усилия для преображения себя и общества. Социальное делание не отрицается христианством. Федотов высказывался против узкого понимания христианства только как религии личного спасения: хотя каждая человеческая душа и является высшей ценностью (дороже всего мира), но необходимым условием спасения выступает любовь к ближним, без которой нет любви и к Богу. На этом фундаментальном мировоззренческом основании строились и социально-политические взгляды Федотова.

Действующая в истории человеческая свобода, не умаляемая даже Божественной волей, подводит к категориям ответственности и вины. Не только личность ответственна за свои поступки, но и целые народы - за выбор направления развития, за свои деяния в прошлом и настоящем. «Не разделяя доктрины исторического детерминизма, мы допускаем возможность выбора между разными вариантами исторического пути народов» [6, т. 2, с. 278]. «Сознательно или бессознательно, он (русский народ - авт.) сделал свой выбор между национальным могуществом и свободой. Поэтому он несёт ответственность за свою судьбу» [6, т. 2, с. 278]. Речь идёт прежде всего о этической ответственности, основанной на христианской системе ценностей. В этом плане нельзя отделять народ от власти, - считает Федотов: «Народ отвечает за государство и косвенно за правительство, представляющее государство: отвечает или за то, что его одобряет, или за то, что его терпит» [8]. Ничто в истории не проходит бесследно: социальная несправедливость, преступления правителей, уклонения от национального призвания и т.д. сказываются на судьбе народа в буду-щем.Представленное понимание исторического процесса дает основание для формирования оценок прошлого. Несмотря на то, что «...последние основания исторического суда лежат над историей и не меряются мерой исторического успеха» [6, т. 2, с. 22], историк призывает формулировать суждения о прошлом.

Особого внимания заслуживает понимание Федотовым культуры. По мнению мыслителя, она имеет религиозные истоки, главным из которых необходимо считать богоподобие человека, выражающеееяв его способности творить.«Да, культура по преимуществу дело человека - человека, поставленного между Богом и космосом, - но Богом вдохновлённого на творчество» [9]. Вдохновение по своему «качеству»не всегда внешне очевидно: существует опасность увлечения стихийностью душевной жизни, впадения в лжедуховность. Признаком Божественности вдохновения служит его

соответствие двум критериям: критерию Креста и критерию Церкви. Мыслитель выявляет целую иерархию ступеней боговдохновенности человеческого творчества [9]. Не углубляясь в эти интересные с религиозной точки зрения размышления Федотова, подчеркнём его убеждённость в ценности культуры, в том, что она имеет христианский смысл - так же, как и всё существующее: «И тело и природа и время и история суть богоз-данные сферы действительности, для человека - сферы деятельности, спасения, творчества» [12]

Федотов высказывался против «мироотречногоэс-хатологизма» - замыкании на цели индивидуального спасения, равнодушия к социальной жизни и культуре. Такая позиция, по мнению Федотова, противоречит самой идее Церкви и её задачам: «Церковь по своей природе социальна, и по своей работе в мире - культурна» [12]. В сущности, для Федотова православное христианство - это вероучение, обращённое ко всему человеку в его целостности, гармонично и мудро сочетающее в себе духовное и материальное, имеющее вселенский масштаб. Культура и история конечны, но в них человек оставляет отпечатки своего духа. В культуре и через культуру он имеет возможность возрасти в свою полную меру - стать личностью, возвести свой дух к истинному и вечному. «Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на её вершинах, находят своё выражение его самые высокие стремления и возможности» [6, т. 2, с. 254]. В контексте ряда статей Федотова, преимущественно цитируемых здесь, можно сказать, что для него культура - мост к Богу, преграда животному началу в человеке, сфера человеческой свободы. Без культуры «...ангельская чистота святых непосредственно встречалась бы с бести-альностью грешников» [9].

Как и некоторые представители русской и зарубежной философской мысли своего времени (например, H.A. Бердяев, О. Шпенглер) Федотов различал понятия «культура» и «цивилизация». Культура - это результат духовной деятельности человека, плод его творчества,цивилизация - это мир техники, материальных благ: «...культура построена на примате философско-эстетических, а цивилизация - научно-технических элементов» [6, т. 2, с. 209]. Культура сакральна и обращена к духовной составляющей человека, цивилизация же имеет утилитарное значение, обеспечивает комфорт жизни.

В ряде статей мыслитель поднимает масштабную и острую для XX столетия проблему кризиса культуры [7, 3, 5],которая имела особую актуальность и для Советской России.Всестороннему рассмотрению последнего вопроса Федотов посвятил весьма объёмную публикацию - «Письма о русской культуре» [6, т. 2, с" 164-228].

Духовная культура находилась в фокусе внимания Федотова и в его изысканиях по русской истории. Вообще Россия в живом единстве её многообразия была предметом размышлений историка на протяжении всей его зрелой жизни. Судьба Родины стала волновать его.

по-видимому, ещё в юношеские годы, пришедшиеся на время общественно-политического подъёма конца XIX-нач. XX вв. Об этом свидетельствует, в частности, его увлечение идеями социализма. Некоторые исследователи полагают, что Федотов явился создателем новой концепции истории России [1]. По мнению Н.В. Зайцевой, подход Федотова к русской истории основан на синтезе материалистической и духовных «ветвей» исторической науки [4].

Федотов критически относился к существовавшим в отечественной историографии направлениям, включая «школу Ключевского». По мнению Федотова, В.О. Ключевский и его последователи отдавали преимущество социально-экономическим аспектам исторического процесса, оставляя без внимания духовную культуру, что чрезмерно «социологизировало» историю. Позитивистские и материалистические трактовки истории не позволяют разрешить вопросы «чем была жива Россия и для чего она жила» [6, т. 2, с. 348], т.е. не познавая её культуру невозможно понять смысл её прошлого, постичь духовную ценность культурных творений русского народа, определить идеалы будущей России.

Государственно-политическая и социально-экономическая история мыслилась Федотовым как «тело» нации, своего рода оболочка её души. Так, в фундаментальной по содержанию статье «Лицо России» он писал: «Мы должны облечь плотью великую душу России», подразумевая под «плотью» хозяйственно-политическую составляющую бытия народа и российское государство [6, т. 1, с. 46]. Очевидно, что в понимании Федотова духовное начало имело значение движущей силы исторического процесса.

К духовной сфере человеческого бытия относится и ключевое в историософии Федотова понятие - национальное сознание. Сама категория «нация» трактуется им религиозно, или, как он пишет, с точки зрения «... православного понимания нации как личности со своим историческим призванием» [6, т. 1,с. 126]. Истолкование рассматриваемой категории осложняется тем, что нация - это личность коллективная, многообразие которой «... дано в единстве далеко расходящихся, часто противоречивых индивидуальностей. Покрыть их всех общим знаком невозможно» [6, т. 2, с. 173]. Поэтому он высказывался против монизма, т.е. сведения реального многообразия нации к одному типу с набором определённых характеристик. Приемлемым вариантом является выявление полярных типов национальности, или двух центров единой и вместе с тем многообразной национальной души [6, т. 2, с. 173-174].

На основе этого подхода Федотов в «Письмах о русской культуре» выявляет несколько типов русского человека. Полярными являются тип интеллигента, сложившийся в 30-е гг. XIX в., и «московский» тип русского человека. Первый тип - «святой беспочвенник», жаждущий самопожертвования, ищущий высшей правды, но склонный к крайностям, непостоянный, равнодушный к делу созидания культуры. Истоки этого типа находятся в глубинах народной души - вкенотической форме рус-

ской религиозности. Второй тип русскости представлен «московским» человеком. Его отличают спокойствие, граничащая с флегматизмом, простота, сдержанность. Он может быть добрым и жестоким, ленивым и трудолюбивым. Этот тип сформировался под действием Московского государства: «Два или три века мяли суровые руки славянское тесто, били, ломали, обламывали непокорную стихию и выковали форму необычайно стойкую» [6, т. 2, с. 178]. В плане социальной структуры «московский» человек присутствует в сословиях духовенства, купечества, крестьянства, дворянства, тогда как тип интеллигента характерен для «ордена» русской интеллигенции.

По Федотову, указанные типы русского человека выражают двойственность, присущую русской душе. Но, конечно, они не исчерпывают её многообразия. Так, особый тип являет собой русский человек периода империи, или «русский европеец», отличающийся, прежде всего, у ниверсальностью, понимаемой как широта духа, открытость миру. Существовавший в воплощениях «скитальца» и «строителя», этот тип строил империю [6, т. 2, с. 179-180].

Стремление Федотова проникнуть в национальное сознание российского народа, выявить культурно-исторические пласты русской души, было подчинено цели строительства новой России. По его мнению, грандиозная Российская революция кардинально изменила сознание народа: «Сама по себе революция - и какая! - не могла не перевернуть национального сознания» [6, т. 2, с. 168]. Но кризис его начался задолго до событий 1917 г. Первая мировая война вскрыла всю глубину и опасность этого явления [6, т. 1, с. 348].

По нашему мнению, федотовский взгляд на историю России - это взгляд историософа, стремящегося к постижению смысла существования России и русского народа. Обращение Федотова к отечественной истории - результат не отвлечённо-научного интереса, отрешённого от объекта изучения, а плод любви к «лицу России» - живому и всегда изменчивому, но бесконечно ценному [6, т. 1, с. 42-46].

Для Федотова прошлое России неотделимо от её настоящего и будущего. Он был убеждён в наличии исторической преемственности, осуществляющейся

на разных уровнях бытия нации. Историк писал: «... как ни резки бывают исторические разрывы революционных эпох, они не в силах уничтожить непрерывности... Можно сказать, пожалуй, что в человеческой истории, как в истории земли, чем древнее, тем тверже: гранит и порфир нелегко рассыпаются» [6, т. 2, с. 165]. Представление о глубоком внутреннем единстве истории является фундаментальным в историософских и исторических взглядах мыслителя [2]. В контексте мировоззрения мыслителя очевидно, что это единство существует на духовно-религиозном уровне, включающим в себя так же национальное сознание.

Можно сказать, что для Федотова главным методом постижения истории России, узнавания её «лица» в толще веков и в смуте настоящего, являлась любовь к Родине. В одной из статей он характеризует любовь к Родине как проявление материнского сознания национального чувства, а любовь к Отечеству - как выражение отцовского сознания, связанного с государственно-социальным аспектом жизни [6, т. 2, с. 324]. Отметим и то, что любовь к Родине мыслитель включает в рамки христианской традиции. В этой связи он писал: «Христианская любовь к родине не может ставить высшей целью служение её интересам и её могуществу, но её духовный рост, творчество, просветление, святость» [6,т2, с. 46].

Таким образом, историософская концепция Г.П. Федотова определялась христианской парадигмой сознания. Её существенной чертой является убеждение историка в том, что человек является главным действующим лицом истории, а его свободный нравственный выбор во многом определяет ход исторического проце сса.обусловливаетсоотношениедобра и зла в различные эпохи. Антропологический подход Г.П. Федотова включал и признание личности человека как высочайшей ценности.Религиозно-философское понимание человека как духовного существа расширяло горизонт видения историком прошлого и настоящего, обращало к поиску смысла истории. Сквозь призму общих историософских представлений Г.П. Федотов рассматривал и историю России. Думается, что его идеи, оценки, исповедуемые им ценности, имеют значение и могут быть полезны и в наши дни.

Библиографический список

1. Антощенко A.B. О религиозных основаниях историософии Г.П. Федотова. //URL: e-lib.gasu.rii>konf/mak/arhiv/2004-l/23.

2. ГаШан Л.А. Историко-теоретические представления Г.П. Федотова.

3. URL: //http://cyberleniiika.rLi/article/iVistoriko-teoreticheskie-predstavleniya-g-p-fedotova#ixzz3Eosuk5Ea

4. Гумерова Ж.А. Культурно-исторические взгляды Г.П. Федотова. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ kultumo-istoricheskie-vzglyady-g-p-fedotova#ixzz3EyQOCuA7

5. Зайцева H.B. Логика любви: Россия в историософской концепции Г.П. Федотова. //URL: http://kultur.chat.rii/oglavlenie.html

6. Савинцев H.H. Lипoлoгичecкaя характеристика культуры в философии Г.П. Федотова. // Вестник Балтийского фед. ун. им. И. Канта. 2012. Вып. 12. С. 131-138.

7. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб : София. 1992. 954 с.

8. Федотов Г.П. Борьба за искусство. URL: http://www.odinblago.ni/noviy_grad/10/3

9. Федотов Г.П. Народ и власть. URL: http://www.odinblago.ru/narod_i_vlast

10. Федотов Г.П. О Св. Духе в природе и культуре. URL: http://www.odinblago.ru/path/35/l

11. Федотов Г.П. Православие и историческая критика. URL:http://www.odinblago.ru/path/33/l

12. Федотов Г.П. Русская религиозность. URL: http://predanie.ra/lib/book/90858/

13. Федотов Г.П. Эсхатология и культура.ХЖЬ: http://www.odinblago.rn/noviy_grad/13/3

References

1. Antoshchenko А. V. About religious grounds of historiosophy by G. P. Fedotov.

2. Gamcm LA. Historical and theoretical ideas of G. P. Fedotov.

3. Gumemva G. A. Cultural-historical views of G. P. Fedotov.

4. Zaitseva N. V. The logic of love: Russian in historiosophical concept of G. P. Fedotov.

5. Savincev V.I. The typological feature of culture in the philosophy of G. P. Fedotov. // Vestnik of the Baltic fed. Univ. named after I. Kant. 2012. Vol. 12. Pp. 131-138.

6. Fedotov G. P. The fate and sins of Russia. - SPb : Sofia. - 1992. - 954 p.

7. Fedotov G. P. The struggle for art.

8. Fedotov G. P. The nation and the government.

9. Fedotov G. P. The Holy Ghost in nature and culture.

10. Fedotov G. P. The Orthodoxy and historical criticism.

11. Fedotov G. P. The Russian religious mind.

12. Fedotov G. P. Eschatology and culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.