Научная статья на тему 'Историография учения о личности в научном творчестве профессора психологии И. П. Четверикова'

Историография учения о личности в научном творчестве профессора психологии И. П. Четверикова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / СОЗНАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ИЗМЕНЕНИЯ / ПЕРЕЖИВАНИЯ / САМОПОЗНАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев П.В.

Статья посвящена философскому осмыслению психологических атрибутов личности по учению И.П. Четверикова, которые включают в себя переживания и восприятия, изучая телесные реакции и отторгая душевные чувствования. Автор в обзоре его трудов показывает, что имеет место глубокий анализ понятия «личность» в абсолютных и относительных категориях бытия. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историография учения о личности в научном творчестве профессора психологии И. П. Четверикова»

Историография учения о личности в научном творчестве профессора психологии И.П. Четверикова

Сизинцев П.В.

Статья посвящена философскому осмыслению психологических атрибутов личности по учению И.П. Четверикова, которые включают в себя переживания и восприятия, изучая телесные реакции и отторгая душевные чувствования. Автор в обзоре его трудов показывает, что имеет место глубокий анализ понятия «личность» в абсолютных и относительных категориях бытия. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

Ключевые слова: самосознание, сознание, восприятие, личность человека, изменения, переживания, самопознание, познание, творчество, любовь.

Sizintsev P.V.

Historiography of the doctrine of personality in the scientific work of I. P. Chetverikov

The article is devoted to the philosophical understanding of psychological attributes of personality according to the teachings of I. p. Chetverikov, which include experiences and perceptions, studying bodily reactions and rejecting feelings. The author in the review of his works shows that there is a deep analysis of the concept of «personality» in the absolute and relative categories of being. The originality of the study has the maximum degree, as the research of the philosophical heritage of I. P. Chetverikov practically not carried out in the scientific community. Keywords: Self-consciousness, consciousness, perception, human personality, changes, experiences, self-knowledge, knowledge, creativity, love.

Под историографией в данной статье понимается анализ трудов, посвященных учению профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности в исторической ретроспективе. При этом следует отметить, что исследований его учения о личности до настоящего времени не проводилось. Сама личность И.П. Четверикова и его научная деятельность косвенно упоминалась в трудах по истории психологии в России, а также в эмигрантских биографических сборниках и биографических заметках, составленных на основе этих сборников. Единственная статья, посвященная жизни и деятельности И.П. Четверикова вышла в 2012 г. в Киеве на украинском языке как обзор всех упоминаний о ученом [Бойко, 2012]. К сожалению, уровень достоверности этой статьи сомнителен, так как все ссылки даются на непроверенные материалы исходных публикаций. Данная статья восстанавливает наследие религиозного философа и психолога из научного небытия. Особенно, когда концепция личности И.П. Четверикова никем практически не рассматривалась, а биография представляет белое пятно. Представляется, что историография учения проф. И.П. Четверикова о личности должна состоять из исторического прослеживания истоков составляющей его философской системы понятий, рассуждений, соотношений и взаимосвязей. Понятия христианского теизма, которые анализируются в ходе исследования системы взглядов И.П. Четверикова:

■ Бытие - абсолютная вневременная реальность, в противовес земному миру. Этим абсолютным Бытием является Бог Пресвятой Троицы,

■ Бог - верховная личность с высшим Разумом и абсолютным совершенством - личное Существо, сотворившее мир и управляющее им,

■ Бог - Творец мира и Вседержитель, Который вечно присутствует в нем, направляя мировое развитие к конечной высшей цели.

■ Абсолютное личное начало есть само в себе сущее бытие, имеющее безусловное сознание. Порядку в мире соответствует свобода, причинность, целесообразность, определяемые благом, творчеством и любовью.

Представления о личности у И.П. Четверикова допустимо разделить на термины, постепенно раскрываемые в его научном творчестве:

■ «Личность» как философское понятие, означающее свойство абсолютного бытия, позволяющее объяснить существование свободы, разума и самосознания, исходя из их внутренней целесообразности,

■ Понятие «абсолютная Личность» как свойство бытия абсолютного Бога, позволяющее описать личностные свойства божественных Лиц.

Именно из этих понятий личности в их онтологической соотнесенности, состоит структура учения И.П. Четверикова о понятиях «личность» и «абсолютная Личность». Мыслителю была свойственна направленность мышления на понятие «личность» с тяготением к умозрительной психологии человека в рамках теизма. Примерами этого являются его магистерская диссертация «Учение о Боге как личном Существе» [Четвериков, 1903] и статья «Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности» [Четвериков, 1905, 5]. В них автором делался вывод о том, что идея абсолютной разумно-свободной Личности, понимаемая как свойство объективного бытия Бога трансцендентно-имманен-тного характера по отношению к миру, является необходимым принципом нравственного существования. Она обуславливает всестороннее развитие личностных свойств, как самопроявления личного бытия и поэтому понятие абсолютной Личности обладает эстетической ценностью для человека.

В то же время, философски понятие «личность» рассматривается как свойство бытия, которое проявляет личные свойства субъекта посредством личного «Я». Ибо все действия и проявления своей природы личность «относит к себе, образуя таким образом «Я» природы». У И.П. Четверикова под определением «Я» понимается (в традициях кантовской терминологии) ноуменальный субстанциальный носитель личности как источника сознательной жизни субъекта. Им может быть личное Существо с абсолютными свойствами, как Бог, или с отно-

сительными и конечными свойствами, как человек. В любом случае, состояние «Я» выражает свойства, присущие конкретному личностному бытию: самостоятельность в речах и действиях, самобытность внутренней жизни, самоидентификация относительно внешних проявлений, отделенность «Я» от внешнего «Не-Я».

Отсюда, неделимо-единое личное Начало, как метафизическая форма бытия, объединяющая в себе и из себя посредством самосознания «Я» духовные и сущностные свойства применительно к абсолютному Существу, именуется у И.П. Четверикова понятием «абсолютная Личность». Оно проявляется в бытии абсолютного Существа как Бога, свойством которого является самосознание и духовность. Духовность является истоком нравственного закона, переданного человеку через образ Божий. Ибо в человеке «нравственный закон постулирует бытие абсолютного Существа, способного примирить нравственность и блаженство. Это требование нравственного закона недостижимо естественными силами человека», поэтому пример бытия нравственной абсолютной Личности жизненно требуется человеку. Личность как бытие абсолютных личностных свойств, предусматривает у И.П. Четверикова «возможность объективного значения понятия абсолютной Личности» и ответственность за свою деятельность. Условия существования абсолютной Личности означают наличие в бытии самосознания, как осознания «Я», абсолютных свойств свободы, творческой деятельности, единства, целостности и любви, как принципа существования.

Понятие «абсолютная Личность» также рассматривается И.П. Четвериковым в контексте его последующих статей «Критический индивидуализм в русской философии» [Четвериков, 1905, 9] и «Метод Фриза и его новой школы» [Четвериков, 1908], но уже в прикладном смысле, как включающее в себя самосознание Бога и форму Его выражения «Я» в рамках абсолютного бытия: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13., 15). Личностный уровень рассмотрения бытия отличается отношением к носителю личности как к субъекту живой целостности, нераздельному существу. Личность в учении И.П. Четверикова означает философское понятие как исток, начало бытия личных не выводимых не из чего абсолютных свойств - мышления, самосознания, духовнос-

ти и любви. Она способна существовать лишь в «Я» - конкретности субъекта. Личность соотнесена существованию в конкретной природе. Высшее единство реальной и идеальной природы, единство сознания и воли, выражается в бесконечной любви. Любовь как основание творения мира, обращаясь к человеку, возбуждает в нем любовь к Богу. Становление человеческой личности идет по примеру абсолютной Личности через процесс постепенного самопознания «Я», внутреннего раскрытия творческого и духовного потенциала через личностные свойства свободы, любви, открытости, творчества, самосознания, по аналогии, воспринятые человеком. Необходимость наличия в личности «сознания» вызвана потребностью объяснить тот факт, что вещи не только существуют, но еще фиксируются и познаются. Ответная любовь, возникая в человеке, пробуждает в нем любовь, направляя человека к обожению как единству его конечной личности с личным Богом. Таким образом очевидно, что личность как бытие, отражающее личное богопознание в человеке есть итог логической имманентности Бога миру. Диалектика онтологического отношения «личность - природа» постоянно присутствует в учении И.П. Четверикова о личности. Ибо личность, представляющая собой бытие живого субъекта, проявляющее личные свойства, с философской точки зрения всегда заключает в себе присущие ей предикаты субстанции, функции и процесса, существующие в ее составе и проявляющие себя одновременно. Личное бытие проявляется через субстанцию «Я», задающую образ бытия природы. Личность объективно предполагает в своей основе центральный пункт, объединяющее начало «Я». Субстанция означает то, что лежит в основе бытия, носитель личных свойств, «Я» как проявление личности и суммы свойств свободы, творчества, уникальности, единства, целостности, святости, самосознания. Абсолютная Личность есть функция таинственной связи Лиц между собой, проявление личностного Бытия. И одновременно абсолютная Личность есть таинственный для человека процесс ее внутренней жизни.

Главное условие личностного становления - «преодолеть свою индивидуальную замкнутость, раскрыть свою душу, разбив замыкающие ее грани» [Четвериков, 1949, 1, 11]. Судя по контексту, предполагается, что открытость

межличностного общения и уровень расположенности человека к своему окружению, создает желание подробнее понять иного человека и формирует мотивацию откровенной беседы с ним. К наглядным явлениям Четвериков относил ощущения и представления, которые определяли «жизнь личности, генетическую психологию и ее биологическую основу, эволюцию понятия души и психологию творческой личности» [Четвериков, Программа.., 1913, 54]. При этом, «ощущения есть первичные, личные переживания предметов, а представления - вторично воспроизведенные образы» [Извлечения.. , 1910, 9, 337] символически воплощенные в сознании.

И.П. Четвериков рассматривал «автономию» как признак самостоятельности бытия, направляемой разумом человека и чувством его совести. Ибо «разум познает себя через высший и безусловный практический закон, и также познает существо, которое сознает этот закон (нашу собственную личность)» [Кант, 2008, 212]. Налицо возможность личности как нравственного существа к самоопределению на основе своего этического представления. При достижении уровня духовной близости человек «узнает себя в «Ты» любимого им, поднимает «сокровенное» в свою сознательную жизнь и свое эмпирическое в повседневном опыте данное «Я» [Четвериков, 1949, 1, 11]. Проводится мысль, что в человеческой личности наличествуют два вида личностного «Я». Первое «Я» - изначальное, любящее другого «Ты». Второе «Я» - эмпирическое, которое растет, поднимаясь к Богу под влиянием изначального «Я». Но и любящее «Я» растет, стремится подняться до «Ты», происходит взаимный обмен «красотой» друг в друге, любящие все теснее срастаются друг с другом. Таким образом, возвышаясь душой в любви, люди приближаются друг к другу. Отсюда очевидно, что высшей формой человеческой любви для И.П. Четверикова была любовь, которая существует в духовном пространстве, где «жизнь должна состоять в единении с остальными через деятельную любовь и непрерывную помощь» [Четвериков, 1949, 1, 11]. При этом состояние тела вызывает переживания в сознании человека. Их совокупность образует физическую личность человека, ибо, «процессы мира отражаются на личности людей» [Четвериков, 1997, 335]. Четвериков называет здесь личнос-

тью то, что в психологии его времени именовалось термином «характер», допуская смешение понятий. Физические переживания, свидетельствуют об индивидуальном сочетании устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный способ поведения. Это тип характера, а не личности. Поэтому, анализ показывает терминологическое смешение смыслов понятий «личность» и «характер» в текстах лекций по психологии у И.П. Четверикова. Возможно виной этому термин, на котором основан его концепт личности - совокупность переживаний. Ибо переживания могут включать в себя и эмоции, и характер и даже темперамент, в то же время, влияя и на способности человека и даже отражая волю человека, управляя ей. Это некое синтезированное понятие, применение которого повлекло терминологическую эклектичность в определении личности. Единство и монолитность личности связывает ее элементы в единое действие в жизни человека. Отношение человека к человеку и «жизнь его в социальной среде вызывают ряд психических переживаний - желаний, стремлений». Эти «переживания в совокупности образуют социальную личность человека.» [Четвериков, 1997, 336]. Социальная личность ставится в зависимость от его сословного состояния (сословная личность) или от достигнутого им статуса (классовая личность). Под классом понимался не термин «класс» в марксистском смысле, а социальный ранг, принадлежность к профессиональной корпорации (преподавателей, судей). Очевидно, что переживания, которые человек испытывает в профессии или сословном происхождении интерпретируются как наличие социальной личности.

При этом нет сомнения в том, что рождение в сословной среде сообщает человеку особые переживания. Но эти переживания по сути дела только накладываются на душевную структуру и личностную основу человека, являясь вторичным, сопутствующим фактором развития его личности и природы. Безусловно, сама профессия как таковая, ее правила поведения, требуемая этика отношений внутри профессионального сообщества накладывают свою печать на поведенческие функции человека и в определённой степени корректируют его нравственные ценности. Но наличие этического кодекса чести у профессии, не является основанием для

именования профессиональных переживаний личностью. Одни люди, в силу своих личностных и природных особенностей предрасположены к одним видам работ, иные - к другим. Однако, личность - не только эмпирическое влияние сословной среды. И.П. Четвериков допускает смешение социальных категорий переживаний, как допускал смешение психологических и телесно-физических переживаний, относя и собирая все в понятие «личность».

Также, человек живет и в культурной среде для того, чтобы творить культуру. Он переживает различные эмоции в процессе творчества и эта совокупность, «обусловленная жизнью в культурной среде, образует культурную или «духовную» (Джеймс) личность человека» [Четвериков, 1997, 336]. Русский мыслитель апеллирует к концепции психологии У. Джеймса. Поэтому для необходимо остановиться на личности этого американского философа и психолога, одного из основателей и ведущего представителя прагматизма и функционализма. Он рассматривал сознание как индивидуальный «поток внутреннего мышления», в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. «Необходимость «сознания» вызвана потребностью объяснить факт, что вещи не только существуют, но еще фиксируются и познаются» [Джеймс, 1913, 105]. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. Сознание является функцией, которая развивалась потому, что была полезна человеку. Но сознание отражает не только внутри - душевные переживания человека. Ибо психология восприятия «представляет собою разрешение парадокса, по которому то, что кажется единой реальностью, в действительности занимает два места: одно - во внешнем пространстве, а другое - в уме человека» [Джеймс, 1913, 108]. Исходя из прагматического характера сознания, он обнаружил, что не так важно, что содержится в сознании, гораздо важнее, что сознание делает, ибо функция гораздо важнее, чем процесс. Основная функция сознания - выбор. Оно определяет цели человека, выживание посредством приспособления к окружающей среде. От среды, переживаний и волевых актов отталкивался и И.П. Четвериков, утверждающий, что существуют личности:

• «Физическая,

• Социальная,

• Духовная» [Четвериков, 1997, 336].

Последний тип личности активно проявляется именно в православной религии. Церковь означает целостное единство верующих в понятии «целостности, которая характеризует личность как единство множественности переживаний человека» [Четвериков, 1949, 2, 8]. Любовь в этой жизни есть некое «впитывание души» другого человека, введение души одного в душу другого, что подразумевает максимальную общность людей, жизнь общей жизнью. Человек становится сопричастен глубинным душевным качествам другого человека и переживает все сообща. Таким образом, И.П. Четвериков приписывает личности даже черту соборности, как способности понимания другого, вхождения во внутренний мир другого через душевный контакт общения. Человек изменяется «и поэтому, слившись душой с внутренне переродившимся человеком люди также внутренне перерождаются, хотя бы на небольшое мгновение». Применяется аналогия, сравнивая жизнь в семье с церковной жизнью, а духовную близость людей с действием на человека благодати. Единство душ есть «высшая степень любви друг к другу, где эта любовь сливается к любовью к Богу, в нас живущему» [Четвериков, 1949, 2, 9].

Литература

1. Извлечения из журналов Совета КДА за 1909 - 1910 гг. // Труды Киевской Духовной Академии. 1910. № 9. - С. 329-345.

2. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Типография Н.А. Гирит, 1903. -347 с.

3. Четвериков И.П., Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности. // Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 5. - С. 147158.

4. Четвериков И.П. Критический индивидуализм в русской философии. // Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 9. - С. 120-132.

5. Четвериков И.П. Метод философии Фриза. // Труды Киевской Духовной Академии. 1908.

- № 2. - С. 224-236, № 3. - С. 422-462, № 4. - С. 553-565.

6. Четвериков И.П., Программа лекций по психологии. // Отчет об общеобразовательно-педагогических курсах Херсонского губернского земства, организованных в Херсоне в 1913 г.

- Херсон: Херсонская Губернская Земская Управа, 1913. - С. 54-56.

7. Четвериков И.П., Церковь. // Вестник (Орган РСХД в Германии). Мюнхен. 1949. № 1.

- С. 5-15.

8. Четвериков И.П., Церковь (окончание). // Вестник (Орган РСХД в Германии). Мюнхен. 1949. № 2. - С. 8-17.

9. Четвериков Иван. Из лекций по общей психологии. - Гаврюшин Н.К., (ред.) // Русская религиозная антропология: в 2 т. // т. 2. - М.: Московский духовный фонд, МДА, 1997. - С. 335-343.

10. Бойко А., д. фил. н., Лещя - це ненадру-кована книга (публ^стика 1вана Четверикова) // Образ. Киев. - 2012. Выпуск 13. - С. 11-19/

11. Джеймс У. Существует ли сознание? // Новые идеи в философии. 1913. № 4. - 102-127.

12. Кант И. Критика практического разума. -. СПб: Наука, 2008. - 530 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.