ИСТОРИОГРАФИЯ/
УДК 930; 001.894.2
DOI: 10.24412/2070-9773-2024-8-13-20
Дата поступления (Submitted) 11.08.2024
Дата принятия к печати (Accepted) 21.08.2024
Историография науки: научные знания как источник инновации (на примере открытии и изобретении россииских
ученых конца XIX века). Часть 1
ЮЛИЯ БОРИСОВНА НАДТОЧИЙ
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры стратегического и инновационного развития, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва,
Российская Федерация 125167, Москва, Ленинградский пр., д. 49 e-mail: [email protected]
Аннотация. В качестве одной из историографических проблем можно выделить проблему определения того, какие открытия и изобретения дореволюционного периода времени могут претендовать на статус источника для конкретных инноваций, которыми человек пользуется и в настоящее время.
В работе предпринята попытка рассмотреть возможности применения результатов научных открытий и изобретений для создания/появления разного рода инноваций, а также проверить существующее предположение о наличии большого временного промежутка от открытия, изобретения до появления инновации на основе полученных научных знаний (или даже до появления инновационной идеи или решения). В связи с этим в статье особое внимание уделяется описанию сделанных открытий и изобретений, исходя из существующих сведений о них.
В проведенном исследовании отражен авторский взгляд на научные знания как на один из источников инноваций. Так как трактовки понятия «инновация» даются разными авторами с разных позиций и в зависимости от научной области (инновации в философии, инновации в технике, инновации в психологии, социальные инновации, инновации в управлении и пр.), а в царской России это понятие вообще отсутствует, то под инновациями (нововведениями) будем понимать различные новшества, которые внедряются, распространяются и, по возможности, коммерциализируются.
По результатам проведенной работы отмечено, что на текущий момент времени открытия и изобретения прошлых столетий, рассматриваемые в статье, не только не утратили своей актуальности, но и по-прежнему привлекают внимание исследователей из разных областей наук.
Ключевые слова: источники инноваций, открытия, изобретения, знания, инновации, наука, Российская империя
Historiography of Science: Scientific Knowledge as a Source of Innovation (Using the Example of Discoveries and Inventions of Russian Scientists of the Late 19th Century). Part 1
YULIA BORISOVNA NADTOCHIY
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of Strategic and Innovative Development, Financial University under the Government of the Russian Federation 49 Leningradsky Ave., Moscow, 125167, Russian Federation
e-mail: [email protected]
Abstract. As one of the historiographical problems, one can single out the problem of determining which discoveries and inventions of the pre-revolutionary period of time can claim the status of a source for specific innovations that a person uses at the present time.
The paper attempts to consider the possibilities of applying the results of scientific discoveries and inventions to create / appear various kinds of innovations, as well as to verify the existing assumption that there is a
HISTORIOGRAPHY
long time interval from discovery, invention to the appearance of innovation based on scientific knowledge (or even before the appearance of an innovative idea or solution). In this regard, the article pays special attention to the description of the discoveries and inventions made, based on the existing information about them.
The study reflects the author's view of scientific knowledge as one of the sources of innovation. Since interpretations of the concept of "innovation" are given by different authors from different positions and depending on the scientific field (innovations in philosophy, innovations in technology, innovations in psychology, social innovations, innovations in management, etc.), and in tsarist Russia this concept does not exist at all, then by innovations we will understand various innovations that are introduced, disseminated and, if possible, commercialized.
According to the results of the work carried out, it is noted that at the current time, the discoveries and inventions of the past centuries, considered in the article, have not only not lost their relevance, but also continue to attract the attention of researchers from different fields of sciences.
Keywords: sources of innovation, discovery, invention, knowledge, innovation, science, Russian Empire
1. Введение
Историография показывает, что вопросы появления и накопления разнообразных знаний давно интересуют людей. Начиная с древних времен знания считаются ценным ресурсом, главное уметь этим ресурсом грамотно и вовремя воспользоваться, а значит и правильно управлять этим ресурсом. Сейчас существуют мнения, что будущее экономики за производством знаний. А процесс приращения/расширения знаний происходит и за счет череды научных открытий и изобретений.
Для проведенного исследования представляется важным сначала обратиться к классификации знаний, изучить трактовку понятий «открытие», «изобретение» и «инновация».
Знание понимается по-разному, однако все сходятся во мнении, что это обладание определенными сведениями. Также знание может рассматривается в разных значениях: «одно значение «знания» - это то, что познано, другое - сам факт познания» [1, с. 42]. С экономической точки зрения знание можно рассматривать и в качестве конечного продукта (знание как конечный продукт) и это знание можно подразделить на два вида: продукт для потребления и для капиталовложений (инвестиций) [1, с. 59].
Существующих классификаций знаний множество: 1) научные - не научные, 2) практические
- теоретические; 3) личные - общественные; 4) исторические, гуманитарные, технические и пр. Обратимся к классификации Ф. Махлупа.
На основе субъективного подхода (критерий
- субъективное познанное для познавшего) к знаниям Ф. Махлуп предлагает их делить на пять видов: 1) практические (профессиональные, политические знания, знания в области конкретной экономики, в области домоводства, знания рабочего, прочие практические знания), 2) интеллектуальные, 3) будничные и «развлекательные», 4) духовные и 5) ненужные знания [1, с. 51].
Ф. Махлуп предлагает и такую типологию знаний наряду с другими существующими классификациями типов знаний, как: «общественно новые знания» - знания, которыми ранее никто не располагал и «субъективно новые знания» -передача «старых» (уже известных) знаний дру-
гим людям [1, с. 36].
Как уже было сказано выше в общем смысле знания - это определенные сведения, а научные знания - это достоверные, проверенные (и проверяемые с научной точки зрения), доказанные/ подтвержденные сведения в какой-либо области.
В связи с тем, что «знание как факт познания добывается с помощью таких действий, как речь плюс слушание, письмо плюс чтение, а также с помощью открытий, изобретений, гипотез» [1, с. 43] в качестве источника инноваций рассмотрим полученные российскими учеными в конце XIX века научные знания в результате сделанных ими научных открытий и изобретений.
Наряду с научными знаниями, выделяются и другие разнообразные источники (в том числе, и ненаучные знания) для разного рода появления инноваций/инновационных решений в жизни человека.
Так, П. Друкер выделяет семь источников инноваций или инновационных возможностей (в отношении предпринимательской деятельности) - это: 1) неожиданное событие; 2) несоответствие (между тем, что есть и что должно быть); 3) недостатки; 4) перемены/изменения в отрасли или на рынке; 5) демографические изменения; 6) изменения в восприятии потребителей; 7) новые знания (научные и ненаучные) и отмечает, что первые четыре источника находятся в рамках предприятия, а последние являются внешними и что между ними нет четких границ, а наоборот, можно говорить о некотором их дублировании [2, с. 35]. Действительно, все перечисленные источники инновационных возможностей, так или иначе, опираются на необходимый набор знаний для тех изменений, которые должны произойти на их основе и в конечном счете привести к появлению инновации.
В соответствии с определенной темой этого исследования рассмотрим более подробно последний и внешний источник инноваций -знания. П. Друкер считает, что «вопреки почти всеобщему убеждению, новые знания - и особенно новые научные знания - не являются самым надежным или наиболее предсказуемым источником успешных инноваций. Несмотря на
всю видимость, очарование и важность научно обоснованных инноваций, на самом деле они являются наименее надежными и наименее предсказуемыми» [2, с. 36] и указывает на то, что это самый сложный и длительный по времени источник для появления и реализации инноваций, имеющий свои особенности, которые необходимо учитывать: «сочетание двух характеристик инноваций, основанных на знаниях, -длительный временной период и конвергенция - придает инновациям, основанным на знаниях, свою специфику» [2, с. 120].
Интерес в связи с рассматриваемым источником инновационных идей, решений представляют и рассуждения философов, например, Р. Декарта. У Рене Декарта очень много рассуждений, представляющих интерес и для современного человека. В «Правилах для руководства ума» Рене Декарт рассуждает о научном знании и познании и дает определенные рекомендации «правило 3: В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что о них думают другие или что мы предполагаем о них сами, но то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе. Необходимо читать книги древних писателей, ибо нам доставляет огромную выгоду использование трудов столь многих людей как потому, что мы узнаем от них о полезных открытиях, которые были некогда совершены, так и потому, что они напоминают нам, что еще осталось открыть во всех науках. Однако есть большая опасность, как бы слишком старательное чтение этих книг не ввело нас в некоторые заблуждения вопреки нашему желанию и без нашего ведома, ибо все писатели, по неосмотрительному легковерию придерживающиеся спорных мнений, имеют обыкновение пускать в ход самые хитроумные доводы, для того чтобы нас убедить, а всякий раз, когда им посчастливится найти что-нибудь достоверное и очевидное, они стараются изложить это нам не иначе, как с различными двусмысленностями, разумеется, боясь того, что простота их приемов умалит достоинства их открытия, либо не желая говорить об открытой истине» [3, с. 84 - 85].
Знания нужны для любой деятельности человека, в том числе, и для инновационной деятельности, а инновации являются как раз результатом в основном этого вида деятельности.
Знания можно рассматривать и как источник и как своеобразную базу/основу для появления инноваций. Для разработки и внедрения конкретной инноваций нужны определенные дополнительные знания, помимо тех, что получены научным путем: знания рынка, знания потребностей, некоторые технические знания, знания старого продукта (того, что уже существует) и знание нового, новых возможностей, а самое главное - когда это реализовать, воплотить (чтобы все было своевременно и доработано
и никто при этом не опередил, и инновация не устарела еще до выхода на рынок и пр.). Отсутствие или недооценка таких знаний может привести к созданию инновации, невозможной для реализации с физической/технической точки зрения (машина времени интересует человечество с давних времен и если даже взять не саму машину, а какие-то инновации, позволяющие нам остановить ход времени, то они пока невозможны) или инновации, которая не будет пользоваться спросом и пр.
Так, если обратиться к классификации инноваций (к «осуществлению новых комбинаций») Й. Шумпетера: «1) изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага; 2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара; 3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет; 4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать; 5) проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия» [4, с. 132 - 133], то очевидно, что знания как источник «осуществления» этих «комбинаций» лежат в основе всех перечисленных им этих пяти видов («случаев» [4, с. 132]), т.е. здесь необходимы: 1) знания, чтобы изготовить новое, 2) знания, чтобы внедрить новое, 3) знания для освоения нового рынка сбыта, 4) знания для получения нового источника сырья или полуфабрикатов и 5) знания для проведения нужной реорганизации.
Анализ литературы показал, что у изобретений и открытий есть своя классификация и также не одна. Тут можно привести столько разных примеров: одновременные/параллельно сделанные и повторяющие друг друга открытия в одной области разными учеными из разных стран (это могут быть одинаковые открытия, которые сделаны примерно в одно и то же время разными людьми и открытия, которые делаются дважды одним человеком), открытия, опережающие свое время, запаздывающие или ошибочные открытия, случайные открытия и пр. Иногда, чтобы прийти к какому-то открытию ученый получает множество отрицательных результатов. Иногда открытие в одной области способствует
Таблица 1. Сравнение понятий «открытие», «изобретение» и «инновация»
Параметр Инновация Открытие Изобретение
Суть или значение Внедренное новшество, практически используемое, распространяемое Изучение неизвестных данных, получение определенных результатов Новые приспособления, решения (механизмы, приборы, методы, инструменты и пр.), созданные человеком
Коммерциализация Направлены на получение выгоды, прибыли Не преследует этой цели (но может быть коммерциализировано) Не преследует этой цели (но может быть коммерциализировано)
Происхождение Необходимы определенные цель и обоснование (техническое, экономическое) Случайно или в результате научного поиска Преднамеренно, в результате поиска и случайно (также в результате воплощения открытия)
Направленность на результат Направлено на улучшение, усоврешенствование (с целью удовлетворения или создания потребностей) Получить истинные/ достоверные знания (но может способствовать усовершенствованию чего-либо) Направлено на изучение, понятие, объяснение, доказательство чего-либо и может способствовать усовершенствованию чего-либо
Концепция Новое осуществление, использование того, что уже есть Обнаружение, выявление, описание существующего Реализация идеи, поверка гипотез, преобразование действительности
Цель Решение неудовлетворенных проблем (в том числе, новыми способами), коммерциализация и реализация идей Получить новые сведения, понять, изучить существующие явления и пр. (соответственно, появляются новые возможности) Достижение определенных новых результатов, решение определенных проблем
Основа Спрос и потребности, творчество Творчество, научный поиск, научный интерес Интеллектуальная деятельность, результаты научных открытий, научный поиск
Полученный результат Новый продукт или услуга (иногда и новое знание, информация, идея) Новые виды, объясненные явления, законы природы и пр. Новые технологии, методы,процессы
случайному и неожиданному открытию совершенно в другой. Также открытие может произойти совершенно случайно, но с последующей научной доработкой его объяснения. Как видно из приведенных примеров: вариантов множество, а, соответственно, и выделяемых видов.
Далее рассмотрим, какие существуют различия между понятиями «открытие», «изобретение» и «инновация». В таблице 1 представлены несколько условные данные: выражена авторская позиция по изучаемым понятиям, хотя в словарях времен изобретений и открытий, понятия «открытие» и «изобретение» трактовались часто совместно (во взаимосвязи).
В целом, открытия и изобретения - это объяс-
нение непонятного или создание чего-то ранее не существовавшего посредством экспериментов, упорного труда, непрерывных научных изысканий, поиска закономерностей, полученных необходимых знаний, существующего опыта, путем проб и ошибок и пр.
Для самого открытия и/или изобретения необходим определенный период времени. В работе «Технологическое прогнозирование» рассматриваются технологические нововведения и указывается на то, что «никакое технологическое устройство не переходит непосредственно из ума изобретателя в сферу широкого использования» [5, с. 12], а проходит ряд определенных этапов (но не всегда через все этапы): «... будем
использовать <...> этапы для иллюстрации тех изменений, которые претерпевает каждое нововведение, начиная с момента его открытия и кончая успешным его осуществлением: 1) научные открытия; 2) лабораторные исследования; 3) разработка производственных образцов; 4) коммерческое внедрение или использование в производственных условиях; 5) широкое распространение в данной отрасли хозяйства; 6) применение в других отраслях хозяйства; 7) социальные и экономически результаты внедрения нововведения» [5, с. 13].
В российской научной мысли принято разделять понятия «новация» и «инновация». Существует мнение, что новация - это идея, разработка этой идеи, а инновация - реализация этой проработанной идеи на практике (в том числе с последующим распространением и коммерциализацией). П. Друкер в предисловии к книге «Рынок: как выйти в лидеры» утверждает, что с точки зрения предпринимателя «инновацию можно оценить не по ее оригинальности, научному содержанию или продуманности, а по ее успеху на рынке» [2, с. VIII]).
Исходя из опыта, можно сказать, что решение каких-то вопросов/проблем с помощью создания/производства разных новых товаров, предложения услуг, в том числе, на основе сделанных открытий и изобретений, а также их (товаров, услуг) непрерывное улучшение - это и есть инновации.
Таким образом, новацию (новшество) и инновацию (нововведение) можно рассматривать как создание и внедрение нового на основе существующего открытия или изобретения. Это идея и ее практическая реализация как использовать то, что уже есть (что открыто и изобретено) по-новому с целью развития экономики, повышения качества жизни и пр.
Здесь для наглядности приведем несколько небольших примеров разных открытий и изобретений. В качестве иллюстрации длительного периода времени, затраченного на описание природного явления, возьмем пример с открытием и объяснением радуги, а как пример преждевременного изобретения, изобретение Леонардо да Винчи аппаратов для полета человека.
Интересный, своеобразный жизненный цикл от открытия до изобретения и потом до инновации можно проследить на примере такого природного явления как радуга. Здесь не ставилась задача подробно изучить все научные изыскания, связанные с этим уникальным явлением, но отмечаются основные вехи в его исследовании для примера.
Наверное, бесполезно сейчас выяснять кто первым открыл радугу (увидел на небе, заинтересовался), здесь открытие сделано тем, кто первый ее пробовал объяснить и доказать ее появление с научной точки зрения. И здесь мнения расходятся. Однако признается, что первым, кто
правильно объяснил стал И. Ньютон, но сделал он свое объяснение с использованием работ предыдущих исследователей.
Не углубляясь в конкретные исследования приведем некоторые сведения из трудов разных ученых, исследовавших и пытавшихся описать/ объяснить радугу.
В трудах Аристотеля (384 - 322 годы до нашей эры) уже встречается описание радуги: «после осеннего равноденствия, когда дни короче, [радуга] возникает в любое время дня, но летом никогда не бывает в полдень. И более двух радуг одновременно не бывает. Каждая из таких [одновременных радуг] трехцветна, причем и в той, и в другой равное число тех же самых цветов, но во внешней радуге они бледнее и расположены в обратном порядке» [6, с. 514].
Марк Антоний де Доминис (1560 - 1624 гг.) в своих работах касается трудов других ученых, написанных ранее о радуге, в том числе, и труда Аристотеля. В своем трактате де Доминис описывает разные опыты со стеклянными сосудами и шарами, наполненными водой и пытается дать свое объяснение появлению и составу цветов радуги [7, с. 1 - 78]. С научной точки зрения его труд был признан научными последователями/ соратниками в изучении рассматриваемого природного явления (И. Ньютоном). Так, в Британской энциклопедии описываются опыты Марка Антония де Доминиса: «чей трактат «О радуге зрения и света» был опубликован Дж. Бартолу-сом в 1611 году <...> он раздобыл небольшой шар из прозрачных стекол и рассматривал его, когда он был выставлен на лучи солнца <...> границы, в которых формируются цвета радуги, и проход луча света через каплю воды были явно недостижимы; но философы были в то время на высоте, когда они пытались найти объяснения для всех конкретных цветов, а также для порядка их расположения <...> когда сэр Исаак Ньютон открыл различную преломляемость лучей света, он немедленно применил свою новую теорию света и цветов к явлениям радуги, сделав этот замечательный объект философских исследований тем, о чем Доминис и Декарт из-за отсутствия этих знаний, были вынуждены забыть из-за своего непреодолимого несовершенства» [8, с. 320 - 321].
В своих работах Р. Декарт (1596 - 1650 гг.) описывает свои рассуждения о разных явлениях природы, в том числе, и о радуге: «радуга - столь замечательное чудо природы, и над ее причинами, до сих пор столь мало известными, во все времена столь настойчиво задумывались пытливые умы, что мне трудно найти вопрос, на котором я лучше мог бы показать, каким образом при помощи применяемого мною метода можно прийти в знаниям, которыми не обладали те, чьими сочинениями мы располагаем <...> я поставил себе целью создать очень большую каплю, чтобы иметь возможность лучше ее рас-
смотреть» [9, с. 264 - 265]) и далее подробно описывает все проведенные им опыты и полученные результаты.
В трактате «Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света» Исаак Ньютон (1643 - 1727 гг.) дополняет теории Декарта и де Доминиса, ставя задачу: при помощи обнаруженных свойств света объяснить цвета радуги и описывает это явление так: «эта дуга видна только при дожде и солнце; она может быть получена искусственно при разбрызгивании воды, когда вода разбивается в воздухе, рассыпается на капли и падает вниз подобно дождю. Ибо солнце, освещая эти капли, несомненно, сделает эту дугу видимой для наблюдателя, стоящего в надлежащем положении к дождю и солнцу. Поэтому теперь согласились в том, что радуга образуется вследствие преломления солнечного света в каплях падающего дождя» [10, с. 147 - 148; 11, с. 126 - 127].
И после И. Ньютона тоже продолжилось изучение этого природного явления (изучали другие виды радуги).
Итак, понадобился не один век для открытия «секретов» радуги. А появлению каких же инноваций это открытие способствовало? Что касается инноваций/инновационных идей относительно применения результатов открытий, сделанных ранее в отношении радуги, то здесь можно назвать много совершенно разнообразных инновационных идей и решений. Рассмотрим некоторые из них.
На сайте FOX News Media в разделе «наука» опубликована статья «Художник строит машину для создания радуги», в которой описана реализация инновационной идеи о создании искусственной радуги в любое время, когда только человеку захочется ее увидеть [12]. Здесь изобретение этой машины можно рассматривать уже как инновацию.
Производство радужной голографической пленки для окон, которая позволяет «пользователям контролировать цветовые узоры и интенсивность в зависимости от своих предпочтений», и к тому же изготовлена из экологически чистых, прочных и безопасных материалов (рассматривается как инновационные решения в дизайне) [13].
Также практически каждый человек в своей жизни делает какие-то открытия, проводит какие-то бытовые эксперименты, например, для повышения уровня своего комфорта в быту. И даже открытие на бытовом уровне может приводить к появлению инновационных идей и решений (ненаучное знание как источник инноваций).
Как пример своего открытия в домашних условиях или в условиях учебной аудитории можно привести следующий опыт: наполнить небольшую емкость водой, погрузить туда под удобным углом зеркало наполовину, за емкость с водой с противоположной от зеркала стороны
поставить лист белой бумаги и направлять на зеркало свет фонаря под разными углами, пока на бумаге не появится радуга. И это домашнее открытие тоже может стать источником для инноваций, например, создание и реализация разных исследовательских проектов (как учебных, так и научных): проекта приручения радуги, конкурса по разгадыванию загадки радуги и пр. (как инновационные обучающие технологии).
Ярким примером открытий и изобретений, опережающих свое время по разным причинам (отсутствие необходимых материалов, технологий, неготовность людей принять и сделать, реализовать, понять открытие, как воспользоваться им и пр.) и которые в силу этих же причин нельзя было в то время доработать до действенных образцов, является пример изобретений Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.).
Однако сквозь годы этим человеком и его изобретениями не перестают восхищаться, например, в биографическом описании, изданном в 1898 году, написано: «ни один человек не обладает всецело всеми свойствами, совокупность которых дает представление о совершенном человеке. Леонардо да Винчи только потому удивительный человек, что он был совершенным человеком. Образ ведет его к мысли, деятельность - к знанию, знание приводит его опять к действию, мысль - к чувству и образу» [14, с. 208].
В Британской энциклопедии о Леонардо да Винчи можно выделить следующие сведения: «знание и действие привлекали его в равной степени, а в искусстве, которое состоит в том, чтобы делать, его усилия часто были парализованы напряженным желанием знать. Жажда знаний впервые пробудилась в нем из-за желания усовершенствовать образы красоты и могущества, которые он должен был создавать. Отсюда в нем выросла страсть к знаниям ради них самих <...> в науке он был первопроходцем, работавшим исключительно на будущее и в значительной степени в одиночку <...> в науке он был первым среди современных людей, кто поставил перед собой большинство из тех проблем, над решением которых в одиночку или сообща трудились бесчисленные исследователи последующих поколений» [15, с. 452 - 453].
Сам Леонардо да Винчи так описывает свои размышления о полете («летании»): «птица -действующий по математическим законам инструмент, сделать который в человеческой власти со всеми движениями его, но не с столькими же возможностями; но имеет перевес она только в отношении возможности поддерживать равновесие» [16, Т. 1, с. 144], «для того, чтобы дать истинную науку о движении птиц в воздухе, необходимо дать сначала науку о ветрах, которую докажем посредством движений воды. Наука эта, в своей сути чувственная, образует лестницу, ведущую к познанию того, что летает в возду-
хе и ветре» [16, Т. 1, с. 145], «плавание показывает способ летания <...> ту же роль выполняет птица крыльями и хвостом в воздухе, какую пловец руками и ногами в воде» [16, Т. 1, с. 145 - 146].
А для испытания одного из своих летательных аппаратов (так называемого, махолета) Леонардо да Винчи дал следующие рекомендации: «надобно знать, что опускание крыльев может быть произведено силою обеих ног одновременно, - для того, чтобы ты мог задерживаться и оставаться в равновесии, опуская одно крыло быстрее другого, по надобности, так, как ты видишь это делают ястреба и другие птицы. И еще: опускание двумя ногами всегда сильнее, чем одной; во всяком случае верно, что движение в этом случае медленнее. Когда нужно крылья поднять, то это должно совершаться силою пружины, или, если хочешь, рукою; или еще лучше, - поднимая ноги, что лучше, потому что руки у тебя тогда свободнее» [16, Т. 1, с. 169].
В качестве примера инноваций можно привести разнообразные модели разных летательных аппаратов, прототипы которых предлагал Леонардо да Винчи много веков назад: вертолетов, махолетов (орнитоптеров), дельтапланов и пр., выпускающихся и использующихся до сих пор.
Феномен Леонардо да Винчи подтверждают и опубликованные лекции нашего ученого-изобретателя А.Г. Столетова «Леонардо да Винчи, как естествоиспытатель». Вот какое мнение высказывает в лекции Александр Григорьевич о Леонардо да Винчи: «знаменитый ученый <...> Герман фон-Гельмгольц, в одной из своих блестящих популярных бесед сопоставляет два славных имени, как образец высокоразвитого дара «художественной индукции» (kflnstlerische Induction), указывая, что обладатели такого дара не только достигали великого в искусстве, но оставляли глубокий след и в науке своего времени. Это имена Гете и Леонардо да-Винчи. Известно, что тот и другой посвятили много труда занятиям научным; известно, что у них мы находим предвосхищение двух самых плодотворных идей современного естествознания, - идеи эволюции (у Гете), идеи сохранения энергии (у Винчи) <...> Первоклассный художник уживается здесь с исследователем, который восхваляет опыт, как единственную основу знания, и признает математический анализ необходимым горнилом истинного исследования <...> В чем же состоит его научная метода? Предваряя Бекона и Декарта, Леонардо да-Винчи проповедует опыт как исходную точку естествознания, математическую форму - как заключительную стадию <...> Леонардо вырабатывает целую теорию волнообразного движения воды и воздуха, с живым чувством важности и изящества этого учения <...> Особенно любопытны в этой технической области размышления Винчи о плавании и летании. Он изобретает спасательный пояс, машину для хождения по воде, знает какой-то
секрет ходить под водою, но не описывает его, боясь злоупотреблений (вероятно, нечто в роде водолазного колокола). Он видит сходство процессов плавания и летания. Там и здесь механическая задача по существу одна и та же <...> Полет возможен для человека, ибо птицы летают. Надо изучить эту живую машину и приноровить те же принципы к весу и строению тела человека. Замечательно, что, будучи знаком, как мы видели с принципом аэростата, он в нем ищет решения задачи о полете» [17, с. 233 - 252].
Эта два примера наглядно демонстрируют наличие большого временного периода от открытия и/или изобретения до появления инноваций.
В качестве наглядного примера цикла «открытие - изобретение (или открытие, изобретение) - инновация (и)» без установления временного периода и авторства можно привести пример с открытием ультрафиолетового излучения: открытие ультрафиолетового излучения - изобретение на этой основе искусственных источников ультрафиолетового излучения (УФ-излучения), например, ультрафилетовых ламп - появление инноваций: создание таких инновационных решений, как например, загар в помещении в любую погоду и в любое время года (появление солярия), создание разнообразных приборов для ухода за кожей/косметических процедур с использованием ультрафиолетового излучения и пр.
В соответствии с проверкой гипотезы о большом временном лаге от открытия и/или изобретения до появления инновации на их основе следует обратить внимание на следующие обстоятельства: 1) у инноваций, в отличие от изобретений и открытий, не всегда есть авторство, поэтому иногда трудно установить точное время появления инновации; 2) для некоторых изобретений потребовалась серия открытий и других изобретений (как, например, изобретение телевидения, которое тоже можно считать определенной инновацией); 3) не все инновации сразу воспринимаются и «приживаются», иногда позже новое исходит из хорошо забытого старого, опережающего свое время и пр.
В прошлые века знания подвергались тщательному изучению, проверке, подтверждению полученных результатов и только тогда признавалось открытие или изобретение. В современном мире, сейчас благодаря современным существующим возможностям знания распространяются с геометрической прогрессией и все проверить, систематизировать, изучить становится практически невозможным, особенно процесс распространения сгенерированных знаний с помощью искусственного интеллекта.
В связи с изложенным не по всем открытиям и изобретениям, рассматриваемым в статье, можно точно сказать о времени между изобретением и появлением на его основе инновации,
однако по возможности попытаемся опреде- до инновации. лить временной лаг именно уже от принятого
научным сообществом открытия и изобретения Продолжение следует Литература и источники
1. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Пер. с англ. И. И. Дюмулена [и др.]. Москва: Прогресс, 1966. 462 с.
2. Drucker P. F. Innovation and entrepreneurship: Practice and principles. N.Y.: Harper & Row, 1985. 277 p.
3. Декарт Р. Избранные произведения: К трехсотлетию со дня рождения (1650-1950): Пер. с фр. и латин. Москва: Госполитиздат, 1950. 712 с.
4. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. М.: Экс-мо, 2008. 864 с.
5. Мартино Дж. П. Технологическое прогнозирование: Пер. с англ. Москва: Прогресс, 1977. 591 с.
6. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1981. 613 с.
7. Marcus Antonius De Dominis. De radiis visus et lucis in vitris perspectivis et iride. 1611. 78 p. (in Latin).
8. Encyclopaedia Britannica: or, A dictionary of arts, sciences, and miscellaneous literature. Edinburgh: Printed for A. Bell and C. MacFarquhar, 1797. Vol. 13. 800 p.
9. Декарт Р. Рассуждение о методе с приложениями. Диоптрика, метеоры, геометрия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. 656 с.
10. Newton I. Opticks: or, A treatise of the reflections, refractions, inflections and colours of light. London: Printed for William Innys at the West-End of St. Paul's, 1721. 382 p.
11. Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света / Пер. с 3-го англ. изд. 1721 г. с примеч. С. И. Вавилова. Москва. Гостехиздат, 1954. 368 с.
12. Artist Builds Rainbow-Making Machine // FOX News Network, LLC. [Электронный ресурс]. URL: https://www. foxnews.com/science/artist-builds-rainbow-making-machine (дата обращения: 15.07.2024).
13. The Art of Light and Color: Unveiling the Beauty of Rainbow Window Film // DHgate.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dhgate.com/blog/rainbow-window-film/ (дата обращения: 15.07.2024).
14. Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый (1452-1519). Опыт психологической биографии / Пер с фр. Санкт-Петербург, 1898. 336 с.
15. Encyclopaedia Britannica: A Dictionary of Arts, Sciences, Literature and General Information; Vol 16. L to Lord Advocate. England: 1911, 992 p.
16. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: в 2 т. М.; Л.: Academia, 1935.
17. Общедоступные лекции и речи Александра Григорьевича Столетова: с фототип. портр. и биогр. очерком, сост. К. Тимирязевым. Москва: М. и С. Сабашниковы, 1902. 260 с.
References
1. Mahlup F. Proizvodstvo i rasprostranenie znanij v SSHA [Production and dissemination of knowledge in the USA]. Moscow: Progress Publ., 1966, 462 p. (in Russian).
2. Drucker P. F. Innovation and entrepreneurship: Practice and principles. N.Y.: Harper & Row, 1985, 277 p.
3. Dekart R. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]: K trekhsotletiyu so dnya rozhdeniya (1650-1950). Moscow: Gospolitizdat, 1950, 712 p. (in Russian).
4. Shumpeter I.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya [Theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy]. Moscow: Eksmo Publ., 2008, 864 p. (in Russian).
5. Martino Dzh. P. Tekhnologicheskoe prognozirovanie [Technological forecasting]. Moscow: Progress Publ., 1977, 591 p. (in Russian).
6. Aristotel'. Sochineniya [Writings]: In 4 v. V. 3. Moscow: Mysl' Publ., 1981, 613 p. (in Russian).
7. Marcus Antonius De Dominis. De radiis visus et lucis in vitris perspectivis et iride, 1611, 78 p. [in Latin]
8. Encyclopaedia Britannica: or, A dictionary of arts, sciences, and miscellaneous literature. Edinburgh: Printed for A. Bell and C. MacFarquhar, 1797, v. 13, 800 p.
9. Dekart R. Rassuzhdenie o metode s prilozheniyami. Dioptrika, meteory, geometriya [A discussion about the method with applications. Diopters, meteors, geometry]. Moscow: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSr, 1953, б5б p. (in Russian).
10. Newton I. Opticks: or, A treatise of the reflections, refractions, inflections and colours of light. London: Printed for William Innys at the West-End of St. Paul's, 1721, 382 p.
11. N'yuton I. Optika ili traktat ob otrazheniyah, prelomleniyah, izgibaniyah i cvetah sveta [Opticks: or, A treatise of the reflections, refractions, inflections and colours of light]. Moscow, Gostekhizdat Publ., 1954, 368 p. (in Russian).
12. Artist Builds Rainbow-Making Machine. FOX News Network, LLC. Available at: https://www.foxnews.com/science/artist-builds-rain-bow-making-machine (accessed: 15.07.2024).
13. The Art of Light and Color: Unveiling the Beauty of Rainbow Window Film // DHgate.com. Available at: https://www.dhgate.com/ blog/rainbow-window-film/ (accessed: 15.07.2024).
14. Seajl' G. Leonardo da Vinchi kak hudozhnik i uchenyj (1452-1519). Opyt psihologicheskoj biografii [Leonardo da Vinci as an artist and scientist (1452-1519). The experience of psychological biography]. St. Petersburg, 1898, 336 p. (in Russian).
15. Encyclopaedia Britannica: A Dictionary of Arts, Sciences, Literature and General Information; Vol 16. L to Lord Advocate. England. 1911, 992 p.
16. Leonardo da Vinchi (1935). Izbrannye proizvedeniya [Selected works]: in 2 v. Moscow; Leningrad: Academia Publ., 1935 (in Russian).
17. Obshchedostupnye lekcii i rechi Aleksandra Grigor'evicha Stoletova [Public lectures and speeches by Alexander Grigoryevich Stole-tov]. Moscow, M. i S. Sabashnikovy Publ., 1902. 260 p. (in Russian).
© «Клио», 2024 © Надточий Ю.Б., 2024