АПФ&ПЛ
Оригинальная статья УДК 81-112
DOI: 10.29025/2079-6021-2021-3-172-182
Тематический выпуск ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ З КУЛЬТУР: ТРАДИЦИИ З ИННОВАЦИИ
CIP&PL
LANGUAGES AND CULTURES IN CONTACT: TRADITIONS AND INNOVATIONS
http://philjournal.ru 2021 No 3 172-182
Историография как предмет концептуально-ценностного анализа (на материале источников о МИШЕЛЕ МОНТЕНЕ)
В.А. Райскина
Московский городской педагогический университет;
129226, Москва, Российская Федерация, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4; ORCID ID: 0000-0003-0610-6458; Researcher ID: X-7555-2018
Резюме: Статья посвящена описанию процедуры и результатов концептуально-ценностного анализа источников, посвященных жизни и творчеству писателя XVI в. и философа-гуманиста Мишеля Монте-ня. Целью концептуально-ценностного анализа служит выявление содержательных, онтологических и ценностных смыслов, представленных в сформированном историографическом корпусе. Материалом для анализа послужили тексты на русском, английском, французском, итальянском, немецком и украинском языках, относящиеся к научному и научно-историческому дискурсу вариативной тематики, объединенные персоналией М. Монтеня. Обосновывается введение и применение термина историография персоналии как текстового репертуара, формирующего сбалансированный корпус, который содержит информации об отдельной личности на примере М. Монтеня.
Концептуальные и аксиологические компоненты рассматриваются на паратекстовом уровне. Проведенный лингвоаксиологический анализ заголовков научных трудов о М. Монтене направлен на выявление средств выражения субъективной оценки и аксиологических доминант в дискурсе современных исследователей в отношении жизни, деятельности и творчества философа эпохи Возрождения. Целью комплексного исследования заголовков, сочетающего лексико-семантический, концептуальный, аксиологический и контент-анализ, является классификация концептов, которые выражают центры научного интереса исследователей М. Монтеня, а также выявление аксиологических доминант исследований. В результате предпринятого анализа детерминированы базовые концептуальные поля - совокупности репрезентантов концептов, объединенных общими признаками. Рекуррентные концепты относятся к полям, которые отличаются высокой вариативностью: философские взгляды; литературное творчество; ценности и антиценности; другие; самоидентичность; интертекстуальность; политика; телесность; обучение и воспитание. Сформированный историографический корпус содержит исследования, направленные на всестороннюю реконструкцию личности, творчества, мышления и деятельности М. Монтеня. Актуальность предпринятого исследования обосновывает концептуальная поливалентность, которая свидетельствует об отсутствии выработанного в кругу ученых единого мнения относительно исследуемой персоналии.
Ключевые слова: оценка, историография, историография персоналии, концептуальный анализ, аксиологический анализ, концептуальное поле, Мишель Монтень.
Для цитирования: Райскина В.А. Историография как предмет концептуально-ценностного анализа (на материале источников о МИШЕЛЕ МОНТЕНЕ). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №3. С. 172-182.
* © Солунова Я.А., Данилова Ю.Ю., 2021.
[gv ф I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons. org/licenses/by/4.0/
Original Paper
DOI: 10.29025/2079-6021-2021-3-172-182
Historiography as a Subject of Conceptual and Axiological Analysis (Based on Sources about MICHEL MONTAIGNE)
Valeriya A. Rayskina
Moscow City Pedagogical University;
4, 2-nd Selskohozjajstvennyj, Moscow, Russian Federation, 129226;
ORCID ID: 0000-0003-0610-6458; Researcher ID: X-7555-2018
Abstract: The paper presents the procedure and results of conceptual and axiological analysis based on sources related to life and work of the XVIth century writer, humanist, and philosopher Michel Montaigne. The aim of the conceptual and axiological analysis is to identify notional, ontological, and value-based categories in the prepared historiographical corpus. The analysis was based on Russian, English, French, Italian, German, and Ukrainian texts related to scientific and historical discourse of various themes but united in personality of M. Montaigne. The study appeals to the term personal historiography introduced and used as textual repertory, which forms a well-balances corpus representing the information about a person in the example of M. Montaigne.
Several conceptual and axiological components are revealed on the paratextual layer. The linguistic-axi-ological analysis of titles of texts about M. Montaigne aims to reveal recurrent means used to express verbal subjective evaluations and axiological dominants in modern researchers' discourse dedicated to life, work, and art of the Renaissance philosopher. The overall purpose of the multidisciplinary study of titles, which includes lexical, semantical, conceptual, axiological and content-analysis is to classify concepts, representing central concerns of Montaigne's researchers, but also to identify axiological dominants of these researches. The analysis resulted in the determination of several basic concept fields perceived as set of concepts' representations with common features. All the recurrent concepts belong to highly various fields: philosophical beliefs; writing; values and anti-values; others; self-identity; intertextuality; politics; physicality; teaching and education. The formed historiographical corpus contains researches focused on all-round reconstruction of personality, creation, ways of thinking, and acts of M. Montaigne. The relevance of the study is ensured by the discovered conceptual multivalence, which indicates the lack of consensus between scientists in the field of M. Montaigne's personality.
Keywords: value; historiography; personal historiography; analysis of concepts; axiological analysis; concept field; Michel Montaigne.
For citation: Rayskina V.A. Historiography as a Subject of Conceptual and Axiological Analysis (Based on Sources about MICHEL MONTAIGNE). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 3, pp. 172-182 (In Russ.).
Введение
К определению понятия историография персоналии
В современных условиях повышенной междисциплинарности гуманитарного научного знания термин историография используется в различных дисциплинах (история, источниковедение, философия, литературоведение и, безусловно, лингвистика) и отличается богатством трактовок [1]. В частности, историю истории определяют как дисциплину, изучающую опыт познания, интерпретации и письменной фиксации истории; как процедуру анализа конкретных исторических трудов; как теорию истории; как репертуар исторических сочинений.
Полагаем, что в контексте лингвистического поворота значение и применение понятия историография подвергается значительному расширению. Развитие термина на данный момент не засвидетельствовано в словарях, напротив, научный узус, т.е. непосредственное употребление термина историо-
графия в актуальных исследованиях может служить основанием утверждения об изменении значения термина.
Контент-анализ публикаций, индексированных отечественной научной базой eLIBRARY1 показал вхождение лексемы историография в 1484 ключевых слова, уточняющих употребление данного термина. Контент-анализ предполагает обработку большой базы данных, включающей сотни единиц, Объем данной публикации не позволяет привести формальное библиографическое описание всех проанализированных источников, поэтому авторы ограничатся указанием используемого поискового запроса на сайте Научной электронной библиотеки: Ключевое слово: историография; Показатели: по elibrary.ru; Сортировка: по числу публикаций; Порядок: по убыванию.
Среди критериев дифференциации значения традиционно выделяются страна (российская, зарубежная, американская, французская историография) и эпоха (дореволюционная, античная, ренессанс-ная, средневековая историография), что характерно для классической трактовки историографической науки.
Вместе с этим в публикациях последних десятилетий активно описывается историография отдельных наук: лингвоисториография, философская историография, историография музейного дела, педагогики, психологии. Каждой области свойственны определенные методы и подходы, а историография исторической науки выделяется в этом ряду лишь как одно из преломлений понятия. Например, историография языкознания определяется как «концептуальная утилизация или археология знаний о языках мира и науке о них» [2: 25]. Историография также различается по критериям направления/области (церковная, марксистская, военная, либеральная, альтернативная историография) и темы/проблемы/ вопроса (историография, темы: историография ВОВ, декабризма, эмиграции, французской революции, казачества, холокоста). Наконец, маргинальную долю (8 трудов) занимают исследования, направленные на анализ историографии отдельной персоналии. Теоретическая лакунарность данной области обосновывает актуальность предпринятого исследования, направленного на конструирование и анализ историографии персоналии в соответствии с западным трендом истории конкретного «героя» [3: 107].
Под историографией персоналии предлагается понимать репертуар текстовых источников, содержащих фактическую и оценочную информацию об отдельной личности, персональную микроисторию [4: 268] одного человека, уникального своей биографией, деятельностью или личностью. Данная трактовка понятия историография свойственна в наибольшей степени англо-саксонской научной традиции, в которой historiography включает исследования по истории любых областей деятельности, явлений и персоналий [5: 76].
Цель статьи - выявить и классифицировать рекуррентные концептуальные и аксиологические компоненты, выражающие субъективные оценки и доминанты научного дискурса при помощи комплексного концептуально-ценностного анализа текстов, включенных в сформированный историографический корпус.
В круг ключевых задач аксиологии (теории оценок / ценностей) входит изучение оценочной стороны концептов и описание означающих аксиологических языковых элементов или оценочных суждений [6: 169-170]. Ценности наделены когнитивной функцией осознания и преобразования реальности, выражения культурной специфики при помощи аксиогенных элементов коммуникации [7: 59-60].
Методы исследования
Объект историографии персоналии и методология концептуально-ценностного анализа
Полагаем, что неотъемлемыми критериями выбора персоналии для составления историографии и проведения ее концептуально-ценностного анализа являются: 1) незаурядность личности и ее вклада в историю и культуру; 2) количественная достаточность научных и публицистических источников, посвященных данной личности; 3) временное, географическое и тематическое разнообразие исследуемых источников. Обоснуем выбор персоналии М. Монтеня как объекта историографического синтеза.
1) В эпоху Возрождения Мишель де Монтень (Michel Eyquem de Montaigne, 1533-1592) был ключевой фигурой, сформировавшей предпосылки для развития философии и культуры гуманизма. Уникальность биографии М. Монтеня заключается в совмещении деятельности писателя, философа, мэра г. Бордо, придворного и путешественника. Его magnum opus «Опыты» (Essais, 1572-1588) не только
1 Сайт Научная электронная библиотека «eLIBRARY» https://www.elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 12.08.2021).
стал наиболее значительным произведением французского Возрождения, но и послужил родоначальником жанра эссе и эссеистского стиля, который стал основой трудов великих философов и писателей последующих эпох (Бэкон, Вольтер, Шопенгауэр, Ницше) [8: 325].
2) Благодаря творческому новаторству и личной незаурядности, персоналия М. Монтеня вызывает «разноречивое истолкование и ожесточенные споры» [9]. Научные и публицистические источники, посвященные жизни, творчеству и философии М. Монтеня, исчисляются тысячами. В предисловии к сборнику отдельных глав «Опытов» отечественный филолог Г.К. Косиков указывает, что к 1991 г. число работ о М. Монтене «приближается к трем с половиною тысячам» [10: 6].
Относительно этих показателей материал для проведения концептуально-ценностного анализа историографического корпуса в настоящей статье является репрезентативным. Он включает 453 источника на иностранных языках и 63 источника на русском языке, в числе которых диссертации, монографии, статьи и тезисы. Наибольшая часть сформированного текстового корпуса собрана методом автоматической выборки by relevance данных сайта JSTOR2 - открытой базы научных текстов, которая предоставляет доступ к 12 млн текстов по 75 научным дисциплинам. С методологической точки зрения обращение к такой разновидности текстового корпуса, как большие базы данных (big data) на примере поисковых систем научных публикаций открывает статистические и аналитические возможности, а также предоставляет доступ к обширной и надежной базе данных [11: 385, 391].
Приведем поисковой запрос:
• (Montaigne) AND disc:(bibliog-discipline OR culturalstudies-discipline OR education-discipline OR literature-discipline OR linguistics-discipline OR philosophy-discipline OR psychology-discipline OR sociology-discipline).
На следующем этапе в полученном корпусе было проанализировано 1250 источников, представленных на первых 50 страницах поискового блока. Примененный далее метод лексико-семантического анализа заголовков текстов позволил сузить поисковую область до 435 источников, которые в наибольшей степени удовлетворяют заявленной проблематике историографии М. Монтеня. Вербализация концептуальных и ценностных элементов на паратекстовом уровне в заглавиях научных трудов связана с особой коммуникативно-прагматической ролью паратекста.
3) Временные рамки отобранных источников находятся в границах 1893-2021 гг. Географическое разнообразие проявляется во включении в историографический корпус текстов на русском, английском, французском, итальянском, немецком и украинском языках. Данный пространственно-временной срез отражает новейшие достижения мировой гуманитаристики в области изучения М. Монтеня. В отношении тематической вариативности источников, отметим, что формула поиска по ключевому слову Montaigne показала результаты в 71 рубрике. Из них были выбраны наиболее релевантные научные направления: библиография, культурология, педагогика, литературоведение, лингвистика, философия, психология, социология.
Методология концептуально-ценностного анализа сформированного историографического корпуса была основана на необходимости выявить базовые монтеневские концепты, описанные в отобранных источниках, а также изучить субъективные оценки, которые авторы формулируют по отношению к личности и творчеству философа. Ценность является ядерным термином аксиологии, а также одним из базовых понятий современной лингвистики, философии и этнокультурологии [8: 169]. Актуальность ценностно-ориентированного подхода к научному тексту связана с лингвистическим сдвигом историографии, которая сближается с художественной интерпретацией, включает не только описание исторических фактов, но и психологическое, культурное, социальное объяснение авторской интенционально-сти [12: 78].
Результаты исследования
Проведенный на материале отобранных заголовков лексико-семантический анализ был направлен на выявление, подсчет и классификацию концептов, которые выражают центры научного интереса исследователей М. Монтеня. Ключевые слова в заголовках источников описывают концепты, которые разделены на концептуальные поля.
Философские взгляды - наибольшее концептуальное поле по количеству входящих в него лексем. Описание творческого пути М. Монтеня отличается высокой вариативностью: среди исследователей
2 Сайт Digital library «JSTOR» https://www.jstor.org/ (дата обращения: 12.08.2021).
нет единого мнения о том, к какому философскому течению, эстетическому и литературному стилю следует причислить М. Монтеня. Наличествуют работы, в которых М. Монтеню приписывают склонности к натурализму и антинатурализму (Tra Naturalismi e Antinaturalismi. Oscillazioni Dell'Idea Di Legge Naturale Tra Cinque e Seicento, Da Montaigne All'Età Cartesiana), гедонизму ( Montaigne et l'hédonisme antique à la fin de la Renaissance : discours et pensée du plaisir), этике (Montaigne and Ethics: The Case of Animals), риторике (Montaigne et la rhétorique de l'indicible), критической философии (La philosophie critique de Montaigne), психологии (Montaigne psychologue et pédagogue), педантизму (Variations montaigniennes sur le thème du pédantisme) и т.д. Вместе с этим безусловной доминантой является философский скептицизм - философия сомнения в устоявшихся догмах (Montaigne, la vie, les livres: naissance d'un philosophe sceptique). Риторический вопрос, ставший крылатой фразой, que sçay-je? (что я знаю?) [13] в лаконичной форме выражает скептические идеи М. Монтеня.
Концептуальное поле содержит термины философии и смежных областей, которые характеризуют богатство и разнообразные монтеневского философствования. Полагаем, что разнообразие в данном поле демонстрирует склонность исследователей следовать своим пристрастиям [2: 25] и посвящать свои труды отдельным микроаспектам, создавая «раскрошенную историографию» [3: 117]. Наибольшее внимание уделено следующим философским концептам: опыт (Towards a rhetoric of experience: the role of enargeia in the Essays of Montaigne), добродетель (The transformation of virtue in Montaigne's 'Essays'), дух (Montaigne, une fête pour l'esprit), суждение (Montaigne and the education of the judgment) и разум (Montaigne on reason, morality, and faith).
Поле литературное творчество состоит из концептов, характеризующих художественное творчество М. Монтеня. Множество трудов посвящены уникальному стилю прародителя эссе, в котором исследователи выявляют эклектизм (Montaigne and the coherence of eclecticism), красноречие (Michel de Montaigne ou l'éloquence du for intérieur), экземплификацию, т.е. приведение примеров (Montaigne and the body of Socrates: narrative and exemplarity in the Essais), отступления (Montaigne s vanity: reading digressions on travel). Представляется возможным сблизить понятие монтеневского примера с формой притчи - речевого жанра, основная прагматической ориентация которого заключается в осмыслении и вербальной трансляции смысложизненных ориентиров [7: 59]. Исследователи подчеркивают новаторство и неповторимость монтеневского письма, содержащего новшества (Innovation as spiritual exercise: Montaigne and Pascal) и изобретение нового (Montaigne ou l'invention de l'homme). В отечественных трудах значительное место отводится стилистическим элементам: афоризмы и высказывания (Монтень М.Э.Д. Высказывания и афоризмы), ораторская речь («Опыты» М. де Монтеня. Античная ораторская речь и проблема нового литературного жанра), поэтологический диалог (Паскаль и Монтень: поэтологический диалог).
В заголовках использованы термины, характеризующие уникальность творческого и жизненного пути писателя. Например, parrhesia - риторический термин, характеризующий крайне искреннюю, откровенную, бесстрашную, иногда бесстыдную речь (The discussion as joust: parrhesia and friendly antagonism in Plutarch and Montaigne). Данный стиль искренней и непродуманной письменной речи характерен для личных жанров (эссе, личного дневника) [14: 46]. Термин «librairie» de Montaigne -описывает не столько домашнюю библиотеку писателя, сколько сотни прочитанных им древних и современных произведений (Un manuscrit de François Baudouin dans la «librairie» de Montaigne). Essais sur poutres можно дословно перевести как «эссе на балках» - потолочные балки в кабинете М. Монтеня были украшены изречениями древних философов и поэтов (Essais sur poutres: étude et édition critique des sentences de la «librairie» de Montaigne).
Ценности и антиценности - поле, включающее концепты, которые М. Монтень использует для характеристики человека, его качеств, добродетелей и пороков. Данное поле ярко свидетельствует о монтеневском гуманизме, так как в центре его эссе стоит антропоцентрический вопрос о человеке и его жизни. М. Монтень принимает человеческую сущность со всеми ее положительными и отрицательными качествами. Вместо критики человеческих пороков и грехов в духе средневековой схоластической философии, автор стремится во всей полноте, во множестве граней описать человеческую природу. Он приглашает читателя изучить человеческую сущность: considerons donqpour cette heure l'homme seul, sans secours estranger (рассмотрим же сейчас человека, взятого самого по себе) [13].
Монтеневский человек представлен в историографическом корпусе одновременно сострадательным и жестоким (Compassionate cruelty: Michel de Montaigne and Catena), страстным и умеренным (The
indeterminate object of desire in Montaigne's 'On some verses of Virgil / De la modération, de Michel de Montaigne), умным и глупым (Prudence et sagesse chez Montaigne / "Montainge, Apology for Raymond Sebond: happiness and the poverty of reason). Употребление лексем с ярким оценочным потенциалом в заголовках научных трудов указывает на то, что позиции ученых проявляются субъективно, «через трактовку и оценку» положений писателя [5: 74]. Данный тематический блок исследований указывает на то, что М. Монтень находился в постоянном поиске истины относительно достойного человека (La notion de «dignitas hominis» dans les «Essais» de Montaigne), человеческого поведения ("L'humaine condition" (on Montaigne)), отличия человека от животного ('Our Natural and Original Illness': Tracking the Human/ Animal Distinction in Montaigne and Nietzsche).
Антропологическая доминанта свойственна размышлениям писателя, так как «Опыты» представляют собой путешествие мыслей, взглядов, воспоминаний и идей М. Монтеня, главной дестинаци-ей которых является вслушивание в «многообразие существующих точек зрения на человека» [10: 21]. Концептуальное поле другие позволяет описать отношение М. Монтеня к культурной идентичности, национально-культурному своеобразию и особенностям межкультурной коммуникации.
Национальный и культурный вопрос в эпоху Возрождения находился на периферии, однако историография М. Монтеня указывает на важность темы различия, непохожести, инаковости в «Опытах» (Lors de "tant de troubles et d'orages": Montaigne entre tragique, altérité et liberté). Выявляется противопоставление civilisation - европейской цивилизованной культуры) и barbarie - культуры варваров, дикарей (Civilisation et barbarie en France aux temps de Montaigne). Тема обрядов (coutume, custom) подчеркивает энциклопедизм «Опытов», так как в тексте представлена палитра экзотических обычаев и уникальных традиций разных эпох и народов (Montaigne et la coutume). Исследователями подчеркивается важность изучения культурного разнообразия для М. Монтеня (Curiosity, contingency, and cultural diversity: Montaigne's readings at the Vatican Library). Философ приходит к выводу о культурной относительности и об отсутствии естественной иерархии народов: les barbares ne nous sont de rien plus merveilleux, que nous sommes à eux (дикари для нас такое же чудо, как и мы для них) [13].
При этом лексемы barbarian, cannibals, сannibalism, используемые в научных трудах, отсылают к главе XXXI книги I «Des Cannibales» («О каннибалах»), в которой описываются обычаи народов Нового света и других заграничных территорий. Философ проводит четкую границу между варварским (barbarie) и непривычным (pas de son usage). Данный взгляд является крайне актуальным для современного общества XXI в., построенного на ценности толерантности и терпимости, а для эпохи Возрождения высокая оценка непосредственности, чистоты и простоты варварских народов (naifveté originelle, pureté) считалась прогрессивной и прорицательной. Исследователи оценивают позицию М. Монтеня относительно межкультурного своеобразия положительным образом, указывают на ценность толерантности (Toleration and democratic membership: John Locke and Michel de Montaigne on monsters) и благосклонности к Другому (Vivre de la faveur d'autrui: Montaigne et la bienséance politique).
Противонаправленное концептуальное поле самоидентичность (или поле-Я) наиболее ярко выражает интенцию автора «Опытов» написать книгу о себе и про себя. В предисловии М. Монтень указывает, что содержание книги - он сам: je suis moy-mesmes la matiere de mon livre [13]. Самоидентификация представляет собой двунаправленный процесс отождествления субъекта с группой (сопричастность) и выражения самости, субъективности и уникальности (самопознания) [15: 208-209].
Историографический корпус содержит исследования, направленные на реконструкцию автопортрета писателя, на анализ его идентичности (The face in the text: Montaigne's emblematic self-portrait; Michel de Montaigne (1533-1592): philosophy as the search for self-identity; Montaigne et Pyrénées: l'écriture de soi dans les 'Essais'). Рассматриваемое поле демонстрирует тесную связь автора и его произведения, в котором размышление характеризуется «динамикой перехода авторского взгляда с внешней стороны бытия на внутреннюю» [14: 45.] Пейоративная характеристика автора выражается в рекуррентности темы тщеславия и самолюбования (Montaigne s vanity; Généalogies de l'amour de soi: Montaigne, Pascal, Rousseau).
Концепт интертекстуальность является базовым в трудах зарубежных ученых, исследующих жан-рово-стилистическую уникальность «Опытов». Произведение насыщено тысячами цитат (quotations) и отсылок (allusions) к текстам древних философов и писателей, походит на интертекстуальный лабиринт (intertextual labyrinths) [16]. Множественное обращение к прецедентным текстам в виде прямых и косвенных цитаций свидетельствует о высочайшем уровне энциклопедичности автора [17: 275]. Интертек-
стуальность порождает диалогичность и смысло-содержательную открытость текста за счет упоминания фрагментов других текстов [18: 12]. Интертекстовое пространство создает условия для вневременной коммуникации (Les commerces de Montaigne; Montaigne et la conversation.: pour une philosophie de la sociabilité renaissante) и даже спора с антиками (Quotidian Chiasmus in Montaigne: arguing impotence). Поддерживая диалог с античными авторами, М. Монтень не ограничивается наукообразным приведением отдельных цитат и мнений, но «вступает в "серьезную игру" - проверяет их, судит, одобряет или отвергает» [10: 30].
Работы, в которых представлено концептуальное поле политика, посвящены анализу реакции М. Монтеня на современные ему политические процессы в стране, а также его политической карьере мэра г. Бордо. Избранный народом дважды против своей воли, М. Монтень ответственно выполнял обязанности мэра, но с нетерпением ждал окончания срока избрания: le Maire et Montaigne ont tousjours esté deux, d'une separation bien claire (Мэр и Монтень всегда были двумя разными вещами, между ними всегда была отчетливая граница) [13]. По этой причине в историографическом корпусе представлены работы, в которых политическая деятельность писателя рассматривается как долг, вынужденная служба и необходимость (Montaigne on Property, Public Service, and Political Servitude; Le maire et Montaigne ont tousjours esté deux, d'une separation bien claire': public necessity and private freedom in Montaigne).
Для эпохи Возрождения М. Монтень во многом стал новатором, так как он впервые начал поднимать в своем философском творчестве запретные вопросы, тем самым дерзко противореча схоластической традиции Средневековья. Автор руководствуется принципом парезии (parrhesia) - установка говорить правду откровенно, честно и дерзко, называть вещи своими именами и не сторониться табуированных тем. По этой причине ряд научных трудов в историографическом корпусе формирует концептуальное поливалентное поле телесность. В данное поле входит круг концептов, выражающих физическое состояние: тело (La diversité de nos passions ! Corps, âmes et sagesse dans les Essais de Montainge), калеки, инвалиды (Representing the monster: cognition, cripples, and other limp parts in 'Des Boyteux'). Поднимаются чрезвычайно откровенные для XVI в. темы наготы (The impossible striptease: nudity in Jean Calvin and Michel de Montaigne), сексуальных связей (Theorizing sex and gender in Montaigne), гендерной идентичности и равноправия полов (Montaigne et l'égalité des hommes et des femmes; Montaigne 's concepts of womanhood). В предисловии сам М. Монтень указывает на свое нереализуемое желание описать себя tout entier, et tout nud (полностью и нагим).
Концептуальное поле обучение и воспитание широко представлено как в зарубежных, так и в отечественных научных трудах. Педагогическая мысль М. Монтеня отражена в нескольких главах «Опытов», в особенности в главе XXVI книги I «De l'Institution des Enfans» («О воспитании детей»). Ученые выявляют на базе труда М. Монтеня педагогические концепты: классическое обучение (Montaigne s uses of classical learning), гуманистическое обучение (Montaigne, l'éducation humaniste), развивающее обучение (Историко-педагогические аспекты развивающего обучения).
В составленном корпусе также представлены работы, посвященные периферийным проблемам творчества и философских идей М. Монтеня, таких как дружба (Friendship and voluntary servitude), семейные связи (Michel de Montaigne. Son origine, sa famille), любовные отношения и привязанности (Une stratégie de la relation amoureuse dans les "Essais" de Montaigne; Montaigne e la diversité degli affetti), память (Montaigne and the ethics of memory), время (Memory and Modernity in the Essays of Montaigne), взросление (The art of aging gracefully). В научных трудах также находят отражение темы веры и религии (La religion de Montaigne), смерти и страдания (Montaigne: un regard mathématique sur la mort).
Наконец, отдельное внимание следует уделить единичным научным работам, в которых рассматриваются уникальные феномены, представленные в «Опытах» - энциклопедии жизни и культуры, которая появилась за несколько веков до энциклопедистов. Подобные работы свидетельствуют о разнообразии и многогранности тематического содержания труда М. Монтеня, а также о его высокой культуре, образованности и интеллектуальной силе. Бесспорное владение М. Монтенем энциклопедической домина-цией проявляется в глубоких исторических, социальных и культурных знаниях и свидетельствует об авторитетности философа [17: 275]. Автор, опираясь на знания в различных областях и науках, рассуждает на темы астрологии (Scientia stellarum: Montaigne on astrological knowledge), кулинарии (Culinary skepticism in As you like it and Montaigne's 'Of Experience'), еврейской культуры и истории (Marranism and modernity: the meaning of form in Michel de Montaigne's Essais), военного дела (Arms versus letters, the military and literary ideals in the Essay) и др. Такое тематическое своеобразие также свидетельствует
о том, что исследователи М. Монтеня руководствуются своими интересами, проблемами и методологическими подходами [5: 73] при выборе конкретного предмета для анализа в монтеневском корпусе.
Завершающим этапом концептуально-ценностного исследования историографии М. Монтеня является анализ языковых средств с аксиологическим потенциалом. В заголовках научных исследований прослеживается вербализация индивидуально-авторской оценки [19: 252] в отношении личности, характера М. Монтеня и его культурного наследия.
Во-первых, в номинациях М. Монтеня представлены личностные качества, выявленные исследователями: мудрость (Prudence et sagesse chez Montaigne), педантизм (La figure du pédant et lepédantisme de Montaigne à Molière), морализм moraliste (Le style paradoxal des moralistes classiques: Montaigne, Pascal, La Rochefoucauld, La Bruyère). Для апелляции к фигуре философа используют говорящие перифразы: le moyenneur de la paix - посредник мира; Montaigne: plus qu'un simple art de vivre - Монтень: больше, чем искусство жить; последний гуманист. Лингвистический поворот в историографии результирует распространением практики использовать в рамках данного типа научного текста литературные приемы и риторические средства: это позволяет переместить фокус текста [15: 78] с объективного научного описания на субъективную интерпретацию исследуемых фактов.
Во-вторых, основной жизненный труд М. Монтеня, названный «Essais», также получает дополнительные оценочные определения: очищающее свойство (Portée purgative des «Essais» de Montaigne), явление на стыке искусств (Montaigne et le phénomène interartistique), духовное упражнение (Les Essais de Montaigne: un «exercice spirituel»?), сборник клише, общих мест (Les recueil de lieux communs et la rhétorique de Montaigne). Наличие положительных и отрицательных субъективных оценок фигуры и творчества М. Монтеня указывает на разнообразие «авторской модальности» [5: 76], указывающей на различные позиции авторов научных текстов.
Заключение
1. В контексте лингвистического поворота современная терминология идет по пути расширения значений терминов, в том числе центрального для настоящего исследования термина историография. Интерес к историографии в современной лингвистике обуславливается отсутствием единой дефиниции для данной междисциплинарной области. Обосновывается введение и применение термина историография персоналии как текстового репертуара, формирующего сбалансированный корпус, который содержит информации об отдельной личности. Актуальность предпринятого подхода определяется маргинальной долей историографических исследований отдельной персоналии.
2. Процедура концептуально-ценностного анализа, направленного на выявление содержательных, онтологических и ценностных смыслов исследуемого дискурса, предполагает несколько этапов: 1) формирование сбалансированного и репрезентативного историографического корпуса, содержащего тематически, лингвистически и географически вариативные научные труды, объединенные персоналией М. Монтеня; 2) выявление концептуальных полей (совокупность репрезентантов концептов, объединенных общими признаками) на основе классификации ключевых концептов, представленных в паратекстовых компонентах историографического дискурса; 3) комплексный лингвистический анализ средств концептуализации и выражения субъективной оценки в историографическом корпусе.
3. Анализ заголовков научных трудов, вошедших в историографический корпус тестов о М. Монте-не, позволил выделить несколько концептуальных полей, которые транслируют центральные тематические блоки научных исследований избранной персоналии (философские взгляды; литературное творчество; ценности и антиценности; другие; самоидентичность; интертекстуальность; политика; телесность; обучение и воспитание.). Каждому концептуальному полю соответствует совокупность средств вербализации входящих в него концептов, а также приписывается функция трансляции когнитивной и ценностной информации об определенном аспекте жизнедеятельности персоналии.
4. Отметим повышенную вариативность выявленных концептуальных полей, которая позволяет прийти к нескольким выводам. 1) Концептуальные поля, которые позиционируются учеными как базовые для творчества М. Монтеня, одновременно определяют разнообразие лингвосоциокультурных феноменов, представленных в «Опытах» - произведении, которое следует позиционировать как культурную энциклопедию эпохи Возрождения. 2) Концептуальная и ценностная вариативность свидетельствует о релятивности и полифонии мнений относительно персоналии М. Монтеня в кругу исследователей: научные тексты не только содержат доказательную научную базу, но и отражают индивидуальные когнитивные установки и личный опыт автора, формулируют авторскую оценку. 3) Тематическое разноо-
бразие свидетельствует об уникальности персоналии и обоснованности ее выбора для историографической реконструкции: сформированный корпус содержит научные исследования в различных научных областях: история, философия, литературоведение, лингвистика, педагогика, политология и др.
5. В рамках актуальной аксиологической парадигмы интерес вызывает изучение средств вербализации оценки рассматриваемой персоналии. Рассмотренные языковые единицы с аксиологическим потенциалом, представленные на паратекстовом уровне, свидетельствуют о глубокой аксиологичности научного дискурса, который направлен на вербализацию индивидуально-авторской оценки объекта исследования. К основным ценностным компонентам относятся уникальность персоналии, антропологическая доминанта творчества, мелиоративное описание личностных качеств.
Список литературы
1. Беленький И.Л., Наумова Г.Р., Парамонова М.Ю. Историография. БРЭ. Доступно по: https://bi-genc.ru/world_history/text/2025312. Ссылка активна на 28.07.2021.
2. Радченко О.А. Горизонты нарративной лингвоисториографии в новом столетии. Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2018;9(801):25-39.
3. Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Направления исследований исторической памяти в России. Вестник СПбГУ. История. 2014;2:106-126.
4. Попова Т.Н. Историография в человеческом измерении. Iсторiографiчнi до^дження в yKpa'mi. 2012;22:265-292.
5. Рянская Э.М., Яковлева А.М. Способы выражения авторской модальности в историографическом тексте. Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2019;2:73-81. DOI: 10.15593/22249389/2019.2.7.
6. Vikulova L.G., Tareva E.G., Gerasimova S.A., Rayskina V.A., Serebrennikova E.F. Rétrospective semio-metrics of the sign valeur.XLinguae. 2020;13(1):169 -183. DOI: 10.18355/XL.2020.13.01.13.
7. Карасик В.И. Нарративное измерение лингвокультурных ценностей. Язык и культура. 2019;47:59-75. DOI: 10.17223/19996195/47/4.
8. Стрельцова Г.Я. Монтень. Философы Франции: словарь. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициа-тив;2016:323-325.
9. Виппер Ю.Б. Монтень. История всемирной литературы: В 8 томах. М.: Наука; 1985;3:270-276. Доступно по: http://svr-lit.ru/svr-lit/vsemirnaya-literatura-france/monten.htm. Ссылка активна на 28.07.2021.
10. Косиков Г.К. Последний гуманист, или Подвижная жизнь истины. Опыты. Избранные главы. М.: Правда; 1991:6-32.
11. Suleimanova O.A., Petrova I.M. Using big data experiments in cognitive and linguo-cultural research in English and Russian. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020;13(3):385-393. DOI: 10.17516/1997-1370-0561.
12. Чернявская В.Е. Прошлое как текстовая реальность: методологические возможности лингвистического анализа исторического нарратива. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016;3(41):76-87. DOI: 10.17223/19986645/41/7.
13. Montaigne M.E. Les Essais, d'après l'exemplaire de Bordeaux. The Montaigne project. Available at: https://www.lib.uchicago.edu/efts/ ARTFL/projects/montaigne/. Accessed 28.07.2021.
14. Дубнякова О.А., Кашина Т. А. Коммуникативно-прагматические особенности личного дневника. Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017;1(25):42-49.
15. Викулова Л.Г., Серебренникова Е.Ф., Герасимова С.А. Экстенсия концепта identité: от понятия к аксиологеме. Человек и его язык: диахрония и синхрония, новые идеи и подходы. Мат. XIX Междунар. научн. конф. школы-семинара им. Л.М. Скрелиной. Петрозаводск, 2019:206-215.
16. Wiesmann M.-A. Intertextual Labyrinths: Ariadne's Lament in Montaigne's 'Sur Des Vers De Virgile'. Renaissance Quarterly. 2000;53(3):792-820.
17. Викулова Л.Г. Французский литератор XVII века: энциклопедическая доминация, лингвистическая компетенция, коммуникативное лидерство. Древняя и новая Романия. 2016;17:266-278.
18. Должич Е.А., Попова Т.Г. Интертекстуальные связи в испанском научном дискурсе. М.: РУДН, 2012.
19. Райскина В.А. Средства аксиологической концептуализации средневекового рыцарства в научно-историческом дискурсе XX-XXI вв. Филология в контексте коммуникации и современной культуры. Т. 1: мат. Междунар. филол. конгресса. Краснодар, 2020:253-258.
References
1. Belenkij IL., Naumova GR., Paramonova MJu. Hystoriography. BRE. Available at: https://bigenc.ru/ world_history/text/2025312. Accessed 28.07.2021 (In Russ.).
2. Radchenko OA. Horizons of narrative linguistic historiography in the new century. Bulletin of MSLU. Human Sciences. 2018;9(801):25-39 (In Russ.).
3. Rostovcev EA., Sosnickij DA. Main areas of Russian memorial researches. Bulletin of SPbSU. Hystory. 2014;2:106-126 (In Russ.).
4. Popova TN. Historiography in human dimension. Historiographical achievements in Ukraine. 2012;22:265-292 (In Russ.).
5. Rjanskaja EM., Jakovleva AM. Ehe means to express author's modality in historiographical text. PNR-PULinguistics and Pedagogy Bulletin 2019;2:73-81 (In Russ.). DOI: 10.15593/2224-9389/2019.2.7.
6. Vikulova LG., Tareva EG., Gerasimova SA., Rayskina VA., Serebrennikova E.F. Retrospective semio-metrics of the sign valeur. XLinguae. Vol. 13. 2020;13(1):169-183. DOI: 10.18355/XL.2020.13.01.13.
7. Karasik VI. Narrative dimension of linguocultural values. Language and Culture. 2019;47:59-75. DOI: 10.17223/19996195/47/4. (In Russ.).
8. Strelcova GJa. Montaigne. French philosophers: dictionary. M.; SPb.: Center of humanitarian initiatives; 2016:323-325 (In Russ.).
9. Vipper JuB. Montaigne History of world literature: in 8 volumes. М.: Science; 1985;3:270-276. Available at: http://svr-lit.ru/svr-lit/vsemirnaya-literatura-france/monten.htm. Accessed 28.07.2021 (In Russ.).
10. Kosikov GK. The last humanist, or the movable life of the truth. Essays. Selected Chapters. М.: Truth; 1991:6-32 (In Russ.).
11. Suleimanova OA., Petrova IM. Using big data experiments in cognitive and linguo-cultural research in English and Russian. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020;13(3):385-393. DOI: 10.17516/1997-1370-0561.
12. Chernyavskaya VE. Historical past as a textual reality: a linguistic approach in the historical narrative and its methodological implementation. Bulletin of TSU. Philology. 2016;3(41):76-87. DOI: 10.17223/19986645/41/7. (In Russ.).
13. Montaigne ME. Les Essais, d'après l'exemplaire de Bordeaux. The Montaigne project. Available at: https://www.lib.uchicago.edu/efts/ARTFL/ projects/montaigne/. Accessed 28.07.2021.
14. Dubnjakova OA., Kashina TA. Communicative and pragmatic particularities of personal diary. Bulletin of MCU. Series: Philology. Language Theory. Language instruction. 2017;1(25):42-49 (In Russ.).
15. Vikulova LG., Serebrennikova EF., Gerasimova SA. Identité concept extension: from a notion to axi-ologeme. People and Language: diachrony and synchrony, new ideas and approaches. Materials of the XIXth International conference of School L.M. Skrelina. Petrozavodsk, 2019:206-215 (In Russ.).
16. Wiesmann M-A. Intertextual Labyrinths: Ariadne's Lament in Montaigne's 'Sur Des Vers De Virgile'. Renaissance Quarterly. 2000;53(3):792-820.
17. Vikulova LG. The writer in the French society of the 17th century: encyclopedic domination, language competence, communicative leadership. Ancient and New Romania. 2016;17:266-278 (In Russ.).
18. Dolzhich EA., Popova TG. Intertextual links in Spanish scientific discourse. M.: RUDN, 2012 (In Russ.).
19. Rayskina VA. Means of axiological conceptualization of medieval knight in the scientific historical discourse of the XX-XXI centuries. Philology in terms of communication in the modern culture. Vol. 1: Materials of the International phycological congress. Krasnodar, 2020:253-258 (In Russ.).
История статьи:
Получена: 23.07.2021
Принята: 19.08.2021
Опубликована онлайн: 25.09.2021
Article history:
Received: 23.07.2021 Accepted: 19.08.2021 Published online: 25.09.2021
Сведения об авторе:
Райскина Валерия Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры романской филологии Московского городского педагогического университета, Москва, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
Bionote:
Valeriya A. Rayskina, PhD in Philology, Associate Professor of Department of Roman Philology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation; e-mail: [email protected].