Научная статья на тему 'Историография истории отечественной аграрной кооперации дореволюционной России'

Историография истории отечественной аграрной кооперации дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историография истории отечественной аграрной кооперации дореволюционной России»

© 2007 г. А.В. Иванов

ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ КООПЕРАЦИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Кооперация, возникшая во второй половине XIX -начале XX в. в сфере финансов и торгового обращения, стала принципиально новым явлением российской действительности, размывавшим, но не ломавшим традиционный общинно-артельный уклад. Вторгаясь в крестьянский мир, кооперация исподволь нарушала натуральную замкнутость в деревенском укладе, втягивала деревню в рыночные отношения, давала возможность получать качественный продукт по доступной цене. Она выводила крестьян за рамки сельского мира на основе личной, добровольной инициативы, а следовательно, и личной, а не коллективной ответственности, сопрягая экономические интересы городского и сельского населения. В кооперации был заложен алгоритм, объединяющий сельский крестьянский мир с условно чужим городом. Широкие слои населения сделали заявку на активное участие в формировании рыночных правил и норм поведения, ограничивая аппетиты торгово-ростовщического капитала. Фактически создавался механизм вхождения аграрных регионов России в модер-низационные процессы, в котором могли учитываться интересы финансово-индустриальных кругов и патриархального большинства.

Поскольку история крестьянской кооперации привлекала пристальное внимание современников, существует обширная научно-исследовательская литература по данной теме. Большую ее часть составляют дореволюционные публикации, неоднократно переиздававшиеся.

Эти издания до и после революции были сведены в ряд историографических обзоров, сборников и приложений, представляющих и сегодня большой интерес для исследователей. Впервые регулярные историографические обзоры кооперативной литературы появляются в столичном журнале «Вестник кооперации» в 1909 г. Как правило, их авторами являлись секретари отделов Санкт-Петербургского (с 1914 г. - Петроградского) отделения Комитета о сельских, ссудосберегательных и промышленных товариществах (далее - КССПТ).

С 1915 г. историографической рубрикой в журнале начала заведовать А.В. Мезьер. Благодаря ее усилиям и энергии в 1917 г. публикуется «Указатель статей, помещенных в "Вестнике кооперации" с 1909 по 1916 г. включительно», а затем единственная в своем роде работа: «К статистике кооперативной печати».

Другие историографические работы по данной теме представляли собой карманные справочники малого формата и предназначались в основном для практических кооперативных работников. Исключением является историографический сборник кооперативной литературы научно-практического характера, вышедший в 1918 г. Его составителями были преподаватели Московского государственного народного университета им. А.Л. Ша-нявского И.Ф. Гриценко, В.В. Хижняков, А.В. Чаянов.

В первые годы советской власти вышло три историографических указателя кооперативной литературы: под ре-

дакцией В.Е. Чешихина (Ч. Ветринского) в 1918 г, А.В. Меркулова - в 1924 г., а также И.Ф. Гриценко и А.В. Меркулова - в 1925 г.

С усилением гонений на кооперацию публикации историографических сборников как в центре, так и в регионах стали довольно редкими, а в начале 1930-х гг. совсем прекратились. И только в наше время в Иванове была сделана попытка создания библиографического сборника по отечественной кооперации, причем на более высоком качественном уровне.

По данным ивановского ученого Ю.А. Ильина, только за 1925 - 1992 гг. о российской кооперации было написано более 7 тыс. книг и статей [1]. Вместе с тем изданий, посвященных истории крестьянской кооперации, единицы. Ее историография насчитывает чуть более десятка книг.

Первые обобщенные работы по истории крестьянской кооперации появляются в начале ХХ в. Наиболее значительным является труд М. Фридмана о сельскохозяйственной кооперации [2], который и положил начало историографии первого периода крестьянского кооперативного движения.

В кооперативной литературе того времени были широко известны имена А.Н. Анцыферова, Н.А. Каблукова,

A.Е. Кулыжного, С.Л. Маслова, А.В. Меркулова, А.А. Николаева, Г.П. Петрова, С.Н. Прокоповича, А. А. Рыбникова,

B.Ф. Тотомианца, М.И. Туган-Барановского, М.Л. Хейсина, В.В. Хижнякова, А.В. Чаянова и др.

В историографии кооперативного движения второго периода, послереволюционного, обычно выделяют четыре этапа: первый - 1917 - конец 20-х гг.; второй - конец 20-х - начало 30-х гг.; третий - начало 30-х - 60-е гг.; четвертый - 60-е - начало 90-х гг. ХХ в.

Однако труды кооператоров старой школы выходили и в 1919 г. (А.Н. Анцыферов), и в 1923 г. (С.Н. Проко-пович), и в 1926 г. (М.Л. Хейсин), и в 1928 г. (С.М. Мас-лов). После революции и до конца 1920-х гг. издавались и переиздавались работы, подготовленные и написанные еще в дооктябрьский период.

Историография, посвященная кооперативному движению, созданная до революции и в первые годы советской власти, в последующем ни в количественном, ни в качественном отношении так и не была превзойдена. Историки и теоретики отечественной кооперации этого времени разработали основные принципы образования и функционирования различных форм кооперативов. Они ввели в оборот огромное количество документов и статистических материалов. Эти ученые создали периодизацию кооперативного движения и попытались проследить географию его размещения. Благодаря их усилиям была разработана законодательная база кооперативного движения и в марте 1917 г. принят общий кооперативный закон.

С конца 1920-х гг., когда часть старых кооператоров была вынуждена выехать за границу (С.Н. Проко-пович, В.Ф. Тотомианц, А.Н. Анцыферов, В.Н. Зельгейм),

другие умерли (М.И. Туган-Барановский, М.Л. Хей-син), третьи, отказавшись от своих прежних убеждений, перешли на сторону советской власти, начинается второй, довольно короткий этап в историографии крестьянской кооперации, продолжавшийся не более пяти лет, но имевший большое значение для дальнейшего развития теории и истории кооперативного движения.

В основе этого процесса лежали исторические события, связанные с борьбой за членство в Международном кооперативном альянсе (МКА). Эмигрировавшие после октябрьской революции члены правления старого состава Центросоюза (В.Ф. Тотомианц, В.Н. Зельгейм и др.), в распоряжении которых оказалось более пяти миллионов золотых рублей кооперативных средств в лондонских, нью-йоркских, стокгольмских и константинопольских банках, отказались признать советскую власть. Они выступили и против принятия советской кооперации в МКА. Вопрос о приеме обновленного Центросоюза в члены альянса, из которого были исключены «буржуазные» кооператоры и назначены представители советского правительства, неоднократно ставился на обсуждение Исполкома и Центрального комитета МКА, но каждый раз безрезультатно. Руководство международной кооперации считало законными представителями русской кооперации прежних руководителей.

И только когда изменилась международная обстановка, МКА принял решение о приеме в члены альянса советской кооперации. Бывшее эмигрантское руководство Центросоюза было вынуждено передать свои полномочия и кооперативные ценности представителям советской власти [3].

В это время выходит ряд брошюр историков-марксистов: Н.Л. Мещерякова, А.М. Лозового, М. Коротко -ва и других, противопоставлявших кооперативное движение до и после Октября 1917 г. «Старая» кооперативная наука, если и не отвергалась совсем, то признавалась не соответствующей новому строю во многих своих положениях. Начинает пропагандироваться тезис о кулац-ко-капиталистической природе кооперации.

В 1930 - 1960-е гг., составляющие третий этап крестьянской кооперации, изучение дореволюционной кооперации фактически прекращается. Причины этого явления, общие для исторической науки, в области исследования истории кооперации дополнялись рядом особенностей. Во-первых, для советских исследователей тема буржуазной кооперации была бесперспективна, а во-вторых, в послереволюционный период на первый план надолго выходит аграрный сектор как более важный для развития социалистического строительства.

Вновь вопросы кооперативного движения в деревне до 1917 г. начинают рассматриваться лишь с начала 1960-х гг. В это время появляются как общие, так и региональные исследования, а также работы, освещающие отдельные проблемы и типы кооперации в деревне. Публикации по истории крестьянской кооперации немногочисленны и не могут претендовать на полное раскрытие этой темы.

Из работ обобщающего характера наиболее значительны монографии и статьи С.П. Днепровского, В.В. Кабанова, Л.Ф. Морозова, Л.Е. Файна и П. А. Фарутина [4].

В историографии 1960 - начала 1980-х гг. исследователи рассматривали все проблемы крестьянской кооперации исключительно с позиций марксистско-ленинской методологии. Основное внимание ученые уделяли социальной природе крестьянской кооперации. Изучение внутренней хозяйственной жизни кооперативов, экономической структуры товариществ и их союзов практически не проводилось. Искаженными в советской историографии оказались отношения государства и кооперации, в соответствии с которыми государство только притесняло кооперацию, а последняя не могла сопротивляться. Деление на этапы дооктябрьского кооперативного движения привязывалось к революционной периодизации развития России, а не обусловливалось экономическими признаками и закономерностями развития кооперации.

Попытка выйти за рамки привычных оценок дореволюционной кредитной кооперации была предпринята в 1988 г. А.П. Корелиным [5]. С новых концептуальных позиций пересмотрел сложившиеся в советской историографии постулаты Л.Е. Файн.

Важное место в разработке вопросов по истории дореволюционной кооперации занимают региональные исследования, представленные работами преимущественно по Сибири и Дальнему Востоку. В.Г. Тюкавкин одним из первых проанализировал роль потребительских и маслодельных кооперативов в сельскохозяйственном производстве Сибири [6].

Э.М. Щагин изучал кооперативное движение Приморья, которое по степени охвата населения кооперативными учреждениями опережало Западную Сибирь и страну в целом [7]. Среди других исследований по сибирской кооперации отметим работу В.К. Алексеевой [8].

Выполненные в первой половине 1990-х гг. научные исследования свидетельствуют о том, что по мере становления и расширения рыночных отношений в России, формирования социальных структур, нуждающихся в кооперации, возрастает интерес к истории кооперативного движения. Это подтвердило появление новых реферативных и научных сборников, где проанализированы различные аспекты дооктябрьского кооперативного движения [9].

Важным фактором в формировании историографической концепции второй половины 90-х гг. ХХ - начала XXI в. является поворот историков к изучению основных проблем развития российской кооперации в дореволюционный период, ибо только это дает возможность осмыслить сущность кооперации как общественно-экономического явления, критически оценить советский «эксперимент» над ней и приблизиться к формированию объективной научной концепции этого феномена мировой истории полутора с лишним веков.

С середины 90-х гг. ХХ в. появляются монографические исследования, в которых обобщается дореволюционный опыт функционирования всех видов кооперативных учреждений в российском или региональном масштабе. Кооперация рассматривается как компонент рыночных отношений, анализируются организационные основы кооперативной деятельности. В центре внимания авторов вопросы взаимоотношений крестьянской общины и кооперации [10], власти и кооперации [11], общественно-политическая деятельность кооперативных учрежде-

ний и их лидеров [12]. В качестве особенности историографии 90-х гг. XX - начала XXI в. А.В. Лубков выделяет тенденцию включения кооперации в контекст исследования общих проблем отечественной истории (модернизации страны, альтернативности ее развития, русского менталитета) [13].

Сегодня в связи с определением перспектив становления в России гражданского общества исследованиям кооперации придается новое звучание. Говоря о возможности создания эффективно действующей национальной модели гражданского общества, исследователи обращают внимание на то, что «архетип гражданского общества заложен в культурном коде российской цивилизации» [14], что уже в конце XIX - начале XX в. были очевидны тенденции формирования в России гражданского общества [15]. В качестве примера, как правило, приводятся организации местного самоуправления, благотворительные организации, не рассматривая, однако, в этом контексте кооперативное движение. В этом отношении интерес представляют работы Ким Чан Чжина и А.В. Лубкова, в которых впервые кооперация рассматривается с точки зрения создания условий для формирования гражданского общества. Ким Чан Чжин отмечает, что содержание кооперативных идей и их практическое воплощение были своеобразной попыткой формирования гражданского общества, основанного на социализации личных экономических интересов широких масс [11]. А.В. Лубков, анализируя процесс кооперативного строительства в центральной России и разные направления кооперативной деятельности, приходит к выводу, что реальный кооперативный опыт при всей его неоднозначности вселял надежду на успешное продвижение от традиционного общества к гражданскому [13].

В целом для современных исследований характерным становится утверждение взгляда на кооперацию начала XX в. как на социокультурное явление российской жизни, своим влиянием выходящее за рамки кооперативных организаций. Кооперация представляется как своеобразное воплощение синергетических теорий на практике, носитель экономических и социальных функций.

Литература

1. Ильин Ю.А. Отечественная кооперация: Опыт ста-тистико-библиографического обзора литературы за 1925 - 1992 гг. // Кооперация как компонент рыночных отношений: Проблемы теории и истории. Вып. 1. Иваново, 1998. С. 23-24.

2. Фридман М. Общество сельских хозяйств в деревне. М., 1903.

3. Варьяш Э. Советская кооперация в международном кооперативном движении. Тифлис, 1925. С. 13-14.

4. Днепровский С.П. Кооператоры: 1898 - 1968. М., 1968.

5. Корелин А.П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце XIX - начале XX в. М., 1988.

6. Тюкавкин В.Г. Сибирская деревня накануне Октября. Иркутск, 1966.

7. Щагин Э.М. Октябрьская революция в деревне восточных окраин России (1917 - лето 1918 г.). М., 1974.

8. Алексеева В.К Кооперативное движение в Сибири. Конец XIX - начало XX в. Новосибирск, 1993.

9. Кооперация как компонент рыночных отношений: Проблемы теории и истории: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1, 2. Иваново, 1996, 1997.

10. Кабанов В.В. Крестьянская община и кооперация России XX века. М., 1997.

11. Ким Чан Чжин. Государственная власть и кооперативное движение в России - СССР (1905 - 1930 гг.). М., 1996.

12. Корелин А.П. Кооперация в общественно-политической жизни России в начале XX века // Отечественная история. 1992. № 4.

13. Лубков А.В. Кооперативное движение Центральной России. 1907 - 1918: Дрс. ... д-ра ист. наук. М., 1998. С. 17-18.

14. АндреевА.А. Становление гражданского общества: российский вариант // Становление институтов гражданского общества в России и международный опыт. М., 1998. С. 26.

15. МироновБ.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). СПб., 1999. Т. 2. Гл. 10.

Благовещенский государственный педагогический университет 29 января 2007 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.