Научная статья на тему 'Историографическое понимание проблемы формирования эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора'

Историографическое понимание проблемы формирования эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историографическое понимание проблемы формирования эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора»

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ МЕЖДУ ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА

Рязанова Е. В.

На современном этапе образования важнейшей задачей школы в системе специального коррекционного обучения учащихся с тяжелым нарушением слухового анализатора является гуманизация процесса обучения и воспитания, который, на наш взгляд, предполагает разработку новых подходов к формированию эмпатии между детьми с целью их успешной интеграции в общество. Так, еще Л. С. Выготский особо определял социальное воздействие на развитие личности глухого ребенка, а также видел последствия отклонений в развитии в «смещении тех систем, которые определяют все функции общественного поведения ребенка».

Для понимания значимости формирования эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора существенное значение имеет раскрытие позиции философов, которые в эмпатии обнаруживают влияние состояния внутреннего мира индивида на его взаимоотношения в обществе (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр). Сострадание сильнее страдания.... Доброта и любовь, как целебнейшие травы и силы в общении между людьми, суть столь драгоценные находки, что хотелось бы пожелать, чтобы при употреблении этих бальзамических средств люди были как

г. Челябинск

можно более экономны; но это невозможно. Экономия доброты есть мечта самых дерзостных утопистов [8, с. 271]. Известный род мужества происходит от одного корня с сердечною добротою, именно оттого, что одаренный им человек почти так же ясно сознает свое бытие в других индивидуумах, как и в себе самом [10, с. 198]. «Так как для этого и мир сотворен, Он сотворен для тепла и любви» [там же, с. 82].

Опираясь, на мнение философа М. Бубера, который определяет эмпатию как отношение к чувствам человека, заключённое в идее взаимоотношений между людьми: «По-настоящему узнать человека поможет нам только сам человек, всей своей жизнью реализующий ему доступное отношение к собственной сущности» [2, с. 150], мы также приобретаем уверенность в необходимости формирования эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора.

Историографический взгляд на развитие такого личностного качества как эмпатия позволяет отметить, что следующий шаг в изучении феномена «эмпатия» сделан был в рамках этики и эстетики. Феномен обозначался либо этическим понятием «симпатия» (А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр), либо эстетическим понятием «вчувствование» (Т. Липпс). А. Смит пони-

мал симпатию как способность сострадать другому. Г. Спенсер определял симпатию как способность сочувствовать людям, проявлять заинтересованность в их судьбе. Он выделял два типа эмпатии: инстинктивную (эмоциональное заражение) и интеллектуальную (сочувственную). Для А. Шопенгауэра симпатия - это сострадание ко всем существам, порождаемое осознанием общности их природы и происхождения. Для него сострадание является свойством самой жизни. «В процессе сострадания человек забывает о различиях между собой и другими» [10, с. 366].

Формирование эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора проходит в общей системе воспитания, сформулированной в трудах таких великих сурдопедагогов, как И. А. Васильева, Г. А. Гурцова, П. Д. Енько, Н. М. Лаговского, А.Ф. Остроградского, В. И. Флери и др.

Необходимо отметить, что В. И. Флери утверждал возможность развития личности ребенка с нарушением слуха посредством его воспитания. В своих трудах он также настойчиво и красноречиво отвергал взгляды ряда ученых о врожденной неполноценности глухонемых, а также о свойственной им нравственной неполноценности.

Формирование эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора основано также и на одном из положений дидактической комбинированной системы В. И. Флери и Г. А. Гурцова, которое отражает духовнонравственное развитие посредством использования всех сохранных органов чувств при сочетании методов воспитания и обучения.

Эволюция понимания эмпатии шла от философии к психологии, от психологии к общей педагогике, от общей педагогики к специальной педагогике, и каждая наука выявляла свои грани этого явления, развивала и качественно дополняла предшествующие представления. Так, эволюционное развитие эмпатии мы находим в религиозно-нравственном развитии глухих, которое было разработано и отражено в Уставе Санкт-Петербургского училища 1865 года, идейным вдохновителем и автором являлся Я. Т. Спешнев. Так, Я. Т. Спешнев обращал внимание на личный пример педагога-воспитателя, на воспитательные отношения к детям, по его мнению, эти отношения должны быть отеческими.

Глубокую характеристику феномена «эмпатия» мы можем наблюдать в психологических трудах Э. Изарда, который утверждал, что, не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не

были бы в полной мере людьми. Эмоции являются одним из признаков человечности. При этом он считал важными как способность сопереживать чужим эмоциям, так и способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций, по его мнению, состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации [4].

В связи с этим следует отметить, что именно с середины XX века начали зарождаться новые прогрессивные гуманистические педагогические концепции, направленные на развитие личности ребенка с нарушением слуха, основанные, в том числе, и на формировании духовных потребностей (А. И. Дьячков, С. А. Зыков, В. А. Сухомлинский, Г. И. Щукина и др.). То есть, как мы предполагаем, происходит центрирование внимания на духовных ценностях человека и развитии нравственных перспектив личности.

Также для понимания сущности формирования эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора заслуживает внимания позиция К. Роджерса, который в качестве механизма эмпатийного воздействия выдвигает идентификацию как глубинную основу сопереживания и сочувствия. «Понять внутренний мир клиента, как будто он твой собственный. Но, не теряя этого «как будто» -это и есть эмпатия» [9, с. 344].

Проблема влияния личностных качеств индивида на характер взаимоотношений рассматривается и в российской психологопедагогической литературе. Психологическая трактовка феномена эмпатии подготавливает основу для определения некоего психологического критерия, которым является «эмпатия».

Следует обратить внимание на концепцию В. В. Юрчука по раскрытию сущности феномена эмпатии, который объясняет эмпатию как вчувствование и познание субъекта имманентного мира другого индивида: Чувственно-эмоциональная отзывчивость (как одна из составляющих элементов эмпатии) субъекта на негативные и положительные переживания чувства-эмоции другого субъекта как феномены рефлексивно-ментально-чувственно-

эмотивно-мотивационной реакции [11]. В свою очередь, эти реакции проявляются в индивидуально-психических матрицах - формах сочувствия, солидарности, сорадости, сопереживания, сообщности.

Смотря через призму формирования

эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора, следует отметить, что «сами сопереживания могут быть не только соотнесены к реально-конкретному субъекту, но и к переживаниям - эмоциям - чувствам - замыслам - идеям персонажей из литературных произведений, кинематографа, сценического искусства и выступать, т. о., в форме эстетикоиндивидуальной эмпатии. Базальной модальностью процессов эмпатии является идентификация - аналогизация - конгруэнтноизация - корреляция одного субъекта с другим субъектом, открытость к чувствам другого индивида, его альтруистическо-респектабельное отношение к другим людям, которое может быть связано -констеллировано с мотивами оказания помощи, спонсорства индивидам» [11, с. 612].

Особого внимания в отечественной психологической мысли заслуживают позиции В. В. Бойко, Э. Э. Линчевского. Это связано с тем, что ими предложены основные психологические характеристики эмпатии как целенаправленного воздействия на эмоциональную сферу личности в рамках нравственного значимого качества личности: Э. Э. Линчевский определяет как «эмоциональное созвучие, сочувствие, сострадание» [6, с. 23]; эмпатия как сопереживание обладает характеристикой ставить себя на место другого, а также способностью человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Важность и актуальность формирования эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора, подтверждает также и мнение Б. Г. Ананьева, который отмечал, что «в процессе общения, в совместном развитии людей, неизбежно возникает не только отношение, воздействие через речь или через поступок, но и познание людьми друг друга, раскрытие внутренней картины характера других людей, особо проявляющейся в оценке человека человеком. Взаимопонимание формируется на основе накопления жизненного опыта общения, и для того, чтобы познавать самого себя» [1, с. 66].

Ряд сурдопедагогов (Е. И. Исенина, Б. Д. Корсунская, Н. Г. Морозова, Л. П. Носкова, Н. А. Рау и др.) отмечают, что дефект слуха вызывает у детей тяжелые моральные переживания своей неполноценности, ущербности, а также непонимание сложившейся ситуации, поведения других людей, а нравственные чувства у них развиты недостаточно и в силу речевого недоразвития они недостаточно осмыслены. Исходя из этого, наблюдаются трудности при расширении чувственноэмоционального опыта, которые не позволяют

развить как эмоциональную культуру детей с тяжелым нарушением слухового анализатора, так и создать необходимые условия для возникновения разнообразных моральных переживаний на основе словесных обозначений каждого состояния.

В связи с этим, перед сурдопедагогами встает необходимость создания не только специально разработанной программы по формированию эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора но также и разработки методических рекомендаций, которые позволят совершенствовать содержание и организацию работы по развитию остаточного слуха, речи и речевого общения глухих детей.

Данное утверждение основывается нами на идее В. Н. Мясищева о понимании личности в контексте общественных отношений. Личность им характеризуется «. прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. Самое главное и определяющее личность - её отношение к людям, являющееся одновременно и взаимоотношениями. Отношения человека представляют сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь с его различными сторонами жизни. Она выражается в его действиях, реакциях и переживаниях. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желание или потребности. Поэтому и являются движущей силой личности» [7, с. 23].

Для полноты историографического понимания проблемы формирования эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора следует обратить внимание на позицию Т. П. Гавриловой о том, что эмпатия есть полифункциональное явление психики человека [3] и рассматривается она как ориентированная на собственное благополучие, так и на интересы и благополучие другого. То есть, исходя из нашей идеи, данное утверждение представляется нам как возможный путь к успешной интеграции в общество детям с тяжелыми нарушениями слуха.

Следует отметить, что детям с тяжелым нарушением слухового анализатора затруднительно проникновение в смысл человеческих поступков, чувств и эмоций, это сопряжено с трудностями, которые основаны не только на недостаточном уровне развития речевого общения, а также связаны с ограниченностью социальных контактов, вызванной пребыванием в учреждениях интернатного вида.

Также для понимания сущности эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора нам неоценимую помощь оказали исследования античных учёных

о духовных и нравственных ценностях личности. Так, Платон утверждал, что природе человека присуще стремление к добродетели; древнеримский философ Сенека разработал систему нравственного самоусовершенствования, как необходимого элемента становления мировоззрения; машалы царя Соломона построены на почитаемости старших, радости от общения с любым человеком.

Проблема нравственности волновала и Кей-Кавуса: «пока можешь, не покладая рук, твори добрые дела. Людям себя показывай как человека добродетельного и, показав себя таким, не будь иным на деле» [5, с. 27]. Это подчеркивает, что многие аспекты эмоциональнонравственного развития глухих детей возможно рассматривать через призму разных научных точек зрения.

Таким образом, вышесказанное, несомненно, подчеркивает гуманизацию современной концепции образования и воспитания детей с нарушениями слуха в специальных коррекционных образовательных учреждениях, а, в свою очередь, представленная нами историография позволяет определить вопрос формирования эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухового анализатора как приоритетный в реализации эффективных путей обучения и воспитания глухих детей, а также их дальнейшей интеграции в общество.

Литература

1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. [Текст] / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. - М.: Педаго-

гика, 1980. - 232 с. - В надзаг.: АПН СССР. - Библиогр.: с. 224 - 228.

2. Бубер, М. Я и Ты [Текст] / послесл. П. С. Гуревича. - М.: Высш. шк., 1993. - 175 с. -(Б-ка философа).

3. Гаврилова, Т. П. О воспитании нравственных чувств [Текст] / Т. П. Гаврилова. - М.: Знание, 1984. - 80 с.

4. Изард, Э. Психология эмоций [Текст] : пер. с англ. / Э. Изард. - СПб.: Питер, 2000. -464 с. - (Серия «Мастера психологии»).

5. Кей-Кавус: сборник [Текст] // сост. В. Г. Безрогов. - М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 2000. - 224 с. (Антол. гуман. педагогики).

6. Линчевский, Э. Э. Психологические аспекты взаимопонимания: прогнозирование в процессе общения [Текст] / Э. Э. Линчевский. - Л.: Знание, 1989. - 36 с.

7. Мясищев, В. Н. Основы общей и медицинской психологии [Текст] / В. Н. Мясищев. -Л., 1975. - 223 с.

8. Ницше, Ф. Сочинения [Текст]. В 2 т. Т. 1. /под ред. К. А. Свасьяна; пер. с нем. - М.: Мысль, 1990. - 831 с.

9. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: Становление личности человека [Текст] /

К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 471 с.

10. Шопенгауэр, А. Об интересном [Текст] / А. Шопенгауэр. - М.: Олимп; ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1997. - 432 с. - (Классики зару-беж. философии).

11. Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии [Текст] / В. В. Юрчук. - Минск: Элайда, 2000. - 696 с.

© Е. В. Рязанова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.