Научная статья на тему 'Историографические и методологические аспекты изучения отношений интеллигенции и власти в БССР второй половины ХХ века'

Историографические и методологические аспекты изучения отношений интеллигенции и власти в БССР второй половины ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллигенция / БССР / историография / совесткая власть / марксистсколенинская методология / идеологический диктат / политика / критика стереотипов / intellectuals / BSSR / the historiography / the Soviet government / the Marxist-Leninist methodology / ideological dictatorship / politics / criticism of stereotypes

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денисов Антон Владимирович

В статье проведен анализ основных направлений и работ по истории взаимодействия между интеллигенцией и властью в отечественной историографии в БССР второй половины ХХ века. Определены основные тематические направления и результаты исследований. Несмотря на богатый фактологический материал и большой исследовательский опыт, результаты исследований находились в жестких рамках идеологического диктата. Для дальнейшего изучения истории отечественной интеллигенции необходима преемственность старых наработок с современными методами исторической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Денисов Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY RELATIONS BETWEEN THE INTELLECTUALS AND GOVERNMENT IN BSSR DURING THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY

The article analyzes the main trends and works on the history of interaction between intellectuals and power in the national historiography in BSSR the second half of the twentieth century. The author has identified the main thematic areas and research results. Despite the wealth of factual material and a large experience in research, research results are within strict ideological dictatorship. To further explore the history of the intelligentsia as a necessary continuity of the old developments with modern methods of historical science.

Текст научной работы на тему «Историографические и методологические аспекты изучения отношений интеллигенции и власти в БССР второй половины ХХ века»

56

Труды БГТУ, 2016, № 5, с. 56-60

УДК 930:23.316:303.01

А. В. Денисов

Белорусский национальный технический университет

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И ВЛАСТИ В БССР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

В статье проведен анализ основных направлений и работ по истории взаимодействия между интеллигенцией и властью в отечественной историографии в БССР второй половины ХХ века. Определены основные тематические направления и результаты исследований. Несмотря на богатый фактологический материал и большой исследовательский опыт, результаты исследований находились в жестких рамках идеологического диктата. Для дальнейшего изучения истории отечественной интеллигенции необходима преемственность старых наработок с современными методами исторической науки.

Ключевые слова: интеллигенция, БССР, историография, совесткая власть, марксистско-ленинская методология, идеологический диктат, политика, критика стереотипов.

А. V. Denisov

Belarusian National Technical University

HISTORIOGRAPHICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY RELATIONS BETWEEN THE INTELLECTUALS AND GOVERNMENT IN BSSR DURING THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY

The article analyzes the main trends and works on the history of interaction between intellectuals and power in the national historiography in BSSR the second half of the twentieth century. The author has identified the main thematic areas and research results. Despite the wealth of factual material and a large experience in research, research results are within strict ideological dictatorship. To further explore the history of the intelligentsia as a necessary continuity of the old developments with modern methods of historical science.

Key words: intellectuals, BSSR, the historiography, the Soviet government, the Marxist-Leninist methodology, ideological dictatorship, politics, criticism of stereotypes.

Введение. В советский период деятельность профессиональных историков была подчинена определенному заказу со стороны власти и тесно связывалась с идеологией коммунистической партии. Пристальный контроль со стороны руководящих органов выражался в цензуре всех сфер интеллектуальной жизни. Это особенно заметно на примере исследований отечественной истории ХХ века, для которой были обозначены четкие границы темам и направлениям, методам и возможностям интерпретаций.

Именно в этот период история интеллигенции Беларуси стала предметом специального изучения. Нужно отметить, что период 1920-х годов практически не рассматривался самостоятельно и, как правило, изучался вместе с темой Октябрьской революции, периодом 1930-х годов и послевоенным.

Несмотря на некоторые особенности национального, социально-культурного и государственного строительства, послевоенное развитие БССР проходило как в рамках общесоюзных процессов, так и в общемировых тенденциях эпохи Модерна.

Актуальность данной темы заключается в первую очередь в важности характера отношений

между представителями власти (чиновниками, управленцами) и интеллигенцией (общественным слоем людей, занимавшихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры). Традиционно генератором идей, лозунгов, концепций в обществе выступала интеллигенция. В разные периоды стратегии взаимоотношений власти и интеллигенции варьировались от плодотворного сотрудничества до скрытого явного противостояния.

Двадцатые годы ХХ века стали своеобразным полигоном экспериментов, в рамках которых утвердившаяся советская власть разными способами пыталась встроить в социально-классовую структуру советского общества такую группу, как интеллигенция. В свою очередь, интеллигенция также искала способы не только существования, но и развития в новой реальности.

Сейчас можно говорить о необходимости критического подхода к советской историографии в области изучения процессов становления и развития белорусской интеллигенции.

Основная часть. Исследования взаимодействия интеллигенции и власти в советский период

активно осуществлялись в 1960-х. Общепринятым являлся подход, по которому фактически проводилась параллель между профессионалами и интеллигенцией. При этом не учитывалась духовная, этическая и культурная нагрузка термина «интеллигенция», которая активно использовалась как в повседневном употреблении, так и в самоидентификации части самой интеллигенции.

Несмотря на объективные сложности, с которыми сталкивались исследователи, проблематика исследований постепенно расширялась. Работы П. Дедюли, А. Иванисова, А. Лабудько, В. Швайко затрагивали проблемы развития сельской интеллигенции и ее вклад в советское строительство [6]. Эти работы выполнены на высоком профессиональном уровне и содержат интересные данные. Одни занимались описанием инженерно-технической интеллигенции, другие - производственно-технической интеллигенции, кадровой политики и ее интеграции в рабочий класс [3, 14].

Следует отметить, что в 1960-1980-х гг. в отечественной исторической науке доминировал классовый подход и соответствующие ему методы. Поэтому интеллигенция автоматически делилась по «отраслевому» принципу: на «пролетарскую» (так называемую «новую»), «рабоче-крестьянскую», «народную», «трудовую». Кроме этого, существовала классификация и по выполняемым ею функциям: «научная» интеллигенция, «учительская», «инженерно-техническая», «творческая», «партийная» и т. д. [7, 9, 16]. При исследованиях структуры советского общества использовались более точные термины: «кадры», «специалисты» и «служащие» [3, 10]. Изучение интеллигенции проводилось в коллективной работе Академии наук БССР и в работах и диссертациях Е. Новика, А. Первачука, Н. Шавель-ской [11, 17].

Идеологический диктат ставил перед историками задачу постоянно подчеркивать заслуги коммунистической партии и комсомола в воспитании интеллигенции в марксистско-ленинском ключе, в формировании «советской» интеллигенции и раскрытии ее творческого потенциала и ее мобилизации на строительство социализма [1, 2, 12].

В коллективной монографии «Повышение творческой активности молодой научно-технической интеллигенции» был сделан вывод о том, что в БССР сформированная группа интеллигенции была очень многочисленной, а сама интенсивность процессов ее формирования была одной из самых высоких по сравнению с аналогичными процессами в других союзных республиках. Впрочем, сама работа отличается высокой схематизацией, преобладанием количественных статистических показателей. Исследователь И. Зми-

трович в диссертации «Критика «советологических» концепций роли интеллигенции в политической жизни СССР» осуществил попытку анализа вопросов интеллигентоведения с позиций философии. Однако в ней автор придерживался жестких рамок марксистко-ленинской методологии [11].

Во второй половине 1980-х, когда в обществе начались процессы деидеологизации исторической науки, произошли первые попытки «переоценки ценностей». В своих трудах историки высказывали собственное мнение по поводу политики в отношении интеллигенции, роли рабочего класса и крестьянства в социально-политических процессах различных периодов советского общества и БССР [9, 20]. По отношению к изучению интеллигенции применялись методы изучения истории КПСС, что делало эти исторические исследования в достаточной степени однобокими и тенденциозными.

Коллективная работа «Великий Октябрь и социальная структура советского общества: Интеллигенция» под редакцией Е. Бабосова затронула такой важный вопрос, как идейное размежевание в среде интеллигенции после Октябрьской революции и в ходе социально-культурного строительства Советской Беларуси. Исследователи обратили внимание на то, что процесс размежевания проходил как между социальными группам, так и внутри самих групп [4].

На это большое влияние оказали такие факторы, как различие в происхождении, образовании и воспитании. Также было показано, что создание новой «советской» интеллигенции проходило не по качественному, а по количественному пути: расширение среды рекрутирования, появление новых отраслей и специализаций, увеличение темпов подготовки специалистов, активная государственная поддержка науки и культуры и т. д.

Заключение. Таким образом, можно выделить основные направления тематики исследований советского периода: проблема интеллигенции в советской литературе; идейно-политическое воспитание интеллигенции; совместная деятельность интеллигенции с рабочим классом и крестьянством; интеллигенция и процессы коммунистического строительства; социальный состав интеллигенции; управление интеллигенцией со стороны руководства и т. д. Исследование проблем интеллигентоведения проводилось в основном в рамках философских и исторических научных специальностей. Большинство полученных результатов было заключено в жестких рамках советской идеологии и марксистско-ленинской методологии. Эти результаты, на наш взгляд, нуждаются в переосмыслении и деконструкции ряда прежних исследовательских стереотипов.

В целом в работах данного периода преобладала абсолютизация политики партии по формированию нового и «перевоспитании» старого поколения интеллигенции в ущерб другим факторам (экономическим, демографическим, социокультурным). Практически не показана реакция и отношение самой интеллигенции к политике власти. Кроме этого, основное внимание уделялось идеолого-политическим ценностям и их роли в системе ценностных ориентаций советской интеллигенции. Утверждалась их доминация над всеми прочими (профессиональными, этическими, национальными, религиозными). Еще одним характерным стереотипом являлась схематизированная оценка состава интеллигенции, ее места в социальной структуре и системе ценностей советского общества.

В европейской историографии, начиная с 1960-х годов, сложилось направление, которое делает методологические установки на историю ментальностей, повседневности и психологии, индивидуальное восприятие действительности субъектом и междисциплинарный подход. Кроме этого, произошел процесс совмещения истории со смежными общественными науками.

На стыке гуманитарных наук возникли такие направления, как историческая демография во Франции и Великобритании, историческая психология в Германии, Франции и США. В основе культурно-антропологического подхода основной акцент ставился на изучение человека в его взаимосвязях с обществом, государством и микросредой. Некоторые подходы успешно применяются белорусскими исследователями [5, 16].

В современной российской историографии сложилась новая самостоятельная отрасль - ин-теллигентоведение, с начала 90-х гг. проходят

крупные научные конференции, издаются статьи и монографии, появились диссертационные исследования.

Тем не менее любой исследователь, который будет осуществлять применение вышеперечисленных методологических схем к проблеме истории взаимоотношений отечественной интеллигенции и власти, столкнется с определенными сложностями.

Сюда входят время на исследование, погружение в материал, без которого нельзя ориентироваться в чужих историографических контекстах, отражающих специфику национальных (и региональных) пресуппозиций, не совпадающих с отечественной проблематикой.

Каждая национальная историография отражает специфическую проблематику той страны, где происходят исследования. В частности, слово «интеллигенция» не употребляется в европейской исторической науке в том смысле, который принят в странах СНГ. Как подчеркивает Кри-стоф Шарль, термин «intelligentsia» выступает очень приблизительным синонимом французскому «intellectuels» [17, c. 20-21].

Наконец, проблема связана с той эволюцией, которую прошли научные исследования в сфере социальной и культурной истории в конце ХХ -начале XXI века Европейские историки пришли к отказу от макросоциальных подходов и старых объяснительных парадигм. Чтобы производить сравнительный анализ на микросоциальном уровне, требуется серьезное исследование широкого круга материалов и адаптация разнонациональных особенностей и школ к белорусскому контексту.

Все это представляется вполне возможным и сможет вывести изучение истории отечественной интеллигенции на новый уровень.

Литература

1. Антонишин В. Н. Марксистско-ленинское воспитание советской интеллигенции в период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму в послевоенные годы (1938 г. - июнь 1941 г.): автореф. дис. канд. истор. наук. Минск, 1960. 22 с.

2. Бинкевич Н. И. Комсомол Белоруссии - помощник партии в развитии творческой активности молодой научно-технической интеллигенции (1971-1980 гг.): автореф. дис. ... канд. истор. наук. Минск, 1986. 21 с.

3. Василевская Н. В. Формирование кадров производственно-технической интеллигенции БССР в период строительства социализма (1921-1937 гг.): автореф. дис. канд. истор. наук. Минск, 1982. 19 с.

4. Великий Октябрь и социальная структура советского общеста: Интеллигенция / Л. А. Агеева [и др.]; под ред. Е. М. Бабосова. Минск: Наука и техника, 1988. 296 с.

5. Вирская В. П. Интеллигенция Минска в публикациях 1920-х гг. // Мшск i мiнчане. 10 стагоддзяу псторьи (да 940-годдзя горада): матэрыялы навук.-практ. канф.), Мшск, 7-9 верасня 2007 г. / рэд. А. А. Ка-валеня ^ шт.]. Минск: Беларус. навука, 2008. С. 263-270.

6. Дедюля П. В. Сельская ителлигенция и ее роль в коммунистическом воспитании трудящейся деревни (на материале БССР): автореф. дис. ... канд. философ. наук. Минск, 1971. 24 с.

7. Змитрович И. О. Критика «советологических» концепций роли ителлигенции в политической жизни СССР: автореф. дис. ... канд. истор. наук. Минск, 1981. 22 с.

8. Крючков В. П. Стирание существенных различий между рабочим классом и инженерно-технической интеллигенцией в процессе перерастания социализма в коммунизм (на материалах Белорусской ССР): автореф. дис. ... канд. истор. наук. Минск, 1983. 21 с.

9. Кузнецов Ю. С. Вовлечение интеллигенции в социалистическое строительство (1917-1925 гг.): на материалах партийных организаций Белоруссии. Минск: Беларусь, 1982. 172 с.

10. Повышение творческой активности молодой научно-технической интеллигенции: по материалам социальных исследований / А. М. Пустоход [и др.]. Минск: Бел НИИНТИ, 1981. 42 с.

11. Новик Е. К. Формирование кадров народного образования Белоруссии (1917-1941 гг.): авто-реф. дис. ... канд. истор. наук. 1981. 24 с.

12. Силиванчик П. П. Деятельность Коммунистической партии Белоруссии по осуществлению культурной революции в республике (1919-1937 гг.). Минск: Изд-во БГУ, 1961. 233 с.

13. Структура совесткой интеллигенции: по материалам БССР / Акад. наук Белорус. ССР, Ин-т философии и права. Минск: Наука и техника, 1970. 278 с.

14. Тавлай А. В. Научно-техническая интеллигенция в условиях развитого социалистического общества: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Минск, 1972. 21 с.

15. Старовойтов М. И. Интеллигенция белорусско-российско-украинского пограничья в 19201930-е гг. (этнокультурный аспект) // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверспэта iмя Яню Ку-палы. Гродно, 2010. Сер. 5: Псторыя, Фiласофiя, Палггалопя, Сацыялопя. Вып. 1 (91). С. 52-58.

16. Шавельская I. С. Народная штэлтенцыя Беларусь Минск: Дзярж. выд. БССР, 1959. 72 с.

17. Шарль, К. Интеллектуалы во Франции: вторая половина XIX века. М.: Новое изд-во, 2005. 328 с.

References

1. Antonishin V. N. Marksistsko-leninskoe vospitanie sovetskoy intelligentsii v period zaversheniya stroitel 'stva sotsializma i postepennogo perekhoda k kommunizmu v poslevoennye gody (1938 g. - iyun' 1941 g.): Avtoref. dis. kand. istor. nauk [The Marxist-Leninist education of the Soviet intelligentsia during the completion of the construction of socialism and the gradual transition to communism in the post-war years (1938 -June, 1941). Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Minsk, 1960. 22 p.

2. Binkevich N. I. Komsomol Belorussii -pomoshchnikpartii v razvitii tvorcheskoy aktivnosti molodoy nauchno-tekhnicheskoy intelligentsii (1971-1980 gody): Avtoref. dis. kand. istor. nauk [Komsomol of Belarus -assistant roles in the development of creative activity of young scientific and technical intelligentsia (1971-1980). Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Minsk, 1986. 21 p.

3. Vasilevskaya N. V. Formirovaniye kadrov proizvodstvenno-tekhnicheskyoy intelligentsii BSSR v period stroitel'stva sotsializma (1921-1937 gody): Avtoref. dis. kand. istor. nauk [Framing industrial and technical intelligentsia in BSSR during the construction of socialism (1921-1937). Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Minsk, 1982. 19 р.

4. Ageeva L. A., Adulo T. I., Babosov E. M. [i dr.]. Velikiy Oktyabr' i sotsial'naya struktura sovetskogo obshchestva: Intelligentsiya [The Great October Revolution and the social structure of Soviet community: Intellectuals]. Minsk, Nauka i tekhnika Publ., 1988. 296 p.

5. Virskaya V. P. Intellectuals of Minsk in publications of the 1920's. Materyyaly navukova-praktychnay kanferentsyi "Minsk i minchane. 10 stagoddzyau gistoryi (da 940-goddzya gorada)" [Materials of scientific-practical conference "Minsk and Minsk dwellers. 10 centuries of history (to the 940 anniversary of the city)"]. Minsk, 2008, pp. 263-270 (In Belarusian, Russian).

6. Dedyulya P. V. Sel'skaya intelligentsiya i ee rol' v kommunisticheskom vospitanii trudyashcheysya derevni (na materiale BSSR): Avtoref dis. kand. istor. nauk [Rural itelligentsiya and its role in the communist education of the people of the village (on the material of the Byelorussian SSR). Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Minsk, 1971. 24 p.

7. Zmitrovich I. O. Kritika "sovetologicheskikh" kontseptsiy roli itelligentsii v politicheskoy zhizni SSSR: Avtoref. dis. kand. istor. nauk [Criticism "Sovietological" concepts itelligentsii role in the political life of the USSR. Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Minsk, 1982. 22 p.

8. Kryuchkov V. P. Stiranie sushchestvennykh razlichiy mezhdu rabochim klassom i inzhenerno-tekhnicheskoy intelligentsiyey v protsesse pererastaniya sotsializma v kommunizm (na materialakh Belorusskoy SSR): Avtoref. dis. kand. istor. nauk [Erasing a significant difference between the working class and engineering intelligentsiye during the transition from socialism to communism (in the Byelorussian SSR materials). Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Minsk, 1983. 21 p.

9. Kuznetsov Yu. S. Vovlechenye intelligentsii v sotsialisticheskoye stroitel'stvo (1917-1925 gody): na materialakh partiynykh organizatsiy Belorussii [Involvement of intellectuals in socialist construction (1917-1925): On materials of the Party organisations in Belarus]. Minsk, Belarus' Publ., 1982. 172 p.

10. Pustokhod A. M., Men'sikov V. V., Morova L. P. Povyshenye tvorcheskoy aktivnosti molodoy nauchno-tekhnicheskoy intelligentsii: po materialam sotsial'nykh issledovaniy [Enhancing creativity of young scientific and technical intelligentsia: on materials of sociological research]. Minsk, Bel NIINTI Publ., 1981. 42 p.

11. Novik Ye. K. Formirovanye kadrov narodnogo obrazovaniya Belorussii (1917-1941 gody): Avtoref. dis. kand. istor. nauk [Framing of Public Education of Belarus (1917-1941). Abstract of thesis cand. of hist. sci.]. Minsk, 1981. 24 p.

12. Silivanchik P. P. Deyatel'nost' Kommunisticheskoypartii Belorussiipo osushchestvleniju kul'turnoy revolyutsii v respublike (1919-1937 gody) [Activities of the Communist Party of Belarus to implement the Cultural revolution in republic (1919-1937)]. Minsk, Izdatel'stvo BGU Publ., 1961. 233 p.

13. Struktura sovetstkoy intelligentsii: po materialam BSSR [The structure of the Soviet intelligentsia: according to the materials of BSSR]. Minsk, Nauka i tekhnika Publ., 1970. 278 p.

14. Tavlay A. V. Nauchno-tekhnicheskaya intelligentsiya v usloviyakh razvitogo sotsialisticheskogo obshchestva: Avtoref. dis. kand. filosof. nauk [Scientific and technical intelligentsia in the developed socialist society. Abstract of thesis cand. of philosoph. sci.]. Minsk, 1972. 21 p.

15. Starovoytov M. I. The intelligentsia of the Belarusian-Russian-Ukrainian border in 1920-1930's. (Ethno-cultural aspect)]. Vesnik Grodzenskaga dzyarzhaunaga universiteta imya Yank Kupaly [Bulletin of the Yanka Kupala State University of Grodno], 2010, ser. 5: History, Philosophy, Political Science, Sociology, issue 1 (91), pp. 52-58 (In Russian).

16. Shavel'skaya I. S. Narodnaya inteligentsiya Belarusi [People's intelligentsia of Belarus]. Minsk, Dzyarzhaunaye vydavetstva BSSR Publ., 1959. 72 p.

17. Sharl' K. Intellektualy vo Frantsii: vtorayapolovina XIX veka [Intellectuals in France: The second half of the 19th century]. Moscow, Novoe izdatel'stvo Publ., 2005. 328 p.

Информация об авторе

Денисов Антон Владимирович - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии, социологии и социального управления. Белорусский национальный технический университет (220013, г. Минск, пр-т Независимости, 65, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the Author

Denisov Anton Vladimirovich - PhD (History), Assistant Professor, the Department of Political Science, Sociology and Social Management. Belarusian National Technical University (65, Nezavisimosti Ave., 220013, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 11.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.