Научная статья на тему 'Историко-родословные исследования'

Историко-родословные исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1080
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИКО-РОДОСЛОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ / УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОССИЙСКИХ РОДОСЛОВНЫХ / HISTORICAL AND GENEALOGICAL LOCAL HISTORY / RESEARCH METHODS / FAMILY ARCHIVE / SPOKEN AND WRITTEN SOURCES / INTERNET RESOURCES / ENCYCLOPEDIA OF RUSSIAN GENEALOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Наталья Анатольевна

Изучение родословных позволяет сформировать у детей чувство сопричастности к истории, культуре и экологии своей страны, воспитывает у них любовь к родному краю. В каникулы учащиеся выявляют, собирают, изучают и обрабатывают генеалогические и биографические источники, проводят опросы, интервью, фиксируют материалы на цифровую аппаратуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-родословные исследования»

ИС ТОРИКО-РОДОСЛОВНЫЕ исследования

Наталья Анатольевна Александрова,

заведующая сектором истории детского движения

Московского городского дворца детского (юношеского) творчества

Изучение родословных позволяет сформировать у детей чувство сопричастности к истории, культуре и экологии своей страны, воспитывать у них любовь к родному краю, связывать жизнедеятельность каждого участника с местностью, регионом, государством — своей родиной. Историко-родословные краеведческие исследования учащихся направлены на изучение собственных родословных, а также родословных земляков, исторических деятелей и иных персоналий, заинтересовавших юных исследователей. В каникулы учащиеся могут выявлять, собирать, изучать и обрабатывать генеалогические и биографические источники, проводить опросы, интервью, фиксировать необходимые материалы на цифровую аппаратуру.

• историко-родословное краеведение • методы исследовательской работы

• семейный архив • устные и письменные источники • интернет-ресурсы

• энциклопедия российских родословных

Интенсивное развитие историко-родословных исследований привело к формированию историко-родословного краеведения, связывающего духовно-нравственное воспитание с исследовательской деятельностью учащихся, которое имеет ярко выраженный социально-педагогический аспект.

Сущность родословно-краеведческой исследовательской деятельности учащихся — индивидуальная или групповая учебная, познавательная, творческая деятельность, которая связана с изучением истории рода, фамилии, семьи, биографии отдельного лица, составлению родословных, с заранее неизвестным результатом. Исследовательская деятельность учащихся проводится под руководством педагога, специалиста в определённой области знаний, научного сотрудника или самостоятельно.

Исследование истории своего рода, семьи, родословной сближает ребёнка с близкими и дальними родственниками. Появляется не только совместный интерес, но и совместное творчество, которое сплачивает представителей разных поколений. Иными словами, родовая память объединяет семью. Кроме того, за счёт общего дела, общего труда, общего исследования нейтрализуется так называемый «конфликт поколений».

Чтобы узнать историю рода и биографии родственников, необходимо освоить научные методы, научиться изучать документы, хранящиеся в домашнем (семейном) архиве, в государственных и ведомственных архивах и музеях, выявлять литературные и другие печатные источники в библиотеках, грамотно проводить опрос, интервьюирование родных и знакомых,

правильно оформлять результаты своего исследования. Работа с документами стимулирует ребёнка к разбору и систематизации материалов, имеющихся дома: фотографий, писем, документов и т.п.

Соотнося историю семьи с тем, что происходило в стране, ребёнок пропускает через себя известные исторические события, лучше осваивая их. Знание истории, понимание исторических процессов способствует осознанному воспитанию патриотизма. Нужно уметь любить родину, понимая положительные и отрицательные стороны её развития.

Анализ исследовательских работ учащихся по историко-родословной тематике, поступающих на московские городские и всероссийские конкурсы, конференции и олимпиады, свидетельствует, что для проведения исследования, поисково-исследовательской деятельности требуется серьёзная, кропотливая работа.

Юных исследователей привлекает жизнь и деятельность родственников и земляков — людей, с которыми они могут встретиться, знакомы или соприкасаются в повседневной жизни.

К другой категории относятся исследования о родственниках и земляках, давно ушедших из жизни. Эти работы, как правило, построены на изучении архивных и музейных материалов, воспоминаниях людей, знавших героев исследования.

Здесь нередко используются документы, сохранившиеся в домашних архивах.

Предметом исследования могут быть изучение личности и судьбы реального лица, конкретная родословная, генеалогическое древо рода, одна из ветвей рода (мужская или женская), восходящая родословная автора исследования, семейные реликвии, альбомы, фотографии и др. В большинстве исследований рассказывается о людях, живших или живущих в данном крае.

Через них тянется ниточка истории, связывающая прошлое, настоящее и будущее.

Цель исследования — это желаемый результат, решение научной проблемы, то, что хочет узнать, изучить, найти, представить автор. Например, целью в историко-родословном исследовании могут быть: восстановление родословной, изучение неизвестных страниц истории семьи, семейных ценностей и традиций, биографии или жизни и деятельности отдельных представителей семьи или рода, систематизация и анализ собранного материала. Формулировка задач исследования необходима для конкретизации цели. Задачи могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведёт к решению самой проблемы. Исследовательские цели и задачи могут в течение проведения работы корректироваться, конкретизироваться. Не следует смешивать исследовательские и популяризаторские цели и задачи. Это разные жанры.

При проведении исследования учащиеся используют все доступные для них методы исследовательской работы: изучение литературы, научных, информационных и популярных материалов; изучение источников в государственных, ведомственных, общественных и домашних (семейных) архивах, библиотеках и музеях; опрос, интервьюирование, анкетирование родственников, знакомых, других людей, обладающих информацией; переписка, оформление запросов в организации; фотографирование, видеосъёмка, зарисовка; консультации и собеседования со специалистами; анализ полученной информации, сравнение фактов, уточнение и проверка информации; обобщение собранного материала; составление схем, таблиц, подбор иллюстративного материала. В последнее время всё больше используются и такие

специальные методы, как социальный опрос и математическая статистика.

Историко-родословное исследование невозможно без представления генеалогических методов исследования.

Основные генеалогические методы: составление восходящих и нисходящих родословных схем, таблиц и росписей, генеалогических карточек и описаний. Генеалогический метод исследования (или изучение родословных) в настоящее время используется во многих научных исследованиях, а особенно активно в биологии, генетике, медицине, психиатрии, этнографии.

Нередко юные исследователи в приложения к работе помещают копии документов, фотографий, записи воспоминаний и прочее, хранящееся в семейных архивах, не всегда воспринимая их как источники исследования. Чаще всего эти материалы не обработаны, не описаны, не проанализированы. Как правило, юные исследователи и их руководители относят к источникам только материалы, обнаруженные в государственных архивах и музеях. Однако изучение, правильная трактовка и критика «домашних» источников могут помочь избежать ошибок, встречающихся в исследованиях. К работе с материалами семейного архива следует подходить также бережно, как и с документами, хранящимися в государственных архивах и музеях. Они также уникальны, важны как для изучения истории конкретного человека, рода, так и для истории края, страны.

Наиболее популярный вид источников, который активно используется школьниками при проведении историко-родословных исследований, — устные источники: беседы с близкими родственниками (родителями, бабушками и дедушками, тётями и дядями), знакомыми; интервьюирование лиц, знавших героев исследования; поиск и запись семейных (родовых) легенд, преданий, историй, анекдотов и т.п.

При работе с устными источниками важно зафиксировать собранную информацию на бумаге или технических носителях (аудио-и видеоплёнки, диски, флешки, карты памя-

ти и т.п.). Заметим, что сведения, записанные на технических средствах, имеет смысл кратко изложить на бумаге, а лучше сделать полную расшифровку записи.

Используя устные источники, следует помнить о таком методе, как критика источников. Известно, что устные источники, в силу определённых обстоятельств, могут быть самыми недостоверными. Человеческая память, сохраняя определённые факты, события, сведения об отдельных личностях, может их интерпретировать, домысливать, путать с другими аналогичными явлениями, досочинять. Поэтому необходимо данные факты перепроверять. Это можно сделать, расспрашивая об одном и том же событии или человеке разных людей, изучая другие виды источников. Необходимо анализировать поступающую информацию, сопоставлять сведения. Если трудно принять какую-то одну точку зрения, то в письменной работе следует отразить все варианты со ссылкой на источники.

Путём изучения устных источников можно определить семейные (родовые) традиции, праздники, выявить традиционные кушанья (блюда), сохранить их рецепты. С помощью устных источников выявляется традиция имянаречения — именование по святцам, передача имени от отца к сыну, от дела к внуку и т.п.

К письменным источникам, чаще всего используемым в историко-родословных исследованиях, относятся личные документы: биографические материалы, паспорта, метрики, членские билеты, дипломы, удостоверения, мандаты, пропуска, анкеты, характеристики; наградные документы, орденские книжки, почётные грамоты, адреса, свидетельства, пригласительные билеты, имущественно-хозяйственные документы; творческие авторские рукописи, выписки, конспекты; воспоминания,

мемуары, записные книжки, переписка (письма), дневники. Однако и при работе с этой группой документов важно их анализировать. Самой типичной ошибкой может быть указание места рождения лица. Как правило, в документах советского вре мени, выдаваемых повторно или в отдельных случаях первично, в разделе «место рождения» указывалось название географи ческого объекта, на время выдачи документа, а не на настоящее название в соответствующий период. Так, например, появ^ лялись рождённые в 1904 г. в Ленинграде, а не Санкт-Петербурге. Хотя город был так переименован в 1924 году. Соответственно, до Октябрьской революции 1917 г. в стране были губернии и уезды, а не республики, области и районы.

Другой крупный раздел письменных источников — общественно-политические, документы. К ним относятся: протоколы, стенограммы, постановления, наказы, обращения; резолюции, решения, распоряжения, делопроизводственные документы, приказы, законодательные акты, инструкции; программы, афиши, листовки, декреты, уставы, телеграммы.

Самыми массовыми письменными источниками являются: книги, брошюры, журналы, газеты. Эти источники обычно называют списком литературы или библиографией.

Авторы справочного пособия «Генеалогическая информация в государственных архивах России»1 дают перечень, включающий 153 вида документов, из которых можно почерпнуть генеалогические сведения.

При анализе письменных источников следует обратить внимание на дату их появления, авторство, место создания и быто-

1 Генеалогическая информация в государственных архивах России: Справочное пособие / Федер. арх. агентство, ВНИИДАД. Отв. сост. С.Н. Романова; сост. И.И. Глуховская, М.П. Дьячкова, В.И. Звавич и др. М., 2004.

вания, причину происхождения, отноше ние к изучаемым событиям или лицу, возможность использования в исследовательском процессе.

Следующий вид источников — изобразительные источники: фотографии (дагерротипы, негативы, позитивы, слайды), произведения изобразительного искусства (живопись, графика, художественный плакат, скульптура), карто графические материалы (карты, схемы, чертежи, планы, атласы).

В последнее время при проведении историко-родословного исследования всё чаще стали использоваться картографические источники. На картах указы ваются результаты миграции рода, места расселения, топонимические связи и т.п. Здесь также важен комментарий, включающий причины переселения, связи с данными местностями, объектами.

Обратимся к вещественным источникам. В семьях обычно сохраняются предметы, которые можно назвать семейными реликвиями. Они являются объектами семейных преданий, легенд, памятью о конкретных родственниках. Это может быть и кольцо, и праздничная одежда, и чашка, и шкатулка, и ча сы... Рассматривая данный предмет можно попытаться представить человека, которому он принадлежал.

Заметим, что вещественные источники чаще всего становятся музейными предметами. При анализе предмета следует обратить внимание на его подлинность и наличие легенды, материал и способ изготовления, размер, форму и устройство. Возможно определение идейной направленности, сюжета, стилистических особенностей. Если предмет является ав торской работой, то выяснить фамилию, имя, отчества автора, время и место создания. Хорошо бы указать, кому данный предмет принадлежал или принадлежит.

В последнее десятилетие возросло количество технотронных источников, в том числе интернет-ресурсов, новых информационных технологий, компьютерной генеалогии. Сведения, почерпнутые в электронных справочниках, активно используются при проведении исследований. Материалы, выявленные через Интернет, обогащают содержание работ. Заметим, что в последние годы появилось немало генеалогических сайтов как в России, так и по всему миру. Обращаясь к ним, можно найти тех родственников, следы которых затерялись в годы Гражданской войны и последовавшей затем эмиграции, в период Второй мировой войны, репрессий, других волн эмиграции и т.п.

В 1992 году началась разработка компьютерной системы «Русская генеалогия», которая должна объединить в единый комплекс все родословные российских фамилий с глубокой древности до наших дней (с Х по XXI век).

Современные технологии помогают создать электронный фамильный архив и, таким образом, сохранить все имеющиеся историкородословные источники. Генеалогические программы способны хранить отсканированные документы и портреты людей, различные звуковые и видео файлы; получать и передавать данные в стандартных форматах, работать с универсальными форматами переносов родословной информации и генеалогическими базами данных; способность автоматически создавать в сети Интернет персональной страницы с генеалогическими данными2.

Говоря о комплексных источниках, следует остановиться на таком источнике, как некрополь (кладбище). Надписи на могильных памятниках могут помочь не только в выявлении родственников, но и установлении дат жизни, определении вероисповедования, традиций увековечивания памяти о предках.

В каникулярный период, прежде всего, следует посетить кладбища, где захоронены родственники. Нужно зафиксировать памятники, надписи на них, ограды, посмотреть на соседние могилы. При необходимости

2 Бычкова М.Е., Смирнов М.И. Генеалогия в России: история и перспективы. М.: Территория, 2004. С. 172—173.

в конторе кладбища сделать выписки о датах и местах захоронения и другие сведения.

Летние каникулы — удачное время для работы в государственных и местных архивах. Так как в архивы обычно дети до 18 лет не допускаются, то в этот период можно поработать в архиве с родителями или педагогами, набраться опыта по изучению архивных описей, архивных документов.

Исследование личности рекомендуем начать с составления хронологии жизни изучаемого персонажа. Обратим внимание, что к каждой дате, событию желательно указывать имеющиеся источники. Эта часть исследования требует постоянной корректировки, дополнения новым материалом.

В случае если исследуемое лицо имеет публикации, творческие работы, то хорошо бы составить их список, а возможно и сделать каталог. Заметим, что это действие может стать исследовательской задачей.

При условии, что об изучаемых личностях имеются отдельные публикации, то их также можно собрать, перечислить и проанализировать. Такой историографический анализ может быть ещё одной исследовательской задачей. Заслуга юного родослова может заключаться в поиске и выявлении этих публикаций и обобщении их.

Далее необходимо определить хронологические рамки исследования.

Для биографического исследования нужно вычленить этапы деятельности изучаемого лица и решить на каких из них следует остановиться подробнее, а какие упомянуть вскользь.

В историко-родословном исследовании можно выделить отдельных ярких представителей семьи или рода, о которых следует рассказать подробнее.

Обратим внимание на подбор иллюстративного материала. Портреты, документы, письма, схемы и т.п. должны быть проаннотированы. Копии с материалов, хранящихся в государственных архивах и музеях, должны содержать ссылку на место хранения.

Материалы, найденные в процессе экспедиционной деятельности, следует грамотно обработать, занести в полевой дневник, составить карточки. Все фотографии, сделанные во время выездов и путешествий по родным местам, необходимо правильно проаннотировать. Надо указать: где и когда произведена съёмка, кто (фамилия, имя, отчество) и что (событие, пейзаж, дом и т.п.) изображено на снимке, кем сделана фотография. Все воспоминания, беседы, интервью, записанные на диктофон или видеокамеру — расшифровать, указав, с кем проводилась беседа, когда, где, кто брал интервью.

Проводя исследование, рекомендуем проанализировать деятельность изучаемого лица или рода, опираясь на свою точку зрения. Она может отличаться от общепринятой. Случается, что некоторые юные краеведы позволяют себе давать оценку событий современной истории, не особенно вдаваясь в анализ — как, почему это событие произошло, каковы породившие его причины. Иногда можно подумать, что история России — это только история ХХ века, а предпосылок, аналогичных событий в прошлом будто бы и не было. Кто-то, чаще всего из журналистов или политиков, дал некое определение эпохе, и другие начинают его повторять. Задача и историка, и краеведа — вдумчиво проанализировать факт, событие, явление и предложить свою оценку. В истории известно немало случаев, когда рушатся привычные образы, благодаря новым работам учёных и публицистов. Нужно учиться составлять и отстаивать своё мнение, хотя это очень трудное дело.

В исследовании желательно указать связь изучаемого лица или рода с родным краем, регионом. В этом случае советуем использовать справочники по топонимике, карты края. Следует посмотреть, отражены ли на карте имя (имена) изучаемых, имеются ли (сохранились) памятные места. Возможно, провести социологическое исследование.

При изучении родословной необходимо знание терминологии и особенно таких понятий, как «семья», «род», «фамилия», значения которых иногда подменяются в исследованиях. Термин «фамилия», обозначающий ряд поколений, носящих одно наследственное наименование и имеющих одного предка, может относиться и к семье, и к роду. Под термином «семья» подразумевается ограниченное число лиц, состоящих в родстве, не обязательно кровном (муж, жена, дети и другие близкие родственники), чаще всего это одно-три поколения, проживающие вместе. Семья включает в себя представителей разных родов. Эту особенность можно выявить, составляя восходящую родословную таблицу: во втором колене — две фамилии (рода), в третьем — четыре, в четвёртом — восемь. Род — наиболее крупная генеалогическая единица, ряд поколений, происходящих от одного предка, связанных узами кровного родства. Род можно представить как цепочку семей, образующихся в каждом новом поколении для его продолжения.

Важно знать названия семейно-родственных отношений, чтобы разобраться — кто кому и кем приходится, к какому поколению относится.

Оформление результатов исследования — одна из важных позиций завершающего этапа процесса исследования. Исследование может быть оформлено в виде письменного доклада, тезисов, стенда, компьютерной презентации, статьи.

Структура доклада (письменной работы) имеет устоявшуюся форму: титульный лист, содержание (оглавление, план), введение (вступление), основная часть (может включать несколько глав, разделов), заключение, список источников, литературы (в соответствии с ГОСТом) и интернет-сайтов, приложение. В приложении желательно поместить родословные схемы (таблицы, росписи, древа), иллюстративно-документационный материал (портреты, фотографии, документы, письма, карты и др.), данные социологического опроса, тезаурус (словарик), копии публикаций, каталоги и другие списки, составленные автором исследования.

В заключительной части работы необходимо сделать выводы, выяснить, выполнены ли цель и задачи, поставленные во вступлении, отметить, что нового внёс автор, каковы итоги и есть ли перспективы исследования.

При окончательном оформлении работы необходимо пронумеровать все страницы, включая приложения. Если в приложении используется более трёх материалов, то надо сделать их список.

Исследовательские работы учащихся уже сегодня составляют энциклопедию российских родословных и людских судеб. Каждую рабо-

ту, каждое исследование школьников можно сравнить с фрагментом мозаики. Если сложить эти фрагменты, то получится целостная картина отечественной истории, истории, которая создаётся на наших глазах, которая фиксируется, в том числе, и юными историками-крае-ведами. Следует подчеркнуть значение подобных исследований не только для историко-родословного краеведения, но и для науки в целом. Ведь сохраняя сведения о людях разной социальной, общественной, национальной, профессиональной и прочих принадлежностей, можно воссоздать картину жизни конкретного региона, страны, эпохи, поколения.

Большое значение при проведении историко-родословного краеведческого исследования имеет личное участие юного исследователя в поисковой работе — поездки на родину предков, общение с родственниками, работа в архивах и местных краеведческих музеях, разбор и систематизация домашнего архива. Это способствует формированию исследовательских компетенций, которые пригодятся учащемуся в последующей деятельности. НО

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА

«Старт Мечты» — движение к результату...

Елена Геннадьевна Варанкина, г. Краснодар

Несколько лет назад (март 2007) в журнале «Народное образование» была опубликована статья «Старт мечты... Путь от идеи до результата» о летнем палаточном лагере на территории ВДЦ «Орлёнок». Прошло 4 года. Летом 2010 г. состоялась пятая по счёту смена в лагере «Старт Мечты». Сегодня существует молодёжный клуб «СтартМ» в г. Павловский посад Московской области, в Краснодарском крае, в течение года жил и работал клуб «СтартМ» в Москве. И проект приобрёл свою специфику клубного лагеря. О формах работы лагеря читайте в журнале «Воспитательная работа в школе», № 3, 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.