Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ РОМАН В АДЫГСКОЙ ПРОЗЕ 60-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА: ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ'

ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ РОМАН В АДЫГСКОЙ ПРОЗЕ 60-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА: ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
139
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПРОЗА / ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУР / ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И ПОЭТИКИ РОМАНА О РЕВОЛЮЦИОННОМ ПРОШЛОМ / HISTORICAL REVOLUTIONARY PROSE / TYPOLOGICAL COMMONALITY OF NATIONAL LITERATURE / FEATURES OF THE GENRE AND POETICS OF THE NOVEL ABOUT THE REVOLUTIONARY PAST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хот Саида Хазретовна

Предпринимается попытка типологического исследования общего и национального в художественном развитии историко-революционного романа в адыгской прозе 60-80-х гг. ХХ столетия в сопоставительном аспекте. На основе сравнительно-типологического метода анализируются процессы эволюции, идейно-тематической общности и национального своеобразия романа в адыгских литературах, определяются специфика жанра и поэтика произведений писателей о революционном прошлом. Отмечается, что адыгский историко-революционный роман, ориентируясь на опыт многонациональной советской литературы, прошел свой путь развития. Результаты, полученные в рамках представленного в историко-литературном контексте научного исследования, позволяют сделать вывод, что расцвет этого жанра в национальных литературах второй половины прошлого столетия объясняется стремлением к концептуальному изображению личности и народа в революции, а также актуализацией этой проблематики с точки зрения нового прочтения «современного» историко-революционного романа. Практическая значимость научной работы связана с возможностью успешного применения полученных выводов при типологическом исследовании истории литератур Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Хот Саида Хазретовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL REVOLUTIONARY NOVEL IN ADYGHE PROSE OF THE 1960S-1980S: TYPOLOGICAL COMMUNITY AND NATIONAL IDENTITY

An attempt is made to typologically study the general and national in the artistic development of the historical revolutionary novel in Adyghe prose of the 1960s-1980s in a comparative aspect. Based on the comparative typological method, the processes of evolution, ideological and thematic commonality and national identity of the novel in Adyghe literature are analyzed. The specifics of the genre and poetics of the works of writers about the revolutionary past are determined. The Adyghe historical and revolutionary novel, focusing on the experience of multinational Soviet literature, went its own way of development. The results obtained in the framework of scientific research presented in the historical and literary context allow us to conclude that the heyday of such a genre in national literature of the second half of the last century is explained by the desire for a conceptual depiction of the person and people in the revolution, as well as the mainstreaming of this issue from the point of view of a new reading of the "modern" historical and revolutionary novel. The practical significance of scientific work is associated with the possibility of successful applying the findings in a typological study of the history of literature in the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ РОМАН В АДЫГСКОЙ ПРОЗЕ 60-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА: ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ»

УДК 821.352.3'44"19"

ББК 83.3(2=Ады)6

Х 85

Хот С.Х.

Аспирант кафедры литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, e-mail: saida.khot.91@mail.ru

Историко-революционный роман в адыгской прозе 60-80-х годов ХХ века: типологическая общность и национальное своеобразие

(Рецензирована)

Аннотация:

Предпринимается попытка типологического исследования общего и национального в художественном развитии историко-революционного романа в адыгской прозе 60-80-х гг. ХХ столетия в сопоставительном аспекте. На основе сравнительно-типологического метода анализируются процессы эволюции, идейно-тематической общности и национального своеобразия романа в адыгских литературах, определяются специфика жанра и поэтика произведений писателей о революционном прошлом. Отмечается, что адыгский историко-революционный роман, ориентируясь на опыт многонациональной советской литературы, прошел свой путь развития. Результаты, полученные в рамках представленного в историко-литературном контексте научного исследования, позволяют сделать вывод, что расцвет этого жанра в национальных литературах второй половины прошлого столетия объясняется стремлением к концептуальному изображению личности и народа в революции, а также актуализацией этой проблематики с точки зрения нового прочтения «современного» историко-революционного романа. Практическая значимость научной работы связана с возможностью успешного применения полученных выводов при типологическом исследовании истории литератур Северного Кавказа.

Ключевые слова:

Историко-революционная проза, типологическая общность национальных литератур, особенности жанра и поэтики романа о революционном прошлом.

Khot S.Kh.

PhD student, Department of Literature and Mass Communications, Adyghe State

University, e-mail: saida.khot.91@mail.ru

Historical revolutionary novel in Adyghe prose of the 1960s-1980s: typological community and national identity

Abstract:

An attempt is made to typologically study the general and national in the artistic development of the historical revolutionary novel in Adyghe prose of the 1960s-1980s in a comparative aspect. Based on the comparative typological method, the processes of evolution, ideological and thematic commonality and national identity of the novel in Adyghe literature are analyzed. The specifics of the genre and poetics of the works

of writers about the revolutionary past are determined. The Adyghe historical and revolutionary novel, focusing on the experience of multinational Soviet literature, went its own way of development. The results obtained in the framework of scientific research presented in the historical and literary context allow us to conclude that the heyday of such a genre in national literature of the second half of the last century is explained by the desire for a conceptual depiction of the person and people in the revolution, as well as the mainstreaming of this issue from the point of view of a new reading of the "modern" historical and revolutionary novel. The practical significance of scientific work is associated with the possibility of successful applying the findings in a typological study of the history of literature in the North Caucasus.

Keywords:

Historical revolutionary prose, typological commonality of national literature, features of the genre and poetics of the novel about the revolutionary past.

Одним из результатов поступательного движения литературы, ее жанрового, стилевого, идейно-художественного обогащения стало возникновение жанра историко-революционного романа, процесс формирования которого проходил в контексте развития всей отечественной многонациональной литературы. Пройдя определенные стадии в своем формировании и развитии, историко-революционный роман стал одним из ведущих жанров советской многонациональной литературы 60-80-х годов прошлого столетия, отмеченных пристальным интересом литературы к истории, широтой художественных исканий исторической и историко-революционной прозы.

Адыгская проза о революционном прошлом, пройдя сложный путь развития, стала одной из наиболее емких в идейно-художественном отношении жанровых форм словесного искусства второй половины ХХ столетия. Об этом говорит наметившаяся уже с середины 50-х годов эволюция историко-революционной прозы. Историко-революционный роман, сложившийся в этот период в северокавказских литературах, в том числе адыгских, на основе развития национальных художественных традиций и опыта всесоюзной литературы, вобрал в себя реальные проблемы эпохи, что привело к определенному усложнению его структуры. В тоже время в произведениях на историко-революционную тему

расширяются функции домысла и вымысла - в повествование вводятся как вымышленные, так и исторические личности, реальные события.

Для адыгского историко-революционного романа характерен определенный - национальный -тип героя. Изображение национального характера во всем богатстве его внешних и внутренних проявлений говорит о стремлении адыгских писателей к воссозданию эволюции героя и эпохи в их многомерности и сложности, что, в свою очередь, ведет к четкой социальной детерминированности характеров персонажей, усложнению структуры художественного конфликта. Этот процесс ознаменовался появлением крупных произведений о революционном прошлом в литературах Северного Кавказа 60-80-х годов ХХ века: романов адыгейских писателей И. Машбаша «Тропы из ночи»(1971), А. Евтыха «Воз белого камня» (1971), «Глоток родниковой воды» (1977) и «Баржа» (1983), Ю. Тлюстена «Девичьи зори»(1971), дилогии Д. Ко-станова «Мос Шовгенов» (1970-1974); произведений кабардинских писателей А. Кешокова «Чудесное мгновение» (первый кабардинский историко-революционный роман;1958) и «Зеленый полумесяц» (1965), составивших дилогию «Вершины не спят» (1965), Х. Теунова «Род Шоге-моковых» (1967); произведений ^К. Залиханова «Горные орлы» (1962) и «Новый талисман» Б. Гуртуева (балкарская литература); романов

карачаевских и черкесских писателей Х. Байрамуковой «Утренняя звезда» (1971), А. Охтова «Млечный путь» (1968), Х. Жирова «Пробуждение гор» (1972), Ф. Абдулжалило-ва «Бурный поток» (1959) и «Хороша нива у коллектива» (1966), Д. Куба-нова «Голос в горах» (1963), О. Ху-биева «Аманат», И. Табулова «Аза-мат» (1963), трилогия Х. Гашокова «Отец и сын» (1959-1968), трилогия Ц. Коховой «Фатимат» (1963-1971); романов ингушских писателей И. Базоркина «Из тьмы веков» (1967), А. Бокова «Сыновья Беки» (19671969); осетинского писателя Д. Мам-сурова «Поэма о героях» и других, подготовивших типологически новый («современный») этап, для которого характерно большее, чем в предыдущие периоды, проблемно-концептуальное и структурно-композиционное многообразие прозы о революционном прошлом. Наступление типологически нового периода связано с обновлением общественного и эстетического сознания, которое активизировалось со второй половины 50-х годов ХХ века и развернулось в полной мере в последующие три десятилетия.

Известный словацкий литературовед Диониз Дюришин разработал теорию типологической общности национальных литератур, объединив их в четыре типа. Если следовать его теории, то адыгскую литературу следует отнести к региональному типу, который, по его мнению, «... является одним из существенных факторов объединения литератур в определенные общности» [1: 245]. Литературовед Ч. Гусейнов подчеркивает, что общность национальных литератур проявляется как «. одна из устойчивых и исторически подвижных форм литератур, сложившихся на базе генетических, контактных и типологических связей» [2: 36].

Общность типологии адыгского историко-революционного романа связана со спецификой изображаемого времени, напрямую

соотнесенного с реальным историческим временем, художественно фиксированном в конкретных эпохальных событиях - Октябрьской революции, Гражданской войне, коллективизации, строительстве социалистических отношений во всех сферах материальной и духовной жизни. Политическая проблематика, выделение идеологической посылки, социальная регламентация поведения героев обусловили в произведениях о революционном прошлом определенную типологию ситуаций, сюжетных ходов и характеров как идееносителей, предваряя концептуальность процесса познания человека. При этом художественное время не просто отражает и моделирует реальное, но и создает стилевую патетику произведения, передающую динамизм революционной эпохи, насыщенность ее важными, судьбоносными событиями.

Художественному постижению этого процесса в значительной мере способствовало обращение северокавказских писателей к русскому классическому и советскому многонациональному роману о революционном прошлом, открывшему новые возможности развития жанра.

Основной конфликт в них - столкновение нового и отжившего. Критики отмечают в реализации историко-революционной темы «...почти идеальное совпадение ситуаций, решений, ходов.», что в столкновении старого и нового «.проза нашла социальные типы, непримиримо противостоящие, <...> улавливая диалектику добра и зла не только в мире обстоятельств, но и в самой человеческой душе...» [3: 41-42] и что «... почти все национальные романы повторяли сюжетно-композицион-ное строение, систему образов, эволюцию характеров русского историко-революционного романа» [4]. Тем не менее, поэтика русского историко-революционного романа второй половины ХХ столетия была творчески освоена адыгскими писателями, опиравшимися на традиции,

свойственные их национальным литературам. «Подражание, - пишет литературовед Л. Бекизова, -сменилось взаимодействием национальных художественных традиций и современных принципов социально-психологического анализа, предстающих в органическом сплаве и диалектическом единстве» [5: 143].

Как отмечает профессор У.М. Панеш, «... в произведениях кабардинских, черкесских и адыгейских авторов проявляются такие типологически значимые тенденции, как уход от историко-событийного описательного повествования к художественно-объёмному, концентрированному проблемно-аналитическому изображению» [6: 123]. В новом эстетическом аспекте решается в произведениях о революционном прошлом проблема изображения эволюции национального мышления простого крестьянина-батрака в революции как выразителя национальных идеалов, носителя лучших черт народа. В них коллизии в эволюции народного сознания поднимаются на новый уровень идейно-художественного освещения.

Так, А. Кешоков в дилогии «Вершины не спят» сумел показать острую классовую борьбу, развернувшуюся в Кабарде в годы Советской власти, специфические для данного народа столкновения философско-нравственных идей, мировоззрений на революционные события и их последствия для людей. Повествовательная структура дилогии тяготеет к аналитико-реа-листическому стилю и отличается разнообразием средств и приемов. Основным художественно-эстетическим принципом типизации и обобщения становится глубинный психологизм характеров, поступков, мыслей и действий людей, осмысление поворотных событий в судьбе кабардинского народа через судьбы отдельных людей. В связи с этим литературовед А.Х. Мусукаева отмечает: «Роман А. Кешокова «Вершины не спят» соединил в себе широту

эпического охвата, драматизм народной борьбы и становления национальное характера, поэтическое начало фольклора и свойственный творчеству автора лиризм в воссоздании событий и героев» [7: 64].

В структурной организации романов о революции балкарских писателей Ж. Залиханова «Горные орлы» и Б. Гуртуева «Новый талисман» особая роль принадлежит историческому материалу, положенному в основу произведения - революционному пробуждению народных масс, их приобщению к освободительной борьбе. Причем авторы, как и А. Кешоков, сознательно расширяет рамки повествования, выходя за пределы Балкарии. Исторически закономерное движение жизни народа писатели воссоздает правдиво, изображая единство целей как балкарского, так и других народов Северного Кавказа в революционной борьбе.

В центре повествования романа Х. Байрамуковой «Утренняя звезда», посвященном событиям 19051918 годов ХХ века, жизнь одного из отдаленных карачаевских аулов. Герой романа абазинского писателя А. Табулова «Азамат», как и многие другие герои, прошел путь от покорного батрака до сознательного борца за революционные преобразования. Сложны и противоречивы жизненные обстоятельства, в которых действуют герои И. Машбаша Джамбулат («Тропы из ночи») и А. Евтыха Мос («Воз белого камня»), многогранны их характеры, в их поступках немало противоречий, отражающих суть революционной эпохи. Социальное и нравственное начала настолько тесно и сложно переплетаются в характерах героев, что их трудно отделить друг от друга. В романе А. Евтыха «Глоток родниковой воды» история социально-экономической перестройки адыгейского аула дана через сложнейшую диалектику внутреннего мира персонажей, как история становления человека (особенно в

образе Джины) или очищения человеческой души (Сибир). Поэтика романов подчинена раскрытию внутреннего социально-нравственного конфликта героев. Благодаря введению в повествование внутреннего монолога создается удачная иллюзия достоверности процесса мышления, глубинное проникновение в психологию героев. События подаются не только в авторской интерпретации, но и сквозь призму восприятия участников этих событий. Так достигается в произведениях А. Евтыха и И. Машбаша неожиданный и оригинальный эффект совмещения объективного и субъективного показа событий, обстоятельств: «Расширение проблемно тематического диапазона, усиление аналитического начала и поиски концентрированных жанровых форм - эти особенности, ставшие общими, наблюдаются в еще большей степени в адыгейской литературе» [8: 124].

В романе карачаево-черкесских писателей Х. Жирова «Пробуждение гор», дилогии Ф. Абдулжалило-ва «Бурный поток» и «Хороша нива у коллектива» отражены жизнь, быт, культура мировосприятие народа на переломном этапе истории. Поэтика романов имеет много общего в композиции, расстановке персонажей с историко-революционными произведениями других адыгских писателей, но в то же время в них воплощены национально ориентированные типы героев.

Таким образом, проведенный анализ ряда произведений о революционном прошлом адыгских писателей в свете общероссийских теоретико-литературных категорий, позволяющих говорить о некоторых общностях развития жанра в национальных литературах, дает основания сделать вывод о существовании

в советской многонациональной литературе, в том числе адыгской, 5080-х годов ХХ века жанра историко-революционного романа с общим типом художественной структуры, но в то же время с национальным содержательно-проблемным комплексом и формально-художественной организацией.

Сравнительно-типологическое изучение адыгских литератур второй половины ХХ века показало, что как жанровое образование историко-революционный роман характеризуется в первую очередь объектом художественного исследования - реальным историко-революционным процессом, а также национальным типом героя. При этом поэтика адыгского историко-революционного романа, его организация во многом зависят от содержания и проблематики художественного произведения, роли национального характера как структурообразующего фактора и идейно-эстетического центра, находящегося в диалектическом единстве с сюжетом, конфликтом, композицией, историческим и художественным временем.

Общность адыгских литератур, имеющих историческое, географическое, культурное, этническое единство, позволяет найти определенные точки их соприкосновения, изучить их взаимовлияние и, вместе с тем, показать истинно национальное достояние каждой из них. Интересную мысль в связи с этим высказал литературовед Л.Г. Якименко: «Мы становимся свидетелями побед реалистического искусства, которое, опираясь на поэтические национальные традиции, на завоевания русского советского романа, воссоздает действительность и характеры во всей их национальной неповторимости и исторической сущности» [9: 251].

Примечания:

1. Дюришин В. Систематика межлитературного процесса. Братислава, 1988.

2. Гусейнов Ч. Этот живой феномен. Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М.: Сов. писатель, 1988. 432 с.

3. Султанов К. Преемственность и обновление: современная проза Северного Кавказа и Дагестана. М.: Знание, 1985. 64 с.

4. Байрамукова С.К. Типология и национальное своеобразие историко-ху-дожественного романа (на материале северокавказских литератур). URL: www. elibrary.ru/ item.asp?id=25324927&

5. Бекизова Л.А. Литература в потоке времени. Черкесск: Карачаево-Черкесское респ. кн. изд-во, 2008. 416 с.

6. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. 279 с.

7. Мусукаева А.Х. Историко-революционный роман // Ответственность перед временем: Литературоведческие статьи. Нальчик: Эльбрус, 1987. С. 32-115.

8. Панеш У.М., Соколова Г.В. Романы «Вершины не спят» А. Кешокова, «Род Шогемоковых» Х. Теунова в контексте формирования историко-революционной прозы адыгских литератур 60-80-х гг. ХХ века // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. Майкоп, 2020. Вып. 1 (252). С. 122-128.

9. Якименко Л. О поэтике современного романа // Дружба народов. 1971. № 5. С. 234-245.

References:

1. Dyurishin V. Systematics of the interliterary process. Bratislava, 1988.

2. Guseynov Ch. This living phenomenon. Soviet multinational literature yesterday and today. M.: Sov. pisatel, 1988. 432 pp.

3. Sultanov K. Continuity and renewal: modern prose of the North Caucasus and Dagestan. M.: Znanie, 1985. 64 pp.

4. Bayramukova S.K. Typology and national originality of the historical and artistic novel (based on the material of the North Caucasian literatures). URL: www. elibrary.ru/ item.asp? id = 25324927 &

5. Bekizova L.A. Literature in the stream of time. Cherkessk: Karachay-Cherkess Republic Publishing house, 2008. 416 pp.

6. Panesh U.M. Typological relations and the formation of artistic and aesthetic unity of Adyghe literatures. Maikop, 1990. 279 pp.

7. Musukaeva A.Kh. Historical and revolutionary novel // Responsibility to time: Literary articles. Nalchik: Elbrus, 1987. P. 32-115.

8. Panesh U.M., Sokolova G.V. Novels "The Mountain Peaks Do Not Sleep" by A. Keshokov and "The Family of the Shogemokovs" by Kh. Teunov in the context of historical-revolutionary prose of Adyghe literatures of the 1960-1980s. of the 20th century // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Maikop, 2020. 1 (252). P. 122-128.

9. Yakimenko L. On the poetics of the modern novel // Friendship of Peoples. 1971. No. 5. P. 234-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.