Научная статья на тему 'Историко-революционный роман и проблемы положительного героя'

Историко-революционный роман и проблемы положительного героя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
348
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАМСУРОВ Д.Х. / ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / "ПОЭМА О ГЕРОЯХ" / ГЕРОЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ / РОМАН ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гиоева Зарина Анатольевна

Основополагающим фактором при создании образов в романе Д. Мамсурова «Поэма о героях» стала жизненная правда. Дабе Мамсуров смог воссоздать героическое прошлое в выразительных художественных образах героев, чей жизненный путь связан с судьбой родины и народа. Задачи, которые поставлены в работе, выполнены и охарактеризованы четко и логично.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ital truth became the principal factor in the images' making in the novel "The Poem about Heroes" by Dabe Mamsurov. Dabe Mamsurov succeeded in cre-ating the heroic past by means of expressive artistic forms of heroes, whose vital path is linked with the lot of the native country and people. The problems, which are set in the work, are accomplished and characterised clearly and logically.

Текст научной работы на тему «Историко-революционный роман и проблемы положительного героя»

З. А. Гиоева

ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ РОМАН И ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ

Работа представлена кафедрой осетинского литературного творчества Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова.

Научный руководитель - кандидат филологических наук, профессор Ш. Ф. Джикаев

Основополагающим фактором при создании образов в романе Д. Мамсурова «Поэма о героях» стала жизненная правда. Дабе Мамсуров смог воссоздать героическое прошлое в выразительных художественных образах героев, чей жизненный путь связан с судьбой родины и народа. Задачи, которые поставлены в работе, выполнены и охарактеризованы четко и логично.

Ключевые слова: Д. Мамсуров, «Поэма о героях», положительный герой, жизненная правда.

Z. Gioyeva

HISTORICAL AND REVOLUTIONARY NOVEL AND PROBLEMS OF A POSITIVE HERO

Vital truth became the principal factor in the images ’ making in the novel “The Poem about Heroes” by Dabe Mamsurov. Dabe Mamsurov succeeded in cre-ating the heroic past by means of expressive artistic forms of heroes, whose vital path is linked with the lot of the native country and people. The problems, which are set in the work, are accomplished and characterised clearly and logically.

Key words: D. Mamsurov, “The Poem about Heroes”, vital truth.

Воплощение человека и мира, развиваемое в литературе, тесно связано с принципами постижения и отражения личности в художественном творчестве. Многие художники заинтересованы в идейной глубине концепции личности, в ее глубоком и верном художественном воплощении. Особое место концепция личности и способы ее воплощения занимают в системе историко-революционного романа.

Концепция личности в историко-революционном романе, как показала эпоха, стала одним из лучших факторов формирования и воспитания новой личности. Принципы художественного воплощения человека всегда были в центре идейно-эстетических исканий в осетинской литературе. Жизненная действительность ХХ в. ставит перед собой новые задачи и вносит изменения в художественную концепцию личности, хотя главные черты положительного героя остаются относительно неизменными. Необходимо учитывать философский аспект при подходе к созданию личности в художественном творчестве, многообразие национальных проявлений человека современного общества. Идейная концепция постижения и отображения личности накладывает свой отпечаток на характер и направленность художественных поисков осетинской литературы и определяет обращение писателей к различным жанровым и стилевым формам. Самым колоритным является образ современника, именно «он всегда способствует формированию идейно-нравственного облика человека» [16, с. 4].

«Историю творят люди» - гласит пословица. И выполнять нашу историю помогает положительный герой, созданный писателем в художественном произведении. И хотя личность - лишь небольшая частица общества, она может двигаться вперед, становясь силой, вовлекающей в движение массы. Об исторических деятелях, свершения которых служили прогрессу государства и вошли в славную летопись истории, повествует роман Дабе Мамсурова «Поэма о героях». Их жизненный путь неразрывно связан с судьбами нации и народа.

Роль выдающейся личности в истории неоспорима. И чем дальше сегодня уходим от

своих истоков - в значении временном, тем ближе стремимся встать к ним в смысле духовном. Отношение к своей истории - также мерило зрелости общества. Дабе Мамсуров смог воссоздать героическое прошлое в выразительных художественных образах, чтобы новые поколения людей могли прикоснуться тем самым не только к своим историческим, но и нравственным началам.

В центре внимания автора романа «Поэма о героях» находится народно-освободительная борьба начала ХХ в. Исходя из этого возникают специфические проблемы в романе, такие как личность и история, человек и судьба родины, героическое и трагическое, соотношение социально-исторического и общечеловеческого. Роману Д. Мамсурова присущи принципы художественного воплощения. Постановка теоретической проблемы положительного героя в романе значительно расширена, усилена идеологическая наступательность и философская концептуальность.

Строительство нового общества вызвало к жизни исторических лиц нового типа. Ими стали С. М. Киров, Хадзимет Рамонов, Гино Бараков, Ной Буачидзе, Георгий Цаголов, Яков Бутырин, и др. В их подвигах и судьбах запечатлелось великое время социальных потрясений. Поистине вершиной воплощения лучших человеческих качеств являются их образы в романе. И, конечно, особое звено в романе составляет С. М. Киров. «Сергей Миронович Киров был одет в простой костюм, черную сатиновую рубашку с воротником. Прямые брюки были всованы в рабочие сапоги. Сидел за столом, грудью касаясь края стола...» [7, т. 2, с. 216]. Всеми своими помыслами, мечтами о светлом будущем, о равенстве и братстве, уничтожении всякого угнетения они, т. е. исторические деятели, связаны с народом. С. М. Киров был одним из пропагандистов идей интернационального сплочения народов. Он считает: «.С одной стороны, люди исповедуют разную религию, с другой - разговаривают на разных языках. Между горцами и казаками появилась вражда, которую надо искоренить. Труженику мы должны объяснить, кто их настоящий враг» [7, т. 2, с. 235]. Считая право нации на самоопределение свя-

щенным правом каждого народа, он вместе с тем активно выступал за равноправный, добровольный союз, за новую государственно-правовую общность. Он является образцом высокоинтеллектуальной жизнедеятельности, воплощением богатства мира чувств, высокой духовности, самоотверженности и героизма, бескомпромиссной борьбы за счастье народа, за его будущее.

«Великий человек, - писал Г. В. Плеханов, - велик. тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам» [11, с. 333]. К таким особенностям относятся выдающиеся качества: умение видеть дальше других, сила теоретического мышления, воли и чувств. Всем этим в полной мере обладал С. М. Киров. «- Пламенный огонь, когда он отдыхает-то?» - удивляется герой романа Г аппо Борзов. «- Да, человек с революционнонастроенным сердцем. Такой он на самом деле, Сергей Миронович, такой!» - поддерживает его Георгий [7, т. 2, с. 238].

Он был велик своей близостью к народу. Его жизнь стала подвигом. В образе Кирова всецело воплотилась концепция гармонически развитой личности, он и теоретик, и неутомимый практик, и «самый человечный человек». В этом нас убеждает развитие сюжетной линии Кирова.

Роман повествует об этапах подготовки и свершения нового общества. Поэтому для Д. Мамсурова первейшей задачей в романе было воссоздание образа личности. Вопрос о личности в современной науке ставится широко. Успешно он решается в философии, социологии, а в литературоведении нет такого исследования, в котором были бы учтены все аспекты личности - социальный, психологический, функциональный. В имеющихся работах «речь чаще всего идет либо о положительном герое, либо эстетическом идеале в литературе; либо об изображении характера в художественных произведениях» [16, с. 15]. Все исследователи единодушны в том, что истинный герой нашего времени «обретает духовное богатство, силу интеллекта, психологическую многогранность и нравственную цельность, активно участвуя в исторических

делах народа, как преобразователя мира» [16, с. 31].

Современная литература изображает человека как личность, опираясь на философию, которая утверждает, что «личность в обществе - индивидуальное выражение социально-значимых средств. Индивидуальная форма бытия общественных отношений, мера социальности человека» [14, с. 51]. Понятие «личность» указывает на свободу человека как существа социального (а не биологического), обладающего качествами, которые развились в нем в процессе взаимоотношений с обществом. Философское понятие «человек» шире понятия «личность», «литература прежде всего имеет дело с личностью, как человеческой индивидуальностью и как членом общества. И судьба человека в художественном произведении всегда предстает во взаимоотношениях личности и общества» [10, с. 29]. Чем богаче личность духовно, тем активнее она участвует в общественных преобразованиях, тем стремительнее происходит процесс строительства нового общества. Эта диалектическая взаимосвязь личности с общественным развитием нашла отражение в произведениях советских писателей.

Учитывая различные этапы совершенствования личности, мы можем рассматривать ее как некую модель идеала. Советская литература идеализировала как революцию, так и ее идеологов и вершителей, не отражала ее отрицательные последствия. Идеал невозможно отделить от правдивого изображения жизни, от ее осмысления. В основе эстетического идеала в литературе заложено представление писателя о прекрасном, определенное мировоззрением. Несмотря на то что проходит время, изменяется человек, совершенствуется личность, эстетический идеал поднимается на более высокую вершину. Это показал нам и Д. Мамсуров в образе Гаппо Борзова. «Сослан-бек не узнавал Гаппо, совсем другим вернулся он с войны. Бесстрашный борец за правду. Откуда у Гаппо такие умные мысли, такие смелые решения? И Сосланбек внимательно рассматривал загорелое лицо брата, высокий лоб, твердый подбородок» [7, т. 2, с. 39]. Но настоящее искусство никогда не отделяло эс-

тетический идеал от правдивого изображения жизни. «Передовые идеалы помогают поднять дух эпохи, потребность народа, они дают тщательно осмыслить жизнь в ее развитии. Уловить ее исторически необходимые требования» [16, с. 43].

Эстетический идеал - источник эстетической оценки действительности, утверждающий или отрицающий те или иные стороны жизненных явлений, человеческого характера. И чем более будет приближаться авторский эстетический идеал к существующему общественному идеалу или совпадать с ним, тем он «будет истиннее» [12, с. 56].

Своеобразную роль в раскрытии эстетического идеала играют отрицательные персонажи. В романе это Джамбот, Дондур, Васил, Михал, Темыр и др. Конфликт, который возникает благодаря столкновению противоборствующих сил, помогает разоблачению одних идеалов и утверждению других. Это отчетливо видно в диалогах между героями:

«- Когда еще маленькими были дети Бота-са, вот тогда их надо было придушить! Почему я этого не сделал?! - глубоко вздыхая, сказал Джамбот.

- Джамбот, какими бы они ни были, они дети твоего старшего брата. Если у них есть что-нибудь осетинское, они должны тебя послушаться.

- Какие ты смешные слова говоришь, Ми-хал! - с сердитой улыбкой ответил Джамбот. -В селе ко мне посторонний прислушается, но дети Ботаса - никогда!»

Высмеивая или осуждая какие-то отрицательные человеческие качества, стороны, явления жизни, Д. Мамсуров проясняет свои позиции, раскрывает свою точку зрения. Отрицание становится средством утверждения эстетического идеала.

Писатель представляет нам некий обобщенный образ, отражающий реальный процесс жизни, выдвигаемые временем задачи, осуществление их в действительности. Как отмечают Н. Гейн и В. Пискунов, эстетический идеал включает в себя «не только известную эстетическую гипотезу, но и соответствующую оценку изображаемого» [2, с. 29]. Иначе говоря, «эстетический идеал - это равнодействую-

щая сторона всех объективных и субъективных начал искусства: он - и обобщенная идея, и нравственный критерий, и субъективированный образ художественно пересозданной действительности» [9, с. 265].

Герои трилогии Д. Мамсурова - будь то вожди освободительного движения или рядовые его борцы - это люди неординарной судьбы, носители и проводники в жизнь передовых идей своего времени, выразители самых светлых устремлений народа. Они - благородный пример самоотверженного и бескорыстного служения своей родине. И роман «Поэма о героях» воспитывает нашего современника силою примера, «силою идеала - социальнополитического, эстетического, нравственного, выражающегося как в образе главного героя произведения, так и в произведении в целом» [3, с. 18].

К историко-революционному роману, как произведению художественному, имеет непосредственное отношение и категория «положительного героя». Положительный герой является носителем эстетического идеала. В данном романе речь идет о Гаппо Борзове, которого Д. Мамсуров в некоторой степени представил эстетическим идеалом. В образе Гаппо Борзова писатель показывает силу интеллекта, патриотизм, уверенность в завтрашнем дне. «Непременными качествами положительного героя - современника все в большей степени становится сила личного примера, умение словом и делом воздействовать на отсталого, помочь ему преодолеть в себе плохое» [3, с. 52]. Писатель с первого же появления своего героя в романе показывает его с положительной стороны. «После смерти отца вся мужская работа в доме легла на плечи Гаппо. Он понимал трудности матери, жалел ее и помогал, чем мог. Старался, чтобы ей хоть как-то облегчить всю семейную ношу. Госка называла его своим помощником, спасителем, и это нравилось ему. Ему казалось, будто он уже взрослый, и вел себя, как настоящий мужчина, кормилец семьи. Шел ему всего шестнадцатый год» [7, т. 1, с. 18].

Но, несмотря на общие качества, положительные герои в романе очень не похожи друг на друга. Они люди разных темпераментов,

наклонностей. Индивидуальность своих героев Д. Мамсуров не ограничивает психологическими и биологическими особенностями. Главным в данном понятии он считает свойственное лишь определенной личности своеобразное сочетание социальных качеств как показатель развития ее творческих сил, общественной активности. Один из таких героев Додегка Сауаев - сын богатого помещика Дон-дура. Будучи офицером из знатного, богатого дома, «он любим народом» [7, т. 2, с. 168].

«Интересно, в кого же я пошел? Ведь я же не такой скупой и отношусь с уважением к людям. Телосложением пошел в отца, а сердцем весь в мать. Может, если бы я не выучился, то сердцем бы был похож на отца. Но все равно не так, как он.» [7, т. 2, с. 171]. Внутренний монолог героя говорит о его жизненной философии, о его отношении к людям, его психологии. «Мастерство, в узком смысле слова, заключается в искусстве подбора уместных слов для создания образа героя, пейзажа, действия и образа самих идей», - пишет М. Замошкин [6, с. 30]. Д. Мамсуров был таким «мастером слова», и он смог создать характеры путем внутреннего монолога.

Принципами создания характера положительного героя в романе являются ответственность за все, что совершается на родной земле, слитность человека и дела. Ф. Кузнецов отмечает: «.человек перерастает в личность по мере того, как он задумывается о своем месте в обществе, об обязанностях не только перед собой, но и перед миром, перед людьми; по мере того, как он вырабатывает в себе истинную школу ценностей, становится человеком. по общественной природе.» [5, с. 342]. Так как общество формирует, воспитывает личность, то каждая эпоха прививает человеку черты, свойственные данному времени и обществу. Поэтому, давая положительную или отрицательную оценку историческому герою, необходимо всегда помнить об учении М. Горького о трех действительностях, в диалектическом единстве настоящего, прошедшего и будущего. И, оглядываясь в день вчерашний, уметь сопоставлять его с настоящим и видеть историческую перспективу будущего. Только такой историзм будет подлинным.

В широком понимании положительный герой - это созидатель жизни, сохранивший о себе добрую память в народе. При этом независимо от того, является ли он реально существующей исторической личностью или плодом художественного вымысла писателя. Как говорил М. Горький, «положительный герой - выразитель активного идеала» [4, с. 117].

Г аппо Борзов ближе всех остальных стоит к общественному и эстетическому идеалу, как наследник всего самого лучшего в традициях и характере истинного осетина. Герой романа «Поэма о героях» готов, если надо, идти «против течения». «Гаппо представил, будто его счастье кто-то отнимает из рук. В омуте бедности он долго плавал, и вот приплыв на берег и коснувшись земли, кто-то бьет его головой, чтобы он не встал на землю. Гаппо казалось, что это бог проклял его из-за того, что он хочет лучше жить, и в страданиях людей винил себя. Мысленно он то ругал, то просил прощения у бога» [7, т. 1, с. 132]. Но есть в романе и философские моменты, где Гаппо Борзов говорит, что «один человек не в силах изменить жизнь». Здесь мы видим авторский подтекст. Его можно рассматривать как максимально возможное приближение к идеалу. «Это, - как пишет Б. Хотимский, - Рыцарь справедливости, как правило, активный общественный деятель, бескорыстный и умелый борец за передовые идеи, за освобождение человека от социального гнета» [15, с. 115]. Из этого вытекает постановка сложнейшей проблемы воссоздания личности, стоящей перед автором романа «Поэма о героях».

Д. Мамсуров обратился к прошлому нашей родины. Для него было важным показать, как и какие события воспитывали ее исторического героя. Важной является также безусловная жизненная правда этих образов. Об этом говорили в одной из своих работ Маркс и Энгельс: «Было бы весьма желательно, чтобы люди, стоявшие во главе партии движения, были, наконец, изображены суровыми рембрантов-скими красками во всей своей жизненной яркости. Все существующие описания никогда не рисуют этих лиц в их реальном виде, а лишь в официальном виде, с котурнами на ногах и ореолом вокруг головы» [8, с. 293].

Цель романиста - вдохнуть в них жизнь, заставить «заговорить» прошедшее. У романа «Поэма о героях» существует документальная основа, и современная действительность очень внимательна к правде характера. Через логику фактов, документов писатель передает действительную жизнь исторической эпохи, восстанавливает правду истории. Автор рома-

на творчески использовал документы, которые имели прямое отношение к героям и событиям, они способствовали решению основной задачи писателя - установлению многих фактов, важных для воссоздания художественной биографии и общественной деятельности активных участников событий начала ХХ в. Этим путем жил Д. Мамсуров в романе «Поэма о героях».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авчаренко А. Эпоха. Человек. Искусство. М.: Советская Россия. 1967.

2. Гейн Н., Пискунов В. Эстетический идеал советской литературы. М.: АН СССР, 1962.

3. Герой современной литературы. М.-Л.: Художественная литература, 1963.

4. Горький М. Собр. соч.: в 30 т. Т. 29.

5. Кузнецов Ф. За все в ответе. М.: Советский писатель, 1978.

6. Мамсуров Д. Избр. произв.: в 6 т. Орджоникидзе, 1967. Т. II. (Подстр. перевод наш. - З. Г., цитируем по этому изд. с указ. тома (римская цифра) и страница (арабская цифра) в тексте.)

7. Маркс К., Энгельс Ф. Великие мужи эмиграции. Собр. соч. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 8.

8. Замошкин М. Слово, стиль, время. Октябрь. 1959. № 2.

9. Пархоменко М. Многонациональное единство советской литературы. М.: Просвещение, 1978.

10. Петров С. М. Проблема человека и литература социалистического реализма // Концепция человека в эстетике социалистического реализма. М.: Мысль, 1977.

11. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1956. Т. 2.

12. Сидоров Е. О. О положительном герое современной советской литературы// Концепция человека в эстетике социалистического реализма. М.: Мысль, 1974.

13. Скачков И. В. Нравственные уроки истории. М.: Советский писатель, 1984.

14. Смирнов Л. Советский человек. Формирование типа личности. М.: Изд-во политической литературы, 1973.

15. Хотимский Б. Рыцари справедливости. М.: Знание, 1977.

16. Щедрина Н. М. Концепция личности в современном историко-революционном романе: учеб. пособие. Уфа: Башкирск. ун-т, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.