Научная статья на тему 'Историко-психологический анализ политического мировоззрения Мартина Лютера (на примере произведения «о светской власти»)'

Историко-психологический анализ политического мировоззрения Мартина Лютера (на примере произведения «о светской власти») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2370
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / CONCEPTION OF SEPARATION OF POWERS / МАРТИН ЛЮТЕР / MARTIN LUTHER / ЭТАТИЗМ / ETATISM / РЕФОРМАЦИЯ / REFORMATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горовая А.В.

Статья посвящена мировоззренческим позициям Мартина Лютера по вопросу организации власти. Используя психолого-исторический анализ, предпринята попытка заглянуть в суть его концептуальных утверждений, выявить их качественные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF MARTIN LUTHERS POLITICAL WORLDVIEW (by the example of the work About temporal power)

The article is devoted to Luthers comprehension the nature of temporal power. Using historical and psychological analysis, an attempt was undertaken to examine the meaning of his conceptual statements, to clearly determine their qualitative characteristics.

Текст научной работы на тему «Историко-психологический анализ политического мировоззрения Мартина Лютера (на примере произведения «о светской власти»)»

УДК 930.85

ББК 87.3(4ГЕР)43, 86.376.11 -8

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МАРТИНА ЛЮТЕРА (на примере произведения «О светской власти»)

THE HISTORICAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF MARTIN LUTHER'S POLITICAL WORLDVIEW (by the example of the work "About temporal power")

А. В. Горовая

Статья посвящена мировоззренческим позициям Мартина Лютера по вопросу организации власти. Используя психолого-исторический анализ, предпринята попытка заглянуть в суть его концептуальных утверждений, выявить их качественные характеристики.

Ключевые слова: концепция разделения властей, Мартин Лютер, этатизм, Реформация.

Реформация представляет собой широкомасштабный процесс, базировавшийся на религиозной почве, но затронувший и повлиявший на различные аспекты человеческой жизни. Безусловно, одним из ее самых выдающихся людей, навеки вписавшим свое имя в историю, является Мартин Лютер. Реформатор не ограничивался одними теологическими изысканиями, и в данной статье предпринята попытка рассмотреть его идейные взгляды с точки зрения психолого-исторического анализа. Это представляется очень важным, поскольку в основе действий находится человеческая мотивация, которая формируется из цели, а складывается из многих звеньев, прежде чем стать связным стремлением что-либо осуществить.

Реформация - это не одно событие, а их связи, качественной характеристикой которых служат внушительный территориальный размах, глубина мировоззренческих позиций деятелей Реформации, содержательность их взглядов и, безусловно, неоднозначность, сложность процесса. Одним из важных и актуальных является следующий вопрос: почему люди захотели что-то менять и почему пошли за теми, кто предлагал перемены. Среднестатистический средневековый человек жил во власти эсхатологического страха, блокировавшего повсеместно и из-за секуляризованного мышления любые проявления, которые могли нарушить спокойствие его духа. Любыми путями народ предпринимал попытки спасения своих душ, но люди менялись под давлением различного рода обстоятельств. Они уже не могли довольствоваться ответами Церкви на свои вопросы, складывался новый психотип человека эпохи Возрождения, впитавший в себя опыт переживаний прошлого и стремившийся эмансипировать свои личностные стремления, состояться в этой жизни, а не жить со страхом смерти. В данных исторических условиях идейное мировоззрение Мартина Лютера отвечало требованиям эпохи.

Исходя из психологических исследований деятельности Мартина Лютера можно заметить, что он обладал противоре-

A. V. Gorovaya

The article is devoted to Luther's comprehension the nature of temporal power. Using historical and psychological analysis, an attempt was undertaken to examine the meaning of his conceptual statements, to clearly determine their qualitative characteristics.

Keywords: conception of separation of powers, Martin Luther, etatism, Reformation.

чивыми чертами характера, ему импонировали решительность и стремление к совершенству. Взгляды реформатора, прецеденты для которых имелись в патристике в изобилии, начинаются с убеждения в том, что человек рожден в грехе: «Грешная душа не может совершать добрые дела, а хорошая душа не может нести ответственность ни за какой грех» [1]. Нельзя забывать, что теология Лютера была ориентирована, главным образом, на человека среднего класса, с присущим ему мышлением, формами страха, неуверенностью в будущем. С одной стороны, он получал освобождение от гнета Церкви, а с другой - жить без внешних ограничений не мог, так как отсутствовала привычка. И тогда Лютер смог ему предложить Бога - гаранта стабильности, иной вариант зависимости. «Вера» Лютера состояла в убеждении, что любовь дается ценой отказа от собственной воли; это решение имеет много общего с принципом полного подчинения индивида государству или вождю. Характеризуя Мартина Лютера с точки зрения его политического мировоззрения, следует отметить, что большинство произведений было им создано, когда он находился в экзальтированном состоянии. Репрессии со стороны католической церкви и ее высокопоставленных покровителей укрепили в нем синдром жертвы, который был привит Лютеру еще в детском возрасте. Он был постоянно занят мыслью, сколько ему нужно совершить добрых дел, чтобы умилостивить Христа, от которого, как от неумолимого судьи, как ему говорила мать, многие убегали в монастырь [1]. С помощью психолого-исторического метода на примере произведения «О светской власти» можно выявить следующие составляющие.

Мартин Лютер признает, что власть не является идеальной по своему устройству, но тем не менее церкви не пристало вмешиваться в земной порядок. «А неправедные не делают даже того, что предписывает право. Поэтому им нужно право, которое бы учило, заставляло и принуждало их делать добро» [2], - утверждает автор произ-

ведения. В данной цитате стоит обратить внимание на аспект принуждения в делании добра: забота о ближнем доходит до крайней степени, против желания человека другие люди будут думать о его спасении.

«Раз меч полезен и необходим для охраны мира, наказания греха и защиты от злых, то христианин охотно подчиняется правлению меча: платит подати, почитает начальство, служит, помогает, делает все, что идет на пользу светской власти, дабы ее не забывали, чтили и боялись» [2]. Страх в различных формах и проявлениях - непременное условие любой религии, и Лютер это понимал. Отнять боязнь у человека означало то же самое, что отнять веру: ведь страх наказания - это один из главных побудительных мотивов для того, чтобы подчиняться законам божьему и светскому, он стимулирует человеческую деятельность.

«Но ты спрашиваешь: "Если нельзя никому довериться, то как же управлять страной?" Ответ: "Ты обязан повелевать и решать; а доверять и верить не должен никому, кроме одного Бога"» [2]. В данной выдержке виден религиозный индивидуализм, необходимый для правителя: он должен, минуя библейские наставления о любви и доверию к близким, быть связанным лишь с богом, определив тем самым себя в центр автономии, и только он будет отвечать за все свои деяния.

По поводу оправдания и необходимости светской власти реформатор писал: «Поскольку весь мир зол, и среди тысячи едва ли найдешь одного истинного христианина, то люди пожирали бы друг друга, и некому было бы защитить женщин и детей, накормить их и поставить на службу Богу, и мир опустел бы» [2]. Для Лютера является принципиально важным то, что мир несовершенен, несмотря на то, что он создан Богом. И это характерная черта лютеранства. Для него не существует перфекционизма, совершенен лишь Бог, а идеал недостижим.

«И вот, если бы кто-нибудь захотел править миром по-евангельски, упразднить всякое светское право и светский меч под предлогом, что все де крещеные, все христиане, среди которых Евангелие не предписывает иметь ни права, ни меча, и они вообще не нужны; любезный, угадай, что бы он натворил? Он снял бы путы и цепи с диких, злых зверей, так что они растерзали и перегрызли бы всех, в то же время он уверял бы, будто это - его ручные, безобидные зверюшки; но я почувствовал бы [истину] по ранам своим» [2]. Данную мысль следует понимать так, что каждый христианин по своей сути двойственен: ему присущи и грешность, и праведность. Из-за этого нецелесообразно полагать, будто отсутствие власти укрепит народ в их лучших сторонах характера и души. У человека обязательно должны быть ограничители: в духовной жизни - это Бог, в земной - власть.

«Итак, видишь ты, как следует рассматривать упоминавшиеся нами раньше слова Христа из Мф. 5 о том, что христиане не должны ни судиться, ни управляться светским мечом. Прямо Он говорил это только Своим любимым христианам» [2]. В продолжение предыдущего примера это положение раскрывает смысл того, что христианин - понятие приобретенное, и приобретается оно в результате долгой и упорной работы над собой, стремления постичь Бога. И именно для

таких людей может и должен соблюдаться закон Божий, но пока все человечество не постигнет истинную христианскую мудрость и не начнет жить согласно заповедям, то власть необходима в качестве регулирования взаимоотношений и гаранта стабильности. Лютер понимал всю сложность своего мировоззренческого становления, и через ряд ментальных махинаций вывел, что двойная определенность христианина обусловлена двойственностью его природы. Он воплощает в себе и духовность и телесность. Свобода есть лишь у той, духовной составляющей, что находится внутри человека. Следовательно, какие бы ни были законы, на самом деле они не могут ее ущемить, поскольку сила их направлена лишь на внешнюю природу человека, а то, что предназначено для бога и дано им же, не подвластно мирским категориям.

«Если человеческий закон должен указывать душе, во что и как она должна верить, а именно эту мысль необоснованно отстаивают некоторые люди, то это, конечно, не слово Божие. Если же слова Божия здесь нет, то неизвестно, одобряет ли Господь подобное, ибо то, чего Он не заповедовал, не может быть истинным и исходящим от Него» [2]. Данный тезис можно понять как ссылку на разграничение земного и небесного, нераспространения светской власти на духовную сущность человека. Антропологическая переориентация заключается в том, что теперь человек не бездумно следует всем законам, а путем религиозного переживания может определять то, что будет способствовать его личностному приближению к Богу, а что - социальному взаимодействию с другими людьми.

«Но ты хочешь знать, почему Бог порешил, чтобы светские князья так сильно осрамились? Я скажу тебе: Бог извратил их разум, желая с ними покончить так же, как и с духовными господами» [2]. Лютер считает, что власть Бога состоит в том, что своим попущением Он может направлять людей в сторону истинной веры, используя при этом методы не только божественного откровения, но и насылая неудачи, болезни и потери. Далее автор добавляет: «Ведь они - палочники и палачи Господа, и Божественный гнев употребляет их для наказания злых, для поддержания внешнего мира. Велик господин - наш Бог, поэтому и пристало Ему иметь таких вельможных, высокородных, богатых палачей и стражников» [2]. Пытаясь развить свою мысль, Лютер оправдывает наличие светской власти для организации порядка на земле. Для него она - сдерживающий фактор для людей, она оставляет им мне-стический след, дабы сформировать психологию подчинения. Через власть человек научится исполнительности, собранности и сосредоточенности на своих действиях, умению отвечать за поступки. И тогда он уже будет подготовлен для загробной жизни, где лишь один Владыка - сам Бог.

Очень важно отметить то, что в данных отрывках реформатор характеризуется как личность, с присущей ей большой долей религиозного фанатизма. Аддикция отношений ясна: для Лютера существует четкое разделение на «своих» и «чужих». К последним относятся те, кто не приняли его мировоззренческие взгляды, и именно к ним он не испытывает христианского сострадания, понимания. Для него они являются противниками, и против них и был первоначально обращен его протест. Безусловно, такую позицию было бы

ошибочно оценивать исключительно с точки зрения религиозного экстатического устремления. В первую очередь, она служила ответом реформатора на реакцию властей светских и духовных на его взгляды. Чтобы им противостоять, и был включен механизм психологической защиты.

Таким образом, проанализировав некоторые из положений документа «О светской власти», можно сделать следующие выводы. Для Мартина Лютера важным принципом является разделение властей на светскую и духовную, и для их успешного функционирования предоставляется исключительно важным подчинение людей. В обоих случаях оно должно быть основано не только на понимании необходимости, но и на страхе, мощном побудительном мотиве для исполнения обязанностей по отношению к Богу и правителю. Ведь время Реформации характеризуют тенденции маргинализации общества, потерянность людей не только в плане социальных ролей, но и духовной жизни. Мартин Лютер смог предложить решение мировоззренческих проблем, и даже дать нечто большее - гарантии, распространяющиеся на Вечность. И именно подчинение владыкам земному и небесному избавляет человека от необходимости самоидентификации, решения определенных проблем, даже путем ограничения своих свобод. Светская власть оправдывает свое существование, поскольку на данном этапе мир состоит не только из праведных христиан, для общества нужны сдерживающие рамки, то, что может скоординировать деятельность людей и тем самым, через прививание психологических привычек подчинения и послушания, подгото-

вить всех к царству Божьему. В то же время реформатор подчеркивает: человеку не достичь идеала Бога, но он путем самосовершенствования в земной жизни может получить блага и в загробной. Эти слова служат побудительным мотивом, стимулируют развитие человеческих способностей. Люди начинают мыслить о своей перспективе, расширяются и углубляются мировоззренческие позиции. Но, безусловно, при анализе идей реформатора следует учитывать и сложные психологические эпизоды детства и юности самого Лютера, чтобы понять, откуда идет мысль о недосягаемости совершенства. Ведь его детские годы были отмечены религиозным и воспитательным деспотизмом со стороны родителей, а время учения в лоне католицизма привило мысль о Боге как карателе и высшем судье.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Робинсон Д. Н. Интеллектуальная история психологии / пер. с англ. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.

2. Лютер М. О светской власти // Лютер М. Избр. произведения. СПб.: Фонд «Лютеранское наследие», 1994. С.131-163.

3. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб., 2001.

4. Порозовская Б. Д. Мартин Лютер: Его жизнь и реформаторская деятельность: биографический очерк. СПб.: Фонд «Лютеранское наследие», 1997.

5. Эриксон Э. Г. Молодой Лютер. М., 1996.

УДК 371.485 ББК 74.005.3

ВОЗДВИЖЕНСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ШКОЛА Н.Н. НЕПЛЮЕВА

N.N. NEPLUEV'S VOZDVIZHENSK AGRICULTURE SCHOOL

Т. Б. Фейзрахманова

В статье подробно описывается опыт Воздвиженской сельскохозяйственной школы. Применяемые в школе методы и формы воспитания и обучения могут оказаться полезными педагогам-современникам, работающим в авторских школах.

Ключевые слова: Н. Неплюев, авторская школа, трудовые братства, нравственное воспитание.

T. B. Feyzrakhmanova

The article describes in detail the experience of Vozd-vizhensk agricultural school. The methods and forms of education and training used at school may be useful for teachers, currently working at experimental schools.

Keywords: N. Nepluev, experimental school, labor fellowships, moral upbringing.

Одно из лучших средств к быстрому оздоровлению умственной и нравственной атмосферы современного общества - разумное отношение к делу воспитания нарождающихся поколений. [1, с. 25]

Сегодня, когда появилась возможность создания новых типов учебных заведений, в том числе так называемых авторских школ, на повестку дня встал вопрос об изучении положительного опыта, ошибок и противоречий в становлении и развитии этих типов школы в историческом аспекте. Этим и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.